11. Лавренова, Л. Афоризмы мыслителей XIX века [Текст] / Л. Лавренова. - СПб. : Патриот, 2005. -352 с.
12. Некрасова, Т. Ю. Особенности реагирования в ситуации «угрозы Я» в зависимости от типа самооценки [Текст] / Т. Ю. Некрасова. - М., 2015.- 178 с.
13. Григорьев, М. Кто выигрывает в масс-медиа войнах [Текст] / М. Григорьев // Открытая политика. - 1999. - № 3-4. - С. 76-85.
14. В.В.Ф. Кто такой Вячеслав Ковтун? [Электронный ресурс]. - URL: http://www. Iiveinternet.ru/users/4890724/post358250451.
15. О проекте. Телеканал «Россия-1» [Электронный ресурс]. - URL: http://russia.tv/ brand/ show/brand_id/21385.
16. Gould, S. J. MismeasureofMan [Текст] / S. J. Gould. - NewYork: Norton&Company, 1981. - P. 97.
Кальярова К. H.
ИДЕИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТЕСТА В ТАКТИЧЕСКИХ МЕДИА
Исследование проведено за счёт гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных МК 7210.2016.6
Политическая активность общества проявляется в социальных медиа, которые позволяют пользователям со схожими взглядами общаться друг с другом. В статье рассматривается проблема функционирования тактических медиа как специфической формы проявления интернет-активизма. По сути своей это онлайн-издания, оппозиционные и критически настроенные. В статье дается типологическая идентификация тактических медиа и анализируется механизм продвижения идей общественно-политического протеста.
Ключевые слова: медиа, тактические медиа, медиа-активизм, политические протесты.
Глобальные изменения информационно-коммуникационных технологий в России и в мире в XXI веке способствуют активному распространению влияния средств массовой коммуникации нового типа на процессы, происходящие в современном обществе. Существенной трансформации подвергается и публичная сфера политики.
Юрген Хабермас определял «публичную сферу», как «сферу публичной жизни, в рамках которой может разворачиваться обсуждение общественно значимых вопросов, ведущее к формированию информированного общественного мнения» [2. С. 75]. Социальный Интернет становится воплощением этой концепции. На сегодняшний день он является не только площадкой для артикуляции мнений и организации диалога, но и реальным механизмом мобилизации. Наиболее эффективным инструментом влияния «новые медиа» становятся в случае фактической невозможности использования других коммуникационных каналов связи с аудиторией. Такая ситуация складывается в процессе продвижения идей общественно-политического протеста в России.
Вытеснение протестного потенциала в Интернет породило феномен интернет-активизма. Инструментами онлайн-актвизма могут быть электронные петиции, интернет-рассылки, краудсорсинговые и краудфандинговые технологии, виртуальные собрания, протесты и мероприятия и мн.др. Так, гражданские активисты распространяют электронные пети-
ции в государственные, общественные и частные организации, чтобы выразить свой протест или призвать общественность к каким-либо положительным изменениям, например, в сфере экологии или политике. Часто активисты используют для достижения своих целей возможности популярных социальных сетей, но нам интересно обратить внимание на то, как протестно настроенные пользователи пытаются создать собственные ресурсы, не зависящие от политики крупных медиа-корпораций.
Так называемые «тактические медиа», выражающие интересы маргинального меньшинства, как пишет исследователь современных медиа Олег Киреев, формируются группами или индивидами, ощутившими себя ущемленными со стороны широкой культуры. Они используют дешевые «"ёокуоигееН^'-медиа, доступ к которым стал открыт благодаря революции в потребительской электронике и расширенным возможностям распространения (от общественных кабельных ТВ до Интернета)» [1]. Это тип изданий, претендующий на общественный контроль за действиями власти, декларирующий цели противостояния и критики существующей позиции власти, предупреждения общественности об ее антинародных действиях и незаконных перераспределениях ценностей. Определение «тактический» подчеркивает мобильность, которая дает превосходство над такими «стратегическими» игроками, как большой бизнес и государство [1].
Так, одним из ярких примеров тактических медиа может послужить проект Алексея Навального «РосПил». Навального «РосПил». Он отвечает отличительной особенности этого типа медиа - выражает радикальную идею протеста против произвола чиновников, который стал ассоциироваться с правящей властью. Призыв Алексея Навального к борьбе с коррупцией был обращен к уже сформированной аудитории и имел точное идеологическое позиционирование, основанное на борьбе с коррупцией с помощьюобщественного контроля и защиты государственного бюджета от расхищения недобросовестными чиновниками.
«РосПил» существует благодаря «горизонтальным связям» рядовых пользователей. Одна из декларируемых целей проекта - обеспечение координации деятельности большого количества добровольцев и юридическую и консультационную поддержку массовых акций, рассылка заявлений в надзорные органы; сбор, обработка и публикация результатов таких акций. Навальный в своем проекте делает акцент на совместные действия с сообществом пользователей сети Интернет. Таким образом, достигается личное вовлечение участников, вызывается чувство сопричастности и солидарности. Тем самым, формируется сеть активных, заинтересованных граждан, лояльных по отношению к деятельности проекта.
Пользователи сайта «РосПил» служат не просто пассивными потребителями информационного контента, но и являются его генераторами. Это соответствует логике «ёо^оигееШ), принятой в тактических медиа. Именно рядовые участники проекта являются инициаторами расследований, выявляя предполагаемые коррупционные закупочные конкурсы (как правило, с помощью официального портала госзакупок).
Возможность участия любого желающего в том, чтобы сделать вклад в политический процесс и повлиять на результат - одно из важнейших приобретений политики в социальном Интернете. Эта функция апеллирует к той части интернет-утопии, которая связана с небывалыми возможностями для объединения усилий людей в достижении результата, невозможного ни для кого по отдельности. Тактические медиа демонстрируют, что они не только являются создателями новостей, но и могут ставить на повестку дня важные вопросы, которые игнорируются традиционными медиа. Тактические медиа чутко отражают настроения недовольных групп и классов и таким образом выражают общественные протестные настроения, порой являясь провозвестниками зарождающихся общественных движений.
Список литературы
1. Киреев, О. Поваренная книга медиаактивиста / О. Киреев // Большая онлайн библиотека e-Reading [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.e-reading.by/bookreader. php/104538/Kireev_-_Povarennaya_kniga_media-aktivista.html.
2. Habermas, J. The Public Sphere: An Encyclopedia Article [Текст] / J. Habermas II Media and cultural studies / Ed. by M.G. Durham, D. Kellner. Maiden, MA, and Oxford, UK: Basil Blackwell,M 1989.-P. 73-78.
Марсавина E. A.
РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Детские электронные журналы представляют собой отдельную отрасль литературы и журналистики. На сегодняшний день издания данного типа нисколько не уступают учебникам и методическим пособиям, предназначенным для развития и воспитания молодого поколения.В настоящее время издается множество разнообразных детских веб-журналов: «Веселые картинки», «Геоленок», «Классная девчонка», «Классный журнал» и другие. Большинство сетевых журналов начали свою работу в Интернет-среде, так как она предлагает новые технологические и коммуникационные возможности. В данной статье мы представили жанрово-тематическую классификацию детских сетевых журналов, подробно проанализировав две основных группы таких изданий - собственно электронные журналы и интернет-версии печатных журналов, а также обозначили особенности развития детских онлайн-журналов на современном этапе.
Ключевые слова: детский онлайн-журнал, детский сетевой журнал, электронная платформа, электронный журнал, жанрово-тематическая классификация, детская аудитория, взрослая аудитория, интерактивное общение.
В начале XXI века исследователями была отмечена тенденция перехода всей прессы на электронную платформу. Следствием данного явления стало возникновение нового вида журналов - электронные журналы, специализирующихся как на взрослой, так и на детской аудиториях [6. С. 1]. Интернет-ресурсы дают детям возможность получить новую информацию одновременно с освоением программных и компьютерных навыков, поучаствовать в онлайн-конкурсах, посетить любую точку земного шара, невыходя из собственной квартиры, слушать аудиокнигу, занимаясь любимым делом.
Электронные детские журналы можно разделить на две группы: оригинальные электронные журналы, издаваемые только в Интернете, и электронные версии печатных журналов [10]. И те и другие имеют общую цель- сделать сайт своего издания привлекательным и полезным местом для детей и их родителей. Дети могли бы играть и обучаться, а их родители - узнавать полезную информацию о воспитании, питании, образовании детей, задавать вопросы специалистам в области медицины, психологии, педагогики. Каждое издание данного типа стремится стать «полноценным образовательным центром» [6. С. 1], а также иметь красивый продуманный и функциональный дизайн, содержать рекламные объявления, обеспечить читателям интерактивное общение в сети Интернет.
По причине большого разнообразия детских сетевых журналов, многие исследователи предпринимали попытки упорядочить их, при помощи распределения журналов по