Научная статья на тему 'Федеральная таможенная служба России: модернизация механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках Евразийского экономического союза'

Федеральная таможенная служба России: модернизация механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / EURASIAN ECONOMIC UNION / FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / INTEGRATION PROCESSES / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагорная М. С., Якименко Е. С.

В данной статье анализируются агрегированные статистические данные Федеральной таможенной службы России о совместной деятельности государств-участниц Евразийского экономического союза, рассматривается трансформация нормативно-правового поля, целей, задач, направлений, структур таможенных органов интеграционного объединения, а также органов таможенного регулирования ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA: MODERNIZATION OF THE MECHANISM OF CUSTOMS REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY WITHIN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

This article analyzes the aggregated statistical data of the Federal customs service of Russia on the joint activities of the member States of the Eurasian economic Union, considers the transformation of the legal framework, goals, objectives, directions, structures of the customs bodies of the integration Association, as well as the customs regulation bodies of the EAEU.

Текст научной работы на тему «Федеральная таможенная служба России: модернизация механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках Евразийского экономического союза»

УДК 338.22.01 JEL: P16

ББК 65.9(4/8)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ: МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

НагорнаяМ.С. к.и.н., ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,

e-mail: [email protected]

Якименко Е.С., ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,

e-mail: [email protected]

Аннотация

В данной статье анализируются агрегированные статистические данные Федеральной таможенной службы России о совместной деятельности государств-участниц Евразийского экономического союза, рассматривается трансформация нормативно-правового поля, целей, задач, направлений, структур таможенных органов интеграционного объединения, а также органов таможенного регулирования ЕАЭС.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Федеральная таможенная служба России, внешнеэкономическая деятельность, интеграционные процессы, глобализация

Характерной чертой современного периода развития мировой экономики в рамках глобализации является активизация интеграционных процессов, основанная на углубленном развитии экономического, в т. ч. финансового и инвестиционного сотрудничества, научно-производственного объединения с учетом современных информационно-коммуникационных технологий. Распад СССР, блока социалистических государств, привел к разрушению экономических связей, вызвал снижение жизненного уровня населения, способствовал усилению социальной напряженности в обществе, и государства постсоветского пространства стали искать пути восстановления и развития экономических связей в новом формате.

Создание нового объединения предполагало переход на качественно новый уровень взаимодействия между государствами постсоветского пространства. Угрозами и рисками, по мнению ряда исследователей, выступили дезинтеграционные тенденции, стремление к самостоятельному формированию национальных государств и экономических систем -новые национальные элиты стремились осуществлять независимую от России внутреннюю и внешнюю политику с ориентацией на Запад. Следствием стал временный отказ от идеи «евразийской интеграции» и создание устраивавшего всех Содружества Независимых Государств.

Объективными предпосылками развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве выступили общность истории, сложившиеся связи в рамках единого хозяйственного комплекса, отсутствие языковых барьеров, наличие общей инфраструктуры и трансграничных транспортных коридоров и потенциально емкого межрегионального рынка с сотнями миллионов потребителей, унифицированность большинства стандартов и технических регламентов, применяемых в промышленности и ключевых отраслях экономики и др.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве представлены в авторской

схеме.

1995 г.

1999 г.

2000 г.

2003 г.

2010 г.

^оглашение о

Таможенно м союзе

Договор о Таможенном союзе и ЕЭП

Договор об учреждении ЕврАзЭС

Соглашение о4 формировании ЕЭГ

Начало функционирован' ия Таможенного союза

2011 г.

2012 г..

2015 г.

экономической комиссии (ЕЭК), декларация Евразийской экономической интеграции

егр

Начало функционирования ЕЭГ

по

юс

Начало функционирован ия ЕАЭС

С целью перехода на качественно новый уровень взаимодействия между государствами-членами официально с 10.10.2000 г. начало функционировать Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, созданная с целью эффективного углубления интеграции в экономической и гуманитарной областях. С 1 января 2010 г. начал функционировать Таможенный союз Беларуси, Казахстана и РФ, которые стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза1. В 2012 г. начали действовать международные договоры2, формирующие правовую основу Единого экономического пространства (ЕЭП) и создающие основу для свободного движения товаров, услуг, финансов и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС)3 29.05.2014 г. страны-участницы положили начало новому более плотному сотрудничеству, 10.10.2014 г. к Договору присоединилась Республика Армения, 23.12.2014 г. - Кыргызская Республика. Вероятными кандидатами на вступление в союз являются Таджикистан, Узбекистан, Монголия, Туркмения, Иран, Турция, Сирия, Тунис; Молдавия находится в статусе государства-наблюдателя.

Для определения перспектив развития единого рынка на основе статистических данных Международного Валютного Фонда (далее - МВФ) составлена авторская таблица социально-экономического потенциала стран-участниц ЕАЭС.

Таблица 1 - Социально-экономический потенциал стран-участниц ЕАЭС

Территориальное Численность ВВП Место в мире по ряду

пространство населения (млрд показателей

(км2) (чел) долл)

Террито Численность ВВП и

4 рия4 (чел)5 ППС6

Армения 29 743 2 986 100 20,831 138 136 129

Белорусь 207 600 9 491 823 175,9 84 93 81

Казахстан 2 724 902 18 292 704 126 9 64 55

Киргизия 199 951 6 140 200 21,009 85 111 144

Российская 17 125 191 146 880 432 4 трлн 1 9 13

Федерация долл

По данным МВФ, рейтинг стран по ВВП и ППС (покупательной способности) состоит из 188 стран, исходя из данных таблицы, мы можем сделать вывод, что у стран ЕАЭС разный экономический потенциал, например, по ВВП и ППС Киргизия занимает 144 место, Армения - 129, Россия, Белоруссия и Казахстан находятся на более высокой рейтинговой позиции, занимая соответственно 13, 81 и 66 места. На наш взгляд, разный социально-экономический потенциал стран-участниц может привести к внутренним угрозам экономической безопасности ЕАЭС: дифференциация экономического развития стран-участниц; сохранение экспортно-сырьевой модели развития России и Казахстана; практически отсутствие торгового и инвестиционного сотрудничества между такими парами стран, как Белоруссия -Армения, Казахстан - Армения, Киргизия - Армения, Белоруссия - Киргизия, Казахстан -Белоруссия; обострение финансовых проблем в большинстве стран-участниц; несоответствие развития транспортной инфраструктуры современным потребностям интеграционного объединения; отсутствие единой платежной системы; отсутствие целостной системы общеинтеграционных экономических интересов, частичное расхождение интересов стран-членов, вплоть до противоположных.

В ЕАЭС, обеспечивая свободу движения товаров, услуг, капитала, и рабочей силы, а также проведение единой политики, на сегодняшний день сложилась организационная структура управления.

Участвуют Главы государств

Высший Евразийский экономический совет

Высший орган

управления

Все решения

принимаются

консенсусно

Участвуют главы правительств

О

Евразийский межправительственный совет

О

Евразийская экономическая комиссия

О

Осуществляет общее регулирование интеграционными процессами

Суд экономического Евразийского союза

Рисунок 2. Структура ЕАЭС

В условиях интеграционных процессов и обозначенных угроз важная роль, на наш взгляд, принадлежит таможенным службам. В составе Евразийской экономической комиссии функционируют два департамента,7 занимающиеся таможенным сотрудничеством. Из названий, входящих в них отделов, мы видим основные направления деятельности.

Рисунок 3. Структура таможенных департаментов ЕЭК На сегодняшний день создана обширная нормативно-правовая база в рамках таможенного регулирования, которая продолжает постоянно модернизироваться, например, таможенными департаментами, только с августа по ноябрь 2018 г. было приняты 54 нормативных акта и 51 решение8.

Анализируя функции таможенных департаментов ЕАЭС, мы видим, что приоритетными задачами являются: развитие таможенной инфраструктуры, укрепление технологического развития промышленных комплексов стран-участниц, активизация процессов взаимной поддержки экономического развития.

Для подтверждения выполнения задачи по активизации процессов взаимной поддержки экономического развития на основе анализа данных ФТС9 нами была составлена диаграмма взаимной торговли РФ с государствами-членами ЕАЭС за 2017 г.

о

Беларусь Казахстан Армения Киргизия

■ Товарооборот ■ Экспотр ■ Импорт

Рисунок 4. Взаимная торговля РФ с государствами-членами ЕАЭС в 2017 г. (млрд

долл США)

Исходя из данных диаграммы, мы видим, что основными партнерами РФ являются Беларусь и Казахстан, их товарооборот с Россией составляет 21,1 и 15,5 млрд долл. США, соответственно Армения и Киргизия представлены примерно одинаковыми показателями -их товарооборот составляет 1,5 и 1,4 млрд долл. США. Сравнивая итоги 2017 г. с данными за 2016 г. (товарооборот с Беларусью составил 23 млрд долл. США, Казахстаном - 13 млрд

долл. США, Арменией - 1,3 млрд долл. США и с Киргизией - 1,1 млрд долл. США)10, увеличение товарооборота России с Казахстаном, Арменией и Киргизией, на наш взгляд, связано со снижением таможенных барьеров во взаимной торговле стран ЕАЭС.

Эффективное взаимодействие таможенных служб государств, членов ЕАЭС обеспечивается в рамках Объединенной коллегии таможенных служб. Например, 4 апреля 2018 г. в г. Бишкеке под председательством руководителя Федеральной таможенной службы России В.И. Булавина состоялось 26-е заседание Объединенной коллегии таможенных служб, в работе которого приняли участие руководители таможенных служб государств, членов ЕАЭС, член Коллегии Евразийской экономической комиссии по таможенному сотрудничеству М.А. Кадыркулов. В рамках заседания были обозначены проблемы, связанные с приведением в соответствие нормативной базы с вступившим в силу Таможенным кодексом ЕАЭС11, решены актуальные для таможенного сообщества вопросы, направленные на упрощение таможенных процедур и совершенствование практики применения таможенного законодательства, в т. ч.:

- о сроках исполнения запросов в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования и транспортных средств международной перевозки;

- о мерах, направленных на минимизацию количества нарушений иностранными физическими лицами условий временного ввоза транспортных средств для личного пользования;

- о внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».

В рамках достаточно динамичного развития ЕАЭС, формирования единой таможенной территории перед таможенными службами государств ставятся приоритетные цели по обеспечению соблюдения таможенного законодательства, пополнению бюджета государства, пресечению правонарушений в сфере таможенного дела. В связи с этим постоянно видоизменяются задачи: модернизация порядка уплаты таможенных пошлин, унификация законодательства государств-участников интеграционного процесса, что приводит к трансформации механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе и в РФ.

Формирование таможенных органов и таможенного дела РФ началось в 1991 г. с деятельности Государственного таможенного комитета РСФСР, в структуру которого входило 15 подразделений12.

Структура центрального аппарата Государственного Таможенного комитета РСФСР

Управление организации таможенного контроля Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Экономическое управление Договорно- правовое управление

Управление таможенно-тарифного регулирования Управление капитального строительства и эксплуатации таможенных объектов Техническое управление Управление кадров

Управление кадров Управление материально-технического снабжения Инспекция при Председателе Комитета Управление делами

Отдел статистики и анализа

Отдел по связям со средствами массовой информации и общественностью

Отдел внешних

связей

Рисунок 5. Структура Центрального аппарата Государственного Таможенного комитета РСФСР

Сравнивая структуры ГТК РСФСР и ФТС России, мы можем проследить динамику модернизации механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации.

Структура Федеральной таможенной службы России

Главное Главное управление Главное управление Главное управление

организационно- информационных организации по борьбе с

инспекторское технологий таможенного контрабандой

управление оформления и таможенного контроля

Главное Главное управление Главное финансово- Главное управление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управление федеральных экономическое таможенного

тылового таможенных доходов и управление контроля после

обеспечения тарифного выпуска товаров

Управление Управление торговых Правовое управление Управление делами

таможенных ограничении, валютного

расследований и и экспортного контроля

Управление Управление по связям с Управление по Управление

государственной общественностью противодействию таможенного

службы и кадров коррупции сотрудничества

Контрольно- Управление товарной Аналитическое Управление

ревизионное номенклатуры управление контроля

управление таможенных рисков

Рисунок 6. Структура ФТС России13

Мы видим, что в рамках интеграционных процессов, вызовов глобализации произошло увеличение числа структурных подразделений, появление новых управлений, решающих актуальные задачи, например, Управления: таможенного сотрудничества, таможенных расследований и дознания, информационных технологий. Перед практически всеми подразделениями ФТС ставятся конкретные задачи по содействию деятельности ЕАЭС, например, Правовое управление ФТС осуществляет мониторинг правоприменительной практики таможенных органов права ЕАЭС и законодательства РФ и подготовку предложений по его совершенствованию; Управление контроля таможенных рисков осуществляет анализ деятельности таможенных органов РФ при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.

В русле модернизации механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС в 2016 г. при участии ФТС России осуществлялись мероприятия по созданию единой транзитной системы ЕАЭС и единых гарантийных механизмов при транзите товаров. Одним из результатов явилось присоединение киргизской таможенной службы к российско-белорусскому эксперименту, проводимому в целях упрощения применения документов обеспечения при транзите товаров на принципах электронного документооборота. Администрирование перемещения через таможенную границу ЕАЭС энергоносителей, например, только в 2016 г. обеспечило поступление в федеральный бюджет вывозных таможенных пошлин в сумме 2 014,0 млрд руб.14 Проведена работа, направленная на повышение эффективности проверочных мероприятий, проводимых в том числе совместно с налоговыми органами. Выработаны предложения по закреплению

основ единого механизма таможенного и налогового администрирования, совершенствованию системы прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента передачи потребителю посредством интеграции информационных систем таможенных и налоговых органов, существенно сокращены издержки участников ВЭД, благодаря единой тарифной политике, значительно упрощено проведение целого ряда процедур.

Сегодня перед ЕАЭС стоит немало задач, в числе которых создание и запуск единого рынка электроэнергии, нефтяной продукции, координация значимых сфер экономики, таких как космос, сельское хозяйство, медицина, туризм - и, безусловно, первостепенная роль в их решении будет принадлежать таможенным органам.

Таким образом, мы видим, что в рамках деятельности ЕАЭС значительная роль принадлежит Федеральной таможенной службе России, отвечая на вызовы времени происходит трансформация нормативно-правового поля, целей, задач, направлений, структур таможенных органов интеграционного объединения, а также органов таможенного регулирования ЕАЭС.

Примечания

1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. // Информационно-правовой портал «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/. (дата обращения 21.10.2018)

2 Единое экономическое пространство равных возможностей. // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/report_2013.pdf. (дата обращения 16.10.2018)

3 Договор о Евразийском экономическом союзе. // Информационно-правовой портал «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/. (дата обращения 14.10.2018)

4 Список стран мира по площади. Площадь каждой страны мира. // Про весь мир. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.world-globe.ru/countries/area/. /. (дата обращения 17.10.2018)

5 Рейтинг стран мира по численности населения. // Аналитический портал «Гуманитарные технологии». [Электронный ресурс]. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/world-population/info. (дата обращения 19.10.2018) 6Рейтинг стран по ВВП 2017. // Аналитический портал «Гуманитарные технологии». [Электронный ресурс]. -URL: http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-2017. (дата обращения 21.10.2018)

7 Об утверждении Правил реализации общего процесса «Использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза, при регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений». // Правовой портал ЕАЭС. [Электронный ресурс]. -URL:https://docs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/DisplayDocument.aspx?s=%7Be1f13d1d-5914-465c-835f-2aa3762eddda%7D&w=9260b414-defe-45cc-88a3-eb5c73238076&l=%7B8a412e96-924f-4b3c-8321-0d5e767e5f91%7D&EntityID=18667. (дата обращения 25.10.2018)

8 Таможенное сотрудничество. // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/Pages/default.aspx. (дата обращения 02.11.2018) 9Статистика внешней торговли Российской Федерации. // Федеральная Таможенная служба. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26274:2016. (дата обращения 01.11.2018)

10Торговля со странами ЕАЭС. // Внешняя торговля России. [Электронный ресурс]. - URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kazahstanom-v-2016-g/. (дата обращения 10.11.2018)

11 Таможенные службы ЕАЭС обсудили вопросы упрощения таможенных процедур. // Федеральная таможенная служба России. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=26443:2018-04-09-14-35-38&catid=62:2011-01-24-16-54-55. (Дата обращения)

12 Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР: Постановление Правительства РСФСР от 26.12.1991 № 65. // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/5137783/. (дата обращения 13.11.2018)

13 О Федеральной таможенной службе: Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от

12.06.2017). // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70452790/66292190ccc861876f10c3e5a37d8a02/#ixzz5WhSemZs5. (дата обращения

13.11.2018)

14 Статистика внешней торговли Российской Федерации. // Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/index.php. (дата обращения 18.08.2018)

FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA: MODERNIZATION OF THE MECHANISM OF CUSTOMS REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY WITHIN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Nagornaya M. S., Ph.D., South Ural Institute of management and Economics e-mail: [email protected] Yakimenko E. S., South Ural Institute of management and Economics e-mail: [email protected]

Abstract

This article analyzes the aggregated statistical data of the Federal customs service of Russia on the joint activities of the member States of the Eurasian economic Union, considers the transformation of the legal framework, goals, objectives, directions, structures of the customs bodies of the integration Association, as well as the customs regulation bodies of the EAEU.

Keywords: Eurasian economic Union, Federal customs service of Russia, foreign economic activity, integration processes, globalization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.