2009
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Эксплуатация воздушного транспорта
№ 147
УДК 378.4(575.3)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАДЖИКСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.С. ОСИМИ
А.А. АБДУРАСУЛОВ, М.М. ПУЛАТОВА Статья представлена доктором технических наук, профессором Чинючиным Ю.М.
Рассмотрены некоторые аспекты формирования процесса подготовки кадров в высших учебных заведениях республики Таджикистан в переходный период и анализируются их характерные особенности для Таджикского технического университета.
Ключевые слова: подготовка кадров, инновационное образование.
В XXI веке осуществляется переориентация системы высшего образования на новые ценности, определяемые гуманизацией педагогического процесса и межличностными отношениями. Выпускник вуза должен стать конкурентоспособной личностью, что предполагает высокий уровень общего развития, наличие коммуникативных навыков, высокий профессионализм, самостоятельность в принятии решений, нестандартное мышление, наличие современного инновационного образования и адаптацию в изменяющихся условиях. В связи с этим, в процессе обучения в высшей школе приоритетными являются творческая деятельность и индивидуальный подход, предполагающий развитие активности, инициативы и самоуправления. Система профессиональной подготовки специалистов должна соответствовать потребностям общества, учёт которых в профессиональной подготовке связан с инновационным образованием. Социально-экономическое развитие общества требует создания инновационной инфраструктуры, изучение и применение передовых мировых методов организации учебно-воспитательного процесса, освоение современных конкурентоспособных технологий, организацию благоприятных условий для профессионального и научного роста подготовленных специалистов. Президент Республики Эмомали Рахмон на торжественном собрании, посвященному 50-летию Таджикского технического университета, отметил высокую роль университета в подготовке высококвалифицированных кадров и формирование современной технической культуры общества. Он говорил: «В связи с этим в самом университете необходимо повысить качество обучения и воспитания, изучить передовой опыт мировых научных и учебных центров, применить их полезные и эффективные аспекты в нашей стране».
Если взглянуть на процесс развития университетов в мире, можно заметить, что они, являясь важными центрами формирования научных, политических и социальных взглядов общества, сами слабо реагируют на изменения ситуации в обществе. Мы знаем много известных университетов, например, Оксфорд, Кембридж, Сорбонна, МГУ и многие другие, которые функционируя при различных политических и общественно-экономических системах, сохранили свои основные тенденции подготовки кадров. Как правило, чем крупнее и мощнее университет, тем слабее он реагирует на изменения ситуаций. Это вполне соответствует закону инерции в физике, согласно которому при одинаковых воздействиях состояния более инертных (массивных) тел претерпевают меньшие изменения. Такую закономерность, в некоторой степени, можно наблюдать и на примере эволюции высших учебных заведений Таджикистана в переходный период развития страны.
Система образования республики Таджикистан и вузы, в том числе, формировались в образовательном пространстве СССР на основе прежних, отличающихся от ныне существующих в
мире политических, экономических и психологических принципов и структур. За сравнительно небольшое время функционирования при советском строе в вузах республики Таджикистан не успели сформироваться собственные принципы и традиции обучения в подготовке кадров. Поэтому в переходный период, когда возникла необходимость объединения с мировым образовательным пространством, адаптироваться к новым политическим, экономическим условиям было сложно. Например, неудачной оказалась попытка перехода на многоуровневую систему высшего образования (в плане подготовки бакалавров и магистров). Существующая административная структура, ряд работодателей и даже общество не смогли принять бакалавриат как высшее образование.
В настоящее время ситуация улучшилась. Была создана определенная правовая и психологическая база. Все вузы осознают необходимость перехода в единую мировую образовательную систему, где статус бакалавриата вполне определен. Созданы и утверждены соответствующие положения и государственные образовательные стандарты. Однако некоторые особенности перехода технических вузов на многоуровневую систему высшего образования все же сохраняются. В частности, срок обучения в бакалавриате в технических вузах определен - 5 лет. С точки зрения качества подготовки специалистов это правильное решение. Когда в вузах других профилей срок обучения бакалавра - 4 года, это может создать дополнительные морально-психологические и экономические трудности.
С другой стороны, срок обучения не является основным критерием определения качества полученного высшего образования. При переходе к новым, современным формам обучения, например к кредитной форме обучения, основным критерием становится количество полученных кредитов, а не годы обучения. В последние годы в республике Таджикистан ведутся активные поиски современных и эффективных форм и методов подготовки специалистов в вузах, принято решение о постепенном переходе к кредитной форме обучения.
Без сомнения, в нынешних условиях, правильное применение кредитной формы обучения может дать положительные результаты. В частности, проведенные пилотные эксперименты на факультете инженерного бизнеса и менеджмента Таджикского технического университета подтверждают вышесказанное утверждение. Оснащенные современными учебно-методическими пособиями и находясь большее время под присмотром тьюторов, студенты кредитной формы обучения лучше усваивают учебную программу. Задолжников по результатам зимней экзаменационной сессии в группах с кредитной формой обучения не было. Это способствует формированию общественного мнения, что дипломы должны выдаваться по содержанию образования, а не по срокам пребывания в вузе. Вместе с тем эффективность кредитной формы обучения обеспечивается только при очень хорошей обеспеченности учебного процесса необходимыми средствами обучения, что дорого обходится техническим вузам. Для обеспечения нормального учебного процесса в технических вузах использование только одних учебнометодических материалов недостаточно. Необходимо иметь лаборатории, оснащенные современным оборудованием.
В последнее время много говорят о малой эффективности, существующих заочных форм подготовки специалистов и о необходимости их закрытия. Однако термин «обучение в течение всей жизни» является парадигмой XXI века. Каждый человек имеет право получить образование, когда сможет, в том числе без отрыва от производства. Уровень развития современной информационной техники и технологий позволяет получать образование находясь дома. Большой интерес в этом плане представляет использование дистанционных форм обучения в вузах. Можно сказать, что в данной области Таджикский технический университет имеет хороший опыт. С 1999 года при университете создан Республиканский центр по развитию системы дистанционного и открытого образования.
Работая на основе взаимных договоров с Московским университетом экономики, статистики и информатики и Московским технологическим университетом (Московский институт стали и сплавов (МИСиС)), Центр уже подготовил десятки специалистов для ведущих отраслей на-
родного хозяйства республики Таджикистан. Работа в этом направлении для университета считается приоритетной. В перспективе планируется создание совместных опорных пунктов и филиалов ведущих зарубежных технических вузов в республике Таджикистан.
В условиях свободных рыночных отношений, существование различных форм управления и финансирования объектов образования создает атмосферу острой и бескомпромиссной конкуренции. В таких условиях успешно смогут функционировать только те вузы, которые имеют гибкие и оперативные структуры и формы управления.
В постсоветском пространстве наблюдается тенденция объединения и укрупнения государственных вузов под названием «Национальный» или «Государственный» университеты. В структуре университетов создаются институты, научные центры и другие структуры. Возможно, как было сказано выше, укрупнение может повысить инертность вуза к реформам, но позволит более эффективно использовать общий потенциал и усилить конкурентоспособность вуза в условиях рыночных отношений.
Таджикский технический университет им. академика М. С. Осими является основным техническим вузом республики, который содержит в себе все вышеперечисленные проблемы. Кроме того, специфические для технического университета трудности: отсутствие наукоемких производств с использованием современных технологий, нехватка квалифицированных технических кадров и преподавателей, устаревшая материально-техническая база учебных и научных лабораторий, что осложняет процесс внедрения современных, инновационных технологий в учебный и научно-исследовательский процесс университета.
Несмотря на все трудности переходного периода, Таджикский технический университет смог не только сохранить работоспособный кадровый потенциал и существующие номенклатуры специальностей, но и начал подготовку специалистов по новым направлениям, по которым раньше специалисты готовились только за пределами республики. Используя существующие связи, опыт и поддержку таких известных центров подготовки кадров, как Московский энергетический институт, Московский горный университет, Московский автодорожный институт, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Московский институт стали и сплавов, Московский государственный университет печати и других ведущих вузов Российской Федерации, Украины, Республики Беларусь и Казахстана, организовали подготовку кадров по направлениям телекоммуникации, металлургии, полиграфии, воздушного и наземного транспорта и др.
Вместе с тем, темпы реформ в университете отстают от требований развития экономики республики, где постоянно расширяется строительство гидроэнергетических сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных и воздушных коммуникаций, мостов, объектов образования, здравоохранения и т.д. В связи с этим растет потребность в высококвалифицированных специалистах и инженерных кадрах, особенно в области современной техники и технологии. Чтобы успешно реализовать эту важную для развития республики проблему университету необходимо за короткие сроки (2-3 года) создать основу современной инновационной технологии подготовки высококвалифицированных инженерных кадров.
Проблемы своевременного и качественного перехода к новым эффективным формам обучения, повышения качества подготовки кадров и проводимых научных исследований тесно связаны с состоянием материально-технической базы кафедр университета, которые не соответствуют пока поставленным задачам. Путем бюджетного финансирования и использования договорных средств, поступающих за обучение студентов, невозможно решать все проблемы укрепления материально-технической базы кафедр. Необходимо проводить поиски других источников, например, выполнение договорных работ, получение грантов, использование спонсорской поддержки международных организаций, министерств и ведомств, а также отдельных граждан. Важным аспектом решения проблемы может стать укрепление связей кафедр университета с производством. Удачные эксперименты в этом направлении в университете уже имеются. За последние два года с помощью вышеперечисленных возможностей приобретено более 100
компьютеров, модели электрических станций, лабораторное оборудование, коммутационные станции систем связи, современная лаборатория возобновляемых источников энергии и другое современное оборудование общей стоимостью более миллиона сомони. Выполнена большая подготовительная работа по созданию уникального инженерно-механического центра при поддержке правительства Индии по укреплению технической базы лабораторий с помощью местных государственных производственных учреждений и отдельных предпринимателей. Для обеспечения эффективной научно-педагогической работы преподавателей на кафедрах университет намерен сделать так, чтобы кафедры от «просителя» превратились в распределителей материальных ресурсов.
Для успешной реализации намеченных задач в первую очередь необходимо решить вопросы усовершенствования структуры управления университетом, определить основные задачи и направления эффективного использования ресурсов. Уже предпринимаются различные организационные и технические меры по переходу от «бумажной» формы управления и делопроизводства к современным электронным технологиям. Проводятся поиски эффективных путей активизации всех звеньев учебной и научно-исследовательской работы.
Составлены развернутые планы мероприятий по реализации основных программ развития университета на ближайший период. Стоит отметить, что эффективность реализации всех намеченных технических, экономических и организационных мероприятий по применению инновационных методов обучения и научных исследований во многом зависит от деловых качеств и способности исполнителей. Такой потенциал в техническом университете имеется.
ON SOME ASPECTS OF INNOVATION EDUCATION IN TECHNICAL UNIVERSITY OF TADGIKISTAN HAS NAME OF ACADEMICIAN M.S. OSIMI
Abdrasoulov A.A., Poulatova M.M.
Some aspects of an education process of students in different institutes of Republic Tadgikistan have considered applicably to transitioning period for country, and some features of this process for Technical University of Tadgikistan have
Сведения об авторах
Абдурасулов Анвар Абдурасулович, 1947 г.р., окончил Таджикский государственный университет им. академика М.С. Осими (1969), кандидат физико-математических наук, доцент, ректор Таджикского технического университета им. академика М.С. Осими, автор 75 научных работ, область научных интересов - теплофизика, физика конденсированного состояния, возобновление источников энергии, педагогика обучения.
Пулатова Мавджуда Махмудовна, окончила Таджикский государственный университет им. академика М.С. Осими (1969), кандидат педагогических наук, начальник отдела стратегии развития Таджикского технического университета им. академика М.С. Осими, автор 53 научных работ, область научных интересов - педагогика и инновационные технологии обучения, информатика.