не примирятся с возращением страны к средневековому ханскому устройству национальной жизни. На них надежда.
«Свободная мысль», М., 2010 г., № 2, с. 27-40.
Зарина Дадабаева, доктор политических наук (ИЭ РАН) ТАДЖИКИСТАН: ПОТЕНЦИАЛ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
После распада СССР страны Центральной Азии официально придерживаются принципа нерушимости границ. Такое решение было закреплено в августе 1993 г. подписанием Казахстаном, Российской Федерацией, Таджикистаном, Киргизстаном и Узбекистаном Декларации, в которой стороны заявили о коллективной ответственности за неприкосновенность границ с третьими государствами и о неприкосновенности новых границ. Однако на практике перед государствами Центрально-Азиатского региона стоит ряд трудно решаемых пограничных проблем и противоречий, которые существенно осложняют политические и торгово-экономические связи между ними. Незавершенная делимитация и демаркация «внутренних» границ между центральноазиатскими государствами, с соблюдением интересов приграничных этносов, существенно затрудняет приграничное сотрудничество.
После объявления независимости Таджикистана остро встал вопрос определения и обустройства новых государственных границ республики. Становление новой государственности потребовало оформления территориальных рамок действия суверенитета и введения пограничного режима, обеспечивающего необходимый уровень безопасности страны. Превращение административных границ в государственные создало многочисленные узлы межгосударственных противоречий. На западе и севере республика граничит с Узбекистаном (протяженность границ 1161 км) и Киргизстаном (911 км), на востоке - с Китаем (522 км), на юге - с Афганистаном (1387 км). Небольшая территория Афганистана, составляющая по ширине от 15 до 65 км (Ваханский коридор) отделяет Таджикистан от Индии и Пакистана. Все области Таджикистана являются приграничными. Из 59 административных районов 26 являются пограничными, но только в 19 из них действуют пограничные пункты пропуска (IIIIII) и осуществляется транспортное сообщение. Наи-
более развита инфраструктура пограничной зоны вдоль так называемых «старых» границ, оставшихся после СССР, т.е. границ с Афганистаном и Китаем. Условия приграничного сотрудничества на разных участках таджикской границы складываются в зависимости от характера отношений приграничных государств и остроты существующих между ними пограничных проблем.
Таджикско-узбекская граница
Таджикско-узбекские межгосударственные отношения остаются самыми сложными и противоречивыми среди двусторонних отношений стран ЦА. Их высокая конфликтность связана с проблемами неурегулированности отдельных участков совместных границ, использованием водных и энергетических ресурсов, территориальными претензиями и этническими противоречиями. До сих пор, несмотря на участие Узбекистана и Таджикистана в СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС, не решены вопросы о разминировании таджикско-узбекской границы. Жители приграничных районов имеют право находиться на сопредельной территории без визы не более пяти суток. В связи с этим многие таджики стремятся получить российское гражданство, чтобы беспрепятственно попадать на сопредельную территорию. Наличие барьеров при переходе через пограничные пункты вынуждает жителей приграничных районов Таджикистана и Узбекистана использовать незаконные пути пересечения границы, что нередко заканчивается уголовным или административным преследованием, подрывом их на минах и т.д.
С 1999 г. вскоре после терактов в Ташкенте Узбекистан в одностороннем порядке заминировал приграничную полосу со своей стороны. Согласно официальным заявлениям, это было сделано с целью защиты от проникновения в Узбекистан вооруженных боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Определено более 120 опасных участков на таджикско-узбекской границе - более 25 млн. кв. м и 700 км дорог заминированы и, как следствие, опасны для движения транспорта и людей. Таджикскому республиканскому центру по минным вопросам при помощи международных организаций (Швейцарский фонд по разминированию, ОБСЕ и др.) предстоит очистить 20 млн. кв. м опасной территории.
Одной из причин противоречий между государствами региона являются трудности соблюдения экономических интересов в содержании и эксплуатации гидротехнических объектов, когда ос-
новные расходы на поддержание региональных водно-ирригационных систем в рабочем состоянии несут Таджикистан и Киргизстан, а большую часть водных ресурсов потребляют Узбекистан, Казахстан и Туркменистан. Гидроресурсы - богатство Таджикистана. По их запасам страна занимает третье место в мире и второе - на постсоветском пространстве. 60% запасов пресной воды региона находятся в ледниках этой республики. В советское время ввод части воды из каскада Вахшских ГЭС обеспечивал существенный выигрыш не только Таджикистану, но и соседним республикам. Одна лишь Нурекская ГЭС позволила Узбекистану освоить за счет ее водных ресурсов 1 млн. 400 тыс. га земли. В 2009 г. с новой силой вспыхнул водно-энергетический спор между двумя странами после принятого Таджикистаном решения о строительстве Рогунской ГЭС силами самой республики. Это вызвало крайне негативную реакцию со стороны Узбекистана, которая вылилась в неофициальную блокаду РТ (транзит грузов, приостановка поставок газа, энергетическая блокада в зимний период, прессинг со стороны СМИ и т. д.).
В то же время ввод в строй Рогунской ГЭС выгоден не только РТ - новая ГЭС позволит Узбекистану и Туркменистану в совокупности оросить 3 млн. га земель. В настоящее время соседи не спешат делиться с Душанбе своими доходами, получаемыми за счет использования воды рек Таджикистана - Сырдарьи, Пянджа и Вахша, что, в частности, противоречит Международной конвенции ООН 1997 г. По международному водному праву Таджикистану положены и компенсации, и доля от доходов, которые имеют соседи от использования водных ресурсов республики.
Душанбе неоднократно обращал внимание Ташкента и Ашхабада на нарушение принципа справедливости на реке Зерафшан -соседние республики получают 93% воды, а Таджикистану остается лишь 7%. Таджикистан, где формируется 100% стока реки Зеравшан, планирует строительство ГЭС с водохранилищем суточного регулирования и тоннеля под Туркестанским хребтом. Осуществление проекта прокладки тоннеля позволило бы Таджикистану оросить более 65 тыс. га земли Шахристанского и Истаравшан-ского районов и 35 тыс. га Кизилинского массива. Но отбор части стока реки Зерафшан уменьшит обеспечение водой низовий реки Сырдарьи, что не может устроить Узбекистан. Как считают эксперты в Таджикистане, республики Центральной Азии должны перейти на новые экономически взаимоприемлемые принципы и меха-
низмы водопользования. Душанбе предлагает заложить такие механизмы в Межправительственное соглашение об использовании водных и энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья, которое разрабатывается государствами региона.
В настоящее время приходится констатировать, что таджик-ско-узбекские пограничные отношения остаются неурегулированными и осложняют обстановку как в нестабильной Ферганской долине, так и во всем Центрально-Азиатском регионе. Взаимные обвинения и претензии двух стран вовлекают в конфликт не только соседние государства, но и внешних игроков, таких как Россия, США и ЕС.
Таджикско-киргизская граница
Далеки от окончательного решения и пограничные вопросы между Таджикистаном и Киргизстаном. Территориальные споры здесь начались еще во времена СССР в начале 80-х годов. До 70 спорных участков находятся в Ляйлякском районе, Ошской и Бат-кенской областях Киргизстана, Исфаринском районе Согдийской области и Джиргитальском районе Таджикистана. Приоритетными направлениями таджикско-киргизского сотрудничества являются электроэнергетика, рациональное и эффективное использование водных ресурсов, совместная разведка и добыча полезных ископаемых, совершенствование транспортной инфраструктуры и осуществление совместной транспортной политики, создание совместных предприятий в промышленности, развитие кооперированных поставок и расширение товарной номенклатуры экспортных и импортных операций. В приграничных районах обеих республик давно освоены практически все пахотные земли и пастбища. Нехватка земельных угодий и неопределенность границ уже приводили к вооруженному конфликту между киргизами и таджиками в Баткенском районе. Усиливает напряженность в приграничных селах и быстро растущая безработица среди молодежи. Низкий уровень жизни населения, безработица на фоне острой нехватки пахотных земель и водных ресурсов приводят к тому, что межэтническое напряжение в приграничных районах двух республик не ослабевает. По оценкам экспертов, в основе споров лежит произвольное установление границ между среднеазиатскими республиками в советский период, где определяющим фактором была экономическая целесообразность, а этнический и национальный
факторы играли второстепенную роль. Наличие таджикских анклавов на киргизской территории - Варух и Чорку - создают дополнительные трудности на переговорах. Более того, эти анклавы становятся все более изолированными от Таджикистана, а также от окружающей киргизской территории. Изоляция порождает чувство отчужденности, которое становится почвой для исламского радикализма и этнического национализма. В 2001 г. было подписано соглашение между Согдийской областью Таджикистана и Баткен-ской областью Киргизстана о разделе и использовании земли и водных ресурсов. Однако это не решило территориальных проблем, и в долгосрочной перспективе, как отмечают эксперты, обеим сторонам необходимо будет провести демаркацию границы так, чтобы это не препятствовало свободе торговли, но при этом обеспечивало надежную защиту от наркотранзита и деятельности криминальных группировок.
Таджикско-китайская граница
Китайская Народная Республика - единственная из приграничных стран, с которой у Таджикистана к настоящему времени не существует нерешенных пограничных проблем. Китай претендовал на три спорных участка на территории Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) общей площадью свыше 20 тыс. кв. км. После шести лет кропотливой работы экспертов и переговоров объединенной комиссии стран СНГ, проходивших в несколько этапов (комиссия по урегулированию пограничных вопросов с КНР была создана в 1992 г. из представителей Киргизстана, Казахстана, России и Таджикистана), Душанбе уступил Пекину лишь 4,5% (990 кв. км) от спорной территории. Граница между странами проходит по высокогорной, труднодоступной местности. В июне 2006 г. здесь были начаты демаркационные работы, которые завершились в 2008 г. Одним из важнейших итогов разрешения пограничных проблем стало открытие осенью 2004 г. автодороги через перевал «Кульма». Появление прямого транспортного коридора Ташкурган (Китай) - Хорог через перевал Кульма (4363 м) на Сарыкольском хребте открыло Таджикистану прямой выход в Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) (Китай) и, через Пакистан, к Индийскому океану. Высокий уровень этнических связей между приграничными районами РТ и СУАР, где проживает мусульманское население, позволил активно наращивать двусто-
ронние торгово-экономические связи. Китай входит в лидирующую пятерку внешнеторговых партнеров Таджикистана. Страна занимает первое место по количеству совместных предприятий в этой республике. Помимо строительства и электроэнергетики КНР активно инвестирует в таджикскую легкую промышленность, в частности хлопчатобумажное и шелковое производства. Транспортная доступность региона через перевал Кульма позволила подключить китайские компании к совместной разработке месторождений золота и серебра, угля и редких металлов. Одна из китайских компаний - Zijin Mining Group Co Ltd., - получив лицензию и приступив к освоению месторождения золота в Таджикистане, планирует инвестировать в этот проект более 100 млн. долл. Для Таджикистана крайне важной является возможность разработки 20 месторождений полезных ископаемых, расположенных на территориях, оставшихся в составе РТ (после демаркации границы), при участии китайского капитала и специалистов.
Таджикско-афганская граница
Граница проходит по реке Пяндж, с Афганистаном соседствует Горно-Бадахшанская автономная область, Хатлонская область, Восейский район, а также Джиликульский район, где на приграничной территории находится заповедник «Тигровая балка». Таджикистан и Афганистан объединяют единое историческое прошлое, общие культурные ценности, традиции и обычаи, единая религия и общий язык. Еще в апреле 2005 г. между странами было подписано 11 межгосударственных и межправительственных соглашений, важнейшим из которых является «Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Афганистан». Сотрудничество Республики Таджикистан и Исламской Республики Афганистан базируется в первую очередь на обеспечении безопасности в регионе и на развитии гидроэнергетических и транспортно-коммуникационных проектов. С октября 2001 г. Таджикистан обеспечивает бесперебойную транзитную доставку международной гуманитарной помощи населению Афганистана. Упрощаются таможенные и пограничные процедуры между двумя странами. Душанбе предоставил воздушное и наземное пространство республики для осуществления спасательных и гуманитарных операций силами международной антитеррористической коалиции. По дан-
ным ООН, через Таджикистан идет свыше 60% всей гуманитарной помощи мирового сообщества Афганистану. Таджикская авиакомпания первой среди стран СНГ наладила регулярные рейсы в Кабул. С целью восстановления экономики и социальной сферы Афганистана, а также развития торговых отношений на границе через реку Пяндж построен ряд мостов. Пограничное сотрудничество включает не только обеспечение безопасности, но и содействие развитию легальной торговли и транзита, которое ведет к улучшению жизненных условий приграничных сообществ. Программа Европейской комиссии по «Содействию управлению границами и предотвращению распространения наркотиков в Центральной Азии» содержит меры по упорядочению этой деятельности. Программа в основном направлена на предоставление помощи государственным ведомствам Таджикистана, ответственным за безопасность границы и борьбу с наркотрафиком. Эта деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве со странами - членами ЕС, США и рядом международных организаций. Важным направлением таджикско-афганского сотрудничества остается транспортная сфера. С учетом протяженности границы можно рассматривать Таджикистан как один из основных транзитных путей в Афганистан. В этой связи стороны придают особое значение строительству мостов через приграничную реку Пяндж, развитию сетей дорог и инфраструктуры. Рассматривается вопрос о строительстве железнодорожной линии «Душанбе-Курган-Тюбе-Кундуз». С завершением строительства данных объектов и реконструкции дорог на севере Афганистана Таджикистан получит выход к портам Индийского океана и Персидского залива. Другим важным направлением сотрудничества двух стран является гидроэнергетика. Еще в марте 2002 г. между Министерством энергетики Таджикистана и Министерством водного хозяйства и энергетики Афганистана был подписан «Протокол о восстановлении линий электропередач и строительства новых объектов». В ходе реализации этого проекта энергетическая компания «Барки Точик» завершила работы по восстановлению линий электропередач. В результате Таджикистан получил возможность в летнее время поставлять в соседние районы Афганистана электроэнергию в объеме 1,5 млрд. кВт/ч в год. Министерство энергетики РТ провело переговоры о возобновлении поставок природного газа из Афганистана в размере 2 млрд. куб. м и восстановлении газопровода протяженностью 110-120 км с месторождения природного газа Шеберган (Афганистан) до Колхо-
зобада (Таджикистан). Для реализации данного проекта требуются инвестиции в размере 15-17 млн. долл.
* * *
Соседство с четырьмя государствами создает предпосылки для превращения Таджикистана в важное звено транспортных коммуникаций, соединяющих страны Центральной Азии и СНГ в целом с Восточной и Южной Азией. Необходимость строительства автомобильных дорог и развития автомобильного транспорта в Таджикистане определяется особенностями географического положения республики, ее горным рельефом, отсутствием морских и речных путей, неразвитостью сети железных дорог и авиационных линий. На сегодняшний день более 85,3% общего объема перевозок в Таджикистане осуществляется автомобильным транспортом. Обширная сеть автодорог, построенная в советское время, была частью огромной союзной инфраструктуры, не учитывавшей нужды и потребности отдельных республик. Центр Таджикистана с регионами был связан дорогами, пролегающими по территориям союзных республик. После образования независимых государств возникли проблемы с транзитом транспорта по территории соседних государств, разгорелись таможенные «войны». В зимний период северная часть республики и Памир до недавнего времени оставались полностью изолированными от центра. Выходы Таджикистана к мировым транспортным артериям пролегают по территориям соседних республик, поэтому разрыв хозяйственных связей в рамках бывшего Союза поставил экономику Таджикистана в тяжелейшее положение. Страна оказалась в транспортной изоляции. Осуществление экономических связей в новых условиях осложняется удаленностью республики от мировых транспортных артерий, высокой стоимостью перевозок, отсутствием дорог, которые связывали бы Таджикистан с перспективными торгово-экономическими партнерами и соседями по региону - Китаем, Пакистаном, Индией, Ираном. В частности, чтобы поставлять товары из Пакистана в Таджикистан, их необходимо перевозить морем через Суэцкий канал до черноморских портов Одесса и Новороссийск, затем железнодорожным транспортом через целый ряд стран доставлять в республику, хотя эти два государства отделяет лишь узкий Ваханский коридор. Однако строительство автодороги по этому направлению требует значительных финансовых затрат - только на участке «перевал Барогиль-Гилгит» около 200 млн. долл. (без
учета стоимости автодороги по территории Афганистана и реконструкции автодороги Хорог-Ишкашим-Лангар по территории Таджикистана). Вооруженный конфликт на территории Афганистана - другое важнейшее препятствие на пути организации транспортных перевозок между Таджикистаном и странами Южной Азии. В зимний период автодорожная связь центра с Северным Таджикистаном осуществляется через Узбекистан, что приводит к дополнительным транспортным расходам, связанным с удлинением маршрута на 750 км, или более чем в два раза. Чтобы сделать дорогу Душанбе-Ташкент круглогодичной, необходимо было организовать строительство двух тоннелей под перевалами Уштур и Шахристанским перевалом. Первый уже построен, на очереди -строительство второго тоннеля.
Сотрудничество Таджикистана с сопредельными Узбекистаном, Киргизстаном и Афганистаном развивается неравномерно и непоследовательно. Исключение составляет взаимодействие с Китаем, который не только осуществляет инвестиции в экономику республики и предоставляет Душанбе кредиты, но и оказывает большую гуманитарную помощь. Проблемы пограничных отношений с КНР практически решены, и два государства успешно расширяют торгово-экономические связи. Вместе с тем остается нерешенным целый комплекс вопросов двусторонних отношений, таких, как отмена визового режима и разминирование границ с Узбекистаном, территориальные и водные проблемы с Киргизстаном, непрекращающийся поток наркотиков из Афганистана и террористические вылазки с сопредельных территорий. Постепенное и поэтапное урегулирование имеющихся противоречий и решение всего комплекса проблем двусторонних отношений откроет перед Таджикистаном и другими государствами региона перспективу для конструктивного взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества.
«Россия и новые государства Евразии», М., 2010 г., № 1, с. 52-63.
Владимир Месамед,
востоковед (Израиль)
ИРАН - УЗБЕКИСТАН: ТРУДНЫЙ ДИАЛОГ
Ирано-центральноазитские отношения приближаются к своему 20-летию. Тегеран обратил пристальное внимание на респуб-