Научная статья на тему 'Общие положения о таможенном контроле после выпуска товаров в условиях становления «цифровой таможни»'

Общие положения о таможенном контроле после выпуска товаров в условиях становления «цифровой таможни» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
452
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенный контроль / выпуск товаров / таможенные проверки / таможенные платежи / цифровизация таможни / customs control / release of goods / customs checks / customs payments / digitalization of customs

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устинова Анастасия Васильевна

Введение: представляется важным определить общие положения о таможенном контроле после выпуска товаров в условиях становления «цифровой таможни». Цель: на основе действующего законодательства и статистических данных определить общие положения о таможенном контроле после выпуска товаров в условиях становления «цифровой таможни». Методологическая основа: общенаучные методы (синтез, диалектический метод), метод сравнительно-правового анализа и формально-юридический метод. Результаты: проведенный анализ деятельности таможенных органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров определил его значимость в целях пополнения доходной части бюджета государства. Выводы: определена динамика результатов проведения таможенного контроля после выпуска товаров в условиях развития цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General Provisions on Customs Control After the Release of Goods in the Conditions of the Formation of «Digital Customs»

Background: on the basis of the current legislation and statistical data, to determine the general provisions on customs control after the release of goods in the conditions of the formation of “digital customs”. It seems important to determine the general provisions of customs control after the release of goods in the conditions of the formation of the “digital customs”. Objective: on the basis of the current legislation and statistical data to determine the general provisions of customs control after the release of goods in the conditions of the formation of “digital customs”. Methodology: general scientific methods (synthesis, dialectical method), the method of comparative legal analysis and the formal legal method. Results: the analysis of the activities of customs authorities in carrying out customs control after the release of goods determined its importance in order to replenish the revenue part of the state budget. Conclusions: the dynamics of the results of customs control after the release of goods in the context of the development of digital technologies is determined.

Текст научной работы на тему «Общие положения о таможенном контроле после выпуска товаров в условиях становления «цифровой таможни»»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-5-233-240 УДК 347.73

A.B. Устинова

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ «ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ»

Введение: представляется важным определить общие положения о таможенном контроле после выпуска товаров в условиях становления «цифровой таможни». Цель: на основе действующего законодательства и статистических данных определить общие положения о таможенном контроле после выпуска товаров в условиях становления «цифровой таможни». Методологическая основа: общенаучные методы (синтез, диалектический метод), метод сравнительно-правового анализа и формально-юридический метод. Результаты: проведенный анализ деятельности таможенных органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров определил его значимость в целях пополнения доходной части бюджета государства. Выводы: определена динамика результатов проведения таможенного контроля после выпуска товаров в условиях развития цифровых технологий.

Ключевые слова: таможенный контроль, выпуск товаров, таможенные проверки, таможенные платежи, цифровизация таможни.

A.V. Ustinova

GENERAL PROVISIONS ON CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS IN THE CONDITIONS OF THE FORMATION OF «DIGITAL CUSTOMS»

Background: on the basis of the current legislation and statistical data, to determine the general provisions on customs control after the release of goods in the conditions of the formation of "digital customs". It seems important to determine the general provisions of customs control after the release of goods in the conditions of the formation of the "digital customs". Objective: on the basis of the current legislation and statistical data to determine the general provisions of customs control after the release of goods in the conditions of the formation of "digital customs". Methodology: general scientific methods (synthesis, dialectical method), the method of comparative legal analysis and the formal legal method. Results: the analysis of the activities of customs authorities in carrying out customs control after the release of goods determined its importance in order to replenish the revenue part of the state budget. Conclusions: the dynamics of the results of customs control after the release of goods in the context of the development of digital technologies is determined.

Key-words: customs control, release of goods, customs checks, customs payments, digitalization of customs.

© Устинова Анастасия Васильевна, 2022

Кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: Ustinova-104@mail.ru

© Ustinova Anastasia Vasilyevna, 2022

Candidate of Law, Associate Professor, Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor N. I. Khimicheva (Saratov State Law Academy) 233

Одним из современных направлений в области внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) является развитие «цифровой таможни». В Российской Федерации уже функционирует интегрированная информационная система, обеспечивающая взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД. Но для ускорения процесса интеграции необходимы современные информационные инструменты. Поэтому одной из главных задач ФТС России является развитие информационных технологий в своей деятельности.

«Таможня — это в значительной степени уникальный орган, потому что в нем сосредоточены и правоохранительные функции, и административные, и фискальные. Важнейший инструмент государства в обеспечении своих интересов — отмечает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Реализация данных функций и создание «цифровой» таможни неразрывно связаны с развитием современных информационных технологий, которые позволяют выстроить систему взаимодействия между участниками таможенного процесса таким образом, чтобы еще до прибытия товаров обладать всей информацией о них. По мнению руководителя ФТС России Владимира Бу-лавина: «Чем выше уровень насыщения таможенной сферы цифрой, тем больше в этой сфере прозрачности и взаимного доверия»2.

Таможенная служба применяет информационные технологии в тех случаях, когда это экономически выгодно и эффективно не только для нее, но и для частных субъектов. Такой подход положен и в основу проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Ускорение и упрощение таможенного администрирования при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и «...смещение акцентов с этапа декларирования товаров на этап контроля после выпуска товаров подтвердило необходимость совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров как инструмента, обеспечивающего минимизацию издержек участников ВЭД при перемещении товаров и недопущения нарушений таможенных правил, в том числе связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет государства» [3].

Необходимо отметить, что контрольно-надзорная деятельность таможенных органов в условиях пандемии связана с мерами стимулирующего и пресекатель-ного характера, мягкого регулирования и временно административно-процедурными упрощениями, которые направлены как на обеспечение безопасности граждан государств-членов ЕАЭС, так и на поддержку развития национальных экономик, в рамках Таможенного кодекса Евразийского экономического союза3 (далее — ТК ЕАЭС).

Основная цель таможенного контроля после выпуска товаров заключается в определении с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий требованиям норм таможенного законодательства, а также выявление, пресечение и предупреждение совершения нарушений в данной области правового регулирования.

1 См.: Встреча Президента Российской Федерации Владимира Путина с главой ФТС России Владимиром Булавиным // Интернет-портал «Российская газета». URL: https:// rg.ru/2019/l0/25/putin-nazval-tamozhniu-unikalnoj.html (дата обращения: 23.03.2022).

2 См.: Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

3 См.: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (в ред. от 29 мая 2019 г.) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Документ

234 опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основными направлениями таможенного контроля после выпуска товаров являются: обеспечение мер по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды; выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и выявление признаков преступлений, производство неотложных следственных действий по уголовным делам; обеспечение защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности; обеспечение принятия мер, направленных на довзыскание и уплату таможенных платежей в случаях выявления неуплаты или неполной уплаты по результатам таможенной проверки.

С.А. Агамагомедова отмечает, что: «...эффективный таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения законодательства и необременительных для бизнеса мер, необходимых в той степени и той форме, которые являются минимально достаточными для обеспечения базовых целей таможенного контроля — соблюдения законодательства» [1]. Главным показателем эффективности таможенного контроля в современных условиях является достижение оптимального баланса между задачами содействия внешней торговли и обеспечения соблюдения законодательства, контроль, за исполнением которого, возложен на таможенные органы. При этом, А.Н. Козырин полагает, что: «...для того, чтобы таможенное законодательство не расходилось с принципами таможенного права, необходимо прежде всего организовать законодательную процедуру таким образом, чтобы она в максимально полной степени могла уловить интересы не только государства, но и различных частнопредпринимательских кругов» [2]. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»1 содержится позиция относительно поддержания баланса публичных и частных интересов в рамках мероприятий по таможенному контролю после выпуска товаров. Конституционный суд Российской Федерации придерживается аналогичной позиции, учитывая, что конкретная правовая регламентация контролирующих органов государственной власти является одним из способов поддержания интересов2. Определение современного состояния таможенного контроля после выпуска товаров приобретает особую актуальность, так как является приоритетным направлением в таможенной политике государства.

Осуществление мероприятий в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров возложено на должностных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, полномочия которых закреплены

1 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. 1 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу ) Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» // Российская газета. 2019. 6 дек. 2

2 См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2012 г. № 14-П «По 8 делу о проверке конституционности положений подпункта 1 статьи 15 Федерального закона

„О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статьи 24 Закона Российской Федерации „О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина А.Н. Ильченко». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Постановление Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2016 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений части 9 статьи 3 Федерального закона „О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела 1 части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Е.В. Потоцкого». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 235

в различных правовых актах1. Уполномоченные должностные лица в рамках таможенного контроля запрашивают необходимые документы, которые были выданы участникам ВЭД иными органами государственной власти, однако возникают временные затраты на их запрос и проверку. При этом существуют примеры из судебной практики об оспаривании постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности за непредоставление документов, запрошенных при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах на этапе таможенного контроля после выпуска товаров. Например, организация обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Вологодской таможни по делу об административном правонарушении. По мнению заявителя, проверка документов и сведений, как самостоятельная форма таможенного контроля возможна лишь до выпуска товаров, тогда как после их выпуска таможенный контроль осуществляется только в форме таможенной ревизии. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 октября 2005 г. № А 13-5803/2005 иск организации не удовлетворен, так как довод о том, что проверка документов и сведений как самостоятельная форма таможенного контроля возможна лишь до выпуска товаров противоречит таможенному законодательству, поскольку указанная проверка документов является универсальной формой таможенного контроля, применяемой как до, так и после выпуска товаров.

По этой причине совершенствование информационной базы таможенных органов по проведению проверки документов в рамках таможенного контроля после выпуска товаров в автоматизированном режиме является приоритетным. Электронное взаимодействие осуществляется через информационный сервис «Таможенная проверка» в АПС «Личный кабинет участника ВЭД». Примечательно, что для обеспечения безопасности при работе с информационными ресурсами таможенных органов, с 1 апреля 2022 года доступ к Личному кабинету участника ВЭД (в том числе к информационному сервису «Таможенная проверка») предоставлен пользователям, подтвердившим учетную запись на портале Госуслуг.

Использование электронных средств передачи документов не всегда положительно оказывает влияние на участников ВЭД. В настоящее время сложилась практика о непризнании законным передачи определенной документации по электронным каналам связи. К неоднозначному выводу пришел суд при рассмотрении вопроса о передаче импортеру документации по электронным каналам связи по делу № А55-31601/2019. Так, АО обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения таможни по результатам таможенного контроля после выпуска товаров. Из материалов дела следует, что таможня провела в отношении АО камеральную таможенную проверку, по результатам которой составила акт проверки, вынесла решение и направила уведомление о неуплачен-

1 См., например: Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 15 апреля 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 32, ч. I, ст. 5082; 2022. № 16, ст. 2594; Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2021 г. № 636 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (в ред. от 19 июня 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 18, 236 ст. 3146; 2021. № 26, ст. 4962.

ных в установленный срок обязательных платежах. Основанием для принятия решения и направления уведомления послужил довод о том, что АО незаконно (без декларирования) переместило через таможенную границу ЕАЭС товар — проектную документацию1. По мнению АО, пакет документов был получен как результат услуги посредством использования электронных каналов связи, а, следовательно, отсутствовала обязанность по декларированию товара. Однако Арбитражный суд Самарской области решил, что перечень способов прибытия товаров на территорию ЕАЭС не является закрытым, а передача по электронным каналам связи документов является ввозом товара, так как фактически перемещается через таможенную границу ЕАЭС. Такой подход к определению статуса документов при передаче через электронные каналы связи встречается и в иных судебных решениях2. Представляется, что участники ВЭД, передавая документы по электронным каналам связи, могут неверно толковать законодательные требования, что влечет привлечение подконтрольных субъектов к юридической ответственности.

При проверке документов на предмет законности ввезенных товаров таможенные органы запрашивают необходимые сведения у иных органов государственной власти, а иногда ошибки при оформлении документов участниками ВЭД устанавливаются в рамках судебного разбирательства. Так, должностными лицами отдела таможенного контроля после выпуска товаров в отношении ООО проведена камеральная таможенная проверка и установлено, что при совершении таможенных операций по таможенному декларированию товаров, представлена декларация с недостоверными сведениями о протоколе испытаний, следовательно, не подтверждающая соответствие товаров требованиям законодательства. В рамках судебного процесса поступили документы из территориального учреждения Роспотребнадзора с указанием о соответствии недостоверных сведений о протоколе испытаний, на основании которого принята декларация. Таможенный орган считает постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания ООО законным, поскольку факт совершения ООО административного правонарушения был установлен как в ходе таможенной проверки, так и в судебном процессе. ООО, являясь декларантом, имело возможность не допускать нарушений установленного законодательством порядка, но не приняло все зависящие от него меры для этого, предоставив при совершении таможенных операций по декларированию товаров недействительный документ. Арбитражный суд поддержал позицию таможенного органа и привлек ООО к административной ответственности3.

Таким образом, автоматизация процессов таможенного контроля после выпуска товаров позволяет снизить нагрузку на должностных лиц таможенных органов и исключить возможные нарушения при проведении проверок. Учитывая финансовую значимость результатов таможенных проверок, качество отбора проверяемых лиц определяет полноту перечисления таможенных платежей в бюджет государства. Как отмечено ранее, проведение таможенного контроля

1 См.: Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2020 г. по делу № А55-31601/2019. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 См.: Решение Арбитражного суда Саратовской области от 5 августа 2019 г. по делу № А57-5238/2019. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 См.: Решение Арбитражного суда Курской области от 15 декабря 2020 г. по делу № А35-8012/2020. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 237

при обороте товаров на внутреннем рынке с 2020 г. носит ограниченный характер в связи с предпринимаемыми мерами нераспространению коронавирусной инфекции. Проведено 120 мероприятий таможенного контроля, что на 53% меньше, чем в 2019 г. (256 мероприятий). Вместе с тем, исходя из сравнительной статистики результатов деятельности таможенных органов в период приостановления выездных таможенных проверок1, с учетом оптимизации применения контроля после выпуска товаров удалось обеспечить рост результатов проверочной деятельности и должный уровень выявления и пресечения правонарушений в таможенной сфере. В 2020 г. общая сумма доначисленных денежных средств составила 24 млрд руб.2, увеличилось количество изъятых таможенными органами товаров на 192% (1 194,3 т), количество уничтоженных товаров на 1% (539 т)3.

Несомненно, при проведении таможенных проверок после выпуска товаров важным вопросом является взаимодействие таможенных и налоговых органов в рамках выявления нарушений таможенных правил, которые могут повлиять на обязательства участников ВЭД. Задача ФТС России заключается в проверке соблюдений требований законодательства, ФНС России — анализирует финансовые возможности и результаты проверяемого субъекта. За январь 2022 г. совместно налоговыми и таможенными органами проведено 29 проверочных мероприятий и дополнительно начислено таможенных платежей в размере 392 млн 65 тыс. руб.4 По состоянию на март 2022 года проведено 57 совместных проверочных мероприятий, дополнительно начислено 972 млн 818 тыс. руб., взыскано — 822 млн 91 тыс. руб.5

В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г.6 отмечено, что приоритетом в организации деятельности ФТС России является «...создание и совершенствование информационно-программных средств и технологий, обеспечивающих автоматизацию таможенного контроля после выпуска товаров, выявления схем уклонения от уплаты таможенных платежей в целях эффективного пополнения бюджета государства»7 и создание «цифровых двойников»8. В целях автоматизации проведения таможенного контроля после выпуска товаров в 2021 г. осуществлена апробация «витрины данных», разработанная для обеспечения возможности представления участником ВЭД в режиме-онлайн сведений из систем учета товаров о хозяйственных операциях с товарами в целях их сопоставления на этапе таможенного контроля после

¡8 1 См.: Постановление Правительства РФ от 13 мая 2020 г. № 671 «О внесении изменений в

пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409» // Ц Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 21, ст. 3256.

Ö 2 См.: Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogi-

>g deyatel-nosti-tamozhennyx-organov-po-osushhestvleniyu-tamozhennogo-kontrolya-posle-vypuska-

5 tovarov/document/267656 (дата обращения: 15.03.2022). ¡5 3 См.: Там же.

§ 4 См.: Там же.

" 5См.:Тамже.

1 6 См.: План мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии развития

S таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Документ опубликован не был. До-

ступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 См.: Распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 22, ст. 3572.

8 См.: Приказ ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля»

238 // Российская газета. 2014. 12 марта.

выпуска товаров со сведениями, заявленными при совершении таможенных операций. Участники ВЭД успешно реализовывают доработку информационных систем в соответствии с требованиями проводимого тестирования и обеспечивают возможность предоставления полного набора сведений, необходимых для реализации функции таможенного контроля после выпуска товаров, и в целях обеспечения взаимодействия с информационными системами таможенных органов, в целом. К концу 2022 г. таможенные органы должны обеспечить проведение новых методов таможенного контроля —«таможенный мониторинг» и «цифровые двойники», которые представляют собой технологию, позволяющая более точно определять объекты таможенной проверки и формировать досье проверяемого лица, все аспекты его финансово-хозяйственной деятельности, что позволит в краткие сроки выявлять схемы уклонения от уплаты таможенных платежей.

«Витрину данных» планируется использовать в качестве дополнительного источника данных при проведении таможенного мониторинга, внедрение которого запланировано Стратегией развития таможенных органов до 2030 года. Внедряемый механизм позволит участникам ВЭД заранее увидеть ошибки и принять меры по их устранению. Преимуществами «таможенного мониторинга» для участников ВЭД являются сокращение объема представляемых документов на этапе после выпуска товаров и возможность избежать проведения таможенных проверок. В процессе мониторинга подконтрольные субъекты имеют возможность оперативно узнать о найденных ошибках и устранить их (например, добровольно уплатить таможенные платежи, избежав штрафных санкций)1.

Благодаря активному использованию цифровых технологий уровень организации таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации характеризуется достаточно высокими и результативными показателями. Подобные технологии существенно смягчают нагрузку на бизнес-субъекты, упрощают совершение таможенных операций и частично исключают применение такими субъектами различных схем уклонения от уплаты таможенных платежей.

Внедрение информационных технологий в процесс осуществления таможенного контроля после выпуска товаров позволило ФТС России, при обеспечении поддержки собственных таможенных процессов и содействии международной торговле, создать благоприятные условия для международного товарооборота, минимизировать влияние человеческого фактора на таможенные процессы, сократить расходы на государственное управление. Проводимая ФТС России работа по автоматизации таможенного контроля после выпуска товаров призвана обеспечить исключение необоснованной административной нагрузки на бизнес с целью содействия созданию благоприятной конкурентной среды в условиях становления «цифровой» таможни.

Библиографический список

1. Агамагомедова С А. Административные барьеры при прохождении таможенного контроля: понятие, виды и способы преодоления // Журнал российского права. 2017. № 6. С. 79-88.

2. Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма: сравнительно-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994. 404 с.

1 См.: Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/document/text/330059 (дата обращения: 22.04.2022).

3. Ворона А.А., Яковлев К.В. Направления таможенного администрирования в деятельности Федеральной таможенной службы и совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 9-12.

4. Бакаева О.Ю., Устинова А.В. Основные направления применения цифровых методов и технологий в таможенной сфере: правовые вопросы. Вопросы экономики и права. 2019. № 128. С. 27-39.

References

1. Agamagomedova S.A. Adminiative Barriers During Customs Control: the Concept, Types and Methods of Overcoming // Journal of Russian Law. 2017. No. 6. Р. 79-88.

2. Kozyrin A.N. Legal Regulation of the Customs and Tariff Mechanism: Comparative Legal Research: diss. ... Doc. of Law. M., 1994. 404 p.

3. Vorona A.A., Yakovlev K.V. Directions of Customs Administration in the Activities of the Federal Customs Service and Improvement of Customs Control After the Release of Ggoods // Scientific notes of the St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy named after V.B. Bobkov. 2020. No. 1 (73). Р. 9-12.

4. Bakaeva O.Yu., Ustinova A.V. The Main Directions of Application of Digital Methods and Technologies in the Customs Sphere: Legal Issues. Issues of Economics and Law. 2019. No. 128. Р. 27-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.