6. Панахов Т. М. Физико-химические и микробиологические показатели виноматериалов, имеющих болезни и пороки, и способ их устранения // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 9-2 (40). С. 76-79.
7. ГОСТ 32051-2013 «Продукция винодельческая. Методы органолептического анализа» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Остроухова Е. В., Пескова И. В., Сонина Е. Г., Ермихина М. В. Взаимосвязь органолептиче-ских характеристик и физико-химических показателей белых крепленых вин // Магарач. Виноградарство и виноделие. 2010. № 1. С. 24-26.
9. Новиков В. Е. Таможенный тариф и таможенная стоимость как инструменты регулирования внешнеторговых потоков в рамках Всемирной торговой организации // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 1. С. 126-133.
П. А. Хабибов
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ
Актуальность предлагаемой в статье темы обусловлена нарастанием интеграционных процессов как на евразийском пространстве, так и в мире, высокой значимостью их для социально-экономической системы Республики Таджикистан. Обоснована роль таможенной политики в интеграционных процессах, выявлены различия таможенных правил и процедур в Таджикистане и странах - членах Евразийского экономического союза. Сформулированы перспективные направления совершенствования таможенной политики с учетом дальнейшей интеграции с Евразийским экономическим союзом.
Ключевые слова: таможенный тариф; евразийская интеграция; экономическое сотрудничество; импорт; экспорт.
P. A. Khabibov
CUSTOMS POLICY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE CONTEXT OF INTEGRATION INTO THE EURASIAN ECONOMIC UNION
The relevence of the topic proposed in the article is due to the growth of integration processes both in the Eurasian space and in the world, their high significance for the socio-economic system of the Republic of Tajikistan. The role of customs policy in integration processes is substantiated and the differences in customs regulations and procedures in the Republic of Tajikistan and the Eurasian Economic Union member-states are revealed. Promising areas for improving customs policy taking into account the requirements for further integration with the Eurasian Economic Union have been formulated.
Keywords: customs tariff; eurasian integration; economic cooperation; import; export.
В современных условиях стремление стран к региональной интеграции является объективным процессом, поскольку именно экономическая интеграция позволяет каждому участнику достичь так называемого системного эффекта, который больше не может принести пользу другим странам, ограниченным только взаимной торговлей [1]. Особенно актуален данный процесс для небольших государств, не имеющих выхода к морю, к которым относится Республика Таджикистан (РТ).
Особое место при этом занимает таможенная политика, которая в условиях интеграции должна меняться, обеспечивать отмену таможенных пошлин и других количественных ограничений в торговле между государствами-членами, с одновременным введением ими единого внешнего таможенного тарифа и единой торговой политики. По мнению большинства исследователей и политиков, приоритетным направлением интеграции для РТ является членство в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), что предопределяет необходимость трансформации таможенной политики с учетом требований данной интеграционной группировки [2; 3].
Формирование таможенной политики Таджикистана возложено на Таможенную службу при Правительстве РТ. Таможенные режимы и процедуры определяются Таможенным кодексом РТ, а также законодательными актами, принятыми Правительством РТ. Понимание необходимости углубления интеграционных процессов способствовало тому, что за прошедшие несколько лет Таджикистан улучшил свои показатели в отношении мер, связанных с институциональными договоренностями, включая создание Национального комитета по упрощению процедур торговли в 2016 г. Таджикистан упростил свою тарифную структуру, сохранив два тарифных подхода: от 5 до 15% и дополнительный 18% НДС на любые импортируемые товары. Многие товары освобождены от импортных пошлин (например, оборудование (машины), сырье, фармацевтические продукты и удобрения), экспортируемые товары освобождаются от таможенных пошлин [4].
Существуют специальные таможенные пошлины (акцизы) на некоторые товары, такие как алкогольные напитки, табак, автомобили и т. д. Помимо таможенных пошлин, необходимо уплатить НДС (только 18%) и таможенные сборы. Ввозимые товары общей оценочной стоимостью менее 2 000 долл. США освобождаются от обязательного представления таможенной грузовой декларации. Товары весом менее 50 кг, ввозимые физическими лицами, также освобождаются от таможенной пошлины [4].
Таджикистан был официально принят во Всемирную торговую организацию (ВТО) на сессии Генерального совета ВТО, проходившей в Женеве в декабре 2012 г. Таджикистан стал 159-м членом ВТО, в связи с чем в стране проводятся мероприятия по унификации таможенной номенклатуры, поскольку ускоренное проведение импортно-экспортных операций требует определенных знаний о таможенной номенклатуре товаров. Обязательными для исполнения стали Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (СНГ), представляющая собой систему кодирования и обозначения, которая позволяет идентифицировать товары и определять ставки таможенных пошлин и налогов, а также применять правильный налоговый режим для каждого товара во время таможенного оформления. Эта система кодирования и обозначения товаров включает шестизначную номенклатуру, используемую в большинстве стран СНГ и государств - членов ВТО.
Процедура таможенного оформления включает прохождение товаров через орган таможенного оформления. Таможенная служба РТ имеет 5 региональных и около 60 других таможенных пунктов. Ввозные формальности осуществляются органом таможенного оформления, в котором зарегистрирована импортирующая корпорация. Таможенное оформление на границе не обязательно. Во время
пересечения границы выдается 45 транспортных документов, на некоторые товары документацию можно оформить внутри страны [4].
Таможенный кодекс РТ предусматривает 18 различных таможенных режимов (например, временный ввоз, ввоз для свободного обращения, временный вывоз и т. д.). Они включают в себя выдачу таможенной декларации по прибытии товара. На территории Таджикистана действует система МДП. Таможенная декларация выдается таможенным брокером при представлении импортером всех необходимых документов. Процедуры таможенного оформления в Таджикистане постепенно совершенствуются в соответствии с международными стандартами. Применение таможенного оформления было улучшено после сокращения времени на прохождение таможенного контроля за счет автоматизации определенных процессов.
Несмотря на предпринимаемые меры, можно отметить существенное расхождение таможенных тарифов стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Таджикистана. На рис. 1 представлена средняя фактическая ставка, называемая режимом наибольшего благоприятствования (РНБ).
12 10 8 6 4 2 0
, 6,8 6,5 6,6 6,7 6
Все продукты
10,3
10,2
10,5
7,7 7,9
9,4
7,3
5,6
6,2 6,1 6,2 6,2
Сельскохозяйственные Несельскохозяйственные
продукты продукты
| | Армения Ц Белоруссия Ц Казахстан Ц Кыргызстан Ц Россия Ц Таджикистан Рис. 1. Тарифные ставки в Таджикистане и странах ЕАЭС, % [5; 6]
9
Тарифные ставки в Таджикистане выше, чем в странах - членах ЕАЭС, что приводит к снижению их совместного экономического взаимодействия. Следует отметить, что в РТ тарифные ставки более однородны, чем в странах - членах ЕАЭС, поскольку тарифное расписание содержит шесть уровней, при этом на территории ЕАЭС подобных уровней больше двадцати. Можно предположить, что такие различия в процедуре тарифного регулирования могут негативно отразиться на внешнеторговой деятельности Таджикистана, с учетом того, что в последние годы в РТ снижается импорт, в том числе и из государств - членов ЕАЭС (рис. 2).
В то же время экспорт РТ в страны - члены СНГ и ЕАЭС имеет тенденцию к увеличению (рис. 3), что свидетельствует о высоком потенциале данного направления экономической деятельности и его серьезной значимости для социально-экономической системы РТ.
Помимо этого, Таджикистан имеет непрозрачную, громоздкую таможенную и налоговую администрацию. Ведение бизнеса осложнено обременительными
нормами стандартизации и сертификации, плохой покупательной способностью потребителей и бизнеса, непредсказуемым инвестиционным климатом, слаборазвитыми и небольшими банковским и страховым секторами, колебаниями валютных курсов, потенциальными проблемами с ликвидностью и трудностями с получением внутренних займов. Толкование законов и правил местными должностными лицами может отличаться от централизованно утвержденного законодательства, особенно в области налогообложения, сбора доходов, применения сборов и штрафов и таможенных процедур [8].
5 000,0 -4 000,03 000,0 — 2 000,0 — 1 000,0 — 0,0
2 071,8
—
1 979,2
2 309,8
1 818,3
1 673,5
|—|
1 656,4
1 673,0
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
О Импорт, всего Ц Со странами СНГ Ц Со странами дальнего зарубежья
Рис. 2. Импорт РТ, млн долл. США [6; 7]
1 500,0
1 000,0 —
500,0
0,0
39,0
П
34,7
П
95,6
26,8 п
94,4
30,8
35,1
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
I | Экспорт, всего Q Со странами СНГ Q Со странами дальнего зарубежья
Рис. 3. Экспорт РТ, млн долл. США [6; 7]
Ситуация осложняется и тем, что условия ведения бизнеса в РТ намного хуже, чем в странах - членах ЕАЭС. В таблице представлена информация по рейтингу Doing Business в 2019 г. и его подрейтингах для РТ и стран ЕАЭС.
Таблица
Информация по рейтингу Doing Business в 2019 г. и его подрейтингам для РТ и стран ЕАЭС
Показатель Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия РТ
Doing Business - 2019, в том числе: 47 49 25 80 28 106
Создание предприятий 10 30 22 42 40 36
Получение разрешений на строительство 62 48 37 90 26 137
Подключение к системе электроснабжения 30 20 67 143 7 163
Окончание таблицы
Показатель Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия РТ
Регистрация собственности 13 14 24 7 12 77
Получение кредитов 48 104 25 15 25 11
Защита миноритарных инвесторов 120 79 7 128 72 128
Налогообложение 52 99 64 117 58 139
Международная торговля 43 24 105 89 99 141
Обеспечение исполнения контрактов 30 40 4 134 21 76
Разрешение неплатежеспособности 95 74 42 78 57 153
Условия осуществления финансово-хозяйственной деятельности в РТ необходимо улучшать, особенно это касается таких индикаторов, как «Международная торговля» и «Разрешение неплатежеспособности». В такой ситуации в случае присоединения РТ к ЕАЭС могут возникнуть проблемы различного рода с субъектами внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В этих условиях полная и равнозначная финансовая интеграция с ЕАЭС для РТ невозможна. Следует сформировать необходимые политические и экономические условия, провести ряд мероприятий, направленных на совершенствование таможенной политики; защиту финансовых интересов РТ; защиту от недобросовестной и незаконной торговли и оказание поддержки законной хозяйственной деятельности; обеспечение охраны и безопасности РТ и ее населения; защиту окружающей среды в сотрудничестве с другими органами власти; поддержание целесообразного баланса между таможенным контролем и содействием законной торговле[9].
Упрощение процедур торговли является одним из ключевых факторов таможенной политики и принципа осуществления государственного таможенного дела. Оно связано с изменением формата таможенного контроля и таможенного оформления согласно принципу «упрощения торговли»; повышением профессионального уровня работников органов государственной власти в таможенной сфере; необходимостью проведения разъяснительной работы среди субъектов ВЭД; усилением информационно-технологической составляющей в таможенном регулировании; повышением роли таможенной политики в безопасности государства с учетом угроз и рисков для страны.
Конвергенция правовых инструментов деятельности таможенных администраций, внедрение единых стандартов и правил перемещения в международном товарообороте являются необходимыми условиями для избежания неопределенности и противоречий, а также для интеграции с ЕАЭС. Конвергенция в таможенно-правовой сфере, во взаимоотношениях таможенных администраций стран ЕАЭС и РТ должна происходить с помощью изменения формата и интенсивности коммуникаций между заинтересованными сторонами при осуществлении государственного таможенного дела; расширения взаимоотношений субъектов осуществления таможенного дела, правоохранительных, фискальных администраций с учетом зарубежного опыта управления процессами трансформации таможенного дела и при условии обеспечения законодательной имплементации [10].
Обеспечение беспрепятственного товарооборота и в то же время применение необходимых мер таможенного контроля для охраны здоровья и безопасности
граждан ЕАЭС и РТ обусловливают необходимость достижения баланса между этими требованиями, таможенными процедурами и формами контроля, гибкости, оптимизации и модернизации в соответствии с потребностями времени и при этом усиленного внимания и понимания между различными службами.
Таким образом, для РТ в современных условиях важно углублять интеграцию в рамках ЕАЭС. Доминирующими в таможенной деятельности РТ должны стать: контроль и предотвращение угроз международной торговли, безопасность граждан, генерация критериев рисков и принятие мер для их предотвращения, создание условий для упрощения торговли. Конвергенция в сфере таможенного регулирования в РТ в рамках интеграции с ЕАЭС как важный аспект процессов интеграции требует законодательной имплементации стандартов, которые определяют направления гармонизации и унификации таможенных отношений между странами, обеспечивающие устранение барьеров на пути перемещения товаров, формирование единого информационного поля, активизацию ВЭД. В то же время необходимо соблюдать умеренность для сохранения национальных различий, которые остаются важными составляющими самоидентификации страны.
Использованные источники
1. Абрамов В. Л., Абрамова О. Д. Экономические интересы России и ЕАЭС в интеграционном взаимодействии с ключевыми странами АТР при формировании Большого евразийского партнерства // PolitBook. 2018. № 3. С. 131-142.
2. Кульков В. М. Пространственный аспект теоретического анализа экономики и его значение для проектирования евразийской интеграции // Философия хозяйства. 2014. № 1 (91). С. 82-83.
3. Насрутдинзода К. Ш. Особенности правового регулирования валютных отношений в сфере предпринимательской внешнеэкономической деятельности // Вестник ТГУПБП. 2018. № 4. С. 102-111.
4. Маъруфов Ф. К. Некоторые аспекты формирования таможенной политики Республики Таджикистан в регулировании внешнеторговых отношений // Вестник ТГУПБП. 2019. № 3 (80). С. 88-96.
5. Приложение к ежегодному докладу Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2018 год [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/media/files/UjCr6cyyWP7hdsMME7c841piQsuTKFJv.pdf.
6. Национальный банк Таджикистана. Макроэкономический отчет. Душанбе, 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbt.tj/ru/statistics/monetary_sector.php.
7. Официальный сайт Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. URL: http://www.stat.tj/ru/.
8. Каландарова М. Д. Доир ба заминахои ичтимой-хукукди тахкими ;онуният ва тартиботи хукукй дар Точикистон // Вестник ТГУПБП. 2015. № 3. С. 165-173.
9. Блиничкина Н. Ю, Маъруфов Ф. К. Факторы, влияющие на таможенную политику в условиях глобализации // Вестник ТГУПБП. 2017. № 1. С. 43-50.
10. Шошимов R>. R>. Ч,анбахои минта;авии воридшавии Чумхурии Точикистон ба Созмони уму-мичахонии савдо: муаммохо ва дурнамо // Вестник ТГУПБП. 2015. № 3. С. 45-51.