Научная статья / Research article
Таджикско-российские отношения в условиях становления государственности (1991-2010)
Г. М. Майтдинова
Российско-Таджикский (Славянский) университет, Душанбе, Республика Таджикистан ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9499-156X, e-mail:[email protected]
О. М. Шаропов
Российско-Таджикский (Славянский) университет, Душанбе, Республика Таджикистан
Аннотация. Важной вехой в истории международных отношений Центральной Азии стали таджикско-российские отношения с 1992 г. по 2010 г. В статье рассматриваются проблемы становления двусторонних отношений новых государств на примере трансформации республиканских связей Таджикистана и России в межгосударственные. С момента установления дипломатических отношений Таджикистан и Россия выстроили систему стратегического партнерства и военного союзничества. В первые десятилетия таджикско-российского сотрудничества закладывались основы российско-таджикского взаимодействия в военной и пограничной сферах, военно-технического сотрудничества, подготовки для Таджикистана военных кадров, расширения торгово-экономических связей, расширения двустороннего культурного сотрудничества. Гуманитарное сотрудничество двух стран осуществлялось в области культуры, образования и науки, которое было направлено на сохранение единого научно-культурного и образовательного пространства между Таджикистаном и Россией. Стержневым элементом таджикско-российского стратегического партнерства и союзничества в исследуемый период являлась координация совместных действий на международной арене в двустороннем формате, а также в рамках глобальных и региональных организаций, как ООН, ОДКБ, СНГ, ШОС и др. Прошедшие два десятилетия таджикско-российского взаимодействия заложили прочную основу для современного развития двусторонних и многосторонних отношений.
Ключевые слова: Россия, Таджикистан, международные отношения, безопасность, союзничество, партнерство, стратегические интересы, международное право, соглашение.
Для цитирования: Майтдинова Г. М., Шаропов О. М. Таджикско-российские отношения в условиях становления государственности (1991-2010). Постсоветские исследования. 2022;1(5):18-29.
Tajik-Russian Relations in the conditions of Statehood Formation (1991-2010)
Guzel M. Maitdinova
Russian-Tajik (Slavic) University, Dushanbe, Republic of Tajikistan ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9499-156X, e-mail:[email protected]
Otabek M. Sharopov
Russian-Tajik (Slavic) University, Dushanbe, Republic of Tajikistan
Abstract. An important milestone in the history of international relations in Central Asia was Tajik-Russian relations from 1992 to 2010. The article considers the problems of the formation of bilateral relations of new states on the example of the transformation of republican relations between Tajikistan and Russia into interstate. Since the establishment of diplomatic relations, Tajikistan and Russia have built a system of strategic partnership and military alliance. In the first decades of the Tajik-Russian cooperation, the foundations of Russian-Tajik cooperation in the military and border areas, military-technical cooperation, training of military personnel for Tajikistan, expansion of trade and economic ties, and expansion of bilateral cultural cooperation
were laid. Humanitarian cooperation between the two countries was carried out in the field of culture, education and science, which was aimed at preserving a single scientific, cultural and educational space between Tajikistan and Russia. The core element of Tajik-Russian strategic partnership and alliance during the researched period was the coordination of joint actions in the international arena in a bilateral format, as well as in the framework of global and regional organizations, such as the UN, the CSTO, the CIS, the SCO, etc. The past two decades of Tajik-Russian cooperation have laid a solid foundation for the modern development of bilateral and multilateral relations.
Key words: Russia, Tajikistan, international relations, security, alliance, partnership, strategic interests, international law, agreement.
For citation: Guzel M. Maitdinova, Otabek M. Sharopov Tajik-Russian Relations in the conditions of Statehood Formation (1991-2010). Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;1(5):18-29. (In Russ.)
Одним из системообразующих звеньев в структуре международных отношений Центральной Азии является взаимодействие Таджикистана и России. Опыт трансформации республиканских связей советского Таджикистана и РСФСР в межгосударственные отношения и его изучение является важной научной проблемой истории международных отношений Центральной Азии. Как известно, интеграция советских республик в рамках СССР укрепил экономические связи, создал основы для промышленного развития Центральной Азии, способствовал вестернизации культуры народов региона, ускорению трансформационных процессов в традиционных обществах и формированию общей советской идентичности. В конце ХХ в. в постсоветской Центральной Азии сформировалась новая подсистема международных отношений,
сформировались международно-правовые основы сотрудничества новых государств. С момента провозглашения своего
суверенитета новые государства региона руководствовались принципами
Вестфальской системы международных отношений: взаимного признания суверенитета, территориальной
целостности, приоритета международного права в межгосударственных отношениях. 9 сентября 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета Таджикистана было принято Постановление «О государственной независимости Республики Таджикистан». К февралю 1992 г. суверенный Таджикистан
официально признали 83 государства мира, в том числе все постоянные члены Совета безопасности ООН [Назаров, Сатторзода 2006: 90-92]. Этот период в истории Республики Таджикистан можно обозначить как «полосой дипломатического
признания». На этом этапе шел процесс интеграции Таджикистана в глобальные и региональные организации - ООН, МВФ, ЕБРР, СБСЕ, СНГ, ДКБ. Становление таджикской государственности происходил в условиях кровопролитной гражданской войны в стране, постепенного разрыва традиционных экономических связей, перехода государства к рыночной экономике и переформатирования государственных структур в новых условиях и системного социально-экономического кризиса. Между тем, существенно менялся государственный аппарат и подходы к управлению государством. В этот период происходили перемены в структуре правительства, становление дипломатии нового государства, создание вооруженных сил, переформатирование структур спецслужб. 28 декабря 1993 г. впервые в новейшей истории Председателем Верховного Совета Республики
Таджикистан Э. Рахмоновым были очерчены контуры концепции внешней политики суверенного Таджикистана и обозначены внешнеполитические
приоритеты: первый пояс - СНГ; второй пояс - Центральная Азия; третий пояс -Пространство персоязычных государств; четвертый пояс - мусульманские страны
Востока; пятый пояс - мировое сообщество [Рахмонов 2006-2010: 156-157].
Первое десятилетие таджикского государства было этапом формирования и стабилизации политической системы, интеграции в мировое сообщество, осознания своих национальных интересов, решения пограничных проблем,
определения геостратегии страны, становления внешней политики и формирования внешнеполитической
концепции. В начале второго десятилетия независимости таджикского государства был достигнут определенный подъем в экономике, что послужило в дальнейшем основой для начала структурных реформ: были начаты реструктуризация и приватизация предприятий, реформа аграрной системы, начата реализация коммуникационных проектов, разработана Стратегия развития страны до 2015 г. и пр. 24 сентябре 2002 г. была утверждена первая Концепция внешней политики Республики Таджикистан, в которой были изложены основные внешнеполитические приоритеты государства и механизмы их реализации. В декабре 2002 г. Таджикистан впервые озвучил тезис о том, что в своей внешнеполитической деятельности отныне государство будет руководствоваться своими национальными интересами и избирает многовекторную внешнюю политику, которая должна способствовать решению внутристрановых задач и, прежде всего, экономических проблем. В Концепции многовекторной внешней политики Таджикистана подчеркивается, что она опирается на такие принципы, как «демонополизация» внешнеполитических приоритетов, диверсификация связей с зарубежными партнерами,
равноудаленность или
равноприближенность к глобальным политическим лидерам-странам [Саидов 2010: 8-9]. В апреле 2003 г. в послании Президента РТ Парламенту страны было заявлено, что основой внешней политики Таджикистана является «политика открытых дверей» - готовность к сотрудничеству со всеми субъектами международных отношений на основе соблюдения общепринятых международных норм и
принципов [Рахмонов 2006-2010: 120]. Данный внешнеполитический принцип был продиктован необходимостью сохранения, развития национального государства, а также для выхода из социально-экономического кризиса.
В пору становления своей государственности Таджикистану
необходимо было решать важнейшие проблемы внутренней и внешней политики. Российская Федерация одной из первых признала независимость суверенного Таджикистана. 8 апреля 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Во второй половине 1990-х гг. завершилась трансформация прежних
межреспубликанских связей в
международные отношения и в регионе утвердилась новая подсистема
международных отношений.
В первое десятилетие главные усилия дипломатии Таджикистана и России были направлены на регулирование партнерских и межсоюзнических отношений.
Наступившее состояние неопределённости и нестабильности после распада СССР поставило перед руководством
Таджикистана сложную задачу адаптации к новой геополитической ситуации и выработки внешнеполитических
приоритетов, которые соответствовали бы региональным и глобальным политическим, экономическим и духовно-культурным условиям и реальному месту суверенного Таджикистана в мировом сообществе. Каждый этап трансформации
международных отношений требует от государства серьезной ответственности по нахождению акцентов внешнеполитических ориентиров, которые могли бы достаточно адекватно защитить национальные интересы страны [Шарипов 2006: 9]. Схожие задачи и проблемы стояли и перед остальными вновь образовавшимися после распада СССР государствами на постсоветском пространстве, в том числе и перед Россией. Таджикистану и России, таким образом, необходимо было разработать и систематизировать свой собственный внешнеполитический курс после развала
СССР. Решались проблемы разорванных экономических связей, договаривались о мерах и методах совместного обеспечения безопасности региона, включая вопросы функционирования военных баз,
урегулировании конфликтов, координации возможных военных действий, поставки оружия и военных материалов, наконец, о начертании контуров будущего мирного взаимодействия. Дипломатическая
деятельность России в Центральной Евразии опиралась на массив подробной и разносторонней военной и политической информации, накопленной за длительный исторический период добрососедства. Продвижение стратегических интересов предполагало первостепенное внимание к вопросам государственного строительства и вооружения государств региона, нового политического курса, подрывной
деятельности религиозной оппозиции, спонсируемой иностранными
правительствами [Ежова 2016: 173].
С момента установления
дипломатических отношений Таджикистан и Россия выстроили систему стратегического партнерства и военного союзничества, которые опираются на базовые межгосударственные документы, такие как: «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан» от 25 мая 1993 г. и договор «О союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан» от 16 апреля 1999 г., ориентированном в XXI век. Правовой основой для развития таджикско-российского сотрудничества в гуманитарной и научно-технической сферах является Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Российской Федерацией о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, спорта и туризма от 1995 г. Гуманитарное сотрудничество двух стран осуществляется в области культуры, образования и науки, которое направлено на сохранение единого научно-культурного и образовательного пространства между Таджикистаном и Россией. В декабре 2005 г. Государственная
Дума России ратифицировала Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан «О трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации», ставшее договорно-правовой основой для решения вопросов трудовой миграции. В настоящее время двустороннее сотрудничество опирается на более чем 300 межгосударственных,
межправительственных и
межведомственных соглашений,
регулирующих активные многоплановые поступательные связи двух государств.
В первое десятилетие главные усилия дипломатии России были направлены на регулирование партнерских и
межсоюзнических отношений. Решались проблемы разорванных экономических связей, договаривались о мерах и методах совместного обеспечения безопасности региона, включая вопросы
функционирования военных баз,
урегулировании конфликтов, координации возможных военных действий, поставки оружия и военных материалов, наконец, о начертании контуров будущего мирного взаимодействия. Дипломатическая
деятельность России в Центральной Евразии опиралась на массив подробной и разносторонней военной и политической информации, накопленной за длительный исторический период добрососедства. Продвижение стратегических интересов предполагало первостепенное внимание к вопросам государственного строительства и вооружения государств региона, нового политического курса, подрывной
деятельности религиозной оппозиции, спонсируемой иностранными
правительствами [Ежова 2016: 173].
В 90-е г. ХХ в. в России наблюдалась определенная недооценка места и значения Центральноевразиатского региона для будущего Российской Федерации. И в этом был явный стратегический просчет. Если в политическом и военно-политическом плане Россия действовала достаточно энергично и активно, то во многих других областях,
прежде всего в сфере экономики, культуры, гуманитарного сотрудничества российская политика носила значительно менее активный характер. Реальный
внешнеполитический разворот курса России в отношении Центральной Евразии стал происходить лишь с начала 2000 г. Более ясными стали контуры российской политики в регионе, четче определены принципиальные подходы России к перспективным вариантам создания устойчивой системы региональной и субрегиональной стабильности
[Светличный 2006: 9-10]. Стало очевидным, что для России Центральная Азия всегда будет представлять исключительно важный регион для обеспечения ее долгосрочных жизненных интересов. Ощутимым стало понимание того, что без стабильности в Центральной Евразии, без динамичного социально-экономического развития стран региона, без углубления и расширения интеграционных процессов на этом пространстве трудно представить дальнейший устойчивый рост экономики России, а соответственно - и перспективу усиления ее влияния как на региональном, субрегиональном, так и на глобальном уровнях [Лежень 2005: 13]. Определились и национальные интересы России в центральноевразиатском регионе, которые сводились к следующему:
1. Обеспечение стабильности в Центральной Евразии на основе максимально тесных партнерских отношений с соответствующими государствами. Любой сценарий дестабилизации может иметь для России самые тяжелые последствия.
2. Сохранение единого экономического пространства с Центральной Евразии для удержания достаточно емкого рынка сбыта своей продукции и устойчивого импорта из региона целого ряда сельскохозяйственных и промышленных товаров.
3. Использование географического положения и транзитного потенциала Центральной Евразии между Россией и крупнейшими странами мира - Китаем и Индией - в целях беспрепятственного поддержания и развития партнерских
отношений России с Китаем, Индией и Ираном, со странами АТР.
4. Обеспечение ведущей роли России в регионе за счет активизации экономического взаимодействия в рамках ЕАЭС, СНГ, ОДКБ и ШОС.
К 2005 г. таджикско-российское сотрудничество охватывало практически все сферы жизни: политику, экономику, торговлю, военно-техническую,
гуманитарную, финансово-кредитную,
топливно-энергетическую, производственную кооперацию,
гражданскую оборону и помощь при чрезвычайных ситуациях и т. д. [Сатторов, Саидов 2013: 17-18].
Стержневым элементом таджикско-российского стратегического партнерства и союзничества является координация совместных действий на международной арене в двустороннем формате, а также в рамках глобальных и региональных организаций, как ООН, ОДКБ, СНГ, ШОС и др. Глобальные и региональные инициативы Таджикистана и России всегда взаимно поддерживались друг другом. Оба государства объединяет стремление к позитивному решению проблем
региональной безопасности, сотрудничество по борьбе с нетрадиционными угрозами.
Практически с первых лет после провозглашения независимости республики между Россией и Таджикистаном поддерживаются активные связи в политической области. Стали ежегодными встречи на высшем уровне, во время которых президенты обеих стран предметно обсуждают вопросы повышения
эффективности двустороннего
многопланового сотрудничества,
региональной безопасности и укрепления интеграционных процессов в различных форматах, российско-таджикского
взаимодействия в военной и пограничной сферах, военно-технического
сотрудничества, подготовки для
Таджикистана военных кадров, расширения торгово-экономических связей, расширения двустороннего культурного сотрудничества. Активно развивается межпарламентское сотрудничество [Буторов 2007:57-58].
Россия оказала огромную помощь Таджикистану в создании и укреплении вооруженных сил страны. С момента провозглашения независимости военные кадры РТ проходят подготовку в российских высших военно-учебных заведениях. Только с 1993 г. по 2007 г. Правительствами Республики Таджикистан и Российской Федерацией были подписаны на различных уровнях 2 договора, 21 соглашение,5 контрактов, 5 протоколов и 25 дополнительных соглашений в военной области. Эти документы заложили правовую базу двустороннего сотрудничества. Только в 2000-х гг. Россией оказана безвозмездная помощь Вооруженным силам Таджикистана на сумму более 56 млн долларов США. Таджикские вооруженные силы
сотрудничают с Россией в рамках ОДКБ, которая создана для борьбы с военными угрозами. Для усиления роли ОДКБ по охране южных рубежей СНГ созданы Коллективные силы быстрого
развертывания (КСБР). Кроме того, Таджикистан сотрудничает с Россией в рамках ШОС в действиях против международного терроризма, религиозного экстремизма, сепаратизма и других угроз современности [Мирзоев 2007: 26-28].
В октябре 2004 г. в рамках официального визита Президента России В.В. Путина в Таджикистан было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о передаче в собственность России оптико-электронного узла «Нурек» (Окно) - системы контроля космического пространства и порядке его функционирования. В соответствии с этим документом в апреле 2005 г. министры обороны России и Таджикистана подписали акт передачи данного объекта российской стороне сроком на 49 лет. В ноябре 2005 г. Министерство финансов Республики Таджикистан выдало Министерству обороны Российской Федерации
свидетельство о передаче движимого и недвижимого имущества, входящего в состав оптико-электронного узла «Нурек» («Окно»).
Серьезную угрозу безопасности не только Центральной Азии, но и всего евразийского пространства представляет контрабанда наркотических веществ из Афганистана, с которым Таджикистан имеет протяженную границу. Таджикистан сотрудничает в борьбе с наркотрафиком с заинтересованными государствами и международными организациями, учитывая, что в одиночку крайне сложно нанести серьезный урон организованным транснациональным группам. Было подписано более 30 многосторонних и двусторонних соглашений. При этом особое внимание уделялось укреплению сотрудничества с правоохранительными органами и спецслужбами России. В частности, Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан был подписан ряд двусторонних межведомственных
соглашений, протоколов и планов о сотрудничестве и взаимодействии с правоохранительными органами и силовыми структурами России в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прокурсоров. Только за период 2000-2005 гг. Агентство совместно с взаимодействующими органами России провели 52 результативные операции, из них 11 - методом контролируемой поставки, из незаконного оборота изъята 1 тонна 167 кг наркотиков, в том числе более 800 кг героина.
В соответствии с Соглашением между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией о правовом статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Таджикистана, подписанным 15 мая 1993 г., российские пограничники защищали таджикско-афганскую границу и стояли заслоном на пути афганского наркотрафика. Только за период с 1993 года по 2007 гг. подразделениями Пограничного Управления ФСБ России в Таджикистане было изъято 30 тонн 102 кг наркотических средств, из которых 11 тонн 463 кг составлял героин. С 2000 г. по 2005 г. российскими пограничниками совместно с
правоохранительными и силовыми структурами Таджикистана было проведено 85 совместных мероприятий, в результате которых из незаконного оборота было изъято около 3 тонн наркотиков.
В процессе передачи функции охраны таджикско-китайской и таджикско-афганской границы таджикским
пограничникам они приняли от российских коллег 13 военных городков, 64 пограничных застав и комендатур. Таджикские военнослужащие получили также штатное стрелковое и групповое вооружение застав, все имеющиеся технические средства охраны госграницы, оптические приборы, радиостанции, а также автомобильный транспорт на общую сумму более 800 млн рублей. Каждая застава передавалась с 2-3-месячным запасом топлива, горюче-смазочных материалов, вещевого имущества, продовольствия, что стало хорошим подспорьем для таджикских пограничников. В декабре 2005 г. таджикским пограничникам безвозмездно были переданы 2 вертолета Ми-8МТ, а в ноябре 2006 г. еще 4 вертолета было передано вооруженным силам
Таджикистана [Летов 2006: 186].
Несмотря на вывод российских пограничников 2005 году, таджикско-российское пограничное сотрудничество продолжалось в новом формате. В отрядах Пограничных войск Таджикистана стали функционировать российские советнические аппараты, сотрудники которых оказывали консультативную, теоретическую и практическую помощь своим таджикским коллегам в вопросах организации оперативно-служебной деятельности частей и подразделений. Таджикские и российские пограничники стали совместно
разрабатывать и осуществлять в необходимых случаях мероприятия по борьбе с противоправными действиями на Государственной границе РТ (незаконной миграцией через государственную границу, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов, незаконным перемещением через Государственную границу Республики Таджикистан
наркотических средств и психотропных веществ).
Важную роль стала выполнять по сдерживанию внешних деструктивных сил и укрепления потенциала безопасности Таджикистана 201 -я Российская военная база, а также Организация договора коллективной безопасности. Мощный импульс таджикско-российскому
антинаркотическому сотрудничеству
придали решения глав государств ОДКБ об усилении борьбы с наркоугрозой. Создание в соответствии с этим решением Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств-членов ОДКБ с целью координации антинаркотической борьбы на постсоветском пространстве явилось эффективным ответом транснациональной наркопреступности. Под эгидой КСОПН и во взаимодействии с Секретариатом ОДКБ с 2003 г. было проведено несколько успешных оперативно-профилактических операций «Канал» по выявлению и блокированию маршрутов нелегальной транспортировки афганских наркотиков по так называемым «Северным маршрутам» [Одинаева 2010: 31-33]. В Таджикистане успешно проходили крупномасштабные учения по линии КСОР стран-членов ОДКБ.
Правовой основой для развития таджикско-российского сотрудничества в гуманитарной и научно-технической сферах стало Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Российской Федерацией о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, спорта и туризма от 1995 г. Гуманитарное сотрудничество двух стран осуществлялось в области культуры, образования и науки, которое было направлено на сохранение единого научно-культурного и
образовательного пространства между Таджикистаном и Россией. На основе имеющихся договоренностей ежегодно студенты Таджикистана стали направлятся на учебу в вузы России. В вузах России обучались в тот период более 700 таджикских граждан. Осуществлялись постоянные контакты научных и научно-исследовательских институтов, культурных
учреждений двух стран. С 1996 года стал функционировать в Душанбе Российско-Таджикский (славянский) университет, ставший одним из образовательных и культурных центров Таджикистана. Россия регулярно передавал для школ и библиотек Таджикистана учебники и художественную литературу. Посольство России в Таджикистане оказывал помощь учителям русского языка и литературы средних школ Таджикистана в работе курсов повышения квалификации. Проводились мероприятия, направленные на пропаганду культуры, языка и других духовных ценностей народов России и Таджикистан [Бабаджанова 2007: 34-35].
Важной составляющей таджикско-российского сотрудничества в тот период являлось регулирование миграционной политики. В те годы внешняя трудовая миграция из Таджикистана росла высокими темпами. Численность рабочих-мигрантов составляла от 1,5 до 2 млн челове [Умаров, Ульмасов 2006: 95]. По неофициальным данным, в трудовой миграции в России из этого количества находились более 1 млн человек. В декабре 2005 г. Государственная Дума России ратифицировала Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан «О трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации», ставшее договорно-правовой основой для решения вопросов трудовой миграции [Буторов 2013: 16-17]. В марте 2006 г. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, облегчающий регистрацию трудовых мигрантов. Внешняя трудовая миграция в Россию помогает снизить уровень социальной и политической напряженности в Таджикистане. Ежегодно трудовые мигранты отправляют в Таджикистан не менее 2 млрд долларов США. По экспертным оценкам внешние трудовые мигранты представляют от 75 до 80% всех домохозяйств Таджикистана [Ульмасов 2007: 227-231]. Подавляющую часть совокупных доходов домохозяйств как в городах, так и в сельских местностях
составляют денежные поступления от мигрантов из России, что реально является экономическим подспорьем для
Таджикистана.
Через каналы Антикризисного фонда ЕврАзЭС в 2010 г. Таджикистану был предоставлен грант в размере 70 млн долл. на поддержку государственного бюджета. С 2012 г. Россия совместно с партнерами по ЕврАзЭС реализует программу по рекультивации хвостохранилищ в Центральной Азии, в т.ч. в Таджикистане (Россия финансирует 75% бюджета программы, общая стоимость которой оценивается в 1 млрд руб.).1
Для России Таджикистан является одним из ключевых звеньев в борьбе с международным терроризмом. Афганский фактор акцентирует внимание обоих государств на необходимость постоянного совершенствования укрепления южных рубежей Таджикистана. Учитывая новые угрозы безопасности постсоветских государств, исходящие из Афганистана, Россия оказывает помощь по укреплению таджикско-афганской границы. В контексте безопасности Таджикистана военное и военно-техническое сотрудничество
является приоритетным направлением российско-таджикского взаимодействия. Ежегодно на безвозмездной основе обучение в России проходят порядка 500 таджикских военнослужащих. Россия содействует модернизации Вооруженных сил Таджикистана, передавая ей продукцию военного назначения. Согласно плану модернизации армии Таджикистана, Россия оказывала помощь в поставке новых вооружений, подготовке офицерских кадров. Ежегодно в России проходили подготовку около 500 таджикских военнослужащих. Удовлетворение
потребностей Вооруженных сил
Таджикистана в продукции военного назначения российского производства
1 В последние годы отношения России и Таджикистана находятся на подъеме. Интервью Лякина-Фролова И. С. - Чрезвычайного и Полномочного Посола Российской Федерации в Республике Таджикистан журналу Международная жизнь». // https://interaffairs.ru/news/show/27196
осуществлялось в рамках согласованных между двумя странами планов модернизации таджикских Вооруженных сил. Ежегодно на безвозмездной основе обучение в России проходили порядка 500 таджикских военнослужащих. 2
Дислоцированная в Таджикистане 201-я Российская военная база являлась(ся) одним из важнейших факторов сдерживания внешних угроз безопасности Таджикистана. Российские офицеры и солдаты выполняют важную гуманитарную миссию - они активно участвуют в возрождении памятников героям Гражданской и Великой Отечественной войн, благоустройстве захоронений фронтовиков, проводят встречи с общественностью и молодежью, участвуют в спортивных и других праздничных мероприятиях. Военная база оказывает гуманитарную помощь для детей сирот, инвалидов и ветеранов в Душанбе, Турсунзаде и Хатлонской области. Во время чрезвычайных ситуаций в Таджикистане подразделения 201-й РВБ привлекались к оказанию помощи населению районов, пострадавших в результате стихии.
Учитывая рост традиционных угроз национальной безопасности Таджикистана, именно военное и военно-техническое сотрудничество являлось и является одним из приоритетных направлений российско-таджикского взаимодействия. В целом точек таджикско-российского взаимодействия множество и не реализованный потенциал даст возможность развития позитивного стратегического сотрудничества.
Укрепление российских позиций в регионе возможно при условии, что Россия будет играть ключевую роль в обеспечении экономического, научного и технического развития Центральной Азии. При прагматичной экономической политике именно указанный регион способен стать наиболее эффективным местом приложения российского капитала. По мере осознания этого можно будет говорить о начале принципиально нового этапа внешней политики России в целом и в регионе в частности [Мещеряков 2012: 39-40]. В
2 Игорь Лякин-Фролов: Россию и Таджикистан связывают многовековые отношения прочной дружбы//ИА "Азия Плюс" 27.02.2017 г.
целом таджикско-российские отношения, имея огромный ресурс развития, обрели качественную динамику в новых исторических условиях. Прошедшие два десятилетия таджикско-российского
взаимодействия заложили прочную основу для современного развития двусторонних и многосторонних отношений. Состояние таджикско-российского сотрудничества на современном этапе дает возможность прогноза, что взаимодействия двух государств в XXI в. будут плодотворно развиваться для решение ключевых вопросов региональной и международной повестки дня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бабаджанова М.М. Таджикско-российское сотрудничество в сфере культуры: состояние и перспективы // Материалы международной научной конференции «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение». С. 34-35.
Буторов С.А. Внешняя политика России в странах СНГ. Душанбе, 2007. С.57-58.
Буторов С.А. О перспективах российско-таджикского сотрудничества в условиях глобализации // Материалы международной научной конференции «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение». С.16-17.
Ежова М.Ю. Дипломатия России в продвижении стратегических интересов в Центральной Азии // Материалы международной научной конференции «Национальные интересы и политика безопасности государств Центральной Евразии в условиях геополитических перемен». Душанбе: РТСУ, 2016, с. 173.
Ежова М.Ю. Дипломатия России в продвижении стратегических интересов в Центральной Азии // Материалы международной научной конференции «Национальные интересы и политика безопасности государств Центральной Евразии в условиях геополитических перемен». Душанбе: РТСУ, 2016, с. 173.
Лежень В.В. Центральная Азия в фокусе геополитических интересов мировых центров силы: взаимодействия и противоречия // Материалы международной научной конференции «Средний Восток в системе геополитических координат: прошлое, настоящее, будущее». Душанбе, 2005. С.13.
Летов В.Ю. Новые формы и перспективы российско-таджикистанского сотрудничества в пограничной сфере // Материалы международной научной конференции «Национальные интересы и политика безопасности государств Центральной Азии в условиях глобализации (евразийские модели как альтернатива мондиализму)». С.186.
Мещеряков К.Е. Внешняя политика России в Центральной Азии: проблемы и тенденции развития, пути модернизации с целью повышения эффективности. СПб, 2012. С. 39-40.
Мирзоев Б.К. Военно-техническое сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации в двустороннем формате и в рамках интеграционных объединений // Материалы международной научной конференции «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение». Душанбе, 2007. С. 2628.
Назаров Т., Сатторзода А. Дипломатияи муосири точик. Душанбе, 2006. С. 90-92.
Одинаева Б.Ф. Особенности наркоситуации в Центральной Азии и сотрудничество Таджикистана в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Материалы международной научной конференции «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение. С. 31-33
Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации. В 8 т. Душанбе, 2006-2010. Т.1. С. 156-157.
Рахмонов Э. Ответственность за будущее нации. // Независимость Таджикистана и возрождение нации. В 8 т. Душанбе, 2006-2010. Т. 5, с. 120.
Саидов З. Актуальные аспекты внешнеполитического механизма и международной деятельности Республики Таджикистан. Душанбе, 2010, с.8-9.
Сатторов А., Саидов З.О. Российско-таджикские отношения на современном этапе и перспективы развития // Материалы международной научной конференции «200 лет Министерству иностранных дел России и 10 лет со дня установления дипломатических отношений между Россией и Таджикистаном. С. 17-18.
Светличный В.Л. Россия и Центральная Азия: стратегия и перспективы многопланового сотрудничества // Материалы международной научной конференции «Национальные
интересы и политика безопасности государств Центральной Азии в условиях глобализации (евразийские модели как альтернатива мондиализму)». С. 9-10
Ульмасов Р. Миграция глазами СМИ. Душанбе, 2007. С.227-231.
Умаров Х., Ульмасов Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последствия, регулирование). Душанбе, 2006. С.95.
Шарипов С.И. Новая система международных отношений и внешняя политика Таджикистана. // Таджикистан и современный мир. №2 (11) 2006. С. 9.
REFERENCES
Babadzhanova M.M. Tadzhiksko-rossijskoe sotrudnichestvo v sfere kul'tury: sostoyanie i perspektivy // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Rossiya i Central'naya Aziya v usloviyah geopoliticheskoj transformacii: vneshnepoliticheskoe izmerenie». S. 34-35.
Butorov S.A. Vneshnyaya politika Rossii v stranah SNG. Dushanbe, 2007. S.57-58.
Butorov S.A. O perspektivah rossijsko-tadzhikskogo sotrudnichestva v usloviyah globalizacii // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Rossiya i Central'naya Aziya v usloviyah geopoliticheskoj transformacii: vneshnepoliticheskoe izmerenie». S.16-17.
Ezhova M. Yu. Diplomatiya Rossii v prodvizhenii strategicheskih interesov v Central'noj Azii // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Nacional'nye interesy i politika bezopasnosti gosudarstv Central'noj Evrazii v usloviyah geopoliticheskih peremen». Dushanbe: RTSU, 2016, s. 173.
Ezhova M. Yu. Diplomatiya Rossii v prodvizhenii strategicheskih interesov v Central'noj Azii // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Nacional'nye interesy i politika bezopasnosti gosudarstv Central'noj Evrazii v usloviyah geopoliticheskih peremen». Dushanbe: RTSU, 2016, s. 173.
Lezhen' V.V. Central'naya Aziya v fokuse geopoliticheskih interesov mirovyh centrov sily: vzaimodejstviya i protivorechiya // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Srednij Vostok v sisteme geopoliticheskih koordinat: proshloe, nastoyashchee, budushchee». Dushanbe, 2005. S.13.
Letov V. Yu. Novye formy i perspektivy rossijsko-tadzhikistanskogo sotrudnichestva v pogranichnoj sfere // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Nacional'nye interesy i politika bezopasnosti gosudarstv Central'noj Azii v usloviyah globalizacii (evrazijskie modeli kak al'ternativa mondializmu)». S.186.
Meshcheryakov K.E. Vneshnyaya politika Rossii v Central'noj Azii: problemy i tendencii razvitiya, puti modernizacii s cel'yu povysheniya effektivnosti. SPb, 2012. S. 39-40.
Mirzoev B.K. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Respubliki Tadzhikistan i Rossijskoj Federacii v dvustoronnem formate i v ramkah integracionnyh ob"edinenij // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Rossiya i Central'naya Aziya v usloviyah geopoliticheskoj transformacii: vneshnepoliticheskoe izmerenie». Dushanbe, 2007. S. 26-28.
Nazarov T., Sattorzoda A. Diplomatiyai muosiri tochik. Dushanbe, 2006. S. 90-92.
Odinaeva B. F. Osobennosti narkosituacii v Central'noj Azii i sotrudnichestvo Tadzhikistana v bor'be s nezakonnym oborotom narkotikov // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Rossiya i Central'naya Aziya v usloviyah geopoliticheskoj transformacii: vneshnepoliticheskoe izmerenie. S. 31-33
Rahmonov E. Nezavisimost' Tadzhikistana i vozrozhdenie nacii. V 8 t. Dushanbe, 2006-2010. T.1. S. 156-157.
Rahmonov E. Otvetstvennost' za budushchee nacii. // Nezavisimost' Tadzhikistana i vozrozhdenie nacii. V 8 t. Dushanbe, 2006-2010. T. 5, s. 120.
Saidov Z. Aktual'nye aspekty vneshnepoliticheskogo mekhanizma i mezhdunarodnoj deyatel'nosti Respubliki Tadzhikistan. Dushanbe, 2010, s.8-9.
Sattorov A., Saidov Z.O. Rossijsko-tadzhikskie otnosheniya na sovremennom etape i perspektivy razvitiya // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «200 let Ministerstvu inostrannyh del Rossii i 10 let so dnya ustanovleniya diplomaticheskih otnoshenij mezhdu Rossiej i Tadzhikistanom. S. 17-18.
Svetlichnyj V.L. Rossiya i Central'naya Aziya: strategiya i perspektivy mnogoplanovogo sotrudnichestva // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Nacional'nye interesy i politika bezopasnosti gosudarstv Central'noj Azii v usloviyah globalizacii (evrazijskie modeli kak al'ternativa mondializmu)». S. 9-10
Ul'masov R. Migraciya glazami SMI. Dushanbe, 2007. S.227-231.
Umarov H., Ul'masov R. Vneshnyaya trudovaya migraciya v Tadzhikistane (prichiny, problemy, posledstviya, regulirovanie). Dushanbe, 2006. S.95.
Sharipov S.I. Novaya sistema mezhdunarodnyh otnoshenij i vneshnyaya politika Tadzhikistana. // Tadzhikistan i sovremennyj mir. №2 (11) 2006. S. 9.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Майтдинова Гузель - доктор исторических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российско-Таджикского
(Славянского) университета, директор Центра геополитических исследований РТСУ, член-корреспондент Таджикской Академии архитектуры и строительства. Республика Таджикистан, Душанбе.
Шаропов Отабек Муродович -кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и внешней политики Российско-Таджикского (Славянского) университета
Майтдинова Гузель - доктор исторических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российско-Таджикского
(Славянского) университета, директор Центра геополитических исследований РТСУ, член-корреспондент Таджикской Академии архитектуры и строительства. Республика Таджикистан, Душанбе.
Sharopov Otabek Murodovich -Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Regional Studies and Foreign Policy of the Russian-Tajik (Slavic) University