Научная статья на тему 'Совершенствование содержания огневой подготовки'

Совершенствование содержания огневой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1248
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузякин Вячеслав Владимирович

В статье исследуется содержание огневой подготовки в частях постоянной готовности Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Рассматриваются требования руководящих документов к подготовке и ведению общевойскового боя в современных условиях, проблемы использования имеющейся учебной материальной технической базы для формирования огневой выучки личного состава в процессе боевой подготовки и выявлены причины недостаточной обученности солдат и сержантов, как в индивидуальной подготовке, так и в процессе слаживания подразделений. На основе выявленных причин низкого уровня огневой выучки мотострелковых подразделений предложены пути совершенствования содержания огневой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование содержания огневой подготовки»

УДК 378

Кузякин Вячеслав Владимирович

кандидат военных наук,

кафедра вооружения и военной техники.

Дальневосточное высшее

военное командное училище

slava.dvoky@mail.ru

Совершенствование

СОДЕРЖАНИЯ ОГНЕВОЙ

подготовки

Vyacheslav V. Kuzyakin

candidate of military sciences, chair of arms and military equipment. Far East highest military command college slava .dvoky@mail.ru

Improve the content of

FIRE TRAINING

Аннотация. В статье исследуется содержание огневой подготовки в частях постоянной готовности Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Рассматриваются требования руководящих документов к подготовке и ведению общевойскового боя в современных условиях, проблемы использования имеющейся учебной материальной технической базы для формирования огневой выучки личного состава в процессе боевой подготовки и выявлены причины недостаточной обученности солдат и сержантов, как в индивидуальной подготовке, так и в процессе слаживания подразделений. На основе выявленных причин низкого уровня огневой выучки мотострелковых подразделений предложены пути совершенствования содержания огневой подготовки.

Ключевые слова: обучение, огневая подготовка, материальная база.

Annotation. The article examines the content of fire training in permanent readiness units of the Land Forces of the Armed Forces of the Russian Federation on the basis of the national security strategy of the Russian Federation. Considers the requirements of guidance documents to prepare and conduct combined arms combat in modern conditions, the problem of using existing training material and technical basis for the formation of the firing training of personnel in the process of training and the causes insufficient training of soldiers and sergeants in individual training and in the process of coordination of units. Based on the identified reasons for the low level of training of fire infantry units suggest ways to improve the content of fire training.

Keywords: education, fire training, material base.

Анализ ведения боевых действий на Северном Кавказе, опыта боевой подготовки войск показывает, что содержание огневой подготовки, как составляющей системы, не в полной мере отвечает современным требованиям ведению общевойскового боя [1, 3]. Так:

1. Содержание обучения не предусматривает обучение действиям в засаде, борьбу против засад, антиснайперские действия.

2. В Программе боевой подготовки и в сборнике нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск (книга 1) не предусмотрены методики изменения существующих и методики разработки новых нормативов (комплексных) нормативов.

3. Содержание упражнений контрольных стрельб не в полной мере отвечают характеру современного общевойскового боя.

4. При проведении стрельб обучение управлению огнём практически не осуществляется.

5. Допускается проведение стрельб в облегчённых условиях.

6. Действия обучаемых ограничены строгим порядком последовательности выполнения

упражнений стрельб.

7. Не используются элементы допустимой опасности и риска.

8. Упрощённые формы проведения занятий в основном направлены на одиночную подготовку.

9. Недостаточно отработаны рекомендации для руководителей занятий.

10. Отсутствуют активные формы и методы обучения.

11. При выполнении упражнений контрольных стрельб преобладает метод «натаскивания».

Имеющиеся средства обучения не обеспечивают высокого уровня огневой выучки, так:

1. Укомплектованность округов техническими средствами обучения составляет 70-75 %, более половины из них устарели.

2. 47 % огневых городков позволяют проводить занятия только с одним взводом.

3. 30 % огневых городков позволяют проводить занятия с двумя взводами.

228

4. 23 % огневых городков позволяют проводить занятий с ротой.

5. Разработаны лишь макетные образцы комплексных тренажёров обучения подразделений.

6. Средства имитации, применяемые в процессе занятий, лишь в некоторой степени приближают обучение к условиям боевой обстановки.

7. Высокая стоимость обучения (подготовка одного экипажа в год составляет 184 596 руб., роты - 2 млн руб., батальона более 7 млн руб.) [6].

8. Время эксплуатации основных элементов учебной материально-технической базы составляет более 15 лет.

Одной из причин недостаточной подготовки солдат и сержантов является слабый уровень развития призывников [3]. Так:

1. Имеют ограничения по состоянию здоровья -56 %.

2. До службы в армии нигде не работали и не учились (после школы) - 40 %.

3. Обладают неполным средним образованием -21 %.

4. Не умеют читать и писать - 5 %.

5. Имеют снятую или погашенную судимость -6 %.

6. Имеют алкогольную зависимость - 12 %.

7. Имеют наркотическую зависимость - 8 %.

8. Состояли на учёте в милиции - 8 %.

(По данным ГУБП ВС на 2008 г.)

Содержание огневой выучки определяется руководящими документами. Основные из них программа боевой подготовки мотострелковых (танковых) подразделений, курс стрельб, сборник нормативов [2, 4, 5].

Анализ содержания программ боевой подготовки за 20 лет показал, что количество часов, отводимое на огневую подготовку, изменялся в зависимости от способа комплектования, а также срока службы, а содержание тем практически осталось без изменения.

Одной из проблем, стоящих перед командирами подразделений - как в условиях сокращения времени службы, ухудшения качества призывников, усложнения вооружения и военной техники подготовить высококачественного специалиста.

Количество времени, отведенное на изучение комплекса вооружения боевой машины пехоты (БМП) не позволяет полностью изучить все вопросы доводимого материала занятий [6].

Кроме того, в действующей программе есть существенные нестыковки. Так на «Вооружение боевых машин» наводчикам - операторам отводится 1 час на 5 занятий.

Сборник нормативов по боевой подготовке не учитывает изменения в экипировке военнослужащих, которые действуют в современных средствах индивидуальной защиты. Характер показа целей при выполнении 1-го упражнения контрольных стрельб из БМП не отвечает наступательному бою, так как мишени, предусмотренные в данном упражнении, не находятся в окопах [5].

Особенно проблематичным является формирование огневой слаженности подразделения, те. выработки у личного состава навыков и умений в коллективных действиях, так как в существующей Программе огневой подготовки большую часть времени - 96 % от общего количества часов отводится на индивидуальное обучение, а на огневое слаживание только 4 %.

Содержание индивидуальной подготовки военнослужащего по призыву должно обеспечить обучение его какой-либо воинской специальности и, следовательно, овладение соответствующим видом оружия или образцом военной техники, а также получение начального навыка коллективного действия. В соответствии с предложенным порядком комплектования подразделений эти вопросы целесообразно изучать в учебном подразделении, а совершенствование индивидуальной подготовки - в линейных частях.

Для успешного решения задачи коллективного обучения в частях постоянной готовности целесообразно большую часть времени, отводимого программой боевой подготовки на огневую подготовку, уделять не на совершенствование индивидуальной огневой выучки, а на действия в составе подразделений.

Особенности геополитического положения России требуют, в зависимости от дислокации войск и стратегических направлений, организовывать боевую подготовку и, в частности, огневую подготовку дифференцированно.

Этот подход к формированию содержания огневой подготовки будет способствовать тому, что оно будет включать в себя наиболее общие типовые приемы и способы действий войск; достаточно полно отражать происходящие изменения в характере современного боя; носить конкретную направленность, обусловленную боевым предназначением; по своему объему не превышать возможности войск по его освоению.

В сам процесс подготовки конкретных частей и подразделений будут «автоматически» привнесены особенности того или иного направления или района боевых действий, боевого предназначения войск и тактики действий противника.

Таким образом, переориентация содержания огневой подготовки в частях постоянной готовности с индивидуальной подготовки на коллективную позволит целенаправленно решать одну из главных задач огневой подготовки - достижение высокой огневой слаженности.

229

Литература:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 // Российская газета (Федеральный выпуск). № 4786 от 22 мая 2009 года.

2. Концепция создания Центра боевой подготовки: утверждена Решением Президента Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 3446. М. : МО РФ, 2010. 12 с.

3. Приказ Министра обороны РФ № 25 от 2013 года «Об итогах подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в 2013 году и задачах на 2014 год». М. : МО РФ, 2013. 74 с.

4. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков Вооруженных Сил Российской Федерации (КС СО, БМ и Т ВС РФ - 2003): введен в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками - заместителя Министра обороны РФ от 1 июля 2003 года № 108. М. : Военное издательство, 2006. 321 с.

5. Сборник нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск. Книга 1 (для мотострелковых, танковых и разведывательных подразделений): введен в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками от 21 декабря 1990 года № 163. М. : Воениздат, 1991. 255 с.

6. Золотухин Л.М. Методика расчёта стоимости

командно-штабных, тактических (тактико-

специальных) учений : Методическое пособие. М. : ВАФ, 1992. 97 с.

Literature:

1. The National Security Strategy of the Russian Federation to 2020, approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated May 12, 2009 № 537 // Rossiyskaya Gazeta (federal issue), № 4786 dated May 22, 2009.

2. The concept of the Center of combat training: approved solution-tion of the President of the Russian Federation dated October 25, 2010 № 3446. M. : RF Ministry of Defense, 2010. 12 p.

3. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation № 25 of 2013 «On the results of training of the Armed Forces of the Russian Federation in 2013 and tasks for 2014». M. : RF Ministry of Defense, 2013. 74 p.

4. The course of fire from small arms, tanks and combat vehicles of the Armed Forces of the Russian Federation (COP CO, BM and T RF Armed Forces -2003) enacted by the order of Commander of Land Forces - Deputy Minister of Defence of the Russian Federation from July 1, 2003 № 108. M. : Military Publishing House, 2006. 321 p.

5. Collection of standards for combat training of the Ground Forces. Book 1 (for mechanized infantry, armored and reconnaissance units): enacted by the order of Commander of the Land Forces of December 21, 1990 № 163. M. : Military Publishing, 1991. 255 p.

6. Zolotukhin L.M. Method of calculating the cost of the command post, tactical (special tactical) exercises : Toolkit. M . : VAF, 1992. 97 p.

230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.