Научная статья на тему 'Негативные факторы, влияющие на качество стрельбы, и способы их устранения'

Негативные факторы, влияющие на качество стрельбы, и способы их устранения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4092
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЯЗНЬ / ВЫСТРЕЛ / ПРОИЗВОДСТВО ВЫСТРЕЛА / СТРЕЛЬБА / ОТДАЧА ОРУЖИЯ / СТРЕЛКОВЫЙ ТРЕНАЖЕР / FEAR / PHOBIA OF A SHOT / SHOT / PRODUCTION OF A SHOT / SHOOTING / RECOIL / STIMULATOR FOR SHOOTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Типушкин Владимир Николаевич

В статье раскрываются негативные факторы, влияющие на качество стрельбы у начинающих стрелков. Изложены психофизиологические особенности стрелка, представлены технические средства, которые способствуют эффективному обучению стрельбе из огнестрельного оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE FACTORS INFLUENCED ON THE QUALITY OF SHOOTING AND METHODS OF THEIR ELIMINATION

In this article we can see negative factors which influence to the quality of shooting of the beginner shooters. Psychophysiological features of shooter are set out and technical means that facilitate to еffective training of shooting of military weapons.

Текст научной работы на тему «Негативные факторы, влияющие на качество стрельбы, и способы их устранения»

3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. С. 158.

4. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Соврем. слово, 2006. С. 685-688.

5. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2007.

СИТНИКОВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА - аспирантка кафедры прикладной математики, Чувашский государственный университет; преподаватель, Чебоксарский электромеханический колледж, Россия, Чебоксары (mary.sitnikova@mail.ru).

SITNIKOVA MARINA ANATOLIEVNA - post-graduate student of Applied Mathematics Chair, Chuvash State University; teacher, Cheboksary Electromechanical College, Russia, Cheboksary.

УДК 37.035 ББК Ц4,6(2)32/43

В.Н. ТИПУШКИН

НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО СТРЕЛЬБЫ, И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Ключевые слова: боязнь, выстрел, производство выстрела, стрельба, отдача оружия, стрелковый тренажер.

В статье раскрываются негативные факторы, влияющие на качество стрельбы у начинающих стрелков. Изложены психофизиологические особенности стрелка, представлены технические средства, которые способствуют эффективному обучению стрельбе из огнестрельного оружия.

V.N. TIPUSHKIN NEGATIVE FACTORS INFLUENCED ON THE QUALITY OF SHOOTING AND METHODS OF THEIR ELIMINATION

Key words: fear, phobia of a shot, shot, production of a shot, shooting, recoil, stimulator for shooting.

In this article we can see negative factors which influence to the quality of shooting of the beginner shooters. Psychophysiological features of shooter are set out and technical means that facilitate to еffective training of shooting of military weapons.

Выстрел - физический процесс, заключающийся в выбрасывании пули при взрыве заряда внутри канала ствола в огнестрельном оружии. Выстрелом называется и звук от этого взрыва [2. C. 97].

Страх - отрицательная эмоциональная реакция, возникающая у отдельных военнослужащих под влиянием реальной или мнимой опасности вследствие недостаточной морально-психологической устойчивости. Снижает эффективность боевой деятельности, может вызвать панику [3. C. 713].

Боязнь выстрела является одним из основных факторов, влияющих на качество стрельбы у начинающих стрелков. Главная трудность стрелка, как начинающего, так и «опытного», состоит в невозможности унять волнение, связанное с дрожанием руки при прицеливании и неуверенностью в положительном результате выстрела. В этом многие видят причину плохой стрельбы. Этим обстоятельством обычно объясняют наличие у некоторых военных «огневой немощи», Так называют на военном сленге неумение метко стрелять. Она отмечается у них практически на протяжении всей службы. Решение проблемы обычно ищут в увеличении числа тренировок без боеприпасов, в регулярном проведении стрельб. Но по каким-то причинам, не всегда понятным начальникам, заметного успеха в преодолении «огневой немощи» у этих лиц не наблюдается.

К этому факту надо отнестись очень серьезно, ибо в своей наихудшей форме страх может развиться до такого состояния, что вообще исключит нормальную стрельбу.

Итак, боязнь выстрела можно сформулировать как непроизвольное, спазматическое нажатие на спуск, вызванное бессознательным страхом перед оружием. Стрелку кажется, что оно может причинить боль или еще что-то страшнее.

Проявляемые симптомы: резкое сокращение мышц, отклонение макушки головы подальше от приклада и закрывание глаз. Указанные симптомы четко проявляются как у начинающих стрелков и молодых солдат, которые откровенно боятся пистолета, автомата, винтовки, так и у опытных стрелков, когда они впервые берут в руки оружие более крупного калибра.

Как же определить, боится ли стрелок или молодой солдат выстрела?

Самый легкий способ, снарядить магазин тремя патронами (первый патрон - боевой, второй - учебный, третий - боевой). Подав команду «Огонь», стреляющий производит выстрел.

При производстве первого выстрела обращает на себя внимание тот факт, что обучаемый нажимает на хвост спускового крючка резко, при этом закрывает ведущий глаз и отводит щеку от приклада. К последующим выстрелам он психологически готовит себя к неправильному производству выстрела, испытывает страх (боязнь). Некоторые настолько отчаянно реагируют, что они буквально страдают, когда нажимают на спуск. При производстве второго выстрела стреляющий не знает, что патрон учебный, и нажимает на спусковой крючок резко. Вместо выстрела он слышит щелчок, а действия, которые совершены под влиянием страха (боязни), уже зафиксированы инструктором. Грубое и резкое нажатие на спусковой крючок усугубляет эту ошибку [6. С. 27].

Боязнь выстрела влияет на технику прицеливания и плавное нажатие на спусковой крючок. Для того, чтобы получить положительный результат, необходимо набраться терпения. Задача преподавателей - «вымыть» эту отрицательную эмоциональную реакцию из головы обучаемого.

Для этого необходимы тренировка с использованием холостых патронов, выработка правильного производства выстрела. Следует «записать» себе в память, что ничего сверхъестественного не происходит. Прежде чем начинать стрелять боевыми патронами, необходимо пройти этапы подготовки:

Первый этап - разучивание приемов стрельбы, прицеливания и производство выстрела. Основная задача - научить правильно изготавливаться для стрельбы, правильно нажимать на хвост спускового крючка.

Второй этап - стрельба холостыми патронами. Основная задача - привыкание к выстрелу, звуку, преодоление страха (боязни).

Третий этап - практическая стрельба, индивидуальный подход к обучаемому.

Целесообразно начинать стрелять из пневматической винтовки с последующим переходом на малокалиберную винтовку ТОЗ-8, далее автомат, пулемет и т.д. Необходимо разрушить условный рефлекс, который сформировался вследствие бессознательного страха при нажатии на хвост спускового крючка. Надо получать удовольствие от нажатия на хвост спускового крючка, сознательно расслабить мышцы шеи, живота в процессе производства выстрела. Пневматическая винтовка является идеальным оружием для этой работы и доставляет большее удовлетворение, чем тренировка с использованием холостых патронов.

Стрельбу боевыми патронами можно возобновить тогда, когда стрелки научились тому, как нажимать на хвост спускового крючка и расслабляться, при этом они должны быть уверены, что у них все в порядке.

При стрельбе боевыми патронами наиболее грубые ошибки, зачастую приводящие к далеким отрывам и промахам, вызваны реакцией организма на ожидаемый выстрел.

Отдача и громкий звук, которые сопровождают явление выстрела, вызывают определенный страх у стреляющего, в результате которого происходят судорожные сокращения различных групп мышц, приводящие к значительным угловым отклонениям оружия от прицельного положения до момента вылета пули из канала ствола. Зачастую отклонение оружия начинается до момента срыва курка с боевого взвода либо приблизительно с началом его срыва.

Если наблюдать со стороны, то хорошо видно, как у не попадающих в мишень стрелков оружие совершает большие отклонения непосредственно перед самим выстрелом, большей частью вниз. Они возникают из-за того, что кисть, ожидая выстрел, при дожиме спускового крючка, «хватает» пистолет, автоматически стремясь сопротивляться предстоящей отдаче. В результате происходит разворот оружия дульным срезом вниз, плечо перемещается вперед, дополнительно опуская руку. Кроме того, ожидаемый выстрел сопровождается морганием глаза, и тогда свои ошибки увидеть просто невозможно.

При правильном выполнении выстрела оружие после отдачи и завершения цикла перезаряжания возвращается точно в прицельное положение за счет работы мышечной памяти [4. С. 47]. Визуально для стрелка мушка возвращается в прорезь, а прицел - на мишень. Это важно при освоении восприятия ощущений неожиданного выстрела, и особенно необходимо в работе над скоростными упражнениями с выполнением серии выстрелов. Если после выстрела оружие не возвращается в прицельное положение, это говорит об изменении усилий мышц, удерживающих оружие, и необходимо выявить причины проявления этих ошибок.

Основными упражнениями для отработки спуска курка являются:

- стрельба без патронов;

- стрельба по белой мишени;

- продолжение нажатия спускового крючка после выстрела.

Максимального приспособления к окружающей среде система «стрелок -

оружие» достигает при высокоточном выстреле в цель при наименьших энергетических и других затратах организма.

Чтобы выполнять сложные действия, организму стрелка необходимо приспособиться к деятельности в статических условиях. После обретения запаса прочности (устойчивости) будет обеспечена база для выполнения последующих действий. Чем лучше Ваш предварительный анализ, более метким будет выстрел [1. С. 106].

В процессе обучения стрельбе преподаватель использует технические средства, которые повышают качество обучения. В дидактике под средствами обучения понимают специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, которые наряду с речью преподавателя используются для передачи информации [5. С. 73].

Наиболее оптимальным средством для обучения правильного производства выстрела для стрелков является электронный стрелковый тренажер СКАТТ. Использование тренажера в значительной мере:

- сокращает время на овладение элементами техники стрельбы;

- позволяет выработать оптимальное положение тела (изготовку) во время стрельбы;

- ускоряет процесс улучшения устойчивости системы «стрелок-оружие»;

- на этапе начального обучения выбрать «правильный» способ нажатия на хвост спускового крючка.

Надо помнить одно, что самая важная пуля - та, которую Вы собираетесь выпустить в данный момент.

Литература

1. Бозержан Ж. Справочник по спортивной стрельбе. Ростов на/Д.: Феникс, 2006.

2. Большая энциклопедия оружия. М.: ЭКСМО, 2009.

3. Военный энциклопедический словарь. М.: Военное изд-во, 1983.

4. Ефремов Е.Б., Буряк ЮН. Огневая подготовка в охранном предприятии. СПб.: Полигон, 2006.

5. Лазерполитех-2009: сб. материалов III Международного форума. М.: НП «РОСОП», 2009.

6. Юрьев А.А. Спортивная стрельба. М.: ФиС, 1962.

ТИПУШКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ - соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, научный сотрудник, Воинская часть 2567, Россия, Голицыно (mion1968@yandex.ru).

TIPUSHKIN VLADIMIR NIKOLAEVICH - a competitor of scientific degree of Pedagogical Sciences candidate, scientific worker, military unit 2567, Russia, Golitsyno.

УДК 373.5(47)(043)

ББК 74.00

А.В. ТОНЧЕВА

ПРОБЛЕМА КИБЕРКОММУНИКАТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Ключевые слова: зависимость (аддикция), интернет-зависимость, киберкоммуни-кативная зависимость.

Рассмотрены причины возникновения киберкоммуникативной зависимости (зависимости от социальных сетей), особенности эмоциональной, когнитивной, мотивационной сфер подростков с киберкоммуникативной зависимостью и направления профилактических воздействий.

A.V. TONCHEVA

THE PROBLEM CYBER COMMUNICATION DEPENDENCE IN ADOLESCENCE

Key words: dependence (addiction), Internet addiction, cyber communication dependence.

The reasons of occurrence of cyber communication dependence (depending on the social networks), the peculiarities of emotional, cognitive, and motivational spheres of teenagers with cyber communication dependence and directions of preventive impacts.

В последнее время много говорят и пишут об интернет-зависимости как в России, так и за рубежом. С конца прошлого века в России активно стала развиваться область психолого-педагогических, медицинских, социологических исследований, направленных на изучение возникновения, развития и последствий зависимости у подростков.

В психологии зависимость (addiction) понимается как физическая зависимость от определенного вещества, для которой характерны симптомы привыкания или отвыкания во время воздержания, или и то и другое; в медицине - как навязчивая потребность личности в использовании привычного вещества, сопровождающаяся выраженными физиологическими и психологическими симптомами; в социологии - как неадекватно высокая восприимчивость к тому или иному внешнему воздействию, как правило, в связи с личностной неспособностью отказаться от объекта влияния как результата подобного воздействия.

Современные исследователи относят интернет-зависимость к нехимическим (поведенческим) аддикциям. Интернет-зависимость представляет собой навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, а будучи on-line [7. С. 11].

В настоящее время исследователи выделяют 5 типов интернет-зависимости.

К. Янг [19. С. 26] выделила пять основных типов интернет-зависимости:

1) компьютерная зависимость (computer addiction): обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.