Научная статья на тему 'Исторический очерк развития учебно-методической работы в ЯГУ - СВФУ'

Исторический очерк развития учебно-методической работы в ЯГУ - СВФУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИСТОРИЯ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / СВФУ / ЯГУ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тазлова Римма Семеновна

В статье описаны четыре основных этапа в истории развития учебно-методической работы в ЯГУ, а именно: первый этап (1956-1975) организация учебного процесса, формирование педагогического коллектива, создание материально-технической базы; второй этап (1976-1990) организация постоянного учебно-методического совета университета, успешное развитие учебно-методической работы, признание ЯГУ лидером среди вузов Северо-Востока страны по уровню развития учебно-методической работы; третий этап (1991-2009) укрупнение структурно-организационных форм подразделений университета, совершенствование учебно-методической работы, расширение и укрепление материально-технической базы; четвертый этап (с 2010 г.) после преобразования ЯГУ в СВФУ. За эти годы университет стал кузницей кадров для всех видов современного производства, научных кадров для фундаментальных и региональных исследований и сегодня в целом влияет на успешное развитие Республики Саха (Якутия) и всего Северо-Востока страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical sketch of development of educational and methodical work in YSU - NEFU

The article describes the four main stages in the history of educational-methodical work at Yakutsk State University (YSU), namely: the first stage (1956-1975) the stage of organizing the educational process, forming the lecturing staff, and building the material-technical base; the second stage (1976-1990) the stage of organizing the permanent educational-methodical Council of the University, successful development of the educational and methodical work, recognition of YSU as a leader among universities in the Russian North-East in terms of development of educational and methodical work; the third phase (1991-2009) consolidation of structural-organizational forms of the University divisions, improvement of educational-methodical work, expansion and enhancement of the material-technical base; the fourth stage (2010-2019) the transformation of YSU into North-Eastern Federal University (NEFU). Over the years, the University has become a training ground for all kinds of modern production, academic personnel for fundamental and regional studies, and generally determines the successful development of the Sakha Republic (Yakutia) and the Russian North-East.

Текст научной работы на тему «Исторический очерк развития учебно-методической работы в ЯГУ - СВФУ»

УДК 378.14 (571.56) (091) Р. С. Тазлова

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЯГУ - СВФУ

В статье описаны четыре основных этапа в истории развития учебно-методической работы в ЯГУ, а именно: первый этап (1956-1975) - организация учебного процесса, формирование педагогического коллектива, создание материально-технической базы; второй этап (1976-1990) - организация постоянного учебно-методического совета университета, успешное развитие учебно-методической работы, признание ЯГУ лидером среди вузов Северо-Востока страны по уровню развития учебно-методической работы; третий этап (1991-2009) - укрупнение структурно-организационных форм подразделений университета, совершенствование учебно-методической работы, расширение и укрепление материально-технической базы; четвертый этап (с 2010 г.) - после преобразования ЯГУ в СВФУ За эти годы университет стал кузницей кадров для всех видов современного производства, научных кадров для фундаментальных и региональных исследований и сегодня в целом влияет на успешное развитие Республики Саха (Якутия) и всего Северо-Востока страны.

Ключевые слова: учебно-методическая работа, история, этапы развития, СВФУ, ЯГУ, подготовка кадров.

R.S. Tazlova

Historical sketch of development of educational and methodical work in YSU - NEFU

The article describes the four main stages in the history of educational-methodical work at Yakutsk State University (YSU), namely: the first stage (1956-1975) - the stage of organizing the educational process, forming the lecturing staff, and building the material-technical base; the second stage (1976-1990) - the stage of organizing the permanent educational-methodical Council of the University, successful development of the educational and methodical work, recognition of YSU as a leader among universities in the Russian North-East in terms of development of educational and methodical work; the third phase (1991-2009) - consolidation of structural-organizational forms of the University divisions, improvement of educational-methodical work, expansion and enhancement of the material-technical base; the fourth stage (2010-2019) - the transformation of YSU into NorthEastern Federal University (NEFU). Over the years, the University has become a training ground for all kinds of modern production, academic personnel for fundamental and regional studies, and generally determines the successful development of the Sakha Republic (Yakutia) and the Russian North-East.

Keywords: educational-methodical work, history, stages of development, NEFU, YSU, training.

Введение

Деятельность университета многогранна, включает организацию учебного процесса, учебно-методическую, научно-исследовательскую, учебно-воспитательную работу. В любом высшем учебном заведении организация учебного процесса и уровень учебно-методической работы определяют

ТАЗЛОВА Римма Семеновна - заслуженный врач РС (Я), доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и наркологии Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, действительный член Академии Северного форума, кавалер ордена Дружбы народов, заслуженный работник высшего образования РФ, почетный ветеран СВФУ. Адрес: Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел: (4112)36-30-46 (факс), моб. телефон: +7 (924)664-01-54.

TAZLOVA Rimma Semenovna - Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Neurology and Psychiatry, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, a Member of the Northern Forum Academy, a holder of the Order of Friendship of Peoples, an Honoured Worker of the Higher Education of the Russian Federation, an Honoured Doctor of Yakutia, an Honourary NEFU Veteran. Address: Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 (4112) 36 30 46 (office), mob.: +7 (924) 664 01 54.

качество подготовки специалистов, поэтому требуют особого внимания. Нашей задачей является описать историю развития учебно-методической работы в Якутском государственном университете (ЯГУ), ныне Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ).

Основные этапы развития учебно-методической работы

Можно выделить четыре основных этапа в истории развития учебно-методической работы в ЯГУ, а именно: первый этап (1956-1975) - этап организации учебного процесса, формирования педагогического коллектива, создания материально-технической базы; второй этап (1976-1990) - этап организации постоянного учебно-методического совета университета, успешного развития учебно-методической работы, признания ЯГУ лидером среди вузов Северо-Востока страны по уровню развития учебно-методической работы; третий этап (1991-2009), когда происходило укрупнение структурно-организационных форм подразделений университета, совершенствование учебно-методической работы, расширение и укрепление материально-технической базы; четвертый этап (с 2010 г.) - после преобразования ЯГУ в СВФУ

Самым трудным, естественно, был первый этап - организация учебного процесса, формирование педагогического коллектива, создание материально-технической базы. Вопрос с формированием педагогического коллектива решился сравнительно легко. Организаторы ЯГУ, первые ректоры А.Е. Мординов, И.Г. Попов обращались к институтам и университетам Российской Федерации с просьбой о содействии комплектованию вновь открывшегося университета педагогическими кадрами. Институты и университеты откликнулись, и за сравнительно короткий срок во все подразделения университета были делегированы высококвалифицированные педагогические кадры.

Процесс становления педагогических кадров рассматривается на примере медицинского отделения биолого-географического факультета, с 1960 г. - медицинского факультета.

Педагогический коллектив формировался из делегированных специалистов, обладающих большим педагогическим и клиническим опытом, и из молодых врачей, работавших в различных медицинских учреждениях г. Якутска. Кафедру анатомии возглавил доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Михайлович Крылов, с 1960 г. декан медицинского факультета. Первым заведующим курса патологической анатомии был выпускник Омского медицинского института, кандидат медицинских наук, доцент Тюкавкин Артем Матвеевич, который за короткий срок оснастил курс современным оборудованием, создал гистологическую лабораторию, пато-логоанатомический музей. Музей, созданный А.М. Тюкавкиным, работает и в настоящее время, так как бережно сохранялся, постоянно пополнялся экспонатами. В музее в настоящее время проводятся лекционные занятия не только по специальным медицинским дисциплинам, но и по здоровому образу жизни для школьников и абитуриентов.

Для организации кафедры гистологии был приглашен профессор Одесского медицинского института С.Д. Шахов - известный эмбриолог. Семен Дмитриевич создал первую коллекцию учебных гистологических препаратов, методических материалов, таблиц, рисунков, а также музейных экспонатов (эмбрионов). На кафедре гистологии сохранились записи лекций С.Д. Шахова, его уникальные, собственноручно изготовленные макро- и микропрепараты по гистологии и эмбриологии.

В качестве организатора курса нормальной физиологии из Алтайского медицинского института была приглашена кандидат медицинских наук, доцент Троицкая Милица Васильевна (1958-1967). Милица Васильевна имела большой опыт учебно-методической работы, на высоком профессиональном уровне читала лекции, проводила практические занятия, руководила научным студенческим кружком, ее кружковцы участвовали в экспедиционной научной работе.

Курсом патологической физиологии с 1962 г. по 1970 г. заведовала А.А. Землянская, кандидат медицинских наук, доцент, делегированная из Саратовского медицинского университета. Патофизиология - очень сложная дисциплина, но Анна Андреевна умела объяснять просто и доступно сложные для студентов вопросы.

Организатором кафедры микробиологии была Гусельникова Мария Ивановна - кандидат биологических наук, доцент, которая заведовала кафедрой с 1959 г. по 1968 г. М.И. Гусельникова провела большую работу по организации учебного процесса, оснащению микробиологической лаборатории и подготовке педагогических кадров из выпускников медицинского факультета.

Гольштейн Лев Николаевич, делегированный в ЯГУ из Саратовского медицинского института, - кандидат медицинских наук, доцент, заведовал кафедрой акушерства и гинекологии с 1962 г. по 1968 г., обладал большим педагогическим и клиническим опытом, большое внимание уделял учебно-методической работе, руководил научным студенческим кружком, впервые в образовательной деятельности медицинского факультета инициировал проведение конкурса «Лучший акушер-гинеколог».

То, как я стала членом педагогического коллектива ЯГУ, характеризует принцип формирования в то время всех курсов и кафедр, возглавленных делегированными преподавателями. В 1961 г. моя семья жила в Омске: я работала ассистентом Омского медицинского института, мой муж Лебедев Вадим Вениаминович - в ветеринарном институте. У нас было двое детей: дочь шести лет и сын двух лет. Нам, молодым кандидатам наук, предложили поехать в г. Якутск на работу сроком на три года, помочь становлению Якутского университета. В.В. Лебедев поехал в г. Якутск к началу 1961-1962 учебного года, возглавил кафедру фармакологии сельскохозяйственного факультета, я приехала в феврале 1962 г. и возглавила курс психиатрии медицинского факультета.

И вот я в Якутске: февраль, холодно, короткий световой день, очень трудная адаптация. Первое знакомство с замечательным человеком - ректором университета Иннокентием Гавриловичем Поповым, который познакомил меня с деканом медицинского факультета, профессором Дмитрием Михайловичем Крыловым. Д.М. Крылов был предельно откровенен, сказал, что у него ничего нет, и создавать условия для занятий студентов по психиатрии - мое первое «боевое» задание. Клинической базой курса психиатрии была Якутская психиатрическая больница, располагавшаяся по ул. Дзержинского, 9. Состоялось знакомство и с главным врачом больницы Кимом Гавриловичем Санниковым. Главный врач и коллектив больницы восприняли открытие академического курса психиатрии с большим энтузиазмом. В лучшем из трех отделений, располагавшихся в одноэтажных деревянных зданиях, была выделена учебная комната и началась повседневная работа.

Лекции проходили на кафедре анатомии в небольшой аудитории, первый набор состоял из 50 человек. Практические занятия проводились в психиатрической больнице. Первый выпуск особенно запомнился. Студенты были очень организованные, с большим усердием овладевали знаниями, несмотря на недостаток учебных и наглядных пособий.

Коллектив медицинского факультета был небольшой, состоял из высококвалифицированных ученых центральной России и лучших специалистов г. Якутска, все хорошо знали друг друга и оказывали посильную помощь.

В июле 1962 г., находясь в г. Москве во время отпуска, обратилась за помощью в Первый Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова и Центральное управление по изготовлению учебных пособий. В институте мне предоставили возможность отобрать необходимую литературу из списанной. Благодаря этой помощи, отправила в адрес библиотеки ЯГУ 10 посылок по 10 кг с учебной литературой, себе взяла на память томик «Гиппократ» (Избранные произведения, 1934 г.). В Центральном управлении по изготовлению учебных пособий удалось приобрести тематические таблицы по общей и частной психиатрии, заказать по каталогу необходимые материалы. Таким образом, в 1962-1963 учебном году библиотечный фонд медицинского факультета пополнился литературой, а курс психиатрии - комплектом тематических таблиц.

В 1964 г. в г. Ленинграде состоялся очередной Всероссийский съезд психиатров и неврологов России. Организатором съезда был научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. Во время посещения института обратилась с просьбой выделить лабораторных животных для медицинского факультета ЯГУ. Одна из лабораторий института выделила двух белых крыс разного пола, клетку, рацион питания на двое суток. Так виварий медицинского факультета пополнился, белые крысы хорошо адаптировались к нашим условиям, быстро размножались, и факультет стал обеспечивать лабораторными животными другие факультеты и научно-исследовательские институты г. Якутска. Так совершенствовалась организация учебного процесса, постепенно налаживались деловые и творческие связи.

Институты центральной России и Сибири делегировали лучших специалистов, поэтому первые кафедры и курсы по различным дисциплинам были укомплектованы высококвалифицированными кадрами, обладающими большим опытом учебно-методической работы, педагогическим и профессиональным мастерством. Считаю, что делегированные в ЯГУ специалисты

совершили гражданский подвиг, способствовали своим опытом и знаниями успешному, ускоренному развитию всех подразделений университета. В то же время ректор И.Г. Попов и его администрация проявили большую ответственность, всемерно помогали благоустройству бытовых условий прибывших на работу специалистов и их адаптации в новых коллективах .

С первых лет образования медицинского отделения, затем медицинского факультета проводилась учебно-методическая работа, успешно и рационально использовался накопленный опыт многих поколений преподавателей высшей медицинской школы. Систематически работал учебно-методический совет факультета, состоявший из двух секций. Секцию по теоретическим дисциплинам возглавляла доцент Л.П. Гаврильева, секцию по клиническим дисциплинам - доцент Р.С. Тазлова. Уделялось большое внимание программному обеспечению дисциплин, составлению и содержанию лекционных курсов, проведению практических занятий, техническому обеспечению теоретических дисциплин, разбору тематических больных на клинических дисциплинах. В центре внимания всегда была преемственность накопления базовых знаний, оформление историй болезни и другой учебной документации.

Для формирования постоянного профессорско-преподавательского коллектива университет взаимодействовал с центральными институтами страны для подготовки кандидатов и докторов наук, которые получали не только опыт научно-исследовательской работы, но и навыки организации учебного процесса и учебно-методической работы.

В 1965 г. на медицинском факультете была открыта клиническая ординатура, в том числе и по психиатрии. Практические врачи охотно поступали в клиническую ординатуру, чтобы повысить квалификацию, и при этом материально врачи ничего не теряли: им выплачивалась средняя заработная плата врача по соответствующей специальности. Так, полностью оплачивались Якутским государственным университетом стажировки в научно-исследовательских институтах Москвы и Ленинграда, практиковавшиеся на втором году обучения по психиатрии. Во время стажировки клинические ординаторы имели возможность слушать лекции столичных профессоров, присутствовать на практических занятиях, сравнивать уровни своей подготовки и столичных ординаторов. Многим из наших клинических ординаторов с хорошей профессиональной подготовкой предлагали поступить в аспирантуру, но, к сожалению, по семейным обстоятельствам никто не смог принять предложение. Учебные командировки имели большое воспитательное значение, так как наши клинические ординаторы осознавали, что и в Якутске можно получить хорошую профессиональную подготовку.

Второй этап (1976-1990) связан с организацией и успешной деятельностью постоянного учебно-методического совета университета. На медицинском факультете учебно-методическая работа развивалась более успешно, чем в других подразделениях университета. В короткие сроки из представителей всех подразделений университета, возглавляющих учебно-методические комиссии, был сформирован совет, на ежемесячных заседаниях которого прежде всего рассматривались вопросы состояния учебно-методической работы и перспективы развития.

В весеннем семестре 1977 г. проводилась большая работа по подготовке общеуниверситетской учебно-методической конференции. Много времени заняла подготовка программы, ее редактирование, согласование с авторами. В марте 1977 г. была успешно проведена общеуниверситетская учебно-методическая конференция. Конференция проводилась по классическому сценарию: после каждого доклада ответы на вопросы, которые я считаю очень важным моментом, как для докладчика, так и слушателей, после завершения программы докладов проводилось общее активное обсуждение, так конференция выполняла свою главную задачу - обмен опытом. В ответах на вопросы выявляется глубина понимания докладчиком рассматриваемой темы, а вопросы определяют уровень подготовки аудитории.

С 1977 по 1988 гг. учебно-методическим советом под моим руководством проведено двенадцать ежегодных конференций, которые тогда организовывались и проходили со значительным интересом, творческим подъемом и массовым участием. В результате конференций повышался уровень учебно-методической работы, которая, в свою очередь, влияла на повышение качества подготовки специалистов в университете.

В 1984 г. ректоратом (ректор проф. А.И. Кузьмин) и учебно-методическим советом (председатель проф. Р.С. Тазлова) впервые в Якутске была проведена региональная учебно-

методическая конференция с участием представителей ведущих вузов Дальнего Востока и Сибири. Региональная учебно-методическая конференция получила высокую оценку, участники были приятно удивлены организационно-методическим уровнем её проведения.

В 1984 г. в связи с пятидесятилетием высшего профессионального образования в Якутии за достигнутые успехи, особенно в учебно-методической работе, университет награжден орденом Дружбы народов, а руководители университета и председатель учебно-методического совета получили высокие правительственные награды.

Таким образом, постоянно действующий учебно-методический совет выполнил основную задачу второго этапа - Якутский государственный университет стал лидером по развитию учебно-методической работы на Северо-Востоке страны.

Третий этап (1999-2009) связан с большей самостоятельностью, новым статусом - Республики Саха (Якутия). В этот период расширяется материально-техническая база, укрупняются учебные подразделения университета, открываются новые факультеты и специальности. В 1993 г. медицинский факультет преобразован в медицинский институт, в 1996 г. открывается педиатрический факультет, в 2006 г. - специальность «Стоматология» и факультет последипломного образования врачей (ФПОВ). Значительно повышается учебно-методический уровень профессорско-преподавательского состава, во всех подразделениях университета появляются талантливые методисты, учебно-методический совет университета начинает работать в новом составе. Участие в учебно-методических конференциях приобретает все более массовый характер, и материалы конференций в этот период печатаются не в одном, а в двух-трех тематических сборниках.

Завершая описание третьего этапа развития учебно-методической работы, можно констатировать, что Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова оправдал самые смелые мечты организаторов университета, став кузницей кадров для всех видов современного производства, научных кадров для фундаментальных и региональных исследований, в целом определяя успешное развитие Республики Саха (Якутия) и всего Северо-Востока страны.

Четвертый этап (с 2010 г.) начинается с образования 2 апреля 2010 г. Северо-Восточного федерального университета на базе Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. Реорганизация университета произведена в форме присоединения к нему Якутского государственного инженерно-технического института, Саха государственной педагогической академии, Института региональной экономики Севера, Научно-исследовательского института математики ЯГУ, Института здоровья. Разработана и одобрена Правительством РФ Программа развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» на 2010-2019 годы. Программа направлена на решение стратегических задач государства, развитие Северо-Востока России и Дальневосточного федерального округа, повышение качества жизни на Севере, привлечение населения страны в этот стратегически важный регион.

Заключение

В ряду этих грандиозных задач значительное место занимают задачи учебно-методической работы. Для их решения организовано учебно-методическое управление, успешно функционирует учебно-методический совет, во всех подразделениях университета активно работают учебно-методические комиссии. Университет успешно использует международную двухуровневую подготовку специалистов высшего профессионального образования, прогрессивную балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов, практикует стажировки преподавателей и обмен студентами с ведущими зарубежными университетами, совершенствует уровень знания иностранных языков, как преподавателями, так и студентами, открывает научно-исследовательские лаборатории, оснащая их современным оборудованием, ученые университета публикуют научные работы в престижных иностранных журналах. На кафедрах проводятся тематические семинары, на факультетах - учебно-методические конференции.

В заключение, поздравляя коллектив СВФУ с шестидесятилетним юбилеем университета, желаю выдающихся достижений в развитии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Республики Саха (Якутия) и Дальневосточного федерального округа России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.