Научная статья на тему 'Tаджикско-афганское сотрудничество в области транспортной коммуникации в годы независимости'

Tаджикско-афганское сотрудничество в области транспортной коммуникации в годы независимости Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
406
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСПОРТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОГЛАШЕНИЕ / COOPERATION / INDEPENDENCE / FOREIGN POLITY / TRANSPORT COMMUNICATION / AGREEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гафурова Гульсара Гафуровна

Статья посвящена сотрудничеству Республики Таджикистан и Исламской Республики Афганистан в области транспортной коммуникации. Отмечается, что с учётом протяжённости границы (1344 км ) Таджикистан можно рассматривать как один из основных транзитных путей в Афганистан. Именно этот аспект сотрудничества стал главной причиной строительства мостов через пограничную реку Пяндже, развития сетей дорог и инфраструктуры. На сегодняшний день уже построены 5 мостов, идёт строительство ещё одного моста,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tajik-Afghan Cooperation in the Field of Transport Communication in the Years of Independence

The article dwells on the cooperation between the Republic of Tajikistan and the Islamic Republic of Afghanistan in the field of transport communication. It is marked that with taking into consideration the stretch (1344 km) of the Tajik frontier the Tajik state can be regarded as one of the major transit ways to Afghanistan, It is this very aspect of cooperation that accounts mainly for the construction of bridges over the frontier Pyandge river, development of roadnetworks and infrastructure. For today five bridges have been built already, one more bridge is in the process of erection.

Текст научной работы на тему «Tаджикско-афганское сотрудничество в области транспортной коммуникации в годы независимости»

ТАЪРИХ ИСТОРИЯ

Г.Гафурова

ТАДЖИКСКО-АФГАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Ключевые слова: сотрудничество, независимость, внешняя политика, транспортная коммуникация, соглашение

После обретения независимости 9 сентября 1991 года Республика Таджикистан представила себя в международных отношениях в качестве самостоятельного субъекта международного права. «Республика Таджикистан, - говорится в заявлении Верховного Совета Республики Таджикистан «О государственной независимости Республики Таджикистан» от 9 сентября 1991 года, - как самостоятельный субъект международного права, устанавливает с зарубежными государствами дипломатические, консульские, торговые и другие связи, обменивается с ними полномочными представителями и заключает международные соглашения» (3,175).

В процессе формирования и развития Таджикистана как суверенного независимого государства значительную роль играет его внешняя политика. Основная цель внешней политики Республики Таджикистан заключается в укреплении международного положения страны на мировой арене, обеспечении национальной безопасности и укреплении интеграционных процессов в регионе и мире.

Внешняя политика нашего государства направлена на развитие и укрепление взаимовыгодного сотрудничества с различными государствами мира. Становление внешней политики нашего государства началось в самые трудные годы, когда в нашей стране разгорелась братоубийственная война, в начале 90-х минувшего века..

Несмотря на сложную политическую обстановку. Республика Таджикистан смогла правильно определить основные направления внешней политики. «Республика Таджикистан,- отметил в своем выступлении на сессии Верховного Совета республики в 1994 году Президент страны Э. Рахмон, - по географическому расположению, геополитическим позициям и экономическим интересам входит в состав пяти политических зон... Третью зону составляют соседние персоязычные государства, которые хотя не объединены в какое-либо совместное политическое или экономическое объединение, но их объединяет не только историческая и религиозная близость, но и реальная перспектива национального развития» (13,277).

В этом вопросе особое место занимает дальнейшее развитие и укрепление добрососедских отношений с Исламской Республикой Афганистан. Это связано не только с тем, что Республика Таджикистан и Исламская Республика Афганистан расположены в одном регионе и Таджикистан имеет самую протяженную границу (1344 км) с Афганистаном, а также с тем, что они имеют единое историческое прошлое, общие культурные ценности, традиции и обычаи, единую религию и общий язык. Эти моменты стали причиной того, что Республика Таджикистан стала самым активным участником процесса политического урегулирования положения в Афганистане с целью установления мира, согласия и политической стабильности на многострадальной афганской земле.

Взаимоотношения с Исламской Республикой Афганистан были налажены сразу же после приобретения Республикой Таджикистан независимости, в сложное для обоих государств время.

С 1992 по 2001 годы неоднократно обсуждались вопросы по налаживанию широкого сотрудничества между двумя странами, но важным моментом в плане координации вопросов двусторонних взаимоотношений с Афганистаном стала встреча Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона с Президентом Исламской Республики Афганистан Хамидом Карзаем, прибывшим в Душанбе для участия в восьмом саммите Глав государств стран-участниц ЭКО в сентябре 2004 года.

27-28 апреля 2005 года состоялся официальный визит Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона в Исламскую Республику Афганистан. В ходе визита подписаны 11 межгосударственных и межправительственных соглашений в

различных областях сотрудничества между двумя странами. Наиболее важным документом явился Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Афганистан. Одновременно были подписаны «Соглашения о транспорте и транзитных перевозках грузов и пассажиров», а также «Соглашение о пограничных контрольно-пропускных пунктах» (10,385). В целом эти документы заложили прочный фундамент для таджикско-афганского сотрудничества.

Значимым направлением таджикского - афганского сотрудничества является транспорт. Для Таджикистана и Афганистана в силу их географического расположения, специфических горных условий рельефа, при отсутствии морских и речных путей, а также недостаточного развития сети железных дорог и авиационных линий, автомобильные дороги и автомобильный транспорт имеют большое значение.

С учётом этих факторов можно рассматривать Таджикистан как один из основных транзитных путей в Афганистане. Поэтому Президент страны Э. Рахмон и правительство республики с первых лет независимости основной задачей считали превращение Таджикистана в транзитную страну в рамках концепции проекта «Шёлковый Путь». В ежегодном послании Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона к Маджлиси Оли в 2010 году была определена стратегия вывода Таджикистана из коммуникационной изоляции, и данная стратегия включает в себя два основных направления:

Первое - создание единой транспортной сети в стране и объединение её с международными транспортными автодорогами.

Второе - присоединение Республики Таджикистан к международным конвенциям и соглашениям по транспортным взаимоотношениям (12).

Развитие транспорта будет способствовать поддержке как внутренней, так и внешней торговли, являющейся одной из основных задач развития экономических отношений, предпринимательства и международного транзита.

Во времена существования СССР были построены транспортные коммуникационные линии для Афганистана, которые играли особую роль в его экономической жизни. В 1959 году было подписано соглашение о расширении технико-экономического

сотрудничества, в соответствии с которым СССР предоставил помощь в строительстве автотрассы Кушка-Герат-Кандагар. В1970 году завершилось строительство данной дороги протяжён-ностью 1200 км. На её строительство было израсходовано более 560 млн. рублей. Немалое значение для Афганистана имела автодорога Ош Хорог. После ввода войск в Афганистан (1979 г.) эта дорога использовалась для снабжения ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Протяжённость автодороги Ош Хорог составляет 728 км, а Ош Ишкашим - 735 км, и от Оша до афганского Файзабада (провинция Бадахшан) примерно 1100 км. Участок дорог Ош-Хорог-Файзабад действует круглый год (6,161).

До введения в строй автодороги Куляб-Дарваз в 1998 году и строительства мостов через реку Пяндж эта дорога была единственной трассой через Таджикистан в афганский Бадахшан. В январе-феврале 2002 года, в связи с реализацией МЧС России, Кыргызстана и Таджикистана гуманитарных поставок в Файзабад (провинция Бадахшан) по программе \¥ГР (Международная продовольственная программа ООН), была проведена реконструкция дороги. Трасса Ош-Хорог-Файзабад активно использовалась в ходе реализации этой программы с января 2002 до весны 2005 гг. (5).

Несмотря на языковое и культурное сходство жителей этих двух регионов, социальные и экономические связи между ними в период существования Советского государства почти отсутствовали. Население приграничных районов, особенно как таджикского, так и афганского Бадахшана, было изолировано от своих национальных, политических и экономических центров, что способствовало их административной и политической отсталости.

Учитывая специфичность границы между двумя странами, проходившей вдоль реки, в целях обеспечения возможностей расширения и углубления сотрудничества с Афганистаном, Республика Таджикистан продолжила курс на строительство мостов, способствовавших связи двух стран через реку Пяндж. В реализации этих проектов, т.е. строительства мостов, активное участие принимают Международные неправительственные организации, прежде всего Агентство Агахана по развитию (АКОТЧ).

С 2002 года Агентство Агахана по развитию (АКОТЧ) предоставило 1,7 млн. долларов на восстановление двух и строительство ещё двух мостов через реку Пяндж. Имелись в виду

реконструкции мостов в Лангаре и Ишкашиме. Эти мосты были возведены ещё в 1979 году с целью переброски воинских частей, военной техники в Афганистан, а также для строительства новых мостов в Теме (Хорог) и местечке Рузвай (Дарвазский район) (7).

Реконструкция моста в Ишкашиме началась осенью 2005 года. В ходе реализации проекта было освоено 350 тысяч долларов. В результате реконструкции была увеличена грузоподъемность моста от 10 до 30 тонн. Длина моста составляет 99,3 метров, а ширина-4,5 метра (14).

В 2006 году этот мост был открыт и в церемонии егооткрытия приняли участие Президент страны Э. Рахмон, Духовный лидер исмаилитов, принц Агахан IV и Вице-президент ИРА Мухаммад Карим Халили.

На торжественном митинге, посвящённом этому историческому событию. Президент страны Э. Рахмон отметил, что строительство дорог и мостов является доброй национальной традицией и подчеркнул: «Благодаря созданию региональной и межрегиональной транспортной инфраструктуре возрастёт роль Таджикистана как транзитной страны. Для этого сегодня в республике осуществляется 12 инвестиционных проектов на общую сумму более двух миллиардов сомони, реализация которых имеет огромное значение для развития всего региона».

Глава таджикского государства Э. Рахмон также отметил, что строительство третьего моста между Таджикистаном и Афганистаном было осуществлено в короткие сроки в сотрудничестве с Организацией Агахана по развитию, и на эти цели были израсходованы 1 миллион 200 тысяч сомони. «Главными задачами реализации данного проекта,- заявил Э. Рахмон, - является обеспечение устойчивой связи между братскими народами двух соседних стран...» (18).

В своём выступлении принц Агахан IV дал высокую оценку роли региональной политики Президента страны Э.Рахмона в сближении имеющих общую культуру и язык народов Таджикис-тана и Афганистана. Он высоко оценил коммуникационную роль мостов между двумя странами, и отметил, что Организация Агахана по развитию и в дальнейшем будет вносить свой вклад в устойчивое развитие и стабильность Таджикистана и Афганистана, и региона в целом (17).

— 154-С НОМАИ донишгох _

Надо отметить, что первый мост между Таджикистаном и Афганистаном был возведен ещё в 2002 году в местечке Теме, вблизи центра ГБАО Хорога, и для строительства этого моста было израсходовано 1 млн. 209,4 тыс. сомони, а в 2004 году был сдан в эксплуатацию мост через реку Пяндж в местечке Рузвай (Дарвазский район). Проектная стоимость данного моста составляла 1 млн. 294,7 тыс. сомони. Данные проекты были финансированы Агентством Агахана по развитию (16).

В августе 2011 года был сдан в эксплуатацию шестой по счёту мост в Вандже через реку Пяндж. Стоимость проекта составила более 3 миллионов долларов. Эти средства были выделены в рамках трёхстороннего соглашения между Афганистаном, Таджикистаном и Фондом Агахана (АКБ ). В проекте были задействованы 450 рабочих из Афганистана и Таджикистана. Мост имеет протяжённость 216 метров, ширину 5 метров и грузоподъёмность до 30 тонн. «Мы всегда ценим, - подчеркнул в своём выступлении Э.Рахмон на церемонии открытия межгосударственного моста между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Афганистан в Ванчском районе 16 августа 2011 года, - древнюю историю и культуру предков, добрые традиции и общие ценности, которые имеем с народом Афганистана, постоянно стремимся к сохранению и укреплению братских связей» (18).

31 октября 2011 года Президент Таджикистана и Духовный лидер исмаилитов принц Агахан IV заложили первый камень в основание будущего автомобильного моста через реку Пяндж в Шурабадском районе, который соединит южные районы Таджикистана с северными провинциями Афганистана.

Новый мост, длина которого составляет 182 м, и который будет построен на 269 километре автотрассы Куляб - Калай Хумб, свяжет Шурабадский район Таджикистана с провинцией Хохон в Афганистане. Строительство моста будет финансироваться правительством Германии через Организацию Агахана по развитию (АКОТЧ). Проектная стоимость нового моста составляет 3,1 млн. долларов (14).

«Всё, что вы делаете сегодня, хороший пример того, как люди объединяются для достижения единой цели сквозь границы, и эта цель - улучшение качества жизни каждого индивидуума в этих сообществах, - отметил принц Агахан, поблагодарив местные и

национальные власти Таджикистана и Афганистана. - Эти мосты дают возможность людям объединяться для обмена лучшим опытом в развитии общества. Сквозь границы вы сможете получить наилучший опыт в образовании, здравоохранении, экономическом развитии, финансовой деятельности и сельском хозяйстве. И именно этот потенциал, который сможет объединить все лучшее в обществе во благо всех людей, я думаю, является наиважнейшим уроком для нас сегодня» (16).

26 августа 2007 года был сдан в эксплуатацию новый мост, соединяющий Таджикистан и Афганистан, который имеет стратегическое и геополитическое значение. Следует отметить, что протяженность данного коммуникационного объекта составляет 67,2 метра, а ширина равняется 11 метрам. На его сооружение были затрачены 37,1 миллиона долларов, и эти средства были выделены правительством США. Строительство моста началось в июне 2005 года. Проектирование и ведение строительных работ осуществлялось в течение 19 месяцев специалистами инженерного корпуса армии США и итальянской компании «Ризанни де Эккер». На строительстве объекта были заняты более 450 таджикских и афганских рабочих, а также 40 инженеров из Таиланда, Филиппин, Индии, России, Италии и США. Мост сооружен с учётом возможных негативных последствий сильных землетрясений. Он предназначен для двухстороннего автомобильного движения, а также передвижения пешеходов. Пропускная способность объекта составляет 1000 автомобилей в сутки (15).

Надо отметить, что до завершения строительства этого моста торговля между двумя странами зависела от крайне нерегулярного паромного сообщения по реке Пяндж, соединяющего Нижний Пяндж и афганский порт Шерхан-Бандар. Сравнительно небольшой размер парома ограничивал количество пересекавших границу грузовиков, примерно до 5 машин в день. Кроме того, несколько месяцев в году паром вообще не использовался из-за опасных речных течений.

В церемонии открытия моста приняли участие Президент Таджикистана Э. Рахмон и Президент Афганистана X. Карзай, а также министр торговли США Карлос Гутьеррес. Э.Рахмон назвал завершение строительства моста хорошим результатом взаимовыгодного сотрудничества между Таджикистаном, Афганистаном

ответвления на Кабул и на Зохидан (Иран), и далее к иранским портам, что давало бы Афганистану возможность выхода к морю, минуя Пакистан. Этот проект был самым выгодным для Афганистана, но по неизвестным причинам он не был даже начат (4,194).

После нормализации политической ситуации соседние с Афганистаном государства вернулись к проектам железнодорожного строительства в этой стране. В 2001 году ИРИ в числе первых начала реализацию железнодорожного проекта. В 2008 году была построена железнодорожная линия Каф (ИРИ) - Герат (ИРА). Иранская сторона полностью финансировала её строительство.

Строительство железной дороги в Афганистане вызвало интерес и в Республике Таджикистан. В мае 2007 года Президент РТ Э. Рахмон предложил строительство дороги в Иран. По замыслу Президента, железная дорога должна была проходить по маршруту Колхозабад - Нижний Пяндж (Таджикистан) - Кундуз - Мазари Шариф - Герат (Афганистан) - Мешхед (Иран). Это было связано с неправильной политикой Республики Узбекистан в отношении Республики Таджикистан, выражавшейся в транспортно-коммуникационной блокаде Таджикистана (9).

Без всякой на то причины на долгое время задерживаются таджикские поезда с важными народнохозяйственными грузами. Республика Узбекистан препятствует свободному прохождению товаров в Таджикистан и Афганистан через свою территорию. Необходимость строительства железнодорожных линий на сегодняшний день имеет следующие объективные причины:

Во - первых, строительство железных дорог имеет важное значение для Таджикистана и сопредельных стран, особенно ИРА. Железные дороги резко расширяют возможности развития экономических связей, экспорта и импорта товаров, а также развития всех отраслей экономики.

Во - вторых, долгое время железнодорожная линия Термез (Узбекстан) - Хайратан (Афганистан) была единственной линией, по которой осуществлялась доставка грузов в Афганистан из других стран, особенно стран СНГ. В силу своего монопольного положения Республика Узбекистан постоянно препятствовала перемещению грузов по этой линии.

В-третьих, торговые представители и предприниматели Афганистана были недовольны сложившейся на узбекском участке

железной дороги ситуацией. «Узбекистан, - заявил афганский предприниматель Мухаммад Доуд, - по целому ряду причин не справляется с потоком грузов, идущим в Афганистан. Ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий разгрузит терминал Хайратан, и ситуация изменится к лучшему (17).

20 марта 2013 года по итогам трехсторонней встречи на высшем уровне в Ашхабаде Президент Таджикистана Э. Рахмон и Президент Афганистана X. Карзай подписали Меморандум о взаимопомощи между Таджикистаном и Афганистаном по проекту строительства трансафганской железной дороги.

При участии глав трех государств в Лебапском велеяте Туркменистана 5 июня 2013 года состоялась церемония закладки железной дороги. В присутствии Президентов были уложены первые рельсы участка стальной магистрали Атамурат - Имомназар -Акина - Андхой - Нижний Пяндж.

Новая железнодорожная ветка протяженностью 400 километров соединит афганский участок Акина - Андхой с отрезком Атамурад - Имомназар в Туркменистане и Нижним Пянджем в Таджикистане. Эта магистраль вступит в строй в 2015 году. «Проект строительства железной дороги «Туркменистан-Афганистан-Таджикистан» не только для стран её участниц, - отметил Президент Таджикистана Э. Рахмон, - но в региональном и международном измерении имеет большое значение. Помимо экономических выгод, этот проект будет также способствовать упрочению стабильности и безопасности в регионе и во всем мире» (18).

В целом, реализация данного проекта будет способствовать усилению взаимного экономического сотрудничества трёх стран, повышению роли международных финансовых институтов, развитию интеграции стран ЦА в международное экономическое пространство, укреплению многофакторности во внешнеполитической ориентации и снижению значимости евразийского интеграционного проекта для этих стран.

Таким образом, важным направлением таджикско-афганского сотрудничества является транспорт. С учётом протяженности границы можно рассматривать Республику Таджикистан как один из основных транзитных путей в Афганистан. Этот аспект сотрудничества стало главной причиной строительства мостов через пограничную реку Пяндж, развития сетей дорог и инфраструктуры.

Уже построены 5 мостов, идет строительство ещё одного моста. Самый крупный мост через реку Аму-Дарья, построенный при финансово-технической помощи США, является важным вкладом в возрождение Великого Шёлкового Пути. Этот мост, который сможет пропустить в день более 1000 автомашин между двумя сторонами, уже оказывает позитивное влияние на развитие и региональную интеграцию в Центральной Азии.

Строительство мостов, дорог и других инфраструктур стали главными факторами успешного развития приграничной торговли между двумя государствами. На границе с Афганистаном функционируют 4 пункта приграничной торговли. Эти пункты имеют весьма большое значение в обеспечении населения приграничных районов Таджикистана и Афганистана необходимыми товарами, а также одновременно укрепляют дружбу между народами двух стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып.1. Под ред. Князева A.A. - Бишкек. 2004

2.Дипломатия Таджикистана. Информационный бюллетень, 2002,-№2 3.Заявление о государственной независимости Республики Таджикистан // Дипломатия Таджикистана. Информационный бюллетень, 2002, №2

4. ИвановМ. С. Иран в 60-70-х годах ХХв.-М.,1977

5. Киромов X. Кто в Бадахшане возит грузы. - Народная газета. 2002, 7 февраля

6. Ляховский A.A., Забродин В.М. Тайны афганской войны. М.1991

7. Маннонов Б., Афзалшоев Ш. Принц Ara-хан соединяет берега // Азия Плюс. 2006, 2 октября

8. Мирзабекова P. AKDN: Деятельность для общего блага // Азия Плюс. 2005, 8 декабря

9. Народная газета. 2007, 20 мая

10. Саидов 3. Внешняя политика Республики Таджикистан на современном этапе (1992-2005 гг.) Душанбе, 2006 П.Таджикистан за 2011 Год. Статистический сборник, 2012 12. Рахмон Э. Послание к Маджлиси Оли Республики Таджикистан 24 апреля 2010 года //Электронный ресурс: www. prezident. tj.

13.Э. Рахмон - наш Президент. - Душанбе, 2006

—162 - НОМАИ донишгох

14.Чумхурият. - 2006. - 2 октября 15. Чумхурият. - 2007. - 27 августа 16.Электронный ресурс: // www. Ismaili. ru 17.Электронный рессурс: //www.islamnews.ru 18.Электронный рессурс: //www. President.tj

Таджикско-афганское сотрудничество в области транспортной коммуникации в годы независимости

Г.Гафурова

Ключевые слова: сотрудничество, независимость, внешняя политика, транспортная коммуникация, соглашение

Статья посвящена сотрудничеству Республики Таджикистан и Исламской Республики Афганистан в области транспортной коммуникации. Отмечается, что с учётом протяжённости границы ( 1344 км ) Таджикистан можно рассматривать как один из основных транзитных путей в Афганистан. Именно этот аспект сотрудничества стал главной причиной строительства мостов через пограничную реку Пяндже, развития сетей дорог и инфраструктуры. На сегодняшний день уже построены 5 мостов, идёт строительство ещё одного моста.

Tajik-Afghan Cooperation in the Field of Transport Communication in the Years of Independence

G. Gafurova

Key words: cooperation, independence, foreign polity, transport communication, agreement

The article dwells on the cooperation between the Republic of Tajikistan and the Islamic Republic of Afghanistan in the field of transport communication. It is marked that with taking into consideration the stretch ( 1344 km ) of the Tajik frontier the Tajik state can be regarded as one of the major transit ways to Afghanistan. It is this very aspect of cooperation that accounts meanly for the construction of bridges over the frontier Pyandge river, development of road networks and infrastructure. For today five bridges have been built already, one more bridge is in the process of erection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.