Научная статья на тему 'Romanov Ivan Mikhailovich, an ardent public speaker, prominent scientists, leader of the higher school of the Republic. . . . . '

Romanov Ivan Mikhailovich, an ardent public speaker, prominent scientists, leader of the higher school of the Republic. . . . . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Romanov Ivan Mikhailovich, an ardent public speaker, prominent scientists, leader of the higher school of the Republic. . . . . »

юбилеи

Ю.Д. Петров

РОМАНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ -ПЛАМЕННЫЙ ОРАТОР, КРУПНЫЙ УЧЕНЫЙ, РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ

4 декабря 2009 г. исполняется 100 лет со дня рождения одному из основателей высшей школы в Якутии, доктору исторических наук, профессору, заслуженному деятелю науки РСФСР и ЯАССР Ивану Михайловичу Романову. Имя профессора И.М. Романова было известно не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Иван Михайлович Романов прожил недолгую и нелегкую, но яркую жизнь.

И.М. Романов родился 4 декабря 1909 г. во II Холгу-минском наслеге Мегинского улуса в семье якутского

ПЕТРОВ Юрий Дмитриевич - д. полит. н., профессор, декан ИФ ЯГУ

E-mail: unir@sitc.ru

крестьянина. Его отец, М.И. Романов, был грамотным человеком, служил писарем улуса, активно участвовал в организации школ, и он постарался дать образование сыну. В 1921 г. Иван окончил наслежную начальную школу, в 1923-1926 гг. обучался в городской общеобразовательной школе. Осенью 1924 г. Иван Романов с пятиклассным образованием поступил на подготовительное отделение педагогического техникума. Однако по состоянию здоровья его учеба была прервана, и он начал работать пропагандистом передвижной партийной школы в Чурапчинском районе. В 1928 г. был принят кандидатом в члены партии большевиков.

Осенью 1928 г. по направлению обкома партии И.М. Романов поступил в Московскую Академию коммунистического воспитания. В этом престижном учебном заведении он получил прекрасное высшее философское, историческое и экономическое образование. Ему в числе первых якутов посчастливилось не раз видеть выдающихся деятелей государства того периода -Н.К. Крупскую, М.И. Калинина, А.В. Луначарского и других, слушать их выступления, присутствовать на встречах с Максимом Горьким. Одновременно, будучи студентом, он преподавал диалектический и исторический материализм в Московском авиационном институте и в Высшем инженерно-строительном училище. Свои теоретические знания он сочетал с практической работой

- участвовал в проведении коллективизации сельского хозяйства в Московской области, в проведении культпохода в Армению. В феврале 1932 г. он успешно окончил Академию коммунистического воспитания и получил диплом преподавателя диалектического материализма в сети партийного просвещения и в высших учебных заведениях. Это были памятные и незабываемые события в жизни Ивана Михайловича.

Получив высшее образование, он начал общественнополитическую деятельность в родной республике. В 1932-1933 гг. работал инспектором Народного комиссариата просвещения Якутской АССР, в 1933-1936 гг.

- заместителем народного Комиссара, в 1936-1938 гг. -начальником Управления по делам искусств при Совнаркоме Якутской АССР. Молодой, энергичный специалист

принимал самое деятельное участие в осуществлении массового всеобуча, в открытии новых школ, в подготовке учительских кадров. В 1934 г. он был одним из инициаторов и организаторов открытия первого высшего учебного заведения в республике - Якутского государственного педагогического института.

В эти годы И.М. Романов отдавал много сил решению вопросов развития литературы и искусства. При его участии началось решение вопросов повышения профессионального уровня коллектива артистов, улучшения идейно-художественного содержания репертуара театров, началось создание на научной основе экспозиции музея имени Ярославского. Он отдавал много сил и знаний решению вопросов якутской художественной литературы, национального искусства, пропаганде работ классиков русской литературы - А.С. Пушкина, М. Горького и других. Будучи членом правления союза писателей Якутии, он работал вместе с П.А. Ойунским и первым написал три статьи о творчестве П.А. Ойунского. По инициативе И.М. Романова Якутский драматический театр ставил пьесы А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, якутских советских писателей: П.А. Ойунского, Д.К. Сивцева, С.П. Ефремова, Н.Е. Мординова. Он также активно пропагандировал литературное наследие А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, показывал в своих статьях и публичных выступлениях огромное значение общественной деятельности, научно-литературного наследства П.А. Ойунского. Но все это для него не прошло бесследно. Вследствие ложного обвинения в 1938 г. он оказался в тюрьме. За два года тюремного заключения он прошел бесчеловечные пытки и издевательства. В 1939 г. он мог быть приговорен к 20-ти годам тюрьмы. Однако в судебном процессе ему удалось доказать свою невиновность, и этим он спас самого себя.

В 1940 г. И.М. Романов перешел на работу преподавателем в школу № 9 г. Якутска. В 1940-1942 гг. - работал директором этой школы, в 1942-1943 гг. - директором Якутского педучилища. Затем его переводят в Якутский государственный педагогический институт, в стенах которого он работал до его преобразования в государственный университет в 1956 г. Здесь И.М. Романов проработал с первых дней его открытия и до последних дней своей яркой, но короткой жизни.

Когда началась Великая Отечественная война, И.М. Романов пришел в военкомат и добровольцем попросился на фронт. Но по состоянию здоровья его не призвали в действующую армию. Он, оставшись в тылу, развернул большую пропагандистскую деятельность, выступая с лекциями и докладами среди населения. На городском антифашистском митинге он произнес пламенную речь с призывом дать отпор фашистским войскам.

Иван Михайлович принял непосредственное участие в открытии Якутского пединститута. Подготовка открытия института в 1932-1934 гг. была возложена на Наркомпрос, где работал И.М. Романов. Ему было по-

ручено оборудовать учебные кабинеты и лаборатории, подобрать литературу для библиотеки. Для выполнения этих обязанностей в 1934-1935 гг. И.М. Романов дважды выезжал в Москву, где он также занимался подбором педагогических кадров для первого вуза республики.

В 1947 г. он проходил 9-месячные курсы диссертантов в Академии общественных наук при ЦК КПСС, где успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Борьба большевиков с буржуазной контрреволюцией в России с июля по октябрь 1917 г.». Выбор темы и защита кандидатской диссертации имеет свою особую историю. На начальном этапе работы над ней, академик П.Н. Поспелов резко выступил на заседании кафедры против этой темы, считая ее неактуальной и недиссертабельной. В то время мнение П.Н. Поспелова среди историков партии имело исключительно весомое значение, которое не подлежало обсуждению или пересмотру. Но И.М. Романов сумел аргументированно доказать научность темы и необходимость ее разработки. В своей диссертации он доказал опасность бонапартизма в России, имевшего место летом-осенью 1917 г. Он сумел доказать, что в это время готовился военный переворот и предстояли «черные» дни для истории России. Дальнейшие исследования историков подтвердили его правоту.

В 1949 г. ему было присвоено ученое звание доцента. С 1947 по 1951 гг. он работал заместителем директора пединститута по учебно-научной работе. Но в начале 1950-х гг. его деятельность на этом посту была прервана «делом Башарина». Вновь наступила черная полоса в жизни И.М. Романова. Но он не пал духом и посвятил себя большой науке. И.М. Романов вплотную занялся написанием докторской диссертации. В романовском стиле тема была выбрана совершенно неизученная, к тому же весьма спорная в научном мире - деятельность Н.Г. Чернышевского в период Вилюйского заточения. В 1962 г. он успешно защитил докторскую диссертацию по двум монографиям, посвященным жизни и деятельности Н.Г. Чернышевского в Якутии. В своей диссертации И.М. Романов выступил аргументированно и научно-объективно против мнения ряда крупных советских историков, считавших Н.Г. Чернышевского только теоретиком-идеологом революционно-демократического движения 1850-1860 гг., а не практиком-подпольщиком. Продолжая эту линию, он развенчал концепцию о духовном угасании Н.Г. Чернышевского в Вилюйске и доказал, что в труднейших, экстремальных условиях заточения Н.Г. Чернышевский продолжал борьбу против царизма и политической реакции 1880-х-начала 1890-х гг. Это было новое слово о Н.Г. Чернышевском в период его вилюйского заточения.

Следует подчеркнуть, что И.М. Романов, пожалуй, единственный из историков республики, который писал свои диссертации на так называемые «общесоюзные темы». В 1964 году ему было присвоено ученое звание профессора.

В педагогическом институте И.М. Романов занимал должности заместителя директора по научной и учебной работе, заведующего кафедрой истории СССР, преподавателя по основам марксизма-ленинизма и истории СССР. С осени 1955 г. ему поручили читать лекции по советскому периоду. Это Иван Михайлович расценивал как проявление доверия к нему со стороны властей, потому что в 1952 г. так называемое «дело Башарина» затронуло и его. На первой же лекции по истории СССР советского периода Иван Михайлович заявил студентам, что ему предстоит говорить о многих событиях, живым свидетелем и активным участником которых он был.

Большая часть трудовой и научной деятельности профессора И.М. Романова связана с Якутским государственным университетом. В 1959-1970 гг. он работал проректором ЯГУ сначала по учебно-научной, а затем по научной работе. Длительное время руководил кафедрой истории СССР. В период его работы проректором по научной работе развернулась большая научно-исследовательская работа на 7 факультетах и 49 кафедрах университета.

Основное внимание он как проректор уделял воспитанию кандидатов и докторов наук. Вопросы профессионального становления многих преподавателей ЯГУ решались при его личном участии. Применительно к научной молодежи законом деятельности И.М. Романова являлось слово «поддержать». Для этой благородной цели он умело обходил ненужные формальности. В его время соискатели ученых степеней часто ездили в командировки, почти все докторанты получали творческие отпуска.

Уже в 1970-е гг. перед коллективом ЯГУ И.М. Романов поставил вопрос о подготовке высококвалифицированных специалистов для третьего тысячелетия. Он писал: «Нельзя не учесть то обстоятельство, что специалисты, выпускаемые университетом, наиболее активно будут трудиться в конце нынешнего и в первые десятилетия следующего тысячелетия. А это значит, что их подготовка должна проводиться с дальним прицелом, с учетом убыстряющихся темпов современного общественного и научно-технического прогресса». Эти пророческие слова были написаны 25 марта 1974 г.

Именно в годы его работы в должности проректора университет значительно пополнился кандидатами и докторами наук, открылись при ЯГУ первые диссертационные советы. Во всем этом мы видим личный вклад профессора И.М. Романова.

Помимо всего этого он вел огромную общественную работу городского, республиканского уровней, не раз избирался депутатом Верховного Совета республики.

И.М. Романова как человека, главу семьи хорошо охарактеризовала доцент, к. филол. н. К.И. Платонова, много лет близко знавшего его. Она пишет следующее: «На вид Иван Михайлович был очень серьезным, строгим человеком, но в быту - веселым, любил шутки, юмор, песни, был запевалой... Семья Романовых была большая. Даже

в те времена редко кто мог похвалиться пятью сыновьями и одной дочерью. Иван Михайлович был хорошим семьянином: любил детей, самозабвенно любил внуков, возился с ними. Они отвечали взаимностью. Семья была дружная. Ее объединяли и цементировали своим примером родители».

Сам он вел активный, здоровый образ жизни. Переступив порог шестого десятка, он продолжал ходить на лыжах, в любые холода ежедневно любил гулять на «свежем воздухе».

Внешне он был человек весьма сурового и внушительного вида. Однако, как это выяснилось при близком общении с ним, его внешность не совсем соответствовала действительности. И.М. Романов был отличным собеседником, понимал и уважал юмор, обладал только ему присущим заразительным смехом. Учебные лекции читал прекрасно, имея при себе только небольшие записи цитат и цифр. Все остальное он держал в памяти. А память у него была феноменальная, в чем я убеждался потом не раз. Иван Михайлович обладал каким-то особым даром убеждать собеседника, при этом он всегда выслушивал его мнение. К мнению собеседника относился исключительно уважительно и корректно, не давил молодого человека своим авторитетом. Особенно в совершенстве он владел искусством политической полемики. Обладал железной логикой мышления, речь его была исключительно живой и грамотной. Своим живым словом он просто заряжал слушателя оптимизмом, всегда находился в «бою», в «наступлении» и, хотя испытал немало ударов судьбы, был всегда в хорошем настроении, выделялся среди других ученых особой доброжелательностью. Бывая в командировках в центральных городах, я воочию убеждался в том, что И.М. Романова знают многие крупные ученые страны, и они передавали ему свои наилучшие пожелания. Мне было лестно слышать высокую оценку о моем учителе. Даже его научные оппоненты относились к нему с особым уважением.

По воле судьбы я оказался последним аспирантом И.М. Романова. Когда я попал к нему в качестве аспиранта, он уже тяжело болел. Руководителем он был строгим и любил четкое планирование распорядка работы аспиранта, следил за ходом выполнения этого плана. Иван Михайлович читал рукописи, написанные от руки. Это, безусловно, была адская работа: читать работы, написанные разным почерком. К своим обязанностям научного руководителя он относился весьма ревностно. По истечении многих лет я еще раз убеждаюсь в том, что Иван Михайлович был самым доступным и кристально честным научным руководителем, и это его качество сохранили в себе многие его ученики. Я всегда считаю себя его учеником и о своем учителе всегда говорю с большим уважением.

И.М. Романов представлял собой поистине уникальное явление. Он готов был выступить с лекцией, докладом или провести беседу по любой теме политической

учебы или партийного образования, как говорится, в любое время года, в любое время суток. Он обладал высокими ораторскими способностями, был большим мастером публичного выступления. При этом Иван Михайлович решительно отказывался от причитающихся ему гонораров. Говорил, что грамотным и образованным его сделал народ, и он не может общаться с ним за деньги.

И.М. Романов неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР, членом Якутского горкома КПСС и его бюро.

Заслуги И.М. Романова перед Родиной отмечены орденами Трудового Красного Знамени (1961), «Знак Почета» (1967), медалями «За трудовую доблесть» (1947, 1957), «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975), нагрудным знаком Минвуза СССР «За отличные

успехи в работе» (1971); почетными званиями «Заслуженный деятель науки ЯАССР» (1959), «Заслуженный деятель науки РСФСР» (1967).

Исторический факультет Якутского государственного университета и вся общественность Республики Саха (Якутия) свято хранят память о профессоре Иване Михайловиче Романове. В год его 100-летия провели студенческую научную конференцию. Осенью намечена научная конференция республиканского уровня, школьные «Романовские чтения». Учреждена помимо улусной университетская именная стипендия имени профессора И.М. Романова. Факультетом проведен капитальный ремонт в именной аудитории профессора И.М. Романова.

И.М. Романов был великим сыном своего народа. Он действительно является исторической личностью. Народ по праву гордится им. Иван Михайлович жил для народа. Одним словом - он величина особой значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.