Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАЧАЛА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАЧАЛА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СОВЕРШАЕМЫЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ЧАСТНАЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

В статье раскрываются данные, имеющие важное значение для формирования криминалистических характеристик преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, а также ключевые вопросы, подлежащие обязательному учету при разработке криминалистических методик их расследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF CRIMINALISTIC METHODS OF ECONOMIC CRIMES INVESTIGATION COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

The article reveals data that are important for the formation of criminalistic characteristics of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities, as well as key issues that must be taken into account when developing criminalistic methods of their investigation.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАЧАЛА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

УДК 343.985.7 ББК 67.52

Чиненов Евгений Владимирович Chinenov Evgeny Vladimirovich

начальник кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России, кандидат экономических наук, доцент. E-mail: Chinenovevg@yandex.ru

Head of the Criminalistics Department, the Belgorod law institute of the ministry of internal affairs of Russia, PhD in Economic, Associate Professor.

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАЧАЛА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Information-theoretical and methodological principles of criminalistic methods of economic crimes investigation committed on railway transport and transport

infrastructure facilities

В статье раскрываются данные, имеющие важное значение для формирования криминалистических характеристик преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, а также ключевые вопросы, подлежащие обязательному учету при разработке криминалистических методик их расследования.

Ключевые слова: преступления экономической направленности, совершаемые на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, теоретические основы, методологические основы, частная криминалистическая методика.

Размышления о структуре и содержании научных основ криминалистической методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, систематизированное описание полученных при этом результатов являются важным пунктом проводимого исследования. Разбор ключевых точек зрения, отыскание значимых элементов теоретических, фактографических знаний, методов, процедур научной деятельности, относящихся к выбранному предмету изучения, конвергенция их с потребностями следственной практики будут составлять цель данной работы. Такой подход обеспечит построение научных положений формируемой криминалистической методики, заложив тем самым благоприятную

The article reveals data that are important for the formation of criminalistic characteristics of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities, as well as key issues that must be taken into account when developing criminalistic methods of their investigation.

Keywords: economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities, theoretical foundations, methodological foundations, private forensic methodology.

основу для использования теоретической и методологической информации в совершенствовании приемов и способов расследования преступлений выделенной нами группы.

Труд нельзя считать полным, а выводы не до конца аргументированными без анализа воззрений научных деятелей, стоявших у истоков зарождения и развития исходных положений методики расследования преступлений. Для этого обратимся к научной литературе и проведем краткий анализ.

Поиски ответов на общенаучные вопросы методики расследования преступлений начались на рубеже XIX XX веков. Этому способствовало желание ученых-криминалистов решить важную в практическом отношении, но слабо освещенную в литературе по причине малой изученности, задачу

раскрытия преступлений. В подтверждение приведем выдержки из нескольких весомых для того времени работ, повлиявших на ход и результаты нашего исследования.

Известный прусский судебный следователь А. Вейнгарт в 1904 году пишет о важности научных основ расследования преступлений следующее: «Начало XX столетия открывает новую эру в истории борьбы с преступностью. Наука в последнее время много потрудилась над изучением преступления в его проявлении, в его корнях и действиях ... Широкий прогресс естественных наук и громадный рост технических усовершенствований открыли новые горизонты. .раскрытие преступлений, на которое многие до сих пор еще склонны смотреть как на ремесло, требующее некоторого опыта и умения составлять протоколы, а другие как на искусство, зависящее от способностей отдельных лиц, в действительности является самостоятельною наукою, требующее серьезной подготовки, много теоретических и практических знаний и точного методического изучения фактов» [1, с. 2].

Несколько позднее, в 1924 году, выдающийся отечественный криминалист И.Н. Якимов, систематизируя сведения об уголовной технике и тактике разбросанные по многочисленным трудам, включая и иностранные издания, в своем руководстве по расследованию преступлений делает предположение о существовании общего («универсального») метода расследования как шаблона, позволяющего обеспечить не только раскрытие преступлений различных видов, но и являющегося теоретической основой для подготовки конкретных рекомендаций по построению частных методик расследования. В частности, научные начала криминалистической методики он обосновывает так: «. в ходе раскрытия преступления . находят себе применение все способы, разработанные уголовной техникой и тактикой, и только при употреблении рекомендуемых ими научных приемов можно достигнуть успеха в разрешении той задачи, которую ставит уголовное расследование.» [2, с. 2-3].

Представленные мнения считаем весьма симптоматичными. Первые достижения стали наиболее значительным завоеванием криминалистики еще на заре ее развития. Они позволили на своей базе выстроить важные научные и прикладные основания, которые и по сей

день плодотворно используются криминалистической наукой. Так, к примеру, идеи И.Н. Якимова о создании универсального метода расследования пусть и были подвергнуты определенному сомнению, но в значительной мере развиты в работах С.Н. Чурилова, Ю.П. Гармаева, А.В. Шмонина и некоторых других авторов [3; 4; 5]. Мысли Г. Гросса, связанные с необходимостью решения сложных задач расследования посредством применения организационных мероприятий, следственных и иных действий, их комплексов, заложенные в его работе «Руководство для судебных следователей как система криминалистики», ввиду развития тактических положений для условий расследования преступлений изначально развернуты В.И. Шикановым, А.В. Дуловым, А.Е. Михальчуком, Н.Е. Мерецким [6; 7; 8; 9] и окончательно реализованы И.М. Комаровым в частной криминалистической теории криминалистических операций досудебного производства [10].

Впоследствии криминалистическая методика обрела обширный теоретический и методологический инструментарий, позволяющий получать «...ответы на вопросы о том, что и как изучает методика, каким образом формируются ее научные рекомендации, по какой оптимальной системе они должны строиться, каковы наиболее важные положения (принципы), содействующие определению эффективной методики расследования конкретного преступления, т. е. успешному применению научных рекомендаций в следственной практике» [11, с. 5]. Стараниями Р.С. Белкина, Ю.П. Гармаева, А.Н. Васильева, И.А. Возгрина, В.К. Гавло, И.Ф. Герасимова, В.А. Образцова, В.Г. Танасевича, С.Н. Чу-рилова, А.В. Шмонина, Н.П. Яблокова и других ученых эволюция криминалистической мысли достигла такого уровня, при котором сформировавшиеся базовые положения методики расследования преступлений стало возможным использовать в качестве фундамента при разработке частных криминалистических методик.

Наиболее удачную, считаем, схему научных основ методики расследования преступлений представили А.Н. Васильев и Н.П. Яблоков. Они выделили в ней три ключевых структурных элемента: общепонятийные и вводные положения; информационно-теоретические начала; методологические начала [12, с. 89].

Считаем, что данное систематическое представление не бесспорно ввиду существующих и других, заслуживающих внимания и одобрения обоснованных взглядов, в том числе адаптированных к особенностям расследования конкретных видов преступлений [13; 14; 15]. Однако именно такой подход способен обеспечить наиболее выгодное представление об искомых основах криминалистической методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Руководствуясь обозначенными теоретическими положениями методики как исходными, с учетом наложения на них системного представления о методологических вопросах криминалистической методики, предпринятого А.В. Шмониным [16], проведем структурирование научных основ разрабатываемой нами частной криминалистической методики. Трансформируя и используя идеи отмеченных авторов в реализации стоящих перед нами задач, выделим четыре блока вопросов, подлежащих рассмотрению:

1. Вопросы научно-методологического обеспечения расследования преступлений, входящих в выделенную группу.

2. Вопросы общего характера частной криминалистической методики, в том числе следует учитывать типичные черты их криминалистической характеристики, оригинальность криминалистической классификации данных преступлений.

3. Вопро сы организационно-управленческого характера. К этому блоку вопросов относим: ситуационность расследования изучаемой категории преступлений; своеобразие планирования расследования; сингулярность вер-сионного подхода.

4. Вопросы следственного предупреждения преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры.

Их проработка позволит создать сбалансированную теоретическую и методологическую научную базу для построения конечного «продукта» криминалистики - конкретной частной криминалистической методики. Тем самым будут заложены благоприятные условия, во-пер-

вых, для совершенствования приемов и способов расследования отдельных видов преступлений, а во-вторых, для проведения дальнейших научных исследований в данной области.

Оценивая состояние научной мысли в выбранной для исследования области, заметим, что данная проблематика является объектом научных изысканий ученых-криминалистов на протяжении длительного времени. Различным аспектам криминалистической деятельности на железнодорожном транспорте были, в частности, посвящены работы следующих авторов: В.А. Князева (1972), В.П. Рябцева (1972), И.М. Голубятника (1974), В.Д. Берназа (198б), Н А. Даниловой (1989), А.В. Сергунова (1990), И.А. Воронова (1991), В.И. Щукина (1992),

A.К. Моденова (1994), Ю.В. Степаненко (1994), Е С. Титовой (2002), М.И. Курбатовой (2003), В.Г. Красильникова (2004), М.А. Меркулова (2005), Н.М. Тарасик (2006), А.Ф. Ланового (2008), А.М. Нудельштейна (2008),

B.Г. Ставцева (2008), С.А. Ярошенко (2011), Е.Ф. Новикова (2012), А.В. Белоусова (2013), Л.В. Михайловой (2015), О.П. Грибунова (2016), О.В. Цукановой (2016), А.Н. Пермяко-ва (2016), Е.А. Малыхиной (2018), А.Е. Антонова (2018).

Их системный анализ, а также существование обоснованных потребностей практики в соответствующих требованиям времени, действенных методических разработках (на это указывают 72,4 % опрошенных нами респондентов*) позволяют сделать несколько заключений о существовании проблемы, нуждающейся во внимании:

- несмотря на значительный научный потенциал, существующие научные разработки не могут в полном объеме быть адаптированными к потребностям расследования всего спектра преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте;

- имеющиеся на сегодня исследования ориентированы на решение узкого круга криминалистических задач (методико-криминали-стического обеспечения раскрытия и расследования преступлений против собственности, особенностей выявления и расследования хищений грузов, использования специальных знаний и пр.);

* Установлено в результате анкетирования и интервьюирования сотрудников ОВД на транспорте.

- высокий уровень сложности преступной деятельности в экономической сфере железнодорожного транспорта, ее организованный характер, запутанность механизмов преступлений и множественность способов, активное противодействие предварительному расследованию по уголовным делам данной категории, существование пробелов в методико-кримина-листическом обеспечении обусловливают потребность в создании теоретических основ для формирования единой (общей) криминалистической методики расследования преступлений указанной категории.

Осмысление вышеизложенного стимулирует переход к объяснению конкретных идей.

Предназначение информационно-теоретических начал разрабатываемой частной криминалистической методики - феноменология криминалистической характеристики интересующей нас группы преступлений и характеристики их расследования. Определение сущностных черт потребует применения положений комплекса уголовно-правовых и прикладных юридических наук, а также сведений из имеющих отношение к сфере железнодорожного транспорта естественно-технических, социально-экономических и других научных областей знаний. К их числу, наряду с традиционным уголовным и уголовно-процессуальным правом, криминологией, отнесем такие специфические, как экономика железнодорожного транспорта, организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте, путь и путевое хозяйство, техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, строительство железных дорог, информационные технологии и пр.

Особенности криминалистической характеристики преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, характеризуются тем, что в них содержится ряд данных, без знания которых невозможно качественное ведение следствия. Важны они и для разработки частной криминалистической методики. Вычленение, исследование, систематизация, использование этих данных позволят сделать методику более целенаправленной, способной качественно и в кратчайшие сроки обеспечить решение задач расследования данной категории преступлений.

Изучение уголовных дел экономической направленности, анализ практики организации их расследования органами внутренних дел на транспорте, определение в них закономерностей позволяют нам показать особенности элементного состава криминалистической характеристики исследуемой группы преступлений:

- обстановка совершения преступления и происходящие в ней производственные, технологические, экономические и иные процессы (место, индивидуализируемое инфраструктурой железнодорожного транспорта, его объекты);

- сведения о личности преступника, имеющего прямое либо косвенное отношение к сфере железнодорожного транспорта (служебная деятельность, пользование услугами железнодорожного транспорта и пр.);

- данные о способе совершения преступления, обусловленного направленностью данной категории преступлений;

- информация о характерном для железнодорожной транспортной отрасли предмете преступного посягательства (за исключением денежных средств).

Фактическое проявление отмеченных теоретических особенностей находим в: способе, предмете и обстановке совершения преступлений; обстановке, предмете и личности преступника; обстановке, личности, предмете и способе совершения преступления. К примеру, работник железнодорожной организации, знающий специфику производственных процессов, имеющий образование и опыт, осуществляющий полномочия, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, для достижения преступной цели выбирает соответствующий предмет посягательства, необходимые орудия и средства, определяет последовательность действий. Проиллюстрируем данный вывод краткими выдержками из материалов следственной и судебной практики.

Начальник внеклассного вокзала Орел «МРДЖВ» гр. Л., используя свое служебное положение, посредством нарушения установленной технической и инвестиционной политики ОАО «РЖД» - путем составления поддельной бухгалтерской документации на систематической основе осуществлял хищения денежных средств, выделяемых транспортной

организации в пределах установленных финансовых лимитов*.

Бригадир экспериментального участка дистанции пути гр. Р. и подчиненные ему работники Р., С. и К. с целью хищения материальных ценностей, принадлежащих ОАО «РЖД», завышали нормы их расходования в отчетной документации о выполняемых на объектах Эксплуатационного локомотивного депо Омск работах**.

Мастер вагоноремонтного участка Эксплуатационного вагонного депо Сургут (ВЧДЭ-20) гр. Б., знающий организацию работы в системе ремонта грузовых вагонов, под видом новых комплектующих деталей железнодорожных вагонов реализовывал детали, бывшие в употреблении, из специально созданного заранее резерва, а разницу в их стоимости присваивал***.

Данные криминалистической характеристики важны для разработки криминалистической классификации изучаемой категории преступлений. Знание криминалистических классификаций преступлений позволяет правильно определять основные направления информационно-познавательной деятельности, выбирать более оптимальные средства и методы собирания доказательств, увереннее ориентироваться в возникающих следственных ситуациях, тем самым содействуя обеспечению качества следственной работы.

В первую очередь выбранные нами для научного анализа преступления целесообразно классифицировать в связи принадлежностью к сфере их совершения - железнодорожному транспорту как отрасли национальной экономики, как части транспортной системы страны наряду с другими видами транспорта, как самостоятельной производственно-экономической системы, имеющей следующие составные элементы: железные дороги, инфраструктуру, структурные предприятия, происходящие здесь экономические и производственные процессы и др. [17]. Также возможно комплексирование преступлений по месту совершения, например в подвижном составе [18], объектам преступного посягательства, в част-

ности комплектующим деталям объектов железнодорожного транспорта [19], а также двухэлементное комплексирование, к примеру, сферы железнодорожного транспорта и предмета посягательства [20]. Еще одним критерием криминалистической классификации являются особенности криминалистических характеристик видов преступлений, входящих в выделенные нами три укрупненные группы, объединенные их принадлежностью к разряду деяний, предусмотренных разделом УШ Уголовного кодекса Российской Федерации («Преступления в сфере экономики»).

Криминалистическую характеристику расследования изучаемой нами группы преступлений индивидуализируют установленные закономерные связи между следующими элементами:

- видом, характером преступления и типичностью первоначальных фактических данных, полученных оперативным путем либо установленных по делу, типичностью складывающихся ситуаций расследования;

- видом и характером ситуаций расследования и типичностью действий органа дознания и следователя на различных этапах выявления преступления и его расследования;

- складывающейся ситуацией и набором технических средств, тактических решений, методов, специальных знаний, необходимых для ее разрешения;

- типичностью следственных ситуаций и организацией расследования, включая его планирование, построение и отработку следственных версий.

Значимость содержания указанных элементов криминалистической характеристики расследования и связей между ними видится в том, что именно они, служа исходными данными для построения частной методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, потенциально выступают основанием для разработки «локальных методик» досудебного производства [21], базой криминалистических программ (алгоритмов)

* Уголовное дело № 1-84/2017 // Архив Железнодорожного районного суда г. Орла.

** Уголовное дело № 1-270/2014 // Архив Ленинского районного суда г. Омска.

*** Уголовное дело № 1-113/2018 // Архив Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

расследования [22], источником разработки профилактических мер следственного предупреждения [23].

Не менее важной информационно-теоретической составляющей научных основ формируемой частной методики являются теоретические положения и методы криминалистической профилактики.

Особенностью криминалистических методов и средств следственного предупреждения преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, является то, что они должны органично вписываться не только в информационно-познавательную, но и в организационно-управленческую деятельность следователя органа внутренних дел на транспорте. Следственное предупреждение преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, обладает выраженным тактическим и методическим своеобразием. Объясняется это спецификой размещения органов внутренних дел на транспорте, близостью субъекта профилактической деятельности к его объекту, обусловливающих тесное взаимодействие правоохранительных органов с обслуживаемыми ими транспортными организациями.

Указанные обстоятельства вместе с особой обстановкой расследования [24] существенным образом индивидуализируют приемы и методы профилактической деятельности. Ввиду последнего они обязательно должны быть учтены частной криминалистической методикой.

Именно такими представляются нам ключевые информационно-теоретические положения криминалистической методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Уяснение содержания научных основ разрабатываемой частной криминалистической методики предполагает необходимость определения и ее методологии. Важна методология как в научном, так и в практическим плане. «Методологические начала прежде всего имеют своей целью оптимизировать методы ведения следствия на самой современной научной основе» [12, с. 93]. Этой цитатой предваряем попытку найти резервы соответствующей научной информации в целях разработки

методов расследования выделенной категории преступлений.

Прибегнув к содержанию философских оснований науки [25], в том числе юридической [26], используя разработанные криминалистикой ее собственные методологические основания [27, с. 7-8], попытаемся раскрыть особенности методологии частной методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Рассматривая данный вопрос, заметим достаточную его сложность. Объясняется она существованием разнообразных точек зрения относительно понятия методологии криминалистической методики, наличием различных, иногда диаметрально противоположных воззрений на используемые ею методы познания.

Анализ предлагаемых в литературе взглядов свидетельствует о достаточной разработанности методологических оснований криминалистической методики расследования. Поэтому, соглашаясь с безусловным мнением большинства исследователей и беря за основу классическое понимание методологии как «.совокупности теоретических положений и сущности расследования как частного случая познавательной деятельности» [28], сосредоточимся на выборе одной из существующих схем, а затем приспособим ее к проводимой работе.

Наиболее удачно соответствует нашей методологической концепции трехчленная система методов криминалистики, предложенная Р.С. Белкиным [29], адаптированная И.А. Воз-гриным к потребностям ее раздела - методики расследования отдельных видов преступлений [30] и впоследствии модернизированная Д.Н. Лозовским [31]. Всеобщий метод познания, общенаучные методы и частные (специальные) методы познания в своем единстве и многообразии будут введены в рамки формируемой частной криминалистической методики.

Учитывая, что первые две группы методов достаточно подробно освещены в специальной литературе, обобщение которой позволило свести их к общепознавательным методам эмпирического и теоретического уровня, отраслевым методам криминалистики и других наук, применяемых для решения криминалистических задач, коснемся заслуживающих

особого внимания отдельных специальных методов расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Возможности именно последних могут и должны широко использоваться в практике органов внутренних дел на транспорте, содействуя решению задач расследования.

Специальные криминалистические методы познания преступлений экономической направленности, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта и его инфраструктуры, входят в содержание этапов расследования, наполняют его программы. Расследованию свойственно наличие этапа доследствен-ной проверки. Выраженными особенностями обладает стадия возбуждения уголовного дела [32]. Обязательным элементом программ расследования выступает необходимость использования специальных знаний в той или иной процессуальной форме [33].

Наряду с представленными, обозначим и другие методы, а именно: методы фиксацион-но-удостоверительной деятельности [34]; методы организационного направления деятельности [35]; методы исследовательской деятельности [36].

Принимая во внимание специфику расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, считаем необходимым дополнительно выделить и несколько подробнее остановиться на двух, на наш взгляд, важных группах поисковых методов: методах экономической криминалистики [37; 38; 39] и методах цифровой криминалистики [40; 41].

Такое видение объясняется современным состоянием общественных отношений, влиянием цифровизации, эволюционированием экономической преступности, тенденциями развития криминалистической научной мысли. Считаем, именно указанные методы имеют для частной криминалистической методики наиболее важное значение.

К перечню методов экономической криминалистики отнесем переработанные, трансформированные и приспособленные общекриминалистические научные методы, а также специфические методы, заимствованные из методологии других наук, положения которых

применимы для решения криминалистических задач. В таким относятся:

а) экономические науки, в том числе методы, заимствованные из: экономики железнодорожного транспорта (методы экономико-математического моделирования, контент-анализа, статистико-математические и др.); отраслевого бухгалтерского учета, контроля и аудита (методы документирования, инвентаризации, оценки, счетов, балансовый, отчетности и др.); экономического анализа (методы сравнения, группировки, балансовый и др.); экономической статистики (методы средних величин, обработки рядов динамики, индексный метод, графический метод и др.);

б) технические науки, связанные со сферой железнодорожного транспорта, и такие их методы, как, например, аналитические исследования, натурный эксперимент, математическое, физическое и компьютерное моделирование объектов, конструкций, процессов, технологий и пр.;

в) экономико-правовые прикладные науки и методы, используемые ими:

- судебная бухгалтерия (методы расчет-но-аналитические, бухгалтерской диагностики и анализа, документальные, обобщения и реализация результатов проверок, ревизий и экспертиз),

- экономико-криминалистический анализ (методы документального анализа, бухгалтерского анализа, экономического анализа),

- судебная технология и товароведение (методы проверки технологических операций и производственных процессов, отбора образцов объектов на исследование, применения данных технических регламентов, стандартов, технических условий и других нормативно-технических документов и пр.).

Обоснуем отмеченное показательным примером использования для решения криминалистических задач методов экономической криминалистики [42]. Результаты их применения с большой очевидностью показывают высокую роль специальных методологических средств в раскрытии и расследовании преступлений экономической направленности, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта.

Так, при расследовании хищений с инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта, маскируемых составлением

фиктивных учетных документов, следователем в программу (алгоритм) информационно-познавательной деятельности были включены специальные методы: установление несоответствий между экономическими фактами в деятельности железнодорожной организации и их отражением в учете посредством проведения инвентаризаций или ревизий; криминалистическая оценка установленных несоответствий; определение криминалистически значимых объектов и хозяйственных операций; изучение бухгалтерской документации по интересующим хозяйственным операциям на предмет формирования представления о совершенном преступлении (о модели противоправного деяния, характеристике причиненного деянием ущерба, времени и месте совершения преступления, лицах, причастных к преступлению, их количестве, профессии, распределении функций между ними, способе и механизме совершения преступления)*. Причем именно они (специальные методы) позволили добыть важную криминалистическую информацию, недоступную для получения другими способами, обеспечив расследованию гарантированный успех.

Следует также заметить, что в ходе расследования изучаемой категории преступлений целесообразно применение, как правило, не одного специального метода, а определенной их системы. Элементы этой системы считаем возможным структурировать следующим образом:

- общие методы расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры (организационные методы расследования, поисковые методы, методы установления способа и механизма преступления, методы выявления и фиксации следов);

- методы реализации тактических решений в типовых ситуациях расследования (за счет выбора объекта тактического воздействия, определения целей и задач, оптимальных путей, технологий, условий, круга и последовательности предстоящих действий, направленных на разрешение сложившейся ситуации);

- методы выполнения отдельных действий при расследовании (получение криминали-

стически значимой информации путем исследования хозяйственных операций, анализа документов, а также путем допросов, обысков, осмотров).

Более того, каждый структурный элемент системы может и должен включать в себя методы экономической криминалистики.

Своя система методов может быть разработана и на уровне методики расследования отдельных видов выделенной группы преступлений (например, краж грузов, присвоения или растраты, хищений комплектующих деталей объектов подвижного состава железнодорожного транспорта, хищения деталей верхнего строения пути и пр.), совершаемых работниками отрасли или пользователями ее услуг, и т.п.

Большой резерв для частных криминалистических методик заложен в цифровой криминалистике.

Компьютеризация и цифровизация транспортной отрасли, проводимые в соответствии с реализуемым в Российской Федерации в период с 2019 по 2024 годы национальным проектом «Цифровая экономика», повлияли на активность использования специфических средств совершения преступных посягательств, в числе которых информационные технологии (компьютерные программы специального назначения, информационно-телекоммуникационные сети и пр.). Такие условия повышают роль цифровой криминалистики в решении задач расследования. А потому правильный подход и использование необходимых ее методов обеспечат сбор необходимых электронных доказательств, их последующее процессуальное применение [43].

Методы цифровой криминалистики и технические средства, к примеру, специальные инструментальные (программные и технические) средства, общие и частные методы математики, радиоэлектроники, информатики, используемые в современных компьютерных технологиях (системный анализ, оптические методы, математическое и имитационное моделирование, топологические методы и др.), могут и должны результативно использоваться в расследовании преступлений выделенной группы. Необходимость их внедрения в методику расследования диктуется временем. Это

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Уголовное дело № 1-101/2018 // Архив Заводского районного суда г. Саратова.

подтверждается не только научными публикациями [44; 45], но и следственной практикой.

Примером является уголовное дело в отношении гр. Б., заместителя начальника Эксплуатационного локомотивного депо Балашов по кадрам и социальным вопросам ОАО «РЖД». Гр. Б. совершила хищение денежных средств организации путем обмана. Способ совершения преступления включал использование электронного ключа доступа 19-НШ30К1-2 к системе ЕКАСУТР, закрепленного за другим специалистом отдела кадров, внесение в электронную базу данных ложных сведений, обеспечивающих возможность выведения денежных сумм с баланса организации, и был установлен за счет использования методов криминалистического исследования компьютерной информации*.

Переходя к обобщению изложенного материала, заметим, что научная проблема формирования частных методик расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, является проблемой теоретико-методологического уровня. Такая постановка вопроса вполне оправдана по ряду причин.

Во-первых, для ее решения существует практическая потребность в осуществлении

Литература

1. Вайнгарт А. Уголовная тактика: Руководство к расследованию преступлений / пер. с нем. В.М. Боремовича. Овруч, 1910.

2. Якимов И.Н. Криминалистика: Руководство по уголовной технике и тактике. М., 1925.

3. Чурилов С.Н. Криминалистическое учение об общем методе расследования преступлений: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1995.

4. Гармаев Ю.П. Теоретические основы формирования криминалистических методик расследования преступлений: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.

5. Шмонин А.В. Учение об общем методе расследования преступлений: призрак или реальность // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. № 4.

6. Дулов А.В. Тактические операции при расследовании преступлений. Мн., 1979.

системного исследования сходных преступлений, в нашем случае преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, объединенных по уголовно-правовым и криминалистическим классификационным критериям в единый предмет изучения.

Во-вторых, существование теоретико-методологической базы обеспечивает возможность проведения глубокого научного анализа данной проблемы и разработки обоснованных рекомендаций по совершенствованию расследования исследуемой категории преступлений.

В-третьих, наличие выделенных в ходе исследования отдельных видов преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте, закономерностей позволяет осуществить разработку теоретических основ формирования частных криминалистических методик расследования всего их спектра.

В-четвертых, в данной работе рассмотрены лишь главные, по нашему мнению, информационно-теоретические и методологические аспекты частной криминалистической методики. В то же время именно их считаем существенными индикаторами научно-прикладных основ методики расследования преступлений выделенной группы.

Bibliography

1. Weingart A. Criminal tactics: A guide to the investigation of crimes / trans. with him. V.M. Boremovich. Ovruch, 1910.

2. Yakimov I.N. Criminalistics: A Guide to Criminal Techniques and Tactics. Moscow, 1925.

3. Churilov S.N. Forensic doctrine about the general method of investigating crimes: diss. ... Dr. of Law. Moscow, 1995.

4. Garmaev Yu.P. Theoretical foundations of the formation of forensic methods for investigating crimes: diss. ... Dr. of Law. Moscow, 2003.

5. Shmonin A.V. The doctrine of the general method of investigating crimes: ghost or reality // Problems of Economics and Legal Practice. 2010. № 4.

6. Dulov A.V. Tactical operations in the investigation of crimes. Minsk, 1979.

* Уголовное дело № 1-7/2020 // Архив Балашовского районного суда Саратовской области.

7. Шиканов В.И. Теоретические основы тактических операций в расследовании преступлений. Иркутск, 1983.

8. Михальчук А.Е. Тактические комбинации при производстве следственных действий / под ред. В.В. Степанова. Саратов, 1991.

9. Мерецкий Н.Е. Применение оперативно-тактических комбинаций в раскрытии и расследовании преступлений: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.

10. Комаров И.М. Криминалистические операции досудебного производства. М., 2013.

11. Колесниченко А.Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений: текст лекции. Харьков, 1976.

12. Васильев А.Н., Яблоков Н.П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. М., 1984.

13. Лузгин И.М. Развитие методики расследования отдельных видов преступлений // Правоведение. 1977. № 2.

14. Корноухов В.Е. Методика расследования преступлений: теоретические основы. М., 2008.

15. Зайцев О.А., Мишин А.В. Теоретические основы формирования структуры методики расследования преступлений, связанных с посягательством на участников досудебного производства // Мониторинг правоприменения. 2021. № 3(40).

16. Шмонин А.В. Методология криминалистической методики. М., 2010.

17. Пермяков А.Л. Понятие, структура и особенности элементов криминалистической характеристики мошенничества, связанного с осуществлением инвестиционных проектов в коммерческих организациях с государственным участием в капитале (на примере предприятий железнодорожного транспорта) // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 2(76).

18. Субботина М.В., Рудь М.А. Криминалистическая характеристика краж личного имущества пассажиров железнодорожного транспорта // Юристъ-Правоведъ. 2001. № 1(2).

19. Малыхина Е.А. Структура и содержание криминалистической характеристики хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта и ее значение для частной методики расследования // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 1(88).

20. Мартынова С.И. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с

7. Shikanov V.I. Theoretical foundations of tactical operations in the investigation of crimes. Irkutsk, 1983.

8. Mikhalchuk A.E. Tactical combinations in the production of investigative actions / ed. V.V. Stepanova. Saratov, 1991.

9. Meretsky N.E. The use of operational-tactical combinations in the detection and investigation of crimes: diss. ... Dr. of Law. Moscow, 2001.

10. Komarov I.M. Forensic operations of pretrial proceedings. Moscow, 2013.

11. Kolesnichenko A.N. General provisions of the methodology for investigating certain types of crimes: the text of the lecture. Kharkov, 1976.

12. Vasiliev A.N., Yablokov N.P. Subject, system and theoretical foundations of criminalistics. Moscow, 1984.

13. Luzgin I.M. Development of methods for investigating certain types of crimes // Jurisprudence. 1977. № 2.

14. Kornoukhov V.E. Crime Investigation Methods: Theoretical Foundations. Moscow, 2008.

15. Zaitsev O.A., Mishin A.V. Theoretical foundations for the formation of the structure of the methodology for investigating crimes related to encroachment on participants in pre-trial proceedings // Law enforcement monitoring. 2021. № 3(40).

16. Shmonin A.V. Methodology of forensic technique. Moscow, 2010.

17. Permyakov A.L. The concept, structure and features of the elements of forensic characteristics of fraud associated with the implementation of investment projects in commercial organizations with state participation in the capital (on the example of railway transport enterprises) // Yurist-Pravoved. 2016. № 2(76).

18. Subbotina M.V., Rud M.A. Forensic characteristics of the theft of personal property of passengers of railway transport // Yurist-Pravoved. 2001. №1(2).

19. Malykhina E.A. The structure and content of the forensic characteristics of the theft of component parts of railway transport facilities and its significance for a private investigation technique // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 1(88).

20. Martynova S.I. Forensic characteristics of crimes related to theft of goods on railway transport // Legal Science and Practice: Bulletin of the

хищениями грузов на железнодорожном транспорте // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 2(13).

21. Комаров И.М. Криминалистические операции досудебного производства. М., 2013.

22. Головин А.Ю., Баранов М.В. Алгоритмы расследования в структуре частных криминалистических методик: проблемы разработки и практического применения // Российский следователь.2013. № 1.

23. Иванов И.И. Криминалистическая профилактика преступлений (комплексное научно-практическое исследование). СПб., 2004.

24. Чиненов Е.В., Щукин В.И., Симонен-ко Е.И. Специфика функционирования железнодорожного транспорта и ее влияние на процесс раскрытия и расследования экономических преступлений // ЮП. 2019. № 2(89).

25. Ходикова Н.А., Киричек А.В. Философские основания науки: проблемы и перспективы изучения (значение осмысления философских оснований для прогресса науки) // КиБ. 2021. № 2.

26. Пьянов Н.А. О понятии методологии юридической науки // Пролог: журнал о праве. 2014. № 4.

27. Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. М., 1973.

28. Белкин Р.С. Курс криминалистики: Общая теория криминалистики: в 3-х т. М., 1997. Т. 1.

29. Возгрин И.А. Криминалистическая методика расследования преступлений. Мн., 1983.

30. Лозовский Д.Н. Методы расследования преступлений. М., 2010.

31. Чиненов Е.В. Организация доследствен-ной проверки и возбуждение уголовных дел по преступлениям в сфере экономики, совершаемым на железнодорожном транспорте // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 4(52).

32. Чиненов Е.В., Щукин В.И. Использование специальных знаний при раскрытии и расследовании экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 2(85).

33. Муленков Д.В., Лазаренко О.Н. Применение цифровых технических средств фиксации в полицейской деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10.

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. № 2(13).

21. Komarov I.M. Forensic operations of pretrial proceedings. Moscow, 2013.

22. Golovin A.Yu., Baranov M.V. Investigation algorithms in the structure of private forensic methods: problems of development and practical application // Russian investigator. 2013. № 1.

23. Ivanov I.I. Forensic prevention of crimes (complex scientific and practical research). SPb., 2004.

24. Chinenov E.V., Shchukin V.I., Simonen-ko E.I. The specifics of the functioning of railway transport and its impact on the process of disclosure and investigation of economic crimes // YUP. 2019. № 2(89).

25. Khodikova N.A., Kirichek A.V. Philosophical Foundations of Science: Problems and Perspectives of Study (The Significance of Comprehending Philosophical Foundations for the Progress of Science) // KiB. 2021. № 2.

26. Pyanov N.A. On the concept of the methodology of legal science // Prologue: Journal of Law. 2014. № 4.

27. Luzgin I.M. Methodological problems of investigation. Moscow, 1973.

28. Belkin R.S. Course of criminalistics: General theory of criminalistics: in 3 vols. Moscow, 1997. Vol. 1.

29. Vozgrin I.A. Forensic methodology for investigating crimes. Minsk, 1983.

30. Lozovsky D.N. Crime investigation methods. Moscow, 2010.

31. Chinenov E.V. Organization of pre-investigation checks and initiation of criminal cases on economic crimes committed in railway transport // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 4(52).

32. Chinenov E.V., Shchukin V.I. The use of special knowledge in the disclosure and investigation of economic crimes committed at railway transport facilities // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 2(85).

33. Mulenkov D.V., Lazarenko O.N. The use of digital technical means of fixation in police activity // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 10.

34. Chinenov E.V., Shchukin V.I. Organization of the investigation of economic crimes in the sphere of railway transport // YUP. 2019. № 1(88).

34. Чиненов Е.В., Щукин В.И. Организация расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта // ЮП. 2019. № 1(88).

35. Чиненов Е.В., Щукин В.И. Теоретические основы производства судебно-экономи-ческой экспертизы при расследовании преступлений на объектах железнодорожного транспорта // Общество и право. 2018. № 4(66).

36. Шумак Г.А. Экономическая криминалистика в системе криминалистической науки // Право и демократия: сборник научных трудов. Мн., 2001. Вып. 11.

37. Мамкин А.Н. История развития теоретических основ экономической криминалистики // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2009. № 1(10).

38. Голубятников С.П. Экономическая криминалистика: фантом или реальность // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4(40).

39. Мещеряков В.А. Цифровая криминалистика // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. № 4(15).

40. Вехов В.Б. и др. Цифровая криминалистика: учебник для вузов / под ред. В.Б. Вехо-ва, С В. Зуева. М., 2021.

41. Чиненов Е.В. Криминалистическая диагностика экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта // ППД. 2018. № 3.

42. Основы теории электронных доказательств / под ред. д-ра юрид. наук. С.В. Зуева. М., 2019.

43. Мещеряков В.А. Особенности специальных знаний, используемых в цифровой криминалистике // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. № 4-2.

44. Шевченко Д.Н. Методы цифровой криминалистики и компьютерной форензики для расследования инцидентов информационной безопасности - обзор // Проблемы науки. 2020. № 4(52).

45. Боровских Р.Н., Гармаев Ю.П. Основы концепции укрупненных (общих, базовых) криминалистических методик расследования преступлений // Уголовная юстиция. 2017. № 10.

35. Chinenov E.V., Shchukin V.I. Theoretical foundations for the production of forensic economic expertise in the investigation of crimes at railway transport facilities // Society and Law. 2018. № 4(66).

36. Shumak G.A. Economic forensics in the system of forensic science // Law and democracy: a collection of scientific papers. Minsk, 2001. Issue 12.

37. Mamkin A.N. The history of the development of the theoretical foundations of economic forensics // Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. № 1(10).

38. Golubyatnikov S.P. Economic forensics: phantom or reality // Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 4(40).

39. Meshcheryakov V.A. Digital Forensics // Forensic Library. Science Magazine. 2014. № 4(15).

40. Vekhov V.B. and others. Digital forensics: a textbook for universities / ed. V.B. Vekho-va, S.V. Zuev. Moscow, 2021.

41. Chinenov E.V. Forensic diagnostics of economic crimes committed at railway transport facilities // PPD. 2018. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42. Fundamentals of the theory of electronic evidence / ed. dr. of law S.V. Zuev. Moscow, 2019.

43. Meshcheryakov V.A. Features of special knowledge used in digital forensics // Izvestiya TulGU. Economic and legal sciences. 2013. № 4-2.

44. Shevchenko D.N. Methods of digital fo-rensics and computer forensics for investigating information security incidents - a review // Problems of Science. 2020. № 4(52).

45. Borovskikh R.N., Garmaev Yu.P. Fundamentals of the concept of enlarged (general, basic) forensic methods of investigating crimes // Criminal Justice. 2017. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.