Научная статья на тему 'Экспертная оценка вклада Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова в развитие человеческого капитала республики Саха (Якутия)'

Экспертная оценка вклада Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова в развитие человеческого капитала республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / РЕГИОН / СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / СВФУ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВУЗА / СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ ВУЗА / ВКЛАД ВУЗА В РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазутина Ирина Викторовна

В статье представлены результаты полевого этапа проекта «Анализ роли СВФУ в развитии территории на основе методики ОЭСР, адаптированной для российских вузов, с целью выработки предложений по оценке потенциала СВФУ для формирования научнообоснованных рекомендаций по позиционированию и усилению влияния университета в инновационном, научно-образовательном и социо-культурном развитии территории», реализованного в 2012 году Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ по инициативе Института перспективных технологий в образовании Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в рамках договора № 1537-09/12 от 24.09.2012 г. Исследование направлено на выявление особенностей развития Республики Саха (Якутия) и вклада Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в социально-экономическое развитие Якутии, Северо-Востока РФ и других регионов ДВФО через реализацию пяти функций университета, способствующих развитию территории: 1) Подготовка кадров для социально-экономического и инновационного развития республики; 2) Осуществление научных исследований и разработок для содействия решению социально-экономических проблем региона; 3) Трансфер знаний и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности в целях содействия социально-экономическому развитию региона; 4) Усиление инновационного потенциала региона и других субъектов ДВФО за счет консолидации усилий научных и образовательных организаций, бизнеса и органов власти, некоммерческих организаций округа; 5) Привлечение университетом передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий и их адаптация к условиям региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазутина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expert Evaluation of North Eastern Federal University Impact on Human Capital Development of the Sakha Republic

The article presents the outcomes of the qualitative research conducted in the framework of the project “Analysis of the NEFU’s role in the development of the territory on the basis of the OECD methodology adapted for Russian universities to develop recommendations for enhancement the university’s influence on innovative, technological, educational and socio-cultural development of the region”, implemented within the contract № 1537-09/12, 24.09.2012 by the Institute of International Organisations of the National Research University “Higher School of Economics” and Department for Strategic Development of North Eastern Federal University in 2012. The research aimed to evaluate NEFU’s impact on facilitating development of the Sakha Republic and Far Eastern Federal District through: 1) human resources education and training; 2) research; 3) knowledge transfer to stimulate region’s socio-economic development; 4) strengthening innovative potential consolidating capabilities of research and education institutions, business, local government and NGOs; 5) attracting advanced international technologies and knowledge and their adaptation to regional conditions.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка вклада Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова в развитие человеческого капитала республики Саха (Якутия)»

Экспертная оценка вклада Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в развитие человеческого капитала Республики Саха (Якутия)

И.В. Лазутина

Лазутина Ирина Викторовна — MSc in Cultural Management, м.н.с. Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; E-mail: Ilazutina@hse.ru

В статье представлены результаты полевого этапа проекта «Анализ роли СВФУ в развитии территории на основе методики ОЭСР, адаптированной для российских вузов, с целью выработки предложений по оценке потенциала СВФУ для формирования научно обоснованных рекомендаций по позиционированию и усилению влияния университета в инновационном, научно-образовательном и социокультурном развитии территории», реализованного в 2012 г. Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ по инициативе Института перспективных технологий в образовании Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова1 в рамках договора № 1537-09/12 от 24 сентября 2012 г.

Исследование направлено на выявление особенностей развития Республики Саха (Якутия) и вклада Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в социально-экономическое развитие Якутии, Северо-Востока РФ и других регионов ДВФО через реализацию пяти функций университета, способствующих развитию территории: 1) подготовка кадров для социально-экономического и инновационного развития республики; 2) осуществление научных исследований и разработок для содействия решению социально-экономических проблем региона; 3) трансфер знаний и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности в целях содействия социально-экономическому развитию региона; 4) усиление инновационного потенциала региона и других субъектов ДВФО за счет консолидации усилий научных и образовательных организаций, бизнеса и органов власти, некоммерческих организаций округа; 5) привлечение университетом передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий и их адаптация к условиям региона.

Ключевые слова: вуз, регион, Северо-Восточный федеральный университет, СВФУ, региональное развитие, социальная ответственность вуза, социальное участие вуза, вклад вуза в региональное развитие.

Key words: HEI, region, North-Eastern Federal University, NEFU, regional development, social responsibility of HEI, civil participation of HEI, social engagement, impact of HEI on regional development.

Введение

Республика Саха (Якутия) — самый крупный регион Российской Федерации, занимающий почти пятую часть территории страны. Якутия обладает не только большой территорией, но и огромным ресурсным потенциалом. На территории республики ведется

1 В настоящее время — Департамент стратегического развития СВФУ.

добыча алмазов, золота, нефти, газа и других полезных ископаемых. Регион развивается как ключевой промышленный и научный центр в Дальневосточном федеральном округе. Республика Саха активно включена в реализацию стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.2, направленной на комплексное развитие региона: промышленности, социальной сферы, инноваций.

В отдаленных субъектах РФ одним из наиболее значимых институтов регионального развития является университет. На территории Якутии функционирует один из девяти федеральных университетов, которые отличает более широкая миссия по отношению к региону в сравнении с национальными исследовательскими и другими вузами страны. Важную роль играет не только образовательная и научно-исследовательская деятельность федеральных университетов, но и их вклад в социально-экономическое и культурное развитие территории.

Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) был образован в апреле 2010 г. на базе Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. В его структуру вошли Якутский государственный инженерно-технический институт, Саха государственная педагогическая академия, Институт региональной экономики Севера, Институт прикладной экологии Севера, Институт математики, Институт здоровья. СВФУ — наиболее крупное учреждение высшего образования в Республике Саха (Якутия), в его составе одиннадцать институтов3, восемь факультетов4, подразделения дополнительного образования (Институт последипломного обучения врачей и Институт непрерывного профессионального образования) и шесть научно-исследовательских институтов5. Филиалы университета расположены в г. Мирный РС (Я), г. Нерюнгри РС (Я) и г. Анадырь (Чукотский автономный округ). Университет осуществляет подготовку / переподготовку специалистов и научные исследования в таких сферах, как экологическая безопасность и технологически эффективное воспроизводство минерально-сырьевой базы, рациональное природопользование, транспорт, связь, энергетика, строительство, медицина, культура народов Арктики, вычислительные технологии, непрерывное образование и др.

Формирование федеральных университетов как категории вузов с особой миссией требует новых инструментов оценки соответствия деятельности вуза потребностям региона, направленных на повышение вклада вузов в социальное и экономическое развитие территорий, а также создания долгосрочных стратегий развития учебного заведения и его интеграции в экономическое, социальное и культурное пространство территорий.

2 Текст Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. // Официальный сайт Министерства регионального развития РФ. URL: http://www.minregion.ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/346/ (дата обращения: 22.01.2013).

3 Институты СВФУ: Педагогический институт, Медицинский институт, Финансово-экономический институт, Институт математики и информатики, Физико-технический институт, Инженерно-технический институт, Институт физической культуры и спорта, Институт зарубежной филологии и регионоведения, Институт психологии, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ, Технологический институт.

4 Факультеты СВФУ: исторический факультет, филологический факультет, юридический факультет, биолого-географический факультет, автодорожный факультет, горный факультет, геологоразведочный факультет, факультет довузовского образования и профориентации.

5 Научно-исследовательские институты СВФУ: НИИ региональной экономики Севера, НИИ прикладной экологии Севера, НИИ Институт здоровья, НИИ математики, НИИ Олонхо, Институт А.Е. Кулаковского.

Методология исследования

Методология исследования опирается на подход, основанный на оценке вклада высшего образования в региональное развитие через концепцию «вуза, включенного в региональное развитие» (regionally engaged university)6. Применяемый подход в исследовании исходит из модели многофункционального и многоуровневого участия вузов в региональном развитии с учетом потребностей территории. В рамках настоящего исследования деятельность университета и ее результаты рассматриваются в контексте развития отдельных территорий, составляющих по отношению к СВФУ круги различной степени близости — города Якутска, Республики (Саха) Якутия, а также регионов Северо-Востока РФ (СВ РФ) и других регионов Дальневосточного федерального округа (ДВФО) (рис. 1) — и формирующих соответствующие уровни влияния университета на их социально-экономическое развитие.

Рис. 1. Уровни влияния СВФУ на социально-экономическое развитие территории:

1) Город Якутск; 2) Республика (Саха) Якутия; 3) Регионы Северо-Востока РФ; 4) Другие регионы ДВФО

Основу исследования составляет комплексный анализ реализации первого этапа Программы развития СВФУ им. М.К. Аммосова на период 2010—2019 гг. Важными результатами ее реализации должны стать формирование кадрового и научно-инновационного потенциала для социально-экономического развития Северо-Востока России, а также развитие СВФУ как научно-инновационного центра, обеспечивающего высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок в регионе.

6 Данный подход был также применен для разработки методики Организации экономического сотрудничества и развития, разработанной в рамках проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии» Программы «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР. Подробнее о проекте см.: Higher Education in Regional and City Development // OECD. URL: http://www.oecd.org/ edu/imhe/highereducationmregionalandcitydevelopment.htm (дата обращения: 24.01.2013).

-*1 Приморский край

На первом этапе проекта был проведен анализ статистики и документов стратегического развития регионов исследуемой территории, а также самоанализ отдельных структурных подразделений университета.

На следующем этапе с помощью качественных методов исследования (глубинных интервью и фокус-групп) осуществлялась оценка реализации программы развития СВФУ с точки зрения эффективности результатов и их влияния на развитие территории (табл. 1).

Таблица 1. Уровни анализа Программы развития Северо-Восточного федерального университета с точки зрения потребностей инновационного, научно-образовательного и социокультурного развития территории ДВФО

Приоритетные направления Программы развития СВФУ Проекты Программы развития СВФУ Уровни анализа

г. Якутск Республика Саха (Якутия) СевероВосточные регионы РФ Юго-Восточные регионы РФ

I. «Достижение нового качества университета» 1. Модернизация образовательного процесса

2. Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности

3. Развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся

4. Модернизация инфраструктуры университета

5. Совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления

II. «Обеспечение экологической безопасности и технологически эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального природопользования» 1.1. Разработка новых технологий поисков и оценки стратегически важных видов минерально-сырьевых ресурсов СВ РФ и обеспечение конкурентоспособными специалистами геологоразведочной отрасли

1.2. Создание научно-образовательного центра инновационных ресурсосберегающих геотехнологий освоения месторождений криолитозоны Северо-Востока России

1.3. Развитие научно-образовательных, кадровых и технологических ресурсов для обеспечения экологической безопасности природопользования в экстремальных природно-климатических условиях Северо-Востока России при реализации стратегических проектов освоения региона

Приоритетные направления Программы развития СВФУ Проекты Программы развития СВФУ Уровни анализа

г. Якутск Республика Саха (Якутия) СевероВосточные регионы РФ Юго-Восточные регионы РФ

III. «Использование наукоемких технологий и производств в условиях Севера» 2.1. Кадровое обеспечение и научное сопровождение развития транспортного комплекса Северо-Востока России

2.2. Энерго-, ресурсосбережение и безопасность в строительстве и жизнеобеспечении на Севере

2.3. Высокопроизводительные информационные вычислительные технологии решения научно-технических задач инновационного развития Северо-Востока России

2.4. Кадровое обеспечение и научное сопровождение развития химико-технологического комплекса по переработке углеводородного и биосырья на Северо-Востоке России

IV. «Повышение качества жизни на Севере» Подготовка кадров в следующих областях: •здравоохранение и формирование здорового образа жизни населения; •социальные и здоровьесберегающие технологии обеспечения жизни на Севере

Разработка и внедрение здоровьесберегающих и медицинских технологий, обеспечивающих повышение качества жизни населения на Севере

V. «Сохранение и развитие культуры народов Арктики» 4.1. Сохранение и развитие языков и культуры народов Северо-Востока России

4.2. Формирование современной практики междисциплинарных гуманитарных исследований и создание культурно-образовательной среды для арктических циркумполярных территорий

4.3. Создание и развитие научно-исследовательского института Олонхо

VI. «Аналитическая и кадровая поддержка инновационного социально-экономического развития Северо-Востока России» 5.1. Научно-аналитическое, экспертно-консалтинговое и кадровое обеспечение инновационного социально-экономического развития Северо-Востока России

5.2. Создание Арктического инновационного центра и формирование завершенной инновационной цепочки

В статье представлены некоторые результаты глубинных интервью и фокус-групп по вопросам эффективности реализации первого этапа программы развития за 2010— 2011 гг. и вклада университета в инновационное развитие территорий ближнего круга университета — города Якутска и Республики Саха (Якутия)7 на примере двух направлений Программы развития СВФУ:

— «Аналитическая и кадровая поддержка инновационного социально-экономического развития Северо-Востока России», деятельность по развитию системы непрерывного образования Северо-Востока РФ;

— «Качество жизни на Севере», проект «Разработка и внедрение здоровьесбере-гающих и медицинских технологий, обеспечивающих повышение качества жизни населения на Севере».

Подготовка высококвалифицированных специалистов и развитие здоровьесбере-гающих технологий, как видно, является одним из приоритетных направлений Программы развития университета. Выбор данных направлений Программы развития для анализа и представления в настоящей статье обусловлен их ключевым значением для развития человеческого потенциала и формирования условий для новой модели экономического развития, основанной на инновациях. Последовательно решая проблемы своего региона, в частности, обеспечивая доступ к качественным образовательным и медицинским услугам, университет создает условия для его инновационного прорыва. Развитие человеческого капитала в республике делает регион более привлекательным для инвесторов, профессиональных кадров, стимулирует выпускников учебных заведений применять свои знания и навыки на благо Якутии.

Анализ включает экспертную оценку общего инновационного потенциала Республики Саха, эффективности реализации первого этапа программы СВФУ и вклада университета в социально-экономическое развитие региона на примере двух направлений развития университета через реализацию пяти функций вуза в развитии региона, выделенных в ходе комплексного изучения его деятельности:

1. Подготовка кадров для социально-экономического и инновационного развития региона.

2. Осуществление научных исследований и разработок для содействия решению социально-экономических проблем региона.

3. Трансфер знаний и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности в целях содействия социально-экономическому развитию региона.

4. Усиление инновационного потенциала региона и других субъектов ДВФО за счет консолидации усилий научных и образовательных организаций, бизнеса и органов власти, гражданских институтов округа.

5. Привлечение университетом передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий и их адаптация к условиям региона.

Оба направления деятельности СВФУ, выбранные для рассмотрения, в рамках настоящей статьи анализируются по каждой из пяти выделенных функций8.

В период реализации проекта были проведены 42 интервью и 10 фокус-групп с представителями СВФУ и внешними экспертами. Всего в исследовании приняли участие 122 респондента, среди них 51 сотрудник университета и 71 внешний эксперт.

7 Анализ вклада СВФУ в развитие регионов дальнего круга (Северо-Востока РФ и других регионов ДВФО) не включен в предмет анализа в данной статье и будет представлен в последующих публикациях.

8 Аналитическая рамка принята для анализа всех шести приоритетных направлений Программы развития СВФУ. Полные результаты анализа будут представлены в последующих публикациях.

С представителями администрации и руководителями структурных подразделений университета состоялось 19 глубинных интервью. В выборке представлены эксперты ключевых структурных подразделений, принимающих участие в реализации Программы развития. Также проведены три фокус-группы:

1) со студентами и аспирантами;

2) с научными сотрудниками;

3) с преподавателями университета (табл. 2).

Таблица 2. Количество интервью и фокус-групп с сотрудниками университета

Категория экспертов/ Тематические направления Ректорат Руководители административных и научных подразделений Руководители факультетов ППС С X Студенты, аспиранты

Глубинные интервью Фокус-группы

Достижение нового качества университета (модернизация образовательного процесса и научно-исследовательской инфраструктуры, развитие кадрового потенциала) 3 2 1 1 1

Обеспечение экологической безопасности и технологически эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы 2

Кадровое обеспечение и научное сопровождение развития транспортного комплекса 1

Энергоресурсосбережение и безопасность в строительстве и жизнеобеспечении на Севере 1

Развитие информационно-вычислительных технологий 1

Разработка и внедрение здоровьесберегающих медицинских технологий 2

Сохранение и развитие языков и культуры народов Северо-Востока России 1

Развитие химико-технологического комплекса по переработке углеводородного и биосырья 1

Создание Арктического инновационного центра 2

Развитие системы непрерывного образования 2

Создание и развитие Научно-исследовательского института Олонхо 1

С внешними экспертами было проведено 23 глубинных интервью и 7 фокус-групп. В исследовании приняли участие представители пяти ключевых групп экспертов:

1) органов управления;

2) учебных и научных организаций;

3) предприятий крупного бизнеса;

4) предприятий среднего и малого бизнеса;

5) некоммерческих организаций и профессиональных ассоциаций (табл. 3). Географический охват выборки представлен четырьмя уровнями, выделенными

для анализа влияния университета на развитие территории: 1) Город Якутск, 2) Республика Саха (Якутия), 3) Регионы Северо-Востока РФ, 4) Дальневосточный федеральный округ. Фокус-группы были проведены по таким ключевым направлениям развития территории, как транспорт, культура, здравоохранение, экология и др. (табл. 3).

Таблица 3. Количество интервью и фокус-групп с внешними экспертами

Категория экспертов / География охвата выборки г. Якутск РС (Я) СВ РФ ДВФО

Глубинные интервью

Органы управления 1 1 1

Образовательные и научные учреждения 1 1 2 1

Крупный бизнес 2 2 1

Малый и средний бизнес 3 2

НКО и профессиональные ассоциации 4 1

Фокус-группы

Сохранение культуры и развитие культурной сферы в республике, регионах СВ РФ и ДВФО во взаимодействии с представителями учреждений культуры и образования г. Якутска 1

Инновационное развитие республики, регионов СВ РФ и ДВФО во взаимодействии с научными исследовательскими организациями, бизнесом, профильными органами государственной власти и инвестиционными компаниями 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие здравоохранения в республике, регионах СВ РФ и ДВФО во взаимодействии с профильными органами власти и некоммерческими организациями 1

Сохранение экологии и окружающей среды республики, регионов СВ РФ и ДВФО во взаимодействии с профильными органами власти, экспертными, научно-исследовательскими и некоммерческими организациями, промышленными предприятиями РС (Я) 1

Развитие улусов РС (Я) во взаимодействии с представителями администраций районов РС (Я) 1

Развитие транспортно-логистической отрасли РС (Я), регионов СВ РФ и ДВФО во взаимодействии с профильными ведомствами, экспертными, научно-исследовательскими учреждениями, другими вузами, промышленными предприятиями и транспортными компаниями РС (Я), регионов СВ РФ и ДВФО 1

Решение задач инновационного развития ДВФО во взаимодействии с вузами Дальневосточного федерального округа 1

Экспертная оценка возможностей и барьеров инновационного развития Республики Саха (Якутия)

Якутия представляет собой минерально-сырьевой и горнодобывающий регион России и занимает ведущее место в Российской Федерации по добыче алмазов, золота, олова и сурьмы, здесь ведется добыча природного газа, нефти, платины, камнецветного сырья и других полезных ископаемых [4]. Ведущим сектором экономики республики является добывающая промышленность, предприятия которой — основные потребители наукоемких и инновационных технологий в Якутии. Наиболее крупные представители отрасли: АК «АЛРОСА», ОАО «Алмазы Анабара», «Якутуголь», ОАО ННГК «Саханеф-тегаз», ОАО «Алданзолото», ОАО «Якутгазпром» и др. Ключевым преимуществом региона является развитая алмазодобывающая индустрия. В 2010—2012 гг. в республике реализован проект по созданию кластера по огранке алмазов и производству ювелирных изделий для продвижения России на мировом рынке бриллиантов и ювелирных изделий. Основными инвесторами проекта выступили Республика Саха (Якутия), ООО НПК «ЭПЛ Даймонд», ОАО «Золото Якутии», ООО «Чорон Даймонд», ООО «Якутская алмазная компания», ООО «Кристал-99» и др. [1].

Потенциал для инновационного развития республики формируют не только промышленные предприятия, но и широкая сеть научных и образовательных организаций, осуществляющих исследования в различных областях знания и обладающих собственной технологической инфраструктурой. В Якутии функционирует Академия наук РС (Я), в состав которой входят Центр Арктической археологии и палеоэкологии человека, Центр социальных проблем труда и Центр внедрения инновационных тех-нологий9. Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук представлен восьмью институтами: 1) Институт биологических проблем криолитозо-ны; 2) Институт геологии алмаза и благородных металлов; 3) Институт горного дела Севера им. Н.В. Черского; 4) Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера; 5) Институт космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера; 6) Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова; 7) Институт проблем нефти и газа; 8) Институт физико-технических проблем Севера10. В республике работают такие институты структуры РАН, как Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства СО Российской академии сельскохозяйственных наук и Якутский научный центр комплексных медицинских проблем СО Российской академии медицинских наук.

Действует несколько ведомственных и отраслевых институтов, в том числе собственные исследовательские структуры крупных предприятий. К примеру, Научно-исследовательский и проектный институт алмазодобывающей промышленности «Якут-нипроалмаз», Научно-исследовательское геологоразведочное предприятие (НИГП) компании АК «АЛРОСА», расположенные в г. Мирный РС (Я).

В области высшего профессионального образования, помимо СВФУ, в республике работают Арктический государственный институт искусств и культуры, Якутская государственная сельскохозяйственная академия (с Олекминским и Октемским филиалами в республике), Высшая школа музыки РС (Я) (институт) им. В.А. Босикова,

9 Структура Академии наук Республики Саха (Якутия) // Сайт Академии наук РС (Я). URL: http://science.ykt.ru/index.php?do=cat&category=structure (дата обращения: 09.01.2013).

10 Структура ЯНЦ СО РАН // Сайт Якутского научного центра СО РАН. URL: http://www.prez. ysn.ru/ (дата обращения: 05.12.2012).

Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, а также ряд филиалов высших учебных заведений других регионов России.

Несмотря на присутствие успешных крупных предприятий, научных организаций и крупных образовательных центров в республике, участники исследования дают невысокую оценку инновационному потенциалу Якутии:

«Среды как таковой для инновационной деятельности в республике, и вообще в федеральном округе, практически нет, потому что у нас в республике нет высокотехнологичных производств, куда можно внедрить инновации, конечно, (есть, но) очень ограниченно» (из интервью с руководителем научной организации).

Основными препятствиями на пути социально-экономического и инновационного развития республики эксперты считают: 1) очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, снижение численности населения, 2) недостаточно развитую транспортную инфраструктуру, 3) несовершенство законодательства в области инновационного развития; 4) недостаточную консолидацию бизнеса, органов управления, образовательных и научных организаций для решения задач развития республики.

Первыми и самыми острыми социально-экономическими проблемами в регионе экспертами были названы очаговый характер расселения и снижение численности населения. В 2010 г. миграционная убыль Якутии составила 7,1 тыс. человек и увеличилась на 1,5% по отношению к 2009 г. [4]. Участники исследования полагают, что без создания благоприятных социально-экономических условий молодые специалисты будут продолжать покидать республику. Способствует оттоку населения и неравномерному расселению экспортно-сырьевой характер экономики. Благополучие региона определяется деятельностью крупных добывающих компаний, которые осваивают месторождение полезных ископаемых или функционируют на территории республики. Неравномерное промышленное освоение огромной территории Якутии (3,1 млн кв. км) влечет за собой существенные различия в уровне развития отдельных районов (улусов). В населенных пунктах, где нет промышленных предприятий, уровень жизни зависит от объемов республиканского и федерального финансирования11.

«У нас в республике только один Мирнинский район соответствует всем требованиям местного самоуправления, потому что поступление доходов располагает. Это один из главных факторов. Мы на сегодня, муниципальные районы, глубоко дотационные, зависимые от нашего центра» (из интервью с главой улуса).

Наиболее характерна проблема оттока населения для северных территорий республики. В советское время из-за целевой политики государства наблюдалась значительная миграция населения в северные регионы. После 1991 г. начался обратный процесс переселения, который продолжается до сих пор12.

Для Республики Саха 1990 г. также стал чувствительным в отношении миграционных процессов. В этот год из республики выехало 22739 человек. В 2000 г. этот показатель составил 18063 человека, сохраняясь на достаточно высоком уровне до 2008 г., когда из республики выехало 15053 человека. Начиная с 2009 г. показатель выбывшего населения внутри республики не превышает 10 тыс. человек (9987 человек — в 2009 г. и 9383 человека - в 2010 г.)13.

11 Подробный анализ экономического развития РС (Я) представлен в отчете СВФУ о научно-исследовательской работе «Финансово-экономическая модель Республики Саха (Якутия)», 2011 г.

12 По данным отчета СВФУ о научно-исследовательской работе «Финансово-экономическая модель Республики Саха (Якутия)», 2011 г.

13 Общие итоги миграции населения // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). 27.11.2012. URL: http://sakha. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/population/ (дата обращения: 21.02.2013).

Главы северных улусов в интервью отмечали, что количество желающих покинуть северные районы увеличивается, молодые люди не хотят возвращаться после окончания учебных заведений. Миграцию жителей старшего поколения сдерживает длительная процедура получения сертификата на переезд. Федеральный закон о поддержке граждан, выезжающих из районов крайнего Севера14, вступил в силу в январе 2003 г. По данным министра труда и социального развития Якутии, за 2004—2010 гг. выдано 1197 жилищных сертификатов. А в очереди на получение жилищных субсидий (сертификатов) в республике, по данным на 1 января 2011 г., стояло 12425 семей (31107 человек). Недостаточное финансирование федеральной программы приводит к тому, что срок ожидания сертификата составляет 7—12 лет15.

«Те же пенсионеры, которые приехали за длинным рублем на два года и остались на всю жизнь, у нас таких очень много, и теперь они хотят выехать на постоянное место жительства. Поэтому здесь очень много людей ждут до конца своей жизни этого сертификата по выезду из районов Крайнего Севера» (из интервью с главой улуса).

Вторым препятствием для прорывного развития республики, по мнению экспертов, является недостаточное развитие транспортного комплекса — ключевой отрасли стратегического развития республики для преодоления ее изоляции от остальной части России, а также формирования единого экономического пространства на территории ДВФО.

«Сдерживающим фактором развития экономики, культуры и социального развития республики является транспортная инфраструктура. У нас полностью деградировала авиация, отсутствуют дороги к населенным пунктам, самая короткая железная дорога в Российской Федерации, всего 800 км» (из интервью с руководителем профессиональной ассоциации).

«Недостаточно развит железнодорожный комплекс, его полное отсутствие в центральной, восточной части ограничивает рынок сбыта производимой продукции» (из интервью с представителем крупного предприятия).

На территории ДВФО и Забайкалья, занимающих 40% территории страны, длина железнодорожных путей общего пользования составляет 13,8% от эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации [3]. Большая часть автодорог Якутии находится в критическом состоянии и функционирует лишь несколько месяцев в году. Основная часть грузопотока проходит через речной порт, также связывающий Якутск с рядом населенных пунктов. Наибольший объем перевозок приходится на летне-осенний период (с мая по октябрь), когда осуществляется завоз грузов в районы Крайнего Севера с ограниченным сроком навигации. Речное сообщение, частично автодорожное и морское сообщение в северных районах в зимнее время недоступны16. Развитию транспортного комплекса препятствуют прежде всего тяжелые климатиче-

14 Федеральный закон от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12128598/ (дата обращения: 15.01.2013); Федеральный закон РФ от 17 июля 2011 г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Российская газета — Федеральный выпуск. № 5532. 20.07.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/07/20/ subsidii-dok.html (дата обращения: 15.01.2013).

15 Таюрский В. В очередь с Крайнего // Российская газета — Экономика Дальнего Востока. № 5676. 12.01.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/01/12/reg-dfo/sever.html (дата обращения: 15.01.2013).

16 Для обеспечения населения в зимнее время продуктами в ряде регионов реализуется зимний

завоз.

ские условия и недостаточная изученность технологий строительства дорог в условиях Крайнего Севера.

«Железная дорога строится по уникальному проекту, она вся на вечной мерзлоте. И мы до конца не знаем, что там происходит. Но мы делаем все, чтобы предотвратить (разрушение дороги), т.е. дорога изучается, мерзлота изучается» (из интервью с руководителем профессиональной ассоциации).

Третьим, но не менее важным препятствием на пути инновационного развития республики, по мнению участников исследования, является недостаточное развитие нормативно-правового поля. К примеру, неурегулированность правовых отношений между образовательными учреждениями и коммерческими структурами, а также отсутствие законодательных норм, касающихся отношений работодателей и студентов, которые обучаются по программам целевой подготовки. Перед бизнесом стоит задача «закрепления» молодых специалистов — выпускников вуза на предприятии. Не получает законодательной поддержки и практика создания малых инновационных предприятий на базе высших учебных заведений, также нерешенными были названы проблемы в области защиты интеллектуальной собственности.

Четвертый фактор, сдерживающий инновационное развитие в регионе, по мнению экспертов, — недостаточное взаимодействие образовательных и научных организаций, бизнеса, органов управления, венчурных структур на уровне республики и всего ДВФО.

«ВДВФО нет устойчивых контактов... мы заново открываем друг друга. Устойчивые контакты в сфере государственного, муниципального управления, в сфере бизнеса... только зарождаются» (из интервью с представителем органов управления).

По мнению представителей научных и образовательных структур, предприятия не заинтересованы в совместной деятельности с вузами и научными организациями, так как большинство крупных промышленных компаний имеют собственные исследовательские центры.

«Отсутствует заинтересованность со стороны бизнеса. Крупные предприятия, заинтересованные в разработках, содержат свои собственные научные структуры и в меньшей степени заинтересованы поддерживать разработки вовне. Пример, Сургутнефтегаз и Газпром» (из интервью с представителем научной организации).

В то же время представители крупного бизнеса отмечали в интервью, что уже сотрудничают с различными вузами и научными организациями России, или выразили готовность работать с университетами в области подготовки кадров, проведения научных исследований, создания малых инновационных предприятий на базе учебных заведений. По мнению экспертов, для успешного и долгосрочного сотрудничества бизнеса и вузов необходимы взаимная заинтересованность сторон и равный вклад партнеров в совместные проекты.

Взаимодействие образовательных и научных организаций с предприятиями малого и среднего бизнеса не рассматривается участниками исследования как перспективное с точки зрения вклада в инновационное развитие территории. Во-первых, это связано с тем, что большинство таких предприятий в республике заняты в сфере торговли и услуг (рис. 2). Во-вторых, малые и средние предприятия, работающие в сфере производства, как правило, не обладают достаточным потенциалом для инновационного развития, не заинтересованы во внедрении инноваций и долгосрочных инвестициях.

«Хозяйственные структуры инертны, потому что они ограничены в свободном капитале и у них не хватает денег на собственные обороты для развития даже собственных производств. Для того чтобы внедрить новую технологию, еще нужны дополнительные средства, у них их нет, у них возможности ограничены» (из интервью с представителем научной организации).

Сельское и лесное хозяйство, охота.

Добыча полезных "скопаемых абатывающее юизводство

Сфера торговли и услуг

Строительство

Транспорт и связь

высокотехнологичного

производства

Область

Рис. 2. Распределение малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в Якутии, 2010 г. (% от общей численности предприятий), N = 35097

Источник: расчеты автора по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) [6].

Важную роль в развитии региона эксперты отводят сотрудничеству вузов и научных организаций в ДВФО, консолидации усилий для совместной подготовки студентов и аспирантов, проведения научных исследований, подготовки научных кадров. Стать более открытыми друг для друга вузам мешает чувство конкуренции. Представители высшей школы полагают, что особенности социально-экономического развития территории и малочисленность населения (выраженная, в том числе, в ограниченной численности абитуриентов) способствуют не сотрудничеству, а, наоборот, жесткой конкуренции между вузами федерального округа.

«Конкуренция есть всегда (между университетами), особенно когда абитуриентов мало» (из интервью с представителем научной организации).

Преодоление изолированности и более открытая политика вузов, направленная на территорию, может способствовать ее сбалансированному развитию, усилению возможностей отдельных научных школ и целых университетов.

«Взаимодействие региональных университетов должно быть тесным. Необходимо регулярно обмениваться информацией и возможностями. Полагаю, что в наших условиях вузы должны не конкурировать, а дополнять друг друга»» (из интервью с представителем научной организации).

Успешное сотрудничество образовательных и научных организаций может привести к сокращению финансовых расходов партнеров. По словам экспертов, организации, функционирующие в республике, зачастую приобретают одинаковое дорогостоящее оборудование для лабораторий, но не могут обеспечить полную его загрузку. Оптимальным решением может быть налаженная работа центров коллективного пользования в вузах, позволяющая обращаться к лабораторному оборудованию сторонним организациям, а также договоренность образовательных и научных структур о совместном приобретении и использовании оборудования.

Помимо чувства конкуренции, консолидации университетов препятствует непостоянство процессов развития высшей школы в России. Представители региональных университетов не видят преемственности в реформировании системы высшего образования, что осложняет процесс долгосрочного планирования и мотивации сотрудников вузов.

«Я боюсь столкнуться с непонятной реорганизацией высшей школы, в результате которой мы нечетко представляем, кем мы будем через год, через два, когда человек не видит впереди, что будет... Это, на мой взгляд, самая главная причина того, что большой инициативы от людей мы, наверное, не увидим, они предпочтут просто отсюда уехать. Все эти тенденции, которые четко показывают, что провинциальные вузы должны быть второстепенными, приведут к оттоку научных кадров и невозможности реализовать все эти инновационные намерения, которые могут быть» (из интервью с представителем регионального вуза ДВФО).

На уровне города Якутска окружной администрацией предпринята инициатива по консолидации интеллектуальных ресурсов бизнеса, образовательных и научных учреждений, органов управления. В 2011 г. создан Научно-технический совет при главе Якутска для экспертного сопровождения проектов социально-экономического развития территории. Приоритетным направлением деятельности совета является «расширение взаимодействия разработчиков инновационных технологий и решений с производственным сектором» [2]. Глава городского округа рассматривает СВФУ как ключевое звено подобного сотрудничества и центр инновационно-технологического кластера в Якутске [5, с. 128—134]. Более масштабным примером консолидации усилий регионов является Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье», призванная служить межрегиональной интеграции и устойчивому развитию экономики входящих в нее территорий. Ассоциация объединяет органы законодательной и исполнительной власти субъектов ДВФО, Республики Бурятия, Забайкальского края17.

В ходе глубинных интервью и фокус-групп эксперты отмечали положительные изменения и успешные первые шаги по формированию инновационного климата в регионе. Якутия находится на этапе становления инновационной инфраструктуры, созданы Государственный комитет по инновационной политике и науке РС (Я), Венчурная компания «Якутия», ГАУ «Технопарк «Якутия» и Арктический инновационный центр СВФУ. В то же время большинство участников исследования считают, что республика не готова к быстрому инновационному прорыву, поскольку созданные структуры только начинают свою деятельность, пока еще не обладают достаточным финансированием и опытом работы. В первую очередь нуждаются в поддержке такие сферы социально-экономического развития республики, как здравоохранение, транспорт и энергетика. Эксперты единодушны в том, что для инновационного развития Якутии необходимо поощрять инновации в социальной сфере и сфере здравоохранения, поддерживать проекты, направленные на повышение устойчивости экологического развития республики. При этом ключевыми могут стать области, в которых республика уже имеет конкурентные преимущества. Прежде всего к ним относятся горнодобывающая промышленность, биотехнологии и изучение криолитозоны.

Первое направление — горнодобывающая промышленность — наиболее развитая отрасль региона. На его территории сосредоточено множество крупных предприятий, накоплен высокий кадровый, инфраструктурный потенциал. К примеру, перспективным является развитие технологий переработки отходов добывающих производств.

«На мой взгляд, все, что связано с георесурсным потенциалом, приростом запасов, полезных ископаемых в республике, с открытием новых месторождений, с разработкой новых форм, методов — это все перспективно, потому что это дает возможность республике

17 Официальный сайт Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье». URL: http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/ (дата обращения: 22.01.2013).

развиваться как промышленному центру» (интервью с представителем предприятия, крупный бизнес).

«Один из вопросов — это переработка отходов обогащения на Эльгинском месторождении, использование доломитов на месторождении "Пионерская", утилизация отходов горного производства в целом» (интервью с представителем предприятия, крупный бизнес).

Второе направление — биотехнологии. Республика обладает уникальной флорой и фауной. Кроме того, накоплен большой опыт в области изучения питания населения и производства пищевых добавок.

«Здесь есть уникальные растения, уникальный животный мир, которые на должном уровне не изучены. Мы можем взять направление биофармацевтики и даже просто выйти на здоровом питании. Лечебное питание — вот он наш конек, который мы можем развивать» (из интервью с представителем органов управления).

Климатические и природные особенности территории республики также являются ее преимуществом. Третье направление — исследование криолитозоны — не только может помочь развитию региона, но и способно превратить республику в центр изучения мерзлоты и особенностей жизни, строительства в условиях Крайнего Севера (в том числе развитие арктической медицины).

Результаты экспертного опроса показывают, что Якутия обладает рядом конкурентных преимуществ по сравнению с другими регионами: развитой добывающей промышленностью (в том числе алмазной индустрией), уникальными природными и климатическими условиями, накопленным опытом в области изучения криолитозоны и особенностей жизни на Севере (в частности, в строительстве и медицине). Препятствует инновационному развитию республики ряд нерешенных социально-экономических проблем. Наиболее острыми из них являются отток населения, низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, недостаточная консолидация усилий со стороны бизнеса, органов управления и др.

Экспертная оценка вклада университета в социально-экономическое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия)

Программа развития СВФУ охватывает все основные направления социально-экономического развития, востребованные в республике. Университет продолжает развивать уже сложившиеся научные школы (в области медицины, математики, педагогики и др.) и создает новые в области биохимии, транспорта и др.

В 2010—2011 гг. университет реализовал первый этап программы развития, направленный на модернизацию образовательного процесса и решение приоритетных задач социально-экономического развития региона. За этот период в университете создана собственная инновационная структура — Арктический инновационный центр (АИЦ). В структуру АИЦ входят Инновационный технопарк, Центр коллективного пользования, Центр интеллектуальной собственности, Центр вычислительных технологий, Научно-образовательный центр «Нанотехнологии», Центр поддержки научных программ и грантов, Межвузовский студенческий инновационный бизнес-инкубатор.

Создание и ресурсное обеспечение системы поиска и продвижения востребованных рынком научно-технических разработок — основное направление деятельности Арктического инновационного центра. Для решения этой задачи развиваются технологические лаборатории и создаются малые инновационные предприятия (МИП),

нацеленные на внедрение результатов интеллектуальной деятельности ученых университета. К 2011 г. на базе университета создано 19 малых инновационных предприятий18. В интервью эксперты высоко оценили вклад университета в формирование инновационного климата в республике.

«Первые шаги в развитии инновационной инфраструктуры — создание Арктического инновационного центра, это успешный проект» (из интервью с представителем органов управления).

Для комплексной оценки вклада СВФУ в социально-экономическое и инновационное развитие территории на основе результатов глубинных интервью и фокус-групп был осуществлен анализ эффективности Программы развития университета по нескольким ключевым функциям СВФУ, выделенным в качестве основных для инновационного и социально-экономического развития территории:

— подготовка кадров для социально-экономического и инновационного развития республики;

— осуществление научных исследований и разработок для содействия решению социально-экономических проблем региона;

— трансфер знаний и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности в целях содействия социально-экономическому развитию региона;

— усиление инновационного потенциала региона и других субъектов ДВФО за счет консолидации усилий научных и образовательных организаций, бизнеса и органов власти, некоммерческих организаций округа;

— привлечение университетом передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий и их адаптация к условиям региона.

Данные функции представляют собой синтезированные ожидания в отношении университета со стороны внешних стейкхолдеров и сотрудников университета и позволяют комплексно оценить вклад вуза в развитие региона.

Далее представлен анализ двух направлений Программы развития университета по каждой из пяти выделенных функций: 1) Разработка и внедрение здоровьесберегаю-щих и медицинских технологий, обеспечивающих повышение качества жизни населения на Севере и 2) Развитие системы непрерывного образования Северо-Востока РФ.

Подготовка кадров для социально-экономического и инновационного развития Республики Саха (Якутия)

Наиболее важной участники исследования признают образовательную функцию университета. Эксперты высоко оценивают потенциал федерального университета в реализации кадровой составляющей экономического развития региона. Университет обеспечивает профессиональными кадрами все основные отрасли экономики в республике.

«Роль университета в инновационном развитии заключается в обеспечении кадрами» (из интервью с представителем крупного бизнеса).

Одна из стратегических целей университета — превращение его в центр современной системы непрерывного образования Северо-Востока страны. Для решения этой задачи СВФУ занимается допрофессиональной подготовкой учащихся, организацией непрерывного дополнительного профессионального образования жителей округа, а также формированием научно-методической базы в сфере технологий непрерывного

18 СВФУ: статус обязывает. Бриллианты знаний якутской огранки // Качество образования. 2012. № 10. С. 31.

образования региона для всех образовательных учреждений и обучающих центров предприятий. Система непрерывного образования СВФУ включает три уровня: довузовское образование, профессиональное образование (бакалавриат, магистратура, последипломное образование), дополнительное образование (табл. 4). Для реализации программ довузовской и последипломной подготовки созданы специальные структурные подразделения: факультет довузовского образования и профориентации, Институт непрерывного профессионального образования.

Высокую оценку получила деятельность университета по работе с общеобразовательными учреждениями республики и других регионов ДВФО, обучению и поддержке педагогов школ и гимназий в округе. Университет проводит различные мероприятия в республике для отбора и поддержки способных детей: Северо-Восточную олимпиаду школьников по нескольким дисциплинам, дистанционный профориентационный проект «Мой, Твой, Наш университет» и др.

Осложняет взаимодействие университета с образовательными учреждениями Якутии удаленность и плохая транспортная доступность поселений. На первом этапе Программы развития наиболее масштабным проектом для преодоления существующих сложностей стало создание образовательного портала «Вебкафедра» для дистантного обучения педагогов. Для решения проблемы дефицита педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях республики (особенно сельских удаленных территориях) СВФУ создает педагогические классы, проводит конкурсы мастерства для педагогов школ Якутии.

Для поддержки системы дополнительного профессионального обучения университетом созданы пять опорных точек в отдаленных улусах Якутии на базе учреждений начального и среднего профессионального образования. Как показывают результаты исследования, в настоящее время университет способен охватить не все направления обучения и повышения квалификации персонала, востребованные организациями республики. К примеру, нерешенными остаются проблемы в области информационных технологий, горной отрасли и др.

В сфере инновационного развития существуют потребности в обучении оценке инновационных проектов и коммерциализации продуктов и разработок. Даже не обладая необходимым кадровым потенциалом для удовлетворения всех потребностей бизнеса в области обучения кадров, университет может выступать в роли организатора образовательного процесса. Руководители бизнес-структур считают, что для того, чтобы стать передовым образовательным центром в республике, СВФУ необходимо привлекать к преподаванию представителей ведущих технических вузов России и мира, а также крупных промышленных предприятий страны.

Особая роль университету отводится в формировании новаторского (предпринимательского) мышления у студентов и специалистов, «популяризации идей инновационного развития» в республике.

«Инновационная среда сейчас находится на начальных стадиях формирования. Для ее развития необходимо формировать инновационное мышление у активной части населения Республики Саха (Якутия)» (из интервью с представителем крупного бизнеса).

Таким образом, на первом этапе реализации Программы развития университету удалось сформировать эффективную систему непрерывного образования. Наиболее высоких результатов удалось достичь в работе с педагогами и учениками общеобразовательных школ и гимназий. На следующем этапе СВФУ предстоит дальнейшее развитие ступени последипломного обучения в сотрудничестве с предприятиями и организациями в округе.

Таблица 4. Система непрерывного образования СВФУ

Уровень образования Исполнитель (структура университета) Инструменты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Довузовская подготовка • Факультет довузовского образования и профориентации • Педагогический институт • Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ» • Северо-Восточная олимпиада для школьников • Конкурс «Школа года СВФУ» • Выездные дни университета • Профориентационный дистанционный проект «Мой, Твой, Наш университет» и др.

Бакалавриат Магистратура Последипломное образование • 11 институтов • 8 факультетов • Научно-исследовательские институты • Филиалы СВФУ • Программы профессиональной подготовки • Мероприятия Программы развития СВФУ по повышению языковой компетентности аспирантов, академической мобильности студентов и аспирантов • Международные летние школы для студентов и аспирантов • Программы стажировок и производственной практики на предприятиях для студентов

Дополнительное образование • Институт последипломного обучения врачей • Институт непрерывного профессионального образования • Учебно-методические центры факультетов • Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки • Информационно-коммуникационный портал «Вебкафедра» • Международный институт «Летние каникулы» для педагогов • Проект программы развития СВФУ «Профессиональное развитие ППС и НР университета (в том числе мероприятия по повышению языковой компетентности, грамотности в сфере информационных технологий, программы академической мобильности и др.)

Осуществление научных исследований и разработок для содействия решению социально-экономических проблем региона

На первом этапе реализации Программы развития основное внимание университетом было уделено модернизации образовательной и исследовательской инфраструктуры. К примеру, в Медицинском институте к 2011 г. созданы и оборудованы лаборатории иммунологии, гематологии, молекулярной генетики, психонейрофизиологии, микробиологии. Помимо этого, ведется работа над созданием центра телемедицины, клиники, фантомного комплекса и модернизацией стоматологической поликлиники.

«Университет оснащен техникой на современнейшем уровне. В будущем еще планируется открыть три лаборатории: это геномная лаборатория, фитофармакологии, лаборатория клеточной технологии и регенеративной медицины. В связи с этим наше здравоохранение и вообще наука университета должны сделать рывок вперед. Потому что таких лабораторий нет. Еще сейчас мы разрабатываем МИП "Функциональное питание"» (из интервью с сотрудником университета).

Высокий уровень заболеваемости в республике и добывающий характер промышленности в регионе определяют спектр научных исследований в университете. В области здравоохранения одним из исследовательских направлений института является разработка программ профилактики заболеваний (в том числе профессиональных), связанных с развитием промышленности в республике. К примеру, СВФУ занимается изучением влияния разработки Эльконского уранового месторождения на уровень здоровья населения. В результате экспедиционных научно-исследовательских работ проведена оценка возможной антропогенной нагрузки в результате промышленного освоения Южной Якутии (Алданский район)19.

Особенности климата и специфика заболеваемости у коренных жителей также находят свое отражение в исследовательской практике университета. В 2011 г. при поддержке Министерства здравоохранения республики был реализован ряд исследований по изучению генома якутов, в частности выполнен проект по выявлению генов, предрасполагающих к развитию заболевания вилюйским энцефаломиелитом и др.20

Таким образом, университет специализируется в нескольких областях медицины. Речь идет о таких исследовательских направлениях, как питание21 и здоровье жителей Севера, проблемы вилюйского энцефаломиелита и других дегенеративных заболеваний мозга. По данным исследовательским направлениям СВФУ накопил большой опыт и зарекомендовал себя как ключевой научный центр в республике, что может позволить вузу расширять круг своего влияния за пределами Якутии и содействовать решению этих же проблем в ДВФО.

«В нашем институте держат основную базу изучения фактического питания, пищевых привычек среди населения республики и отдельных групп населения, мы должны создать центр здорового питания, который будет курировать вопросы по всему Дальнему Востоку» (из интервью с сотрудником университета).

Фокус-группы и глубинные интервью позволили выделить несколько направлений исследований и развития в области здравоохранения, востребованных, но не получающих сегодня достаточного развития в республике.

Во-первых, разработка современных высокотехнологических методов диагностики, комплексного лечения и профилактики неинфекционных заболеваний, имеющих особенности патогенеза в условиях арктической зоны Якутии.

Во-вторых, изучение особенностей влияния лекарственных средств на коренных жителей республики.

«Когда занимаешься лечением больных коренного населения, есть своя специфика, препараты по-другому влияют на организм. Мне кажется, воздействие лекарств на коренное население — очень актуальное направление» (участник фокус-группы).

В-третьих, не только особенности генотипа коренного населения нуждаются в исследовании, актуальным становится и изучение метисов.

«380лет вхождения республики в состав России, огромный процесс метизации идет, смешение крови. Возможно, уже имеет место быть европеоидный, коренной и смешанный виды метаболизма. Проблема метисов — это очень серьезная проблема, а никто этим не занимается» (участник фокус-группы).

19 По данным отчета СВФУ о реализации Программы развития за 2011 г.

20 Исследование «Выявление генов, предрасполагающих к развитию заболевания вилюйским энцефаломиелитом».

21 В 2011 г. университетом выполнены проекты «Разработка мер по оптимизации структуры питания и профилактике алиментарно-зависимых заболеваний у детей Республики Саха» по заказу Министерства здравоохранения республики, «Питание матери и ребенка в условиях Севера» по заказу Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия).

В-четвертых, существуют перспективы изучения опыта других стран в области совершенствования системы охраны здоровья жителей арктических территорий.

Данные исследовательские направления могут стать визитной карточной СВФУ в части укрепления его исследовательского потенциала, так как университет располагает достаточными ресурсами не только для инициирования, но и для проведения исследований на местах, а также транслирования результатов на всю территорию ДВФО и за пределами РФ.

В рамках педагогического направления получают развитие такие исследовательские направления, как дошкольная педагогика и психология, этнопедагогика и олигофренопедагогика. К наиболее значимым разработкам в данной области можно отнести систему инклюзивного образования. На базе университета создана лаборатория адаптивных компьютерных технологий (оснащенная тифлооборудованием) для студентов с особыми педагогическими потребностями. Лаборатория помогает студентам с проблемами зрения самостоятельно применять компьютерные технологии в учебном процессе. Кроме того, университет принимал участие в разработке Концепции развития инклюзивного образования Якутии (от детского сада до вуза), принятой в 2012 г.

Таким образом, университет является ключевым исследовательским и экспертным центром республики по широкому спектру направлений в области медицины и педагогики. В дальнейшем университет может заниматься разработкой новых исследовательских направлений, востребованных в республике, расширить влияние медицинской и педагогической школ на другие регионы ДВФО и далее за пределы страны, а также наладить сотрудничество с другими медицинскими и образовательными учреждениями округа для проведения совместных научных исследований.

Трансфер знаний и коммерциализация результатов

научно-исследовательской деятельности в целях содействия

социально-экономическому развитию региона

Один из механизмов содействия вуза социально-экономическому развитию региона — внедрение результатов научных исследований в промышленное производство, практическое применение своих разработок для развития региона. Деятельность вуза в данной области может иметь прямые результаты в виде финансовой прибыли или косвенные — в виде социальных благ, которые университет создает на территории своего влияния.

В рамках проекта «Повышение качества жизни на Севере» коммерциализацией результатов научных исследований призваны заниматься три малых инновационных предприятия СВФУ в области медицины и здорового питания. ООО «Дары Якутии» и ООО «Биоспектр» специализируются на разработке продуктов функционального питания и биологически активных добавок, ООО «Генодиагностика» занимается внедрением услуг в области медицинской генетики22.

Кроме того, СВФУ успешно занимается разработкой новых технологий формирования здорового образа жизни и оценки состояния здоровья жителей республики. В университете создан и функционирует Центр научно-методического обеспечения политики здорового образа жизни. Тематика исследований и практических мероприятий Центра научно-методического обеспечения сосредоточена вокруг особенностей

22 Перечень малых инновационных предприятий СВФУ // Сайт СВФУ. URL: http://www.s-vfu. ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/vspomogatelnye-podrazdeleniya/arkticheskiy-innovatsionnyy-tsentr/ malye-mnovatsionnye-predpriyatiya/ (дата обращения: 09.01.2013).

системы питания жителей северных территорий. По данным отчета о реализации программы развития, новое подразделение занимается научными исследованиями и работой с населением. В частности, проводит обучающие семинары и создает школы: «Школа грудного вскармливания и рационального питания детей в условиях Севера», «Школа здорового питания», «Школа профилактического и лечебного питания», «Контроль веса», а также занимается консультационными услугами — участвует в создании кабинетов диетологической помощи населению в центрах здоровья лечебных учреждений республики. На следующем этапе университет планирует создание центра мобильной диагностики здоровья жителей промышленных территорий Республики Саха (Якутия) и других регионов Северо-Востока страны.

В направлении развития кадрового потенциала республики университет занимается переподготовкой / повышением квалификации кадров предприятий Якутии в различных отраслях экономики. В структуре СВФУ действует ряд подразделений, реализующих программы дополнительного образования, в том числе Институт непрерывного профессионального образования, Институт последипломного обучения врачей, учебно-методические центры факультетов. В 2011 г. на базе СВФУ прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку 5455 работников предприятий и организаций республики. Наибольшее количество слушателей обучались по программам в области педагогики, здравоохранения, техники и технологии23.

Результаты исследования показывают, что университет успешно ведет работу в области практического применения результатов своих исследований и внедрения разработок. Преимуществом университета является его активная работа с населением города и республики, а также тесное сотрудничество с промышленными предприятиями и дошкольными учреждениями республики.

Привлечение университетом передовых зарубежных научно-технических

знаний и технологий и их адаптация к условиям региона

По мнению представителей бизнеса, университет может осуществлять привлечение передовых научно-технических знаний и технологий, адаптировать опыт иностранных предприятий, обучать сотрудников региональных компаний, привлекая зарубежных преподавателей и практиков. Привнесение новых идей и разработок северных территорий других стран будет способствовать развитию республики, регионов Северо-Востока и федерального округа.

«(Интересен) опыт не западной России, а есть хороший опыт Аляски. Их климатические условия сходны с нашими, вот университет, я думаю, сыграл бы очень хорошую роль на уровне образования, обмена опытом, проведения каких-то семинаров....» (из интервью с представителем предприятия, малый и средний бизнес).

Программы академической мобильности для сотрудников, студентов и аспирантов, реализация совместных образовательных программ с зарубежными университетами, проведение международных мероприятий составляют систему инструментов для успешной интеграции университета в мировое научное пространство.

В 2011 г. для преподавательской и научной работы в университете были приглашены 63 зарубежных специалиста24.

В рамках реализации проекта по разработке и внедрению здоровьесберегающих технологий СВФУ совместно с Высшей школой медицины Пуссанского национального

23 По данным отчета СВФУ о реализации Программы развития университета за 2011 г.

24 Там же.

университета (Южная Корея) готовит специалистов в области биохимических исследований и молекулярно-генетической диагностики наследственных заболеваний нервной системы.

В сфере образования федеральный университет включен в реализацию программы ЮНЕСКО «Информация для всех», которая призвана способствовать сохранению миноритарных языков, обеспечению свободного доступа к информации и качественному образованию25. В 2011 г. университет выступил одним из организаторов II Международной конференции «Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве» (г. Якутск) — центрального мероприятия в рамках председательства России в Межправительственном совете Программы.

Университет успешно налаживает отношения с зарубежными партнерами в области подготовки студентов, обучения преподавателей и научных сотрудников, проведения исследований. На следующем этапе университет может развиваться как экспертный и научный центр по изучению мирового опыта развития территорий в условиях Крайнего Севера, адаптируя к условиям республики зарубежные технологии, в первую очередь в промышленности и медицине.

Усиление инновационного потенциала региона и других субъектов ДВФО

за счет консолидации усилий научных и образовательных организаций,

бизнеса, органов власти и гражданского сектора федерального округа

По мнению участников исследования, Северо-Восточный федеральный университет способен стать центром инновационного развития, однако он не может быть единственным ответственным за развитие территории. Инновационное и социально-экономическое развитие региона — сложный комплексный процесс, требующий консолидации усилий органов управления, бизнеса, образовательных и научных организаций, венчурных структур. Федеральный университет может участвовать в интеграции различных категорий субъектов развития территории как на уровне Якутии, так и Дальневосточного федерального округа в целом. На сегодняшний день университет уже обладает опытом взаимодействия и потенциалом для дальнейшего сотрудничества с другими организациями в своем регионе и за его пределами.

«В СВФУ есть все для того, чтобы стать центром инновационного развития, квалифицированное руководство, которое это может сделать» (из интервью с представителем предприятия, малый и средний бизнес).

«СВФУ должен выступать как центр инновационного развития. Мне кажется, у вас (СВФУ) имеются все условия для этого: квалифицированные кадры, техническое оборудование, средства» (из интервью с руководителем профессиональной ассоциации).

Для формирования системы непрерывного обучения федеральный университет успешно работает с различными школами и гимназиями в ДВФО. В декабре 2010 г. на базе СВФУ создана Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ», объединяющая 56 образовательных учреждений разных типов в Якутии, Магаданской области, Камчатском крае, Чукотском автономном округе. Деятельность «Северо-Восточного университетского образовательного округа» направлена на повышение качества подготовки будущих абитуриентов и поддержку учителей. Объединение университета, школ, учреждений профессионального образования позволяет, с одной стороны, обеспечить открытость, доступность и вариативность образования,

25 Информация о программе ЮНЕСКО «Информация для всех» // Сайт российского комитета ЮНЕСКО «Информация для всех». URL: http://www.ifapcom.ru/355/ (дата обращения: 19.12.2012).

с другой — повысить качество подготовки абитуриентов в округе, обеспечить преемственность школьного и университетского образования.

Эксперты отмечают, что университет может объединять усилия не только бизнес-структур, учреждений школьного образования, но и вузов ДВФО. В интервью представители региональных вузов округа выразили желание сотрудничать с СВФУ для реализации совместных магистерских программ, научных исследований в области транспорта, добывающей промышленности, изучения криолитозоны и др.

«И видится такое сотрудничество, что мы помогаем вам поднять научный потенциал, уровень подготовки кадров в областях, которых у вас не было, а при этом мы используем ту материальную базу, которая у вас будет в этих областях. В других областях ситуация может быть обратной» (из интервью с представителем регионального университета ДВФО).

В области здравоохранения СВФУ ведет совместную работу с различными лечебными учреждениями республики и других регионов ДВФО. Партнерство с другими организациями, по словам сотрудников университета, способствовало эффективной работе и достижению результатов в данной области.

«Способствует (достижению результатов) то, что мы очень широко работаем с другими подразделениями, которые имеются не только в республике, но и за ее пределами» (из интервью с сотрудником университета).

Перспективным направлением для дальнейшего развития СВФУ как инновационного центра, распространяющего свое влияние за пределами республики, может стать создание на базе университета органа, курирующего исследования в области арктической медицины в округе.

«Еще самое основное — должен быть какой-то координирующий центр по проблемам арктической медицины. Мы можем дублировать друг друга, делать повторы. Должны быть какие-то приоритетные вопросы, острые вопросы, чтобы одно исследование усилило, другое восполнило фрагменты одного комплексного исследования. У нас такого центра нет» (участник фокус-группы).

Наиболее заметных результатов в создании партнерской сети СВФУ удалось достичь в области педагогики. Университет смог расширить круг своего влияния за пределами республики, объединить различные общеобразовательные учреждения Северо-Востока страны. Эксперты единодушны в том, что СВФУ обладает необходимым потенциалом для консолидации усилий бизнеса, органов управления, образовательных и научных учреждений, некоммерческих и неправительственных организаций в округе в области здравоохранения, непрерывного образования и инновационного развития территории. По мнению экспертов, на следующем этапе развития СВФУ может превратиться в основной центр по развитию арктической медицины и дополнительного образования врачей в ДВФО. В области педагогики университет способен стать лидером по развитию довузовского образования и инклюзивного обучения в округе.

Выводы

Проведенное исследование показывает, что СВФУ им. М.К. Аммосова представляет собой университет, в высокой степени включенный в региональные процессы развития. Интеграция университета в развитие территории происходит в направлениях, выявленных для целей настоящего исследования и охарактеризованных на основании результатов, достигнутых по итогам реализации институциональной программы развития.

СВФУ успешно осуществляет действия и принимает меры, способствующие социально-экономическому и инновационному развитию региона, прежде всего через подготовку кадров, научно-исследовательскую деятельность, трансфер знаний, консолидацию усилий различных организаций и заинтересованных стейкхолдеров, привлечение передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий и их адаптацию к условиям региона.

Деятельность университета по подготовке кадров и проведению научных исследований в рассмотренных сферах, имеющих значение для сохранения и развития человеческого капитала республики (педагогика и медицина), оценивается экспертами достаточно высоко. Ключевыми преимуществами университета на данном этапе являются накопленный опыт и достижения в области изучения питания и здоровья жителей Севера, сформированная система непрерывного образования, продуктивное сотрудничество с общеобразовательными учреждениями республики и округа, что позволяет формировать устойчивую основу для трансфера результатов работы СВФУ в регион и за его пределы.

С точки зрения значимости для развития территории результатов двух рассмотренных проектов, необходимо отметить следующие достижения СВФУ:

1. Вклад СВФУ в социальное развитие республики посредством развития системы школьного образования: поддержка и обучение педагогов, способных учащихся. Повышение качества школьного образования и участие в развитии сельских школ республики.

2. Вклад СВФУ в повышение доступности образования в условиях изолированности населенных пунктов и недостаточно развитого транспортного сообщения. СВФУ создал несколько опорных точек на территории республики для развития непрерывного образования, реализует проекты дистантного обучения в регионе и др.

3. Содействие СВФУ решению проблем в области здравоохранения, связанных с особенностями заболеваний коренного населения республики, внедрение результатов исследований в практику лечебных учреждений.

4. Содействие СВФУ сохранению и развитию человеческого капитала республики посредством создания технологий здорового образа жизни в условиях Севера (включая питание) и активной работы с населением в области диагностики заболеваний и сохранения здоровья.

5. Вклад СВФУ в поддержку регионального рынка труда через подготовку кадров по всем основным направлениям, востребованным в республике. Проекты СВФУ по модернизации образовательного и научно-исследовательского процесса позволяют университету готовить специалистов, отвечающих требованиям предприятий и организаций Якутии, в том числе сформирована система непрерывного образования для медицинских кадров республики.

6. Содействие СВФУ повышению конкурентоспособности регионального рынка труда через содействие трудоустройству выпускников и развитие актуальных практических навыков во время учебы. Для этого университет заключает соглашения с предприятиями республики и вовлекает опытных специалистов и работодателей в процесс подготовки студентов. Кроме того, успешные примеры малых инновационных предприятий СВФУ стимулируют интерес выпускников к науке и творчеству, самостоятельной или предпринимательской деятельности учащихся.

7. Содействие СВФУ инновационному развитию республики и территории ДВФО посредством создания набирающих оборот малых инновационных предприятий,

привлечение в республику инвестиций в рамках исследовательской деятельности

в области биотехнологий.

Достижению выявленных результатов способствовали следующие факторы: финансовая поддержка федерального университета, модернизация университетом образовательной и исследовательской инфраструктуры, взаимодействие и сотрудничество с российскими и зарубежными партнерами, инициативность университета в установлении и развитии сетевого взаимодействия, ориентированного на проблемы социально-экономического развития республики и территории ДВФО в целом. Накопленный до создания федерального университета опыт и признание научных школ СВФУ в области медицины и педагогики также оказали существенное влияние на реализацию поставленных университетом целей и задач в рамках Программы развития и укрепление его позиций как регионального центра социального и отчасти инновационного развития.

При сохранении темпов, которые были заданы университетом при реализации проектов первого этапа своей программы развития, вполне можно ожидать в ближайшей перспективе соответствующей отдачи в области укрепления человеческого потенциала республики, необходимого для совершения территорией инновационного прорыва.

На следующем этапе от университета ожидают усиления его роли как инновационного центра, способного консолидировать усилия различных заинтересованных сторон. В области педагогики и здравоохранения СВФУ обладает необходимым потенциалом для решения социально-экономических задач не только республики, но и округа в целом. Северо-Восточный федеральный университет может играть роль координирующего центра по решению отдельных проблем округа, способствовать сбалансированному развитию ДВФО за счет объединения усилий образовательных и научных организаций. Препятствиями, которые может встретить университет на пути расширения своего влияния, могут быть отсутствие понимания и разделения общих целей образовательными и научными организациями округа.

Векторы дальнейшей работы университета могут формироваться вокруг задач модернизации и диверсификации региональной экономики (в первую очередь, за счет продолжения работы по поддержке малых форм инновационного предпринимательства, которые складываются в университете) и привлечения передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий для содействия повышению наукоемкости и инновационности отраслей производства, сконцентрированных на территории республики и ДВФО в целом.

Литература

1. Развитие кластера по огранке алмазов и производству ювелирных изделий в Якутске // Сайт Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я). URL: http://old.iltumen.ru/index.html (дата обращения: 05.12.2012).

2. Постановление «О создании Научно-технического Совета при главе городского округа "город Якутск"» от 02 июля 2012 г. № 112П // Официальный сайт Республики Саха (Якутия). URL: http://docs.pravo.ru/document/view/26490317/ (дата обращения: 03.12.2012).

3. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка сбалансированности стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных субъектов Федерации на примере Дальнего Востока, Байкальского региона и Сибири» за 2011 г. // Официальный сайт Счетной палаты РФ. URL: http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/07-buleten_ doc_files-fl-2208.pdf (дата обращения: 05.12.2012).

4. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка подпрограммы государственной программы Российской Федерации «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011—2020 гг.» в Республике Саха (Якутия)» // Сайт Республики Саха (Якутия). URL: sakha.gov.ru/ (дата обращения: 19.12.2012).

5. Николаев А.С. Инновационный потенциал Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в долгосрочной стратегии развития города Якутска: механизмы партнерства // Наука и образование в XXI в.: роль университета в инновационном развитии региона: тезисы докладов международной конференции. Якутск, 25—26 октября 2012 г. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2012.

6. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности по итогам сплошного наблюдения за 2010 г. по муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия) // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: http://sakha.gks.ru/ webpages/ (дата обращения: 06.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.