УДК 070
DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10312
С. С. Распопова
Московский политехнический университет, Московский международный университет,
Москва
ТАКТИЧЕСКИЕ МЕДИА И ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
В статье рассматривается понятие «тактические медиа» как разновидность новых медиа и актуальная форма общественно-политической активности граждан, которая вызвана к жизни дефицитом доверия к традиционным СМИ. Автор предпринимает попытку развести такие понятия, как «журналист» и «медиаактивист», и на конкретных примерах показать использование практики активизма и искусства в публикациях традиционных СМИ. Тактические медиа представлены как разновидность новых медиа, которые отличаются от традиционных тем, что их контент создается всегда на цифровых устройствах при активном участии пользователей. Коммуникативную функцию автор рассматривает как одну из основных функций новых медиа. В статье проводится мысль, что тактические медиа не создают собственно журналистский контент, потому что балансируют на грани журналистики, политического активизма и искусства. Тематической особенностью тактических медиа является тематика сопротивления, потому их можно рассматривать как платформы гражданского использования новейших технологий для оперативного информирования аудитории о тех событиях общественно-политической действительности, которые не входят в повестку дня традиционных СМИ.
Ключевые слова: традиционные СМИ, новые медиа, медиаактивизм, тактические медиа, коммуникативная функция.
Понятие «тактические медиа» далеко не новое в российской медиакритике. В 2016-2017 годах появились работы отечественных исследователей медиа, в числе которых Л. В. Володина Б. Я. Мисонжников, А. Н. Тепляшина, Г. К. А. Панцерев [11], К. Н. Кальярова [4], рассмотревшие особенности новых социальных медиа, связав их со становлением и развитием гражданского общества. Сам термин «тактические медиа» возник в 1996 году в работах голландских ученых Дэвида Гарсиа и Герта Ловинка, которые назвали его заведомо скользким, но необходимым для создания «"временного консенсуса зон" на основе неожиданных союзов в качестве инструмента для распространения протестных идей дискурс плюс арт равно зрелище» [13].
Российские тактические медиа появились из политизированного самиздата («Синтаксис», «Хроника текущих событий» (ХТС), «Поиски», «Вече», «Московский сборник», «Многие лета» и др.) с использованием новейших коммуникационных технологий. «Почти во всех наиболее распространенных самиздатских текстах того времени присутствует отчетливый оттенок оппозиционности, содержащейся в самом тексте или привнесенной обстоятельствами. Этот оттенок мог возникнуть из-за имени автора, темы произведения, упоминания определенных реалий и в силу сотни других причин. Но, так или иначе, в самиздат, как правило, уходили тексты, которые не имели шансов пройти цензуру или даже прямо были запрещены ею к публикации» [1].
Тактические медиа - это новые медиа, которые появились в конце ХХ века, их контент создается «на цифровых устройствах, подразумевающих активное участие пользователей в создании». Коммуникативная функция - одна из основных функций тактических (новых) медиа. «Традиционные СМИ являются пассивным участником коммуникативного процесса, одностороннего по своей природе. Интернет, напротив, уникален как канал для налаживания связей со своими конечными пользователями. Он выводит на новый уровень и коммуникативные функции СМИ, предоставляя возможность для быстрого реагирования не только отдельным лицам, но и достаточно большим группам людей» [7].
В России понятия «тактические медиа» и «медиаактивизма» были впервые рассмотрены Олегом Киреевым в 2006 году в работе «Поваренная книга медиаактивиста», а первым российским тактическим медиа стало IndyVideo, которое появилось в 2002 году. «Проект сразу стал востребован. Российским видеоактивистам левая молодежь присылала свои приветствия со всего мира, а "большое" телевидение вовсю использовало активистские съемки для своих программ. За эти четыре года огромное количество уличных акций, которые не имели никаких шансов попасть в новости на общенациональных каналах, проходили под наблюдением любительских камер, а отснятый материал тут же появлялся на сайте indyvideo.ru» [2].
Тактические медиа сегодня активно используются во всем мире антиглобалистами и политическими медиаактивистами. В программу мероприятий, которые на своих платформах организовывают тактические медиа, входят выставки, перформансы, воркшопы, мастер-классы, лекции, ролики, акции, фильмы, а также политические кампании, которые продвигают протестные лозунги. Они, как правило, не обращены к широкой массовой аудитории, а формируются в интересах отдельных социальных групп или индивидов, которые ущемлены средствами массовой информации. Для них характерно стремление к оппозиционности, несогласию, противодействию и сопротивлению. Чаще всего они выражают точку зрения общественного и политического меньшинства. Зачастую этого типа медиа стоят на радикальной позиции в отношении к правящей власти. «Выражая точку зрения групп меньшинства, tactical media врываются в киберпространство с требованиями социальных изменений, позиционируют себя как средство "кризиса, критики и оппозиции"» [6].
В силу своей малозатратности тактические медиа эффективно используются различными общественными активистами, которые предоставляют информацию, побуждающую широкую аудиторию к определенным действиям. Благодаря компьютеру и общедоступным программам медиаактивисты создают мультимедийные периодические издания, овладевающие сознанием массовой аудиторией.
За последние годы научные дискуссии по поводу тактических медиа в России несколько поутихли, но усилились в общественном пространстве. Это, с одной стороны, связано с транзитивностью общества. «Нарастающая динамичность социальной и экономической жизни требует пересмотра понятия "стабильность". Изменчивость становится все более постоянной характеристикой современной ситуации, одновременно с этим расширяется спектр форм социальной жизни, присутствующих в конкретных ситуациях» [3]. Социальные нормы, на которые раньше человек ориентировался, утрачивают свои ценности, что приводит к отказу от морально-нравственной регуляции в поведении людей. «Старое мышление - это мировоззрение как миф, которое владеет человеком, и "новое мышление" - это мировоззрение как деятельность, которым владеет человек» [3]. С другой стороны, растет недоверие к традиционным СМИ, которые предоставляют тенденциозную интерпретацию действительности, что порождает интерес к тактическим медиа, которые включают в себя социальные практики и состоят из «бесчисленных, разнообразных и неорганизованных, но паразитарно вырастающих на "сильных" медиа и предписанных способах действия, отражая репрессивные аспекты современного общества» [12].
Тактические медиа балансируют сегодня на грани журналистики, политического активизма и искусства. Социальный активизм зачастую отождествляется с журналистикой, а тактические медиа - со СМИ, что, безусловно, размывает основы профессиональной деятельности журналиста. Это в большей мере касается тех тактических медиа, которые рассматривают вопросы общественного сопротивления, контроля за деятельностью власти, протестного движения художников. Тактические медиа, освещающие тематику сопротивления: онлайн тематические выставки, пиратское радио и телевидение, альтернативные новостные порталы - платформы гражданского использования новейших технологий оперативно информируют аудиторию о тех событиях общественно-политической действительности, которые не входят в повестку дня традиционных СМИ. Например, IndyVideo.ru, который представляет собой онлайн-архив социальных акций, версии которых могут быть оперативно смонтированы и актуализироваться через несколько часов после акции https://indyvideo.ru/network.html, а также проект «гетто.ру» (https://vk.com/underground).
Медиа, которые разоблачают злоупотребления и проступки лиц, которые работают во властных структурах, осуществляют общественный контроль за действиями власти и критику
ее позиций. В качестве примера этого тактического медиа можно назвать Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), который долгое время вел проекты «РосЖКХ» и «РосЯма» (борьба с ямами на дорогах и разрухой в парадных), «РосПил» (обнародование незаконных схем при расходовании бюджетных средств) (https://fbk.info/about/). «В последнее время все чаще к СМИ стали причислять ФБК, а Алексея Навального и его коллег - к журналистам. Точнее было бы отнести ФБК не к СМИ, а к сообществам с лидером мнений в лице Алексея Навального», так как их работа при отсутствии институциональных полномочий основана на свободе и полной независимости от социальных институтов. Журналист-расследователь Роман Анин, сравнивая работу сотрудников ФБК и профессиональных журналистов, отметил: «в плане методов работы они очень похожи. Инструментарий тот же самый, но цель у них иная. Если цель журналиста -только информировать, то цель Навального и ФБК - информировать и работать на политическую карьеру Алексея Навального».
Медиа, включающие художественные проекты в сфере образования, экологии, культуры, связаны с активистскими практиками. Примером может служить открытая горизонтальная платформа «МедиаУдар», управляемая художниками, активистами, философами и искусствоведами. Важно отметить, что эта платформа возникла на волне протестной активности художников. Поэтому данный художественный проект представляет собой гибрид искусства и активизма (https://russianartarchive.net/ru/catalogue/organization/OCZA).
Локативные медиа несмотря на то, что они часто реализуют информационные проекты, связанные с локализацией абонента с помощью технологий Wi-Fi, GPRS и других опций, встроенных в мобильные телефоны нового поколения, решают задачи, выходящие за пределы профессиональной деятельности журналиста. «"Локализация абонента" - одна из функций, потенциально наиболее опасных с точки зрения защиты приватности человека, и в то время, когда коммерческие компании вводят их в оборот в качестве тестовых сервисов "для родителей", "для престарелых", - военно-промышленный комплекс разрабатывает для них гораздо менее безобидные приложения. "Осваивая" Wi-Fi и GPRS, художники предугадывают нежелательное развитие, диагностируют опасности, указывают возможные улучшения» [4].
Вместе с тем в последнее время многие российские медиа, которые не стремятся к оппозиционности, используют опыт тактических медиа по созданию активистских практик. «Социальные практики формируются в ходе совместной деятельности людей, направленной на изменение качества их социальной среды (жизни) в соответствии с их установками (интенциями), социальным капиталом и другими ресурсами» [10].
Так, например, фонд «Нужна Помощь» и медиапортал «Такие Дела» взаимодействуют между собой, информируя аудиторию о различных благотворительных проектах. «Такие Дела» организовывал сбор средств для омской студии «Пойми меня», где учат коммуникации семьи с детьми, которые не могут говорить (https://takiedela.ru/topics/obuchenie-obshheniyu-detey-ne-sposobnykh-g/), помог в организации обучения родственников и сиделок по уходу за лежачими больными (https://takiedela.ru/topics/shkola-patronazhnogo-ukhoda-vnimanie-i/), реализовал проект по подготовке молодых онкологов (https://takiedela.ru/topics/vysshaya-shkola-onkologii/). Другим примером может быть интернет-журнал «DOXA», который в период пандемии открыл компанию «Кампус на карантине». Там функционировала горячая линия и «DOXA OVD» для помощи студентам и преподавателям, права которых были нарушены.
Как видим, тактические медиа характеризуются прежде всего своей идеологической позицией, социально активной и протестной. Они выступают не просто как альтернативные средства массовой коммуникации, а как альтернативные социальные площадки, на которых человек осваивает формы гражданской активности. Они обладают огромным потенциалом, и их опыт в организации коммуникационных процессов и активистских практик может быть использован современными СМИ. Однако социальный активизм зачастую отождествляется массовой аудиторией со СМИ, размывая тем самым основы профессиональной деятельности журналиста. «Тексты тактических медиа не относятся к журналистским в силу своих целей и задач. Это скорее отражённые тексты, субституциональные феномены, которые можно назвать "эхо-текстами", а образующийся на их основе дискурс - "эхо-дискурсом"» [11]. Тактические медиа основаны на свободе и полной независимости от социальных институтов. Противостоять популярности тактических медиа невозможно, так как в условиях нарастающего разочарования
в традиционных СМИ именно они берут на себя роль альтернативных социальных институтов, формирующих гражданское общество.
Список литературы
1. Даниэль, А. Истоки и смысл советского Самиздата / А. Даниэль // Стихи.ру. - URL: https:// www.stihi.ru/2013/04/17/4165 (дата обращения: 1 августа 2020).
2. Донских, И. Камера открытого наблюдения. Станет ли мобильник конкурентом официальных телеканалов / И. Донских // «Новая газета». - 2007. - URL: https://novayagazeta.ru/ articles/2007/12/06/30787-kamera-otkrytogo-nablyudeniya (дата обращения: 1 августа 2020).
3. Дубовская, Е. М. Транзитивность общества как фактор социализации личности / Дубовская Е. М. // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7. - № 3. - URL: http://psystudy.ru/ index.php/num/2014v7n36/1018-dubovskaya36.html (дата обращения: 1 августа 2020).
4. Кальярова, К. Н. Тактические медиа как феномен современной гражданской журналистики / К. Н. Кальярова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - № 1 (18). - 2016. -С.13-17.
5. Киреев, О. Краткий глоссарий тактической медиа-критики / О. Киреев // Художественный журнал. Выпуск № 58-59. - 2005. - URL: http://moscowartmagazine.com/issue/30/article/563 (дата обращения: 2 августа 2020).
6. Киреев, О. Поваренная книга медиаактивиста. - Ультра.Культура, - 2006. - URL: http:// www.anarhvrn.ru/info/books/oleg-kireev_povarennaya-kniga-media-aktivista.pdf (дата обращения: 1 августа 2020).
7. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. - M.: Изд-во факультета журналистики МГУ, 2005. - 87 с.
8. Мельник, Г. С. Тактические медиа (tactical media) в межкультурной коммуникации / Г. С. Мельник // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - № 3 (129) - С. 17-21.
9. Распопова, С. А Навальный - журналист? / С. Распопова // Журналист. - 27 сентября 2019. - URL: https://jrnlst.ru/mimicry (дата обращения: 1 августа 2020).
10. Резник, Ю. Человек и его социальные практик / Ю. Резник // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. - Вып. 2. - М. : ИФ РАН, 2008.
11. Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. Тактические медиа в политической коммуникации. № 2 (11) / отв. ред. И. В. Колодяжный. - СПб.: С.-Петерб. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2017. - 176 с.
12. Степанов, М. А. Поэтика изобретения рецензия на книгу Мишеля де Серто «Изобретение повседневности» / М. А. Степанов // Международный журнал исследователей культуры. -№ 3 (12). - 2013. - С. 157-160.
13. McQuire, C. Новые средства массовой информации, искусство и наука: Исследования за пределами официального дискурса / С. McQuire, Н. Papastergiadis (eds) // Империи, руины + сетей: транскультурные повестки дня в искусстве. - Мельбурн, 2005.
TACTICAL MEDIA AND JOURNALISM IN THE MODERN MEDIA SPACE
Raspopova S. S., Moscow Polytechnic University, Moscow, ccpmiass@mail.ru
The article examines the concept of "tactical media" as a type of new media and an actual form of social and political activity of citizens, which is caused by a lack of trust in traditional media. The author makes an attempt to separate such notions as "journalist" and "media activist" and, using specific examples, show the use of the practice of activism and art in the publications of traditional media. Tact media are presented as a kind ofnew media, which differs from traditional ones in that their content is always created on digital devices with the active participation of users. The author considers the communicative function as one of the main functions of new media. The article suggests that tactical media do not create their own journalistic content, because they balance on the edge of journalism,
Знак: npoS^eMHoe no.ie MegHao6pa30BaHHH. 2020. № 3 (37)
political activism and art. The thematic feature of tactical media is the topic of resistance, therefore they can be considered as platforms for civilian use of the latest technologies to promptly inform the audience about those events ofsocial and political reality that are not included in the agenda of traditional media.
Keywords: traditional media, new media, media activism, tactical media, communicative function.
References
1. Daniel, A. (2013). Istoki i smysl sovetskogo Samizdata [Origins and meaning of Soviet Samizdat]. Stikhi.ru [Stihi.ru], available at: https://www.stihi.ru/2013/04/17/4165 (accessed: 01.08.2020). (in Russ.).
2. Donskikh, I. (2007). Kamera otkrytogo nablyudeniya. Stanet li mobil'nik konkurentom ofitsial'nykh telekanalov [Open surveillance camera. Will the mobile phone become a competitor to the official TV channels]. Novaya Gazeta [Novaya Gazeta], available at: https://novayagazeta.ru/ articles/2007/12/06/30787-kamera-otkrytogo-nablyudeniya (accessed: 01.08.2020). (in Russ.).
3. Dubovskaya, E. M. (2014). Tranzitivnost' obshchestva kak faktor sotsializatsii lichnosti [Transitivity of society as a factor in the socialization of the individual]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research]. T. 7. 3, available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1018-dubovskaya36.html (accessed: 01.08.2020). (in Russ.).
4. Kalyarova, K. N. (2016). Takticheskie media kak fenomen sovremennoy grazhdanskoy zhurnalistiki [Tactical media as a phenomenon of modern civic journalism]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of media education]. 1 (18), pp. 13-17. (in Russ.).
5. Kireev, O. (2005). Kratkiy glossariy takticheskoy media-kritiki [A short glossary of tactical media criticism]. Khudozhestvennyy zhurnal [Art magazine]. Issue 58-59, available at: http:// moscowartmagazine.com/issue/30/article/563 (accessed: 01.08.2020). (in Russ.).
6. Kireev. O. (2006). Povarennaya kniga mediaaktivista [Cookbook of a media activist]. Ul'tra. Kul'tura, available at: http://www.ereading.by/bookreader.php/104538/Kireev_-_Povarennaya_kniga_ media-aktivista.html (accessed: 01.08.2020). (in Russ.).
7. Lukina, M. M. & Fomicheva, I. D. (2005). SMI v prostranstve Interneta [Mass media in the Internet space]. M .: Publishing house of the Faculty of Journalism of Moscow State University. 87 p. (in Russ.).
8. Melnik, G. S. (2014). Takticheskie media (tactical media) v mezhkul'turnoy kommunikatsii [Tactical media in intercultural communication]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury [News of the Ural Federal University. Ser. 1, Problems of education, science and culture]. 3 (129), pp. 17-21. (in Russ.).
9. Raspopova, S. (2019). A Naval'nyy - zhurnalist? [Is Navalny a journalist?]. Zhurnalist [Journalist], available at: https://jrnlst.ru/mimicry (accessed: 01.08.2020). (in Russ.).
10. Reznik, Y. (2008). Chelovek i ego sotsial'nye praktik [Man and his social practices]. Chelovek vchera i segodnya: mezhdistsiplinarnye issledovaniya [Man yesterday and today: interdisciplinary research]. Issue 2. Moscow. (in Russ.).
11. Sovremennaya periodicheskaya pechat' v kontekste kommunikativnykh protsessov. Takticheskie media v politicheskoy kommunikatsii (2017). [Modern periodicals in the context of communicative processes. Tactical media in political communication]. 2 (11) / ed. I. V. Kolodyazhny. SPb. 176 p. (in Russ).
12. Stepanov, M. A. (2013). Poetika izobreteniya retsenziya na knigu Mishelya de Serto «Izobretenie povsednevnosti» [Poetics of Invention Review of the book by Michel de Certeau "The Invention of Everyday Life"]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovateley kul'tury [International Journal of Cultural Research]. 3 (12), pp. 157-160. (in Russ.).
13. McQuire, C. & Papastergiadis, N. (eds) (2005). Novye sredstva massovoy informatsii, iskusstvo i nauka: Issledovaniya za predelami ofitsial'nogo diskursa [New media, art and science: Research outside the official discourse]. Imperii, ruiny + setey: transkul'turnyepovestki dnya v iskusstve [Empires, ruins + networks: transcultural agendas in art]. Melbourne. (in Russ.).
Распопова Светлана Сергеевна - профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций, доктор филологических наук, Московский политехнический университет.
ccpmiass@mail.ru
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Распопова С. С. Тактические медиа и журналистика в современном медиа пространстве // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 3 (37). С. 83-88. DOI: 10.24411/2070-06952020-10312.
Raspopova S. S. Tactical media and journalism in the modern media space // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. No 3 (37), pp. 83-88. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10312.