Научная статья на тему 'Истоки развития высшего педагогического образования в республике саха (Якутия)'

Истоки развития высшего педагогического образования в республике саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ВСЕОБУЧ / ПЕРВЫЙ ВУЗ ЯКУТИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорошева Саргылана Викторовна

Возникновение высшего образования это важная страница в истории любого народа. Открытие в 1934 г. Якутского государственного педагогического института положило начало развитию высшего образования в Республике Саха (Якутия). Благодаря усилиям небольшого педагогического коллектива удалось решить многообразие вопросов и проблем. Пединститут стал центром подготовки специалистов с высшим образованием из местной молодежи, центром притяжения научных и творческих сил республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки развития высшего педагогического образования в республике саха (Якутия)»

УДК 378.1:37 (571.56)(091)

Истоки развития высшего педагогического образования в Республике Саха (Якутия)

С. В. Сорошева

Возникновение высшего образования — это важная страница в истории любого народа. Открытие в 1934 г. Якутского государственного педагогического института положило начало развитию высшего образования в Республике Саха (Якутия). Благодаря усилиям небольшого педагогического коллектива удалось решить многообразие вопросов и проблем. Пединститут стал центром подготовки специалистов с высшим образованием из местной молодежи, центром притяжения научных и творческих сил республики.

Higher education formation is an important page in the history of any nation. The establishment of Yakutsk state teacher training institute in 1934 gave birth to a Higher education development in Yakutia. Thanks to efforts of a small pedagogical collective it was possible to find a solution to a variety of questions and problems. The institute has become a training centre of specialists from local youth, and a gravity centre of scientific and creative powers.

Ключевые слова: педагогический институт, подготовка специалистов, всеобуч, первый вуз Якутии.

В 1917 г. в Якутской области насчитывалось всего 188 культурно--просветительных учреждений. Среди всех жителей области грамотные составляли 2%, среди коренного якутского населения — 0,8%. С образованием Якутской Автономной Советской Социалистической Республики началась новая эпоха в развитии ранее отсталой окраины России.

Плановая подготовка специалистов для республики в центральных вузах страны началась с лета 1922 г. Если в 1922 г. в этих вузах обучалось 63 студента-якутянина, то в 1931—1932 гг. уже 786 человек [1].

Годом зарождения высшего образования в Якутии можно считать 1930 г., когда в Иркутском агропедагоги-ческом институте открыто Якутское отделение для подготовки учителей.

В 1930 г. в республику из центра прибыло 56 выпускников высших учебных заведений, из них: педагогов — 9, медиков — 7, экономистов — 8, инженеров — 14, специалистов по сельскому хозяйству — 10.

В 1931—1932 учебном году в республике было 502 учителя семилетних и средних учебных заведений, из них лишь 13 имели высшее образование. Из 979 учителей начальных школ только 133 преподавателя имели соответствующее образование.

С осени 1931 г. на территории Якутии введен всеобуч для детей 8—13 лет. Началось массовое строительство школ. При этом планировалось решение вопросов ликвидации безграмотности, подготовки педагогических кадров, «профтехизации» всей системы образования. Если в 1921—22 учебном году в республике было 115 начальных школ с количеством учащихся 5415, то через 10 лет, в 1931—32 гг., насчитывалось уже 446 школ, в которых обучалось 37528 человек. В том числе из детей 8—11 лет 88% обучалось в школе. По плану 1932 г. полагалось охватить системой «ликбеза» 52752 человека. При выполнении этой задачи процент грамотности взрослого населения в возрасте от 16 до 50 лет достиг 74,7% [1]. С 1933—34 учебного года планировалось введение в городах и промышленных районах республики семилетне-

го всеобуча. Все это требовало подготовки сотен учителей с высокой квалификацией.

Интенсивная подготовительная работа по открытию в Якутии педагогического института проводилась в 1932— 1934 гг. Она была возложена на Наркомпрос ЯАССР. Большая организационная работа проведена наркомом просвещения ЯАССР И.Н.Жирковым, его заместителем И.М.Романовым, директором-организатором педагогического института И.П.Жегусовым. В решении многих вопросов помогал заведующий отделом школ ОК ВКП(б) М.Н.Скрябин [2].

3 января 1933 г. Президиум ЯЦИК принял решение об организации педагогического института в г. Якутске с общим количеством студентов первого года обучения 100 человек. Однако в 1933 г. институт не был открыт из-за отсутствия материальной базы и педагогических кадров [3]. В течение 7 месяцев 1933—34 гг. проведен капитальный ремонт деформированного каменного здания бывшего реального училища («таас реальнай») площадью 3553 кв. м.

Якутский государственный педагогический институт (ЯГПИ) официально открылся 8 октября 1934 г. Приказом начальника Управления по подготовке учителей Нарком-проса РСФСР от 2 апреля 1934 г. установлен план приема на три отделения: историческое — 30 человек, якутского языка и литературы — 30, физико-математическое — 30. Фактически открыто два отделения: историческое (26 студентов) и физико-математическое (31 студент). Кроме того, с особого разрешения, учитывая трудности набора, открыто подготовительное отделение, на которое зачислено 27 слушателей с незаконченным средним образованием. Это отделение просуществовало четыре года и сыграло большую роль в комплектовании студентами первых курсов института.

Первым директором Якутского государственного педагогического института назначен 36-летний Иван Пудо-вич Жегусов, ранее работавший наркомом просвещения, здравоохранения и социального обеспечения. В 1936 г. создан Якутский государственный учительский институт с двухлетним обучением. С 9 марта 1937 г. в пединсти-

СОРОШЕВА Саргылана Викторовна — преподаватель II Нерюктяйской средней школы им. Н.М.Корнилова РС(Я), аспирант ПИ ЯГУ

СОРОШЕВА

туте организованы факультеты с ведением должности декана.

В первые годы существования педагогического института небольшому коллективу (12—14 человек) приходилось преодолевать большие трудности: проводить огромную организаторскую работу по созданию материальной базы, кабинетов, учебных лабораторий, библиотеки. Не хватало самого необходимого — оборудования, приборов, пособий. Учебно-материальную базу института составляли: деформированное здание бывшего реального училища, 4000 томов книг в библиотеке, несколько ящиков физического и химического оборудования и годовой бюджет в сумме 700 тыс. рублей. Перед коллективом и руководством стояла большая и трудная задача — обеспечение нормальными условиями работы. Руководство пединститута было вынуждено обращаться к населению с такими, например, объявлениями: «Пединститут покупает оборудование для физического, химического, педагогического и военного кабинетов, старую и новую литературу по истории, литературе, психологии, педагогике, физике, математике, химии и социально-экономическим вопросам, пишущую машинку на русском языке» [4].

Скудная материально-техническая база института пополнялась. Изыскивались любые пути к приобретению книг для библиотеки. Директор И.П.Жегусов добился того, что шефство над ЯГПИ взял Ленинградский пединститут им. Герцена. Из Ленинграда направляли учебники, учебные пособия. Большую помощь оказали Государственная библиотека им. Салтыкова-Щедрина, Якутская республиканская библиотека им. Пушкина. Были получены книги в дар от населения. Много томов подарено поэтом С.Р.Кулачиковым-Элляем и первым директором пединститута И.П.Жегусовым. Помимо всего, библиотека получала обязательный экземпляр от Всесоюзной Книжной Палаты. Фонд библиотеки к 40-м годам возрос до 50 тысяч томов [5].

В педагогическом коллективе пединститута не было преподавателей с учеными степенями и званиями. Лишь в 1935 г. появился первый «остепененный» преподаватель Степан Федотович Попов, который окончил аспирантуру Центрального научно-исследовательского института национальных школ в г. Москве, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Дореволюционная начальная школа в Якутии» [6]. В 1936 г. из центра направлены на работу в институт В.А.Цветков, окончивший аспирантуру Историко-филологического института по специальности «Всеобщая история», и И.А.Мельников, выпускник аспирантуры Московского индустриально-педагогического института им. К.Либкнехта по специальности «Педагогика». И.А.Мельников назначен на должность заместителя директора пединститута по учебной работе. В 1937 г. он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Дидактические принципы Я.А.Коменского».

В годы становления пединститута существовала серьезная проблема с набором студентов. Школы в Якутии только начали развиваться, поэтому не было достаточного количества выпускников. Кроме того, не налажена должным образом профориентационная работа среди школьников. К этой работе привлекали, в основном, студентов, вменяя им в обязанность проведение агитации в школах. В связи с этим план приема студентов впервые выполнен на 100% лишь в 1943—44 учебном году [7]. Конкурс при поступлении в пединститут появился только с 1954 г.

Заслугой первого директора пединститута Ивана Пудовича Жегусова также является открытие подготовительного отделения для слушателей с незаконченным средним образованием. Недостаточно подготовленных абитуриентов и слабоуспевающих студентов старались зачислять на рабфак или подготовительное отделение при пединституте, давая тем самым шанс на восстановление. Фактически многоступенчатое обучение — сочетание педагогического и учительского институтов, педагогического рабфака, вечернего сектора, подготовительного отделения, помогало сохранению контингента студентов.

Приказы по пединституту свидетельствуют о заботе руководства по организации учебных кабинетов и лабораторий. Несмотря на материальные трудности и нехватку педагогических кадров старались давать студентам разностороннее образование. Обращалось внимание на знание русского языка. Для этого, по воспоминаниям одного из первых студентов Старостина Петра Алексеевича, проводились специальные выпускные диктанты. Лучших студентов поощряли билетами в театр. Функционировали различные кружки.

Экзамены и зачеты принимались комиссией из двух-трех преподавателей, что способствовало большей объективности оценки знаний студентов. Во время экзаменационных сессий запрещалось проведение вечеров и других мероприятий, прекращалась работа кружков, перестраивалась деятельность библиотеки. В общежитиях организовывались передвижные читальни, работающие до 23 часов. Расписание экзаменов доводилось до сведения студентов за несколько месяцев до сессии.

Руководство института всячески поощряло отличников учебы. По окончании учебного года устраивались итоговые вечера, на которых лучшие студенты награждались ценными подарками (фотоаппаратами, патефонами, книгами). В приказе №46 от 5 апреля 1935 г. написано: «...с 1 марта до конца 1934—35 учебного года отпускать бесплатно за счет средств «прочего материального обеспечения студентов» горячий завтрак всем студентам-ударникам».

Существовала система поощрения за хорошую учебу. Стипендии первых 10—15 лет работы института были дифференцированными.

Следует отметить заботу руководства института о социально незащищенных студентах. Бывшим воспитанникам детдомов и круглым сиротам, обучавшимся на рабфаке, бесплатно выдавали полушубки, телогрейки, ватные брюки, вязаные платки, варежки, галоши, нижнее белье, простыни, полотенца, наволочки (приказ №197 от 14 января 1935 г.). Студентов со слабым здоровьем устраивали на санаторное лечение за счет средств института. К сожалению, необходимость оплаты за обучение в размере 300 руб. для многих студентов была причиной отсева.

В марте 1936 г. Совнарком Якутской АССР отметил: «Институт провел значительную работу, как по созданию научно-технической базы, так и по организационно-хозяйственному укреплению и росту штатов педагогов». В 1938 г. пединститут выпустил специалистов с высшим образованием — первый выпуск: 8 преподавателей истории и 13 преподавателей физики. Кроме этого, отделения Учительского института выпустили 17 учителей русского языка и литературы и 15 учителей истории. Как показывает анализ данных приема и выпуска студентов пединститута, не все выпускники получали диплом о высшем

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ.

образовании. Молодой педагогический коллектив, борясь за подлинную марку высшего учебного заведения, проявлял строгую требовательность к знаниям студентов [8].

По 1956 г. включительно вуз выпустил для средней школы 1081 учителя (ЯГПИ) и 1041 учителя с неполным высшим образованием (ЯГУИ). О качестве обучения тех лет свидетельствуют последующие успехи выпускников первых лет. Так, заслуженными учителями школы РСФСР стали Д.Г.Новопашин, М.И.Кершенгольц, М.И.Николаева и др., заслуженными учителями школы ЯАССР — Е.Ю.Келле-Пелле, П.П.Оконешников, П.А.Старостин и многие другие.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1956 г. Якутский государственный педагогический институт был преобразован в Якутский государственный университет.

Таким образом, в 1934 г. состоялось крупнейшее событие для Якутской АССР — открытие первого высшего учебного заведения. Это стало важной вехой в политической и духовной жизни народов Якутии. Пединститут стал центром подготовки специалистов с высшим образованием из местной молодежи, центром притяжения научных и творческих сил республики. Из выпускников ЯГПИ выросло много высококвалифицированных педа-

гогов, заслуженных учителей школ республики и Российской Федерации, отличников народного образования, руководящих работников, писателей и поэтов.

Литература

1. Жегусов И.П. Народное образование за 10 лет // Автономная Якутия. — 1932. — 2 июля.

2. Романов И. О начале пути (воспоминания ветеранов) // Якутский университет. — 1974. — 12 декабря.

3. Катогорова Т. Путь высшей школы в Якутии // Якутский университет. — 1984. — 24 мая.

4. Дирекция (пединститута). Объявление // Социалистическая Якутия. — 1934. — 24 октября. — №246.

5. Аммосова З.А., СивцеваА.С. Библиотека ЯГУ // Якутский государственный университет. — Якутск: Якутское книжное издательство, 1984. — 140 с.

6. Шадрин П.И., Попов С.Ф. К 70-летию со дня рождения // Якутский университет. — 1975. — 30 октября.

7. Шадрин П.И. Первые шаги высшей школы в Якутии // Якутский государственный университет. К 50-летию высшей школы в Якутии. — Якутск: Якутское книжное издательство, 1984. — 28 с.

8. Афанасьев В. И.П.Жегусов // Якутский университет. — 1974. — 16 мая.

УДК 373.2.036(=512.157)

Развитие творческой активности детей в сельском дошкольном учреждении

на основе традиций народа саха

Т. А. Макарова

Творческая активность детей рассматривается как процесс, протекающий в двух направлениях: восприятие окружающего мира ребенком; путь «присвоения» ребенком общечеловеческого опыта, проявляющегося в самостоятельности. Развитие творческой активности детей обусловлено созданием развивающего пространства сельского ДОУ, модель которого основана на этнопедагогических подходах народа саха. Для выяснения сущности развития творческой активности детей рассматриваются принципы и содержание деятельности ДОУ, в которых выражается имманентный человеку способ активного освоения мира.

Creative activity of children is regarded as the way ofprocess: the child's perception of the world; the way the child «takes» human experience when he begins to show his independence. The development of creative activity is connected with the kindergarten. The model of kindergarten is based on ethnopedagogical approaches of the Sakha Republic people. To understand the essence of the development of a child's creative activity, one must pay attention to the principles of kindergarten's work.

Ключевые слова: творческая активность, сельские дошкольные учреждения, традиции народа саха.

Преобразования, происходящие на современном этапе в России, поставили новые задачи перед системой дошкольного образования.

В.И. Андреев в своей работе «Педагогика творческого саморазвития» пишет: «Эффективное решение многих актуальных проблем образования и воспитания, в том числе и педагогических проблем творческого саморазвития личности, невозможно без глубокого понимания того, что такое культура, без разработки культурологического метапринципа в педагогике. И это неслучайно, ибо даже

само понятие «культура» очень близко таким основным понятиям педагогики, как образование и воспитание».

В традициях отечественной педагогической психологии и, прежде всего, в культурно-историческом подходе источник развития рассмотрен не в самом человеке, а вынесен вовне — в культурно-исторический опыт. Этот опыт зафиксирован самыми разными способами, включая феномены общественного сознания, произведения искусства, мифологию, нормы морали и т.д. В процессе взаимодействия с ними ребенок овладевает собственными психическими процессами и развивается. Такая обуслов-

МАКАРОВА Татьяна Алексеевна — методист ЦРР детского сада с. Сылан Чурапчинского улуса РС(Я).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.