ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЯКУТСКОГО ПЕДИНСТИТУТА
А. Г. Корякин
(кандидат физико-математических наук, профессор ЯГУ),
С. В. Павлова
(аспирант ЯГУ),
Н. М. Соловьева
(доцент ЯГУ)
Предпосылки организации
пединститута
В 1917 г. в Якутской области насчитывалось всего 188 культурно-просветительных учреждений. Среди всехжителей области грамотные составляли 2 %, среди коренного якутского населения -0,8%.
Всеобщее начальное обучение в Якутии было введено осенью 1930 года. К следующему учебному году (1931/32 гг.) в республике было 502 учителя семилетних и средних учебных заведений, из них лишь 13 имели высшее образование. Из 979 учителей начальных школ только 133 преподавателя имели соответствующее образование.
Плановая подготовка специалистов для республики в центральных вузах страны началась с лета 1922 г. Если в 1922 г. в этих вузах обучалось 63 студен-та-якутянина, то в 1931-1932 году уже 786 человек [1]. Годом зарождения высшего образования в Якутии можно считать 1930, когда в Иркутском Агропе-дагогическом институте было открыто Якутское отделение для подготовки учителей. В 1930 году в республику из центра прибыло 56 выпускников высших учебных заведений, из них: педагогов - 9, медиков - 7, экономистов - 8, инженеров-14, специалистов по сельскому хозяйству -10.
С осени 1931 г. на территории Якутии был введён всеобуч для детей 8-13 лет. Началось массовое строительство школ. Ставились вопросы ликвидации безграмотности, подготовки педагогических кадров, «профтехнизации» всей системы народного образования. Если в 1921/22 учебном году в республике было 115 начальных школ с количеством учащихся 5415 человек, то в 1931/32 насчитывалось уже 446 школ, в которых обучалось 37 528 человек. 88% детей 8-11 лет обучалось в школе. По плану 1932 года полагалось охватить системой «ликбеза» 52 752 человека. При выполнении этой задачи процент грамотности взрослого населения в возрасте от 16 до 50 лет достиг 74,7% [1]. С
1933/34 учебного года планировалось введение в городах и промышленных районах республики семилетнего всеобуча. Все это требовало подготовки сотен учителей с высокой квалификацией.
Первые организационные мероприятия
Интенсивная подготовительная работа по открытию в Якутии педагогического института проводилась в 1932-1934 гг. Она была возложена на Наркомпрос ЯАССР. Большую организаторскую работу провели тогдашний нарком просвещения ЯАССР И. Н. Жирков, его заместитель И. М. Романов, а также назначенный директором-организатором педагогического института И. П.
Жегусов. В решении многих вопросов помогал заведующий отделом школ ОК ВКП(б) М.Н.Скрябин [2].
3 января 1933 г. Президиум ЯЦИК принял решение об организации педагогического института в г. Якутске с общим количеством студентов первого года обучения 100 человек. Однако в 1933 г. институт не был открыт из-за отсутствия материальной базы и педагогических кадров [3]. В течение семи месяцев 1933-1934 гг. был сделан капитальный ремонт деформированного каменного здания бывшего реального училища, имеющего площадь 3553 квадратных метра.
8 октября 1934 г. первым директором Якутского Государственного Педагогического института был назначен 36-летний Иван Пудович Жегусов -инициатор организации вуза. В 1936 г. был также создан Якутский Государственный Учительский институт с двухлетним обучением. Организовано было и подготовительное отделение для лиц, имеющих незаконченное среднее образование. Это отделение просуществовало четыре года и сыграло большую роль в комплектовании студентами первых курсов института. С 9 марта 1937 г. в пединституте была введена должность декана.
В первые годы существования пединститута небольшому педагогическому коллективу (12-
Корпус ЯГПИ (здание бывшего реального училища).
математике, химии и социально-экономическим вопросам, пишущую машинку на русском языке» [4]. Директор пединститута И. П. Жегусов обивал пороги организаций и учреждений, ведающих вопросами предоставления квартир.
Руководство институ- _ , ,
с Заместитель директора пединститута по
та изыскивало любые путик учебной частиуИ_ А зльников (слеува) и
приобретению книг для биб- директор ЯГПИ И. П. Жегусов (1937 г.). лиотеки. Директор И. П. Жегусов добился того, чтобы шефство над ЯПИ взял Ленинградский пединститут им. А. И. Герцена. Шефы из Ленинграда направили учебники, учебные пособия. Большую помощь оказали Государственная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Якутская республиканская библиотека им. Пушкина. Были получены книги в дар от населения. Много томов было подарено поэтом С. Р. Кулачиковым-Элляем и первым директором пединститута И. П. Жегусовым. Помимо всего, библиотека получала обязательный экземпляр от Всесоюзной Книжной Палаты. Фонд библиотеки к сороковым годам возрос до 50 тысяч томов [5].
Трудности с подбором преподавателей и набором студентов
В педагогическом коллективе пединститута сначала не было людей с учеными степенями и званиями. Лишь в 1935 г. появился первый «остепененный» преподаватель Степан Федотович Попов. Он окончил аспирантуру Центрального научно-исследовательского института национальных школ в г. Москве и защитил кандидатскую диссертацию по теме «Дореволюционная начальная школа в Якутии» [6]. В 1936 г. из центра были направлены на работу в институт В. А. Цветков и И. А. Мельников. Первый окончил аспирантуру Историко-филологического института по специальности «всеобщая история», а второй - аспиран-
них стали впоследствии крупными учеными, педагогами и организаторами науки в Якутии.
В первые годы существования пединститута была очень серьёзная проблема с набором студентов. Приказом начальника Управления по подготовке учителей Наркомпроса РСФСР от 2 апреля 1934 г. был установлен следующий план приема: историческое отделение - 30 человек, языка и литературы - 30, физико-математичес-кое - 30. Фактически в 1934 г. набор был осуществлён лишь на два отделения: историческое, на которое приняли 26 студентов, и физико-математическое (32 студента). Трудности с набором студентов заключались в том, что школы в Якутии только начали развиваться, поэтому не было достаточного количества выпускников. Кроме того, должным образом не была еще налажена профо-риентационная работа среди школьников. К этой работе в основном привлекали студентов, вменяя им в обязанность проведение агитации в школах. В связи с этими трудностями план приёма студентов впервые был выполнен на 100% лишь в 1943/44 учебном году [7]. Конкурс при поступлении в пединститут появился только с 1954 г.
Организация учебного процесса
Заслугой первого директора пединститута Ивана Пудовича Жегусова является открытие подготовительного отделения для слушателей с незаконченным средним образованием. Недостаточно подготовленных абитуриентов и слабоуспевающих студентов старались зачислять на рабфак или подготовительное отделение при пединституте, давая тем самым им шанс на восстановление.
Приказы по пединституту свидетельствуют о
14 человек) приходилось преодолевать большие трудности - проводить огромную организаторскую работу по созданию материальной базы, кабинетов, учебных лабораторий, библиотеки. Не хватало самого необходимого - оборудования, приборов, пособий. Руководство пединститута было вынуждено обращаться к населению с такими, например, объявлениями: «Пединститут покупает оборудование для физического, химического, педагогического и военного кабинетов, старую и новую литературу по истории, литературе, психологии, педагогике, физике,
туру Московского индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта по специальности «педагогика». Иван Андреевич Мельников был назначен на должность заместителя директора пединститута по учебной работе. В1937 г. он защитил кандидатскую диссертацию по теме "Дидактические принципы Я. А. Коменского".
Подбор кадров постоянно стоял в центре внимания руководства пединститута. В 1935 г. на физико-математическом отделении преподавали М. Г. Алтухов, С. В. Родионов, Ю. Г. Шафер, А. Д. Егоров, Ф. Г. Дьяконов, Е. Паклина, И. М. Романов, В. А. Алексеев. Многие из
заботе руководства об организации учебных кабинетов и лабораторий. Несмотря на материальные трудности и нехватку педагогических кадров, студентам старались давать разностороннее образование. Обращалось внимание на знание русского языка. Для этого проводили специальные диктанты. Лучших студентов поощряли билетами в театр.
Экзамены и зачеты принимались комиссией из двух - трех преподавателей, что способствовало большей объективности оценки знаний студентов. Во время экзаменационных сессий запрещалось проведение вечеров и других мероприятий, прекращалась работа кружков, перестраивалась деятельность библиотеки. В общежитияхорганизовы-вались передвижные читальни, работающие до 11 часов вечера. Расписание экзаменов доводилось до сведения студентов и преподавателей за несколько месяцев до сессии.
Руководство института всячески поощряло отличников учебы. По окончании учебного года устраивались итоговые вечера, на которых лучшие студенты награждались ценными подарками (фотоаппаратами, патефонами, книгами). Например, в приказе директора ЯГПИ И. П. Жегусова № 46 от 5 апреля 1935 г. написано: «...с 1 марта до конца 1934-1935 учебного года отпускать бесплатно за счет средств «прочего материального обеспечения студентов» горячий завтрак всем студентам-ударникам».
Сочетание требовательности и
помощи студентам
В приказах директора пединститута И. П. Жегусова отмечается достаточно жесткое отношение к нарушителям дисциплины. В общежитиях поддерживался строгий порядок, соблюдался режим дня. Приказ № 74 от 16 мая 1935 г. гласит: «Для студентов на предмет обязательного исполнения установить следующий режим отдыха и работы: 1) Утром общий подъем в 7 часов. 2) Уборка,
Один из первых преподавателей ЯГПИ, ветеран
Великой Отечественной войны и высшего образования в Якутии В. В. Алексеев со своими повзрослевшими учениками (1994 г.). Сидят слева направо: ветеран ВОВ, старший преподаватель Г. Е. Апросимов; академик РАН и АН РС(Я) Г. Ф. Крымский; В. В. Алексеев; профессор Т. П. Самсонова (супруга В. В. Алексеева); зав. отделом редакции газет
«Кэскил» и «Юность Севера» Н. П. Васильев. Стоят слева направо: профессор Н. К. Алексеев; доцент Ю. Т. Половинкин; профессор А. Р. Павлов; профессор А. В. Иванова; методист Института усовершенствования учителей 3. Е. Павлова, доцент М. П. Гоигорьев; профессор Е. Т. Софронов; профессор А. Г. Корякин.
завтрак с 7 до 8 часов. 3) Учебно-классные занятия с 8 до 14 часов дня. 4) С 15 до 16.30 -часов отдых и сон в постели. 5) С 16.30 до 19.30 - самостоятельная работа. 6) С 19.30 до 20-ужин. 7) Культурный отдых - с21 до23 часов (спортивные и подвижные массовые игры, шахматы, кино, театр, читка художественной литературы и т. д.)».
Следует отметить заботу руководства института о малоимущих и больных студентах. Бывшим воспитанникам детдомов и круглым сиротам, обучавшимся на рабфаке, бесплатно выдавали полушубки, полотенца, ватные брюки, нижнее белье, варежки, галоши, вязаные платки, телогрейки, простыни, наволочки (приказ № 197 от 14 января 1935 г.). Заболевших студентов устраивали на санаторное лечение за счет средств института. К сожалению, многим студентам надо было платить за годичное обучение около 300 рублей, а отсутствие средств являлось часто причиной отсева.
Несколько слов о личной жизни первого директора пединститута И. П. Жегусова
Жегусов И. П. родился 6 июня 1898 г. в Дебе-гинском (Дьиэбэнэ, в 70 км от Черкёха) наслеге Тат-тинского улуса. У Пуда Андреевича и Ирины Афиногеновны было семеро детей. Иван учился в Черкёхе. Один год с Иваном занимался политс-сыльный. Затем Иван поступил в учительскую семинарию в г. Якутске. Из-за плохого здоровья ему иногда приходилось прерывать учебу. В 1922 г. Иван Пудович окончил учительский техникум и поступил на школьный факультет Академии Коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. В 1927 г. после окончания Академии он начал преподавать в Якутском педагогическом техникуме. Читал курс лекций по педагогике, исполнял обязанности старшего инспектора, заведовал культпрос-ветотделом Наркомпроса и Здравсобеса Якутской АССР. В марте 1928 г., как опытного организатора и
педагога, И. П. Жегусова назначили на пост народного комиссара просвещения, здравоохранения и социального обеспечения Якутии. В этой должности он проработал с некоторыми перерывами до 1932 г., а в 1934-1937 гг. был директором Якутского пединститута.
Имеются документы, частично раскрывающие причины увольнения И. П. Жегусова из пединститута. От должности директора он был освобожден приказом № 997 от 26 декабря 1937 года, в котором, в частности, сказано: «Согласно решению(я) директивных органов с сего года я, Федоров Иннокентий Константинович, приступаю к временному исполнению обязанностей директора. На том же основании т. директора Жегусова Ивана Пудовича считать освобожденным от исполнения обязанностей директора с предоставлением очередного 3-х (месячного) отпуска за 1937 г. Бухгалтерии произвести окончательный расчет с т. Жегусо-вым». Интересно отметить, что Иван Пудович в 1938 г. ещё продолжал работать в пединституте. Так, приказ № 14 от 20 января 1938 года гласит: «... Бывшему директору ЯПИ, ЯУИ и ЯПРФ (рабфак) Жегусову И. П., продолжающему работать в пединституте, по составлению смет на 1938 г., с 1 янв. 1938 г назначить ... 10 % надбавку по закону от 10.5.32(г) в сумме 90 рб.».
По ложному доносу 4 декабря 1938 г. И. П. Жегусов был арестован органами УГБ НКВД ЯАССР с предъявлением обвинения по ст.582,587 и 5811 УК РСФСР. В разгаре было «якутское дело», начавшееся с так называемого «дела М. К. Аммосова». Были уничтожены труды Ивана Пудовича, конфискованы письма и фотографии. 28 марта 1940 года уголовное дело было прекращено. Он был освобожден из-под стражи. Из тюрьмы он вышел серьезно больным и зимой 1941 г. умер в г. Якутске. Полностью И. П. Жегусов был реабилитирован лишь 15 мая 2000 года.
Известные ученые-физики, учившиеся в Якутском пединституте (1975 г.). Слева направо: доктор физ.-мат. наук, профессор, ректор ЯГУ в 1978 - 1986 гг. А. И. Кузьмин; доцент, канд. физ.-мат. наук, декан физико-математического факультетаЯГУв 1964 -1967 гг. М. А. Алексеев; профессор, доктор техн. наук, проректор ЯГУ по научной работе в 1973 -1990 гг. Н. С. Иванов.
Заключение
В марте 1936 г. Совнарком Якутской АССР отметил: «Институт провёл значительную работу как по созданию научно-технической, так и по организационно-хозяйственному укреплению и росту штатов педагогов». В 1938 году в пединституте был первый выпуск специалистов с высшим образова-
нием: 8 преподавателей истории и 13 преподавателей физики. Кроме этого, отделения Учительского института выпустили 17 учителей русского языка и литературы и 15 учителей истории. Как показывает сравнение приема и выпуска, не все выпускники получали диплом о высшем образовании. Молодой педагогический коллектив, борясь за подлинную марку высшего учебного заведения, проявлял строгую требовательность к знаниям студентов [8].
По 1956 г. включительно вуз выпустил для средней школы 1081 учителя (ЯПИ) и 1041 учителя с неполным высшим образованием (ЯУИ), т. е. всего 2122 специалиста [9]. О качестве обучения тех лет свидетельствуют последующие успехи выпускников пединститута первых лет. Так, заслуженными учителями школы РСФСР стали первые выпускники ЯПИ: Д. Г. Новопашин, М. И. Кершенгольц, М. И. Николаева и другие, а заслуженными учителями школы ЯАССР -Е. Ю. Келле-Пелле, П. П. Око-нешников, П. А. Старостин и многие другие.
Таким образом, в 1934 г. свершилось крупнейшее событие - открытие в республике первого высшего учебного заведения. Пединститут стал центром подготовки специалистов с высшим образованием из местной молодежи, центром притяжения научных и творческих сил республики.
Список литературы
1. Жегусов И. П. Народное образование за 10 лет //
Автономная Якутия, 2 июля 1932 г.
2. Романов И. О начале пути (воспоминания ветеранов)
//Якутский университет, 12 декабря 1974 г.
3. Катогорова Т. Путь высшей школы в Якутии //Якут-
ский университет, 24 мая 1984 г.
4. Дирекция (пединститута). Объявление // Социалис-
тическая Якутия, № 246, 24 октября 1934 г.
5. .Аммосова З.А., Сивцева А. С. Библиотека ЯГУ//Якут-
ский государственный университет. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1984. -140 с.
6. Шадрин П. И., Попов С. Ф. К 70-летию со дня рождения
//Якутский университет, 30 октября 1975 г.
7. Шадрин П. И. Первые шаги высшей школы в Якутии//
Якутский государственный университет. К 50-летию высшей школы в Якутии. -Якутск: Якутское книжное издательство, 1984. - С. 28.
8. Афанасьев В. И. П. Жегусов // Якутский универси-
тет, 16 мая 1974 г.