Научная статья на тему 'Военно-политическое сотрудничество России и Таджикистана'

Военно-политическое сотрудничество России и Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
454
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / MILITARY-POLITICAL COOPERATION / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Умеров Далер Алиевич

В статье автором рассмотрено сотрудничество России и государств Центральной Азии в военно-политической сфере. Особое внимание уделено содержанию и этапам развития данного сотрудничества, рассмотрены проблемы развития военно-политического сотрудничества России и государств Центральной Азии, пути их решения на современном этапе. На основе проведенного обзора подчеркивается важность сохранения и усиления военно-политического сотрудничества РФ и государств ЦАР, что отвечает интересам всех государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military and Political Cooperation of Russia and Tadzhikistan

In the article the author considers the cooperation between Russia and the Central Asian states in the military-political sphere. Particular attention is paid to the maintenance and development stages of this collaboration, the problems of the military-political cooperation between Russia and the Central Asian states, solutions at this stage. Based on the review the article highlights the importance of maintaining and strengthening the military-political cooperation between Russia and the Central Asian states, that meets the interests of all states.

Текст научной работы на тему «Военно-политическое сотрудничество России и Таджикистана»



14 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Далер УМЕРОВ

Военно-политическое

сотрудничество России и Таджикистана

Таджикско-российские отношения на современном этапе носят характер стратегического партнерства. 8 апреля 1992 г. в Душанбе был подписан Протокол об установлении дипломатических отношений между Таджикистаном и Россией. Сотрудничество Таджикистана и России базируется на прочной договорной базе, основополагающим документом которой является подписанный 25 мая 1993 г. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, получивший свое развитие в Договоре о союзническом взаимодействии, подписанном в апреле 1999 г. и ориентированном в XXI в. [Выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Таджикистане...]. Со времени установления дипломатических отношений между Таджикистаном и Россией подписано свыше 170 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений и договоров, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, военной, гуманитарной и других областях.

В 90-е г. ХХ в. в России наблюдалась определенная недооценка значения Центрально-Азиатского региона для Российской Федерации. И в этом был явный стратегический просчет. Если в политической и военно-политической сфере Россия действовала достаточно энергично и активно, то во многих других областях, прежде всего в области экономики, культуры, гуманитарного сотрудничества, защиты законных требований своих соотечественников и прав нацменьшинств, российская политика носила менее активный характер. Реальный внешнеполитический разворот курса России в отношении Центральной Азии стал происходить лишь с начала 2000 г. Более ясными стали контуры российской политики в регионе, четче определены принципиальные подходы России к перспективным вариантам создания устойчивой системы региональной и субрегиональной стабильности. Стало очевидным, что для России Центральная Азия всегда будет представлять исклю-

чительно важный регион для обеспечения ее долгосрочных жизненных интересов. Ощутимым стало понимание того, что без стабильности в Центральной Азии, без динамичного социально-экономического развития стран региона, без углубления и расширения интеграционных процессов на этом пространстве трудно представить дальнейший устойчивый рост экономики России, а соответственно - и перспективу усиления ее влияния как на региональном, субрегиональном, так и на глобальном уровнях [Лежень, 2005]. Определились и национальные интересы России в Центрально-Азиатском регионе, которые сводятся к следующему:

1. Обеспечение стабильности в Центральной Азии на основе максимально тесных партнерских отношений с соответствующими государствами. Любой сценарий дестабилизации может иметь для России самые тяжелые последствия.

2. Сохранение единого экономического пространства с Центральной Азией в рамках Евразийского экономического сообщества для удержания достаточно емкого рынка сбыта своей продукции и устойчивого импорта из региона целого ряда сельскохозяйственных и промышленных товаров.

3. Использование географического положения и транзитного потенциала Центральной Азии между Россией и крупнейшими странами мира - Китаем и Индией - в целях беспрепятственного поддержания и развития партнерских отношений России с Китаем, Индией и Ираном, со странами АТР.

4. Обеспечение ведущей роли России в регионе за счет активизации экономического взаимодействия в рамках ЕврАзЭС, Содружества независимых государств и Шанхайской организации сотрудничества.

В настоящее время таджикско-российское сотрудничество охватывает практически все сферы жизни: политику, экономику, торговлю, военно-техническую, гуманитарную, финансово-кредитную, топливно-энергетическую, производственную коо-

Далер Умеров, аспирант кафедры национальной безопасности РАНХиГС. dalerik@mail.ru

Аннотация: в статье автором рассмотрено сотрудничество России и государств Центральной Азии в военно-политической сфере. Особое внимание уделено содержанию и этапам развития данного сотрудничества, рассмотрены проблемы развития военно-политического сотрудничества России и государств Центральной Азии, пути их решения на современном этапе. На основе проведенного обзора подчеркивается важность сохранения и усиления военно-политического сотрудничества РФ и государств ЦАР, что отвечает интересам всех государств.

Ключевые слова: военно-политическое сотрудничество, безопасность.

перацию, гражданскую оборону и помощь при чрезвычайных ситуациях и т.д. Российско-таджикское сотрудничество развивается не только на двусторонней основе, но и в вышеназванных международных организациях.

Практически с первых лет после провозглашения независимости республики между Россией и Таджикистаном поддерживаются активные связи в политической области. Стали ежегодными встречи на высшем уровне, во время которых президенты обеих стран предметно обсуждают вопросы повышения эффективности двустороннего многопланового сотрудничества, региональной безопасности и укрепления интеграционных процессов в различных форматах, российско-таджикского взаимодействия в военной и пограничной сферах, военно-технического сотрудничества, подготовки для Таджикистана военных кадров, расширения торгово-экономических связей, расширения двустороннего культурного сотрудничества. Активно развивается межпарламентское сотрудничество [Буторов С.А. Внешняя политика России в странах СНГ, 2007. С. 57-58].

Россия оказала огромную помощь Таджикистану в создании и укреплении вооруженных сил страны. С момента провозглашения независимости военные кадры РТ проходят подготовку в российских высших военно-учебных заведениях. С 1993 г. по 2007 г. Правительствами Республики Таджикистан и Российской Федерации подписаны на различных уровнях два договора, 21 соглашение, пять контрактов, пять протоколов и 25 дополнительных соглашений в военной области. Эти документы заложили правовую базу двустороннего сотрудничества. Только за последние годы Россией оказана безвозмездная помощь вооруженным силам Таджикистана на сумму более 56 млн долларов США. Таджикские вооруженные силы сотрудничают с Россией в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, которая создана для борьбы с военными угрозами. Для усиления роли ОДКБ по охране южных рубежей СНГ созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР). Кроме того, Таджикистан сотрудничает с Россией в рамках ШОС в действиях против международного терроризма, религиозного экстремизма, сепаратизма и других угроз современности [Мирзо-ев, 2007. С. 26-28].

В октябре 2004 г. в рамках официального визита Президента России В.В. Путина в Таджикистан было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о передаче в собственность России оптико-электронного узла «Нурек» (Окно) - системы контроля космического пространства и порядке его функционирования. В соответствии с этим документом в апреле 2005 г. министры обороны России и Таджикистана подписали акт передачи данного объекта российской стороне сроком на 49 лет. В ноябре

2005 г. Министерство финансов Республики Таджикистан выдало Министерству обороны Российской Федерации свидетельство о передаче движимого и недвижимого имущества, входящего в состав оптико-электронного узла «Нурек» (Окно).

Серьезную угрозу безопасности не только Центральной Азии, но и всего евразийского пространства, представляет контрабанда наркотических веществ из Афганистана, с которым Таджикистан имеет протяженную границу. Таджикистан сотрудничает в борьбе с наркотрафиком с заинтересованными государствами и международными организациями, учитывая, что в одиночку крайне сложно нанести серьезный урон организованным транснациональным группам. В настоящее время подписано более 30 многосторонних и двусторонних соглашений. При этом особое внимание уделяется укреплению сотрудничества с правоохранительными органами и спецслужбами России. В частности, Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан подписан ряд двусторонних межведомственных соглашений, протоколов и планов о сотрудничестве и взаимодействии с правоохранительными органами и силовыми структурами России в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прокурсоров. Только за период 2000-2005 гг. Агентство совместно с взаимодействующими органами России провело 52 результативные операции, из них 11 - методом контролируемой поставки, из незаконного оборота изъята 1 тонна 167 кг наркотиков, в том числе более 800 кг героина.

В соответствии с Соглашением между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией о правовом статусе пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Таджикистана, подписаным 15 мая 1993 г., российские пограничники защищали таджикско-афганскую границу и стояли заслоном на пути афганского наркотрафика. На протяжении 14 лет подразделениями Пограничного управления ФСБ России в Таджикистане было изъято 30 тонн 102 кг наркотических средств, из которых 11 тонн 463 кг составлял героин. С 2000 г. по 2005 г. российскими пограничниками совместно с правоохранительными и силовыми структурами Таджикистана было проведено 85 совместных мероприятий, в результате которых из незаконного оборота изъято около трех тонн наркотиков.

В процессе передачи функции охраны таджикс-ко-китайской и таджикско-афганской границы общей протяженностью 1863 км таджикским пограничникам они приняли от российских коллег 13 военных городков, 64 пограничных заставы и комендатуры. Таджикские военнослужащие получили также штатное стрелковое и групповое вооружение застав, все имеющиеся технические средства охраны госграницы, оптические приборы, радиостанции, а также автомобильный транспорт на общую сумму

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

96

более 800 млн рублей. Каждая застава передавалась с 2-3-месячным запасом топлива, горюче-смазочных материалов, вещевого имущества, продовольствия, что стало хорошим подспорьем для таджикских пограничников.

Несмотря на вывод российских пограничников, таджикско-российское пограничное сотрудничество продолжается в новом формате. В отрядах пограничных войск Таджикистана функционируют российские советнические аппараты, сотрудники которых оказывают консультативную, теоретическую и практическую помощь своим таджикским коллегам в вопросах организации оперативно-служебной деятельности частей и подразделений. Таджикские и российские пограничники совместно разрабатывают и осуществляют в необходимых случаях мероприятия по борьбе с противоправными действиями на государственной границе Республики Таджикистан (незаконной миграцией через государственную границу, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов, незаконным перемещением через государственную границу Республики Таджикистан наркотических средств и психотропных веществ).

Мощный импульс таджикско-российскому антинаркотическому сотрудничеству придали решения глав государств ОДКБ об усилении борьбы с наркоугрозой. Создание в соответствии с этим решением Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств-членов ОД-КБ с целью координации антинаркотической борьбы на постсоветском пространстве явилось эффективным ответом транснациональной наркопреступности. Под эгидой КСОПН и во взаимодействии с Секретариатом ОДКБ с 2003 г. было проведено несколько успешных оперативно-профилактических операций «Канал» по выявлению и блокированию маршрутов нелегальной транспортировки афганских наркотиков по так называемым «Северным маршрутам» [Одина-ева, 2007. С. 31-33].

Правовой основой для развития таджикско-рос-сийского сотрудничества в гуманитарной и научно-технической сферах является соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Российской Федерацией о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, спорта и туризма от 1995 г. Гуманитарное сотрудничество двух стран осуществляется в области культуры, образования и науки, которое направлено на сохранение единого научно-культурного и образовательного пространства между Таджикистаном и Россией. На основе имеющихся договоренностей ежегодно студенты Таджикистана направляются на учебу в вузы России. В настоящее время в вузах России обучаются более 700 таджикских граждан. Осуществляются постоянные контакты научных и научно-исследовательских институтов, культурных

учреждений двух стран. Более 11 лет функционирует в Душанбе российско-таджикский (славянский) университет, ставший одним из образовательных и культурных центров Таджикистана. Россия регулярно передает для школ и библиотек Таджикистана учебники и художественную литературу. Посольство России в Таджикистане оказывает помощь учителям русского языка и литературы средних школ Таджикистана в работе курсов повышения квалификации. Проводятся мероприятия, направленные на пропаганду культуры, языка и других духовных ценностей народов России и Таджикистана [Бабаджанова, 2007. С. 34-35].

Избранный в марте 2012 г. Президентом Российской Федерации В.В.Путин в октябре этого же года нанес официальный визит в Таджикистан, «на полях» которого был подписан «пакет» двусторонних документов о развитии сотрудничества в сферах энергетики, трудовой миграции и в военной области, в т. ч. соглашение об условиях и статусе пребывания в Таджикистане 201 Российской военной базы.

1 октября 2013 года депутаты таджикского парламента большинством голосов проголосовали за ратификацию соглашения об условиях пребывания 201-й российской военной базы на территории Таджикистана. Благодаря этому определена перспектива стратегии мира и безопасности не только в Таджикистане, но и в Центрально-Азиатском Регионе. Соглашение отвечает национальным интересам Республики Таджикистан и создает возможности для политической деятельности и военно-политических отношений двух стран.

Литература

Бабаджанова М.М. Таджикско-российское сотрудничество в сфере культуры: состояние и перспективы // Материалы международной научной конференции «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение». С. 34-35. Буторов С.А. Внешняя политика России в странах СНГ. Душанбе, 2007.

Буторов С.А. О перспективах российско-таджикского сотрудничества в условиях глобализации // Материалы международной научной конференции «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение». Душанбе, 2007. С.16-17. Выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Таджикистане М. Пешкова на научно- практической конференции, посвященной 10-летию установления дипломатических отношений между Россией и Таджикистаном // Материалы международной научной конференции «200 лет Министерству иностранных дел России и 10 лет со дня установления дипломатических отношений между Россией и Таджикистаном. Душанбе, 2002. С.7. Лежень В.В. Центральная Азия в фокусе геополитических интересов мировых центров силы: взаимодействия и противоречия // Материалы международной научной конфе-

ренции «Средний Восток в системе геополитических координат: прошлое, настоящее, будущее». Душанбе, 2005. С.13.

Мирзоев Б.К. Военно-техническое сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации в двустороннем формате и в рамках интеграционных объединений // Материалы международной научной конференции «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической

трансформации: внешнеполитическое измерение». Душанбе, 2007. С.26-28.

Одинаева Б.Ф.Особенности наркоситуации в Центральной Азии и сотрудничество Таджикистана в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Материалы международной научной конференции «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение. 2007. С.31-33.

MILITARY AND POLITICAL COOPERATION OF RUSSIA AND TADZHIKISTAN

Daler Umerov, post- graduate of the National Security Department of RANEPA dalerik@mail.ru + 7 985 317 14 15

Summary: In the article the author considers the cooperation between Russia and the Central Asian states in the military-political sphere. Particular attention is paid to the maintenance and development stages of this collaboration, the problems of the military-political cooperation between Russia and the Central Asian states, solutions at this stage. Based on the review the article highlights the importance of maintaining and strengthening the military-political cooperation between Russia and the Central Asian states, that meets the interests of all states.

Keywords: military-political cooperation, security.

Reference

Babadzhanova M.M. Tadzhiksko-rossijskoe sotrudnichestvo v sfere kul'tury: sostojanie i perspektivy Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Rossija i Central'naja Azija v uslovijah geopoliticheskoj transformacii: vneshnepoliticheskoe izmerenie". Р 34-35.

Butorov S.A. Vneshnjaja politika Rossii v stranah SNG. Dushanbe, 2007, pp. 57-58.

Butorov S.A. O perspektivah rossijsko-tadzhikskogo sotrudnichest-va v uslovijah globalizacii. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Rossija i Central'naja Azija v uslovijah geopoliticheskoj transformacii: vneshnepoliticheskoe izmerenie". РР. 16-17.

Lezhen' V.V Central'naja Azija v fokuse geopoliticheskih interesov mirovyh centrov sily: vzaimodejstvija i protivorechija. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Srednij Vostok v sisteme geopoliticheskih koordinat: proshloe, nastojashhee, budushhee». Dushanbe, 2005. Р. 13.

Letov V.Ju.Novye formy i perspektivy rossijsko-tadzhikistansko-go sotrudnichestva v pogranichnoj sfere.Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Nacional'nye interesy i politika bezopasnosti gosudarstv Central'noj Azii v uslovijah

globalizacii (evrazijskie modeli kak al'ternativa mondializ-mu)". P. 186.

Mirzoev B.K. Voenno-tehnicheskoe sotrudnichestvo Respubliki Tadzhikistan i Rossijskoj Federacii v dvustoronnem formate i v ramkah integracionnyh ob'edinenij. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Rossija i Central'naja Azija v uslovijah geopoliticheskoj transformacii: vneshnepoliticheskoe izmerenie". Dushanbe, 2007. PP. 26-28.

Odinaeva B.FOsobennosti narkosituacii v Central'noj Azii i sotrud-nichestvo Tadzhikistana v bor'be s nezakonnym oborotom narko-tikov. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Rossija i Central'naja Azija v uslovijah geopoliticheskoj transformacii: vneshnepoliticheskoe izmerenie". PP 31-33

Vystuplenie Chrezvychajnogo i Polnomochnogo posla Rossii v Tadzhikistane M. Peshkova na nauchno- prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 10-letiju ustanovlenija diplomaticheskih otnoshenij mezhdu Rossiej i Tadzhikistanom. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "200 let Ministerstvu inos-trannyh del Rossii i 10 let so dnja ustanovlenija diplomaticheskih otnoshenij mezhdu Rossiej i Tadzhikistanom". Dushanbe, 2002. P.7

Зарубежный опыт. Что читать

Олкотт, Марта Брилл. Таджикистан: Трудный путь развития. М.: Время, 2014.- 460 с.

Алимов Р.К. Таджикистан-Китай: на пути друг к другу. Возможен ли равноправный и взаимовыгодный диалог? М.: Издательство: ИДВ РАН, 2012. 247 с.

В книге рассматриваются проблемы государственного строительства, экономического и социального развития Таджикистана на современном этапе.

В монографии исследуется процесс становления политико-правовой базы двусторонних отношений Таджикистана и Китая за период 1992-2011 гг., вопросы стратегического партнерства двух стран на современном этапе. Анализируется широкий спектр текущих и перспективных проблем инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества, взаимодействие в международных организациях - ООН, ШОС. Значительное место уделено такому важному фактору укрепления таджикско-китайских отношений, как диалог культур. Полученные выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в работе экспертных и образовательных структур РТ, РФ и КНР, органов государственной власти и управления Республики Таджикистан при реализации политики Таджикистана на китайском направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.