Научная статья на тему 'Новые (тактические) медиакак структурный компонент мобилизационных технологий'

Новые (тактические) медиакак структурный компонент мобилизационных технологий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
563
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАССМЕДИА / ПРОТЕСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / НОВЫЕ МЕДИА / ТАКТИЧЕСКИЕ МЕДИА / ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / MASS MEDIA / PROTEST MOVEMENTS / NEW MEDIA / TACTICAL MEDIA / DESTABILIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мельник Галина Сергеевна

Статья посвящена использованию новых (тактических медиа) в мобилизационных технологиях, их влиянию на протестные движения. Причиной протестных движений являются: низкая эффективность правоохранительных органов, люмпенизация, усиление социальных противоречий, борьба властных сил, кризис гуманитарных ценностей. Тактические медиа появляются в условиях депрессивного развития общества и используются как инструмент политического контроля во взаимодействии между субъектами коммуникационных технологий в качестве средства мобилизации, представляющего собой набор процедур, операций, методов достижения политических целей, особенно в решающий поворотный момент. Новые мобилизационные технологии применяются в разных странах и часто направлены на дестабилизацию, смену власти и политических элит. Тактические медиа распространяют идеи борьбы с репрессиями, эксплуатацией, изоляцией, отчуждением и тем самым увеличивают риски участия человека в разрушительных политических акциях.Вместе с тем новые средства массовой информации содержат и положительный потенциал для консолидации общества и отстаивания интересов граждан. Автор анализирует политические и философские, культурные, социологические источники и информационные сетевые ресурсы, позволяющие выявить природу и сущность тактических СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW (TACTICAL) MEDIA AS A STRUCTURAL COMPONENT OF MOBILIZATION TECHNIQUES

The article is devoted to the new (tactical media) usage in the mobilization technologies, their impact on the protest movement. The reasons for the protest movements are: low efficiency of law enforcement agencies; lumpenization, strengthening social contradictions; fighting government forces; humanitarian crisis of values. Tactical media appear in depressive conditions of social development. New media are used as a tool of political control in the interaction between the subjects in communication technologies as a means of mobilization, which is a set of procedures, operations, methods of achieving political goals, especially at a crucial turning point. New mobilization technologies are used in different countries and often aimed at destabilizing, change of government and political elites. Tactical media disseminate ideas to combat repression, exploitation, isolation, alienation and thereby increase the risks of human participation in destructive actions. However, new media contain positive potential for consolidation of society and promote the citizens’ interests. The author analyzes the political and philosophical, cultural, sociological sources, network information resources to reveal the nature and essence of tactical media.

Текст научной работы на тему «Новые (тактические) медиакак структурный компонент мобилизационных технологий»

УДК 070 ББК Ч612.18.3

Галина Сергеевна Мельник,

доктор политических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9)

e-mail: melnik.gs@gmail.com

Новые (тактические) медиа как структурный компонент мобилизационных технологий

Статья посвящена использованию новых (тактических медиа) в мобилизационных технологиях, их влиянию на протестные движения. Причиной протестных движений являются: низкая эффективность правоохранительных органов, люмпенизация, усиление социальных противоречий, борьба властных сил, кризис гуманитарных ценностей. Тактические медиа появляются в условиях депрессивного развития общества и используются как инструмент политического контроля во взаимодействии между субъектами коммуникационных технологий в качестве средства мобилизации, представляющего собой набор процедур, операций, методов достижения политических целей, особенно в решающий поворотный момент. Новые мобилизационные технологии применяются в разных странах и часто направлены на дестабилизацию, смену власти и политических элит. Тактические медиа распространяют идеи борьбы с репрессиями, эксплуатацией, изоляцией, отчуждением и тем самым увеличивают риски участия человека в разрушительных политических акциях.

Вместе с тем новые средства массовой информации содержат и положительный потенциал для консолидации общества и отстаивания интересов граждан. Автор анализирует политические и философские, культурные, социологические источники и информационные сетевые ресурсы, позволяющие выявить природу и сущность тактических СМИ.

Ключевые слова: информационные технологии, массмедиа, протестные движения, новые медиа, тактические медиа, дестабилизация.

Galina Sergeyevna Melnik,

Doctor of Political Science, Professor, St. Petersburg State University (7-9 Universitetskaya Embankment,, St. Petersburg, Russia, 199034)

e-mail: melnik.gs@gmail.com

New (Tactical) Media as a Structural Component of Mobilization Techniques

The article is devoted to the new (tactical media) usage in the mobilization technologies, their impact on the protest movement. The reasons for the protest movements are: low efficiency of law enforcement agencies; lumpenization, strengthening social contradictions; fighting government forces; humanitarian crisis of values. Tactical media appear in depressive conditions of social development. New media are used as a tool of political control in the interaction between the subjects in communication technologies as a means of mobilization, which is a set of procedures, operations, methods of achieving political goals, especially at a crucial turning point. New mobilization technologies are used in different countries and often aimed at destabilizing, change of government and political elites. Tactical media disseminate ideas to combat repression, exploitation, isolation, alienation and thereby increase the risks of human participation in destructive actions. However, new media contain positive potential for consolidation of society and promote the citizens’ interests. The author analyzes the political and philosophical, cultural, sociological sources, network information resources to reveal the nature and essence of tactical media.

Keywords: information technology, mass media, protest movements, new media, tactical media, destabilization.

130

© Мельник Г. С., 2014

В политической сфере мобилизационные технологии всё больше выступают как целенаправленная и системно организованная, протестная (гражданское сопротивление) деятельность по организации, координации и консолидации общественности для достижения конкретных политических целей (перераспределение власти, территории, ресурсов), осуществляемая в основном посредством PR, массмедиа и социальных сетей и рассчитанная на достижение быстрого и максимального результата при заданных ресурсах [1].

Чаще всего технологии являются деструктивными, увеличивающими степень кон-фликтогенности политического взаимодействия в условиях глобализации. Так, к концу 80-х гг. в политической теории США возникла концепция «бархатных» революций, т. е. смены власти без прямого насилия, которая впоследствии была реализована в ряде стран (в том числе СНГ).

Исследователь С. Кара-Мурза отмечает множественность причин «бархатных» революций. К фундаментальным причинам относит мировоззренческую неадекватность власти. Она выражается, прежде всего, в унаследованном от философии модерна механицизме. Более трёх веков в культуре Запада господствовало навеянное ньютоновской картиной мироздания представление об обществе и государстве как машинах. Происходящие в них процессы виделись как движение масс под действием сил. Соответственно, и угрозы государству власть видела как существование массы противников, накапливающих силу, которую они и собираются обрушить на защитные силовые структуры государства [2].

В ответ возникают «мягкие» революции, в которых доминирующим становится не столько диалог о будущем жизнеустройстве, сколько призыв к толпе любой ценой разрушить прошлое, ибо «так жить нельзя!». Главное в этих технологиях - добиться благосклонного отношения достаточной части населения крупных городов к открытым действиям организованных радикальных сил против существующей власти. Здесь массме-диа отводится роль имитатора «народного недовольства» властью в данном государстве.

Информационную поддержку протест-ным движениям создают группы в социальных сетях. Мобилизационные или «протестные» технологии, используются всеми противоборствующими сторонами. К участию в их информационном сопровождении привле-

каются политические элиты, эксперты, политически активная часть общества, журналисты. Ряд ведущих политических журналистов («лица» каналов) сегодня выступают в роли политических функционеров, политических лоббистов или мессий.

В ситуациях перехвата власти приобретают особую роль СМИ и социальные сети. «Пробный» марш несогласных в России после выборов в Государственную Думу отрабатывался в центре «Digital October»; медийную поддержку марша обеспечивал гражданин Израиля, организатор «Живого Журнала» Антон Носик. Событию предшествовали встречи Носика со следующими людьми: Демьяном Кудрявцевым, генеральным директором ИД «Коммерсант Ъ» (ранее принадлежал Борису Березовскому), Александром Сталье-вичем Волошиным, бывшим руководителем Администрации Президента (1999-2003) и председателем совета директоров РАО «ЕЭС России», Алексеем Навальным; Константином Эггертом, главным редактором московского бюро Русской службы BBC, бывшим ведущим радиостанции «Эхо Москвы» и журналистом газеты «КоммерсантЪ», автором акции «Белая лента» Арсеном Ревазовым -председателем правления холдинга IMHO VI, лидером рынка российской интернет-рекламы, а также Станиславом Белковским, политтехнологом Б. Березовского и директором Института национальной стратегии. После публикации взломанной почты Алексея Навального выяснилось: громкие разоблачения, получившие широкую поддержку прозападных СМИ, заказывал именно он - Станислав Белковский. Речь идёт, в том числе об акции «Хватит кормить Кавказ», которая поддержана Навальным после его приезда с тайных встреч в клубе внешней политики и Парламенте Англии, прошедших в сентябре 2011 года в Лондоне1.

Информационный ресурс А. Навального является сегодня очень востребован оппозиционно настроенными политическими группами населения России.

Как видим, обязательным структурным компонентом мобилизационных технологий являются новые (социальные) медиа или сетевые СМИ. «Третья волна «бархатных» революций, которые в дальнейшем переросли в кровавые битвы, пробежала по странам Северной Африки. Вследствие переворота в Тунисе с помощью традиционных и соци-

1 Белая лента — задача пролить кровь (Инфор-

мационная война, Пятая колонна). 2011. 8 декабря. URL: http://cuamckuykot.ru/belaya-lenta-aims-to-bleed-2731.html (дата обращения: 19.05.2014).

альных медиа отстранен от власти Зин эль-Абидина Бен Али. Протест в Египте вылился в уличные беспорядки, «на улицы вместе с беднотой вышел местный средний класс -образованные молодые люди, имеющие доступ к Интернету. Глобальная сеть стала средством мобилизации демонстрантов и организации протестных волнений. Тем самым проявилась тенденция возникновения своего рода оппозиционной солидарности у молодого поколения пользователей социальных сетей по всему миру»1.

Эксгоссекретарь США Хиллари Клинтон вскоре после падения режима Хосни Мубарака выступила с программной речью в университете им. Джорджа Вашингтона, в которой похвалила роль социальных медиа в продвижении демократии на Ближнем Востоке. «Журналисты помещали свои репортажи с места событий в Facebook и Twitter. Протестующие координировали свои шаги», -заявила Х. Хиллари, назвав эти технологии «ускорителями политических, социальных и экономических перемен». Более того, признав, что иногда эти средства используют и сами авторитарные режимы для подавления протестов, госпожа Клинтон объявила о создании госдепом своих аккаунтов в Twitter на фарси, китайском и русском - для продвижения демократии2.

Социальные сети Twitter и Facebook с их оперативностью и организационным ресурсом способны генерировать мобилизующую информацию3, которая непременно попадает в ленты известных информационных агентств, становясь достоянием миллионов, тем самым увеличивая мобилизационный ресурс протестных акций.

В текстах социальных сетей нередко провозглашаются идеи борьбы с репрессиями, эксплуатацией, изоляцией, отчуждением и корпоратизацией. Однако в качестве борьбы предлагаются экстремистские формы. Социальные активисты-информаторы часто являются членами деструктивных сетей. Как правило, это молодые люди, «так называемые пассионарные лица, склонные к нонконформизму и перманентной борьбе со всем “старым”... Они прекрасно владеют инфор-

1 Алешкевич Д. События в Северной Африке и на Ближнем Востоке в декабре 2010 - марте 2011 гг. через призму ведения информационной войны. URL: http:// www.belvpo.com/980.htm (дата обращения: 19.05.2014).

2 Reuters «Tweet like an Egyptian - Hillary Clinton tries it out». URL: http://www.blogs.reuters.com/fron-

trow/2011/02/23 (дата обращения: 18.04.2014).

3 Twitter will fuel more revolutions // The Sunday

Times. URL: http://www.thesundaytimes.co.uk/sto/news

(дата обращения: 18.04.2014).

мационными технологиями, полны революционных идей и порой действуют в “борьбе со злом” как супергерои комиксов или современные Робин Гуды - “с Лениным (или Че Геварой) в башке” и клавиатурой в руке»4.

Египетский блогер Ваэл Гоним и тунисский блогер Лина Бен Менни рассматривались в качестве вероятных претендентов на Нобелевскую премию мира 2011 г., а американский журнал «Time», каждый год составляющий список ста самых влиятельных людей в мире, назвал Гонима, выход книги которого «Революция 2.0» был анонсирован на начало 2012 года самым влиятельным человеком 2011 года5.

Блогер Елена Белозирская, исповедующая ультраправые, расистские взгляды, стала победительницей конкурса на звание «лучшего блогера Украины». Скандал с её «победой» был настолько громок, что организатор конкурса - немецкая «Deutsche Welle» - п редпочел отменить итоги конкурса и вообще ничего не вручать на Украине6.

Социальные сети и блогохостинги явились важным средством организации «оранжевых» и «арабских» революций. Самые популярные «революционные» твиттеры вели журналисты. Дэн Нолан из «Аль-Джазиры» (с места событий), Ник Кристоф из The New York Times (с места событий), Андерсон Купер с CNN (с места событий), Энди Карвин с National Public Radio (агрегатор), редакционный микроблог «Аль-Джазиры» (агрегатор) -именно от них, а не от предполагаемых тысяч простых египетских микроблогеров весь «Твиттер» узнавал в реальном времени, что происходит в Египте. И это вполне понятно: журналисты для того и находились на площади Тахрир и в других «горячих точках», чтобы передавать информацию, тогда как демонстранты пришли туда совсем за другим7.

Большинство массовых протестных действий в послевыборный период в Государ-

4 Матвиенко Ю. А. Деструктивные сетевые социальные структуры как средство информационной войны и угроза безопасности России (АНО «Центр проблем стратегических ядерных сил АВН). Информационноаналитический портал Геополитика постмодерна. URL: http://www.old.geopolitica.ru/Articles/1218/ (дата обращения: 18.04.2014).

5 Роль социальных сетей в организации «арабской весны»: подборка материалов... URL: ЬіНр:/^о-teric4u.com/rekomendovannye-stati (дата обращения: 18.04.2014).

6 URL: http://www.dbelyaev.ru/evrozveri (дата обращения: 18.04.2014).

7 Ефимов А. Роль СМИ и интернета в свержении египетского режима Центр стратегических оценок и прогнозов (АНО). URL: http://www.csef.ru/index.php/ru (дата обращения: 18.04.2014).

ственную думу в России также организованно с помощью новых технологий (в областных городах России активно использовалась для этого сеть «Вконтакте», в столицах -«Facebook»). Присутствие в Сети позволяло оперативно координировать свои действия, общение в Twitter или Facebook создавало у людей чувство сопричастности, а выкладывание фотографий или видеороликов обеспечивало эффект присутствия.

Когда нет реальных шансов победить на выборах, начинается нечестная политическая игра с поддержкой со стороны электронных СМИ и прессы. Эффективным приёмом становится создание обстановки максимально «грязных» выборов - с тем, чтобы возникло общее ощущение их фальсификации. Власть в материалах сетевых СМИ предстаёт в виде некомпетентной и коррумпированной силы, не отвечающей требованиям демократии.

Эти информационно-технологические достижения СМИ и Сети дали возможность практически единовременного охвата огромной аудитории и создания условий, при которых она может быть втянута в срежиссированный политический спектакль с мобилизационным политическим сценарием -«бархатные» революции, избирательные кампании, грандиозные флешмобы. В политических спектаклях используются «художественные средства» влияния на протестную часть общества (метафоры, образы, символ и номинации - «борцы за демократию», «жертвы режима», «патриоты»)1.

Во время протестных волнений в Украине по поводу отмены правительством решения об интеграции в Евросоюз через реакционные сети тщательно инструктировали боевиков, чем и как надо вооружаться против полиции:

«Берите баллоны с краской, любой. Заливайте их не газом, а краской - каски. Не будет им видно, будут вынуждены их снимать. Баллон газовый, желательно несколько, лучше использовать в закрытых помещениях. Выгоняйте всех из подземок на улицу.

Арматуру в руки берите, и ребра с ногами ломайте тем нелюдям».

В свою очередь власти также проводят массированную мобилизацию граждан под лозунгом: «Бунтам - нет!», «Бунт - разрушитель государства!», «Устроители бунтов - к ответу по закону!».

В последние годы в структуре новых медиа появились так называемые тактические медиа (Tactical media), которые позициониру-

1 Сети+образы=мобилизация // URL: http://www. rus-crisis.ru/index.php (дата обращения: 20.04.2014).

ют себя как альтернативные официальным -«медиа кризиса, критики и оппозиции». Их возникновение связано со временем падения Берлинской стены, когда в атмосфере свободы произошло возрождение социальных, политических, экономических движений и медиаактивизма. Термин был впервые введён в 1996 г., в манифесте “The ABC of tactical media”, написанном Дэвидом Гарсиа и Гертом Ловинком в преддверии второго фестиваля тактических медиа “next5minutes” (Амстердам, медиа-центры De Waag и De Balie).

Сегодня тактические медиа развиваются практически во всем мире, так как представляют собой технологичные средства коммуникации, создаваемые для проведения политических кампаний и акций (сеть «антиподчинения»). Малозатратные «do it yourselfo-медиа возникают на информационных платформах общественных кабельных ТВ до Интернета.

Тактические медиа предназначены для «своих», рассчитаны на активность и соучастие. Выражая точку зрения групп меньшинства, tactical media врываются в киберпространство с требованиями социальных изменений; организуют акции против глобальных организаций (G8, G20, WTO) и корпораций (Microsoft, Pepsi, Nike и др.); являются неизменным участником всех «цветных» революций и мероприятий по защите миноритарных групп (см. украинский сайт www.Zaraz.org).

В Италии, например, появляется множество телепроектов, от спутникового канала против войны в Ираке - nowartv.it - до мелких видеоактивистских групп, представленных на telestreet и Candida TV (candida.thing.net), пользуется популярностью итальянский сайт тактической/боевой Медиа группы (Tactical Media Crew’s). В России известен проект IndyVideo.ru (www.indyvideo.by.ru), посвящённый видеодокументации социальных акций и воплощающий в себе синтез протестных политических движений и новых технологий, размещенных на платформе «Такт-медиа» (http://www.tact-media.livejournal.com).

Сообщество «МедиаУдар» включает художественные проекты, внедряемые в реальные социально-политические практики -защиту окружающей среды, развитие системы альтернативного образования, борьбу с цензурой и диффамацией по отношению к деятелям культуры (http://www.mediaudar.net/ blog/2013/10/13/cekciya-takticheskie-media).

Массмедиа придают событиям «важный смысл», озвучивая цели активности, предлагая определённые действия, вовлекая в

кооперацию новых агентов, воздействуя на протестную часть социума. Тактические медиа претендуют на общественный контроль за действиями власти. В оппозиционных СМИ используется тотальная критика существующего строя, внедряются ярлыки «тирании», тем самым обостряются социальные, национальные, идеологические конфликты общества.

Так называемые tactical media, провозглашающие борьбу «с устойчивой тенденцией к репрессиям, эксплуатации, изоляции, отчуждению и корпоратизации», сами порой направлены на деструкцию и разрушение. В социальной практике тактические медиа реализуют функции мобилизации, подрыва, разрушения, создавая пространство критической мысли, направленной против государства, рынка, академической среды, правовых институтов и др. (http://www.tact-media. livejournal.com).

Учитывая особенности восприятия информации аудиторией, тактические медиа используют не только символический язык ярких мобилизующих образов, распространяемых как эпидемия, но и такие средства внушающего воздействия на коллективное бессознательное, как звук голосов, цвет, пластика движений, лозунги1.

В условиях депрессивного развития общества (низкая эффективность правоохранительных органов; люмпенизация, усиление социальных противоречий; борьба властных сил; кризис гуманитарных ценностей), когда снижаются моральные императивы, возможно появление сетей [4, c. 127], вовлекающих людей в преступные сообщества (кибертерроризм и киберэкстремизм). Под воздействием информационного прессинга человек теряет способность управления собственным поведением, подвержен деадаптации, в связи с чем увеличиваются риски вовлечения в деструктивные группы [3, с. 239]. Членами таких деструктивных сообществ, как правило, являются молодые люди, так называемые пассионарные лица. С одной стороны, медиаактивисты, по мнению аналитиков, видят наиболее гармоничный путь развития человеческого общества в использовании «взаимопомощи, открытости и самоорганизации - того, чему учат <...> программы гражданской солидарности, сетевые общества, тактические

1 Матвиенко Ю. А. Деструктивные сетевые социальные структуры как средство информационной войны и угроза безопасности России (АНО «Центр проблем стратегических ядерных сил АВН). Информационноаналитический портал Геополитика постмодерна. URL: http://www.old.geopolitica.ru/Articles/1218/ (дата обращения: 20.04.2014).

медиа»2, а с другой, используют возможности для продвижения идей протеста, инакомыслия и бунта используют камерные технические средства информации (самиздат, бесплатное радио и мини-FM, каналы публичного доступа по кабельному телевидению).

Организационный ресурс тактических медиа, оперативность, метафоричность, мобильность, энергетический потенциал определяют силу их воздействия на аудиторию. Слабый получает возможность победить сильного смекалкой, тактическими ходами, способами к творческим активным действиям, благодаря которым они и получают выгоду [5, с. 44]. Особенность тактических медиа в том, что они никогда не достигают состояния совершенства; постоянно меняются, потому что решают оперативные задачи, адекватные времени, практически всегда разрушают традиционные представления людей о ценностях и традициях.

Интенсивно завоевывая информационные пространства, сегодня тактические методы начинают определять новую культуру независимой коммуникации (public doimen) со своими ценностями, формами и языком.

В апреле 2011 года журнал «Деньги» сообщил о ещё одном сетевом проекте американских военных — внедрении виртуальных личностей (так называемых ботов) для манипуляции дискуссиями. Планируется начать этот проект в Азии на четырёх языках: арабском, фарси, урду и пушту.

Таким образом, широкое использование граждан в целях мобилизации проходит через социальные сети и телефонию. Однако, как показала практика, настоящие революции могут быть осуществлены и без использования компьютерных технологий. Так, например, свержения Бен Али и Мубарака стало возможным из-за широкого недовольства их режимами, а вовсе не из-за наличия социальных сетей, которые явились лишь одним из каналов мобилизации протестующих. Причины дестабилизации и протестных выступлений имеют системный характер, вызваны латентными кризисами социально-политических и национальных отношений, деградацией систем жизнеобеспечения.

Сама деятельность сетевых СМИ не так широка по сравнению с традиционными изданиями и ТВ-каналами. Истинные «двигатели» этих революций были всё-таки традиционные СМИ и работа профессиональных журналистов.

2 Киреев О. Краткий глоссарий тактической медиа-критики. М., 2014. URL: http.://www.psyoff ice.ru/slovar-s349.htm. (дата обращения: 20.04.2014).

Нельзя отрицать и того, что новая гражданская журналистика, позволяющая доводить до освещения аудитории информацию о происходящем, поступает напрямую от тысяч участников событий, что, конечно же, имеет под собой реальные основания. Граждане в «цветных» революциях и протестных движениях приобретают опыт, предлагают вид организации общества, конкурентный традиционному государству, нарабатывая способы

отстаивания своих интересов перед элитой, контролирующей государство. Это способ влияния общества на элиту, а также установления и поддержания контроля над государством, особенно в условиях невозможности или затруднённости такового влияния, традиционными инструментами. В этом смысле как структурный компонент протестных движений новые медиа приобретают особую значимость.

Список литературы

1. Ильичева Ю. А. Мобилизационные технологии: сущность, предпосылки возникновения, основные инструменты и средства // Медиаскоп. 2013. Выпуск № 2. URL: http:// www.mediascope.ru/node/1335 (дата обращения: 18.04.2014).

2. Кара-Мурза С. Экспорт революции. Саакашвили, Ющенко. М.: Алгоритм, 2005. 258 с.

3. Катков А. Л. Деструктивные социальные эпидемии. СПб.: РГКП, 2013. 320 c.

4. Решетников М. Психологические факторы развития и стагнации демократических реформ. СПб.: Вост.-Европ. ин-т психоанализа, 2013. 240 с.

5. Серто М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. 330 с.

References

1. Il’icheva Yu. A. Mobilizatsionnye tekhnologii: sushchnost’, predposylki vozniknoveniya, osnovnye instrumenty i sredstva // Mediaskop. 2013. Vypusk № 2. URL: http://www.mediascope. ru/node/1335 (data obrashcheniya: 18.04.2014).

2. Kara-Murza S. Eksport revolyutsii. Saakashvili, Yushchenko. M.: Algoritm, 2005. 258 с.

3. Katkov A. L. Destruktivnye sotsial’nye epidemii. SPb.: RGKP, 2013. 320 c.

4. Reshetnikov M. Psikhologicheskie faktory razvitiya i stagnatsii demokraticheskikh reform. SPb.: Vost.-Evrop. in-t psikhoanaliza, 2013. 240 s.

5. Serto M. Izobretenie povsednevnosti. 1. Iskusstvo delat’ / per. s fr. D. Kalugina, N. Movninoi. SPb.: Izd-vo Evrop. un-ta v Sankt-Peterburge, 2013. 330 s.

Статья поступила в редакцию 25.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.