ФАЛСАФА ВА СИЁСАТШИНОСЙ ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Алимов Ботуржон Хамидович,
к.и.н., заведующий кафедрой международных отношений ТГУПБП
РОССИЯ И ТАДЖИКИСТАН: РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ
Таджикско-российские отношения на современном этапе носят характер стратегического партнерства. В 1992 г. в Душанбе был подписан Протокол об установлении дипломатических отношений между Таджикистаном и Россией. Сотрудничество Таджикистана и России базируется на прочной договорной базе, основополагающим документом которой является подписанный 25 мая 1993 г. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, получивший свое развитие в Договоре о союзническом взаимодействии, подписанном в апреле 1999 г. и ориентированном в XXI в.. Со времени установления дипломатических отношений между Таджикистаном и Россией подписано большое количество межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений и договоров, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, военной, гуманитарной и других областях.
Центральная Азия всегда будет для России исключительно важным регионом для обеспечения ее долгосрочных жизненных интересов. Ощутимым стало понимание того, что без стабильности в Центральной Азии, без динамичного социально-экономического развития стран региона, без углубления и расширения интеграционных процессов на этом пространстве трудно представить дальнейший устойчивый рост экономики России, а соответственно - и перспективу усиления ее влияния как на региональном, субрегиональном, так и на глобальном уровнях [1,13]. Покажем и определим национальные интересы России в Центральноазиатском регионе, которые сводятся к следующему:
1.Обеспечение стабильности в ЦА на основе максимально тесных партнерских отношений с соответствующими государствами. Любой сценарий дестабилизации может иметь для России самые тяжелые последствия.
2. Сохранение единого экономического пространства с ЦА в рамках ЕврАзЭС для удержания достаточно емкого рынка сбыта своей продукции и устойчивого импорта из региона целого ряда сельскохозяйственных и промышленных товаров.
3. Использование географического положения и транзитного потенциала ЦА между Россией и крупнейшими странами мира - Китаем и Индией - в целях беспрепятственного поддержания и развития партнерских отношений России с Китаем, Индией и Ираном, со странами АТР.
4. Обеспечение ведущей роли России в регионе за счет активизации экономического взаимодействия в рамках ЕврАзЭС, СНГ и ШОС.
Необходимо заметить, что в настоящее время таджикско-российское сотрудничество охватывает практически все сферы жизни: политику, экономику, торговлю, военно-техническую, гуманитарную, финансово-кредитную, топливно-энергетическую, производственную кооперацию, гражданскую оборону, помощь при чрезвычайных ситуациях и т.д.[2,17]. Российско-таджикское сотрудничество развивается не только на двусторонней основе, но и в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.
Практически с первых лет провозглашения независимости республики между Россией и Таджикистаном поддерживаются активные связи в политической области. Стали ежегодными встречи на высшем уровне, во время которых президенты обеих стран предметно обсуждают вопросы повышения эффективности двустороннего многопланового сотрудничества, региональной безопасности и укрепления интеграционных процессов в различных форматах, российско-таджикского взаимодействия в военной и пограничной сферах, военно-технического сотрудничества, подготовки для Таджикистана военных кадров, расширения торгово-экономических связей, расширения двустороннего культурного сотрудничества. Активно развивается межпарламентское сотрудничество[3,57-58].
В результате подписания двусторонних соглашений между Таджикистаном и Россией. Россия оказала большую помощь Таджикистану в создании и укреплении Вооруженных Сил страны. С момента провозглашения независимости военные кадры РТ проходят подготовку в российских высших военно-учебных заведениях. К примеру, с 1993 г. по 2007 г. Правительствами Республики Таджикистан и Российской Федерации подписаны на различных уровнях 2 договора, 21 соглашение,5 контрактов, 5 протоколов и 25 дополнительных соглашений в военной области. Эти документы заложили правовую базу двустороннего сотрудничества. Таджикские Вооруженные силы сотрудничают с Россией в рамках ОДКБ, которая создана для борьбы с военными угрозами. Для усиления роли ОДКБ по охране южных рубежей СНГ созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР). Кроме того, Таджикистан сотрудничает с Россией в рамках ШОС в действиях против международного терроризма, религиозного экстремизма, сепаратизма и других угроз современности [4, 26-28].
В октябре 2004 г. в рамках официального визита Президента России В.В. Путина в Таджикистан было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о передаче в собственность России оптико-электронного узла «Нурек» («Окно») - системы контроля космического пространства и порядке его функционирования. В соответствии с этим
документом в апреле 2005 г. министры обороны России и Таджикистана подписали акт передачи данного объекта российской стороне сроком на 49 лет. В ноябре 2005 г. Министерство финансов Республики Таджикистан выдало Министерству обороны Российской Федерации свидетельство о передаче движимого и недвижимого имущества, входящего в состав оптико-электронного узла «Нурек» («Окно»).
Для безопасности не только Центральной Азии, но и всего евразийского пространства серьёзную угрозу представляет контрабанда наркотических веществ из Афганистана, с которым Таджикистан имеет протяженную границу. Таджикистан сотрудничает в борьбе с наркотрафиком со странами СНГ, прежде всего с Россией и заинтересованными государствами, международными организациями, учитывая, что в одиночку крайне сложно нанести серьезный урон организованным транснациональным группам. При этом особое внимание уделяется укреплению сотрудничества с правоохранительными органами и спецслужбами России. В частности, Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан подписан ряд двусторонних межведомственных соглашений, протоколов и планов о сотрудничестве и взаимодействии с правоохранительными органами и силовыми структурами России в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
В соответствии с Соглашением между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией о правовом статусе пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Таджикистана, подписанном 15 мая 1993 г., российские пограничники защищали таджикско-афганскую границу и стояли заслоном на пути афганского наркотрафика. В процессе передачи функции охраны таджикско-китайской и таджикско-афганской границы общей протяженностью 1863 км таджикским пограничникам они приняли от российских коллег 13 военных городков, 64 пограничные заставы и комендатуры. Таджикские военнослужащие получили также штатное стрелковое и групповое вооружение застав, все имеющиеся технические средства охраны госграницы, оптические приборы, радиостанции, а также автомобильный транспорт на общую сумму более 800 млн. рублей. Каждая застава передавалась с 2-3-месячным запасом топлива, горюче-смазочных материалов, вещевого имущества, продовольствия, что стало хорошим подспорьем для таджикских пограничников. В декабре 2005 г. таджикским пограничникам безвозмездно были переданы 2 вертолета Ми-8МТ, а в ноябре 2006 г. еще 4 вертолета были переданы Вооруженным силам Таджикистана.
На современном этапе таджикско-российское пограничное сотрудничество продолжается в новом формате. В отрядах пограничных войск Таджикистана функционируют российские советнические аппараты, сотрудники которых оказывают консультативную, теоретическую и практическую помощь своим таджикским коллегам в вопросах организации оперативно-служебной деятельности частей и подразделений. Таджикские и российские пограничники совместно разрабатывают и осуществляют в необходимых случаях мероприятия по борьбе с противоправными действиями на государственной границе РТ (незаконной миграцией через государственную границу, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов, незаконным перемещением через
государственную границу Республики Таджикистан наркотических средств и психотропных веществ).
Мощный импульс таджикско-российскому антинаркотическому сотрудничеству придали решения глав государств ОДКБ об усилении борьбы с наркоугрозой. Создание в соответствии с этим решением Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств-членов ОДКБ с целью координации антинаркотической борьбы на постсоветском пространстве явилось эффективным ответом транснациональной наркопреступности. Под эгидой КСОПН и во взаимодействии с Секретариатом ОДКБ с 2003 г. было проведено несколько успешных оперативнопрофилактических операций «Канал» по выявлению и блокированию маршрутов нелегальной транспортировки афганских наркотиков по так называемым «Северным маршрутам» [5, 95 ].
Правовой основой для развития таджикско-российского сотрудничества в гуманитарной и научно-технической сферах является Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Российской Федерацией о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, спорта и туризма от 1995 г. Гуманитарное сотрудничество двух стран осуществляется в области культуры, образования и науки, и направлено на сохранение единого научно-культурного и образовательного пространства между Таджикистаном и Россией. На основе имеющихся договоренностей ежегодно студенты Таджикистана направляются на учебу в вузы России. В настоящее время в вузах России обучаются более 700 таджикских граждан. Осуществляются постоянные контакты научных и научно-исследовательских институтов, культурных учреждений двух стран. Более 11 лет функционирует в Душанбе Российско-Таджикский (славянский) университет, ставший одним из образовательных и культурных центров Таджикистана. Россия регулярно передает для школ и библиотек Таджикистана учебники и художественную литературу. Посольство России в Таджикистане оказывает помощь учителям русского языка и литературы средних школ Таджикистана в работе курсов повышения квалификации. Проводятся мероприятия, направленные на пропаганду культуры, языка и других духовных ценностей народов России и Таджикистана [6, 227].
Важной составляющей таджикско-российского сотрудничества является регулирование миграционной политики. За последние годы внешняя трудовая миграция из Таджикистана растет высокими темпами. Численность рабочих-мигрантов составляет от 1,5 до 2 млн. человек. По неофициальным данным, в трудовой миграции в России из этого количества находились более 1 млн. человек. В декабре 2005 г. Государственная Дума России ратифицировала Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан «О трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации», ставшее договорно-правовой основой для решения вопросов трудовой миграции. В марте 2006 г. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, облегчающий регистрацию трудовых мигрантов. Внешняя трудовая миграция в Россию помогает снизить уровень социальной напряжённости в Таджикистане.
Ежегодно трудовые мигранты отправляют в Таджикистан не менее 2 млрд. долларов США. По экспертным оценкам, внешние трудовые мигранты представляют от 75 до 80% всех домохозяйств Таджикистана. Подавляющую часть совокупных доходов домохозяйств как в городах, так и в сельской местности составляют денежные поступления от мигрантов из России, что реально является экономическим подспорьем для Таджикистана. В целом таджикско-российские отношения имеют огромный ресурс развития и в настоящее время обрели качественную динамику в новых исторических условиях.
Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова, приуроченный к 20-летию установления дипломатических отношений между России и Таджикистаном, явился показателем стратегического партнёрств между нашими странами. В своём заявлении министр отметил: «У нас с таджикистанскими коллегами единое мнение тесное взаимодействие наших стран в ШОС на деле способствует интеграции и повышению её роли в мировых процессах. В целом у нас совпадают позиции по большинству вопросов мировой политики, мы едины в понимании центральной роли Совбеза ООН, приверженности суверенитету и территориальной целостности государств, недопустимости вмешательства во внутренние дела»
5 октября 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин прибыл в Таджикистан с официальным визитом. Необходимо заметить, что подписанные документы и достигнутые договорённости между Таджикистаном и Россией послужат серьёзным импульсом для дальнейшего развития стратегического партнёрства двух дружественных стран, укрепления региональной безопасности и социально-экономического развития Таджикистана.
Согласно достигнутым договорённостям, Россия взамен продления срока пребывания 201-й военной базы будет обеспечивать Вооружённые Силы Таджикистана современной военной техникой, продолжит организовывать широкое обучение таджикских военных кадров.
Согласно другому соглашению, Федеральная служба России по контролю за оборотом наркотиков выделит в качестве технической помощи 5 млн. американских долларов Агентству по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан. В ходе переговоров также были приняты другие серьёзные решения по реконструкции и обновлению промышленного потенциала Таджикистана.
Как было отмечено, это создаст условия для обеспечения населения страны работой внутри Таджикистана и уменьшит численность трудовых мигрантов в России. Главы государств выразили убеждение, что реализация договорённостей послужит дальнейшему углублению стратегического партнёрства и союзнических отношений между государствами в интересах повышения благосостояния их народов и во благо укрепления мира, стабильности и процветания во всём регионе Центральной Азии.
Список использованной литературы:
1. Буторов С. А. Внешняя политика России в странах СНГ.-Душанбе: 2007.-С.57-58
2. Лежень В.В. Центральная Азия в фокусе геополитических интересов мировых центров силы: взаимодействия и противоречия / Мат-лы междунар. научн. конф.
«Средний Восток в системе геополитических координат: прошлое, настоящее, будущее».-Душанбе: 2005.-С.13
3. Мирзоев Б.К. Военно-техническое сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации в двустороннем формате и в рамках интеграционных объединений./Мат-лы междунар. научн. конф. «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение». -Душанбе: 2007.-С.26
4. Сатторов А., Саидов З. О. Росийско-таджикские отношения на современном этапе и перспективы развития./ Мат-лы научно-практич. конф. «200 лет Министерству иностранных дел России и 10 лет со дня установления дипломатических отношений между Россией и Таджикистаном». - Душанбе: 2002.-С.17-18
5 Умаров Х.,Ульмасов Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последствия, регулирование).- Душанбе: 2006. -С.95.
6. Ульмасов Р. Миграция глазами СМИ. -Душанбе: 2007. -С.227.
Б.Х. Алимов
Россия и Таджикистан : развитие стратегических отношений в годы
независимости
Ключевые слова: стратегические отношения, региональная безопасность, дружественные страны, национальная безопасность, национальные интересы, дипломатические отношения, мир и стабильность
В данной статье освещено, таджикско-российское сотрудничество, которое охватывает практически все сферы жизни: политику, экономику, торговлю, военнотехническую, гуманитарную, финансово-кредитную, топливно-энергетическую, производственную кооперацию, гражданскую оборону и помощь при чрезвычайных ситуациях и т.д. Также в статье сказано о таджикско-российском сотрудничестве и его развитии не только на двусторонней основе, но и в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Центральная Азия, в том числе Таджикистан, всегда была для России исключительно важным регионом для обеспечения ее долгосрочных жизненных интересов.
B.Kh. Alimov
Russia and Tajikistan: Development of Strategic Relations in the Years of Independence
Key words: strategic relations, regional security, friendly countries, national security, national interests, diplomatic relations, peace and stability
The article elucidates Tajik-Russian collaboration encompassing practically all spheres of life: politics, economy, trade, military technique, the Humanities, finances, credits, power fuel, production, civil defence aid caused by emergency situations and etc. The cooperation between Tajikistan and Russia and its development are presented not only on bilateral grounds, but in the frames of CIS, EuroAsES, CSTO, ShOC either. For Russia Central Asia, Tajikistan inclusive, was always an exclusively important region for ensurace of its long-termed interests.