Научная статья на тему 'Тамбовский период жизни и деятельности В. И. Вернадского(150-летию со дня рождения В. И. Вернадского посвящается)'

Тамбовский период жизни и деятельности В. И. Вернадского(150-летию со дня рождения В. И. Вернадского посвящается) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
535
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРНАДОВКА / МОРШАНСК / ГОЛОД / ЗЕМСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / НАУКА / ИСТОРИЯ НАУКИ / ГУМАНИЗМ / VERNADOVKA / MORSHANSK / HUNGER / ZEMSTVO / EDUCATION / HEALTH KEEPING / SCIENCE / HISTORY OF SCIENCE / HUMANISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дробжев Михаил Иванович

Излагается семейная, хозяйственная, политическая и научная деятельность В.И. Вернадского в тамбовский период его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAMBOV PERIOD OF LIFE AND ACTIVITY OF V.I. VERNADSKIY (TO THE 150TH ANNIVERSARY OF V.I. VERNADSKIY)

Family, economical, political and scientific activity of V.I. Vernadskiy in Tambov period of life is considered.

Текст научной работы на тему «Тамбовский период жизни и деятельности В. И. Вернадского(150-летию со дня рождения В. И. Вернадского посвящается)»

УДК 24.7

ТАМБОВСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.И. ВЕРНАДСКОГО (150-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО ПОСВЯЩАЕТСЯ)

© Михаил Иванович ДРОБЖЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, e-mail: gamidro@mail.ru

Излагается семейная, хозяйственная, политическая и научная деятельность В.И. Вернадского в тамбовский период его жизни.

Ключевые слова: Вернадовка; Моршанск; голод; земство; образование; здравоохранение; наука; история науки; гуманизм.

В.И. Вернадский по праву считается величайшим мыслителем современности. Академик Л.С. Берг еще при жизни Владимира Ивановича назвал его ученым, который в своем лице представляет всю Академию наук СССР. Такова была энциклопедичность и глубина знаний этого русского мыслителя. Но все начинается с истоков. Каковы они у Вернадского? Одним из таких истоков был более чем 25-летний период его жизни и деятельности на тамбовской земле.

Родословная В.И. Вернадского

В письме жене Н.Е. Вернадской Владимир Иванович писал, что его род начался в Литве. Шляхтич Верна воевал с казаками гетмана Хмельницкого, по неизвестным причинам перешел на сторону казаков и сражался вместе с ними против панства. За это он впоследствии был казнен поляками. Но сам факт перехода на сторону казаков имел большие последствия. Его дети и потомки в дальнейшем связали свою судьбу с казачеством. Прадед В.И. Вернадского Иван Никифорович Вернацкий учился в Переяславском коллегиуме и в Киево-Могилянской академии и был священником большого села Цер-ковщина Черниговского наместничества. По преданию отличался крутым нравом и хотел, чтобы его дети пошли по его стопам. Но один из них Василий - будущий дедушка Владимира Ивановича - воспротивился этому, закончил Московскую военно-медицинскую академию и после ее окончания был назначен штаб-лекарем военного госпиталя. Он участвовал в знаменитом швейцарском походе А.В. Суворова, который, выводя ар-

мию из окружения, назначил его начальником госпиталя.

Госпиталь попал в плен к французам. Они обнаружили, что в госпитале лечились не только воины российской армии, но и их противники: французы, итальянцы и австрийцы. За такой поступок к пленным Наполеон лично в Париже вручил Василию Ивановичу высшую награду Франции - орден Почетного Легиона. Из плена он вернулся в Россию только в 1804 г. Дедушка Василий женился на Екатерине Яковлевне Короленко. Ее брат Афанасий Яковлевич был дедом писателя В.Г. Короленко. Василий Иванович принимал участие в Отечественной войне 1812 г., дошел с войсками до Парижа. В 1826 г. получил звание коллежского советника. На основании этого род получил право на дворянство, изменив фамилию с Вернацкого на Вернадский.

Отец Владимира Ивановича был сыном Василия Вернадского. Он успешно окончил Киевскую гимназию, а затем и Киевский университет, учителем работал в гимназии Каменец-Подольска и Киева, на кафедре политэкономии Киевского университета, откуда его направили на подготовку на три года в Берлин. После этого в 28 лет защищает магистерскую, а затем и докторскую диссертации и работает профессором сначала Киевского, а затем Московского и Петербургского университетов. В 1850 г. он женится на Марии Николаевне Шигаевой и получает в приданое 520 десятин пахотной земли с хозяйственными постройками и лугами на Шигаевском хуторе Моршанского уезда Тамбовской губернии. Отсюда началась тесная связь Вер-

надских с Тамбовией. В 1860 г. М.Н. Шигае-ва умирает. Через два года Иван Васильевич женится на Анне Петровне Константинович, которая 12 марта 1863 г. родила великого русского мыслителя - Владимира Ивановича Вернадского.

Иван Васильевич в 1856 г. посещает Моршанск для ознакомления с жизнью бурлаков, артели которых нанимались моршан-скими купцами для возвращения речных судов с брегов Волги. В своем отчете он описывает их тяжкий труд, бесправие и беспросветность жизни. Главной его заслугой стал перенос полотна железной дороги Моршанск -Сызрань, которая должна была пройти в 90 км северней хутора Шигаевский. Для этого он бесплатно передал строителям железной дороги 20 га земли под строительство железнодорожной станции. При этом поставил условие, чтобы на станции был открыт медицинский пункт для обслуживания окрестных крестьян. Так и было сделано. В благодарность за выделение бесплатной земли для дороги и станции строители назвали ее Вернадовкой, а хутор Шигаевский исчез с географической карты России. Северо-восточная часть Тамбовской губернии и особенно Моршанский уезд получили доступ к железной дороге, что положительно сказалось на экономическом их развитии. Дорога Мор-шанск-Сызрань протяженностью в 484,8 км была открыта для пассажирских и грузовых перевозок 12 октября 1874 г.

В заслугу Ивану Васильевичу ставят освобождение крестьян своего имения в 1856 г. от крепостного права, т. е. на 5 лет раньше его отмены по стране. Это, конечно, верно и хорошо. Однако крестьяне как были безземельными, так и остались. А у него как было 520 десятин земли, так и сохранилось.

Тамбовский период жизни и деятельности В.И. Вернадского

Впервые В.И. Вернадский посетил Вер-надовку подростком в 1875 г. После смерти брата Николая в 1874 г. и отца в 1884 г. имение Вернадовка перешло к нему. Оно не только не приносило доход, но на нем висел долг в 9500 руб. Деньги по тем временам немалые. В июне 1886 г. В.И. Вернадский приезжает в Вернадовку, чтобы юридически оформить наследство и решить назревшие хозяйственные вопросы. В письме Н.Е. Ста-рицкой (будущей жене) он пишет: «Здесь

крестьяне страшно нуждаются в земле, отсюда идут переселения, и из одного большого села - Липовки - в это последнее время переселилось до 300 душ - шли в губернии Оренбургскую и Бийский округ Тюменской губернии. Земли мало как у помещичьих, так и у государственных крестьян... Окрестные помещики не любят сдавать в аренду земли, а больше обрабатывают сами, что ставит крестьян в еще худшее положение» [1, с. 49].

Общинное землевладение, при котором проходили довольно частые переделы участков, аренда земли на сравнительно короткие сроки, нехватка пахотных земель, низкая агрокультура, уменьшение лесных массивов вели к резкому ухудшению земледелия, снижению плодородия почвы, образованию оврагов на полях. Это касалось не только Моршанского уезда и Вернадовки, но и всей губернии. На это накладывался серьезный демографический взрыв. По сведениям статистика К.И. Арсеньева, в 1797 г. в нашей губернии все сельскохозяйственные земли состояли на 40 % из пашни, 31 % - леса и

29 % - луга. На душу населения приходилось 2,5 десятины пашни, по 2 десятины леса и луговых угодий. В первой половине ХІХ в. на душу населения пришлось лишь 1,5 десятины пашни и по 1 десятине сенокосов и леса. Резкое снижение площади лесов произошло уже сразу после отмены крепостного права. В 1866 г. пашня занимала 70 %, лес -18 %, а сенокосы - 12 %. Что касается переселения избыточного населения, то, по мнению В. М. Кабулова, только за 1816-1854 гг. было переселено государством и помещиками 60 тыс. крестьян. Это отступление от темы только кажущееся, потому что Вернадов-ка жила по законам губернии и страны, и по событиям в ней и ее округе можно было судить о положении во всей стране.

В начале В.И. Вернадский хотел продать имение и за вырученные деньги купить имение на Украине. Но два обстоятельства мешали этому: большой долг в 9500 руб. и нежелание продать соседу помещику Рымаре-ву, который, по мнению В.И. Вернадского, слишком притеснял крестьян, выжимая из них не только пот, но и кровь. И он передал землю в аренду крестьянам по очень приемлемой цене. И сама сдача земли крестьянам и цена за нее очень не понравилась местным помещикам. На такой поступок повлияло его

членство в «Приютинском братстве» и увиденное тягостное положение крестьян. И он решил превратить свое имение в опытную станцию с народным училищем при нем. До конца свою идею он не смог осуществить, но опытная станция у него получилась. Внедряя новую агротехнику, он увеличил урожайность выращиваемых сельскохозяйственных культур, их валовой сбор, превратил сад в очень прибыльное дело. Это позволило ему рассчитаться с долгом и получать определенный доход от ранее убыточного хозяйства. Имение с его замечательным парком, подбором разных видов деревьев, хорошими аллеями, прудами, дорожками превратилось в приятный уголок. И продавать его уже не хотелось.

Очень практичной оказалась помощь В.И. Вернадского крестьянам Моршанского и Кирсановского уездов в связи с засухой, охватившей в 1891 г. ряд центральных губерний России. Для оказания помощи населению царское правительство выделило губернии 1,5 млн руб. Это несколько помогло. Но не очень. Крестьяне вынуждены были продавать скот, лошадей за бесценок. Каждая лошадь стоила 30-35 руб., а ее продавали за 3 руб. Земство взяло на себя снабжение крестьян семенами, но на питание у него денег не было. Начался голод.

Еще летом 1891 г. В.И. Вернадский ездил по полям и видел гибнущий урожай. Осенью из письма управляющего имением

A.И. Попова, он узнал о последствиях засухи: только четверть крестьян питалась более или менее нормально, другая четверть в хлеб добавляла гороховую и просяную муку, а половина питалась только просяными блинами, есть и такие, что стали побираться.

B.И. Вернадский высылает Попову 400 руб. для раздачи хлеба наиболее нуждающимся крестьянам. Земский комитет с. Пичаево собрал 500 руб. для голодающих. Помещик Вольский по подписке собрал 1290 руб. На эти деньги он купил ржаной муки и раздал нуждающимся семьям сел Липовки и Подъема. Но его инициативу начальство не поддержало. Земство сумело поддержать крестьян, выдавая от 0,5 до 2 пудов муки на семью. Этого было мало. К декабрю 1891 г. весь скот был продан, и потому что нечем питаться, и потому что его кормить тоже было нечем. Отапливать избы не хватало даже соло-

мы... Как говорится: куда ни кинь, везде клин.

В это время В.И. Вернадский был занят чтением лекций в Московском университете, а его друзья и единомышленники по «Приютинскому братству» А.А. Корнилов, К.К. Арсентьев, В.В. Келлер, С.Ф. Ольденбург, братья Дмитрий и Федор Шаховские выехали к голодающим. Перед ними открылась ужасающая картина голода. Вначале они скупали лошадей и раздавали их крестьянам. Близилась весна, и без лошадей нельзя было справиться с пахотой полей и севом. Корнилов регулярно информировал Вернадского о положении дел в уезде. Он и его друзья сумели собрать около 4 тыс. руб. - это капля в море. Да и кормить лошадей кормов не было. Решено было открыть столовые для голодающих. По инициативе К.К. Арсеньева петербуржцы собрали 1778 руб. В.И. Вернадский пишет письмо министру финансов

С.Ю. Витте, и он откликнулся на него положительно. Князь Николай Михайлович Комитету по спасению голодающих выделил

30 тыс. руб. В январе 1892 г. открылись столовые в Подъеме, Каменке, Бояровке, Милашке почти на тысячу человек. Немного позднее столовые открылись в Красивке, Поминаевке, Питиме, Бадиме, Тараксе. В общей сложности в них питались более 5 тыс. голодающих. Их кормили только обедом, выдавая щи, кашу и фунт хлеба. В.И. Вернадский организовал сбор средств голодающим во Франции, откуда поступили 16 тыс. франков. На них были открыты 24 столовые почти на 1500 человек.

За 7 месяцев Комитет в помощь голодающим собрал к 8 июня 1892 г. 45 тыс. 359 руб. и 16 тыс. франков. На них кормилось в столовых 6256 человек, подкормлены свыше 1 тыс. 500 лошадей, крестьянам Моршанско-го и Кирсановского уездов передано 478 лошадей, многим крестьянам выданы семена для сева овса, проса и посадки картофеля. Конечно, некоторые могут сказать, что при таком голоде в России это мало заметно. Но если принять во внимание, что каждая живая душа не знает цены, а представляет собой уникальную ценность, то В.И. Вернадскому и его друзьям удалось сделать немало. Их работа показала, что царское правительство и губернские власти не справляются в борьбе с голодом, что на сцену политической жизни

выступает земство и самоорганизации граждан. На этой почве множилось число либерально настроенной буржуазии и дворян, ставших в оппозицию царизму.

В этом плане показательна деятельность В.И. Вернадского гласным Моршанского уезда Тамбовской губернии, которым он был избран в 1892 г. Как говорится, В.И. Вернадский попал из огня - борьбы с голодом, да в полымя - резкое уменьшение бюджета земства и желание некоторых земцев поправить его закрытием 39 школ из 72 существующих. Благодаря его активной деятельности школьная сеть сохранилась. В дальнейшем количество школ из года в год росло и к 1910 г. их стало 120. В.И. Вернадский добивался повышения зарплаты учителям, открытия при школах библиотек. Добился того, что в школах, где было более 70 учащихся, принимали второго учителя. На свои средства в селе Подъем он построил кирпичную школу на два класса с помещением для библиотеки и жилья учителя и передал ее земству. Пригласил учителя и платил ему жалование по 15 руб. в месяц и снабжал продуктами питания.

Занимаясь общественно-политической

деятельностью, он ставил задачу повысить культуру населения и обеспечить демократическое правление. Именно здесь в Вернадов-ке во всей сложности перед ним встал вопрос, на чем сосредоточить свои силы: на научной или политической деятельности. Он писал жене, что на то и другое у него не хватает сил. Эта проблема не решилась в Верна-довке. Об этом говорит его работа в партии кадетов, в Государственном Совете и Временном правительстве. И только длительная командировка во Францию определила его выбор. Он стал профессиональным ученым и преподавателем.

Научная работа в Вернадовке касается минералогии. Он обнаружил в долине р. Красной марганцевое месторождение. Запасы его значительны, но процентное содержание в руде очень низкое и потому разработка марганца не была целесообразна. В Вернадовке он отредактировал для издания Комиссией домашнего чтения указания по минералогии. Здесь же он заканчивает и 27 октября 1891 г. защищает в Петербургском университете магистерскую диссертацию «О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах». В том же году назначен за-

ведующим кафедрой Московского университета. В 1892 г. стал заведующим минералогическим кабинетом Московского университета. Он замечает, что под влиянием В.В. Докучаева стал среди немногих кто пострадал преподавание минералогии не на статическом преподавании Линнея, а на динамическом представлении о минералах в земной коре Бюффона.

Рос научный авторитет В.И. Вернадского. В 1890-1891 гг. он становится членом Московского общества испытателей природы, Общества любителей природы, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета. В 1903 г. избирается членом минералогического общества и Общества опытных наук при Харьковском университете.

В то же время у него открывались горизонты будущих занятий, и он нащупывал будущие проблемы своих исследований и открытий. Это видно из полемики В.И. Вернадского с его женой Натальей Егоровной в письме от 29 июня 1893 г. из Вернадовки. Она в своем письме не признавала какой-нибудь роли и значения сознания в мире. Она писала ему, что сознание количественно так мало наблюдается в мире, что не может быть серьезным фактором в мировой жизни. Она считала сознание роскошью, а главную массу мировых процессов бессознательными. Поэтому развитие сознания, по ее мнению, не может быть целью.

Очень важно, как тактично, глубоко научно и очень просто и ясно опровергает эту точку зрения Вернадский. Во-первых, он утверждает, что главные явления жизни природы и вырабатываемая ею цель не обязательно должны занимать количественно главное место. Более того, природа подчас нам показывает обратное. Далее, мы не можем судить о количестве сознания в мире, т. к. сам мир есть продукт нашего сознания, мы можем сознания не видеть, по аналогии как мы не чувствуем на нас давления атмосферы. Вернадский констатирует: «Есть один факт развития Земли - это усиление сознания - хотя я допускаю, что, может быть, через миллионы лет пойдет обратный процесс. Но ведь для нас - продуктов жизни Земли - едва ли явится желательным работать в последнем направлении, а я думаю, что многое зависит от работы лиц, одаренных сознанием» [2, с. 46-

47]. Стоит отметить, что глубокий ум гения зрит в будущее не через десятки и сотни, но и миллионы лет. Он отмечает в жизни наличие регрессивных течений, которые тянут человека к тупой, тяжелой, чувственной, животной жизни. Но существует в ней и зерно прогресса - силы сознания, на которые он возлагает светлые надежды. Он пишет: «1) людей, могущих развивать сознание в стране по многим причинам немного, и горе той стране, где такие люди зарывают тот огонь, который теплится в них, и скрывают, искажают его святое воздействие; 2) никогда это не может быть везде, а потому - те народы, где лица, могущие развивать сознание, исполняют свою обязанность, будут сильнее -отсюда следует, что другие народы будут жить хуже и, в общем, нарушается равновесие развития человеческих племен» [2, с. 47]. Разве для подтверждения этой мысли мало примеров? Вот почему В.И. Вернадский критерием оценки любого правительства считал их отношение к развитию науки и образования. Из этого краткого изложения диспута выросла целая концепция о научной мысли как планетном явлении, как геологической силе.

В письме Н.Е. Вернадской от 5 июля 1893 г. Владимир Иванович высказывает мысль о необходимости «серьезно посвятить свои силы работе над историей науки. И хочется, и колется: чувствую для этого недостаток образования, малые силы своего ума по сравнению со стоящей задачей. На много лет такая работа, т. к. много надо самому к ней готовиться» [2, с. 51]. В.И. Вернадский приводит в этой работе изложение хода развития естествознания согласно новым данным. Он отмечает, что ничего подобного в литературе нет. «Меня завлекает мысль, - пишет он, - о возможности этим историческим путем глубже проникнуть в понимание основ нашего мировоззрения, чем это достигается - путем ли философского анализа или другими отвлеченными способами» [2, с. 51]. И ведь это не были маловажные наметки. По сути, был составлен план этих исследований. В него вошли такие вопросы, как проблемы наследственности, значения личности и уровня развития общества для развития науки, открытия научных истин, их последующего позднее признания наукой. Особенно интересовали ученого биографии великих

открывателей. «Здесь все интересно, - подытоживает В.И. Вернадский свои мысли об истории науки, - и то, что отдельные личности среди общей тьмы были в состоянии сделать за сотни лет правильные выводы и т. п. Очень интересен вопрос о лживом и его значении в развитии науки» [2, с. 51]. Результатом этих усилий стали книги «Труды по всеобщей истории науки» и «Труды по истории науки в России». В первом из них помещены три лекции «О научном мировоззрении», которые являются актуальными и в настоящее время. Все это подтверждает, что эти замечательные работы задумывались на тамбовской земле.

Для нашей области имя В.И. Вернадского имеет особое значение и вызывает закономерную гордость. Ведь именно здесь, во время более чем 25-летней связи с нашим краем, в тамбовский период деятельности у него зародилась и нашла свое конкретное воплощение биосферно-ноосферная концепция. Это утверждение сделал академик РАЕН

A.Г. Назаров. Разрабатывая концепцию Ноо-сферного центра в Вернадовке, он пишет: «Изучение архивных и большого пласта опубликованных материалов дает основание заключить, что тамбовский период жизни и деятельности В.И. Вернадского (1886-1910) играл огромную, можно сказать - основополагающую роль в становлении его как ученого, мыслителя и высоконравственной духовной личности. «Человек ноосферы» в лице

B.И. Вернадского состоялся именно здесь, в Вернадовке, в Моршанском уезде, на земле Тамбовщины, в Центральном Черноземье».

Именно здесь, на Тамбовской земле, развилось его «космическое чувство вселенско-сти» и единства человека с природой и космосом. Это чувство породило в творчестве ученого космологический принцип единства природы, человека и космоса, который красной нитью проходит через учение о биосфере и ноосфере. В Моршанске и Вернадовке он приходит к необходимости формирования духовности и культуры, расширения образования, развития здравоохранения, утверждения гуманизма широких народных масс.

Летом 1904 г. В.И. Вернадский совершает многочисленные экскурсии по окрестностям Вернадовки, изучает черноземы Мор-шанского уезда и открывает своеобразные процессы разложения глины почв с харак-

терным образованием гидратов алюминия. Причастен он и к открытию титановых руд на Тамбовской земле.

Подводя итоги сказанного о Вернадском и его связи с Тамбовией можно сделать некоторые выводы. Во-первых, он приобрел здесь опыт хозяйствования при строительстве имения, возведения парка и прудов, ведения сельскохозяйственных работ. В результате было обустроено поместье, погашен долг, оно стало давать прибыль. Во-вторых, он глубоко познал основы земской уездной и губернской работы, приобрел опыт политического и государственного деятеля. Хорошо познал нужды и бедственное положение крестьянства. В-третьих, в В.И. Вернадском всегда бурлила свободная научная мысль, и он в Тамбовии высказал много интересных мыслей по проблемам биосферы и ноосферы, высокой роли живого вещества и его главной части человека и человечества в развитии общества, о научной мысли как планетном явлении и геологической силе, наметил план

работы над историей науки, много внимания уделял вопросам минералогии.

В.И. Вернадский был большим Человеком, великой Личностью, гениальным Ученым, подлинным Гуманистом. Он является заметной фигурой как общественный и государственный деятель. Он всю свою жизнь и деятельность подчинил принципу, который определил в дневниковой записи от 12 мая 1884 г.: «Задача человека заключается в доставлении наивозможно большей пользы окружающим». А окружал его весь мир, вся природа и все человечество. Им он и служил.

1. Вернадский В.И. Письма Н.Е. Вернадской. М., 1988.

2. Вернадский В.И. Письма Н.Е. Вернадской. 1893-1900. М., 1994.

Поступила в редакцию 5.10.2012 г.

UDC 24.7

TAMBOV PERIOD OF LIFE AND ACTIVITY OF V.I. VERNADSKIY (TO THE 150TH ANNIVERSARY OF V.I. VERNADSKIY)

Mikhail Ivanovich DROBZHEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Honored Worker of High School of Russian Federation, e-mail: gamidro@mail.ru

Family, economical, political and scientific activity of V.I. Vernadskiy in Tambov period of life is considered.

Key words: Vernadovka; Morshansk; hunger; zemstvo; education; health keeping; science; history of science; humanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.