Научная статья на тему 'Тактико-ситуационная стрельба как новый этап эффективной подготовки стрелка'

Тактико-ситуационная стрельба как новый этап эффективной подготовки стрелка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1682
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНО-БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ / ОГНЕВОЙ КОНТАКТ / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / ТАКТИКО-СИТУАЦИОННЫХ СТРЕЛЬБЫ / OFFICE AND FIGHTING TASKS / FIRE CONTACT / SKILLS / ABILITIES / TACTICAL AND SITUATIONAL FIRING PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянов Олег Анатольевич, Морозов Александр Валентинович, Прудников Василий Игоревич

В статье описаны особенности подготовки военнослужащих при выполнении упражнений тактико-ситуационных стрельб как очередного этапа развития огневой выучки в системе боевой подготовки войск национальной гвардии Российской Федерации. Раскрываются понятия «навык» и «умение», как необходимые компоненты многогранной подготовки современного стрелка, способного действовать в условиях выполнения служебно-боевых задач, в резко меняющейся обстановке. Ставятся цели и задачи по приобретению и совершенствованию данных терминов при обучении умелому и эффективному использованию стрелковое оружие в ближнем скоротечном бою на фоне резко меняющейся тактической обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянов Олег Анатольевич, Морозов Александр Валентинович, Прудников Василий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tactical and situational firing as new stage of effective training of the shooter

In the article, the features of the military personnel training when performing exercises of tactical and situational firing practice are described as next stage for development of the fire training in the system of combat training of the National Guard Troops of the Russian Federation. The concepts "skill" and "ability" as necessary components of many-sided training of the modern shooter capable to work in the conditions of performance of office and fighting tasks in rapidly changing situation are revealed. The purposes and tasks of acquisition and improvement of these terms when training in skillful and effective use of set small arms in near transient fight against the background of sharply changing tactical situation.

Текст научной работы на тему «Тактико-ситуационная стрельба как новый этап эффективной подготовки стрелка»

УДК 799.31

ТАКТИКО-СИТУАЦИОННАЯ СТРЕЛЬБА КАК НОВЫЙ ЭТАП ЭФФЕКТИВНОЙ

ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА

Олег Анатольевич Емельянов, кандидат педагогических наук, Александр Валентинович Морозов, преподаватель, Василий Игоревич Прудников, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

(ПВИ ВНГ РФ)

Аннотация

В статье описаны особенности подготовки военнослужащих при выполнении упражнений тактико-ситуационных стрельб как очередного этапа развития огневой выучки в системе боевой подготовки войск национальной гвардии Российской Федерации. Раскрываются понятия «навык» и «умение», как необходимые компоненты многогранной подготовки современного стрелка, способного действовать в условиях выполнения служебно-боевых задач, в резко меняющейся обстановке. Ставятся цели и задачи по приобретению и совершенствованию данных терминов при обучении умелому и эффективному использованию стрелковое оружие в ближнем скоротечном бою на фоне резко меняющейся тактической обстановки.

Ключевые слова: служебно-боевые задачи, огневой контакт, навыки, умения, тактико-ситуационных стрельбы.

TACTICAL AND SITUATIONAL FIRING AS NEW STAGE OF EFFECTIVE TRAINING OF THE SHOOTER

Oleg Anatolevich Emelyanov, the candidate of pedagogical sciences, Aleksandr Valentinovich Morozov, the teacher, Vasily Igorevich Prudnikov, the teacher, The Perm Military Institute of the National Guard's Forces of the Russian Federation

Annotation

In the article, the features of the military personnel training when performing exercises of tactical and situational firing practice are described as next stage for development of the fire training in the system of combat training of the National Guard Troops of the Russian Federation. The concepts "skill" and "ability" as necessary components of many-sided training of the modern shooter capable to work in the conditions of performance of office and fighting tasks in rapidly changing situation are revealed. The purposes and tasks of acquisition and improvement of these terms when training in skillful and effective use of set small arms in near transient fight against the background of sharply changing tactical situation.

Keywords: office and fighting tasks, fire contact, skills, abilities, tactical and situational firing practice.

При выполнении служебно-боевых задач войсками национальной гвардии Российской Федерации от военнослужащих требуется проявление профессионализма и высокой огневой выучки. В виду быстро изменяющихся условий ведения боевых действий, огромный интерес многих специалистов вызван поиском новых альтернативных методик в процессе тренировки стрелков на различных этапах и видах огневой подготовки.

В настоящее время в рамках системы боевой подготовки в войсках национальной гвардии Российской Федерации идет очередная переломная фаза в поиске новых форм и методов в организации проведения занятий по применению и использованию нового, современного вооружения, требуя кропотливого и творческого подхода для освоения дисциплины «Огневая подготовка». Данным направлением в системе огневой выучки стрелка является тактико-ситуационная стрельба.

Упражнения тактико-ситуационных стрельб предназначены для поддержания и совершенствования навыков военнослужащих в ведении огня как индивидуального, так и в составе группы (подразделения), в условиях максимально приближенных к реальной,

боевой обстановке. Тактико-ситуационные стрельбы моделируют действия военнослужащего на поле боя в различных условиях ближнего боя на малых и коротких дистанциях (лес, горы, населенный пункт, объекты инфраструктуры и др.). Важной задачей огневой подготовки - это обучение военнослужащих ведению огня в любой обстановке в условиях непосредственного огневого контакта. В основу тактико-ситуационных стрельб входит обучение военнослужащих в практических действиях с оружием, в максимально приближенной тактической обстановке, сопряженной с риском для жизни.

Руководитель стрелковой тренировки создает тактическую ситуацию максимально приближенную к выполнению предстоящих служебно-боевых задач. С этой целью на специальном участке войскового стрельбища формируется мишенная обстановка, создаются тактические условия с разнообразными моделирующими стрелковыми ситуациями. В ходе занятия и непосредственного выполнения упражнения тактико-ситуационной стрельбы руководителем занятия допускается вносить изменения в условия упражнений для решения нестандартных ситуаций огневых (огневой) задач. По итогам таких занятий формируются навыки в приемах и правилах обращения с оружием, как одиночного действия, так и в составе группы. Навык - это автоматизированный компонент сознательного действия, выполняемого быстро и с наивысшим результатом доведенного до состояния рефлекса, что способствует в условиях сложной быстроизменяющейся динамической обстановки сосредоточения внимания стрелка на выполнении основной огневой задачи.

В процессе выполнения служебно-боевых задач от военнослужащего требуется проявление инициативности, организованности, эмоционально-волевой устойчивости, наличие низкого уровня стрессоустойчивости и профессионального мастерства при действиях с оружием. Анализ таких занятий показывает, что при приведении тактических (ситуационных) стрельб у военнослужащего формируются максимальная мобилизация нравственных, психологических и физических сил, формируются мотивационная и компетентност-ная готовность.

Так знаменитый чешский педагог Ян-Амос Коменский заключал, что педагогика -всесильная наука, позволяющая решить любую дидактическую задачу при умелом использовании её средств и методов [1].

Целями тактико-ситуационных стрельб является:

1. Выработка твердых навыков при обращении со стрелковым оружием.

2. Привитие культуры безопасного обращения с оружием при выполнении слу-жебно-боевых задач.

3. Умение военнослужащих действовать в скоротечном огневом контакте, на фоне быстро меняющейся тактической и ситуационной обстановки с учетом резкого изменения условий местности при стрельбе на малых, коротких и средних дистанциях.

Умение - способ действия, основанный на высокой теоретической и практической подготовке, позволяющей творчески пользоваться приобретенными знаниями в различных условиях служебно-боевой деятельности.

В процессе выполнения тактическо-ситуационных стрельб решаются следующие задачи по приобретению и совершенствованию умений и навыков военнослужащих:

• развитие силовой выносливости рук;

• мышечной памяти;

• отработки согласованности действий при производстве выстрела и перемещения;

• безопасных и скоростных манипуляций с оружием.

Кроме того, тактико-ситуационные стрельбы являются эффективными упражнениями, для формирования индивидуальных стрелковых качеств тактического арсенала базовых действий с оружием военнослужащего. Стрелковые качества в процессе обучения тактико-ситуационной стрельбе развиваются более эффективно при использовании методов и форм физической нагрузки. Важной задачей данных занятий является подготовка

военнослужащего действовать в экстремальных, динамично развивающихся ситуациях в непосредственном огневом контакте с противником.

Тактическая обстановка с разнообразными моделирующими стрелковыми ситуациями создается с учетом таких условий, чтобы стрелок совершал манипуляции с оружием в неестественных позах изготовки, принятий стрелковых положений и непосредственно самой стрельбы. Поэтому задача руководителя занятия заключается в том, чтобы довести до обучаемого требования, которые предъявляются к изготовке, и помочь ему выполнить их, соблюдая данные правила с учетом его телосложения, необходимого снаряжения, средств индивидуальной защиты, при наиболее экономичном расходовании его физических сил и нервной энергии [3].Тем самым обучаемый должен ясно понимать, что повышение уровня его стрелкового мастерства требует постоянного развития как физического, так и умственного для поиска альтернативы в выборе наиболее эффективных методов достижения результата. Для этого необходимы тренировки с детальным объяснением руководителя о том, что при правильном удержании оружия повышается комфортность изготовки и уменьшается напряжение мышечного аппарата стрелка.

Соответственно основной целью занятий по огневой подготовке является: подготовить военнослужащего, используя новые методики обучения умению применять стрелковое оружие в различных условиях, быстро, уверенно и гарантированно поражать нужные цели, расходуя минимальное количество боеприпасов [2].

ВЫВОДЫ

Таким образом, тактико-ситуационные стрельбы эффективно используются военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации в системе боевой подготовки, результатом которых является, качественное выполнение упражнений стрельб и действий при вооружении. Интенсивные тренировки позволяют уменьшить воздействие внешних факторов на функциональное состояние военнослужащего и стабилизируют технику стрельбы в экстремальных условиях, тем самым формируется способность военнослужащих к самоорганизации при выполнении служебно-боевых задач, индивидуального технического и тактического арсенала. Тактико-ситуационные стрельбы развивают у военнослужащих, в том числе подразделений и частей войск национальной гвардии Российской Федерации, способность умело и эффективно использовать стрелковое оружие в ближнем скоротечном бою на фоне резко меняющейся тактической обстановки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянов, О.А. Девиантное поведение военнослужащих как предмет педагогической профилактики / О.А. Емельянов // International research journal. - 2016. - № 2 (44). - Ч. 4. - С. 22-25.

2. Емельянов, О.А. Как контролировать изготовку стрелка из пистолета / О.А. Емельянов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования системы технического обеспечения» / Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации. - Пермь, 2017. - С. 169-171.

3. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб. : Питер, 2006. - 1096 с.

REFERENCES

1. Emelyanov, O.A. (2016), "Deviant behavior of the military personnel as subject of pedagogical prevention", International research journal, No. 2 (44), pp. 22-25.

2. Emelyanov, O.A. (2017), "How to control the shooter's izgotovka from a gun", Materials of the All-Russian scientific and practical conference "Topical Issues of Improvement of a System of Technical Support"; Perm military institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, pp. 169-171.

3. Ed. Korsini, R. and Auerbach, A. (2006), The psychological encyclopedia, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: morozoff43@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.