НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2006, №3
К 50-ЛЕТИЮ ЯГУ ИМ. М. К. АММОСОВА
Так начинался университет
И.С. Сивцев
14 марта 1956 г. в г. Москву за подписью Председателя Совета Министров ЯАССР Р.Г. Васильева и первого секретаря обкома КПСС С.З. Борисова была отправлена телеграмма следующего содержания: «Организовать университет на базе ЯПИ, начиная с 1956/57 уч. г., наряду с факультетами пединститута, открыть один новый факультет - горно-геологический с набором на первый курс нового факультета 200 человек. А по «мере создания учебной базы, строительства жилых зданий дополнительно открыть факультеты сельскохозяйственный, медицинский »1.
По заданию первого секретаря Якутского обкома партии С.З.Борисова вопросами открытия университета вплотную занималась секретарь обкома партии по идеологии, к.и.н. А.П. Данилова. Их усилиями были подготовлены все необходимые документы, определена база функционирования нового вуза. Так, еще до выхода Постановления Совета Министров СССР об открытии университета бюро Якутского обкома 10 июля, 18 июля, 21 августа рассмотрело вопросы, связанные с базой, набором, руководством нового вуза2. 23 августа 1956 г. вышло Постановление Совета Министров СССР о создании на основе педагогического института Якутского государственного университета3.
Занятия начались 1 октября 1956 г. Перед этим, 29 сентября на стадионе «Буревестник» (сейчас стадион «Туймаада») состоялся многотысячный митинг студентов, молодежи и трудящихся г.Якутска. Руководители г.Якутска и Якутской АССР, видные представители интеллигенции, рабочего класса, студенчества выступили с речами, выражая искреннюю радость за открытие университета, дающего прекрасные перспективы развития образования, науки и культуры в нашем северном крае, да и во всем Северо-Востоке стра-
СИВЦЕВ Иннокентий Семенович - к.и.н., проф. исторического факультета ЯГУ.
ны. 22 года тому назад, т.е. 8 октября 1934 г., когда начались занятия в первом вузе Якутии, в ЯГПИ, первым преподавателем, прочитавшим первую лекцию среди студентов, был А.Е. Мор-динов, получивший в том же году диплом Московского историко-филологического института4. А 1 октября 1956 г. первую лекцию студентам также прочитал А.Е. Мординов, но уже в новом статусе - ректора, имея высшие титулы вузовского преподавателя: доктора философских наук, профессора.
Так началось поступательное движение нового вуза, «бороздящего океан знаний» вот уже полвека.
Профессорско-преподавательский состав ЯГПИ к моменту организации университета состоял из 96 преподавателей. Среди них были один доктор наук, профессор, 33 кандидата наук, в том числе 20 доцентов, 34 старших преподавателя, 3 преподавателя и 25 ассистентов5. Остепененность составляла 35,4%.
Штатное расписание Якутского университета в 1956/57 уч.г. состояло из 118,5 единиц, было замещено 111 штатов, среди них 2 доктора наук, 35 кандидатов наук (из них 22 доцента), 37 старших преподавателей, 5 преподавателей, 32 ассистента. Остепененность составляла 33,3%. Остальные 7,5 штатов были восполнены 18 совместителями и почасовиками. Среди штатных преподавателей имели стаж педагогической работы более 10 лет 24 человека, от 5 до 10 лет - 34 преподавателя, остальные 53 - до 5 лет6.
Руководство университета в 1956/57 уч. г. состояло из следующих должностей: ректор -д.филос.н., профессор Мординов А.Е.; проректор по учебной и научной работе - к.г-м.н., доцент Самодуров П.С.; проректор по заочному обучению - к.пед.н. Костина М.Д.; проректор по административно-хозяйственной работе - Пермяков Д.В.; главный бухгалтер - Кузьмин Ф.И.
В 1956/57 уч.г. в Якутском госуниверситете обучались 1247 студентов дневной формы и 531 заочник. На первый курс было набрано 424 студента, стипендией пользовались 237, т.е. 55,8%, а общежитие имели 111 первокурсников или каждый четвертый. Все студенты были освобождены от платы за обучение. В составе студентов были представители 13 национальностей, в том числе 723 якута, 440 русских, 19 литовцев, 17 евреев, 13 украинцев, 12 татар, 9 эвенков, 4 корейца, 3 немца, 3 бурята, мариец, мордвин, карел и финн7.
Университет получил библиотеку ЯГПИ, имеющую более 100 тыс. томов, которая стала стремительно пополняться новыми приобретениями из фондов вузов Москвы, Томска, Иркутска и других городов. Так, в 1956/57 уч. г. в ЯГУ поступило около 10 тыс. экземпляров литературы, а следующем учебном году университет приобрел учебников, пособий и другой литературы на сумму 86 тыс. руб., а для будущих врачей в том же учеб-
Как видно из табл. 1, общая полезная площадь полученных зданий составляла 8457 м2. Из вышеперечисленных объектов только здание школы №3 было новое, относительно новыми являлись учебное здание и одно общежитие по ул.П.Морозова, 2, а все остальные требовали
ном году из медицинских вузов Москвы поступила необходимая учебная литература на сумму 20 тыс. руб. в качестве дара, т.е. бесплатно. Таким образом, в 1957/58 уч. г. фонд библиотеки составил 130 тыс. томов8, в 1960 - 160 тыс., в 1961/62 уч. г. - 180 тыс., в 1963 г. - 210 тыс. томов9.
Университету в 1956/57 уч. г. Якутский обком партии и Правительство Республики выделили следующие здания: новый учебный корпус школы №3 (2-этажное типовое здание по ул. Ленина, 21); все строения, находящиеся по ул. П. Морозова, 2, бывшей Республиканской колхозной школы Министерства сельского хозяйства, состоящие из одного 2-этажного деревянного учебного корпуса и двух 2-этажных деревянных общежитий для студентов; в 1957/58 уч. г. - два 2-этажных дома, принадлежавшие Якутскому филиалу СО АН СССР по ул. Аммосова, 6, а также бывшее здание Детского туберкулезного санатория №2. Об этом свидетельствует табл. 1.
капитального ремонта, а дома по ул. Аммосова, 6 нуждались в определенной перестройке и капитальному ремонту.
Несмотря на расширение учебно-лаборатор-ной базы, общежитий для студентов материально-техническая база не соответствовала норма-
Таблица I
Общая полезная площадь зданий, полученных университетом в 1956/57 и 1957/58 уч. гг.*
Наименования зданий Год передачи Полезная площадь, м2
1. От ЯГПИ корпус №1, ул.Ярославского, 47 1956 2330
2. Каменное 2-этажное здание школы №3 для техн.факультета (в наст.время кафедра анатомии МИ, ул. Кулаковского, 34) 1956 1800
3. Каменное 2-этажное здание Верховного Совета ЯАССР для библиотеки, читального зала и ректората (в наст.время Академия наук РС(Я), пр. Ленина, 41) 1956 1044
4. 2-этажный брусчатый дом Республиканской колхозной школы, ул. П. Морозова, 2 для гуманитарного факультета (с 1957 г. там разместился сельхозфак, а гумфак переехал на ул. Короленко, 1) 1956 1140
5. 2-этажное деревянное здание Лесного техникума, ул. Короленко, 1 для гумфака (на том месте сейчас жилой дом академиков) 1957 691
6. 2-этажное деревянное здание Якутского филиала СО АН СССР, ул. Аммосова, 6 для медицинского факультета 1957 416
7. Деревянное здание Детского туберкулезного санатория №2 для медфака 1957 536
8. 2-этажное каменное здание Якутского филиала СО АН СССР, ул. Аммосова, 6 для медфака 1958 500 (общая площадь)
*НА РС(Я). Ф.828. Оп.11. Д.43. Л.49, 120; Д.56. Л.29, 194, 206; Д.217. Л.176.
тивам. Так, в 1956/57 уч. г. в трех учебных корпусах: учебный корпус №1 Ярославская, 47 -полезная площадь 2330 м2, а учебная - 1780 м2; корпус №2 - техфак соответственно - 1800 и 605 м2; корпус №3 - гумфак (с 1957 г. СХФ) соответственно - 1140 и 570 м2. Таким образом, в этих трех учебных корпусах полезная площадь составляла 5370 м2, а учебная - 2955 м2, т.е. на одного студента ЯГУ приходилось только 2 м2. Отмечая этот факт, представитель Главного управления Министерства высшего образования СССР П.Харитонов, заведующий кафедрой геологии, нефти и газа Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского, командированный в ЯГУ для оказания помощи молодому вузу, 26 июня 1957 г. в своей Справке писал: «Я не знаю ни одного университета в Союзе ССР, где бы была такая мизерная цифра»10.
Узость материальной базы не позволяла рационально использовать новейшее оборудование, полученное по решению Совета Министров СССР на сумму 2,5 млн.руб. Не смогли развернуть электротехническую лабораторию, минералогический, геологический музеи для техфака; препараторскую, гистологическую лабораторию, операционную, препараторскую для сельхозфа-ка. Из-за отсутствия лабораторий к началу учебного года курсы кристаллографии, минералогии, петрографии и др. пришлось перенести на второе полугодие.
Заведующие кафедрами, деканаты контроль за качеством преподавания проводили путем посещения занятий профессорско-преподавательского состава, организовывали открытые занятия с обсуждением их на кафедрах. Так, в 1956/57 уч. г. декан гумфака П.М. Корнилов посетил 30 часов, декан техфака Д.М. Сивцев - 34 часа, декан сель-хозфака Н.В. Кудрявцев - 15 часов, декан естфака Д.М. Крылов - 34 часа, а заведующие кафедрами в среднем - от 10 до 25 часов занятий. Занятия посещали проректор и ректор11.
Первые курсы сдавали экзамены по учебным планам университетов, технических и сельскохозяйственных вузов, а студенты 2-4 курсов - по учебным планам пединститута. К государственным экзаменам были допущены 230 человек, из них 228 успешно закончили университет, а 10 выпускников получили дипломы с отличием. Всем, кто получил дипломы об окончании ЯГУ, были впервые вручены академические знаки университета. На заочном отделении из 474 студентов, прибывших на сессию, 365 выполнили учебные планы, а завершили учебу и получили дипломы 60 заочников12.
В студенческих научных кружках занимались 217 человек, 493 студента 1 и 2 курсов (из 718) посещали спортивные секции по 10 видам спорта, остальные были охвачены занятиями физкультурой в основной группе, спецгруппе (24 чел.), факультативно (99 чел.), только семеро были освобождены от занятий по состоянию здоровья13.
Студенты приняли самое активное участие в массовых мероприятиях первого республиканского фестиваля молодежи и студентов, прошедшего летом 1957 г. Лауреатами данного фестиваля стали студенты гумфака Елена Лебедкина, Александр Самсонов. Был проведен общеуниверситетский смотр художественной самодеятельности, где первое место заняли студенты гумфака, второе - технического, третье - естественного факультетов. О работе коллектива ЯГУ рассказывала многотиражка «Якутский университет», выпустив в учебном году 14 номеров14.
В своем отчете за первый год работы ректор
A.Е. Мординов писал: «Учебный план на всех факультетах в основном выполнен, за исключением технического факультета, где он выполнен на 96,6%»15. Примерно также оценивает итог работы университета представитель Главного управления Минвуза СССР П. Харитонов : «Учебную работу... в текущем 1956/57 уч. г. можно считать более или менее удовлетворительной». Положительно оценил научную работу, заметив, что за первые десять месяцев существования выпущен первый том Ученых записок ЯГУ по естественным наукам, а также в стадии подготовки находились еще три тома по историческим, биологическим, медицинским и геолого-минералогическим наукам, выпущены тезисы отчетной научной конференции16.
Начиная с 1957/58 уч. г. в ЯГУ произошли структурные изменения: если в первом учебном году функционировали 4 факультета (гуманитарный, технический, естественный, сельскохозяйственный), то в 1957 г. из технического выделился физико-математический (декан к.пед.н., доц. П.И.Шадрин), в 1957 г. открылось лечебное отделение в составе естественного факультета, преобразованное в 1960 г. в самостоятельный медицинский факультет (декан д.м.н., проф.
B.С.Семенов), а в 1959 г. гуманитарный факультет был переименован в историко-филологический (декан к.филос.н. В.П. Башарин), технический - в инженерно-технический (декан к.г-м.н., доц. К.А.Баранов), в 1960 г. естественный факультет - в биолого-географический (декан доц. А.В.Сергеев), сельскохозяйственный не
изменил своего названия до 1986 г., когда получил новый статус самостоятельного юридического лица - сельскохозяйственный институт.
Эти шесть факультетов, а затем с 1969 г. факультет иностранных языков в течение почти 20 лет составили основную структуру университета без существенных изменений.
В первые годы функционирования университета из-за отсутствия преподавателей и соответствующих лабораторий отдельные дисциплины и лабораторные работы на БГФ и ИТФ переносились из года в год. Так, в 1960/61 уч. г. декан БГФ, доц. A.C. Сергеев осуществил ликвидацию полученной разницы в учебных планах на различных курсах. В результате были завершены ранее не прочитанные курсы по микробиологии, биофизике, основам животноводства, растениеводству, введению в биологию, экологии, основам вариационной статистики, а также спецкурсы по картографии, зоогеографии, геодезии, черчению и эскизному рисованию.
Декан ИТФ, доц. К.А.Баранов в 1960/61 уч. г. организовал ликвидацию задолженностей по лабораторному курсу сопротивления материалов у групп РМ-56, ГИ-56, ИС-56, ГИ-57, ИС-57 на базе факультета. Кроме того, студенты-дипломники ГИ-56, ИС-56 по ряду дисциплин вынуждены были пройти лабораторные работы за пределами ЯГУ. Ректор ЯГУ И.Г.Попов добился разрешения Главного управления университетов страны на командировки студентов в Алданский район на базе золотопромышленных предприятий и Алданского горного техникума для ГИ-56, а студенты - строители ИС-56 выехали в Новосибирский инженерно-строительный институт. Так, наши студенты в НИСИ выполнили около 200 часов лабораторных работ по 11 дисциплинам. В результате этих мер были полностью выполнены учебные планы отделений17.
Исходя из потребностей республики продолжалось увеличение численности студентов, расширялась материально-техническая база вуза, рос и профессорско-преподавательский состав.
Таблица 2 Численность студентов ЯГУ*
Дата Дневное Заочное
На 15.10.1956 г. 1247 531
На 1.01.1958 г. 1394 853
На 1.10.1959 г. 1418 820
На 1.10.1961 г. 2015 -
*НА РС(Я). Ф.828. Оп.11. Д. 104., Л.1; Д.56. Л.27; Д.224. Л.17, 91; Д.55. Л.132.
Таблица 3
Численность профессорско-преподавательского состава ЯГУ*
Учебный год Всего Из них:
Д.Н., проф. К.н. В т.ч. доц. Ст.преп. Асс. % остепе-нен-ности
1956/57 111 2 35 22 55 32 33,3
1957/58 139 2,5 38 24 56,5 42 29,4
1958/59 141,5 3 45 32 54,5 39 34,0
1959/60 155 6 49 44 60 40 29,0
1960/61 178 6 54 45 84 34 33,7
*НА РС(Я). Ф.828. Оп. 11. Д.224. Л.8.
Как видно из табл. 2-3, за пять лет численность студентов возросла на 768 чел., преподавательский состав - на 67 чел. Остепененность сохранялась в пределах 30-33%. Среди профессорско-преподавательского состава был весьма силен авторитет докторов наук: ректора А.Е. Мор-динова, проректора Д.М.Крылова, деканов, заведующих кафедрами В.С.Семенова, Г.П. Башари-на, С.Д.Шахова и др. В 1957-1958 гг. университет выпустил 4 сборника Ученых записок ЯГУ: том 1 содержал труды естественного факультета; том 2 - гуманитарного объемом 12,5 п.л.; тома 3, 4 - естественного, медицинского факультетов объемом 28 п.л. В 1957 г. вышли 3 монографии ученых: к.и.н. Макарова Г.Г. «Образование Якутской АССР» (13,5 п.л.); к.и.н. Романова И.М. «Н.Г. Чернышевский в Вилюй-ском заточении» (15 п.л.); к.г-м.н. Самоду-рова П.М. «Минералогия и генезис лессовых и красноцветных пород юго-западных областей СССР» (30,5 п.л.) в 2 т18.
Представительная комиссия Главного управления университетов, экономических и юридических вузов Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР во главе с замначальником главка В.С. Готта, работавшая в ЯГУ с 3 по 15 февраля 1962 г., отметила положительную работу ученых ЯГУ. В Справке говорится, что вопросы организации и развития научно-исследовательской работы в ЯГУ «стали рассматриваться в качестве важнейшей составной части всей деятельности университета».
Подготовка научно-педагогических кадров находилась в центре внимания руководства ЯГУ. Так, в 1957 г. университет направил в целевую аспирантуру 7 молодых преподавателей. В 1957 г. в Ленинградский госуниверситет на годовую стажировку с последующим поступлением в целевую аспирантуру было направлено 5
молодых специалистов (М. Атакова, И. Гуляев, П. Кривошапкин, М. Никулина, Е. Софронов)19. Такая практика продолжалась и в последующие годы. В 1960 г. была открыта местная аспирантура, принявшая 3 человек. В 1964 г. в местной аспирантуре обучались 23, а в целевой -32 соискателя20.
В первый год работы ЯГУ было создано 14 научных кружков, где занимались 217 студентов. Начиная с 1959 г. научное сообщество студентов стало набирать темп, где значительна заслуга научных консультантов-профессоров С.Д. Шахова, Г.П. Башарина, доцента П.А. Полякова.
Расширение учебно-лабораторной базы вуза, организация экспедиций способствовали проявлению интересов студентов к научному поиску. Если в первом учебном году на 1 студента приходилось 2,1 м2 учебных площадей, то в 1958 г. -4,8 м2 21.
Укреплялась социальная защита студентов. Так, если в первом, втором учебном году студенты получали стипендию в размере Якутского пединститута: первый курс - 220 руб., второй -240 руб., третий курс - 265 руб., четвертый - 290 руб., то, по настоянию ректора А.Е. Мординова, в 1958 г. студентам стали выплачивать: 1 курс -290, 2 курс - 320, 3 курс - 360 и т.д. Притом стипендию получали все успевающие студенты, независимо от качества учебы. Кроме того, по представлению ректора в 1958 г. был открыт интернат для студентов Крайнего Севера на 85 мест. Они пользовались 3-разовым бесплатным питанием в студенческой столовой, получали одежду. Так, в 1958/59 уч. г. 41 девушка и 44 юноши получили пальто зимнее, демисезонное, костюм, кожаную обувь, галоши, головные уборы, полуботинки,валенки.
В 1959/60 уч. г. все нуждающиеся в жилье студенты были им обеспечены. Малообеспеченным оказывалась дополнительная материальная помощь из ректорского фонда и средств студ-профкома22.
Плодотворно работали кружки художественной самодеятельности, устраивались традиционные смотры - конкурсы факультетов, фестивали, выставки прикладного и изобразительного искусства студентов. Ареной высокой музыки, прикосновением к великому духу произведений гениальных дарований мира музыки являлся «Университет музыкальной культуры» под руководством непревзойденной Г.М. Кривошапко. Вот как вспоминает о тех днях отличница учебы, в настоящее время профессор М. Михайлова: «Я помню, какая потрясающая тишина царила в
зале, когда вводила она нас, студентов той поры, в божественный мир Бетховена и Чайковского, Гайдна и Шуберта, Моцарта и Брамса, Римско-го-Корсакова и Свиридова... Все, кто учился тогда в университете, помнят, что эти блистательные лекции сопровождались живой музыкой, и многие из нас тогда впервые услышали звучание симфонического оркестра23.
Объединение начинающих авторов «Серге-ляхские огни» поистине стало горнилом будущих поэтов и писателей Якутии.
Работа спортивных секций, массовое физкультурное движение по сдаче норм «Готов к труду и обороне» являлись постоянными спутниками тогдашних студентов. Громкая слава борцов - вольников начиналась на рубеже 50-60-х гг. в студенческой среде: первые мастера спорта СССР Д. Данилов, В. Варламов, Н. Гоголев, М. Сибиряков и другие проложили дорогу тем, кто покорил и покоряет Олимпийские высоты. Ежегодные спортивные соревнования факультетов, ставшие традиционными вплоть до 90-х гг., вовлекали в свою орбиту целеустремленную студенческую молодежь.
Стремительно пронеслось пятилетие Якутского университета. За это время сменилось его руководство. В сентябре 1959 г. ректором стал кандидат исторических наук, доцент Попов И.Г.24. Одной из ключевых фигур в организации учебного и научного процесса являлся проректор по учебной и научной работе. Однако до 1959 г. на этом посту сменилось 5 человек: Самодуров П.С. вынужден был покинуть пост в октябре 1957 г. по состоянию здоровья25. Далее проректорами работали профессор Крылов Д.М., доцент Меркулов П.М., снова - Крылов Д.М., затем - доцент Романов И.М. с декабря 1959 г.
В 1961 г. в университете состоялся первый выпуск молодых специалистов, подготовленных по программам университетского образования. Их было 309 первых дипломированных универсантов (среди них 46 учителей русского языка и литературы, 20 математиков, 32 физика, 26 биологов, 21 географ, 26 ученых зоотехников, 40 ветеринарных врачей, 40 инженеров-геологов, 38 инженеров-горняков, 20 инженеров-строителей), они распростившись с Alma Mater, разлетелись в города и села, поселки и геологические партии, рудники и шахты родной Якутии. В том же году заочное отделение закончили 83 специалиста по программам педагогического института26.
Так начинался Университет. Так размеренно, неуклонно шел от высот к новым вершинам наш
МАХАРОВ
Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова.
Литература и источники
1 Филиал Национального архива Республики Саха (Якутия). Ф.З. Оп. 196. Д. 167. Л.1.
2 Там же. Ф.З. Оп. 196. Л.6-7; Д. 244. Л.6; Д. 248. Л. 1-3; Д.264. Л. 12-14, 20.
3 70 лет высшему образованию в Якутии. - С. 11.
4 Захарова А.Е. Из летописи высшего образования Якутии. - Якутск, 2004. - С. 57.
5 Там же. - С. 106.
6 НА РС(Я). Ф. 828. Оп. 11. Д. 6. С. 6.
7 Там же. Л. 1-2.
8 Там же. Д. 207. Л. 91, 48; Д. 217. Л. 199; Д. 55. Л. 105.
9 Там же. Д. 207. Л. 102; Д. 237. Л. 28; Д. 245. Л. 28; Д. 135. Л. 2; Д. 217. Л. 199.
10 Там же. Д. 6. Л. 93.
11 Там же. Д. 6. Л. 14, 15, 54.
12 Там же. Д. 6. Л. 20, 25, 26, 36; Д. 275. Л. 2.
13 Там же. Д. 104. Л. 1; Д. 6. Л. 19, 20.
14 Там же. Д. 6. Л. 86, 89, 90.
15 Там же. Л. 13.
16 Там же. Д. 43. Л. 107, 108.
17 Там же. Л. 26-28.
18 Там же. Д. 56. Л. 296; Д. 217. Л. 201-202.
19 Там же. Д. 43. Л. 102, 103.
20 Там же. Д. 135. Л. 1-2; Д. 229. Л. 13.
21 Там же. Д. 56. Л. 27; Д. 53. Л. 264.
22 Там же. Д. 43. Л. 178; Д. 56. Л. 237; Д. 229. Л. 18.
23 Михайлова М.Г. Г.М. Кривошапко // Якутия -2006: Календарь знаменательных и памятных дат. -Якутск, 2006. - С. 89.
24 Ведомственный архив Якутского государственного университета. Ф. 828. Оп. 3. Д. без №. Л. 26. (далее - В А ЯГУ).
25 Там же. Л. 9.
26 НА РС(Я). Ф. 828. Оп. 11. Д. 275. Л. 2.
УДК 101.1 : 316
Время реформ: модернизация системы высшего образования
Е.М. Махаров
Россия в настоящее время переживает настоящий реформаторский бум. В разных сферах общественной жизни идут серьезные преобразования. В сфере высшего образования они связаны как с внутренними, так и внешними факторами. Роль последних (Болонский процесс), к сожалению, нами в полной мере еще не осознана. Внешние факторы должны быть адаптированы, исходя из наших основных принципов модернизации: гуманизации, фундаментализации, приоритета социально-гуманитарной составляющей всего образовательного процесса.
Today Russia experiences a real reformation boom. Serious changes are taking place in various spheres of public life. In the sphere of higher school they are connected with both internal and external factors. Unfortunately, we did not realize the role of the last (Bologna process) yet. External factors should be adapted, proceeding from our main principles of modernization: humanization, fundamentalization, priority of social and humanitarian component of the whole educational process.
Россия переживает эпоху перемен и преобразований в разных сферах своего бытия. Начиная с ельцинско-гайдаровской экономической реформы середины 90-х годов прошлого столетия, сегодня идут реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании и науке, в военном деле, медицине и здравоохранении,
МАХАРОВ Егор Михайлович - д.филос. н., проф., акад. АН РС(Я), зав. кафедрой философии ЯГУ.
пенсионном обеспечении. Встречая серьезные противоречия, осуществляется и так называемая административная реформа. Поэтому можно сказать, что Россия сегодня переживает настоящий реформаторский бум. Слов нет, время этого требует. Жизнь идет вперед, как известно в ней нет ничего застывшего. Мы здесь не обсуждаем вопрос, почему Россия в конце прошлого века встала на реформаторский путь развития. Чита-