Научная статья на тему 'Таджикистан: Актуальные тенденции в экономике, внутренней и внешней политике'

Таджикистан: Актуальные тенденции в экономике, внутренней и внешней политике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
785
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ОТО / Э. РАХМОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ГОРНО-БАДАХШАНСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абдрахманов Аскар

27 июня 2007 года исполнилось 10 лет со дня подписания в Москве правительством Э. Рахмона и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО) Общего соглашения о мире в Таджикистане. В августе 2006-го скончался руководитель ОТО С.А. Нури, а спустя несколько месяцев президент Э. Рахмон, переизбранный еще на 7 лет, сформировал новое правительство, в котором впервые со времен действия Московского соглашения не оказалось представителей бывшей оппозиции. Еще одним доказательством тому, что постконфликтный период в республике можно считать завершенным, служит сворачивание летом 2007 года (по решению Совбеза ООН) работы Бюро ООН по содействию миростроительству в Таджикистане. К 10-й годовщине окончания гражданской войны страна подошла с относительно стабильной социально-экономической и внутриполитической обстановкой. Несмотря на то что ВВП республики составляет сегодня лишь 60% от аналогичного показателя времен СССР, а уровень бедности наиболее высокий на постсоветском пространстве, большинство населения страны положительно оценивает реальные возможности по улучшению своего материального положения. Это становится даже более важным фактором политической стабильности в республике, нежели пресловутая боязнь возврата к междоусобному противостоянию первых лет независимости. В последние годы значительную роль в положительной динамике, проявляющейся в экономики, играют некоторые факторы теневой экономики: трудовая миграция почти 1 млн таджикских граждан в Россию (многие из них прибыли нелегально) и увеличивающиеся доходы определенных групп лиц от наркотрафика из Афганистана. Но параллельно с теневой развивается и официальная экономика страны, в частности ежегодные темпы роста ВВП составляют от 6,7% до 10,6%. Успешная макроэкономическая политика и сбалансированный внешнеполитический курс позволили Душанбе привлечь реальные инвестиции в строительство масштабных гидроэнергетических объектов и в расширение транспортной инфраструктуры. Эффективно работает и Таджикский алюминиевый завод (ТадАЗ) — главное предприятие республики, обеспечивающее не менее половины ее экспортной выручки. Во внутриполитической сфере президентские выборы (ноябрь 2006 г.) завершили период окончательного закрепления в Таджикистане политической системы с сильной и авторитетной центральной властью, персонифицированной в лице Э. Рахмона. Мероприятия по ограничению сложившейся в результате соглашений 1997 года системы баланса политических сил в стране начались с конституционного референдума четырехлетней давности. Успешное (для действующего руководства) проведение парламентских и президентских выборов 2005—2006 годов закрепило результаты параллельной кампании по маргинализации конкурентов и противников Э. Рахмона как из числа бывших деятелей ОТО, так и среди его прежних соратников из кулябского клана, приведшего Э. Рахмона к власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таджикистан: Актуальные тенденции в экономике, внутренней и внешней политике»

ТАДЖИКИСТАН: АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ, ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ

Аскар АБДРАХМАНОВ

эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан (Алматы, Казахстан)

июня 2007 года исполнилось 10 лет со дня подписания в Москве правительством Э. Рахмона и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО) Обще-

го соглашения о мире в Таджикистане. В августе 2006-го скончался руководитель ОТО С.А. Нури, а спустя несколько месяцев президент Э. Рахмон, переизбранный

еще на 7 лет, сформировал новое правительство, в котором впервые со времен действия Московского соглашения не оказалось представителей бывшей оппозиции. Еще одним доказательством тому, что пост-конфликтный период в республике можно считать завершенным, служит сворачивание летом 2007 года (по решению Совбеза ООН) работы Бюро ООН по содействию миростроительству в Таджикистане.

К 10-й годовщине окончания гражданской войны страна подошла с относительно стабильной социально-экономической и внутриполитической обстановкой. Несмотря на то что ВВП республики составляет сегодня лишь 60% от аналогичного показателя времен СССР, а уровень бедности наиболее высокий на постсоветском пространстве, большинство населения страны положительно оценивает реальные возможности по улучшению своего материального положения. Это становится даже более важным фактором политической стабильности в республике, нежели пресловутая боязнь возврата к междоусобному противостоянию первых лет независимости.

В последние годы значительную роль в положительной динамике, проявляющейся в экономики, играют некоторые факторы теневой экономики: трудовая миграция почти 1 млн таджикских граждан в Россию (многие из них прибыли нелегально) и увеличивающиеся доходы определенных групп лиц от наркотрафика из Афганистана.

Но параллельно с теневой развивается и официальная экономика страны, в частности ежегодные темпы роста ВВП составляют от 6,7% до 10,6%. Успешная макроэкономическая политика и сбалансированный внешнеполитический курс позволили Душанбе привлечь реальные инвестиции в строительство масштабных гидроэнергетических объектов и в расширение транспортной инфраструктуры. Эффективно работает и Таджикский алюминиевый завод (ТадАЗ) — главное предприятие республики, обеспечивающее не менее половины ее экспортной выручки.

Во внутриполитической сфере президентские выборы (ноябрь 2006 г.) завершили период окончательного закрепления в Таджикистане политической системы с сильной и авторитетной центральной властью, персонифицированной в лице Э. Рах-мона. Мероприятия по ограничению сложившейся в результате соглашений 1997 года системы баланса политических сил в стране начались с конституционного референдума четырехлетней давности. Успешное (для действующего руководства) проведение парламентских и президентских выборов 2005—2006 годов закрепило результаты параллельной кампании по маргинализации конкурентов и противников Э. Рахмона как из числа бывших деятелей ОТО, так и среди его прежних соратников из кулябского клана, приведшего Э. Рах-мона к власти.

Тем не менее в постсоветской Центральной Азии таджикская оппозиция — наиболее дееспособная сила подобного рода, даже несмотря на отстранение от рычагов влияния на государственную политику и смерть ее лидера. Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) остается одним из ключевых факторов внутриполитической стабильности в республике, сохраняет свой мощный политический ресурс, который не может полностью игнорировать высшее руководство РТ.

В последние два года внешнеполитическая активность республики становится менее зависимой от позиции Кремля, во многом благодаря поддержке которого правящий режим в свое время и оказался у власти. Причиной тому можно считать перемены в геополитической ситуации в регионе, проявившиеся в ослаблении позиций США и усилении России (за счет создания союзных отношений с руководством Узбекистана), причем последнее не выразилось в улучшении отношений между Душанбе и Ташкентом, скорее, наоборот — привело к их дальнейшему охлаждению.

В этих условиях таджикские власти реализуют политику некоторого сближения с Западом и региональными держава-

ми — с Китаем, Ираном, а также с Индией. Подобные шаги осуществляются с оглядкой на Москву, поскольку в Душанбе, по всей видимости, четко осознают, что именно она — гарант устойчивости правящего в РТ режима.

В целом, несмотря на наличие большого комплекса нерешенных социально-

экономических проблем и отдельных отрицательных аспектов во внутриполитической жизни, общая динамика развития РТ достаточно позитивна. Это позволяет большинству населения страны и заинтересованным внешним акторам с осторожным оптимизмом оценивать перспективы государства.

Социально-экономическая ситуация

На сегодняшний день Республика Таджикистан остается на постсоветском пространстве беднейшим государством с крайне ограниченной минерально-ресурсной базой, которое еще не восстановилось после экономического коллапса 1990-х годов и длительной гражданской войны. Тем не менее, несмотря на самые невыгодные стартовые позиции для роста, в последние годы экономические показатели Таджикистана свидетельствуют о существенном прогрессе реформ, что требует весьма продуманной политики для продолжения реабилитации страны.

Наряду с тяжелыми последствиями развала в 1990-х годах производственной и прочей инфраструктуры к основным причинам слабости экономики республики относятся узость ее внутреннего рынка, слабость индустриально-технологической базы, неразвитость транспортных коммуникаций, географическая изоляция и зависимость от транзитных услуг соседей (прежде всего Узбекистана), а также дефицит квалифицированной рабочей силы, вызванный массовым выездом специалистов в годы независимости.

ВВП на душу населения (319 долл.) — самый низкий среди государств СНГ. Несмотря на некоторый прогресс, отмечаемый в последние годы, за чертой бедности, согласно данным ООН, проживает не менее 60% населения1, что также является наихудшим показателем на постсоветском пространстве.

В стране сохраняется очень высокий уровень безработицы. По данным правительства Таджикистана, численность трудоспособного населения республики составляет примерно 4 млн чел., а рабочих мест — немногим более 2 млн2; в рамках сезонной трудовой миграции на заработки за границу выезжает почти 1 млн граждан3; почти 1 млн можно считать безработными.

Четыре года подряд (после 2000 г.) в Таджикистане наблюдался один из наиболее высоких в СНГ темпов экономического роста — от 8,3% до 10,6% ежегодно. Тем не менее, как мы уже отмечали, ВВП республики ныне составляет немногим более 60% от уровня 1990 года. Но в последние два года темпы роста слегка снизились: в 2005-м ВВП вырос на 6,7%, в 2006-м — на 7%4. По всей видимости, это может быть связано с сокращением производства хлопка и некоторым снижением цен на мировом рынке алюминия (эти продукты — два основных экспортных товара Таджикистана).

1 См.: Радостные новости: уровень бедности в Таджикистане снизился до 60 процентов // Фергана.Ру, 4 июня 2007 [www.ferghana.ru].

2 См.: Вазиров 3. Трудовая миграция: этапы сотрудничества // Азия-плюс, 17 ноября 2006 [www. asiaplus.tj].

3 См.: Таджикистан просит Россию пускать на треть больше трудовых мигрантов // Интернет-издание «NewsRu.com» (Россия), 23 января 2007 [www.newsru.com].

4 См.: International Monetary Fund. World Economic Outlook. April 2007. P. 72.

Очевидно, что высокие темпы роста ВВП во многом объясняются крайне слабой стартовой базой восстановления народного хозяйства, однако свою роль играют и более компетентная макроэкономическая политика государства, реализуемая в последние годы, и общая позитивная динамика на рынках стран СНГ.

Международные финансовые институты весьма положительно оценивают деятельность правительства по структурному реформированию национальной экономики. Однако руководству страны следует критично относиться к рекомендациям подобных организаций, этому учит негативный опыт соседнего Кыргызстана.

По мнению экспертов ЕБРР, в Таджикистане довольно успешно реализована программа приватизации малых предприятий5. Тем не менее доля частного сектора в ВВП составляет менее 50%. Из наиболее важных производственных активов в госсобственности остаются Алюминиевый завод, связь, воздушный и железнодорожный транспорт.

Высокие темпы увеличения после 2001 года ВВП ряд аналитиков связывает (помимо слабой базы роста) с тем, что:

■ приход войск коалиции западных государств в Афганистан способствовал увеличению международной помощи Душанбе и списанию существенной части внешнего долга РТ;

■ свержение правительства талибов в Афганистане вызвало резкий рост производства наркотиков в этой стране и, следовательно, увеличение их транзита через Таджикистан;

■ экономический рост в России содействовал расширению возможностей для таджикских трудовых мигрантов, материально поддерживающих оставшиеся на родине семьи, а также укреплению потребительской платежеспособности на внутреннем рынке.

При высоких темпах экономического роста достаточно остро стоит проблема сдерживания инфляции. В 2006 году индекс потребительских цен составил 10,1%, что почти в полтора раза выше уровня 2005-го и заметно больше 8%, заложенных в госбюджете. Существенный фактор инфляции — приток в республику средств трудовых мигрантов.

Одно из важных достижений правительства — довольно успешно реализованная политика сокращения долгового бремени государства. В конце 2005 года МВФ подтвердил свое решение о списании Таджикистану (и 19 другим беднейшим странам мира) части государственного долга — около 120 млн долл. С 2000 года отношение внешней задолженности к ВВП сократилось с 128% до 31%6. Сам долг к началу 2007 года равнялся примерно 866 млн долл.7

Большую проблему для Таджикистана по-прежнему представляют расчеты с Узбекистаном за поставки газа и электроэнергии. Из-за крайне низкой платежеспособности населения в РТ регулярно отмечаются перебои в предоставлении коммунальных услуг.

Почти половина объема промышленного производства и три четверти экспорта республики складываются из продукции расположенного в городе Турсунзаде Таджикского алюминиевого завода, который недавно переименовали в Государственное

5 См.: Доклад о процессе перехода за 2005 г. Процесс перехода и показатели стран СНГ. ЕБРР, 2005.

С. 4.

6 См.: Republic of Tajikistan: Selected Issues and Statistical Appendix. International Monetary Fund. Washington, April 2005. P. 53; Салимов Ф. Таджикистан в региональной политике // Международные процессы (Россия), Том 4, № 2 (11), май — август 2006.

7 См.: Внешний долг Таджикистана в 2006 году составил 866 млн долларов // Регнум, 25 января 2007 [www.regnum.ru].

унитарное предприятие (ГУП) «Таджикская алюминиевая компания» (TALCO). Помимо нескольких ГЭС и небольших горно-обогатительных комбинатов (ГОК) по разработке полиметаллических руд, в РТ более или менее развито лишь производство цемента, сельскохозяйственных удобрений, хлопкового волокна и плодоконсервной продукции, однако объемы их выпуска ныне составляют менее трети от уровня советского времени.

Несмотря на объявленные планы по приватизации ТадАЗ до 2007 года, это крупнейшее предприятие страны остается в государственной собственности. В последние несколько лет объемы и рентабельность производства на нем алюминия существенно выросли: в 2006-м завод выпустил 416 тыс. т металла-сырца и почти столько же — первичного алюминия. Большая часть его продукции отправляется в Нидерланды и Турцию. По заявлению руководства, предприятие почти вышло на полную проектную мощность8, при этом оно потребляет 32% производимой в РТ электроэнергии и еще часть закупает в соседнем Узбекистане9.

С целью привлечения инвестиций для модернизации производства на ТадАЗ в 2004 году правительство интенсифицировало переговоры о передаче предприятия под управление российского концерна «Русал», руководство которого заявляло о готовности вложить в ТадАЗ и связанные с ним отрасли более 2 млрд долл. В частности, за счет ввода в эксплуатацию новых цехов планировалось вывести предприятие на полную проектную мощность, построить на юге Таджикистана еще один алюминиевый завод и достроить Рогунскую ГЭС, которая должна обеспечивать ТадАЗ необходимыми объемами электроэнергии10.

Однако противоречия между правительством и инвестором по поводу стоимости сооружения упомянутой ГЭС оказались непреодолимыми. В мае 2006 года президент республики Э. Рахмон заявил о «неготовности» Таджикистана приватизировать стратегическое для страны предприятие11. А в начале июня 2007-го стало известно, что ТадАЗ подал в британский суд иск на сумму, превышающую 500 млн долл. Завод добивается компенсации ущерба, нанесенного компанией «Русал» в результате махинаций с поставками глинозема в 1996—2004 годах12. Это свидетельствует об окончательном разрыве таджикским руководством отношений с «Русал», который, кстати, подал встречный иск.

В другой жизненно важной для экспортного потенциала РТ сфере — энергетике — в 2004 году было заявлено о проектах по достройке Вахшского каскада ГЭС с участием компании РАО «ЕЭС» (Россия) и правительства Ирана. С началом их осуществления в республике появились тысячи рабочих мест. Для обеспечения строительных работ было сооружено два новых бетонных завода.

Иностранные инвестиции в гидроэнергетику позволили бы стране реализовать экспортные возможности этого сектора. Наиболее вероятными и потенциально достаточно выгодными рынками сбыта являются Афганистан, Иран, Пакистан, Индия. В 2005 году было заключено первое межправительственное соглашение об экспорте электроэнергии в северные районы Афганистана13.

Согласно самым оптимистическим прогнозам, выработка электроэнергии на первой из строящихся ГЭС — «Сангтуда-1» начнется в конце 2007 года. Достройка Вахшско-

8 См.: Эргашева 3. ТадАЗ переименован // Азия-плюс, 6 апреля 2007 [www.asiaplus.tj].

9 См.: ТадАЗ — это «таджикский Газпром»? // Азия-плюс, 13 июля 2006, № 28 (338).

10 См.: Интервью с директором представительства «Русал» в Таджикистане К. Загребельным // Азия-плюс, 2 ноября 2005 [www.asiaplus.tj].

11 См.: Батырханов Э. Рахмонов отказал Дерипаске // Деловая газета «Взгляд», 5 мая 2005.

12 См.: Эргашева 3. «Талко» против «Русала» // Азия-плюс, 4 июня 2007 [www.asiaplus.tj].

13 См.: Ёдгори Н. Минэнерго: никто не в силах нам помешать // Авеста, 19 декабря 2005 [www.avesta.tj].

го каскада ГЭС должна придать значимый импульс развитию экономики в целом. При этом правительству необходимо позаботиться, чтобы народнохозяйственный комплекс страны не попал в зависимость от монопрофильных предприятий. Расширение экспорта электроэнергии и алюминия обеспечит значительные прибыли, которые можно направить на диверсификацию промышленной базы республики.

В сельском хозяйстве весьма ощущаются дефицит посевных земель, низкий уровень механизации производства и трудности со сбытом продукции. В последние годы правительство всячески стимулировало увеличение площадей под хлопок (до 40% всех поливных земель), однако его урожайность, наоборот, падала. В 2006 году было собрано 438 тыс. т хлопка-сырца (80,5% от запланированного объема)14. При этом в самом Таджикистане в готовое волокно перерабатывается лишь 12,4% урожая. Кроме того, серьезные риски для сельского хозяйства обусловливает низкий уровень агрохимии, что делает хлопковые и другие поля уязвимыми при нашествиях саранчи и прочих вредителей.

В 2006 году правительство заявило о сокращении площадей под хлопчатник и увеличении посевов зерновых, что позволит повысить эффективность распределения ресурсов в аграрном секторе и несколько сократить импорт пшеницы15.

Отдельную проблему представляет неэффективная система кредитования сельхозпроизводителей через посредничество фьючерсных компаний, а не через банковский сектор. На начало 2006 года долги хлопкосеющих хозяйств составили 292 млн долл. (более 10% ВВП). Для решения этой проблемы необходимо создать эффективную модель сотрудничества властей с банковским сектором, к реализации которой можно привлечь и банки Казахстана, пожелавшие выйти на таджикский рынок.

Преодолению коммуникационной изолированности регионов страны существенно способствует масштабная программа реабилитации ряда старых и прокладки новых дорог (включая два больших тоннеля), осуществляемая в последние три-четыре года при содействии Ирана и Китая.

Позитивные сдвиги в расширении приграничной торговли во многом обусловлены строительством военными США мостов на границе с Афганистаном (через р. Пяндж), а также дальнейшее расширение сезонного автомобильного сообщения с КНР. В частности, это придает дополнительный стимул развитию изолированной в инфраструктурном отношении Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана.

Как мы уже отмечали, главный источник дохода большинства населения страны — денежные переводы рабочих-мигрантов (в основном низкоквалифицированных) из России, а существенной доли граждан, численность которых оценить невозможно, — участие в нелегальной торговле наркотиками. Поэтому развитие республики в значительной степени остается зависимым от теневого сектора экономики. Согласно сведениям Министерства труда и социальной защиты населения РТ, в 2006 году на сезонные заработки в Россию выезжали 562 тыс. граждан республики. По этим же данным, не менее 30 тыс. тад-жикистанцев работают в Казахстане16.

По некоторым оценкам, легальные доходы от трудовой миграции составляют не менее 40% ВВП. За 2005 год только через банки гастарбайтеры перевели около 800 млн долл.17; не меньше средств должно переправляться и по нерегистрируемым каналам. В масштабах

14 См.: Орипова М. Интервью с министром сельского хозяйства и охраны природы Таджикистана Аб-дурахмоном Кадыровым: «Реформа прошла с ошибками» // Азия-плюс, 25 января 2007 [www.asiaplus.tj].

15 См.: В 2006 году в Таджикистане сократят посевные площади под хлопчатник // Регнум, 18 января

2006 [www.regnum.ru].

16 См.: Вазиров 3. Указ. соч.

17 См.: Абубакр Б. Денежные переводы через «Страну-экспресс» // НИАТ «Ховар», 16 мая 2006 [www. khovar.tj].

РТ указанные суммы весьма крупные и способствуют активизации потребительского рынка страны.

Ряд авторов (например, таджикский эксперт X. Махмадиев) связывают отмечаемое в последние годы оживление экономики республики с ростом прибыли от производства и транзита наркотиков. По оценкам упомянутого специалиста, доходы наркосиндикатов от транзита героина через Таджикистан составляют от 500 млн до 1 млрд долл.18 (от 20% до 45% ВВП государства).

Как отмечает руководство страны, по количеству конфискованных наркотиков РТ занимает первое место среди государств СНГ и четвертое в мире. На долю правоохранительных органов республики приходится свыше 60% всех объемов, обнаруживаемых на постсоветском пространстве19. Однако, как и в ряде других стран региона, дальнейшая судьба изъятого «продукта» не всегда ясна: он вполне может вернуться в товарооборот, чем обусловит получение заинтересованными лицами дополнительной прибыли.

Увеличение наркотрафика ведет к растущему влиянию кланов Таджикистана, связанных с этой преступной деятельностью, участие в которой способствует усилению коррупции на национальном и региональном уровнях (прежде всего в правоохранительных структурах). Общая же ситуация в республике благоприятствует сохранению полукрими-нального характера значительной доли ее экономики.

Тенденции внутриполитического развития

Для постсоветской Центральной Азии политическая ситуация в Таджикистане — существенный фактор безопасности, поскольку ее масштабная дестабилизация в регионе (помимо прочих неприятных последствий) нарушит режим изоляции зоны афганского конфликта на северном направлении20.

Президентские выборы в РТ, состоявшиеся в ноябре 2006 года, завершили трехлетний период подготовки к долгосрочному закреплению Э. Рахмона на посту главы государства (в перспективе еще на 14 лет). Начало соответствующей кампании было положено референдумом 2003 года, осуществленным по поводу изменений в Конституции, что позволяет Э. Рахмону баллотироваться в президенты на очередной семилетний срок и в 2013 году. В итоге, после успешного завершения парламентских (февраль 2005 г.) и президентских (ноябрь 2006-го) выборов правящий режим получил от населения мандат на управление страной по крайней мере на 5—6 лет.

Пользуясь отрицательным отношением общества к возобновлению гражданского противостояния и подготавливая продление своего пребывания у власти, правящий режим сумел укрепить свои позиции на внутриполитическом поле, что произошло как за счет легитимной религиозной и светской оппозиции, так и за счет ряда бывших сторонников президента, которые, по-видимому, стали злоупотреблять своим высоким положением. Были арестованы и приговорены к длительным срокам тюремного заключения лидер оппозиционной Демократической партии М. Искандаров, зампредседателя ПИВТ

18 См.: Махмадиев X. Героиновый ВВП // Азия-плюс, 15 сентября 2005 [www.asiaplus.tj].

19 См.: Брунталъский П. Заслон у «героиновой реки». Таджикские удары по афганским наркорекордам // Военно-промышленный курьер, 24—30 января 2007, № 3 (169) ; Богданов А. Афгано-таджикская паутина. Страны ЦентрАзии уже не способны в одиночку противостоять наркотическому валу // Кабар, 5 августа

2006 [www.kabar.kg].

20 См.: Тукумов Е. Основные этапы эволюции экстремизма в Таджикистане // Analytic, 2004, № 5.

С. 17.

Ш. Шамсуддинов, экс-глава МВД и Таможенного комитета Я. Салимов, а также бывший командующий президентской гвардией Г. Мирзоев. Эти меры способствовали явному усилению правящего режима, в том числе ужесточению контроля над информационным пространством республики.

Можно сказать, что к настоящему времени в Таджикистане завершился переход от послевоенной системы баланса интересов различных политических сил к жестко централизованной президентской системе, осуществляющей эффективный контроль над всей политической элитой страны. Остальные участники внутриполитического процесса, прежде всего представители бывшей оппозиции и региональные элиты (включая куляб-цев), отошли на периферию политической жизни страны21.

Все это свидетельствует о том, что президент республики Э. Рахмон перестал считать себя связанным соглашениями 1997 года, которые он подписывал с С.А. Нури, к тому же действующий глава государства в ноябре 2006 года был легко переизбран на новый семилетний срок.

Однако дальнейшее укрепление конфронтационной составляющей в акциях правящих политических сил способно (к концу нового срока полномочий нынешней власти) вызвать формирование более отрицательного отношения к ней в широких кругах таджикского общества. Хотя к настоящему времени все стороны заявили о своем стремлении поддержать мир и стабильность, тем не менее можно констатировать, что в социуме республики не исключено медленное накопление конфликтного потенциала.

Вместе с тем следует отметить, что в целом, несмотря на то что в стране до сих пор не достигнут уровень производства и материального достатка, существовавший в бытность Советского Союза, большинство граждан РТ удовлетворены текущей ситуацией и управлением государством нынешней властью. Возможность беспрепятственной трудовой миграции в Россию и другие страны СНГ снижает остроту проблемы безработицы, а пересылаемые гастарбайтерами средства позволяют повышать уровень внутреннего потребления. Позитивное влияние трудовой миграции поддерживается благоприятной конъюнктурой мирового и регионального рынков, а также относительно успешной социальной и экономической политикой правительства. Влияние этих факторов на относительно стабильную внутриполитическую ситуацию начинает перевешивать фактор страха перед повторением гражданского противостояния, которое завершилось почти 10 лет назад.

В силу географических и исторических причин Таджикистан больше других государств Центральной Азии тяготеет к регионально-клановому разделению. Это обусловило относительно высокую мобилизуемость и устойчивость оппозиционных групп, за которыми стоят именно кланы, структурированные по региональному принципу. Можно сказать, что в РТ вся эволюция оппозиции прошла на данной основе. К тому же географическая изолированность отдельных регионов (при отсутствии развитой транспортной сети в горной стране) способствует сохранению регионализации политических и экономических элитных группировок Таджикистана по клановому признаку.

Кулябский клан, в свое время пришедший к правлению, уже давно перестал быть единым. Действующий президент, пытаясь закрепиться во власти на долгосрочную перспективу, проводит собственную политику, которая может идти вразрез с интересами многих видных кулябцев. В частности, уволены десятки чиновников высшего и среднего звеньев, принадлежащих к этому клану, а их места заняли лояльные главе государства таджики из других регионов, в основном представители северян-худжандцев.

21 См.: Тукумов Е. Указ. соч. С. 18.

База исламской оппозиции — Каратегинский район, расположенный в центральной части страны, — непосредственно подчиняется общенациональным органам власти, поэтому вероятность концентрации здесь существенных экономических и политических ресурсов локальных элит невелика. К тому же этот район — один из беднейших в РТ, в связи с чем сегодня фактически единственным средством выражения интересов его жителей является ПИВТ. Однако в последнее время она утратила многие свои позиции.

Другой бывший оппозиционный регион — Горно-Бадахшанская автономная область — представляет собой территорию, где после завершения войны обосновались некоторые нелояльные правительству полевые командиры бывшей ОТО. Усиление положительного восприятия центральной власти достигается благодаря развитию транспортных связей данного изолированного региона с Душанбе, Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая и Афганистаном. А для укрепления своего контроля над этой территорией Э. Рахмон (после переизбрания на пост президента) сменил губернатора ГБАО А. Ниезмамадова, который руководил областью 12 лет.

Что касается обладателей крупных финансовых ресурсов, которых может интересовать ход внутриполитического процесса, то в таджикских СМИ и в Интернете есть материалы о богатых и влиятельных бизнесменах, в том числе о крупных чиновниках. Однако при отсутствии гарантий частной собственности финансовый ресурс в РТ пока не способен противостоять административно-политическому. Поэтому влияние таджикских олигархов всецело зависит от их лояльности действующей власти, а сами они не могут претендовать на самостоятельный политический статус лишь на основе своих богатств.

Таджикистан обладает весьма развитой (по меркам региона) партийной системой. Наряду с правящей Народно-демократической партией, в стране действуют Коммунистическая, Демократическая, Социалистическая и ряд других политических партий, в различной степени позиционирующих себя в качестве оппозиции властям. Однако даже правящая НДП не обладает устойчивой партийной структурой и общенациональным значением. Такие возможности имеются лишь у ПИВТ — наиболее дееспособной силы оппозиции.

В нынешнем парламенте страны НДП принадлежит 75% мест, коммунистам и ПИВТ соответственно — четыре и два мандата. Беспартийными провозгласили себя 14% депутатов, однако большая их часть абсолютно лояльна исполнительной власти.

Перед парламентскими выборами 2005 года высшему руководству удалось усилить контроль над СМИ республики. Под различными предлогами органы исполнительной власти закрыли ряд газет, которые накануне парламентских выборов предоставляли оппозиции возможность высказаться.

Поскольку из-за своей ограниченности в ресурсах правящий режим Таджикистана до сих пор частично зависит от международной помощи, он не может (подобно некоторым соседним государствам) ослабить деятельность многочисленных НПО, которые являются вторым или третьим по величине работодателем в стране22, поэтому они — важный инструмент развития инициативы граждан «снизу» для решения многих социальных проблем.

Что касается непосредственных противников действующей власти, то в период, предшествовавший парламентским и президентским выборам, возможности оппозиционных партий были ограничены. Например, лидера Демпартии М. Искандарова осудили по обвинению в экономических преступлениях, совершенных им в бытность главой газового сектора республики. Он входил в ряд наиболее известных политиков, заявив-

22 См.: Олкотт М.Б. Второй шанс Центральной Азии. М., 2005. С. 218.

ших о своем желании бороться за пост главы государства в рамках избирательной кампании.

В электоральный период, вероятно не без внешнего воздействия, Демпартия раскололась на три группы, из которых Министерство юстиции РТ зарегистрировало фракцию меньшинства во главе с М. Сабировым. Аналогичные коллизии произошли и в рядах другой партии светской оппозиции — Социалистической.

Усиление позиций правящего режима привело к фактической отмене пункта Соглашений 1997 года о предоставлении ОТО не менее 30% мест в высших органах управления. Большинство ее деятелей были успешно кооптированы в ряды правящей элиты за счет предоставления им должностей, обеспечивавших хорошие доходы от управления бизнес-активами, но не предоставлявших политических возможностей. Последние назначенные по этой квоте два министра лишились своих постов в конце 2006 года, в ходе формирования нового правительства после переизбрания президента23.

Несмотря на кончину своего основателя и многолетнего лидера С.А. Нури, ПИВТ остается наиболее дееспособной партией оппозиции в стране и в постсоветской Центральной Азии в целом, одной из важнейших стабилизирующих сил в общественно-политической жизни государства, избегает прямой конфронтации с властями, даже несмотря на очевидное ущемление ее прав.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенно ощутимым притеснениям ПИВТ подверглась перед последними парламентскими выборами, накануне которых были осуждены на длительные сроки заключения несколько ее видных руководителей (на уровне зампредседателя партии и глав региональных ячеек). Руководство Горводоканала Душанбе даже угрожало завести на председателя ПИВТ уголовное дело по обвинению в клевете, хотя он и не заявлял о своем желании баллотироваться на пост главы РТ.

Мухиддин Кабири, избранный через месяц после кончины С.А. Нури председателем партии, известен как лидер ее «модернистского» крыла. Тогда же руководство ПИВТ объявило о решении не выдвигать собственного кандидата на предстоявших через два месяца выборах президента.

Обучавшийся в Москве специалист-востоковед, владеющий несколькими иностранными языками, относительно молодой и светский М. Кабири считается относительно «удобной» для властей фигурой. Правительство он критикует не радикально, настроен (как и С.А. Нури) на поиск компромиссов в политике. Ему, очевидно, будет недоставать духовного авторитета своего предшественника. Предполагалось, что оппозицию Каби-ри, ориентированную на Иран, возглавит сын покойного лидера — Мухаммаджон Нури24.

Тем не менее, несмотря на пессимистические прогнозы ряда политологов, раскола ПИВТ и отделения от нее более ортодоксального движения все же не произошло. Однако теперь — после смерти своего духовного лидера и избрания неоднозначно воспринимаемого в самой партии молодого председателя важнейшей оппозиционной силы Таджикистана — ПИВТ предстоит этап осмысления и поиска своего места в новых внутриполитических реалиях. Сегодня задача партии состоит в усилении собственного политического потенциала до парламентских выборов 2010 года.

Несмотря на то что ПИВТ избегает конфликтов с властью, недовольство правительством среди политически активных верующих РТ по ряду вопросов все же усиливается, впрочем, как и тенденция к медленному, но неуклонному упрочению в обществе позиций ислама.

23 Cм.: Бaбaxaнoв У. Выбор президента // Азия-плюс, 7 декабря 200б [www.asiaplus.tj].

24 Cм.: Coлoвьeв B. Таджикская оппозиция потеряла лидера // Коммерсантъ, 10 августа 200б, № 14б; Глyмcкoв Д. Cмеpть оппозиции // Эксперт, 21 августа 200б, N° 30 (524).

Пытаясь еще больше ограничить влияние оппозиции, правящий режим продолжает усиливать борьбу с религиозным фундаментализмом. В частности, с 2005 года усилен контроль над исполнением запрета на ношение школьницами хиджабов и фотографирование в них для документов. Согласно постановлениям правительства, количество мечетей должно быть ограничено из расчета не более одной на 15 тыс. верующих, что для таджиков, отличающихся высокой религиозностью, кажется слишком маленькой квотой.

Естественно, недовольство многих верующих вызывает ликвидация незарегистрированных молелен. Однако, судя по сообщениям СМИ, проверку мечетей (по крайней мере, в столице) власти проводят достаточно осторожно. Так, из 70 не зарегистрированных в госорганах молелен закрыто лишь 13, остальные зарегистрированы как официальные, либо получили время на завершение регистрации25.

Борьбой с нелегальными мечетями правительство надеется ограничить распространение экстремистских идей. В последние годы по подозрению в причастности к «Хизб ут-Тахрир» и ИДУ задержано несколько тысяч человек, в основном в северных районах республики. Официальные источники утверждают, что большинство их — представители узбекской диаспоры Таджикистана.

Изложенное выше свидетельствует, что экстремистские организации исламского толка не пользуются широкой поддержкой основной массы верующих таджиков, которые в целом сохраняют лояльность ПИВТ и Соглашениям о мире 1997 года. Руководство самой партии категорически отрицает возможность сотрудничества с «Хизб ут-Тахрир». Следовательно, угроза для Таджикистана со стороны радикальных исламистов на данном этапе существенно ниже, чем для Узбекистана.

Внешнеполитический курс

Во внешнеполитической сфере, на наш взгляд, приоритетом для Душанбе остается военно-политическое сотрудничество с Россией. Некоторое сближение, наметившееся после 2001 года, особенно в 2005-м, с США и Францией представляется определенной дипломатической игрой, обусловленной ситуацией в Афганистане и в других соседних странах. Укрепление же экономических связей с Китаем, Ираном и Казахстаном более перспективно для РТ.

Постоянная дислокация российской 201-й мотострелковой дивизии делает страну военным и политическим плацдармом Москвы на границе с нестабильным Афганистаном, на территории которого к тому же находятся войска НАТО.

Несмотря на замену на афганской границе российских пограничников таджикскими, в Душанбе продолжают присутствовать военные советники РФ, призванные оказывать содействие в становлении местных пограничных подразделений. России принадлежит находящийся на Памире оптико-электронный узел космического наблюдения «Ну-рек». Взамен на право распоряжения им Москва три года назад списала таджикскому государству долг (250 млн долл.).

В данный момент Таджикистан — единственная страна СНГ, поддерживающая с Россией институт двойного гражданства26. К тому же, как мы уже отмечали, РФ — источ-

25 См.: Писареджева Н. Борьба с неофициальными таджикскими мечетями: другая сторона медали // Институт по освещению войны и мира, 17 апреля 2007 [www.iwpr.net].

26 См.: Шохзода С. Таджикистан и Россия нуждаются друг в друге // Фергана.Ру, 6 апреля 2007 [www. ferghana.ru].

ник основного внешнего притока финансовых средств в РТ в виде денежных переводов от трудовых мигрантов.

Несмотря на расширение связей республики с Китаем, Ираном и Казахстаном, Россия в обозримой перспективе будет оставаться для Таджикистана главным экономическим партнером. На долю российских товаров приходится 29% импорта в РТ. Среди экспортеров таджикской продукции РФ занимает третье место (7,2%), причем следует учитывать, что первые два места занимают Нидерланды и Турция27 — основные покупатели продукции ТадАЗ, которая составляет свыше 50% экспорта республики. В Россию направляется 40,4% сельхозпродукции и 39,4% хлопка РТ.

Новым фактором, оказывающим влияние на двусторонние отношения, стало российское участие в строительстве Вахшского каскада ГЭС. РАО «ЕЭС» уже инвестировало большую часть средств, заложенных в проект Сангтудинской ГЭС-1, а начало работы ее первого агрегата намечено на вторую половину 2007 года28. Реализация же проекта Ро-гунской ГЭС (инвестор — компания «Русал») сталкивается с большими трудностями из-за разногласий между руководством компании и правительством РТ о стоимости возведения плотины.

При возможном срыве контракта с «Русал» новым инвестором упомянутого проекта, скорее всего, станет другая российская компания (например, та же РАО «ЕЭС»), так как по соглашению об условиях строительства Рогунской ГЭС, заключенному еще в 1993 году, 50% ее акций в любом случае должно принадлежать российской стороне29.

В 2006 году было подписано соглашение, согласно которому «Газпром» начинает разведку в Таджикистане месторождений природного газа30. На таджикском рынке сотовой связи работают крупнейшие российские операторы («МТС», «Вымпелком» и «Мегафон»). Другие компании внимательно присматриваются к предприятиям горнодобывающей, металлургической и строительной отраслей промышленности.

Однако в последние два года в отношениях Душанбе и Москвы возникли некоторые сложности, ранее не замечавшиеся. Э. Рахмон неоднократно выражал недовольство сближением России с режимом И. Каримова в ущерб традиционному и проверенному в регионе партнеру в лице самого таджикского президента. Более активной стала динамика встреч и переговоров руководства республики с высокопоставленными представителями США, Китая и Ирана. Как определенный демарш в отношении Кремля следует рассматривать отказ Э. Рахмона от отчества и русифицированного написания фамилии. В качестве ответной реакции на подобные тенденции можно оценивать информацию, что в переговорах с Душанбе РФ начала использовать фактор проживания на ее территории части таджикских оппозиционеров, в изоляции которых заинтересован режим Э. Рахмона31.

Одной из причин возникновения негативных моментов в двусторонних отношениях можно считать недовольство Э. Рахмона деятельностью концерна «Русал», поддержанного Кремлем в качестве инвестора для управления ТадАЗ и строительства Рогунской ГЭС. Другой фактор, безусловно, нейтральное отношение Москвы к продолжению Ташкентом недружественной политики в отношении соседей.

Тем не менее, по всей видимости, президент Э. Рахмон четко понимает, что поддержка со стороны Москвы остается основной гарантией устойчивости его власти. Поэтому значительную часть внешнеполитических шагов Душанбе по сближению с Западом, Пе-

27 См.: Внешнеторговый оборот Таджикистана вырос на 28,2 процента // Фергана.Ру, 18 апреля 2007 [www.ferghana.ru].

28 См.: Шохзода С. Указ. соч.

29 См.: Дубнов А. У Москвы появились вопросы к Душанбе // Время новостей, 28 июня 2006, № 111.

30 См.: Шохзода С. Указ. соч.

31 См.: Дубнов А. Указ. соч.

кином или Тегераном следует рассматривать как попытку привлечь внимание Кремля к необходимости интенсифицировать решение интересующих таджикское правительство вопросов без подключения к этому конкурентов РФ.

Если до 2001 года западные стратеги рассматривали Таджикистан в качестве сферы исключительно российского влияния, то с размещением в Афганистане войск антитерро-ристической коалиции РТ стала приобретать самостоятельное геополитическое значение. На территории республики продолжает действовать французская военно-воздушная база поддержки миротворческих частей, дислоцированных в Афганистане, однако интерес США к РТ в это время усилился не столь значительно, как к соседним Узбекистану и Кыргызстану.

Новый всплеск интереса к возможностям Душанбе был вызван политическими последствиями саммита ШОС в Астане (июль 2005 г.), в ходе которого Ташкент и Бишкек заявили о желании избавиться от военных объектов Вашингтона на своих территориях. Несмотря на то что база в аэропорту «Манас» продолжила функционировать, доверие Белого дома к руководству КР уменьшилось, а крутой поворот внешнеполитического курса Узбекистана повысил значение Таджикистана, правительство которого проводит более сбалансированную, по сравнению с соседями, политику.

За два последних года Душанбе посетили госсекретарь США К. Райс, ее заместитель по региону Р. Баучер (неоднократно), а также министры обороны: Соединенных Штатов — Д. Рамсфельд и Франции — М. Альо-Мари. Среди задач их встреч, безусловно, — получение гарантий дальнейшей дислокации французской военной базы, укрепления сотрудничества с США и НАТО, особенно в контексте ухудшения военно-стратегической ситуации в Афганистане.

Согласно видению Белого дома, Душанбе мог бы сыграть значительную роль в реализации идеи «Большой Центральной Азии». При нынешних плохих отношениях США с режимом И. Каримова Таджикистан представляет собой основной коридор для вовлечения стран региона в поддержку реконструкции Афганистана.

В рамках этого же проекта представители Соединенных Штатов популяризируют идею энергетической интеграции РТ с союзными Вашингтону Афганистаном и Пакистаном, а также с Индией, с которой у США в последнее время также наметилось сближение позиций. В отношении РТ прежде всего речь идет об экспорте электричества с ГЭС республики в южном направлении.

В октябре 2006 года таджикское правительство провело в Душанбе — совместно с американской корпорацией AES — Центральноазиатский энергетический форум (в котором, однако, не участвовали представители Казахстана и Узбекистана). На нем было заявлено о большой заинтересованности всех сторон в поставках таджикской и кыргызской электроэнергии в Афганистан и Пакистан.

Правда, Таджикистан регулярно подчеркивает, что предварительно согласовывает все свои внешнеполитические инициативы с Россией и со структурами ОДКБ.

Активность государств Запада в отношениях с РТ могла бы быть более значительной, если бы в республике имелись реальные экономические интересы для их крупных компаний. На сегодня в этой стране можно отметить из западных инвесторов лишь относительно небольшое золотодобывающее СП «Зарафшан-голд» с участием Англии, а также проекты AES, которые, однако, пока еще не владеют энергопроизводящими мощностями республики.

В последнее время особую динамику обрели отношения Душанбе с Пекином, что связано с потребностью Таджикистана в таком мощном инвесторе, как Китай (он не увязывает свои проекты с политическими аспектами). Несколько лет назад Душанбе успешно завершил переговоры по оспаривавшимся Пекином пограничным участкам. В июне

2006 года на таджикско-китайской границе начались демаркационные работы, которые планируется завершить до конца 2008-го32.

Одним из важнейших итогов нормализации их пограничной проблемы стало завершение строительства прямого транспортного коридора Ташкурган — Хорог через перевал Кульма (4 363 м), который предоставил Таджикистану прямой выход как в СУАР, так и (через Каракорумское шоссе) к Пакистану и далее — к Индийскому океану. В 2006 году товарооборот через таможенный пост «Кульма» превысил 4,250 млн долл.33, при этом перевезено почти 10 тыс. т товаров — довольно неплохой показатель с учетом того, что еще пять лет назад торговли на этой сверхвысокогорной дороге вообще не было34.

Некоторые эксперты подчеркивают, что с налаживанием устойчивого автомобильного сообщения с КНР возможно «подключение» незадействованных ранее бадахшанс-ких месторождений флюорита, олова, вольфрама, бора и др. в качестве сырьевой базы для развития промышленности в Синьцзяне35.

Полученный от КНР в рамках ШОС льготный кредит (600 млн долл.) используется в основном для строительства ЛЭП-500 «Юг — Север» и ЛЭП-220 (в Хатлонской области), а также для прокладки тоннеля под перевалом Шар-Шар на дороге Душанбе — Куляб36. При участии китайского капитала модернизируется Вахшский азотно-туковый завод37. Кроме того, КНР должна иметь определенный интерес к возможностям экспорта электроэнергии РТ для нужд промышленного развития южных районов Синьцзяна.

Еще один способ Э. Рахмона продемонстрировать свою внешнеполитическую самостоятельность — сближение со странами, где большинство населения (Иран) или его значительную часть (Афганистан) составляют персоязычные этносы. В январе 2006 года Э. Рахмон посетил Тегеран для встречи глав трех государств, однако на этот саммит не прибыл (под давлением США) президент Афганистана Х. Карзай. Лидеры указанной триады все-таки встретились в июле того же года, но уже в Душанбе38. Несмотря на то что на саммите не было подписано серьезных соглашений, проведение первого мероприятия такого рода в столице республике способствовало укреплению имиджа Таджикистана как государства, проводящего наиболее сбалансированную и многовекторную политику в регионе.

Руководство Ирана давно уже отказалось от попыток вмешательства во внутриполитические «расклады» в РТ и стремится как можно активнее развивать сотрудничество с подчеркнуто светским правительством Э. Рахмона в реализации экономических проектов, прежде всего в гидроэнергетике и развитии транспортной инфраструктуры.

В феврале 2006 года началось финансируемое ИРИ строительство Сангтудинской ГЭС-239. При этом Тегеран инвестирует в проект около 180 млн долл., Душанбе — оставшиеся 40 млн; начало выработки электроэнергии запланировано на 2009 год, после чего Иран получит концессионные права на отмеченный объект сроком на 10 лет40.

32 См.: Дубовицкий В. Таджикистан — Китай: От настороженного отношения к стратегическому партнерству // Фергана.Ру, 25 января 2007 [www.ferghana.ru].

33 См.: Открылось движение по автотрассе Мургаб — Кульма — Каракорум // «Азия-плюс, 17 мая 2007 [www.asiaplus.tj].

34 См.: Дубовицкий В. Указ. соч.

35 См.: Там же.

36 См.: Там же.

37 См.: Ключевые отрасли экономики Республики Таджикистан (обзор) // Интернет-издание «Евразийский дом», 10 июля 2006 [www.eurasianhome.org].

38 См.: Первушин М. Персоязычный союз // Интернет-издание «Страна.Ру», 26июля 2006 [www. strana.ru].

39 См.: Салимов Ф. Таджикистан в региональной политике // Международные процессы, май — август 2006, Т. 4, № 2 (11).

40 См.: Многообещающее начало для иранских инвестиций // Институт по освещению войны и мира,

17 января 2007 [www.iwpr.org].

Иранская компания — подрядчик прокладки важнейших для РТ Анзобского и Шах-ристанского тоннелей, которые уже в 2007 году смогут обеспечить круглогодичное автомобильное сообщение между Душанбе и Северным Таджикистаном.

Во время состоявшегося в начале мая 2007 года визита президента Э. Рахмона в Тегеран достигнуты договоренности о конкретных формах сотрудничества в металлургической отрасли. Иран будет поставлять на завод в Турсунзаде глинозем, а компания РТ обеспечит снабжение ИРИ обожженными анодами. Ранее ближайший из имеющихся маршрутов к открытому морю (через иранские порты) ТадАЗ использовал крайне слабо (до 5% вывоза продукции и 1% поставок глинозема). Реальное расширение сообщения через Иран позволит ТадАЗ существенно сократить время поставок сырья и готовой продукции, подавляющая часть которых сегодня идет через порты Балтийского и Черного морей. Кроме того, завод готов инвестировать собственные и заемные средства в реконструкцию инфраструктуры иранских портов в целях использования их для операций со своей продукцией41.

Что касается отношений с нынешним афганским правительством X. Карзая, то они являются вполне дружественными. Двусторонние связи особенно активно развиваются в транспортной сфере и в поставках таджикской электроэнергии в Афганистан (в настоящее время ежегодно 10 млн киловатт-часов)42. Кроме того, обсуждаются планы транзита электроэнергии через афганскую территорию в Иран, Пакистан и далее — в Индию. Реальные поставки по этим маршрутам могут начаться лишь после ввода в эксплуатацию первых из строящихся ГЭС Вахшского каскада, то есть в 2008—2009 годах. Наиболее сложные отношения сохраняются у таджикского руководства с Узбекистаном, который пользуется своим географическим положением и относительной экономической мощью, чтобы сохранить зависимость соседнего государства от своей политической позиции.

Достаточно противоречивой является информация о размещении на аэродроме в Айни индийской военно-воздушной базы. В феврале 2007 года Министерство обороны РТ опровергло появившиеся в СМИ сообщения о начале функционирования подобного объекта. И все же нельзя исключать того, что индийская военная база в Таджикистане будет открыта.

Вероятно, переговоры между Нью-Дели и Душанбе по этому вопросу еще продолжатся, но сотрудничество с Индией, по всей видимости, не может на данный момент принести Таджикистану ощутимых политических и экономических дивидендов (помимо арендной платы за аэродром). Поэтому их отношения можно рассматривать скорее как еще одну попытку Э. Рахмона использовать многовекторность своей внешней политики в качестве средства, позволяющего добиться более существенной поддержки со стороны России.

Несмотря на вступление Узбекистана в ЕврАзЭС и ОДКБ, взаимоотношения Душанбе и Ташкента в последние два года не улучшились, скорее даже ухудшились. В частности, в 2006 году в обеих странах состоялись суды над гражданами, обвинявшимися в шпионаже в пользу соседнего государства. Усилилась кампания «независимых» экологических НПО Узбекистана, направленная на критику планов по расширению производства на ТадАЗ. По утверждению РТ, в конце 2006 года и начале 2007-го Узбекистан частично перекрывал подачу в Таджикистан электроэнергии и природного газа, из-за чего многие предприятия, включая Алюминиевый завод, были вынуждены сократить

41 См.: Махмудов A. TALCO стучится в клуб серьезных алюминиевых игроков // Авеста, 16 мая 2007 [www.avesta.tj].

42 См.: Салимов Ф. Указ. соч.

производство43. Кроме того, Ташкент не удовлетворил просьбу Душанбе снизить отпускную цену на узбекский природный газ, а в начале 2007 года даже повысил ее почти в два раза — до 100 долл. за 1 тыс. куб м. В рамках ответной реакции на недружественную политику соседней республики Э. Рахмон усилил критику ее руководства за невыполнение обязательств, взятых Узбекистаном в связи со вступлением в ЕврАзЭС. Прежде всего речь идет о снижении платы за транзит таджикских товаров через территорию Узбекистана и об отмене визового режима, введенного Ташкентом несколько лет назад. До сих пор не предприняты меры по улучшению транспортного сообщения между двумя государствами и разминированию отдельных участков на границе между ними.

В выступлениях Э. Рахмона уже звучали заявления о недопустимости предоставления Узбекистану особого положения в ЕврАзЭС44, которое позволяет сохранять визовый режим для таджикских и кыргызских граждан (с некоторыми послаблениями для последних).

Что касается взаимоотношений РТ с другим крупным государством постсоветской Центральной Азии — Казахстаном, то в последние годы они развиваются гораздо успешнее, отличаясь, например, почти полным отсутствием проблемных вопросов в политической сфере. Очевидно, что это связано в первую очередь с отсутствием общей границы. Проблемный характер отношений Таджикистана с Узбекистаном объективно повышает для Душанбе привлекательность политической и экономической поддержки со стороны Астаны.

Свою роль играет и определенная ориентация руководства РТ на казахстанскую модель государственного развития, которая признается им в качестве наиболее успешной в постсоветской Центральной Азии. Душанбе проявляет большой интерес к актуальным проектам региональной интеграции, «локомотивом» которой также признается Казахстан.

Развитие торгово-инвестиционных связей между Душанбе и Астаной имеет позитивную динамику, однако возможности в этой сфере гораздо выше. Доля казахстанских производителей в импорте товаров в Таджикистан составляет 14,2%. По этому показателю Казахстан находится на втором (после России) месте, непосредственно перед Узбекистаном, через территорию которого проходит подавляющая часть транспортных коридоров в РТ.

В настоящее время в Таджикистане действует два крупных проекта казахстанских горнодобывающих компаний: СП «Чарын Алтын» и АО «Казинвестминерал». Первое специализируется на добыче серебра в Горном Бадахшане, второе (с лета 2006 г.) является владельцем Адрасманского ГОК по добыче свинцовой руды в Северном Таджикистане и ее переработке в свинцово-серебряный концентрат45. В рамках программ Инвестиционного фонда Казахстана планируется прокладка высоковольтной ЛЭП Худжанд — Шым-кент мощностью 500 кВ для импорта дешевой таджикской электроэнергии в энергодефицитную Южно-Казахстанскую область, а также строительство трех малых ГЭС на р. За-рафшан46. Растущий внутренний рынок Таджикистана (несмотря на свою относительную узость и другие проблемы) весьма перспективен для банков РК. Так, ныне продолжается процесс выкупа казахстанским АТФ-банком контрольного пакета акций таджикского «Сохибкорбанка». С 2005 года в Душанбе действуют представительства «Банка Туран

43 См.: Шохзода С. Указ. соч.

44 См.: Асроров А. Чем недоволен Таджикистан? // Казахстан Тудэй, 19 июля 2006 [http:// www.gazeta.kz/art.asp?aid=78077].

45 См.: Дубовицкий В. Казахстан в Центральной Азии: Признание регионального лидерства // Ферга-на.Ру, 10 апреля 2007 [www.ferghana.ru].

46 См.: Инвестфонд Казахстана намерен построить ЛЭП Худжанд — Чимкент. Казахстанские предприниматели готовы вложить средства в энергетику Таджикистана // Авеста, 9 октября 2006 [www.avesta.tj].

Алем» и «Казкоммерцбанка», которые осуществляют в основном наблюдательные функции. В июне 2007 года последняя из упомянутых финансовых структур заявила о намерении открыть в РТ свой дочерний банк47. Соответствующую заявку уже принял Национальный банк Таджикистана, и она, как сообщается, будет рассмотрена в ближайшие месяцы48.

3 а к л ю ч е н и е

Анализ ключевых направлений развития РТ позволяет сделать ряд достаточно оптимистичных выводов.

Динамика социально-экономического прогресса страны может считаться положительной, даже с учетом совокупности всех негативных факторов. Трудовая миграция снимает значительную часть острейшей проблемы занятости и обеспечивает республике серьезные (по местным масштабам) финансовые поступления. Привлечение иностранных инвестиций в строительство Вахшского каскада ГЭС, в развитие транспортной инфраструктуры, а также успешное функционирование ТадАЗ позволяют более эффективно, чем, например, в соседнем Кыргызстане, использовать промышленный потенциал государства.

В стране реально сформировалась устойчивая централизованная система политической власти во главе с Э. Рахмоном. Однако и он не может игнорировать интересы таких сил, как, к примеру, политически довольно активная мусульманская община, которая поддерживает ПИВТ. Для укрепления своих позиций правительство должно учитывать хрупкие региональные и внутриэлитные балансы государства.

Во внешнеполитической сфере правящий режим стремится максимально использовать инструменты многовекторной дипломатии для привлечения внимания России к важности Душанбе в качестве ее ключевого союзника в регионе. При этом, безусловно, преследуются и сугубо прагматичные цели по приложению интересов геополитических «игроков» в РТ к реализации практических проектов в экономической сфере, прежде всего к развитию гидроэнергетики и транспортной инфраструктуры.

В целом современный Таджикистан — довольно интересное явление, которое представляет собой пример прагматичного внутриполитического и сбалансированного внешнеполитического курсов, а также требует повышения внимания к себе.

47 Cм.: «Казкоммерцбанк» намерен создать «дочку» в Таджикистане // Интерфакс-Казахстан, 1 июня

2007 [www.interfax.kz].

48 Cм.: Эpгaшeвa З. «Казкоммерцбанк» хочет создать в Таджикистане свою «дочку» // Азия-плюс, 4 июня

2007 [www.asiaplus.tj].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.