УДК 549
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.И. ВЕРНАДСКОГО НА ТАМБОВЩИНЕ
© Е.М. Буковский, М.Е. Буковский
Ключевые слова: научные исследования; минералогия; аналитическая работа по химии земной коры; атомная энергия.
Статья посвящена научной деятельности В.И. Вернадского в Тамбовском крае, его работе над научными статьями и книгами, открытию полезных ископаемых.
Владимир Иванович Вернадский - явление воистину уникальное в истории мирового естествознания. По мощи ума, широте кругозора, разносторонности интересов и поражающей творческой активности в самых различных областях человеческой мысли он стоит в одном ряду с таким универсальными гениями, как Г. Галилей, М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, которые открыли людям новые горизонты познания природы и общества. При жизни на долю В.И. Вернадского выпало три революции и две мировые войны. В его мировоззрении отразились перипетии русской жизни и мысли XX в. Он обладал высоким уровнем научного понимания предсказательной силы науки. В.И. Вернадский предвидел торжество новой эпохи в развитии коллективной формы Разума человечества. Он говорил: «Я не представляю себе жизни без сознания».
Его жизненный путь как гражданина страны и как ученого формировался и на Тамбовщине с 1886 по 1912 гг. В этот период он построил усадьбу на территории перешедшего ему по наследству Шигаевского хутора, внедрял современные формы ведения сельского хозяйства у себя в имении, оказывал помощь голодающим в годы засухи, участвовал в работе уездного и губернского земств, организовывал новые школы, библиотеки и больницы, занимался научной деятельностью: писал статьи, отдельные главы научных книг, открыл полезные ископаемые - марганцевые и фосфоритные руды.
Приезжая в Вернадовку, Моршанск и Тамбов весной, летом и зимой «на отдых» от столичной жизни, В.И. Вернадский не оставлял занятия наукой и на Тамбовщине. Он много ездил по губернии, изучал ее природные и климатические условия.
Летом 1891 г. в Вернадовке он готовится к защите магистерской диссертации на тему: «О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах».
Находясь в Вернадовке с 5 июня по 16 июля 1893 г., В.И. Вернадский продолжает научные исследования в Тамбовской губернии. Первым по своей инициативе он провел геологические исследования на ее территории. Установил границы распространения фосфоритов. Недалеко от сел Никольское, Бычки (Бондарского района)
им были изучены целые залежи фосфоритов. По форме залегания они представлены желваками неправильной округлой формы, сцементированными в полуметровые пласты.
Летом 1893 г. В.И. Вернадский наблюдал нашествие саранчи вблизи своего имения в Вернадовке. В письме жене от 1 июля 1893 г. он писал: «...Здесь по поводу саранчи большое волнение. Бьют ее метлами, выжигают поляны. Очень усердно ее пожирают грачи, которые все, по-видимому, сделали из этого свою специальность...» [1].
В Вернадовке во время ежедневных экскурсий В.И. Вернадский собирал и оформлял гербарии из местных растений, изучал насекомых и животных, описывал полезные ископаемые марганцевых руд и фосфоритов, подсчитывал их запасы, составлял геологические колонки, анализируя хитросплетения пластов в оврагах близ сел Красивки и Липовки.
Так, в 1899 г. В.И. Вернадский обнаружил в овраге «Зобнин буерак» на левом склоне реки Красной, на границе своих земель и угодий крестьян с. Липовки марганцевое месторождение. Оценивая его качество, он отметил, что запасы марганца значительны, но разработке будет мешать низкое содержание металла в руде (фото 1).
За лето 1893 г. В.И. Вернадский отредактировал для напечатания в «Комиссии домашнего чтения» указания для чтения по минералогии. Здесь же он анализирует тему докторской диссертации по полиморфизму и приходит к заключению о невозможности так быстро ее написать.
6 июня 1894 г. В.И. Вернадский писал: «Я очень сомнительно отношусь к будто бы наблюдаемым изменениям климата, но существование какой-то неизвестной нам и мало принимаемой во внимание периодичности в климате и явлений, связанных с истощением земли при старых способах обработки и плохих семенах, - несомненно» [2]. Совершенно ясно, что выдающийся ученый кратковременным наблюдением улавливал, тем не менее, суть того, что можно назвать экологическим кризисом аграрного общества: примитивное сельскохозяйственное производство, почти целиком
зависимое от природы. Как-то летом 1892 г. на левом склоне долины реки Красной к югу от усадьбы В.И. Вернадский, руководствуясь благими намерениями, разрешил пастухам обрыть кусты дубов от потравы скота на протяжении десяти километров. Каково же было его удивление, когда он через два года - в 1894 г. -обнаружил в этих местах интенсивный рост оврагов. Вот что пишет ученый-натуралист в своем письме из Вернадовки от 10 июня 1894 г.:
«В природных процессах, всюду устанавливается известное равновесие, известная гармония, и часто она достигается не так, как нам желательно. Два года назад, на скатах р. Красной, установившихся столетиями и вполне приноровившихся к условиям жизни местности, я велел обрыть от скота кусты дубов. Совершенно неожиданно этим самым нарушился вековой строй. Началось размывание, начали образовываться овраги, и местность прорывалась так глубоко, как никогда, появились ниже ледникового слоя лежащие зеленые пески. От канавы Вольского начал образовываться огромный овраг.
Совершенно то же самое устанавливается и в почве. Всякая неверная обработка, всякая дурная обработка отражается не в этом году, а на все последующие годы. Совершенно так, как хорошая скрипка только годами в руках хорошего игрока наигрывается, точно так же постепенно укладывается и почва. Нужны годы, чтобы путем правильной культуры дать почве правильные, нужные свойства. Почвы культурных стран Запада выше наших. Они несут в себе след разумной, строго выдержанной работы многих поколений, и его надо поддерживать и передать дальше.
Но общие пути должны быть даны наукой, и горе той стране, где знание мало развито, где оно мало проникло в рабочие массы. Каждый шаг, каждый год накладывают свою руку на почву и передают ее обезображенной, с фальшивыми свойствами следующим поколениям. Кто исчислит тот великий вред и то ужасное наследство, которое мы оставляем будущему благодаря задержке и слабому распространению образования, благодаря не-
верной трате средств, благодаря стеснению свободной благородной человеческой личности?» [1].
Летом с 13 июня по 1 июля 1901 г. в окрестностях Вернадовки ученый проводил постоянные геоморфологические и геологические исследования: «Здесь я каждый день делаю поездки по окрестностям и пытаюсь выяснить себе строение местности, частью из общего интереса, частью из желания найти в имении песок для необходимого бы кирпичного завода. Пока неудачно, но на границе земли нашей и даже на нашей нашел марганцевую руду, впрочем, очень неважного качества и практически неинтересную. Но научно она меня очень заинтересовала, и у меня ясно выясняется картина ее генезиса и рождается ряд мыслей» [1], -делился он своими замыслами с женой Натальей Егоровной из Вернадовки.
В Вернадовке Владимир Иванович находит тихие часы уединения, которые наполняет любимой научной работой: «Теперь работаю довольно много, - писал он из Вернадовки 8 июня 1904 г., - написал уже 50 страниц своей книги («Описательная минералогия», над созданием которой ученый начал работать в Вернадов-ке. - Е. Б., М. Б.), но, кажется, 10 страниц в день много: много вычислений, и теперь вижу, какая огромная работа предстоит!» [3].
В конце июня 1904 г. В.И. Вернадский вместе с сыном Георгием совершает регулярные экскурсии по окрестностям Вернадовки, исследуя почву, что впоследствии его утвердило в теории химического изменения пород и минералов в природе. В его голове шла мощная аналитическая работа по химии земной коры, которая позднее выразится в создании геохимии. «Изучая черноземы Тамбовской губернии Моршанского уезда, я имел возможность изучать в прежнее время своеобразные процессы разложения глины почв с характерным образованием гидратов алюминия. Это разложение связано с рельефом почвы, оно происходит в больших низких впадинах под действием стоячих вод весной, после сильных дождей», - писал ученый [4].
На протяжении 25 лет его управляющий и единомышленник Александр Иванович Попов помогал Вернадскому в исследовательской работе, регулярно сообщая в течение многих лет в его обсерваторию результаты наблюдений за грозами и снегопадами, которые случались в Вернадовке.
Загруженность ученого хозяйственной деятельностью не могла отвлечь его от науки. «Среди всякой хозяйственной возни, - пишет В.И. Вернадский из Вернадовки, - которая, в общем, интересна, кончил три статьи (о триболюминесценции, титане в почве и III очерк о распространении химических элементов) и хочется отдать заметку о формуле биотитов в связи с работами Вейберга» [4].
Открытие радиоактивности Анри Беккерелем (1896 г.) захватило воображение ученых многих стран мира. Радиоактивные элементы нашли практическое применение как в научных исследованиях, так и в медицине, но именно потенциальная возможность их использования в качестве мощных источников энергии вызвала наибольший интерес. Не остался в стороне и В.И. Вернадский.
Осенью 1910 г., находясь у себя в усадьбе в Верна-довке, он разрабатывает программу поиска урановых руд и овладения энергией атомного распада, планирует маршруты геологических экспедиций на Кавказ, в Среднюю Азию и на Урал. «Читаю сейчас по Туркестану и вижу, что это минералогически непочатый край» [4], - пишет он из Вернадовки. Одновременно В.И. Вернадский готовит доклад для собрания Академии наук «Задача дня в области радия», где было представлено одно из первых выражений идеи ноосферы. В тезисах доклада ученый пишет: «Но за пределами природы огромная область человеческого сознания, государственных и общественных групп и бесконечных по глубине и силе проявлений человеческой личности -сама по себе представляет новую мировую картину. Эти различные по форме, взаимно проникающие, но независимые картины мира сосуществуют в научной мысли рядом, никогда не могут быть сведены в одно целое, в один абстрактный мир физики или механики» [5]. Здесь же впервые предсказывает: «Мы, дети XIX в., на каждом шагу свыклись с силой пара и электричества, мы знаем, как глубоко они изменили и изменяют всю социальную структуру человеческих обществ, более того - как они меняют более мелкую бытовую обстановку человеческой личности, охватывают самые медленно сдвигающиеся навыки и привычки, переживающие без изменения целые исторические периоды. А теперь перед нами открываются в явлении радиоактивности источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, которые рисовались человеческому воображению» [5]. Тут же в заключении В.И. Вернадский продолжает «Перед нами открыты источники энергии, перед которыми бледнеют сила пара, сила электричества, сила взрывчатых химических процессов» [5].
Впоследствии, 29 декабря 1910 г. в Санкт-Петербурге В.И. Вернадский убедил собрание Академии наук в необходимости срочно проводить исследования радиоактивности в нашей стране и поисков минералов урана и радия.
В июле 1911 г., вернувшись из экспедиций по Кавказу, Средней Азии и Уралу, В. И. Вернадский в Верна-
довке приводит в порядок свои научно-исследовательские записи, описывает слаборадиоактивные ванадаты меди и никеля из рудника Тюя-Муюнского месторождения, расположенного в Ферганской долине.
В октябре 1942 г. В.И. Вернадский в сопровождении нашего земляка, своего ученика и сподвижника Е.Л. Кринова в условиях строжайшей секретности проезжал на поезде мимо станций Вернадовка, Моршанска из Борового (Казахстан) в Москву на дачу И.В. Сталина в Кунцево. В поезде на остановках В.И. Вернадский корректирует свой доклад об атомном проекте. По свидетельству руководителя советской разведки генерала Судоплатова, вождь принял на даче двух академиков -В.И. Вернадского и А.Ф. Иоффе. Говорил со И.В. Сталиным в основном В.И. Вернадский. Ссылаясь на мнения наркома боеприпасов Б. Л. Ванникова, генерал Су-доплатов так подводит итог беседы: «После этой встречи руководство страны впервые окончательно убедилось в реальной возможности создания атомного оружия. Сталин был так заворожен мощным разрушительным потенциалом атомной бомбы, что в конце октября 1942 г. предложил дать кодовое название плану контрнаступления под Сталинградом - операция «Уран» [6].
Творчество таких ученых, как В. И. Вернадский, двухмерно: они одновременно и естествоиспытатели, и мыслители. Если суммировать научную деятельность В.И. Вернадского на Тамбовщине, то можно с уверенностью сказать, что это одна из ступенек к вершине его научного творчества - созданию учения о биосфере и перехода ее в ноосферу.
Идеи В.И. Вернадского актуальны и после его смерти. Его труды не только внесли огромный вклад в развитие разделов естествознания, но и принципиально изменили научное мировоззрение ХХ в.
Идея ноосферы, идея разумной ответственности человека за дальнейшее развитие не только общества, но и биосферы в целом положена ООН в основу разработки новой экогуманистической модели земной цивилизации. Эта же идея отражена в итоговом документе конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г. «Программа действий. Повестка дня на XXI век».
Обращаясь к потомкам, В.И. Вернадский подчеркивал: «Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетие, переживаем научные достижения, равных которым не видели долгие поколения наших предков...
Стоя на этом переломе, охватывая взором открывающееся будущее - мы должны быть счастливы, что нам суждено это прожить, в создании такого будущего участвовать» [7].
Международная организация ЮНЕСКО назвала Владимира Ивановича Вернадского человеком второго тысячелетия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский В.И. Письма Н.Е. Вернадской. 1893-1900. М.: Техносфера, 1994.
2. Вернадский В.И. Сочинения. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 4.
3. Из дневников В.И. Вернадского // Природа. 1967. № 10. С. 18-34.
4. Вернадский В.И. Письма Н.Е. Вернадской. 1909-1940. М.: Техносфера, 1994.
5. Вернадский В.И. Сочинения. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 1.
6. Буковский Е.М. Вековой долг Вернадских. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010.
7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.
Поступила в редакцию 22 сентября 2012 г.
Bukovsky E.M., Bukovsky M.E. SCIENTIFIC ACTIVITY OF V.I. VERNADSKIY IN TAMBOV REGION
The article is devoted to scientific activity of V.I. Vernadskiy in Tambov region, his work over scientific articles and books, discovery of natural resources
Key words: scientific researches; mineralogy; analytical work at chemistry of earth crust; atomic energy.