Научная статья на тему 'ТАКТИКА НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ТАКТИКА НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

Введение: в статье предпринята попытка раскрыть основные тактические особенности назначения судебных экспертиз в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Представлен базовый алгоритм назначения судебных экспертиз. Материалы и методы: эмпирической базой явилась практика назначения судебных экспертиз в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, статистические сведения ГУТ МВД России, результаты анкетирования сотрудников следственных, оперативных и экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел; в процессе исследования применялись сравнительно-правовой, системно-функциональный, индукции и дедукции, описания, обобщения, анализа и синтеза и другие методы. Результаты исследования: позволили уточнить и расширить существующие научные взгляды на тактику назначения судебных экспертиз в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Выводы и заключения: Полученный результат (в виде алгоритма) призван способствовать более высокой результативности расследования преступлений указанной категории, содействовать дальнейшему развитию науки криминалистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTICS OF FORENSIC EXAMINATIONS IN THE INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

Introduction: The article attempts to reveal the basic tactical features of forensic examinations appointment in investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure objects. A basic algorithm of forensic examinations appointment is presented. Materials and Methods: The empirical basis was the practice of forensic examinations in the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities, statistical data of the Russian Ministry of Internal Affairs, the results of a survey of employees of investigative, operational and forensic units of internal affairs agencies; during the study we used comparative legal, system functional, induction and deduction, description, synthesis, analysis and synthesis and other methods. The Results of the Study: have clarified and expanded existing scientific views on the tactics of forensic examinations in the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities. Findings and Conclusions: The result obtained (in the form of an algorithm) is intended to contribute to a higher efficiency of the investigation of crimes of this category, to promote the further development of the science of criminology.

Текст научной работы на тему «ТАКТИКА НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2023. № 1 (104). С. 280-296. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. Vol. no. 1 (104). P. 280-296.

Научная статья УДК 343.9

DOI: 10.55001/2312-3184.2023.37.63.025

ТАКТИКА НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Чиненов Евгений Владимирович

Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Российская Федерация, Белгород, chinenovevg@yandex.ru

Введение: в статье предпринята попытка раскрыть основные тактические особенности назначения судебных экспертиз в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Представлен базовый алгоритм назначения судебных экспертиз.

Материалы и методы: эмпирической базой явилась практика назначения судебных экспертиз в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, статистические сведения ГУТ МВД России, результаты анкетирования сотрудников следственных, оперативных и экс-пертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел; в процессе исследования применялись сравнительно-правовой, системно-функциональный, индукции и дедукции, описания, обобщения, анализа и синтеза и другие методы.

Результаты исследования: позволили уточнить и расширить существующие научные взгляды на тактику назначения судебных экспертиз в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Выводы и заключения: Полученный результат (в виде алгоритма) призван способствовать более высокой результативности расследования преступлений указанной категории, содействовать дальнейшему развитию науки криминалистики.

Ключевые слова: расследование преступлений в сфере экономики, железнодорожный транспорт, назначение судебных экспертиз.

Для цитирования: Чиненов Е. В. Тактика назначения судебных экспертиз в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России: науч.-практич. журн. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. 2023. № 1 (104). С. 280-296. DOI: 10.55001/2312-3184.2023.37.63.025

© Чиненов Е. В., 2023

Original article

TACTICS OF FORENSIC EXAMINATIONS IN THE INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT

INFRASTRUCTURE FACILITIES

Evgeny V. Chinenov

Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Belgorod, Russian Federation, chinenovevg@yandex.ru

Introduction: The article attempts to reveal the basic tactical features of forensic examinations appointment in investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure objects. A basic algorithm of forensic examinations appointment is presented.

Materials and Methods: The empirical basis was the practice of forensic examinations in the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities, statistical data of the Russian Ministry of Internal Affairs, the results of a survey of employees of investigative, operational and forensic units of internal affairs agencies; during the study we used comparative legal, system functional, induction and deduction, description, synthesis, analysis and synthesis and other methods.

The Results of the Study: have clarified and expanded existing scientific views on the tactics of forensic examinations in the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities.

Findings and Conclusions: The result obtained (in the form of an algorithm) is intended to contribute to a higher efficiency of the investigation of crimes of this category, to promote the further development of the science of criminology.

Keywords: investigation of economic crimes, railway transport, appointment of forensic examinations.

For citation: Chinenov E. V. Taktika naznachenija sudebnyh jekspertiz v rassledovanii prestuplenij v sfere jekonomiki, sovershaemyh na zheleznodorozhnom transporte i ob#ektah transportnoj infrastruktury [Tactics of forensic examinations in the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023, no. 1 (104), pp. 280-296. DOI: 10.55001/2312-3184.2023.37.63.025

Основной формой использования специальных знаний в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, обеспечивающей выяснение и закрепление существенных обстоятельств по уголовному делу, их использование в доказывании является производство судебной экспертизы. Данный тезис подтверждается как статистическими данными ГУТ МВД России, так и результатами исследований отдельных авторов [1 - 4].

Однако, несмотря на заявляемый ее (судебной экспертизы) высокий тактический потенциал, анализ судебно-следственной и экспертной практики, результаты анкетирования сотрудников органов внутренних дел на транспорте показывают, что возможности судебных экспертиз далеко не всегда эффективно используются. Это сказывается на результативности расследования, проявляясь в необоснованных отказах в возбуждении уголовных дел,

возбуждении их без достаточных на то оснований, нарушениях процессуальных сроков, приостановлении предварительного расследования, возвращении уголовных дел для дополнительного производства, включающего в числе прочего, проведение дополнительных, а в ряде случаев и повторных экспертиз (практически более чем в четверти случаев)1.

Примером, иллюстрирующим аргумент, могут служить аналитические сведения СУ УТ МВД России по ЦФО. Только в зоне его оперативного обслуживания в 2021 году были установлены различные отступления от процессуально закрепленных правил расследования по 325 уголовным делам. Причинами тому послужили упущения в тактике назначения судебных экспертиз. Они стали следствием: недостаточности используемых следователями криминалистических знаний; слабого взаимодействия между участниками расследования с экспертами; представления на экспертизу недостаточных для дачи заключения данных, формальном, зачастую, подходе к предварительной их оценке; некорректного формулирования вопросов для экспертов2.

Сложившаяся ситуация обосновывается в большей степени отсутствием отвечающих современному уровню развития науки криминалистики теоретических разработок, предметно посвященных тактике назначения экспертиз в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, раскрывающих их особенности, тем самым лишая следственную практику должного методического обеспечения. Такое положение является объективным фактором, побуждающим к совершенствованию криминалистического инструментария в выбранной для научного исследования области, систематизации полученных результатов, последующей их апробации и использованию для решения криминалистических задач.

Достижение обозначенной цели предопределило изучение сложившейся практики назначения экспертиз по уголовным делам выделенной категории. Это позволило нам сформировать алгоритм ключевых действий, способствующих тактически грамотному назначению судебных экспертиз, показать их особенности.

В наиболее общем виде алгоритм назначения судебных экспертиз в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, включает в себя пять этапов.

1. Оценка неопределенной в информационном плане ситуации расследования, разрешение которой предполагает использование специальных знаний в форме экспертизы.

Возникновение неопределенной ситуации расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, указывающей на необходимость назначения экспертиз, как правило, обусловлено недостаточной доказанностью определенных фактов, обстоятельств, что порождает соответствующую инициативу следователя. Ситуация в целом характеризуется рядом особенностей:

материальные носители информации, их источники, связанные с расследуемым событием специфичны [5, с. 234], а потому возможность установления фактов и обстоятельств требует применения специальных знаний в форме судебной экспертизы;

спорность наличия (или отсутствия) перечисленных выше особенностей.

1 Установлено в результате анкетирования и интервьюирования сотрудников органов внутренних дел на транспорте.

2 Информационно-аналитические материалы СУ УТ МВД России по ЦФО о результатах оперативно-служебной деятельности за 12 месяцев 2021 года.

2. Определение предметного характера требуемых для разрешения сложившейся ситуации специальных знаний в форме экспертизы, ее вида. Включение в план расследования процессуального решения о назначении конкретного вида экспертизы.

Судебные экспертизы, к которым обращаются следователи при расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, представлены следующими классами и родами:

криминалистические экспертизы (дактилоскопические, почерковедческие, трасологи-ческие, технико-криминалистические экспертизы документов, фоноскопические), криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий (КЭМВИ);

судебные экономические экспертизы (бухгалтерские);

судебные инженерно-технические экспертизы (компьютерные, строительно-технические);

судебные инженерно-технологические экспертизы (товароведческие).

В рамках отдельных из них, в соответствии с приказом МВД России от 29.06.2005 № 511, выделяются оды и виды.

Обратимся к особенностям видового деления отдельных экспертиз, назначаемых в ходе расследования преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте.

В рамках трасологических экспертиз следов орудий и инструментов, запирающих механизмов и сигнальных устройств на железнодорожном транспорте производятся исследования запорно-пломбировочных и запорных устройств (закруток), используемых для пломбирования вагонов, цистерн, контейнеров следующих типов: СПРУТ-777, БЛОК-ГАРАНТ, ТЭТРОН, ТП, СОЮЗ, СКАТ, КЛЕЩ, ЛАВРИК и их модификаций. В ряде случаев назначается трасологическая экспертиза следов орудий взлома и инструментов. Результаты таких исследований способствуют повышению эффективности решения задач расследования преступлений, совершенных со взломом вагонов, контейнеров, купе закрытого типа и т.п.

Бухгалтерские экспертизы подразделяются на бухгалтерскую экспертизу по определению величины материального ущерба, причиненного железнодорожной организации в результате кражи или мошенничества; бухгалтерскую экспертизу недостач и излишков учетных объектов; бухгалтерскую экспертизу наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств, находящихся в подотчете у работника железнодорожной организации др.

Систематизируются также экспертизы криминалистические материалов, веществ и изделий (экспертиза горюче-смазочных материалов, экспертиза нефтепродуктов), технико-криминалистические экспертизы документов (по выявлению признаков подделки документов, их реквизитов и т.п.) и некоторые другие виды экспертиз.

Далее покажем специфику назначения некоторых наиболее распространенных видов судебных экспертиз.

Судебно-трасологические экспертизы. Провоизводятся преимущественно при расследовании преступлений против собственности (глава 21 УК РФ).

Объектами судебно-трасологических экспертиз являются специфические материальные следы и объекты (следы орудий взлома и инструментов, запирающие устройства, запорно-пломбировочные и запорные устройства) В качестве примера результативности данного вида экспертизы в практике расследования изучаемой категории преступлений можно привести выполненное исследование запорно-пломбировочного устройства «СПРУТ 777РЖД», на корпусе и тросе которого в результате осмотра были выявлены механические повреждения, что способствовало установлению орудия, которым было совершено преступление, его способ, личность преступника.

Назначению трасологической экспертизы предшествует отбор необходимых объектов, подлежащих исследованию. В отдельных случаях на экспертизу представляются образцы для сравнительного исследования. Успех решения задач, поставленных следователем перед экспертом-трасологом, зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, их надлежащего изъятия, упаковки, транспортировки, обеспечивающих сохранение не только их внешнего вида, но и свойств [6; 7].

Дактилоскопические экспертизы. Производятся преимущественно при расследовании преступлений против собственности (глава 21 УК РФ).

Назначение дактилоскопических экспертиз начинается с подбора необходимой для исследования информации о следах пальцев и ладоней рук, изъятых с места происшествия, и содержащейся в материалах уголовного дела (в протоколах осмотра места происшествия, допросов или иных следственных действий), отбора образцов для сравнительного исследования в виде отпечатков пальцев рук, оттисков ладоней проверяемых лиц на дактилоскопической карте.

Представляемые на экспертизу объекты должны отвечать установленным требова-ниям[8]. При этом следует иметь в виду ключевые их особенности. Таковыми являются типичные для сферы железнодорожного транспорта свойства объектов-следоносителей, обуславливаемые воздействием производственных, природных и климатических явлений. Так, например, расследование хищений деталей верхнего строения железнодорожного пути предполагает обязательность поиска поверхностных отображений следов рук на похищаемых предметах (накладках, подкладках, стыковых болтах, гайках), железнодорожных рельсах, инструментах. В то же время, все отмеченные предметы обладают специфическими особенностями следовоспринимающей поверхности, наличием на ней смазочных материалов, влаги, выработки, что затрудняет, а иногда и делает невозможным обнаружение искомых следов, их фиксацию, изъятие, исследование3.

Фоноскопические экспертизы. Производятся при расследовании преступлений против собственности (глава 21 УК РФ), преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ).

В рамках подготовки к назначению фоноскопической экспертизы необходимо получить у подозреваемого для сравнительного исследования образцы голоса и речи, либо в порядке ст. 202 УПК РФ, либо в рамках оперативно-разыскного мероприятия. Полученные образцы должны отвечать определенным требованиям [9].

При назначении фоноскопической экспертизы необходимо иметь в виду, что в процессе ее производства может возникнуть потребность в дополнительной информации об обстоятельствах, условиях, способе и технических средствах получения фонограмм, приобщенных к уголовному делу, а также необходимости представления на экспертизу звукозаписывающего устройства (диктофона).

Существенное значение для правильной квалификации дефектов фонограммы, наличия шумов, нарушений непрерывности ее записи, принятия решения об отнесении или неотнесении их к признакам монтажа, предупреждению возможных экспертных ошибок имеют собранные сведения о месте, способе, технических средствах и иных обстоятельствах производства записи приобщенных к делу фонограмм.

3 Например, уголовное дело № 1-231/2019 // Архив Гулькевичского районного суда Краснодарского края.

Особое внимание обращает на себя присутствие в фонограммах голоса и речи звуковых давлений железнодорожного транспорта, наличие специфической терминологии. В качестве иллюстрации можно привести материалы уголовного дела, содержащего запись фонограммы с голосом и речью гр. С., должностного лица транспортной организации, подозреваемого в совершении хищения с обилием специфических терминов, характерных для вида деятельности в железнодорожной транспортной отрасли понятий и процессов, и наличием производственного шума железнодорожной станции4.

Криминалистическое исследование компьютерных средств и систем (компьютерная экспертиза). Производятся при расследовании отдельных видов преступлений против собственности (глава 21 УК РФ, ст.160), преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ).

Видовой особенностью проводимых компьютерных экспертиз наряду с традиционными для них аппаратным обеспечением, информационными объектами (данными), является корпоративное системное и прикладное программное обеспечение, в том числе исходные его коды.

На этапе назначения экспертиз данного вида следователю необходимо знать принципиальные особенности их объектов, их базовые и специфические характеристики [10; 11; 12]. Таковыми являются специализированное программное обеспечение организаций железнодорожного транспорта, используемые ими информационные системы, содержащаяся в них ориентирующая и доказательственная криминалистически значимая компьютерная информация особого смысла и содержания. Например, компьютерная экспертиза специальной компьютерной программы ТДС-4, назначенная в ходе расследования 23-х фактов мошеннических действий, совершенных главным бухгалтером Красноярской железной дороги гр. Б., направленных на хищение денежных средств ОАО «РЖД» посредством их перечисления на расчетные счета подставных фирм по подложным договорам5.

Другим примером может служить расследование 37-ми фактов хищений денежных средств, находящихся на балансовых счетах туристических организаций Российской Федерации - партнеров ОАО «РЖД», осуществленных путем мошеннических действий гр. С. и гр. Ш. Механизм данных преступлений имел отношение к оформлению железнодорожных проездных документов посредством платежных веб-систем и предоставлению услуг дистанционных расчетов, с последующим возвратом и обналичиванием денежных средств, эквивалентных стоимости проездных документов, данные о которых аккумулировались в компьютерных базах данных6.

Корректность проведения исследования компьютерных средств и систем предполагает всестороннее исследование сопутствующей технической документации, использование определенного программного и технического обеспечения.

Экспертизы горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов (КЭМВИ). Производятся при расследовании преступлений против собственности (глава 21 УК РФ).

Назначение экспертиз данного вида предполагает получение сведений о происхождении нефтепродуктов и ГСМ, условий их хранения, транспортировки, расходования, эксплуатации и пр. [13; 14]. Особое значение имеет знание особенностей обнаружения следовой информации (например, на поверхности вагона-цистерны, его контактных поверхностях, или

4 Уголовное дело №1-16/2018 // Архив Сафоновского районного суда Смоленской области.

5 Уголовное дело №1-136/2011 // Архив Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

6 Уголовное дело №1-67//2014 Архив Октябрьского городского суда Самарской области.

топливных систем тепловозов)7, ее фиксации, изъятия, предварительного исследования, последующего получения образцов для сравнительного исследования. При этом особо важно соблюдение требований упаковки объектов. Для большей информативности в сопроводительных документах необходимо отмечать сколько времени прошло с момента происшествия до изъятия объектов, а также условия их хранения.

Строительно-технические судебные экспертизы. Производятся при расследовании отдельных видов преступлений против собственности (глава 21 УК РФ, ст.160, 159), преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ).

Несмотря на достаточную ее разработанность [15; 16; 17], характерные для процедуры назначения судебной строительно-технической экспертизы при расследовании преступлений в сфере экономики, совершенных на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, особенности можно свести к следующим: объекты исследования специфичны (железнодорожные пути, железнодорожная инфраструктура и пр.)8; должен быть собран весь пакет проектной, сметной и иной технической документации, исходя из состава, предусмотренного конкретными нормативными правовыми актами; обязательность фиксации информации о внешних условиях (погода, освещение, влажность и пр.), необходимой для проведения экспертизы; грамотная формулировка вопросов для эксперта.

Экономические экспертизы. Производятся при расследовании преступлений против собственности (глава 21 УК РФ), преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ).

Важность экономических экспертиз в расследовании преступлений бесспорна [18, 19]. Сегодня они, согласно мнению А. А. Эйсмана, стоят «... на одной ступени с криминалистическими и медицинскими экспертизами» [20, с. 24].

В структуре экономических экспертиз превалирует бухгалтерская экспертиза, наиболее разработанная в классе [21], и востребованная в судебно-следственной практике9. Организация назначения бухгалтерской экспертизы в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, обладает рядом принципиальных особенностей.

1. Необходимость обладания следователем знаниями специфичности предмета исследования (например, производственно-технологические процессы сферы железнодорожного транспорта), особого содержания объектов исследования (форм учетных документов, записей в них, документооборота, видов и методик учета) и пр. [22].

2. Ее характер обусловлен сложностью задач, возникающих в ходе раскрытия и расследования преступлений, и связанными с ними трудностями, вызванными организационным построением органов внутренних дел на транспорте; малым штатом экспертов-экономистов (бухгалтеров), их преимущественным сосредоточением в УТ по ФО, в значительном территориальном отдалении от следственных подразделений; отсутствием в ГУТ МВД России головного экспертно-криминалистического подразделения осуществляющего контрольно-

7 Уголовное дело №1-144/2016 // Архив Смидовичского районного суда Еврейской автономной области.

8 Уголовное дело №1-205/2016 // Архив Октябрьского районного суда г. Томска.

9 Предметное изучение вопроса позволяет заметить, что в структуре экономических экспертных бухгалтерские экспертизы занимают 97,4%, на долю налоговых приходится 1,2%, финансово-аналитических - 0,8%, финансово-кредитных - 0,6%.

методическое обеспечение, координацию и взаимодействие между подразделениями и службами ОВД на транспорте. Серьезной и неразрешенной проблемой остается имеющейся некомплект экспертов-экономистов, который в целом, в течении последних пяти лет стабильно составляет около 28,2%.

Помимо этого, выделяется целый ряд проблем, выявленных в результате опроса экспертов. По их мнению, на эффективность результатов бухгалтерских экспертиз влияет:

- неполнота проверок, проводимых ревизорами (в следственной практике встречаются случаи, когда в ходе расследования устанавливается, что ревизией, предшествующей назначению и производству судебно-бухгалтерской экспертизы, были проверены не все направления деятельности предприятия, при осуществлении которых совершались преступные действия);

- отказ следователей от получения справочно-консультационной помощи специалистов-экономистов, необходимой для подготовки объектов экспертного исследования и постановке вопросов;

- назначение исследования на поздних сроках расследования уголовных дел (как правило, это обусловлено большой загруженностью следователя: в 2021 году нагрузка по находящимся в производстве следователей органов внутренних дел на транспорте на одну штатную единицу составила от 5,7 уголовных дел (на станции Калуга) до 60,9 - на станции Москва-Ярославская, включая сложные в расследовании дела экономической направленности; это отрицательно отражается на результативности производства экспертиз10;

- сложности производства экспертиз, обусловленные «нестандартностью» и множественностью объектов экономических исследований (в их числе - документы неофициального бухгалтерского учета, специфические документы сферы железнодорожного транспорта, например, перевозочные документы, первичные учетные документы и расчеты за перевозки грузов в контейнерах, осуществляемых через трансконтейнер ОАО «РЖД»);

Отдельно следует упомянуть о фактах несоблюдения требований, предъявляемых к формулированию вопросов судебно-бухгалтерской экспертизы и ошибочной их постановке, что «... затрудняет, а порой и исключает получение ответа, поэтому представляется необходимым рассмотрение условий правильной постановки вопроса» [23, с.196].

На практике эксперты нередко решают вопросы, составляющие прерогативу следователя, тем самым выходя за пределы своей компетенции. В действительности они должны касаться правильности документального оформления хозяйственных операций, соответствия отраженных в документах хозяйственных операций требованиям действующего законодательства и их обоснованности [24].

Обобщение следственной и экспертной практики показывает, что наиболее сложным в организации судебно-бухгалтерской экспертизы на железнодорожном транспорте является определение ее предмета и объектов. Считаем, что предметом судебно-бухгалтерской экспертизы на железнодорожном транспорте являются факты хозяйственной деятельности организации железнодорожного транспорта и нарушения, связанные с ведением учета, составлением различных форм отчетности. Объекты судебно-бухгалтерской экспертизы в сфере железнодорожного транспорта также весьма специфичны. Они характеризуются: наличием первичных документов специальных форм; многообразием унифицированных отраслью железнодорожного транспорта учетных регистров; особым построением отраслевого учета; применением адаптированного для отрасли бухгалтерского программного обеспечения; существованием

10 Информационно-аналитические материалы СУ УТ МВД России по ЦФО о результатах оперативно-служебной деятельности за 12 месяцев 2021 года.

большого объема специфической информации высокой степени детализации, размещенной на официальных сайтах железнодорожных организаций и др.

При назначении судебно-бухгалтерской экспертизы сложность для следователя представляет определение круга документов, которые в последующем будут исследоваться. Предварительный анализ их полноты и качества необходимо осуществлять в рамках подготовки к назначению экспертизы. Эффективность проведения этих действий достигается взаимодействием со специалистом соответствующего профиля в рамках справочно-консультационной помощи.

Обеспечить решение обозначенных вопросов в комплексе помогут информационные технологии. Разработка и применение инструментов электронного обнаружения, сбора, систематизации необходимых объектов судебно-экономической экспертизы, их предварительного анализа будет способствовать совершенствованию организации подготовки и производства судебно-экономических экспертиз в соответствии с требованиями времени. Мы видим в качестве такого инструмента соответствующее мобильное приложение, способное помочь следователю правильно оценить документ и соответствие его содержания конкретным ведомственным нормативным правовым актам. Это облегчит решение организационных вопросов при назначении судебно-экономической экспертизы.

Таким образом, обобщая практику судебно-экспертной деятельности по делам о преступлениях в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, заметим, что все без исключения проводимые виды экспертных исследований обладают принципиальными особенностями в организации их назначения, обусловливаемыми спецификой объектов и подлежащих разрешению вопросов.

3. Выбор экспертного учреждения.

В соответствии с уголовно-процессуальным законом судебные экспертизы производятся как государственными судебно-экспертными учреждениями (государственными судебными экспертами), так и вне государственных судебно-экспертных учреждениях (иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями). В настоящее время судебные экспертизы в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры проводятся в следующих государственных судебно-экспертных учреждениях: судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции РФ (Российский федеральный центр судебной экспертизы при МЮ РФ, региональные центры судебной экспертизы МЮ РФ, лаборатории судебной экспертизы городов); судебно-экспертные учреждения МВД РФ (ЭКЦ МВД РФ, ЭКЦ субъектов РФ ЭКП УТ МВД России по ФО). Возможно также производство отдельных из них в экспертных учреждениях СК России, ФТС России, ФСБ России.

4. Определение вопросов, выносимых на разрешение эксперта.

В форме вопросов до эксперта доводятся те конкретные задачи, которые необходимо разрешить. При определении вопросов следователь не только исходит из конкретной ситуации, сложившейся по делу, но также учитывает вид назначаемой экспертизы, ее возможности, характер представляемых на исследование объектов. Вопросы, выносимые на разрешение экспертиз, должны быть сформулированы четко, конкретно, грамотно, что достигается наличием у следователя знаний в конкретной области и своевременным его взаимодействием с необходимыми специалистами.

Вопросы формулируются с соблюдением следующих правил:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вопросы должны быть конкретными, лаконичными, базироваться на предварительно выясненных фактических обстоятельствах дела;

- вопросы не должны выходить за пределы специальных знаний экспертов;

- вопросы должны ставиться в логической последовательности;

- недопустима постановка эксперту вопросов, которые, с учетом современного состояния экспертной и криминалистической науки, заведомо не могут быть решены.

5. Сбор материалов и информации в качестве объектов предстоящего экспертного исследования, их процессуальная подготовка.

Объекты экспертизы, которые требуется исследовать, определяются видом и задачами назначаемой экспертизы. Таковыми по делам о преступлениях в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, могут выступать: вещественные доказательства; документы; образцы для сравнительного исследования; различные материалы уголовного дела, за исключением вещественных доказательств и документов, выступающих в качестве самостоятельного объекта экспертизы. Все объекты обладают спецификой - отношением к сфере железнодорожного транспорта.

Анализ тактики производства следственных действий и организационных мероприятий, проводимых по уголовным делам выделенной категории, позволяет предложить типовую программу действий следователя по сбору исходных данных для назначения и производства судебных экспертиз. Она, в частности, включает в себя заданную последовательность процедур.

Процедура первая. Использование необходимых процессуальных и непроцессуальных форм специальных знаний при назначении судебных экспертиз. Их выбор связан с непосредственным видом преступления (гл.гл. УК РФ 21, 22, 23), способом осуществления преступного замысла, характером обнаруженных следов, конкретизируясь, в числе прочего, той сферой деятельности железнодорожного транспорта, в которой оно совершено и которая индивидуализирует его механизм.

Процедура вторая. Определение объектов (материалов, информации) предстоящего экспертного исследования, их местонахождения. Вид, объем, характеристики объектов зависят от того какой вид экспертиз планируется к назначению. При этом рекомендованы консультации со специалистами по организационным и техническим вопросам, способствующие быстрой и качественной подготовке к назначению экспертизы.

Процедура третья. Производство следственных действий (осмотр места происшествия, осмотр документов и предметов, допросы), обеспечивающих получение объектов экспертных исследований, а также информации, определяющей характеристику выносимых на предстоящую экспертизу вопросов.

Отдельное внимание обращают на себя вопросы тактики получения материалов и информации для экспертных исследований в рамках осмотра места происшествия, осмотра документов и предметов, допросов.

Так, получение объектов для экспертных исследований при производстве осмотра места происшествия связано со знанием особенностей содержания обстановки железнодорожного транспорта, разнообразием и спецификой его инфраструктуры. Охарактеризуем типичные места происшествий по преступлениям в сфере экономики, совершаемым на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, локализуемые применительно участков местности, помещений железнодорожного транспорта, иных хранилищ [25; 26; 27].

Участки местности в зоне железных дорог - это земельные участки (полосы отвода железных дорог и охранные зоны железных дорог) 11 и железнодорожные участки (части

11 Об утверждении норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 126 от 6 августа 2008 года // КонсультантПлюс : сайт. URL:

железнодорожных линий с прилегающими к ним территориями, ограничиваемыми границами узловых и тупиковых станций), и находящимися на них сооружениями, устройствами локомотивного и вагонного хозяйств, связи, технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов и др.

Помещения железнодорожного транспорта представлены служебными, производственными, техническими, торговыми, складскими частями объемов зданий или сооружений железнодорожной транспортной инфраструктуры, имеющими определенное назначение (производственное, техническое, административное и пр.). Помещения оснащены компьютерной и другой, в том числе специальной техникой, корпоративными сетями, телекоммуникационным оборудованием.

Предназначение иных хранилищ связано с особым характером производственной деятельности железнодорожного транспорта, оказываемых услуг (по размещению, сбережению, транспортировке материальных ценностей в условиях, исключающих свободный доступ к ним). В числе иных хранилищ различные виды железнодорожных вагонов, платформ, контейнеров, отведенных для размещения или перевозки материальных ценностей.

Получение объектов для экспертных исследований по результатам осмотра документов и предметов строится с учетом определения их относимости (временной, производственной, экономической) к событию преступления. В перечне документов выделяются: производственные документы (документы на перевозку грузов железнодорожным транспортом, технические документы путевого хозяйства и др.); бухгалтерские документы (первичные учетные, счета, отчетность транспортных организаций); финансовые документы (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, банковские документы, ценные бумаги и др.); отраслевые гражданско-правовые договоры.

Осмотр документов, выявление частных их идентификационных признаков основывается на понимании существующего в отрасли документооборота, знании содержания специфических реквизитов. Например, железнодорожная транспортная накладная считается перевозочным документом. Имеет прямую связь с бухгалтерскими документами. Основные реквизиты данного документа (род, номер, грузоподъемность вагона, количество осей, скорость движения, станцию отправления, станцию назначения, тарификацию, «транспортную характеристику груза», включающую объемно-массовые характеристики, особенности упаковки и тары, режима хранения, физико-химические и иные значимые свойства груза), определяют условия и технологию перевозки груза, его погрузки, хранения.

Работа с предметами строится в зависимости от вида совершенного преступления и вида деятельности в сфере железнодорожного транспорта (например, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, услуги инфраструктуры и пр.), наполненного разнообразными и зачастую специфическими объектами, их элементами (например, применительно к грузовым перевозкам это грузовой подвижной состав, типы и виды грузовых вагонов, их конструктивные элементы, железнодорожные контейнеры, запорно-пломбировочные устройства и т. п.).

Допросы свидетелей, очевидцев, потерпевших, подозреваемых по преступлениям в сфере экономики, совершаемым на железнодорожном транспорте, обеспечивают процесс назначения экспертизы значимыми сведениями, помогают грамотному формулированию вопросов, способствуют определению вида предполагаемого исследования (идентификационное, диагностическое), и вида назначаемой экспертизы. Эффективность допроса напрямую зависит от полноценности его подготовки, планирования, включающих: выделение предмета

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79819/ (дата обращения: 12.11.2023). Режим доступа: для зарегистр. пользователей.

допроса; ориентирование в специфике познаваемой информации, попадающей под определение предмета доказывания; разработку и применение программ допроса; выявление и преодоление противодействия данному следственному действию.

Работа на местах происшествий с предметами, документами, их осмотр, фиксация, описание в процессуальных документах, изъятие, получение информации в ходе допросов предполагает обязательность использования отраслевых (в большей степени железнодорожных и экономических) знаний, специальной терминологии, применение необходимых технико-криминалистических средств. В совокупности это и позволяет получить качественные объекты для судебной экспертизы.

Качественное и своевременное решение задач каждого этапа обеспечивается взаимодействием участников расследования с лицами, обладающими определенными специальными знаниями (криминалистическими, экономическими, железнодорожными) для получения разъяснений, рекомендаций, советов и пр. В тоже время, предметное изучение данного вопроса взаимодействия, анкетирование сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на транспорте позволило нам установить следующие типичные ошибки следователей, допускаемые ими в ходе назначения экспертиз:

- практика изъятия объектов предстоящих исследований (документов, предметов и др.) без проведения предварительных консультаций со специалистами, в связи с чем их количество и качество в последующем, не всегда позволяет эксперту ответить на поставленные перед ним вопросы;

- нарушения тактики и правил получения образцов для сравнительных исследований, сбора объектов экспертиз;

- неверное определение вида назначаемой судебной экспертизы;

- некорректное формулирование вопросов и др.

Таким образом, эффективность расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. во многом предопределяется соблюдением алгоритмических правил назначения экспертиз и взаимодействием следователя и эксперта (специалиста). Последовательность действий, указанных в предложенном алгоритме, даст, признав необходимым производство по уголовному делу судебной экспертизы, возможность вынесения соответствующего мотивированного постановления, являющегося в соответствии со ст.195 УПК процессуальным основанием для ее производства, обеспечит должное качество представляемых объектов, корректность формулируемых вопросов.

Особенности принятия и реализации тактического решения о назначении судебных экспертиз в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, должны включать в себя:

1. Критерии выбора того или иного вида экспертизы в зависимости от собранных по делу исходных данных, задач расследования и вопросов требующих разрешения. Основой такой работы должна стать предложенная в работе классификация экспертных исследований, проводимых при расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

2. Требования к соблюдению тактических правил назначения экспертиз, влияющие на сроки и качество проводимых исследований. Так, результаты анкетирования экспертов свидетельствуют о том, что наиболее типичными причинами длительных сроков проведения экспертиз являются: недостаточность представляемых на экспертизу объектов (65,7%); сложность объектов исследования (15,3%); загруженность экспертов (11,4%); необходимость выезда эксперта на место происшествия, осложняемая линейным построением сферы

железнодорожного транспорта, т.е. отдаленностью от центра и протяженностью его структурных и инфраструктурных объектов (7,6%)12.

3. Учет криминалистических рекомендаций по формулированию вопросов эксперту. Они, в частности, должны строиться с учетом рекомендаций, касающихся целесообразности предварительного их согласования с экспертом, с учетом складывающейся следственной ситуации [28]. Это обуславливает необходимость обращения лица, осуществляющего расследование, к консультативно-справочной форме использования специальных знаний, в частности, за получением консультативной помощи у лиц, знающих специфику деятельности субъектов железнодорожного транспорта. Таковая необходима: для определения рода и вида экспертизы; времени и места ее проведения; уточнения формулировок вопросов для экспертов; подготовки объектов исследования и образцов для сравнительного исследования [29].

Немаловажную роль при этом играет тактически грамотное планирование расследования преступления, включающее организацию назначения судебных экспертиз, для которой актуальным признается вопрос ее своевременности, обеспечения объектами исследований, их качеством и необходимым количеством. В этой связи показателен опыт ЭКЦ УМВД России по Белгородской области, где при назначении экономических экспертиз сотрудники Центра требуют от следователей предварительной «экспертной оценки», определяющей достаточность собранных доказательств, на основе которых будет осуществляться экспертное исследование. Данная процедура, это по сути, усложненная консультация, которую получают следователи от эксперта. Однако она позволяет сократить срок проведения экспертизы, необходимость истребования дополнительных объектов для исследования, повысить его качество.

Обобщая изложенное выше, отметим следующее. В работе была предпринята попытка уточнения и углубления существующих научных взглядов на тактику назначения судебных экспертиз в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Полученный результат (в виде алгоритма), по нашему мнению, будет способствовать более высокой результативности расследования преступлений указанной категории, содействовать дальнейшему развитию науки криминалистики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Грибунов, О. П. Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании преступлений против собственности, совершаемых на транспорте // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2016. № 1 (76). С. 89-97.

2. Пермяков, А. Л., Никонович С.Л. Использование специальных знаний во внесудебной экспертной деятельности при расследовании мошенничества, связанного с осуществлением инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного транспорта. Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические проблемы противодействия преступности. Сборник материалов международного межвузовского круглого стола. Институт права и экономики. 2016. С. 114-119; Исаев А.В. Особенности производства судебных инженерно-транспортных экспертиз на железнодорожном транспорте // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 1. С. 54-56.

3. Грибунов, О. П., Малыхина, Е. А. Экспертиза объектов железнодорожного транспорта как самостоятельное направление использования специальных знаний при расследовании преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 3 (47). С. 107-112.

12 Установлено в результате анкетирования сотрудников ОВД на транспорте.

4. Шкоропат, Е. А. Особенности назначения судебных экспертиз при расследовании преступлений на железнодорожном транспорте // Вестник юридического института МИИТ. 2019. № 2 (26). С. 64-67.

5. Чиненов, Е. В., Щукин, В. И., Симоненко, Е. И. Специфика функционирования железнодорожного транспорта и ее влияние на процесс раскрытия и расследования экономических преступлений // ЮП. 2019. № 2 (89). С. 232-236.

6. Грибунов, О. П. Особенности проведения трасологического исследования запорно-пломбировочных устройств при расследовании хищений грузов из подвижного состава грузовых поездов // ППД. 2016. № 2. С. 116-120.

7. Демин, К. Е, Потокина, Л. И. О некоторых проблемах и путях их решения механо-скопической экспертизы запорно-пломбировочных устройств // Вестник экономической безопасности. 2018. № 1. С. 50-55.

8. Егоров, Н. Н. Теоретические и прикладные проблемы учения о вещественных доказательствах: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. Иркутск, 2005. 55 с.

9. Галяшина, Е. И. Проблемы использования в доказывании по уголовным делам фонограмм, получаемых по результатам оперативно-розыскных мероприятий // Судебная власть и уголовный процесс. 2018. № 2. С. 38-47.

10. Мещеряков, В. А. Основы методики расследования преступлений в сфере компьютерной информации: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. Воронеж, 2001. 39 с.

11. Семикаленова, А. И. Особенности определения объекта судебной программно-компьютерной экспертизы // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2015. № 12. С. 72-74.

12. Сысенко, А. Р., Смирнова, И. С., Тимошенко, С. Е. Проблемы назначения и производства судебной компьютерно-технической экспертизы // Сибирское юридическое обозрение. 2020. № 4. С. 523-533.

13. Самойлова, О. В. Современные возможности экспертизы нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов. Москва: Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при М-ве юстиции Российской Федерации, 2015. 100 с.

14. Кизимиров, Д. А. Актуальные проблемы криминалистической экспертизы нефтепродуктов и горюче смазочных материалов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6-3. С. 99-102.

15. Бутырин, А. Ю. Теория и практика судебной строительно-технической экспертизы. М., 2006. 544 с.

16. Челышева, О. В., Веренич, И. В. Объект, предмет и задачи судебной строительно-технической экспертизы // Эксперт-криминалист. 2008. № 2. С. 39-41.

17. Варданян, А. В., Мирзоян, С. С. Общие положения судебной строительно-технической экспертизы в уголовном судопроизводстве // Философия права. 2014. № 4 (65). С. 44-47.

18. Климович, Л. П. Научные основы современной судебной экономической экспертизы: монография. Москва: Проспект, 2014. 144 с.

19. Котенева, Т. В. Методологические основы судебно-экономической экспертизы: монография. М. ИНФРА-М, 2016. 212 с.

20. Эйсман, А. А. Криминалистика в системе юридических и естественных наук. // Сборник научных работ, № 1. М., 1963. С. 23-39.

21. Шадрин, В. В. Методология и организация бухгалтерской экспертизы: дисс. ... д-ра экон. наук. Саратов, 2006. 417 с.

22. Мотолянец, М. В. Развитие методики судебно-бухгалтерской экспертизы затрат железнодорожных пригородных пассажирских компаний: дис. ... канд. эконом. наук. Ярославль, 2019. 234 с.

23. Корнакова, С. В. Логический аспект в заключениях и выводах судебных экспертов // Международные и национальные тенденции и перспективы развития судебной экспертизы. Сборник докладов II Международной научной конференции. 2020. С. 194-201.

24. Голикова, В. В. Требования, предъявляемые к вопросам судебной бухгалтерской экспертизы // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. № 3-2. С. 219225.

25. Чиненов, Е. В., Чурсин, А. В. Обстановка места происшествия - источник получения данных о неизвестном преступнике // ППД. 2012. № 1. С. 12-16.

26. Щукин, В. И., Чиненов, Е. В., Скоморохов О.Н. Организационные и тактические аспекты осмотра места происшествия при расследовании преступлений, совершенных в пассажирских поездах // ППД. 2017. № 2. С. 100-103.

27. Железные дороги. Общий курс: учебник для студентов вузов железнодорожного транспорта; под ред. Ю. И. Ефименко. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: ФГБОУ Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2013. 501 с.

28. Гаврилин, С. А. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-кримина-листических подразделений при назначении и производстве судебных экспертиз документов // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 8. С.199-204.

29. Князьков, А. С. Проблемы доказательной значимости назначения, производства и оценки результатов судебной экспертизы // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 4 (14). С. 66-74.

REFERENCES

1. Gribunov O.P. Sudebnye jekspertizy, naznachaemye pri rassledovanii prestuplenij protiv sobstvennosti, sovershaemyh na transporte [Forensic examinations appointed during the investigation of crimes against property committed on transport]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016, no. 1 (76), pp. 89-97.

2. Permyakov A.L., Nikonovich S.L. [The use of special knowledge in extra-judicial expert activity in the investigation of fraud related to the implementation of investment projects at railway transport enterprises. Criminal law, criminological and criminalistic problems of countering crime] Sbornik materialov mezhdunarodnogo mezhvuzovskogo kruglogo stola. Institut prava i jekonomiki [Collection of materials of the international interuniversity round table. Institute of Law and Economics]. 2016. pp. 114-119; Isaev A.V. Features of the production of forensic engineering and transport expertise on railway transport // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 1. pp.54-56.

3. Grybunov O.P., Malykhina E.A. Jekspertiza ob#ektov zheleznodorozhnogo transporta kak samostojatel'noe napravlenie ispol'zovanija special'nyh znanij pri rassledovanii prestuplenij, sovershaemyh na zheleznodorozhnom transporte [Examination of railway transport objects as an independent direction of using special knowledge in the investigation of crimes committed on railway transport]. Juridicheskaja nauka i praktika - Legal science and practice. 2019, no.3 (47), pp.107 -112.

4. Shkoropat E.A. Osobennosti naznachenija sudebnyh jekspertiz pri rassledovanii prestuplenij na zheleznodorozhnom transporte [Features of the appointment of forensic examinations in the investigation of crimes on railway transport]. Vestnik juridicheskogo instituta MIIT - Vestnik of the Law Institute of MIIT. 2019, no.2 (26), pp.64 - 67.

5. Chinenov E.V., Shchukin V.I., Simonenko E.I. Specifika funkcionirovanija zheleznodorozhnogo transporta i ee vlijanie na process raskrytija i rassledovanija jekonomicheskih prestuplenij [The specifics of the functioning of railway transport and its impact on the process of disclosure and investigation of economic crimes]. 2019, no. 2 (89), pp. 232 - 236.

6. Gribunov O.P. Osobennosti provedenija trasologicheskogo issledovanija zaporno-plombi-rovochnyh ustrojstv pri rassledovanii hishhenij gruzov iz podvizhnogo sostava gruzovyh poezdov [Features of the tracological study of locking and sealing devices in the investigation of theft of goods from the rolling stock of freight trains]. PPD. 2016, no. 2, pp. 116 - 120.

7. Demin K.E, Potokina L.I. O nekotoryh problemah i putjah ih reshenija mehanoskopicheskoj jekspertizy zaporno-plombirovochnyh ustrojstv [On some problems and ways to solve them

mechanoscopic examination of locking and sealing devices]. Vestnik jekonomicheskoj bezopasnosti - Vestnik of Economic Security. 2018, no. 1, pp. 50-55.

8. Egorov N.N. Teoreticheskie i prikladnye problemy uchenija o veshhestvennyh dokazatel'st-vah: avtoref. diss. ... d-ra jurid. Nauk. [Theoretical and applied problems of the doctrine of material evidence: abstract. diss. ... Dr. yurid. sciences']. Irkutsk, 2005, 55 p.

9. Galyashina E.I. Problemy ispol'zovanija v dokazyvanii po ugolovnym delam fonogramm, poluchaemyh po rezul'tatam operativno-rozysknyh meroprijatij [Problems of using phonograms obtained as a result of operational investigative measures in proving criminal cases]. Sudebnaja vlast' i ugolovnyj process - Judicial power and criminal procedure. 2018, no. 2, pp. 38-47.

10. Meshcheryakov V.A. Osnovy metodiki rassledovanija prestuplenij v sfere komp'juternoj informacii: avtoref. diss. ... d-ra jurid. nauk. [Fundamentals of methods of investigation of crimes in the field of computer information: abstract. diss. ... Dr. yurid. sciences']. Voronezh, 2001, 39 p.

11. Semikalenova A.I. Osobennosti opredelenija ob#ekta sudebnoj programmno-komp'juter-noj jekspertizy [Features of determining the object of forensic software and computer expertise]. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina - Vestnik of the O. E. Kutafin University. 2015, no.12, pp. 72-74.

12. Sysenko A.R., Smirnova I.S., Timoshenko S.E. Problemy naznachenija i proizvodstva sudebnoj komp'juterno-tehnicheskoj jekspertizy [Problems of appointment and production of forensic computer-technical expertise]. Sibirskoe juridicheskoe obozrenie - Siberian Legal Review. 2020, no. 4, pp. 523 - 533.

13. Samoylova O.V. Sovremennye vozmozhnosti jekspertizy nefteproduktov i gorjuche-sma-zochnyh materialov. [Modern possibilities of examination of petroleum products and fuels and lubricants]. Moscow, 2015, 100 p.

14. Kizimirov D.A. Aktual'nye problemy kriminalisticheskoj jekspertizy nefteproduktov i gorjuche smazochnyh materialov [Actual problems of forensic examination of petroleum products and fuels and lubricants]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk - International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020, no.6-3, pp. 99 - 102.

15. Butyrin A.Yu. Teorija i praktika sudebnoj stroitel'no-tehnicheskoj jekspertizy [Theory and practice of judicial construction and technical expertise]. M., 2006, 544 p.

16. Chelysheva O.V., Verenich I.V. Ob#ekt, predmet i zadachi sudebnoj stroitel'no-tehnicheskoj jekspertizy [Object, subject and tasks of forensic construction and technical expertise]. Jekspert-kriminalist - Expert criminalist. 2008, no. 2, pp. 39 - 41.

17. Vardanyan A.V., Mirzoyan S.S. Obshhie polozhenija sudebnoj stroitel'no-tehnicheskoj jekspertizy v ugolovnom sudoproizvodstve [General provisions of judicial construction and technical expertise in criminal proceedings]. Filosofija prava - Philosophy of Law. 2014, no. 4 (65), pp. 44-47.

18. Klimovich L.P. Nauchnye osnovy sovremennoj sudebnoj jekonomicheskoj jekspertizy: monografija [Scientific foundations of modern forensic economic expertise: monograph]. Moscow, 2014, 144 p.

19. Koteneva T.V. Metodologicheskie osnovy sudebno-jekonomicheskoj jekspertizy: monografija [Methodological foundations of forensic economic expertise: monograph]. Moscow, 2016, 212 p.

20. Eisman A.A. Kriminalistika v sisteme juridicheskih i estestvennyh nauk [Criminalistics in the system of legal and natural sciences]. Sbornik nauchnyh rabot -Collection of scientific papers, Moscow, 1963, no. 1, pp.23 - 39.

21. Shadrin V.V. Metodologija i organizacija buhgalterskoj jekspertizy: diss. ... d-ra jekon. nauk. [Methodology and organization of accounting expertise: dissertation of the Doctor of Economics. Sciences]. Saratov, 2006, 417 p.

22. Motolyanets M.V. Razvitie metodiki sudebno-buhgalterskoj jekspertizy zatrat zheleznodorozhnyh prigorodnyh passazhirskih kompanij: dis. ... kand. jekonom. nauk. [Development of the methodology of forensic accounting examination of the costs of suburban railway passenger companies: dis. ... cand. economy. sciences']. Yaroslavl, 2019. 234 p.

23. Kornakova S.V. [The logical aspect in the conclusions and conclusions of forensic experts] Mezhdunarodnye i nacional'nye tendencii i perspektivy razvitija sudebnoj jekspertizy. Sbornik dokla-dov II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. [International and national trends and prospects for the development of forensic expertise. Collection of reports of the II International Scientific Conference]. 2020, pp.194 - 201.

24. Golikova V.V. Trebovanija, pred#javljaemye k voprosam sudebnoj buhgalterskoj jekspertizy [Requirements for forensic accounting expertise]. Izvestija TulGU. Jekonomicheskie i ju-ridicheskie nauki -Izvestiya TulSU. Economic and legal sciences. 2016, no.3-2, pp.219 - 225.

25. Chinenov E.V., Chursin A.V. Obstanovka mesta proisshestvija - istochnik poluchenija dannyh o neizvestnom prestupnike [The situation of the scene of the incident - the source of obtaining data on an unknown criminal]. PPD. 2012, no. 1, pp. 12 - 16.

26. Shchukin V.I., Chinenov E.V., Skomorokhov O.N. Organizacionnye i takticheskie aspekty osmotra mesta proisshestvija pri rassledovanii prestuplenij, sovershennyh v passazhirskih poezdah [Organizational and tactical aspects of the inspection of the scene of the incident in the investigation of crimes committed in passenger trains]. PpD. 2017, no. 2, pp. 100 - 103.

27. Efimenko Yu.I. (ed.) Zheleznye dorogi [Railways]. Moscow, 2013, 501 p.

28. Gavrilin S.A. Vzaimodejstvie sledovatelja s sotrudnikami jekspertno-kriminalisticheskih podrazdelenij pri naznachenii i proizvodstve sudebnyh jekspertiz dokumentov [Interaction of the investigator with the staff of forensic units in the appointment and production of forensic examinations of documents]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii - Vestnik of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015, no.8, pp.199 - 204.

29. Knyazkov A.S. Problemy dokazatel'noj znachimosti naznachenija, proizvodstva i ocenki rezul'tatov sudebnoj jekspertizy [Problems of evidentiary significance of appointment, production and evaluation of the results of forensic examination]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Pravo. - Vestnik of Tomsk State University. Right. 2014, no. 4 (14), pp.66-74.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чиненов Евгений Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики. Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Пути-лина, 308024 Россия, г. Белгород, ул. Горького, 71.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Evgeny V. Chinenov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Criminology Department of the Putulin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, 308024 Russia, Belgorod, Gorky str., 71.

Статья поступила в редакцию 01.09.2022; одобрена после рецензирования 08.09.2022; принята к публикации 03.03.2023.

The article was submitted 01.09.2022; approved after reviewing 08.09.2022; accepted for publication 03.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.