юбилеи
И.С. Сивцев
Первый вуз: к 75-ЛЕтию высшего образования в якутИИ
ткрытие высшего учебного заведения в отдаленной окраине России было заветной мечтой выдающихся личностей якутского народа. В 1916 г., когда шел процесс постановки вопроса об открытии Сибирского университета в Иркутске, лидер дореволюционной якутской интеллигенции, политический и общественный деятель Василий Васильевич Никифоров-Кюлюмнюр в газете «Якутские вопросы» писал: «При свете науки в запутанных путях нашей жизни открываются радостные страницы... Якутской области нужны образованные учителя, врачи, юристы из своей среды. Вопрос открытия университета - вопрос жизни и смерти, он должен быть не столько Сибирским, сколько нашенским» [1]. В 1919 г. лингвист Семен Андреевич Новгородов, автор якутского букваря, узнает из газет, что в Иркутском университете, открытом в 1918 г., решается вопрос о создании кафедры «Дальневосточных языков», а в тот большой перечень языков-«счастливцев» якутский язык не попал. Это побудило лингвиста выступить со специальной статьей «Якуты и университет» в газете «Мысль» от 20 февраля 1919 г. Автор предлагает открыть новую специальность
- якутологию, которая станет первым шагом в подготовке якутоведов из числа самого якутского народа. Лингвист с огорчением напоминал, «что очень долго нужно будет ждать, пока откроется свой университет в центре далекой Якутии, что по крайней мере в близком историческом будущем не представляется возможным более приблизить к этой дальней сибирской окраине высший рассадник знания» [2].
Создание высшей школы на обширной территории отдаленного северного края страны было выстрадано не только лучшими умами, выходцами из народа саха, но и деятельностью передовой интеллигенции России, понимавшей роль образования в развитии духовности и социально-экономической жизни народов Якутии. Октябрьская революция 1917 года, выдвинувшая эпохальные программы, затронувшие интересы многомиллионных масс населения страны, подняла энергию созидания народов былой царской империи.
СИВЦЕВ Иннокентий Семенович - к.и.н., профессор ИФ ЯГУ
E-mail: [email protected]
Советская модель развития страны требовала немедленной ликвидации неграмотности всего населения. Якутия представляла поистине дремучесть в области образования: грамотность среди населения не превышала 2%, а среди якутов к 1917 г. составляла всего 0,7% [3].
Якутская народная мудрость гласит: «Уерэх баар -бараммат баай» («Неисчерпаемое богатство - это знание»). Борогонский князь Аржаков 18 сентября 1789 г. подал Екатерине II «План о якутах», где просил для народа, «невежеством и грубостью порабощенного», учредить в городе Якутске за казенный счет училища для детей якутов. Великая императрица от 19 января 1790 г. через Иркутского наместника в ответ на просьбу Ар-жакова предложила «приложить старание к заведению училища», но фактически училище не было открыто [4]. Бюрократия в России всегда умела волочить поручения, исходящие даже от первых лиц государства. Однако в этом эпизоде вырисовывалась сама имперская политика царской власти по отношению к «инородцам». Отсюда и неразвитая система народного образования вообще, отсутствие, а затем крайне низкий темп создания средних учебных заведений, дающих право на поступление в высшие учебные заведения [5].
Молодой лидер народов Якутии Максим Кирович Аммосов, отмечая реальные возможности бурного развития духовной, социально-политической жизни ранее угнетенных народов, описал резкий водораздел между прошлым и наступившим временем образования Советской Автономии Якутии: «Позади гнет, мрак, историческая отсталость социальных и экономических форм жизни. Впереди - светлые перспективы и возможность подняться до уровня культурных народов» [6].
Аммосовская когорта явилась инициатором и проводником четкой государственной политики обустройства высшего образования народов Якутии через направления одаренной молодежи в вузы Москвы, Ленинграда, Томска, Иркутска и других городов, а также через открытие высшей школы на территории Якутского АССР. В своих воспоминаниях ветеран высшей школы, один из успешных директоров ЯПИ Степан Федотович Попов писал: «Я также хорошо вспоминаю до сих пор открытие в 1929-30 учебном году при Иркутском государственном педагогическом институте специального Якутского от-
деления по истории и обществоведению. Это событие я воспринял как первоначальный шаг Якутского правительства по развитию высшего образования в Якутии. .Руководящие работники обкома. правительства и Наркомпроса Якутской АССР проездом через Иркутск в Центр часто встречались со студентами-иркутянами... Мне в то время хорошо запомнились слова наших руководителей, их мысли и активное стремление к решению больших перспективных задач в области экономики и культуры Якутии. М.К. Аммосов, П.А. Ойунский, И.Н. Барахов, С.М. Аржаков, С.С. Васильев, М.В. Меге-жекский, П.П. Кочнев, Д.С. Жиркова, Б.М. Чижик, Башировы и др. внесли. вклад в зарождение и возникновение первой высшей школы в Якутии» [7].
Открытие педагогического института было вызвано объективными условиями, происходившими в 1920-30-х годах как в стране, так и в Якутии.
Во-первых, реализация задач ликвидации неграмотности среди взрослого населения и принятие законов об обязательном общем начальном, среднем, а затем обязательном общем среднем образовании населения в ходе первой и второй пятилеток вызвали острую потребность в педагогических кадрах высшей квалификации.
Во-вторых, созданная по инициативе М.К. Аммосова знаменитая экспедиция Академии наук СССР по комплексному исследованию производительных сил Якутской АССР, начавшая свою деятельность еще в мае 1925 года, привела к открытию ряда научных учреждений в самой Якутии, а также параллельно шел рост образовательных, культурных, просветительских организаций. Эти процессы требовали обеспечения соответствующим кадровым потенциалом различные отрасли хозяйства из местного населения. В 1930 г. М. Аммосов говорил: «Проблема темпов выдвигает чрезвычайно острый вопрос о научно-идеологических кадрах в национальных республиках - вопрос о преподавателях, учителях, о научных, журналистских силах и т.д. Национальные республики чрезвычайно бедны такими командными научноидеологическими кадрами» [8].
В-третьих, существовавшая форма посылки абитуриентов в вузы других городов уже не могла больше удовлетворять потребности Якутии не только в учителях, но и в квалифицированных кадрах для традиционных отраслей хозяйства.
Впервые вопрос о высшем учебном заведении в Якутской АССР был рассмотрен 23 мая 1932 г. на коллегии Наркомпроса РСФСР. Было решено открыть агропединститут в 1933 г. В июне 1932 г. Президиум ВЦИК РСФСР под председательством М.И. Калинина предложил Совету Народных Комиссаров РСФСР оказать содействие Якутскому ЦИК в организации в 1933 г. в Якутске «педагогического и сельскохозяйственных вузов с соответствующими рабфаками, лесного техникума и комплексного научно-исследовательского института, приняв их финансирование на государственный бюджет»
[9]. Однако отсутствие соответствующей материальной базы и кадров стало препятствием для реализации вышеназванного постановления и было решено открыть педагогический институт.
Президиум Якутского ЦИК 3 января 1933 г. решил: «Огромный рост национально-культурного строительства республики, развертывание семилетнего всеобщего обучения и десятилетней политехнической школы во вторую пятилетку требуют большого количества национальных кадров высшей квалификации. Эта задача заостряется еще в связи с развертыванием и завершением в конце второй пятилетки коренизации всех типов учебных заведений по республике». Поэтому во исполнение постановления Президиума ВЦИК организовать с осени
1933 г. педагогический институт в г. Якутске с общим контингентом на первый год в 100 учащихся [10]. Однако из-за неготовности базы и кадров решением бюро Якутского обкома ВКП(б) от 25 марта 1933 г. открытие института было отложено на один год [11]. Контингент принимаемых и перечень специальностей был определен распоряжением Управления подготовки учителей Нар-компроса РСФСР: на отделения историческое, якутского языка и литературы, математическое и физическое принять по одной группе в 30 человек, всего 120 студентов. Данное решение затем было закреплено приказом Наркома просвещения от 19 августа 1934 г. [12].
Руководство Якутской АССР в качестве учебной базы института выделило здание Реального училища по ул. Ярославского, 47, здание Якутского педтехникума по Мегежек-ской ул. 12, а также помещения, занимаемые Якдортранс, Холбос, Якутпушнина, Тус-Балык [13]. Здание Реального училища, построенное в 1913 г., требовало капитального ремонта, т.к. дало деформацию: на восточных и северных стенах появились большие трещины. «Даже в одно время шел разговор в Якутском горисполкоме о том, чтобы здание разобрать и кирпичами этими намостить большую Октябрьскую улицу» [14]. Как вспоминал И.М. Романов, работавший в то время заместителем Наркома просвещения ЯАССР, «с большой инженерной задачей блестяще справился техник Наркомпроса Москвин» [15].
План приема в институт не был выполнен из-за малочисленности лиц, имеющих полное среднее образование. Поступило только 57 человек: на историческое - 26, физико-математическое - 31, и было открыто подготовительное отделение для лиц, не имеющих законченного среднего образования, где было принято 27 слушателей. Данное отделение просуществовало 4 года, сыграв весьма положительную роль в комплектовании института. Затем эти функции стал выполнять рабфак, переданный в 1938 г. в ведение Якутского пединститута.
Итак, 8 октября 1934 г. начались занятия в первом высшем учебном заведении Якутии. Директором института был назначен Иван Пудович Жегусов, который приступил к исполнению своих обязанностей еще с августа 1933 г. после решения Якутского обкома партии
от 25 августа, утвердившего его уполномоченным Нар-компроса по организации пединститута. А 13 февраля
1934 г. он был утвержден директором ЯПИ [16]. Его помощником, т.е. заместителем директора по учебнонаучной работе, стал Мельников Иван Андреевич, закончивший 2 курса аспирантуры Московского индустриально-педагогического института, прибывший в Якутск со всей семьей в августе 1934 г.
Первыми преподавателями ЯПИ были 12 человек. Ни один из них не имел ученой степени. Первая лекция была прочитана выпускником Московского историкофилософского института Авксентием Егоровичем Мор-диновым, получившим диплом в 1934 г. по специальности преподавателя основ марксизма-ленинизма.
Перед коллективом пединститута стояла цель - подготовка преподавателей для техникумов, десятилетней и семилетней политехнической школы по следующим направлениям: а) физико-математическое; б) химикобиологическое; в) литературно-лингвистическое; г) историко-экономическое (подготовка преподавателей истории, политэкономии, обществоведения, экономгеографии) [17].
Первому директору института И.П. Жегусову и его заместителю И.А. Мельникову пришлось решать сложнейшие задачи по обеспечению преподавательскими кадрами, оснащению материально-технической, учебнолабораторной баз, налаживанию должной учебнометодической, научно-исследовательской и идейновоспитательной деятельности вуза. Увеличивались план приема, численность студентов, преподавателей, создавались новые структурные подразделения. Так, в 1935 г. открылись новое отделение «Русский язык и литература» и заочное обучение. В 1936 г. был открыт двухгодичный Учительский институт с двумя отделениями: «Истории» и «Русского языка и литературы». Открытие Учительского института было продиктовано необходимостью обеспечения преподавателями быстро развивающейся сети семилетних школ [18].
В том же году открылось вечернее отделение пединститута.
Заведующими кафедрами в 1935-1936 гг. были назначены: по истории - В.А. Цветков, общей физике -Ю.Г. Шафер, педагогике - И.А. Мельников [19].
В марте 1937 г. по решению НКП РСФСР для руководства производственной работой отделения были преобразованы в факультеты. Первыми деканами были назначены: исторического - Н.С. Романов, физикоматематического - Н.И. Шарапов.
В 1938 г. образовано отделение естествознания. Создается естественный факультет и первым деканом становится Алексей Дмитриевич Егоров. В том же году педагогический рабфак был переведен в институт.
В 1941 г. педагогический институт расширился за счет нового отделения «Якутский язык и литература» с 4-годичным обучением.
С 1950 г. стало функционировать отделение «Русский язык и литература» для якутских школ [20].
С изменением структуры вуза шел процесс укрепления его преподавательского состава. С.Ф. Попов, защитив кандидатскую диссертацию по педагогике в 1935 г.. перешел в 1936 г. на работу в ЯПИ, в 1937 г. стал кандидатом педагогических наук И.А. Мельников, в 1939 г. Л.Н. Харитонов - кандидатом филологических наук, в 1940 г. А.Е. Мординов - кандидатом философских наук, А.Д. Егоров - химических наук, в 1941 г. Т.А. Шуб - кандидатом филологических наук [21]. В 1939 г. из 34 преподавателей пятеро имели ученую степень кандидата наук, то есть остепененность составила 14%. К своему 15-летию в 1949 г. преподавательский корпус состоял из 58 человек, из них ученую степень имели 13 работников, остепененность достигла 22% [22].
В 1984 г. И.А. Мельников, один из организаторов первого вуза, в своих воспоминаниях дал следующую оценку ряду преподавателей первых лет работы института. «Лекции А.Е. Мординова отличались глубиной мысли, логикой и доказательностью в изложении сложнейших философских проблем». «Квалифицированным преподавателем физики, с ярко выраженными исследовательскими задатками показал себя Шафер Юрий Георгиевич, много сделавший для укрепления учебно-материальной базы кафедры физики и уже в пединституте начавший свои космические исследования. Всегда с теплым чувством благодарности вспоминаю ныне покойного преподавателя химии Алексея Дмитриевича Егорова. Весьма подготовленный в науке, он был прекрасным экспериментатором и неутомимым тружеником. Обычно с полотенцем на плече, он с утра до вечера был со студентами в химлаборатории» [23].
Прекрасно подготовленными к преподавательской работе в пединституе показали себя преподаватели и других наук: Цветков Василий Александрович - историк; Федоров Иннокентий Константинович - политэконом; Торговкин Прокопий Еремеевич - психолог; Яковлев Василий Васильевич - филолог; Шуб Теодор Абрамович -Шарапов Н.И., Якутов Н.А. и др. Высоко оценивая роль подготовительного отделения и рабфака для комплектования первокурсников, И.А. Мельников особо выделяет заведующего вышеназванными структурами пединститута Дьяконова Федора Григорьевича, применяя такие эпитеты, как «квалифицированный, опытный педагог, заботливый организатор» [24].
Первый выпуск состоялся в 1938 г.: институтскую программу одолели 8 учителей истории; 13 учителей физики; а учительский институт выпустил 15 историков и 17 учителей русского языка и литературы [25].
Политические репрессии 1937-1938 гг. коснулись и пединститута: И.П. Жегусов был обвинен в притуплении бдительности, в результате в институте «орудовали неразоблаченные враги народа». 30 декабря 1937 г. он был снят с должности директора и по ложному обвинению
был арестован. Однако 5 марта 1940 г. следователь Березин вынужден был сделать заключение, что «данных
о проведении практической контрреволюционной деятельности в институте, издательстве следствием не добыто. Немедленно из-под стражи освободить, дело прекратить» [26].
Едва улеглись страсти политических репрессий, грянула Великая Отечественная война, резко изменив мирную жизнь советских людей.
К началу Великой Отечественной войны в институте обучался 221 студент, работали 26 преподавателей [27]. В 1941 г. были призваны, по неполным данным, 37 студентов, из которых 18 студентов дневной и 19 заочной форм обучения и 7 учащихся педрабфака - всего 44 человека. В 1942 г. студенческие аудитории покинули 144 человека, из которых 33 студента и 8 рабфаковцев и 103 заочника; в 1944 г. - 12 студентов дневного и 10 заочной форм обучения; в 1945 - 4 студента дневной формы обучения.
Всего за военные 1941-1945 гг. были призваны из ЯПИ, ЯУИ (по неполным данным) 241 студент и педраб-факовец, из них в 1941-1942 гг. - 188 молодых бойцов, т.е. 78% призыва военных лет. Из этого числа 51 студент дневной формы обучения и 122 заочника и 15 педрабфа-ковцев [28] (подсчет автора - И.С.).
В числе призванных в армию в 1941 г. - заместитель директора по учебной части И.А. Мельников, ст. преподаватель физики Ковалевский Алексей Степанович, завуч педрабфака Нифонтов Петр Яковлевич, преподаватель физкультуры Товарков Николай Константинович, преподаватель биологии Иванов А.И., лаборанты кафедр: Са-мохин Александр Иванович, Тетерин, а также преподаватели ЯПИ, прошедшие аспирантуру: историк Никон Семенович Романов 21 июня 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию, затем добровольно ушел на фронт. Погиб 9 сентября 1941 г., защищая Ленинград на Пулковских высотах. Прокопий Еремеевич Торговкин в мае 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по психологии. В июле добровольно записался в отряд ополченцев Москвы и погиб под Вязьмой 10 октября 1941 г. Тогда же погиб и другой наш перспективный ученый, политэконом Иннокентий Константинович Федоров. 22 июля 1941 г. был призван Московским горвоенкоматом преподаватель физики Иванов Иван Устинович, ушел добровольцем на фронт ст. преподаватель истории Корнилов Петр Матвеевич, находившийся тогда на краткосрочных курсах [29].
В декабре 1942 года ушли на фронт ст. преподаватель физики Шафер Юрий Георгиевич, лаборант Бурлов П.Б., в марте того же года - преподаватель истории Киреев Николай Васильевич, преподаватель русского языка педраб-фака Стафиевский А., инструктор заочного отделения Кычкин Николай Константинович, лаборант Андреев Николай Иванович; летом 1942 г. были призваны старшие преподаватели Ларионов Прокопий Дмитриевич, Пасю-тин Константин Федорович и другие сотрудники инсти-
тута, всего в 1941-1942 гг. были призваны 40 штатных работника ЯПИ, ЯУИ и Педрабфака и 4 преподавателя, мобилизованные Ленинградским и Московским горвоенкоматами. Таким образом, по неполным данным, 44 сотрудника педагогического, учительского институтов и пе-драбфака, из них 40 только за 1 год войны (с июня 1941 г. по июнь 1942 г.) [30] (подсчет автора - И.С.).
Пединститут в годы войны испытывал невероятные трудности военного времени: вуз перешел на трехгодичный срок обучения, занятия для 2-3 курсов начались с
1 августа, запрещался выезд в районы в каникулярные, выходные дни, какие раньше бывали, Были введены талоны на продукты, постоянно проводились субботники, воскресники по разгрузке угля, барж с товарами для республики, ремонту учебных, жилых помещений института, работа на полях колхозов летом и осенью. Преподавателей, вспомогательного персонала не хватало, в учебном помещении, общежитиях было тесно, холодно.
В годы войны провели капитальный ремонт главного учебного корпуса, притом в основном усилиями самих преподавателей и студентов. С.Ф. Попов вспоминал: «Ввиду продолжающихся деформаций здание было отремонтировано капитально в последние годы Великой Отечественной войны. Усилили кое-где фундаментальные ленты, проложили отмостку для отвода влаги, проникающей под здание, меняли полы нижнего и верхнего этажей. Работа производилась силами преподавателей и студентов [31].
В годы войны институт продолжал свою деятельность по подготовке учительских кадров, воспитанию подлинных патриотов страны. Несмотря на все тяготы и лишения военного лихолетья, студенты, преподаватели продолжали свой упорный труд в деле укрепления обороны страны: вносили средства в фонд строительства боевой техники, собирали и отправляли бойцам теплые вещи, готовились к защите Родины, проходя курсы всеобщего военного обучения (Всевобуч), сдавали нормативы БГТО и ГТО, совершали лыжные пробеги, летние кроссы, и, безусловно, студенты овладевали знаниями для профессионального совершенства. Росло число обучающихся на «хорошо» и «отлично», а в 1942 г. появились первые сталинские стипендиаты: Василий Алексеев, секретарь комсомольской организации института и Николай Иванов. Они были призваны на фронт со студенческой скамьи в 1942 г.., после демобилизации из армии закончили ЯПИ с отличием и свою жизнь посвятили науке, вузу. В 1943-44 уч. году в ЯПИ впервые был выполнен план набора студентов [32].
За годы войны со стоялись 3 научные конференции ЯПИ с участием ученых из других научно-исследовательских учреждений. Первая научная конференция состоялась в мае 1942 г., где приняли участие 118 научных работников; вторая - в ноябре 1942 г. с участием 130 человек; третья - в декабре 1944 г., участвовали 90 человек. Всего
за годы работы ЯПИ было проведено 7 научных конференций и сессий с выпуском «Ученых записок».
С большой гордостью С.Ф. Попов писал, что «из первых поколений научных работников пединститута в разное время докторами наук стали А.Е. Мординов, А.Д. Егоров, Л.Н. Харитонов, И.М. Романов, Коровин, Бабкин, Рылов, Хватов, Самарин, Карасев и др. [33]. К данной категории лиц следует причислить Ю.Г. Шафера, работавшего долгое время директором Института космофизических исследований и аэрономии, доктора наук, лауреата Государственной премии СССР. Институт в настоящее время носит имя этой легендарной личности.
Победоносное завершение войны дало новые возможности для приложения усилий советских людей по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства.
Успешно трудился коллектив ЯПИ. Начиная с 19521953 уч. г., стал выполняться план приема по всем специальностям, а с 1953 г. - прием стал проходить по конкурсу [34]. Учительский институт и рабфак в 1953 г. были закрыты как выполнившие свои задачи. Успеваемость студентов составляла 91%, половина из них училась только на «хорошо» и «отлично», 90% студентов-практиков получили высшие баллы. Только в 1953-1954 гг. было проведено 10 теоретических конференций студентов с обсуждением более 50 докладов, что свидетельствовало об их настойчивой самостоятельной работе. А преподаватели ЯПИ в год 20-летия вуза разрабатывали более 40 научно-методических проблем, касающихся вопросов истории, экономики, языкознания, природных ресурсов, народного образования [35].
К открытию Якутского государственного университета в 1956 г. на трех факультетах (историкофилологическом, физико-математическом, естественном) педагогического института насчитывалось 1247 студентов дневной и 408 - заочной форм обучения. На 14 кафедрах института работали 96 преподавателей, 35% которых имели ученые степени и звания. К этому времени были опубликованы пять выпусков «Ученых записок», 10 монографий, а также учебники для якутских школ. ЯПИ выпустил 1081 учителя с высшим образованием, а УИ - 1041 учителя для 7-летних школ. Учителя с высшим и незаконченным высшим образованием составили более 80% педагогического коллектива республики [36]. Это был большой успех пединститута.
Говоря о 75-летии высшего образования в Якутии, особо следует выделить выпускников и обучавшихся в ЯПИ, достигших крупных успехов в научной и практической деятельности: Г.П. Башарин, доктор исторических наук, создавший свою школу, из которой вышли многие кандидаты и доктора исторических, филологических, философских наук, литературоведы, писатели, журналисты; действительный член Российской Академии наук, доктор физико-математических наук Г.Ф. Крымский;
член-корреспондент РАН, доктор биологических наук Н.Г. Соломонов; Лауреаты Ленинской премии СССР за цикл работ по исследованию первичного космического излучения сверхвысокой энергии Д.Д. Красильников,
H.Н. Ефимов; доктор исторических наук Ф.Г. Сафронов; доктора философских наук Д.Е. Донской, В.С. Луковцев; доктор экономических наук И.Е. Томский; доктор физикоматематических наук, ректор ЯГУ с 1973 по 1986 гг. А.И. Кузьмин; доктор технических наук Н.С. Иванов; доктора педагогических наук В.М. Анисимов, В.Ф. Афанасьев, Д.А. Данилов, И.С. Портнягин; доктора филологических наук Н.К. Антонов, М.С. Воронкин, Н.Д. Дьячковский, Н.В. Емельянов, Е.И. Коркина, Н.Е. Петров, П.А. Слепцов; народный учитель СССР М.А. Алексеев; видные политические деятели Г.И. Чиряев, I секретарь Якутского ОК КПСС, член ЦК КПСС; А.Я. Овчинникова, Председатель Президиума Верховного Совета ЯАССР; народные поэты, писатели Якутии С.П. Данилов, Софр. П. Данилов, Р.Д. Ермолаев-Багатайский, В.С. Соловьев-Болот Боотур, Л.А. Попов, В.С. Яковлев-Далан; народный артист Якутии А.П. Самсонов и многие другие.
В 50-е годы ХХ века, в ходе интенсивного освоения недровых богатств Сибири и Дальнего Востока, возникла реальная необходимость размещения высших учебных заведений ближе к ресурсным центрам регионов с расширением специальностей, востребованных временем. В результате стало возможным открытие университета.
23 августа 1956 г. вышло Постановление Совета Министров СССР о создании на базе педагогического института Якутского государственного университета (ЯГУ), 1 октября 1956 г. начались занятия в новом вузе.
С того времени прошло более полувека. ЯГУ к своему 50-летию выпустил свыше 65000 специалистов. На
I.01.09 г. в университете обучалось 19684 студента, из них 11547 - на дневном, 8033 - на заочном, 104 - на вечернем отделениях. ППС был представлен 1200 преподавателями, из них 146 докторов, 534 - кандидата наук.
Произошли колоссальные изменения в системе высшего образования Якутии. В 1986 г. на базе сельскохозяйственного факультета ЯГУ возник Якутский сельскохозяйственный институт, преобразованный в 1995 г. в Якутскую государственную сельскохозяйственную академию (ЯГСХА). ЯГУ - головной вуз Якутии, выступает в системе высшего образования как важнейший компонент и индикатор качества социально-экономического развития в регионе.
В новых исторических условиях, возникших на рубеже веков, руководство республики, прежде всего, Первый Президент РС(Я) М.Е. Николаев, выдвинули концепцию построения суверенного демократического государства, национального возрождения, ускоренного продвижения народов Якутии по пути экономического, культурного и социального прогресса. Крупные финансовые вливания позволили укрепить материальную и учебно-научнолабораторную базы, социальную сферу и создать новые
вузы в г. Якутске, в крупных промышленных центрах, улусах республики. Так возникли Высшая школа музыки (1993), Политехнический институт (филиал) ЯГУ в г. Мирном (1999), Технический институт (филиал) ЯГУ в г. Нерюнгри (1999), Чурапчинский институт физической культуры и спорта (1999), Арктический государственный институт культуры и искусств (2000), Якутский государственный инженерно-технический институт (2000), Институт управления при Президенте РС (Я) (2000), Олекминский филиал ЯГСХА (1995), Октемский филиал ЯГСХА (1999), Саха государственная педагогическая академия (2001).
Все вузы Якутии в соответствии с концепцией обеспечения единого образовательного пространства в Российской Федерации соблюдают федеральные компоненты образовательных стандартов, взаимодействия с учебнометодическими объединениями вузов по вопросам программного содержания специальностей, квалификационным требованиям.
В год 75-летия высшего образования в Якутии Президент России Д.А. Медведев 21 октября 2009 года подписал Указ о создании Северо-Восточного федерального университета на базе Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова. Данное эпохальное событие - свидетельство плодотворной деятельности многих поколений тружеников высшей школы, её выпускников, а также грандиозных задач по дальнейшему совершенствованию качества подготовки специалистов, фундаментальных и прикладных научных исследований, отвечающих требованиям динамичного развития в XXI веке.
Все это стало возможным благодаря деятельности первого вуза Якутии. Открытие педагогического института явилось уникальным и, безусловно, историческим событием в общественно-политической, культурнообразовательной и духовно-творческой жизни народов Якутии ХХ века. Он стал достойной базой для открытия Якутского государственного университета.
Якутский государственный педагогический институт - Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова - Северо-Восточный федеральный университет - исторические вехи в развитии высшего образования в Якутии.
Литература и источники
1. Никифоров В.В. О новом Сибирском университете // Якутские вопросы. - 1916. - 12 августа.
2. Новгородов С.А. Первые шаги якутской письменности: статьи и письма. - М.: Наука, 1978. - 272 с.
3. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф.П.1894. Оп.1. Д.24. Л.1. / В дальн. - НА РС(Я)/.
4. Там же. Ф.П.2970. Оп.22. Д.230. Л.93.
5. Захарова А.Е. Из летописи высшего образования Якутии.
- Якутск: Бичик, 2004. - С.6.
6. НА РС(Я). Ф.П.422. Оп.6. Д.28. Л.47-48.
7. Там же. Ф.П.2970. Оп.29. Д.231. Л.40-41,44.
8. Аммосов М.К. С помощью русских рабочих и крестьян: статьи, речи, воспоминания, письма. К 90-летию со дня рождения М.К. Аммосова. 2-е изм. и доп. изд. - Якутск: Кн. изд-во, 1987. - С. 231.
9. Афанасьев В.Ф. Развитие высшего образования в Якутии // Полярная звезда. - 1964. - № 6. - С. 100.
10. НА РС (Я). Ф.И.828. Оп.1. Д.10. Л.29.
11. Там же. Ф.П.2970. Оп.36. Д.490. л.1.
12. Там же. Ф.И.828. Оп.1. Д.10. Л.43,57.
13. Там же. Л.29.
14. Там же. Ф.П.2970. Оп.29. Д.231. Л.49.
15. Краткая автобиография: рукопись И.М. Романова от 1-17. 09. 1969 г. - 27 с. машинописи. - С. 19. (Рукопись находится у автора статьи - И.С.).
16. НА РС (Я). Ф.П.2970. Оп.36. Д.490. Л.1.
17. Там же. Ф.И.828. Оп.1. Д.10. Л.29.
18. Там же. Л.3.
19. Захарова А.Е. Указ. соч. - С. 60, 61.
20. НА РС (Я). Ф.И.828. Оп.1. Д.10. лЛ.3,4.
21. Захарова А.Е. Указ. соч. - С. 64, 66, 79.
22. 70 лет высшему образованию в Якутии. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. - С. 10-11.
23. Якутский университет. - 1984. - 18 сентября.
24. Там же.
25. Захарова А.Е. Указ. соч. - С. 65.
26. Там же. - С. 115-116.
27. Там же. - С. 66.
28. Сивцева В.С., Петрова Р.И., Максимова И.И. Вспомним всех поименно: о ветеранах ВОВ ЯПИ, ЯГУ. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008. - С. 6-21 (подсчет автора - И.С.).
29. Там же. - С. 7-8; 4, 67.
30. Там же. - С. 7-8 (подсчет автора - И.С.).
31. НА РС(Я). Ф.П.2970. Оп.29. Д.230. Л.39.
32. Захарова А.Е. Указ. соч. - С. 68, 80.
33.НА РС(Я). Ф.П.2970. Оп.29. Д.231. Л.49.
34. Еремеев В.Н., Шадрин П.И. Якутский государственный педагогический институт. - Якутск: Кн. изд-во, 1955. - С. 43.
35. Там же. - С. 11.
36. Наш исторический. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. -С.123.