2008 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 127
серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов
УДК 378.147:681.3
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАДЖИКСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.С. ОСИМИ
А.А. АБДУРАСУЛОВ, Ю.М. ЧИНЮЧИН, М.М. ПУЛАТОВА
В статье проводится анализ действующих и вновь создаваемых инновационных технологий обучения в условиях Т аджикского технического университета Республики Т аджикистан.
Главная цель государственной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Таджикистана - это обеспечение подготовки специалистов по имеющейся номенклатуре специальностей на уровне мировых квалификационных стандартов, активизация научных исследований и инновационной деятельности. Поставленная цель может быть достигнута за счёт эффективного использования образовательного, научно- методического и инновационного потенциала в целях подготовки высококвалифицированных кадров Таджикским техническим университетом (ТТУ), что будет содействовать развитию мощной экономики в Таджикистане.
Известно, что Правительство Республики Таджикистан (РТ) уделяет первостепенное внимание развитию науки и современных технологий, о чем свидетельствуют принятые Правительством страны документы: Стратегия РТ в области науки и технологий на 2007...2015 гг.; Закон РТ «Об информатизации»; Закон РТ «Об электронной связи». Эти документы являются подтверждением того, что развитие науки, инновационных технологий, информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) являются не только важной социально-экономической, но и государственной и политической задачей. Стратегия развития ТТУ напрямую связана с парадигмой XXI века - обучение в течение всей жизни. Соответственно, в ТТУ им. акад. М.С. Осими на основе Стратегии РТ на 2007. 2015 гг. создана Концепция и определены основные направления стратегического развития ТТУ до 2015 г.
В Таджикистане существует чрезвычайная потребность в высококвалифицированных специалистах и инженерах в различных сферах деятельности, особенно в таких, как: программное обеспечение аппаратных средств и коммуникаций; менеджмент в энергетике, машиностроении, архитектуре, строительстве и других отраслях народного хозяйства; нужны аналитики, разбирающиеся в вопросах государственного регулирования, специалисты, знающие потенциал Интернета. Эти области требуют высокой квалификации, большого объема технических знаний, знаний новых информационных технологий.
Информация и знания - плоть и кровь новой экономики. Образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха человека и развития всего общества. Требования, предъявляемые к образованию, изменились. Помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми знаниями, современный инженер должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей своей жизни. Сегодня эффективная интеграция информационных технологий в образование и соблюдение четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения являются основой подготовки будущего инженера и должны они осуществляться на базе трёх фундаментальных блоков:
> современная инфраструктура обучения;
^ неограниченный доступ в Интернет в любое время и в любом месте;
> естественная интеграция информационных технологий.
Программное обеспечение, полностью интегрированное с Интернетом, дает возможность человеку создать и обмениваться информацией, позволяет реализовать новые подходы к обучению, когда студентам представляется доступ в онлайновом режиме к веб-узлам, где есть академические учебные и научные материалы.
Онлайновые технологии - это средства коммуникации сообщений в сетевом информационном пространстве, обеспечивающие синхронный обмен информацией в реальном времени: разговорные каналы (чаты), аудио- и видеоконференции и др.
Повышение компьютерной грамотности в XXI веке повысит интеллектуальный потенциал Таджикистана. Современный технический работник должен уметь работать с широко распространяющимся аутсорсингом (передача сторонней фирме неосновных деловых процессов компании); технологическими нововведениями; онлайн-технологиями и мультимедийными комплексами, что требует создание «интерактивного центра» при вузе.
«Интерактивный центр» позволит более строго координировать и управлять информационной системой вуза с помощью созданных аппаратно-программных лицензионных средств, а также систематизировать и хранить цифровые образовательные ресурсы учебного заведения. Центр необходим для обеспечения доступа к электронной библиотеке университета и удаленным ресурсам, возможности комплексного использования аудиовизуальных материалов и машиночитаемых носителей информации в научно-образовательном процессе ТТУ. «Интерактивный центр» должен обеспечить более эффективные групповые работы в компьютерных и лабораторных аудиториях и предметных кабинетах (физики, химии, математики и т.д.), например, при проведении опытов на лабораторных занятиях и моделировании, наглядно демонстрировать исследуемые процессы. Аппаратно-программный комплекс позволит модернизировать и управлять всем процессом обучения в университете. Наиболее активно внедрение новых информационных технологий ведется ТТУ на факультете «Информационно-коммуникационные технологии».
В целом, за последние годы значительно укрепилась материально-техническая база университета, созданы современные лаборатории дистанционного обучения. Качественный состав профессорско-преподавательского корпуса постоянно находится во внимании Ученого совета ТТУ (руководства университета). Повысилась степень обеспеченности студентов современной научно-методической и учебной литературой. Создана электронная библиотека, которая постепенно наполняется электронными версиями передовой учебной и научно-методической литературы, постепенно вводится в действие локальная компьютерная сеть, ведется большая научноисследовательская работа по созданию онлайн-технологии для преподавателей и студентов и по использованию мультимедийных средств при проведении всех видов учебных занятий.
В настоящее время в современном информационном мире действующая система дистанционного образования, основанная на Кейсовой технологии и Интернет-технологии, сводящаяся к переписи по электронной почте между вузом и студентом, практически изжила себя. ЗАО Ин-фотех-XXI (г.Москва) создает новую систему онлайнового обучения, банк мультимедийных лекций, электронные учебники, специализированную электронную библиотеку, на которую уже переходит частично ТТУ.
ТТУ выступает Разработчиком многих пилотных проектов и центров новых технологий. Совершенствуется подготовка будущих инженеров на многих факультетах.
На автодорожном факультете ТТУ основная задача состоит в обеспечении учебного процесса современным учебно-лабораторным оборудованием с целью повышения уровня знаний студентов по технологии машиностроения.
На факультете «Строительство и архитектура» по инициативе Центрально-азиатского офиса Международной стратегии по сокращению стихийных бедствий ООН (МСССБ ООН), Проекта по организации «Центра по управлению риском природных катастроф (ПУРПК ПРООН)» и национального НПО «ПМП Интернэшнл», а также Правительства РТ в ТТУ планируется ор-
ганизация «Центра по продвижению сети Знаний о предотвращении стихийных бедствий» на территории Таджикистана с целью обучения студентов и подготовки специалистов для работы в условиях чрезвычайных ситуаций.
Предполагается включить в учебные планы новый предмет в рамках существующего курса по «Безопасности жизнедеятельности» в вузах. Разработаны два учебных пособия по вопросам поисково-спасательных работ и оказания первой помощи с дополнением в виде двух соответствующих видеофильмов и раздаточных материалов, а также учебных модулей.
Развитие опыта преподавателей и студентов факультета направлено на обеспечение готовности к стихийным бедствиям, на освоение навыков проведения поисково-спасательных работ и оказания первой помощи.
В связи с переходом на Кредитную систему обучения в ТТУ планируется разработка электронно-образовательной системы. Сегодня же обучение строится на основе индивидуальной образовательной программы, а центром, соответственно, становится индивид, который вместе с профессионалами - тьютерами и психологами создают индивидуальную образовательную программу - силабусы в рамках Кредитной системы образования (в связи с вступлением России в Болонскую конвенцию - единое европейское образовательное пространство и договором об образовании, заключенным между Россией и Таджикистаном).
В Кредитной системе обучения трудоемкость учебной работы во всех учебных планах измеряется в зачетных единицах, т.е. в кредитах, где 1 кредит равен 24 академическим часам в течение семестра. Отличительными чертами кредитной системы обучения являются: личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана и большая свобода выбора студентами дисциплин учебного плана; введение системы кредитов - зачетных единиц; вовлечение в учебный процесс эдвайзеров - академических консультантов; обязательное использование балльно-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин.
Кредитная система обучения постепенно внедряется на отдельных факультетах ТТУ, в связи с этим в ТТУ создается локальная компьютерная сеть типа «Интранет» (по аналогии с МГТУ ГА).
Особое внимание ТТУ уделяет кадровому, организационному, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса по специальности 130300 (160901- в РФ) - «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Первый выпуск инженеров по данной специальности состоится в ТТУ и июне 2008 г.
Задачи повышения в ТТУ качества обучения по специальности 130300 решаются прежде всего на основе: разработки и внедрения обновленной учебно-методической литературы по циклам общепрофессиональных и специальных дисциплин, которые определенны Государственным образовательным стандартом; внедрения новых информационных технологий и компьютерной техники, современных технических средств обучения; совершенствования лабораторного практикума, содержания учебных и производственных практик, курсового и дипломного проектирования.
В решении перечисленных задач ТТУ опирается на опыт, накопленный высшими образовательными учреждениями РФ, в том числе базовым вузом по специальности 130300 (160901) -МГТУ ГА в рамках Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области эксплуатации авиационной и космической техники, ассоциированным членом которого является Таджикский технический университет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007-2015 гг. - Душанбе: ТТУ, 2006.
2. Гершунский Б.С. Философия образованияг. - М.: Академия, 1998.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003.
4. Латипов Н. Методические рекомендации по созданию центров онлайнового обучения в учебных заведениях. - М.: Академия, 2006.
5. Сборник сценариев учебных занятий по курсам онлайнового обучения / Под ред. Л. А. Дунаевой. - М.: Академия, 2007.
6. Катаев А.Х., Шоев Н.Н., Джононов С.Д. Характерные особенности получения высшего образования в условиях инновационной деятельности вуза. - Душанбе,ТТУ, 2007.
7. Елисов Л.Н., Шмельков А.В. Компетентностный подход в системе менеджмента качества образовательного учреждения гражданской авиации. Егорьевск, ЕАТК, 2007.
DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL AND INNOVATIVE FORMATION AT THE TAJIK TECHNICAL UNIVERSITY OF THE NAME OF ACADEMICIAN M.S. OSIMI
Abdurasulov A.A., Chinyuchin Y.M., Pulatova M.M.
In clause the analysis of operating and again created innovative technologies of training in conditions of the Tajik technical university of Republic Tajikistan in spent.
Сведения об авторах
Абдурасулов Анвар Абдурасулович, 1947 г.р., окончил Таджикский государственный
университет (1969), кандидат физико-математических наук, доцент, ректор Таджикского технического университета, автор 74 научных работ, область научных интересов - теплофизика, физика конденсированного состояния, возобновление источников энергии, педагогика обучения.
Чинючин Юрий Михайлович, 1941 г.р., окончил КуАИ (1965), доктор технических наук, профессор, декан механического факультета МГТУ ГА, заведующий кафедрой технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор свыше 300 научных трудов, область научных интересов - техническая эксплуатация и поддержание летной годности воздушных судов, повышение конструктивно- эксплуатационных свойств авиационной техники.
Пулатова Мавджуда Махмудовна, окончила Таджикский государственный университет (1969), кандидат педагогических наук, начальник отдела стратегии развития ТТУ, автор 52 научных работ, область научных интересов - педагогика и инновационные технологии обучения, информатика.