УДК 378.1
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ОГНЕВОЙ ВЫУЧКИ
Олег Анатольевич Емельянов, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Александр Васильевич Жемчужников, доцент, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
(ПВИВНГ), Пермь
Аннотация
В представленной статье освещены особенности подготовки стрелка к действиям в боевой ситуации. Выявлен перечень факторов, влияющих на результативность стрелка, проведено распределение факторов по значимости. Раскрыто понятие страха стрелка перед стрельбой, определены его виды и степень влияния на результаты стрельбы. Определена роль психофизиологической готовности стрелка в системе подготовки военных кадров.
Ключевые слова: огневая подготовка, психологическая подготовка стрелка, страх стрельбы.
OVERCOMING FEAR AS A WAY OF INCREASING THE QUALITATIVE INDICATOR OF FIRE TRAINING
Oleg Anatolyevich Emelyanov, the candidate of pedagogical sciences, deputy head of the department, Alexander Vasilyevich Zhemchuzhnikov, the senior lecturer, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation
Annotation
The article presents the features of preparing the shooter to act in a combat situation. The study identified the list of factors affecting the impact of the shooter; the distribution of factors by importance has been made. The concept of fear of the shooter before shooting is revealed, its types and degree of influence on the results of shooting are determined. The role of the psycho-physiological readiness of the shooter in the system of training the military personnel has been determined.
Keywords: fire training, psychological training of the shooter, fear of shooting.
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы современной безопасности обязывают силовые структуры задавать все более высокие требования к подготовке офицерских кадров, которые, в свою очередь, находят отражение в системе военного образования. Профессионально важными качествами современного офицера наряду с патриотизмом, решительностью, самоотверженностью и мужеством теперь являются непоколебимость, хладнокровие, эмоциональная устойчивость, профессиональная мобильность. Значительная часть вышеперечисленных качеств формирует дисциплины общевоенного модуля, в частности, огневую подготовку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Огневая подготовка помимо вопросов обучения стрельбе признана формировать у обучающихся навыки правильного использования оружия в боевой обстановке и стрессовых ситуациях. Как показывает опыт, в сложных скоротечных, требующих незамедлительных действий ситуациях на первый план выходят психологические качества: выдержка, стойкость, хладнокровие.
Для определения значимости факторов, влияющих на результативность стрельбы в боевых условиях нами, был проведен опрос среди 12 преподавателей кафедры огневой подготовки и 19 командиров курсантских подразделений Пермского военного института войск национальной гвардии, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1. - Факторы, определяющие эффективность стрельбы
Значимость Факторы Качественный показатель (%)
1 Умение принять и поддерживать правильную изготовку при стрельбе 21,4
2 Умение правильно произвести спуск курка с боевого взвода [2] 19,1
3 Преодоление страха шума (звука) выстрела при стрельбе 16,8
4 Преодоление страха низкого результата стрельбы (поражения мишеней) 12,4
5 Согласованность дыхания и удержания оружия при стрельбе 10,9
6 Преодоление стресса при удержании оружия (гранаты) в руках стрелка 8,3
7 Высокая степень концентрации внимания при стрельбе 5,6
8 Преодоление страха ограничения времени при выполнении стрелковых упражнений с хронометром 3,4
9 Преодоление страха (боязни) неправильного обращения с оружием 2,1
Основными показателями высокой эффективности стрельбы респонденты отметили умение принять и поддерживать правильную стойку при стрельбе, а также умение правильно выполнить спуск курка с боевого взвода. Однако, более 40% факторов, выделенных респондентами, связаны с психофизиологической подготовкой стрелка.
Страх - естественная реакция человека на опасность [3]. При обучении огневой выучке страх признан негативным явлением, которое обязан преодолевать стрелок для достижения высоких результатов стрельбы. Анализируя результаты опроса, рассмотрим сущность страха в каждом из выделенных факторов:
- Страх шума (звука) выстрела вызывает бессознательную реакцию стреляющего, которая отражается «клевком» дульной части оружия вниз и, как следствие, снижением результата стрельбы [4].
- Страх низкого результата стрельбы. Вызывает волнение у стрелка непосредственно перед стрельбой, находясь на огневом рубеже [1].
- Страх удержания оружия (гранаты) в руках. Как правило, присущ стрелкам-новичкам. Быстро преодолевается при постоянном выполнении стрелковых упражнений (гранатометания).
- Страх ограничения времени при выполнении стрелковых упражнений с хронометром. Актуален при выполнении стрельбы на время (практическая стрельба, стрельба по появляющимся и движущимся целям).
- Страх неправильного обращения с оружием. Присущ начинающим стрелкам и выражается в неуверенности манипуляций стрелка непосредственно перед стрельбой (правильность заряжания оружия, наблюдения за целью, смены целей) и после завершения стрельбы (отделение магазина, проверка оружия на незаряженность).
Непосредственно в боевых условиях необходимо учитывать страх присутствия противника. При выполнении учебных упражнений обучающиеся данного вида страха не ощущают. Соответственно, при организации занятий по огневой подготовке необходимо создавать для обучающихся условия, дополненные внешними факторами, вызывающими чувство присутствия противника (использование имитационных средств, звуковых эффектов и т.д.). Сказываясь отрицательно на результатах стрельбы, данные факторы увеличивают вероятность правильных действий будущих офицеров в реальной боевой обстановке и при выполнении служебно-боевых задач.
Таким образом, для достижений высоких показателей и повышения эффективности подготовки стрелка к действиям в боевой ситуации необходимо уделять большое внимание его психологической подготовке: умению контролировать эмоциональное состояние, сохранять хладнокровие, оперативно принимать решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность стрельбы из лука / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 33-35.
2. Емельянов, О.А. Передовой опыт в психологической подготовке стрелка / О.А. Емельянов, М.А. Князев // Сборник материалов междунар. научно-практ. конф. «Военная безопасность
Казахстана и аспекты ее обеспечения в современности». - Петропавловск, 2017. - С. 227-230.
3. Жуковский, В. Психология стрельбы / В. Жуковский, С. Ковалев, И. Петров. - М. : Ин-формэйшн Груп, 2005. - 157 с.
4. Ляхов, П.В. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к применению оружия / П.В. Ляхов // Наука и практика. - 2015. - № 3 (64). - С. 150-152.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2014), "Factors determining the high efficiency of archery", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 33-35.
2. Emelyanov, O.A. and Knyazev, M.A. (2017), "Advanced experience in the psychological preparation of the shooter ", Collection ofmaterials of the international scientific and practical conference "Military security of Kazakhstan and aspects of its provision in modern times", Petropavlovsk, 2017. - pp. 227-230.
3. Zhukovsky, V., Kovalev, S. and Petrov, I. (2005), Psychology of Shooting, International group, Moscow.
4. Lyakhov, P.V. (2015), "Psychological preparation of ATS employees for the use of weapons", Science and practice, No. 3 (64), pp. 150-152.
Контактная информация: oleg.emelyanov75@mail.ru, zemchug63@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.10.2018
УДК 796.015.52
ПРИМЕНЕНИЕ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ РЕЗИНОВЫХ ПЕТЕЛЬ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ СИЛЫ
Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, мастер спорта РФ, доцент, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет); Валерий Александрович Живодёров, доцент, помощник ректора, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Наталья Владимировна Телятникова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
Аннотация
Разработана методика, развивающая силу (силовую выносливость) с использованием резиновых петель. В статье представлены результаты исследования данной методики. Показано, что, используя резиновые петли в тренировочном процессе, мы увеличиваем силовую выносливость с постепенным увеличением силы занимающегося, что даёт возможность увеличить количество подтягиваний на перекладине при сдаче нормативов.
Ключевые слова: резиновые петли, подтягивание на перекладине, формирование устойчивого навыка, сила, силовая выносливость.
APPLICATION OF RUBBER HINGES FOR STRENGTH DEVELOPMENT IN
TRAINING PROCESS
Alexey Valerievich Zhivoderov, the candidate ofpedagogical sciences, master of sports of the Russian Federation, senior lecturer, St. Petersburg State Technological Institute (Technical University); Valery Aleksandrovich Zhivoderov, the senior lecturer, rector's assistant, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Natalia Vladimirovna Telyatnikova, the senior teacher, St. Petersburg State Technological Institute (Technical University)
Annotation
The technique of developing strength (strength endurance) with the use of rubber loops is developed. The article presents the results of the study of this technique. It is shown that, using rubber loops in training