Научная статья на тему 'Университет в нашей жизни (из воспоминаний студента первого выпуска)'

Университет в нашей жизни (из воспоминаний студента первого выпуска) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет в нашей жизни (из воспоминаний студента первого выпуска)»

□

Е.П. Попов

иииииииииии и иииии иииии

(ии ииииииииииии ииииииии иииииии иииииии)

Я поступил в Якутский государственный педагогический институт (ЯГПИ) в 1953 г. ив 1957 г. стал одним из первых выпускников Якутского государственного университета. Дело в том, что в 1956 г. на основании Постановления Совета Министров СССР на базе ЯГПИ был создан Якутский государственный университет. Мы, студенты педагогического института, с воодушевлением встретили это решение, которое имело огромное политическое, культурное и экономическое значение. Оно было призвано коренным образом изменить подготовку высококвалифицированных кадров для республики и для государства в целом.

Якутский государственный педагогический институт имел огромный опыт учебно-педагогической деятельности и за 22 года деятельности он накопил солидные традиции в воспитательной работе студентов и большой задел в приобщении их к науке. Здесь нельзя не привести выражение - «без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего», ибо в качестве философа я это понимаю как преемственность в развитии - одно из требований диалектики.

Здесь необходимо добрым словом вспомнить годы учебы в институте, где мы проучились три года. Это были годы нашей чудной молодости, задора и тяги к знаниям. На первый курс естественного факультета в 1953 г. было зачислено более 60 ив 1957 г. окончили ЯГУ более 50 человек.

В первые месяцы нашей учебы в переорганизованном из ЯГПИ в ЯГУ и.о. декана работал A.A. Макаров, прекрасный человек, глубоко знающий лекарственные растения и впоследствии защитивший по ним кандидатскую диссертацию. Он выпустил несколько монографий по лекарственным растениям Якутии. В начале 1957 г. деканом был назначен Д.М. Крылов, д.м.н., профессор, известный хирург, высланный из Ленинграда в связи с «ленинградским делом». В составе нашего факультета в 1957 г. был сделан набор на медицинскую специальность, которая стала основой отделения медицинского факультета.

Занятия проходили в две смены в здании ЯГПИ по улице Ярославского, 32/1. На втором этаже был актовый зал, где сводные лекции по общественным предметам для всех факультетов читали А.Е. Мординов, И.М. Романов, Г.П. Башарин, Ф.Г. Сафронов и другие.

По специальным предметам замечательно читали лекции и проводили семинарские и лабораторные занятия®. Д. Семенов, A.A. Макаров, к.б.н., доцентП.Д. Ларионов, В.Н. Дохунаев, Н.Г. Соломонов, А.И. Павлова, И.М. Брюханов, В.П. Самарин и другие, впоследствии многие из них стали кандидатами наук, а Н.Г. Соломонов доктором наук, членом-корреспондентом АН СССР; И.М. Брюханов и A.A. Макаров длительное время работали проректорами ЯГУ

Учебную практику мы проходили под руководством

A.A. Макарова, Н.Г. Соломонова, В.Н. Дохунаева и П. Д. Ларионова. С их помощью закрепляли на практике полученные в течение зимы теоретические знания, вырабатывали навыки и умения ведения полевых исследований, более того, собирали гербарии и изготавливали чучела и тушки для лабораторных занятий. Полученные в стенах родного вуза знания позволили нам, первым выпускникам ЯГУ, с честью пронести по жизни этот багаж, достичь определенных высот в педагогической, научной и практической деятельности и внести свою лепту в образовательное, научное, культурное и экономическое развитие нашей родной республики и страны в целом. Мы гордимся тем, что наша Якутская АССР из страны сплошной безграмотности стала республикой, где кроме нашего университета функционируют Якутская государственная сельскохозяйственная академия и филиалы ряда других высших учебных заведений страны, в 1947 г. открыт Якутский филиал АН СССР, который превратился в Якутский научный центр СО АН СССР.

Наш университет вначале расширил свою базу за счет выделенных Правительством ЯАССР нескольких зданий под разные факультеты. В частности, по улице Дзержинского здание МВД было выделено естественному факультету. Затем было построено главное здание университета, которое вошло в строй в 1968 г. В настоящее время университет имеет уникальные по своей архитектуре новые корпуса: КФЕН, КГФ, строится здание для инженерных факультетов. Наш естественный факультет был преобразован в биолого-географический, который имеет замечательные лаборатории и лекционные залы в КФЕН. Здесь имеются современные, на уровне мировых стандартов лаборатории: химические, биологические, географические. Если в первые годы основания ЯГУ на естественном

U 107

факультете работали несколько кандидатов наук, то теперь работают более 10 докторов, около 40 кандидатов наук. На факультете создан и успешно функционирует диссертационный совет по защите докторских диссертаций (председатель д.б.н., профессор И.И. Мордосов). Открыты аспирантуры по зоологии, ботанике, географии, биохимии и экологии. О таком росте научного потенциала факультета мы даже и не мечтали.

В первые годы учебы в институте нас сразу же приобщили к общественной работе, благодаря существовавшей замечательной традиции - первокурсники в начале учебного года участвовали в концерте художественной са-модеятельности, который давали перед коллективом студентов и преподавателей. Это испытание студенты первых курсов нашего набора прошли хорошо. Наш концерт понравился старшекурсникам и всем преподавателям института. Это было серьезной победой всех первокурсников, ибо мы впервые зарекомендовали себя перед новым коллективом. Затем начались годы учебы, общественная работа.

Учась в пединституте, а затем в ЯГУ, мы активноуча -ствовали в общественной жизни своих факультетов, института и университета. Многие из нас непосредственно возглавляли общественные организации и объединения студенчества.

Пединститут имел прославленную комсомольскую организацию, которой руководили Е.Д. Кычкин и С.И. Григорьев. Под их руководством секретарями факультетских организаций плодотворно работали С.Г. Охлопков (филологический), И.Е. Томский (исторический),

В.П. Попов и Е.П. Попов (естественный), пользовавшиеся большим авторитетом среди студентов и преподавателей своих факультетов, творчески и инициативно относившиеся к своим обязанностям. В центре внимания они постоянно держали воспитание студентов, формирование и развитие их личности и интеллекта - процесс становления и развития, совершенствования и обогащения их личностного и духовного мира.

Главным и ведущим направлением в воспитании студентов и формировании их личности было воспитание в них интернационально-патриотического чувства - любви к малой и большой Родине, преданности Отечеству, порождающей в людях единство целей и задач, братской дружбы и взаимопомощи народов, и их сближение в ходе активного строительства нашего большого дома - общества. Ради этого постоянно и последовательно проводи-

лись разные глубоко содержательные мероприятия, которые в настоящее время забыты. Неплохо было бы возвра-тить их в полном объеме, естественно, переиначив их содержание с учетом целей и задач современного времени. Как учит закон диалектики, не должно быть голого отрицания старого и преемственность должна соблюдаться, хотя бы потому, что Россия - многонациональная страна, в ней проживает много национальностей, и каждая из них имеет свою малую родину, родной язык и своеобразную культуру.

В центре внимания находились также проблемы этического и эстетического, трудового и физического воспитания, активной жизненной позиции студентов, о которых, к сожалению, в современных условиях не приходится и говорить. А следовало бы говорить, и побольше! Не зря Эмиль Дюркгейм утверждал: «Школа передает и упрочивает моральные ценности служащих».

Вышеизложенное способствовало формированию у студентов научного мировоззрения, повышало уровень их культуры, вырабатывало в студентах замечательные черты нравственности, рождало активные жизненные позиции, способствовало развитию социальной справедливости в их взаимоотношениях. Поэтому студенты нашего времени с высокой ответственностью и со знанием дела участвовали в решении важных задач учебно-педагогического процесса и в общественной жизни факультетов, института и университета, имели чувство личной ответственности в претворении своих обязанностей. Возможно, по этой причине многие выпускники нашего поколения продолжают творчески работать во многих сферах педагогической, хозяйственной и другой деятельности и вносят свою лепту в воспитании молодых людей и общества в целом.

Завершая свои воспоминания, я еще раз хочу добрым словом отметить наших руководителей и преподавателей университета А.Е. Мординова - первого ректора, блестящего лектора, д. филос. наук, И.М. Романова - выдающего якутского историка, крупного ученого, д.и.н., профессора, В.П. Самарина, В.Н. Дохунаева, A.A. Макарова и всех тех, которые были нашими Учителями, наставниками в жизни. От своего имени и имени моих однокурсников желаю дальнейшего процветания нашему Якутского государственному университету имени М.К. Аммосова. Желаем современным студентам достичь высоких знаний и славно пронести через всю свою жизнь звание выпускника нашего университета.

■4МН*'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.