безопасность и интеграция в странах азиатского региона
УДК 32.327
военно-техническое сотрудничество республики таджикистан и российской федерации в обеспечении региональной безопасности государств центральной азии
Р.Р. Алиева, Г.К. Раджабова
Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции, Худжанд, Таджикистан, e-mail: rafoat50@mail.ru, gul8450@mail.ru
DOI:10.14258/ssi(2020)2-05
исследуются вопросы расширения и укрепления военно-политического сотрудничества республики Таджикистан с российской Федерацией по обеспечению безопасности государств Центрально-Азиатского региона. отмечается, что создана широкая правовая и организационно-структурная база, закрепляющая направления военно-политического сотрудничества двух государств. освещается история формирования сотрудничества в сфере безопасности, направленной на противодействие современным вызовам. раскрыты основные формы сотрудничества государств в сфере региональной безопасности в рамках Содружества независимых Государств (СИГ), организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также Шанхайской Организации Сотрудничества (ШоС). определены основные принципы и особенности развития военно-технического сотрудничества двух государств в рамках ОДКБ. Обоснована важность военно-технического сотрудничества в целях обеспечения безопасности государств Центральной Азии.
Ключевые слова: региональная безопасность, охрана границ, сотрудничество, консультации, угрозы, пограничники, борьба, республика
military-technical cooperation of the republic of Tajikistan and the Russian federation in ensuring the regional security of central asian states
R.R. Alieva, G.K. Rajabova
Institute of Economics and Trade, Tajik State University of Commerce, Khujand, Tajikistan, e-mail: rafoat50@mail.ru, gul8450@mail.ru
The article examines the issues of expanding and strengthening the military-political cooperation of the Republic of Tajikistan with the Russian Federation to ensure the security of the states of the Central Asian region. It is noted that a broad legal and organizational-structural base has been created that enshrines the directions of military-political cooperation between the two states. The international activities of states in the field of security in the framework of the Commonwealth of Independent States hereinafter (CIS), the Collective Security Treaty Organization (hereinafter CSTO) and Shanghai Cooperation Organization (hereinafter SCO). The history of the formation of security cooperation aimed at countering modern challenges is disclosed. The basic principles and features of the development of military — technical cooperation between the two states in the framework of the CSTO are determined. The importance of military-technical cooperation in order to ensure the security of Central Asian states is substantiated.
Keywords: regional security, border protection, cooperation, advisers, consultations, threats, border guards, struggle, republic
Таджикистан, получив независимость в 1991 г., вступил в качественно новую фазу своей истории, получил реальную возможность развивать и укреплять свою государственную независимость, активно приобщаться к системе международных связей. С первых лет независимости развитие многогранного сотрудничества с Российской Федерацией является одним из традиционных приоритетов внешней политики республики.
В современных условиях одно из определяющих мест в углублении двустороннего сотрудничества между Таджикистаном и Российской Федерацией занимает развитие и укрепление перспективных направлений в сфере обеспечения региональной безопасности.
Распад СССР и всего социалистического лагеря с началом 90-х гг. ХХ в. способствовал кардинальному изменению геополитической картины мира и образованию новых независимых государств в Центрально-Азиатском регионе. Большая напряженность в международных отношениях, нарастание комплекса угроз и вызовов, которые проявляются как на региональном, так и на глобальном уровнях,
актуализировали важность научного исследования вопросов обеспечения региональной безопасности.
Анализ опубликованных работ, посвященных отдельным аспектам данной проблемы, показал, что в зарубежной и отечественной историографии создана определенная эмпирическая база для анализа различных аспектов сотрудничества в сфере региональной безопасности.
Довольно большой блок работ представляют теоретические и тематические исследования российских ученых, отражающие интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Вопросы расширения и перспективы сотрудничества государств в обеспечении региональной безопасности Центральной Азии исследованы в работах ряда видных российских ученых-востоковедов: Е.М. Примакова, А.В. Лукина, Е.П. Бажанова, А.В. Торкунова, М.Л. Титаренко, Ю.М. Галеновича, К.Е. Мещерякова и др., где проблемы внешней политики России изучаются сквозь призму регионального сотрудничества государств Центрально-Азиатского региона с Россией, а также в рамках деятельности таких институтов, как СНГ, ШОС и ОДКБ. Здесь необходимо особо выделить исследования К.Е. Мещерякова, который отразил эволюцию внешней политики Российской Федерации в Центральной Азии. Автором впервые в историографии был обобщен и введен в научный оборот широкий круг источников по вопросам российско-центральноазиатского сотрудничества и выполнен подробный анализ нормативно-правовой базы российско-казахских, -киргизских, -таджикских, -туркменских, -узбекских отношений, разработана периодизация историографии внешней политики Российской Федерации в Центрально-Азиатском регионе.
Исследователи из стран Центральной Азии С.М. Исингарин, А. Джекшен-кулов, С.К. Кушкумбаев, Н.К. Акимбеков, В. Парамонов, Р.М. Мукимджанова и др. в своих работах подробно отражают вопросы, связанные с региональной безопасностью, стратегией сверхдержав в регионе. Одновременно отмечается поиск и формирование новыми независимыми государствами качественно новых объединений и организаций, включая их последующее институциональное оформление в виде СНГ, ШОС и ОДКБ. Авторы едины в том, что трансформация угроз и вызовов требует расширения региональной интеграции России с государствами Центральной Азии, которые были и остаются необходимым и важным элементом обеспечения безопасности в регионе.
Сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере региональной безопасности рассматриваются и в работах таджикских ученых К.А. Искандарова, Г.М. Майтдиновой, Х.Д. Самиева, Р.Ш. Нуриддинова, Х. Холик-назара, Н.М. Мирзоева, Э. Рахматуллоева, Ш. Бобоева и др. Исследователи обращают внимание на тот факт, что российские интересы с точки зрения безопасности обусловлены тем, что Центрально-Азиатский регион представляет для России роль буфера, защищающего его от угроз, исходящих с территории Афганистана.
Перспективам развития многостороннего сотрудничества в новых политических реалиях в рамках ШОС в борьбе против терроризма, сепаратизма, наркотрафика, международной преступности посвящены работы профессора Х. Хо-
ликназара (2014: 164). Таджикский ученый Ш.Д. Бобоев впервые в отечественной историографии комплексно исследовал процесс институционализации и фактор ШОС в системе безопасности Востока и перспективы ее развития в новых доктринах ХХ! в. (Бобоев, 2011).
В монографиях профессора Р.Ш. Нуриддинова систематизированы факторы, влияющие на создание многоуровневой системы международного сотрудничества в связи с трансформацией угроз и вызовов в Центрально-Азиатском регионе (Ну-риддинов, 2010). Автор делает вывод, что Российская Федерация, как определяющий, активный и важный элемент взаимоотношений с центральноазиатскими государствами, всегда находится на переднем крае в борьбе против угроз и вызовов региона.
Таджикистан с первого дня приобретения независимости считает Россию своим стратегическим партнером. Весной 1992 г. противостояние политических сил в Таджикистане переросло в гражданскую войну. Вооруженные преступные группы активно пытались переправить через границу оружие и боеприпасы. Возникла явная угроза границам СНГ, и особенно на полуторатысячекилометровом участке границы с Афганистаном. События 90-х г. ХХ в. определили основной вектор сотрудничества между странами в военной области и по линиям охраны таджикско-афганской границы как рубеж СНГ. Деятельность российских погранвойск в Таджикистане берет начало с 1992 г., когда с распадом СССР начался процесс становления новых границ Российской Федерации, формировалась законодательная база двусторонних отношений между Россией и бывшими республиками СССР в области обеспечения безопасности на основе равноправия и взаимовыгодных интересов с соблюдением международных договоров и национального законодательства.
В основе таджикско-российских договоренностей в военной сфере наблюдалась обоюдная заинтересованность сторон в военном присутствии России в Таджикистане. Основой межгосударственного сотрудничества в области укрепления и охраны региональной безопасности служит «Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами — участниками Договора о коллективной безопасности» от 15 мая 1992 г. (Самиев, 1999: 12).
Правовым статусом пребывания Группы пограничных войск Российской Федерации в Таджикистане, сформированной на базе оперативно-войскового отряда Краснознаменного Среднеазиатского округа, служит двустороннее Соглашение (от 25 мая 1993 г.), в котором было оговорено, что таджикские пограничники будут принимать функции охраны границы с Китаем и Афганистаном поэтапно и по мере готовности, и которое предусматривает помимо рабочих моментов еще две позиции. Первая — это подготовка пограничников РТ, вторая — постепенная передача линии границы по охране госграницы Республике Таджикистан.
Нормативно-правовая база двустороннего сотрудничества в исследуемый исторический период в сфере охраны государственных границ постоянно совершенствовалась. Только в период с 1993 по 2007 г. между правительствами Республики Таджикистан и Российской Федерации на различных уровнях подписаны два договора, 21 соглашение, пять контрактов, пять протоколов и 25 дополнительных
соглашений, которые в целом обеспечивают решение задач военно-политического сотрудничества государств (Бободжанов, 2014: 37).
Группа пограничных войск (ГПВ) ФСБ Российской Федерации, сформированная на территории Республики Таджикистан, была создана в составе пяти пограничных отрядов, авиационного полка, резерва командующего группой погранвойск, численностью около 16 тыс. человек, которые до середины 1994 г. действовали на границе практически самостоятельно. В июле 1994 г. Верховный Совет Республики Таджикистан принял решение о преобразовании Управления по охране государственной границы министерства безопасности в Погранвойска Республики Таджикистан.
Процесс передачи границы был постепенным и непрерывным. Начиная с 1998 г. российскими пограничниками функции по охране участков таджикско-аф-ганской и таджикско-китайской госграницы передавались Комитету по охране госграницы при Правительстве Республики Таджикистан. К концу 2005 г. таджикские пограничники приняли участки Ишкашимского, Хорогского и Калай-Хумбского, Московского и Пянджского пограничных отрядов, а также остальные части Душанбинского гарнизона со всей инфраструктурой (Летов, 2006: 186).
Таджикская сторона подтвердила высокую организацию и оперативность российских стражей границы при передаче участка госграницы. Таджикские пограничники приняли от российских коллег в процессе передачи границы общей протяженностью 1863 км 13 военных городков, 64 пограничных заставы и комендатуры. Таджикским военнослужащим госграницы было передано штатное стрелковое и групповое вооружение застав, все имеющиеся технические средства охраны госграницы, оптические приборы, радиостанции, автомобильный транспорт на общую сумму около 800 млн руб. Каждая застава передавалась с двух-трехмесячным запасом продовольствия и топлива, горюче-смазочных материалов, вещевого имущества, что стало хорошим подспорьем для таджикских пограничников (Тутабули-на, 2004: 1).
Подразделения Российской 201-й мотострелковой дивизии (РВБ) прикрывают 11 направлений таджикско-афганской границы, оказывая воздушную огневую поддержку российским подразделениям и частям таджикских ВС в случае боевых действий на территории Таджикистана (Земцов, 2008: 159). Ратифицированное обоими парламентами соглашения о статусе и условиях пребывания РВБ на территории Таджикистана имеет важнейшее значение для обеспечения безопасности и стабильности как в Таджикистане, так и во всем Центрально-Азиатском регионе. В соответствии с документом база защищает интересы как России, Таджикистана, так и государств Центрально-Азиатского региона, обеспечивает совместно с вооруженными силами Таджикистана безопасность республики.
За годы совместной охраны и обороны таджикско-афганской границы сделано немало. Российские пограничники задействованы в реализации ряда соглашений по достижению мира и национального единства в Республике Таджикистан, в пресечении контрабанды наркотиков, в защите границы от потенциальной угрозы со стороны Афганистана.
За семь лет они пресекли 1170 попыток перехода границы, участвовали в более чем 330 боевых столкновениях, 1193 раза подвергались обстрелам, у нарушителей границы изъято из незаконного оборота более 30 тонн наркотических средств, обнаружено и уничтожено 336 складов с оружием, боеприпасами и наркотиками (Летов, 2008: 143).
Практически ни одна попытка перехода через границу экстремистов и наркокурьеров не обходилась без вооруженных столкновений. Для решения задач охраны границы российским пограничникам сотни раз приходилось вступать в боевые столкновения с вооруженными нарушителями границ, порой весьма ожесточенные и с риском для российских военнослужащих. В ходе 535 столкновений погиб 161 и получили ранения 365 пограничников Российской Федерации (Летов, 2008: 143).
Благодаря действиям группы погранвойск Российской Федерации в Таджикистане, которая первой приняла удар на себя в период гражданской войны (19921997 гг.), удалось предотвратить расширение масштабов вооруженной борьбы между правительственными силами и формированием ОТО (Дубовицкий, 2011: 78).
Во время торжественной церемонии передачи функций охраны таджикско-афганской границы, которая прошла в Душанбе 19 октября 2005 г., за мужество и героизм, проявленный при охране государственной границы, 17 пограничников были удостоены высшей награды — звания Героя России, а свыше 300 военнослужащих в звании от рядового до генерала награждены различными государственными наградами России, в том числе более 130 чел. — орденами. Помимо этого, более 100 российских пограничников были награждены государственными наградами Республики Таджикистан (Дубовицкий, 2011: 78).
Память о пограничниках, отдавших свои жизни при охране таджикско-афганского участка Государственной границы, бережно хранят в сердцах жители приграничных районов, а также российские пограничники, и сегодня проходящие службу в Таджикистане. Так, 13 июля 2016 г. по инициативе Группы пограничных войск ФПС России в Республике Таджикистан совместно с таджикистанскими партнерами и руководством 201-й военной базы Министерства обороны Российской Федерации на месте боестолкновений состоялась церемония установления памятного знака, посвященного защитникам Государственной границы, участникам событий на 12-й пограничной заставе 13 июля 1993 г.
К 2006 г. согласно принятым политическим решениям в области охраны границ Содружества охрана границ была полностью передана под охрану погранвойск Комитета охраны государственной границы Республики Таджикистан. Хотя погранвойска Российской Федерации были выведены, с 2004 г. на взаимосогласованных началах продолжает осуществляться совместная охрана таджикско-афганской границы, как и подготовка военных кадров в вузах России, оказывается содействие по техническим вопросам. Сотни офицеров и прапорщиков-таджиков, имея гражданство России, были переведены на службу в другие пограничные округа Российской Федерации. Параллельно с этим шло строительство собственных пограничных сил Республики Таджикистан, которые с июля 2005 г. взяли на себя контроль над границами по всему периметру.
В соответствии с Соглашением от 16 октября 2004 г. российские пограничники приступили к реализации новых форм и методов межгосударственного сотрудничества в пограничной сфере. Несмотря на вывод российских пограничников российско-таджикское взаимодействие продолжается в новом формате. В последующем, исходя из характера современных угроз, были предприняты необходимые меры по реформированию отрасли, в результате реализации которых структура и сущность Пограничных войск были приведены в соответствии с требованиями времени, и сегодня они превратились в организованную военную и правоохранительную структуру.
Помимо непосредственной охраны границы российские пограничники (ГПС) оказывают помощь в подготовке кадров для Республики Таджикистан. Граждане РТ, отслужившие на границе, прекрасно подготовлены и в последующем способны составить основу частей и подразделений силовых структур республики. За время существования группы погранвойск России в Таджикистане с 1992 г. в пограничных войсках России прошли подготовку для службы на границе свыше 60 тыс. граждан Таджикистана, получивших хорошую выучку и боевую закалку (Содружество, 2009: 12).
Таджикско-афганская граница рассматривается в рамках зоны ответственности ОДКБ. Для дальнейшей интеграции в области вооружения и оснащения современной техникой в апреле 2003 г. было принято решение о введении порядка льготных поставок российского вооружения странам — участницам организации, в частности Таджикистану. Исходя из этого в декабре 2005 г. из состава 23-го авиаполка ФСБ РФ таджикским пограничникам безвозмездно были переданы два вертолета МИ-8 МТ (Мирзоев, 2007: 26). Осенью 2007 г. на военном аэродроме «Айни» состоялась церемония передачи Вооруженным силам Республики Таджикистан четырех учебно-боевых самолетов Л-39 «Альбатрос», двух ударных самолетов МИ-24, ряда образцов авиационной техники, имущества военного назначения и обмундирования на сумму свыше 50 млн долл. США (Мирзоев, 2007: 26). В формате ОДКБ только в 2007 г. безвозмездная военная помощь Российской Федерации Вооруженным силам Республики Таджикистан составила более 30 миллионов долларов США (Лякин-Фролов, 2013: 1).
В рамках военно-технического сотрудничества Россия передала Вооруженным силам Таджикистана 160 танков (Т-62 и Т-72) и 160 БМП, 140 БТР, дивизионный артиллерийский комплект — три дивизиона гаубиц Д-30 (72 единицы), девять батарей 81-мм и 120-мм минометов (72 единицы), в том числе боекомплекты к ним, зенитные средства — в основном ПЗРК типа «Игла», ЗСУ «Шилка» и «Оса» — около 30 единиц, а также зенитно-ракетный комплекс «Печора-2М». Общая сумма переданной техники и боеприпасов составила к 2008 г. порядка 1 млрд долл. (Алиджа-нова, 2009: 107). К 2015 г. завершили подготовку целевой программы оснащения военной техникой, вооружением десантно-штурмовой бригады Вооруженных сил Республики Таджикистан, входящей в состав КСОР ОДКБ. Техника и вооружение были поставлены из России и за счет России.
В целях повышения боевой готовности, взаимодействия между вооруженными силами двух государств в рамках ОДКБ периодически проводятся совместные
военные учения «Взаимодействие» и «Нерушимое братство», которые представляют собой комплекс командно-штабных учений, проводимых последовательно в единой военно-политической и стратегической обстановке. Проводятся мероприятия, охватывающие сотрудничество в вопросах как оперативной и боевой подготовки руководящего состава (проведение совместных командно-штабных учений и полевых занятий на территории обоих государств, сборов, конференций и обмена опытом), так и военно-патриотического воспитания. Очередные командно-штабные антитеррористические учения состоялись в марте 2015 г., они охватили более тысячи километров таджикско-афганской границы, в них только с таджикской стороны было задействовано свыше 40 тыс. солдат, офицеров и резервистов. От Вооруженных сил России были привлечены оперативные группы органов военного управления ЦВО, подразделения 201-й РВБ, отдельные соединения и воинские части военного округа, авиационная группировка в составе самолетов дальней, военно-транспортной, фронтовой и армейской авиации. Кроме того, было задействовано более 200 единиц боевой техники, танков, артиллерии и авиации. Созданные в ходе учения группировки показали себя реальной силой сдерживания, способной обеспечить безопасность и стабильность на центральноазиатском стратегическом направлении.
Сотрудничество Российской Федерации и Республики Таджикистан в рамках ШОС, ОДКБ и СНГ служат основой выработки конкретных алгоритмов коллективного реагирования на потенциальные вызовы и угрозы, а также осуществления практических мер, направленных на укрепление региональной безопасности.
Для оказания практической помощи таджикским пограничникам в организации охраны государственной границы при ГПУ ФПС России создана Оперативная учебная пограничная группа с аппаратом советников общей численностью более 280 офицеров и прапорщиков. В отделах и службах Управления КОГГ Республики Таджикистан, оперативно-войсковых группах «Хорог» и «Хатлон», ОКПП «Душанбе», а также в Учебном центре КОГГ республики группа преподавателей-советников РФ занимается подготовкой специалистов из числа таджикских военнослужащих (Назаршоев, 2005: 25). В каждом пограничном отряде КОГГ Республики Таджикистан с 2005 г. работает группа советников из шести офицеров, которые оказывают консультативную и практическую помощь своим таджикским коллегам в вопросах организации оперативно-служебной деятельности частей и подразделений, организации охраны государственной границы. Повсеместно используется и изучается на консультациях и семинарах богатый опыт российских пограничников.
Методы совместного взаимодействия в охране государственной границы постоянно совершенствуются. Начиная с ноября 2013 г. группа российских советников организовала и провела комплексный выезд в пограничные отряды таджикско-аф-ганской границы, где совместно решает задачи в рамках участия в оперативно-профилактических мероприятиях, пограничных операциях, а также командно-штабных учениях.
В июле 2015 г. в учебном центре КОГГ РТ состоялся четвертый выпуск прапорщиков — старшин пограничных застав, подготовленных российскими офицерами-советниками. В период с октября 2013 по январь 2015 г. группа российских со-
ветников в учебном центре КОГГ РТ (г. Душанбе) подготовила к выпуску 12-й набор курсантов. В ходе ускоренных трехмесячных курсов для подразделений границы было подготовлено еще 60 прапорщиков-старшин и техников пограничных застав. Десятки офицеров-пограничников проходят обучение и повышают квалификацию на курсах подготовки и переподготовки кадров, а также на сборах по различным направлениям профессионального обучения (Сотрудничество, 2014: 2). У афганской границы проводятся военные учения таджикских Вооруженных сил — как самостоятельно, так и в формате совместных маневров с российскими военнослужащими.
Необходимо отметить, что начиная с 2000 г. вопрос пребывания российских пограничников на таджикско-афганской и таджикско-китайской границе был предметом неоднократных дискуссий. В прессе муссировался тезис о том, чтобы российские пограничники оставили государственную границу республики с сопредельными государствами. Почти в каждом интервью Президенту Республики Таджикистан задавался вопрос о целесообразности пребывания российских пограничников в Таджикистане. Так, в очередном интервью корреспонденту «Российской газеты» президент республики еще раз подтвердил, что российские пограничники обеспечили и обеспечивают независимость и безопасность не только Таджикистана, но и самой России, Центрально-Азиатского региона, Содружества в целом (Рахмон, 2003: 305).
Важно, что на основе многочисленных встреч, переговоров между правительствами двух стран стороны к 2011 г. определились по вопросам формы, содержания и направлений взаимодействия пограничных сил. На сегодняшний день весьма актуальным является российское содействие в укреплении материально-технической базы погранвойск Таджикистана и опора на высокие профессиональные возможности российских преподавателей в высшем погранучилище республики. К 2015 г. в результате огромных усилий, предпринимаемых с российской и таджикской сторон, окончательно сформирована и отработана единая система, стандарты и подходы во всех аспектах сотрудничества в пограничной сфере. Сформированы с помощью и при поддержке российских советников таджикские пограничные войска как самодостаточная структура в системе безопасности не только суверенного Таджикистана, но и всего Содружества Независимых Государств в целом.
Партнерские отношения пограничных служб России и Таджикистана на основе представительской деятельности и оперативного взаимодействия позволили зафиксировать за исследуемый период 2547 фактов нарушений границы и предотвратить более 450 попыток незаконного пересечения границы нарушителями пограничного режима. За этот период проведено около 500 различных оперативных мероприятий, в ходе которых пограничники более 400 раз вступили в открытые боестолкновения с преступными группами. Только в 2016 г. пограничникам удалось задержать 11 428 нарушителей границы и 1700 нарушителей пограничного режима, зафиксировано 62 факта нарушения государственной границы Республики Таджикистан, произошло 27 боестолкновений с афганскими контрабандистами, в результате которых 17 нарушителей было уничтожено. Из незаконного оборота изъято около 3 тонн наркотических средств, большое количество огнестрельного оружия, религиозная литература экстремистского толка (Пулатов, 2017: 2).
Со дня создания Пограничных войск Республики Таджикистан условия на пограничных заставах приближены к современным стандартам. В годы становления для подразделений Пограничных войск построено и отремонтировано свыше 170 пограничных застав, дополнительно введено в строй 100 объектов по ее охране (Насыров, 2018: 1).
Таким образом, можно заключить, что таджикско-российское сотрудничество в области охраны государственной границы Республики Таджикистан проходило в сложных военно-политических условиях. Эта структура создавалась благодаря сотрудничеству двух государств в тяжелые годы гражданского противостояния в республике, и, пройдя через многие трудности, сегодня Пограничные войска независимого Таджикистана являются одной из главных основ независимой национальной государственности Республики Таджикистан. Таджикско-афганская и таджикско-китайская граница рассматривается как общая граница в рамках зоны ответственности СНГ и ОДКБ. От того, насколько надежно охраняется таджик-ско-афганская граница, зависит безопасность не только России, но и государств СНГ. Руководство Республики Таджикистан рассматривает пребывание на своей территории российского воинского контингента и Оперативной пограничной группы ФПС РФ как положительный фактор в деле обеспечения безопасности республики и стабилизации положения в Центральной Азии.
библиоргафический список
Алиджанова А.Х. О военно-техническом сотрудничестве России и Республики Таджикистан. Вестник ТГУ ПБП, 2009, 4 (40), 105-108.
Бобоев С. Шанхайская организация сотрудничества в геополитической структуре Ближнего Востока. Душанбе: Контраст, 2011.
Георгиев В. Россия формирует новую авиабазу в Таджикистане, а Индия выступает здесь как ее партнер. Ленинабадская правда, 2006, 8 ноября.
Заявление Президентов Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, Республики Узбекистан в связи с событиями в Республике Таджикистан от 4 сентября 1992 года. Дипломатический вестник, 1992, N0. 17-18, 16-17.
Земцов А.Н. 201-я российская военная база в Таджикистане. В кн: Русские в Таджикистане. Худжанд, 2008.
Камолова М. Посол России: наши народы жили вместе полтора столетия и за это время обогатили друг друга. Народная газета, 2018, 18 декабря.
Лякин-Фролов И.С. Наша конечная цель другая. Согдийская правда, 2013, 13 ноября.
Мещеряков К.Е. Особенности формирования внешней политики России в Центральной Азии. Научно-технический журнал Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и социальные науки, 2012, N0. 4, 126-132.
Мирзоев Б.К. Военно-техническое сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации в двустороннем формате и в рамках интеграционных объединений. В кн.: Россия и Центральная Азия в контексте геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение: материалы международной научной конференции (28-29марта 2007 г.) Душанбе, 2007.
Насыров С. Таджикистан укрепляет свои рубежи. Народная газета, 2018, 8 мая.
Ни одной стране в мире не удастся противостоять растущим угрозам безопасности // Народная газета, 2018, 8 мая.
Нуриддинов Р.Ш. Геополитические проблемы национальной безопасности в условиях глобализации: региональная история в глобальном измерении. Новосибирск, 2010.
Пулатов, А. Моя граница меня бережет. Народная газета, 2017, 21 июня.
Рахмон Э. Ответы на вопросы военного журнала «Защитники Отчизны». В кн: Тысяча лет в одну жизнь. Душанбе, 2003.
Саидов З. Республика Таджикистан на межгосударственной арене до и после объявления об «открытых дверях». Душанбе, 2015.
Самиев А. Военная архитектура будущего Таджикистана. В кн: Материалы международной научно-практической конференции «Мирный процесс в Таджикистане: консолидация и обеспечение мирного процесса». Душанбе, 1999. С. 12-15.
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных на территории Республики Таджикистан (25.05.1993). Бюллетень международных договор,1994,10, 20-23.
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан от 16 апреля 1999 года. Бюллетень международных договоров, 2006, No. 10, 55-62.
Сотрудничество в области таджикско-афганской границы будет продолжено. Народная газета, 2014, 22 ноября.
Шарипов А., Самариддин А. Мой независимый Таджикистан. Народная газета, 2018, 12 сентября.
Холикназар Х. Таджикистан как определяющий элемент взаимоотношений ШОС в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет), 2014, 4(47), 163-169.
references
Alidzhanova, A. Kh. (2009). O voenno-tehnicheskom sotrudnichestve Rossii i Respubliki Tadzhikistan [On military-technical Cooperation between Russia and the Republic of Tajikistan]. Vestnik TGUPBP [Bulletin of TSU PBP], 4 (40), 105-108.
Boboev, S. (2011). Shanhajskуja organizaciуa sotrudnichestva v geopoliticheskoj strukture Blizhnego Vostoka [Shanghai Organization for Cooperation in the Geopolitical Structure of the Middle East]. Dushanbe: Contrast.
Georgiev, V. (2006). Rossiya formiruet novuyu aviabazu v Tadzhikistane, a Indiya vystu-paet zdes' kak ee partner [Russia forms a new air base in Tajikistan, and India acts here as its partner]. Leninabadskaya Pravda, November 8th.
Zayavlenie Prezidentov Respubliki Kazahstan, Respubliki Kyrgyzstan, Rossijskoj Feder-acii, Respubliki Uzbekistan v svyazi s sobytiyami v Respublike Tadzhikistan ot 4 sentya-brya 1992 goda [Statement by the Presidents of the Republic of Kazakhstan, the Republic of Kyrgyzstan, the Russian Federation, the Republic of Uzbekistan in connection with the events in the Republic of Tajikistan of September 4, 1992] (1992). Diplomaticheskij vestnik [Diplomatic bulletin], no. 17-18, 16-17.
Zemtsov, A.N. (2008). 201-ya rossijskaya voennaya baza v Tadzhikistane [201st Russian military base in Tajikistan]. In: Russkie v Tadzhikistane [Russians in Tajikistan]. Khujand.
Kamolova, M. (2018). Posol Rossii: nashi narody zhili vmeste poltora stoletiya i za eto vre-mya obogatili drug druga [Ambassador of Russia: our peoples lived together for a century and a half and during this time enriched each other]. Narodnaya Gazeta, December 18th.
Lyakin-Frolov, I.S. (2013). Nasha konechnaya cel' drugaya [Our final goal is different]. Sogdijskaya Pravda, November 13th.
Meshcheryakov, K.E. (2012). Osobennosti formirovaniya vneshnej politiki Rossii v Cen-tral'noj Azii [Features of the formation of Russia's foreign policy in Central Asia]. Nauch-no-tekhnicheskij zhurnal Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo uni-versiteta. Gumanitarnye i social'nye nauki [Scientific and Technical Journal of St. Petersburg State Polytechnic University. Humanities and social sciences], no. 4, 126-132.
Mirzoev, B.K. (2007). Voenno-tehnicheskoe sotrudnichestvo Respubliki Tadzhikistan i Rossijskoj Federacii v dvustoronnem formate i v ramkah integracionnyh ob'edinenij [Military-technical cooperation of the Republic of Tajikistan and the Russian Federation in a bilateral format and in the framework of integration associations]. In: Rossiya i Central'naya Aziya v kontekste geopoliticheskoj transformacii: vneshnepoliticheskoe izmerenie: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Russia and Central Asia in the context of geopolitical transformation: foreign policy dimension: materials of the international scientific conference (March 28-29, 2007.)] Dushanbe.
Nasyrov, S. (2018). Tadzhikistan ukreplyaet svoi rubezhi [Tajikistan strengthens its borders]. Narodnaya Gazeta, May 8th.
Ni odnoj strane v mire ne udastsya protivostoyat' rastushchim ugrozam bezopasnosti [No country in the world will be able to withstand growing security threats] (2018). Narodnaya Gazeta, May 8th.
Nuriddinov, R.Sh. (2010). Geopoliticheskie problemy nacional'noj bezopasnosti v usloviyah globalizacii: regional'naya istoriya vglobal'nom izmerenii [Geopolitical problems of national security in the context of globalization: a regional history in the global dimension]. Novosibirsk.
Pulatov, A. (2017). Moya granica menya berezhyot [My border protects me]. Narodnaya Gazeta, June 21st.
Rahmon, E. (2003). Otvety na voprosy voennogo zhurnala «Zashchitniki Otchizny» [Answers to questions of the military journal «Defenders of the Fatherland»]. In: Tysjacha let v odnu zhizn [A thousand years in one life]. Dushanbe.
Saidov, Z. (2015). Respublika Tadzhikistan na mezhgosudarstvennoj arene do iposle ob"yav-leniya ob «otkrytyh dveryah» [The Republic of Tajikistan in the interstate arena before and after the announcement of the «open door»]. Dushanbe.
Samiev, A. (1999). Voennaya arhitektura budushhego Tadzhikistana [Military architecture of the future of Tajikistan]. In: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii «Mirnyj process v Tadzhikistane: konsolidaciya i obespechenie mirnogo processa» [Materials of the International Scientific and Practical Conference «Peace Process in Tajikistan: Consolidation and Guarantee of the Peace Process»] (pp. 12-15). Dushanbe.
Soglashenie mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Tadzhikistan o pravovom statuse voinskih chastej Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii, raspolozhennyh na territorii Res-publiki Tadzhikistan (25.05.1993) [Agreement between the Russian Federation and the Republic of Tajikistan on the legal status of military units of the Armed Forces of the Russian Federation located on the territory of the Republic of Tajikistan (05.25.1993)] (1994). Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov [Bulletin of international treaties], no. 10, 20-23.
Soglashenie mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Tadzhikistan o statuse i usloviyah prebyvaniya rossijskoj voennoj bazy na territorii Respubliki Tadzhikistan ot 16 aprelya 1999 goda [Agreement between the Russian Federation and the Republic of Tajikistan on the status and conditions of stay of a Russian military base on the territory of the Republic of Tajikistan of April 16, 1999] (2006). Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov [Bulletin of international treaties], no. 10, 55-62.
Sotrudnichestvo v oblasti tadzhiksko-afganskoj granicy budet prodolzheno [Cooperation in the Tajik-Afghan border will continue] (2014). Narodnaya Gazeta, November 22nd.
Sharipov, A., Samariddin, A. (2018). Moj nezavisimyj Tadzhikistan [My independent Tajikistan]. Narodnaya Gazeta. 2018. 12 September.
Holiknazar, H. (2014). Tadzhikistan kak opredelyayushchij element vzaimootnoshenij ShOS v bor'be s terrorizmom i ekstremizmom [Tajikistan as a defining element of the SCO relationship in the fight against terrorism and extremism]. Vestnik universiteta (Rossi-jsko-Tadzhikskij (Slavyanskij) universitet) [University Herald (Russian-Tajik (Slavic) University)], 4(47), 163-169.