Научная статья на тему 'Таджикистан на пути к глобализации образования'

Таджикистан на пути к глобализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное сотрудничество / глобализация образования / единое образовательное пространство / трехступенчатая модель подготовки кадров / international partnership / globalization of education / unified educational space / three-stage personnel training model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахмонов Абдуджаббор Азизович

В статье раскрывается системная модернизация образования в Республике Таджикистан, целью которой является подготовка высококвалифицированных специа-листов, способных взять на себя ответственность за успешное продвижение страны на траекторию устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахмонов Абдуджаббор Азизович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper explores system education modernization in the Republic of Tajikistan, which is designed to training of highly qualified specialists, able to take on the responsibility for efficient advance of the country to the sustainable development course.

Текст научной работы на тему «Таджикистан на пути к глобализации образования»

ТАДЖИКИСТАН НА ПУТИ К ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Рахмонов

В статье раскрывается системная модернизация образования в Республике Таджикистан, целью которой является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных взять на себя ответственность за успешное продвижение страны на траекторию устойчивого развития.

The paper explores system education modernization in the Republic of Tajikistan, which is designed to training of highly qualified specialists, able to take on the responsibility for efficient advance of the country to the sustainable development course.

Ключевые слова: международное сотрудничество, глобализация образования, единое образовательное пространство, трехступенчатая модель подготовки кадров.

Key words: international partnership, globalization of education, unified educational space, three-stage personnel training model.

С приобретением в 1991 г. Таджикистаном независимости в системе высшего образования республики произошли коренные изменения. Полным ходом осуществляется модернизация системы образования, одной из главных сфер которой стал переход к новой системе обучения - кредитной технологии. Сегодня приоритетным направлением является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных взять на себя ответственность за успешное продвижение страны на траекторию устойчивого развития.

Вхождение Республики Таджикистан в мировое сообщество, подписание международных конвенций и актов, интеграция в системе образования, взаимообмен студентами и научными кадрами, признание адекватности дипломов и многое другое способствовали развитию образования и открыли путь к широкому международному сотрудничеству, которое необходимо всесторонне развивать. В рамках единого образовательного пространства государств Содружества был разработан ряд межправительственных соглашений в области образования. Таджикистан, являясь суверенным государством, одобрил эти документы и на данном этапе они реализуются в системе образования нашей республики. Одной из важнейших задач образовательной системы республики является поддержка новых форм интеграции науки и образования, выработка совместных подходов к созданию образовательных стандартов на основе новейших достижений мировой науки, а также осуществление совместной экспертизы учебных программ и учебников. В настоящее время в республике осуществляются эти и другие преобразования, и наша страна шагает в ногу со временем, обеспечивая достойное развитие независимого государства.

Действительно, образование становится главным фактором возрождения, сохранения и развития духовной культуры, самосознания и самореализации личности. Являясь частью глобальных проблем XXI в., образование считается одним из приоритетных направлений политической, экономической и социальной систем. Глубокий кризис, охвативший различные сферы жизни мирового сообщества, снизил моральный дух человека, создал основу для

25

распространения ненависти, способствовал кровопролитию, терроризму, разрушениям и т. д. Мировое сообщество вопреки этим негативным явлениям прежде всего борется за гуманизацию общества с тем, чтобы этот процесс, возникнув в качестве интеллектуального индикатора, содействовал положительному поведению и мышлению человека в обществе. Гуманизация содержания образования также регулирует настоящий процесс и может обеспечить безопасность человеческой жизни, общества и природы.

Таджикистан как суверенное государство и член международного сообщества мобилизует свой интеллектуальный потенциал на решение этого жизненно важного процесса. В связи с этим была разработана «Национальная стратегия развития образования до 2020 года», которая является жизненно важным документом для расширения модернизации образования в нашей республике. Данный документ определяет перспективу государственной политики в сфере образования и регулирует тенденции развития этой системы, имеющей важное стратегическое значение в условиях новых общественных отношений. Составные части содержания настоящего документа определяют место, цели и задачи образования в новой исторической эпохе. В ней предусматривается решение вопросов исторического самосознания, освоения традиционных и общечеловеческих норм, на этой основе воспитание высокой культуры преемственности сущности и национальных традиций, нравственных и культурных ценностей, демократического управления. Разработка настоящей программы вызвана также необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества образования, решение проблем, стоящих перед системой образования в новых социально-экономических условиях. Её цель заключается: (1) в обеспечении условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования; (2) в обновлении структуры и содержания образования; (3) в развитии фундаментальности и практической направленности образовательных программ; (4) в формировании системы непрерывного образования. Для достижения данной цели в республике решаются следующие стратегические задачи: (а) повышение эффективности системы управления в образовании; (б) совершенствование методического и кадрового обеспечения системы образования; (в) совершенствование экономических механизмов в системе образования; (г) обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения; (д) совершенствование нормативной правовой базы функционирования национальной системы образования на основе дальнейшей демократизации управления образованием;

(е) реструктуризация системы профессионального образования и подготовки кадров в соответствии с рекомендациями Международной стандартной классификации образования; (ж) подготовка высококвалифицированных специалистов, способных решать профессиональные задачи в условиях информатизации общества и внедрения новых научных технологий; (з) создание системы оценки качества образования; (и) совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса; (к) укрепление материально-технической базы системы образования; (л) создание механизмов для привлечения ресурсов секторов экономики в сферу

26

образования; (м) повышение социального статуса педагогических работников, совершенствование финансового, кадрового обеспечения системы образования, подготовка менеджеров образования.

Сегодня в вузах Таджикистана осуществляется поэтапный переход на кредитную систему обучения, а также расширяется сфера применения средств новых информационных технологий в учебном процессе. Эта система уже внедрена практически во всех вузах республики. Переход на кредитную систему обучения позволил расширить перспективы академической мобильности преподавателей, ученых-исследователей нашей страны с высшими учебными заведениями стран содружества и других государств.

Действующая в Республике Таджикистан система Государственных стандартов высшего профессионального образования предусматривает преимущественное развитие многоуровневой системы подготовки кадров по направлениям, специальностям, позволяющим гибко реагировать на потребности рынка труда специалистов и на прогнозы их изменений. Анализ развития системы высшего и послевузовского профессионального образования ведущих стран мира свидетельствует о том, что наиболее распространенной и признанной является трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат, магистратура и докторантура, основанная на кредитной системе обучения. Переход на такую систему обучения является наиболее эффективным, так как он обеспечивает востребованность выпускников в быстро меняющихся условиях рынка труда. Опыт ведущих университетов мира показывает, что развитие высшего профессионального и послевузовского образования диктует необходимость создания модели взаимосвязи вузов с конкурентоспособными отраслями экономики, где единовременно можно осуществить как образовательные программы, так и внедрение инновационных в реальном секторе производства. Такая практика взаимосвязи вузов с реальным сектором экономики имеет широкое распространение в развитых странах мира, такая практика необходима и для Республики Таджикистан. В 2013 г. Республика Таджикистан приняла Положение о защите диссертаций доктор PhD, и с января 2015 г. диссертационные советы начнут свою работу. Приоритетной задачей системы образования нашей республики является также создание необходимых условий для обеспечения качества, доступности, равенства и эффективности образовательной системы.

Проблема подготовки педагогических кадров в годы независимости стала очень актуальной, так как с обретением государственной независимости Республикой Таджикистан стали необходимы высококвалифицированные педагогические кадры. Нехватка педагогов стала ощущаться и в связи с гражданской войной, которая привела к миграционным процессам - огромное количество высококвалифицированных кадров покинуло нашу страну. В современных условиях особенно остро стоит проблема переподготовки и переквалификации кадров. В связи с этим значительно возрастает роль и значение непрерывного образования как процесса обучения взрослых, выявление психологических основ обучения на этапе зрелости.

Непрерывное образование, которое предполагает определенную взаимосвязь всех этапов процесса обучения, играет важную роль в современном образовании. Характер непрерывного образования зависит от ситуации, по-

27

тому что приводит в первую очередь к изменению восприятия действительности, пониманию необходимости ее преобразования (проблема), поиску путей такового преобразования (варианты решения), выбору оптимального пути преобразования (выбор решения, отвечающего возможностям системы), реализации выбранного пути преобразования (тактика преобразования), оценка результата (новая проблема). Благодаря данному подходу человек продолжает свое образование (получает второе образование, проходит курсы повышения квалификации, пишет диссертацию и т. д.). Образование для человека лишь средство адаптации к изменениям в социальной среде и средство для самореализации. Непрерывное образование требует не только осуществления образовательной деятельности во внешнем окружении, но и постоянного внутреннего образования, изменения под воздействием вновь освоенных знаний.

Президент Таджикистана в своём Послании к таджикской молодёжи в 24 апреля 2010 г. сказал: «Основной сутью государственной политики в сфере образования является непрерывная реформа системы обучения всех уровней, и её цель заключается в радикальном улучшении системы обучения, воспитания и подготовки кадров». Из сказанного выше следует, что непрерывное образование - приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и политическими, социальноэкономическими и культурологическими изменениями.

Таджикский государственный педагогический университет имени Сад-риддина Айни, являясь одним из ведущих педагогических вузов страны, участвует в реализации всех образовательных программ, осуществляемых в республике. В университете 13 факультетов по различным педагогическим специальностям и 76 образовательных программ высшего профессионального обучения: бакалавриат-специалист, магистратура; 37 программ аспирантуры. Занятия проводятся по очной и заочной формам обучения. Миссия университета - создание инновационной, научной, кадровой базы развития новой инновационной системы образования в Республике Таджикистан. При университете создан и функционирует Центр повышения квалификации и переподготовки учительских кадров, где регулярно повышают свой профессиональный уровень знаний и усваивают инновационную технологию обучения учителя городских и сельских школ. Также в университете работает Центр по обучению молодых преподавателей инновационным и интерактивным методам. Данный курс повышения квалификации считается обязательным, и по окончании слушателям выдаётся сертификат. Ежегодно преподаватели вуза проводят выездные семинары на местах для учителей сельских школ по современным педагогическим проблемам.

На основании договоров о сотрудничестве в сфере образования с университетами стран СНГ (их более 50) и в целях повышения оценки качества знаний на разных факультетах нашего университета читали лекции и проводили мастер-класс преподаватели следующих вузов: Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, Томского государственного педагогического университета, Башкирского государственного педагогического университета, Московского государственного педагогического университета им. М. Шолохова, Московского лингвистического университета, Казахского нацио-

28

нального педагогического университета им. Абая и др. Все проведённые в университете курсы повышения квалификации, учебно-методические и методические семинары, мастер-классы направлены на профессионализацию наших педагогов, так как они проводятся высококвалифицированными специалистами, отвечают современному уровню развития науки и культуры и способствуют профессиональному росту в процессе обучения.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что основной задачей нашего вуза является преобразование личности студента в учителя-профессионала, способного решать многообразные задачи, связанные с обучением и воспитанием таджикских школьников. Поэтому улучшение профессиональной подготовки учителя требует не только новых, более эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса в педвузе, но и пересмотра структуры и содержания предметной подготовки студентов, чтобы поднять ее на новый технологический уровень преподавания.

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.