Научная статья на тему 'Россия и проблемы безопасности в Центральной Азии'

Россия и проблемы безопасности в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1545
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / СНГ / RUSSIA / SECURITY / CENTRAL ASIA / CIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дадабаева Зарина Абдурахмановна

Соблюдение российских интересов в системе безопасности Центральной Азии зависит в первую очередь не от внешних угроз, а от внутреннего политического и социально-экономического положения в государствах Центральной Азии. Продолжающееся политическое противоборство внутри региональных элит служит существенным осложняющим фактором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and the Problems of Security in Central Asia

Pursuing Russian interests in the system of Central Asian security depends firstly not on external threats, but inner political and socio-economic situation in the Central Asian states. A significant complicating factor is continuing struggle among regional elites.

Текст научной работы на тему «Россия и проблемы безопасности в Центральной Азии»

З.А. Дадабаева

РОССИЯ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Дадабаева Зарина Абдурахмановна - доктор

политических наук, ведущий научный сотрудник

Института экономики РАН.

В Центральной Азии проживают более 130 различных народов и этнических групп. Данный регион граничит с Афганистаном (2087 км), Ираном (992 км), Китаем (2805км), Россией (6846 км). Общая площадь его - 4 млн. км2, население составляет более 55 млн. человек. Это единственный регион мира, где смыкаются все четыре мировых религии - христианство, ислам, конфуцианство, буддизм.

До начала антитеррористической операции НАТО в Афганистане, гарантом внешней безопасности в Центральной Азии являлась Россия. Российские интересы складывались из трех основных компонентов: борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом; противодействие наркотрафику; содействие в обеспечении внутренней стабильности государств региона. Россия исходила из того, что центральноазиатские страны не контролируются другими державами и не создают для нее потенциальную угрозу.

Появление военных формирований НАТО на границах России не могло не вызвать обеспокоенность с ее стороны. Фактически был нанесен удар по стратегическим позициям России в регионе, разрушено ее многолетнее единоличное военное присутствие. Вместе с тем регионам военное присутствие США в Центральной Азии стало альтернативным вариантом обеспечения для этих государств собственной и региональной безопасности.

Но дальнейшее обострение проблем исламского экстремизма, сокращение финансовой помощи со стороны европейских государств и США, усиление талибской угрозы для Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана привело к крушению иллюзий относительно Запада. Надежды представителей средне-

азиатской политической элиты на «скорую финансово-экономическую отдачу» от западного присутствия сменились разочарованием.

Многовекторная и многоуровневая интеграция, к которой тяготеет сейчас Россия, предполагает, на наш взгляд, выход на качественно новый уровень развития отношений со странами Центральной Азии. Они выстраиваются в соответствии с имеющейся политико-экономической обстановкой и существующими угрозами национальной безопасности, включая экономическое сотрудничество, военное взаимодействие, борьбу с международным терроризмом, сотрудничество в проведении политических реформ. При этом роль России в обеспечении безопасности в регионе существенно возрастает.

Проводя реформу государства, страны Центрально-Азиатского региона выстраивают де-юре - демократическую и де-факто - авторитарную государственную власть с более жесткой вертикалью. Нарушение демократических прав и свобод в регионе вызывает серьезную озабоченность западных стран. Недовольство проводимыми реформами проявляется в экономическом воздействии на существующие режимы, особенно в Узбекистане, в меньшей степени в Казахстане, Киргизстане и Таджикистане. В связи с этим заметно потеплели отношения Узбекистана и России. После андижанских событий 2005 г. (когда жестко силовыми методами были подавлены народные волнения) Узбекистан пересмотрел свои внешнеполитическое ориентиры и в январе 2006 г. вступил в экономическую интеграционную группировку ЕврАзЭС и возобновил свое участие в военно-политической организации ОДКБ.

Россия спокойно относится к авторитарным режимам в регионе (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан) и не стремится влиять на них в направлении демократизации. Она предлагает странам Центрально-Азиатского региона свой вариант, так называемой «управляемой демократии» и экономии-ческих реформ.

Совместные планы России и Центральной Азии по углублению сотрудничества в области безопасности определили контуры многостороннего сотрудничества и роль стран в региональных организациях, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

На развитие ситуации в Центральной Азии существенное влияние оказало изменение конфигурации российского военного присутствия на ее территории. В контексте геополитического расклада интересов США и их западноевропейские партнеры сумели добиться двух значимых результатов в Центральной Азии.

Во-первых, это внедрение капитала своих стран в наиболее выгодные отрасли экономики региона, главным образом в те сегменты рынка, которые позволяли без сколько-нибудь существенных затрат получить в относительно короткие сроки наибольшую финансовую выгоду.

Во-вторых, путем весьма продуманной и целенаправленной работы были созданы целые страты в элитных группах центральноазиатских государств, которые ориентировались и продолжают действовать в соответствии с определенными поведенческими установками, предполагающими искаженное негативное восприятие образа России. Тесные отношения с Россией изображаются как вредные и ненужные для Центральной Азии.

Экономические приоритеты России побуждают ее активизировать усилия по установлению контроля над топливно-энергетическими ресурсами слабых постсоветских республик. Для России и стран Центрально-Азиатского региона очень важно сохранить стабильно хорошие отношения, так как все еще актуальными остаются проблемы безопасности, обмена оперативной информацией в борьбе против транснациональной преступности, экстремизма, терроризма, наркотрафика и проведения спецопераций на территории евразийского пространства.

Республики региона по-разному проходили процесс формирования и развития новых рыночных структур и институтов в 90-е годы. Несмотря на общую историю и культуру, между ними существует множество различий. Нынешние государства являются продуктами советской системы. После десятилетий советского правления и тщательного манипулирования историей, языком, территорией, эти страны внезапно оказались независимыми. Кроме того, во всех экс-республиках бывшего Союза сохранились достаточно многочисленные этнические меньшинства, что пока еще остается мощным рычагом воздействия на политические процессы внутри стран региона.

Различие политических и экономических шагов, которые сделали отдельные государства Центральной Азии с момента своей независимости, привело к резким экономическим контрастам между ними. Казахстан и Узбекистан осуществляют заметно более амбициозные, чем другие страны региона, экономические и политические реформы. Природные ресурсы Казахстана и Туркменистана резко контрастируют с бедностью Кыргызстана и Таджикистана, хотя они тоже обладают уникальными природными богатствами в том числе запасами воды. Ситуацию усугубляют тревожные признаки укрепляющегося авторитаризма и политические репрессии, которые видны повсюду. Социальное недовольство подогревается всеохватывающей нищетой народа. А наркотрафик из Афганистана угрожает разрушить слабую социальную основу региона и подорвать стабильность власти в государствах.

Важную роль в усилении российского влияния в регионе могут и пытаются играть русские диаспоры. Пока имеются условия для их жизнедеятельности, у России сохраняются рычаги воздействия на политические элиты стран региона. Уменьшение русской и русскоязычной миграции за пределы Центральной Азии, в случае улучшения экономической и политической об-

россия и проблемы безопасности

в центральной азии РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ

становки в регионе может привести к осуществлению геополитических целей России.

Проблемы безопасности в регионе связаны и с военно-стратегическим сотрудничеством. Речь идет о различных структурах по противодействию угрозе международного терроризма: ОДКБ, Антитеррористическом центре (АТЦ) СНГ и Региональной антитеррористической структуре (РАТС) в рамках ШОС.

Принятие новых членов в НАТО (весной 2004) значительно расширило границы этой организации и достигло российского ближнего зарубежья. Североатлантический альянс стремится стать главным гарантом безопасности Центральной Азии и Кавказа - это выявилось еще на саммите НАТО в Стамбуле, где речь шла о необходимости обратить особое внимание на сотрудничество с этими двумя регионами..1...

В настоящее время конфигурация военного присутствия на территории Центральной Азии базируется на двух составляющих и исходит из функционирования сил НАТО и российских военных баз в Душанбе (Таджикистан) и Канте (Киргизстан). Вместе с тем нельзя не отметить преувеличенную современную политическую роль афганского фактора, влияющего на обеспечение безопасности и стабильности в регионе. После начала антитеррористической операции и разгрома основных частей талибов стало понятно, что угроза безопасности государств Центральной Азии «исходила и исходит не столько извне, сколько изнутри»..2... Под прикрытием угрозы со стороны нестабильного афганского государства руководители стран региона принимали силовые решения по внутриполитическим вопросам. Таким образом, уменьшение угрозы со стороны Афганистана переориентировало акцент с внешних аспектов безопасности на внутренние, которые включают общерегиональные проблемы рисков и угроз в области безопасности. Внутренние аспекты отражаются на стратегии и тактике обеспечения национальной и религиозной безопасности и влияют на процессы в соседних с регионом странах, в частности, России и Китае.

В широком плане безопасность обеспечивается мерами во всех основных сферах жизнедеятельности: политической, военной, экономической, культурной, социальной, экологической.

1.. Istanbul Summit Communiqu. Istanbul. June 28.2004. http://www.nato.int/docu/pr/ 2004/p04-096e.htm (accessed October 14. 2004).

2.. Усманов Д. Изменение конфигурации российского военного присутствия в Таджикистане. Влияние изменений на обеспечение безопасности в Центрально-Азиатском регионе // Безопасность Центральной Азии: Новые вызовы, угрозы и риски. - М., 2006. - С. 136.

1. Политическое взаимодействие России со странами Центрально-Азиатского региона строится на основе двусторонних, многосторонних договоров и соглашений в рамках СНГ, ЕврАзЭС, а также региональной организации ШОС. Оно должно выстраиваться с опережением со стороны России, так как речь идет о сохранении влияния в регионе.

2. Военное сотрудничество напрямую связано с интересами безопасности на евразийском пространстве и включает в себя региональные структуры противодействия угрозе международного терроризма АТЦ СНГ, ОДКБ, РАТС ШОС.

3. Экономические интересы России связаны с решением аналогичных проблем в регионе. Они имеют свою приоритетность в политике обеспечения региональной безопасности. Страны региона заинтересованы не только в преодолении кризисных ситуаций в экономике, но и в дальнейшей ее модернизации, в том числе за счет инвестиций из России, Китая, США и западных стран. Они необходимы для строительства новых промышленных предприятий, создания совместных предприятий путем заключения долгосрочных договоров на взаимовыгодных условиях. Развитие регионального сотрудничества с участием России, в частности, инвестирование в гидроэнергетические проекты, будет способствовать энергетической безопасности не только в странах региона, но и соседних с ним государствах, в первую очередь Афганистане.

4. Культурный аспект связан с задачей защиты русского языка как средства межнационального общения и опоры в этом на имеющиеся, хотя и довольно малочисленные, русские диаспоры, на русскоязычное население вообще. Пока Россия теряет союзников в лице населения региона, уже выросло поколение, которое однозначно ориентировано на Запад, лучше владеет английским и другими европейскими языками, совсем не знает русского и не стремится к его изучению. Толерантное отношение к религиозному многообразию в регионе могло бы способствовать мирному сосуществованию христианства и ислама, это очень важно для России как стране не только с христианским, но и с мусульманским населением.

5. Социальные проблемы являются индикатором экономической безопасности, так как внешняя миграция, низкий уровень жизни и грамотности населения, массовая нелегальная миграция, коррупция в государственных органах могут привести к дестабилизации в регионе. В связи с этим, в первую очередь в интересах России, развивать интеграционные связи, взаимодействовать в решении правовых вопросов нелегальной миграции из стран Центрально-Азиатского региона, стремиться к выполнению уже подписанных договоров и принятых решений, совместной борьбе с бедностью.

6. В области экологии большая и опасная проблема региона - водные ресурсы, борьба за которые может привести к дестабилизации, а это рикошетом

отразится на экономической составляющей межгосударственных отношений. России необходимо обратить на это серьезное внимание и выработать свою собственную стратегию, в том числе в отношении решения проблемы Аральского моря и его защиты. Возможно, нужно предпринять совместные усилия по предотвращению угрозы прорыва Сарезского озера. Необходимо также заняться решением проблем питьевой воды.

Военно-политическое сотрудничество России и Таджикистана, России и Киргизстана отличаются высокой степенью развития. На территории этих республик расположены военные базы России. В состав базы в Таджикистане входят: авиагруппа военно-воздушных сил и уникальный высокогорный оптико-волоконный комплекс обнаружения высокоорбитальных космических объектов «Окно», расположенный в 70 км от Душанбе (за пользование этим объектом Россия списала 242 млн. долл. таджикского долга).

Присутствие российского воинского контингента на территории Таджикистана способно обеспечить безопасность южного региона Содружества от террористических и экстремистских вылазок и поддержать стабильность в регионе в целом. Соглашение о статусе военной базы узаконило пребывание российского контингента в Таджикистане. Тем самым Россия укрепила свои позиции в регионе, а Душанбе получил реальные инвестиции в экономику страны и поддержку своего режима Москвой.

В то же время Россию не может не беспокоить размещение на территории Таджикистана военно-воздушного контингента НАТО. Стремительными темпами внедряется американская программа иностранного военного финансирования. Так, в 2003 г. помощь Белого дома составила приблизительно 100 млн. долл., значительная часть которой использовалась для расширения военного и военно-технического сотрудничества. В 2005 г. финансовая помощь Вашингтона Узбекистану составила 266 млн. долл., Киргизстану -146 млн., Таджикистан и Туркменистан получили четверть этой суммы. Еще в 1999 г. Центральная Азия была включена в сферу ведения командования Центральной группировки вооруженных сил США (СЕКТСОМ), ответственного за военные операции на Ближнем Востоке. Стратегические интересы США в регионе включают проблемы борьбы с международным терроризмом, наркотрафиком, вопросы энергетической безопасности и внутриполитической реформы.

Идет военно-техническое переоснащение вооруженных сил Таджикистана и Киргизстана современной американской и натовской техникой и вооружением, что сужает участие России на традиционных рынках сбыта вооружений в регионе. Вместе с тем Россия предприняла ряд успешных шагов по возвращению на эти рынки. Так, на последней встрече лидеров стран СНГ, ЕврАзЭс, ОДКБ в Душанбе в октябре 2007 г. были достигнуты принципиаль-

ные договоренности по данному вопросу. Существуют межгосударственные соглашения о подготовке военных кадров для стран региона.

Блок НАТО заинтересован в оказании помощи странам региона в модернизации вооруженных сил. Военное сотрудничество осуществляется в рамках программы «Партнерство ради мира». В Душанбе открылся учебный центр, в задачу которого входит переподготовка сотрудников пограничных служб стран Центральной Азии. Руководство НАТО убеждено, что для решения задач безопасности в этом регионе, как и во всем мире, необходимы современные, оперативно развертываемые и хорошо оснащенные вооруженные силы.

Наряду с Россией военное присутствие США в регионе заботит и Пекин. Здесь прекрасно понимают, что контртеррористическая операция США - это часть долгосрочной стратегии по достижению глобального доминирования. Тем не менее китайское руководство увидело возможность заново строить отношения с США путем возрождения «общего врага» в лице террористической опасности. Господствующим в Китае стало убеждение что «однополяр-ная гегемония» США продержится еще достаточно долго, поэтому Китаю нужно к ней приспосабливаться.

В 2000 г. по инициативе Китая и России был создан Центр по борьбе с терроризмом в рамках ШОС. Безусловным плюсом ШОС в отличие от некоторых других международных организаций является отсутствие в ней каких-либо силовых начал, ориентированных на конфронтационное взаимодействие. Организация не направлена против других государств или многосторонних объединений. Анализ Хартии ШОС и документов Ташкентского саммита (2004) показывает, что никакой собственной военной составляющей в организации не предусматривалось. Изначально не предполагалось создания каких-либо интернациональных военных формирований, объединенного командования и учреждения наднациональных полицейских структур ШОС. Взаимодействие стран в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и трансграничной организованной преступностью, осуществляется региональным антитеррористическим центром в Ташкенте в рамках ШОС.

Данная структура является органом, занимающимся координацией и информационно-аналитическим обеспечением компетентных национальных ведомств государств-членов. Наряду с решением общих антитеррористических задач у Китая имеется стремление превратить ШОС в инструмент реализации своей экономической стратегии в Центральной Азии. Это объясняется тем, что кроме ШОС у Пекина нет других структур в регионе (в отличие от России, Казахстана, Узбекистана, Киргизстана и Таджикистана), входящих в различные региональные и субрегиональные экономические проекты типа ЕврАзЭС, Союза России и Беларуси, СНГ.

Помимо общих интернациональных задач, объединяющих интересы шести государств, каждая из стран-участниц имеет свои собственные националь-

ные мотивы и приоритеты. При этом задачи двух лидирующих стран в организации - России и Китая - не всегда совпадают. В связи с этим нельзя допустить, чтобы эта естественная конкуренция привела к противоречию с общей стратегией организации и помешала ее развитию. Активная инвестиционная и торговая политика КНР в отсталых центральноазиатских странах ШОС приносит пользу в создании инфраструктур, повышении уровня жизни, развитии кооперации, «создавая некую альтернативу Центрально-Азиатскому американскому экономическому проекту». Активизация Китая в регионе в рамках ШОС автоматически усиливает и обостряет российско-китайскую конкуренцию в борьбе за транспортные и энергетические рынки и «коридоры» сбыта. Как известно, консервация российско-китайского нефтяного проекта Ангарск - Дацин простимулировала подписание китайско-казахстанского соглашения о строительстве нефтепровода из Казахстана в западные районы КНР мощностью 50 млн. т нефти в год.

Активизация деятельности региональных организаций ШОС, ЕврАзЭС, ЦАС с активным участием России в качестве их полноправного члена в последние годы свидетельствует о существенном интеграционном потенциале и потеплении отношений России со странами региона и усилении экономического взаимодействия. Вместе с тем в дальнейшем необходимо учитывать сопротивление определенной части местной элиты этих стран российской политике, а также все возрастающее противодействие США, у которых имеются свои долгосрочные цели и задачи в этом регионе.

Как уже отмечалось, решение проблем безопасности в Центральной Азии тесно связано с деятельностью организации ШОС. Доверие между партнерами продолжает укрепляться, ШОС стремительно расширяет свою работу, причем на конструктивных и добровольных началах, обещая участникам широкие перспективы сотрудничества в мирных областях и обладая огромным потенциалом для того чтобы защитить их от любой внешней угрозы. Это особенно актуально в связи с тем, что в качестве наблюдателей в ШОС принимают участие ведущие страны региона. С одной стороны, это свидетельствует об обширности будущей деятельности организации и естественном сдерживании таких стран как США. С другой - позволяет России и Китаю, которые сами играют значительные роли на мировой арене, быть более уверенными в своем статусе. Российский президент неоднократно подчеркивал, что вопросы безопасности должны оставаться одним из основных направлений ШОС: «Мы и дальше будем уделять особое внимание обеспечению безопасности наших граждан».

Интересы Китая и России обеспечить экономическую безопасность не противоречат экономическому развитию стран региона. Китай уверенно развивается высокими темпами, и Центральная Азия представляет весомый рынок для его растущей экономики, а также потенциальный источник весьма

важных сырьевых материалов. Китай активно устанавливает связи со странами Центральной Азии в различных областях: построены новые железнодорожные пути, связывающие Китай с Центральной Азией, создаются новые совместные предприятия, разрабатываются планы строительства газо- и нефтепроводов из стран Центральной Азии в Китай и дальше в страны Юго-Восточной Азии.

В свою очередь, в силу многих объективных и субъективных причин Россия, в начале 90-х годов упустившая многие возможности укрепления своего влияния в регионе, сейчас предпринимает значительные шаги к исправлению ситуации. В последнее время успешно складываются ее отношения со всеми центральноазиатскими странами в экономической и политической областях. Это способствует укреплению ШОС и отношений между странами в двусторонних и многосторонних форматах.

Таким образом, ШОС является реальным геополитическим инструментом для России и Китая в отстаивании своих стратегических интересов в мире. По всей видимости, интеграция между ШОС, ОДКБ, СНГ по антитеррористическим и военным программам будет нарастать, о чем свидетельствует саммит стран СНГ, ШОС и ЕврАзЭС, состоявшийся в октябре 2007 г. в Душанбе. Там был подписан меморандум о сотрудничестве ОДКБ с Шанхайской организацией сотрудничества. Как указано в тексте меморандума, он отражает «стремление к налаживанию и развитию отношений равноправного и конструктивного сотрудничества» между двумя организациями. В соответствии с документом секретариаты ОДКБ и ШОС будут обмениваться информацией, проводить консультации, разрабатывать совместные программы и мероприятия в целях развития сотрудничества в области обеспечения региональной и международной безопасности и стабильности, противодействия вызовам и угрозам современности.3.,. Помимо полноправных членов ШОС в ее работе в качестве наблюдателей участвуют Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Это явное расширение сферы российских интересов в области безопасности на азиатском пространстве.

На саммите Организации договора о коллективной безопасности в Душанбе было решено, что страны ОДКБ смогут покупать российское вооружение и спецтехнику для своих вооруженных сил и спецслужб по внутрирос-сийским ценам. Помимо России в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.

До недавнего времени российское пограничное присутствие в Таджикистане рассматривалось в качестве гаранта собственно российской и региональной безопасности. Уход российских пограничников с таджикско-

3.. В Душанбе ШОС и ОДКБ подписали Меморандум о взаимопонимании. 05.10.2007. .http://www.ferghana.ru/news.php?id=7282..

афганской границы автоматически перенес границу ближе к рубежам России. Возникла необходимость укрепления собственных российских границ. Эта акция усилила также риски трансформации региональных политических элит, которые могут превратиться (и практически уже превратились) в мощные наркосиндикаты, обеспечивающие политическое прикрытие чрезвычайно выгодного бизнеса - торговли героином. В таком случае Таджикистан может стать дестабилизирующим компонентом региона, особенно с учетом резко возросших площадей наркопосевов в северных провинциях Афганистана и передачи таджикско-афганской границы под охрану национальных вооруженных сил Таджикистана.

Реальную пользу не только населению стран Центральной Азии, но и соседним государствам, в первую очередь Афганистану, принесет развитие регионального сотрудничества, в частности инвестирование в гидроэнергетические проекты. Тех средств, которые выделяет мировое сообщество на уничтожение производства наркотиков в этой стране, явно недостаточно. Должна быть сформирована промышленная инфраструктура, чтобы Афганистан перешел к нормальному экономическому развитию.

Укреплению российских позиций в центральноазиатской системе безопасности способствует военное присутствие России в Киргизстане с использованием открывшейся в октябре 2003 г. военной базы в Канте. Ведутся переговоры о создании мобильных военных формирований в рамках ОДКБ для оперативного реагирования на возможные угрозы, что очень важно в стратегическом плане. В то же время в республике размещены группы американских военных (так называемая военная база Ганси) на территории международного аэропорта «Манас», близ Бишкека. Находящаяся там военная группировка используется для тылового обеспечения и поддержки сил антитеррористической коалиции в Афганистане. Но при необходимости авиабаза в техническом плане готова обеспечивать истребительную и штурмовую авиацию.

Российские интересы в Центральной Азии базируются на понимании того, что для России этот регион традиционно стратегический, выгодный и надежный партнер. Как неоднократно заявляли российские политики и аналитики, Россия не может позволить себе дестабилизации ситуации в этом регионе. Вместе с тем успешное продвижение российских интересов в странах Центральной Азии предполагает наличие определенной национальной стратегии, которая пока еще находится на стадии формирования.

Российское политическое и военное присутствие дает возможность странам региона избежать обсуждения с Западом таких вопросов, как демократическая выборная система, права человека и борьба с коррупцией. Региональные лидеры заинтересованы в России как в реальном противовесе Западу. Государства Центрально-Азиатского региона, осознав свое стратегическое

положение в современных условиях, прекрасно понимают, что период дестабилизации не может существовать вечно и максимально используют соперничество между Россией, с одной стороны, США, Западом и Китаем - с другой, посредством заключения однозначно выгодных для себя договоров и соглашений. В то же время следует отметить, что национальные интересы России в регионе перекликаются и с национальными интересами этих государств в РФ. В результате возникают противоречия национальных интересов центральноазиатских республик внутри региона.

Так, в борьбе с исламским экстремизмом национальные интересы Киргизстана исходят из стремления не быть втянутым в борьбу, что может ослабить экономику республики и повлиять на социальные реформы. Стратегическая цель Республики Киргизстан - обеспечить безопасность страны, опираясь на дружбу и сотрудничество с РФ и КНР и выгодно взаимодействовать с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

Национальные интересы Узбекистана направлены на усиление возможности стать лидером в Центрально-Азиатском регионе, что противоречит национальным интересам Казахстана и Таджикистана. Последний объединяет различные политические силы в том числе и исламскую оппозицию, опирается на российскую военную базу, дислоцированную в республике, что явно не по душе Узбекистану.

Национальные интересы Казахстана ориентированы на экспорт казахской нефти и газа на Запад через российский трубопровод.

Соблюдение российских интересов в системе безопасности Центрально-Азиатского региона зависит в первую очередь не от внешних рисков и угроз безопасности, а от внутреннего политического и социально-экономического положения в государствах Центральной Азии. Продолжающееся политическое противоборство внутри региональных элит будет оказывать влияние на формирование системы безопасности в регионе. А осуществление внешнеполитических ориентиров будет зависеть от конфигурации политических и военных сил, а также роли и места России, Запада, США и Китая в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.