К. Н. Кальярова
ТАКТИЧЕСКИЕ МЕДИА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Исследование проведено за счёт гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных МК 7210.2016.6
В статье рассматривается проблема возникновения, становления и функционирования тактических медиа как одного из направлений современной гражданской журналистики. Тактические медиа в настоящее время стали серьезным конкурентом уже ставших традиционными средств массовой коммуникации. Тактические медиа являются одной из форм коллективного существования политической активности граждан. По сути своей это онлайн-издания, оппозиционные и критически настроенные. В статье дается описание предметного поля тактических медиа, анализируется механизм воздействия на аудиторию.
Ключевые слова: медиа, тактические медиа, медиа-активизм, гражданская журналистика.
Чтобы осуществить полномасштабную модернизацию в России, необходимо отказаться от коммуникативных стратегий прошлого и овладеть новыми, которые способствуют решению актуальных задач.
Одним из важных факторов развития диалоговых коммуникационных стратегий в нашей стране и во всем мире стала гражданская журналистика (civic journalism). Профессор А. И. Черных пишет: «Еще в начале 90-х гг. журналисты считали, что они — рупор общества, ныне же система кардинально изменилась: аудитория обрела собственный голос, не вписывающийся в рамки традиционного ме-диадискурса, который невозможно игнорировать» [9. С. 237]. Если ранее преимущественное право на создание и опубликование новости было утверждено за профессиональными журналистами, то теперь любой человек, имеющий мобильный телефон, оснащенный фото-или видеокамерой, с выходом в сеть Интернет, может свободно производить и распространять информацию. Данное общественное явление получило название гражданская журналистика.
Упрощение и удешевление доступа к IT-технологиям и так называемым «новым медиа» вывели на публичную сцену огромное количество людей, чьи голоса обычно звучали только в закутках частной жизни и сфере профессионального общения. С разрастанием социальных связей, опосредованных компьютерами, мобильной телефонией, смартфонами и т. п., открылись шлагбаумы на границах между приватным и публичным, социальным и поли-
тическим, региональным и международным. Размышляя о векторе и последствиях этих процессов, многие видели в этом условие плавного перехода к более горизонтальному, нон-иерархическому, свободному миру, где власть над информацией будет принадлежать всем членам общества, а не только политически и экономически ангажированным СМИ [6].
Из убеждённости в последнем появился медиа-активизм как практика использования авангардных информационно-коммуникативных технологий для нужд классических социальных движений и зарождения новых гражданских авторов. Специалисты стали говорить о феномене тактических медиа.
Термин «тактические медиа» был впервые введен в 1996 г. в манифесте «The ABC of tactical media», написанном Дэвидом Гарсиа и Гертом Ловинком в преддверии второго фестиваля тактических медиа «next5minutes» (Амстердам, медиацентры De Waag и De Balie) [3].
Исследователь тактических медиа Герт Ло-винк называл их средством для создания «"временного консенсуса зон" на основе неожиданных союзов в качестве инструмента для распространения протестных идей, дискурс плюс арт равно зрелище». Само существование тактических медиа «скрывает в себе глубинные проблемы связи технического и антропологического, машинного и эстетического, «нематериального» и «вещного» [4].
Наиболее последовательным воплощением этой концепции стал Независимый медиа-центр (Independent Media Center, сокращенно Indymedia), созданный в Сиэтле в 1999 году во
время саммита Всемирной торговой организации. Материалы, публиковавшиеся в Интернете, стали альтернативным источником новостей о саммите. Кроме того, сайт координировал уличные протесты: «На углу Пятой улицы и Третьей авеню полиция десять минут назад выставила кордон, обойти можно по Шестой, Седьмой улицам и по Четвертой авеню. Вторая авеню давно захвачена национальной гвардией и ментами, которые при попытке приблизиться пускают газ» [1].
После «битвы в Сиэтле» аналогичные сайты с открытой публикацией появились в других городах и в других странах. В Восточной Европе первой «Индимедиа» стала пражская (осень 2000 года) [1].
История возникновения русскоязычной версии «Индимедиа» напоминает детектив. По словам активистов, сайт появился весной 2001 года. Люди стали им активно пользоваться, хотя никто не понимал, кто его создал. Этот вопрос потребовал ответа, когда содержание сайта стало, по словам анархистов, «попахивать национализмом». Выяснилось, что проектом занимается живущий в Западной Европе журналист, эмигрировавший из СССР и разделяющий крайне правые взгляды. Осенью 2001 года, после бурной дискуссии, управление сайтом перешло к людям, которые критиковали основателя «Индимедиа».
Централизованной редакции у сайта нет. Принцип функционирования «Индимедиа» -«свободный постинг», устранение различий между читателем и ньюсмейкером: оставить сообщение на сайте может любой желающий. Однако провокаций активисты не боятся: «Мир довольно маленький, почти всегда есть возможность быстро проверить стремные (подозрительные. - К. Н.) сообщения». По словам кураторов «Индимедиа», «единственный серьезный прокол за восемь лет работы сайта - сообщение о якобы произошедшем в Иркутске в октябре 2008 года убийстве фашистами девочки за красные шнурки. Информация перед публикацией проверялась целую неделю, автор нам была хорошо известна, ее иркутские источники тоже вызвали доверие. Проблема оказалась в том, что обмануты были именно ее источники» [1].
«Индимедиа» отдает приоритет освещению экологических, профсоюзных, правозащитных, антивоенных, альтерглобалистских инициатив и акций. Кроме того, на сайте публикуют сообщения люди, протестующие против уплот-
нительной застройки, полицейского «беспредела», роста ксенофобии.
Сейчас в России существуют, кроме московской, «Индимедиа-Питер», «Индимедиа-Си-бирь» и «Индимедиа-Кубань». Есть украинская и белорусская «Индимедиа». Средняя посещаемость московской «Индимедиа» - 15-20 тысяч страниц в день, не считая спамеров и роботов.
Видеоконтент российские анархисты создают с помощью проекта IndyVideo. Его цель - не только публиковать записи акций, но и обучать всех желающих пользоваться камерой и монтировать видео. С этой целью были предприняты две масштабные акции под названием «Кинопоезд»: первая - в 2004 году, с посещением десяти городов России, вторая -в 2007-м, по шести городам Беларуси [1].
Таким образом, сегодня тактические медиа представляют собой малозатратные и технологичные средства коммуникации, создаваемые для проведения политических кампаний и акций, продвижения протестных настроений, идей инакомыслия и бунта, а также формирования сетей или акций в киберпространстве: пиратское радио или пиратское (кабельное и сетевое) ТВ, интернет-радио, интернет-кампании, видео-активизм, прочий технологичный самиздат [2].
Тактические медиа развиваются практически во всем мире. «Нишу заполняют как агенты системы и обладатели грантов из неправительственных организаций, так и оппозиционеры. Благодаря компьютеру и общедоступным программам медиа-активисты способны создать мультимедийную газету или журнал, которые могут завладеть огромной аудиторией. Выражая точку зрения групп меньшинства, tactical media врываются в киберпространство с требованиями социальных изменений, позиционируют себя как средство «кризиса, критики и оппозиции» [3].
Тактические медиа формируются группами или индивидами, ощутившими себя ущемленными со стороны широкой культуры. Они используют дешевые «"do it yourself'-медиа, доступ к которым стал открыт благодаря революции в потребительской электронике и расширенным возможностям распространения (от общественных кабельных ТВ до Интернета)» [5].
Это тип изданий, претендующий на общественный контроль за действиями власти, декларирующий цели противостояния и критики существующей позиции власти, предупрежде-
ния общественности об ее антинародных действиях и незаконных перераспределениях ценностей. Определение «тактический» подчеркивает мобильность, которая дает превосходство над такими «стратегическими» игроками, как большой бизнес и государство [5].
Французский философ Мишель де Серто в своем эссе под названием «Практика повседневной жизни» показал, что сами потребители информации фактически выступают в этих медиа в качестве ее производителей. Такая информация движется в технократически сконструированном пространстве и с помощью уже установленного словарного запаса. По его мнению, повседневная жизнь предполагает не только изучение «народной культуры», но и обязательное изучение проблемы повседневного сопротивления политическому режиму.
Тактические медиа служат не только источником осведомления общественности о действиях властей и информирования о попытках подавления протестов, но и средством быстрой мобилизации людей для проведения политических акций. Заложенный в них энергетический потенциал, а также организационный ресурс, оперативность, метафоричность и мобильность составляют основу их воздействия [8].
Хотя тактические медиа являются локальными по месту производства, они, как правило, присутствуют на глобальном уровне. Много тактических медиапроектов работает в физическом пространстве, но наиболее часто они используют пространство сетевое, что расширяет их влияние.
Информация из тактических медиа нередко попадает в ленты известных информационных агентств, становясь достоянием миллионов. Профессиональные журналисты и блогеры, как правило, пассионарные личности, сами вовлечены в процесс мобилизации: становятся не только проводниками определенных идей или пламенными агитаторами, но основателями мобилизационных групп.
Примером тактических медиа в России является проект Алексея Навального «РосПил». Он отвечает отличительной особенности этого типа медиа - выражает радикальную идею протеста против произвола чиновников, который стал ассоциироваться с правящей властью. Призыв Алексея Навального к борьбе с коррупцией был обращен к уже сформированной аудитории и имел точное идеологическое позиционирование, основанное на борьбе с коррупцией с помощью общественного контроля
и защиты государственного бюджета от расхищения недобросовестными чиновниками.
«РосПил» существует благодаря «горизонтальным связям» рядовых пользователей. Одна из декларируемых целей проекта - обеспечение координации деятельности большого количества добровольцев и юридической и консультационной поддержки массовых акций, рассылка заявлений в надзорные органы; сбор, обработка и публикация результатов таких акций. А. Навальный в своем проекте делает акцент на совместные действия с сообществом пользователей сети Интернет. Таким образом, достигается личное вовлечение участников, вызывается чувство сопричастности и солидарности. Таким способом формируется сеть активных, заинтересованных граждан, лояльных по отношению к деятельности проекта.
Пользователи сайта «РосПил» служат не просто пассивными потребителями информационного контента, но и являются его генераторами. Это соответствует логике "do it yourself', принятой в тактических медиа. Именно рядовые участники проекта являются инициаторами расследований, выявляя предполагаемые коррупционные закупочные конкурсы (как правило, с помощью официального портала госзакупок).
Возможность участия любого желающего в том, чтобы сделать вклад в политический процесс и повлиять на результат — одно из важнейших приобретений политики в социальном Интернете. Эта функция апеллирует к той части интернет-утопии, которая связана с небывалыми возможностями для объединения усилий людей в достижении результата, невозможного ни для кого по отдельности. Тактические медиа демонстрируют, что они не только являются создателями новостей, но и могут ставить на повестку дня важные вопросы, которые игнорируются традиционными медиа. Гражданские журналисты чутко отражают настроения недовольных групп и классов и таким образом выражают общественные протестные настроения, порой являясь провозвестниками зарождающихся общественных движений.
Список литературы
1. Донских, И. От «Кинопоезда» до «Прямого действия» [Электронный ресурс] / И. Донских // «Новая газета». - URL: http:// www.novayagazeta.ru/society/45577.html.
2. Киреев, О. Краткий глоссарий тактической медиа-критики [Электронный ресурс] /
О. Киреев // Художественный журнал. - URL: http://xz.gif.ru/numbers/58-59/glossariy.html.
3. Киреев, О. Поваренная книга медиаак-тивиста [Электронный ресурс] / О. Киреев // Большая онлайн библиотека e-Reading. — URL: http:// www.e-reading.by/bookreader.php/104538/ Kireev_-_Povarennaya_kniga_media-aktivista.html.
4. Киреев, О. Герт Ловинк о сетевом сопротивлении [Электронный ресурс] / О. Киреев // Русский журнал. - URL: http://old.russ.ru/ netcult/19990820_kireev.html.
5. Криволап, А. Девальвация медиаактивиз-ма: «от DIY до Like» [Электронный ресурс] / А. Криволап // Международный журнал исследовательской культуры. — URL: http://www. culturalresearch.ru/ru/media/73-devact.html.
6. Марченков, А. Гражданская журналистика: понятие, направления, субъекты [Текст] / А. Марченков // 60 параллель. - 2011. - №3. -С.16-23.
7. Сосна, Н., Федорова, К. Медиа: Между магией и технологией [Текст] / К. Федорова, Н. Сосна. - СПб., 2014.
8. Степанов, М. Поэтика изобретения: рецензия на книгу Мишеля де Серто «Изобретение повседневности» [Электронный ресурс] / М. Степанов // Международный журнал исследований культуры. - URL: http://eupress.ru/ uploads/docs.html.
9. Черных, А. Мир современных медиа [Текст] / А. Черных. - М., 2007.
TACTICAL MEDIA AS A MODERN PHENOMENON IN CITIZEN JOURNALISM
Kalyarova K. N., Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, kalyarova@mail.ru
The problems of genesis, formation and functioning of tactical media as one of the directions of the modern citizen journalism, are considered in the article. Tactical media became the strong contender of the existing institutionalized mass media. Tactical media is a form of collective existence ofpolitical activism. In their essence these editions are oppositional, critically adjusted. Typological identification of tactical media is given in the article; the mechanism of impact on audience is analyzed.
Keywords: media, tactical media and media activism, citizen journalism.
References
1. Donskih, I. Ot Kinopoyezda do Pryamogo deystviya [=From cinetrain to direct action], in: Novaya Gazeta [=New Newspaper], available at: http://www.novayagazeta.ru/society/45577.html, accessed 22.01.2016. (In Russ.).
2. Kireev, O. Kratkiy glossariy takticheskoy media-kritiki [=Short glossary of tactical media criticism], in: Khudozhestvennyy zhurnal [=Art Magazine], available at: http://xz.gif.ru/numbers/58-59/ glossariy.html., accessed 22.01.2016. (In Russ.).
3. Kireev, O. Povarennaya kniga mediaaktivista [=Cookbook for media activist], in: Bol'shaya onlayn biblioteka e-Reading [=Large online library of e-Reading], available at: www.e-reading.by/ bookreader.php/104538/Kireev_-_Povarennaya_kniga_media-aktivista.html, accessed 22.01.2016. (In Russ.).
4. Kireev, O. Gert Lovink o setevom soprotivlenii [=Geert Lovink about the network impedance], in: Russkiy zhurnal [=Russian magazine], available at: http://old.russ.ru/netcult/19990820_kireev.html, accessed 22.01.2016. (In Russ.).
5. Krivolap A. Deval'vatsiya mediaaktivizma: ot DIY do Like [=Devaluation of media activism: from DIY to Like], in: Mezhdunarodnyy zhurnal issledovatel'skoy kul'tury [=International journal of research culture], available at: http://www.culturalresearch.ru/ru/media/73-devact.html, accessed 22.01.2016. (In Russ.).
6. Marchenko, A. (2011) Grazhdanskaya zhurnalistika: ponyatiye, napravleniya, subyekty [=Citizen journalism: the concept, direction, actors], in: 60parallel' [=60th parallel], № 3, pp.16-23. (In Russ.).
7. Pine, N. and Fedorov, K. (2014) Media: Mezhdu magiyey i tekhnologiyey [=Media: between magic and technology], St. Petersburg. (In Russ.).
8. Stepanov, M. Poetika izobreteniya: retsenziya na knigu Mishelya de Serto "Izobreteniye povsednevnosti [=Poetics of the invention: a review of Michel de Certeau' s book "The invention
of everyday life"], in: Mezhdunarodnyy zhurnal issledovatel'skoy kul'tury ^International Journal of Cultural Studies], available at: http://eupress.ru/uploads/docs.html, accessed 22.01.2016. (In Russ.). 9. Chernyh, A. (2007) Mir sovremennykh media [=World of modern media], Moscow. (In Russ.).
Кальярова Карина Нигматжановна - магистрант факультета журналистики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет». kalyarova@mail.ru