Научная статья на тему 'Выдающийся ученый, педагог, гражданин'

Выдающийся ученый, педагог, гражданин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
362
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выдающийся ученый, педагог, гражданин»

Н.Г. Соломонов

ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ГРАЖДАНИН

эти дни исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося ученого-историка, Заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора исторических наук, профессора Романова Ивана Михайловича. Я вспоминаю его как своего учителя и партийного наставника. Особенно ярко вспоминается его деятельность в первые годы работы открытого в 1956 г. Якутского государственного университета, когда он возглавлял университетскую партийную организацию. Он вместе с первым ректором профессором А.Е. Мординовым с самого начала работы молодого университета создали особую атмосферу подъема в коллективе, в котором были объединены мудрость старшего поколения и бьющий через край энтузиазм молодых. Исключительное влияние на нас, молодых, оказали медленная степенная, логически выверенная речь ректора

A.Е. Мординова и яркие, эмоциональные доклады парторга И.М. Романова, с которыми они выступали на наших общих и партийных собраниях, ученых советах и научных конференциях. Праздничные вечера и концерты непременно проходили с их участием. Постепенно у молодых преподавателей и сотрудников ЯГУ выработалось убеждение: «Если не мы, так кто будет создавать на якутской земле государственный университет, этот храм науки и образования». Такое отношение поддерживалось представителями старшего поколения наших преподавателей, которые работали еще в Якутском государственном педагогическом институте. Среди них выделялись педагог С.Ф. Попов, историки Ф.Г. Сафронов, возвратившийся вскоре в университет профессор Г.П. Башарин, молодой, яркий И.Г. Попов, литератор К.Ф. Пасютин, филолог Н.Г. Самсонов, физики и математики Д.М. Сивцев, М.А. Алексеев, А.С. Ковалевский, УМ. Асекритов,

B.В. Алексеев, биологи П.Д. Ларионов, В.П. Самарин,

B.Н. Дохунаев и многие другие. Среди приглашенных ректоратом кадров особо следует отметить проректора по АХР работе Д.В. Пермякова, начальника отдела кадров В.М. Слепцова. Из числа ведущих ученых страны были приглашены медики - проф. Д.М. Крылов, проф.

C.Д. Шахов, ветеринары - профессора А.И. Федотов, Н.А. Барсуков и другие. Они и их ученики создали в университете новые кафедры, оснастили их оборудованием и современными учебными пособиями.

Во всем этом мы видели руку нашего ректора и парторга. В первые же месяцы работы ЯГУ появились «Ученые записки ЯГУ» и своя газета «Якутский университет». По договоренности с ведущими вузами страны,

СОЛОМОНОВ Никита Гаврилович - д.б.н., член-корр. РАН, академик АН РС (Я) ИБПК СО РАН.

E-mail: [email protected]

в первую очередь, Московским, Ленинградским, Томским и Иркутским университетами, к ним на продолжение учебы направлялись наиболее способные студенты старших курсов и аспиранты. Секретарь парткома И.М. Романов уделял особо пристальное внимание подбору кандидатов на учебу в эти ведущие вузы. Он обращал внимание на то, что наши ребята в центральных вузах будут представлять не только себя, но и свою республику, по результатам их учебы и работы там будут судить о нашей республике в целом. Я являюсь выдвиженцем И.М. Романова. В 1956 году, будучи совсем молодым коммунистом, я был избран секретарем партбюро естественного и сельскохозяйственного факультетов. Тогда у нас, старого естественного и молодого только что открытого сельскохозяйственного факультетов, была единая партийная организация. В ней состояли и первые медики-коммунисты, много сделавшие для открытия в следующем, 1957 году, медицинского факультета.

На пути молодого университета было много трудностей, не хватало помещений для проведения учебных занятий, мест в общежитиях, квартир для преподавателей. Контингент студентов-первокурсников был довольно пестрый, были среди них те, кто прошел горнило войны, и труженики тыла, а большинство составляли дети войны. Их общая подготовка, особенно выпускников сельских школ, была, мягко говоря, слабоватой. Тогда многие выпускники средней школы довольно слабо знали русский язык, имелись пробелы в их подготовке по физике и химии. Однако у них было огромное желание учиться. Это требовало дополнительной работы преподавательского состава и общественных организаций. Главным локомотивом этой работы была партийная организация университета, возглавляемая Иваном Михайловичем Романовым. Он был жестким, требовательным руководителем. Вместе с этим в нем высокая требовательность к другим сочеталась с еще большей строгостью к себе, к своему окружению и руководству вуза, города и республики. Нам, молодым, особенно нравилась его принципиальность по отношению к вышестоящим партийным органам; в начале 1960-х годов он на партийных собраниях университета выступал с жесткой критикой неправильных действий обкома КПСС, его первого секретаря

С.З. Борисова по идеологической и кадровой работе в связи с так называемой «борьбой с национализмом».

В течение последних лет жизни Иван Михайлович работал сначала проректором ЯГУ по научной и учебной работе, а затем проректором по научной работе. В эти годы он блестяще защитил докторскую диссертацию и очень много сделал для становления Якутского университета как крупного научного центра на Северо-

Востоке страны. Будучи по своей базовой подготовке и опыту работы гуманитарием, Иван Михайлович активно вникал в суть исследований по естественно-научной и технической тематике, особенно по методологическим вопросам науки, курировал работу методологических семинаров на факультетах и научных обществ студентов. Я, как и многие молодые преподаватели ЯГУ 1950-х-60-х годов, на себе испытал благотворное влияние личности И.М. Романова - выдающегося ученого, организатора науки, воспитателя молодежи. Тандем «А.Е. Мординов - И.М. Романов» в первые годы работы молодого университета сыграл исключительную роль в его становлении. Каждый из них внес весомый вклад в развитие университета, в подготовку его научно-педагогических кадров, в гражданское воспитание студентов. Непосредственно с научно-исследовательской деятельностью И.М. Романова я знаком меньше, хотя с его популярными работами и лекциями познакомился еще во время моей учебы в Якутском педагогическом училище. Впервые в конце 1940-х годов в одном местном издании я прочитал статью И.М. Романова об истории политической ссылки в Якутии, в которой, в частности, говорилось «о романовском протесте» политссыльных, прошедшем в 1904 г. под руководством выдающихся революционеров Курнатовско-го и Костюшко-Волюжанича. Эта статья запомнилась мне глубоким содержанием, тем более, что дом Романова, где происходили эти кровавые события, находился в непосредственной близости от нашего училища, и мы имели возможность непосредственно побывать и воочию посмотреть место этого исторического события, сыгравшего исключительную роль в политической истории царской России.

В годы учебы в пединституте и особенно в первые годы работы в Якутском университете я много раз слушал яркие доклады и лекции Ивана Михайловича по самым разным общественно-политическим вопросам, читал его работы о вилюйской ссылке великого русского революционера Н.Г. Чернышевского. Тогда вслед за И.М. Романовым у нас появилось представление о том, что вилюйская ссылка для Н.Г. Чернышевского была не столько ссылкой, сколько настоящей тюрьмой.

В те далекие 1950-60-е годы партийные комитеты были идеологическим аппаратом, во многом несущим в какой-то мере некоторые карательные функции, и тем более удивительно, что мудрый руководитель нашего парткома И.М. Романов запомнился, прежде всего, своей душевностью и бережным отношением к молодым кадрам. Именно в те годы в университете сложилась славная традиция - смело выдвигать молодых в качестве руководителей кафедр и факультетов, партийных, профсоюзных и других организаций. Школа профессора И.М. Романова оказала мне огромную помощь в последующие годы, когда я возглавлял профсоюзную организацию университета, партийную организацию Якутского филиала СО АН СССР и в течение многих лет был заместителем председателя президиума ЯФ СО АН СССР, директором Института биологии СО РАН, заместителем председателя Президиума Верховного Совета ЯАССР.

В эти юбилейные дни передо мной снова встает светлый образ моего учителя-наставника, выдающегося ученого, организатора науки, пламенного оратора, гражданина, человека с большой буквы, профессора Ивана Михайловича Романова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.