110 -С НОМАИ донишгох Э
М. Усмонова
ЗАДАЧИ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АГРАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТАДЖИКИСТАНА
Ключевые слова: компетентностный подход, асинхронное планирование учебного процесса, служба тьюторов, кредитные единицы, информационно-коммуникационные технологии.
Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедура принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании, то есть они приобретают форму общественного договора — конвенциональной нормы.
Сегодня все вузы страны, как Российской Федерации, так и Таджикистана, поэтапно переходят к стандартам третьего поколения. Переход на уровневую систему подготовки кадров в России перенесен уже в третий раз. Однако, как говорят эксперты, на этот раз дата перехода - 31 декабря 2010 г. - окончательная. Поэтому вузы уже сегодня должны ускоренными темпами внедрять федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения и переходить на подготовку бакалавров и магистров. В политехническом институте Технологического университета Таджикистана им. академика М. Осими уже несколько лет принимают студентов по новым стандартам. Изменения в стандартах неизбежны, поэтому задача вузов - обобщить готовность к переходу на уровневое образование, рассмотреть особенности работы магистратуры в рамках государственных стандартов высшего профессионального
С_УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 1,1 ~
образования третьего поколения, обменяться опытом практической деятельности, а также выработать практические предложения по качественной подготовке вузов к переходу на уровневое образование.
По нашему мнению, также необходимо решить целый ряд задач. В области технических дисциплин нужно уже в ближайшее время перейти от подготовки по системе "знания, умения, навыки" к компетентностной модели. Для этого необходимо завершить формирование этих моделей с учетом профиля и специфики региона, а также научных школ и вузов. Необходимо также проанализировать рынки труда, провести работу по лицензированию новых направлений подготовки. В формировании инновационного образовательного пространства именно развитие магистратуры играет огромную роль.
Не секрет, что приоритетными задачами на ближайшее время станет качественное учебно-методическое обеспечение уровневой подготовки по реализации ФГОС ВПО в вузах, создание системы эффективного информационного обеспечения внедрения уровневой подготовки. Кроме этого, работу магистратуры решено считать одним из главных направлений деятельности вузов.
2010 год объявлен в СНГ Годом науки и инноваций. Не всем известно, что в последние годы Таджикистан, несмотря на определённые трудности и препятствия, движется вперёд по пути планомерного и устойчивого экономического развития. По мере развития производства ускоряется внедрение в него современных технологий, то есть страна постепенно вступает в этап развития новейших технологий. В связи с этим в Таджикистане 2010 год был объявлен Годом образования и технической культуры. Указ подписан с целью дальнейшего развития отрасли образования, укрепления материально-технической базы учебных заведений, вхождения в сферу международного образования, обеспечения качества образования и развития технического мышления населения в РТ. Президент Таджикистана в своем обращении к преподавателям и студентам вузов страны отметил, что «переход на новую систему и внедрение её принципов являются одной из наших главных целей в сфере высшего профессионального
— 112 ~С НОМАИ д онишгох )
образования. Как явствует из анализа и наблюдений, в тех университетах, где перешли на новую систему, несколько повысилось качество обучения и уровень знаний, возросла самостоятельность студентов, а преподаватели постоянно находятся в поиске новых методов обучения» (4). К примеру, в Таджикском государственном университете коммерции уровень знаний и умений групп, обучающихся по кредитной системе на 25% выше, чем у тех, кто учится по старой форме. В кредитной форме обучения больше часов уделяется практическому освоению знаний, особенно в области информационно-коммуникационных систем, где теория без практики ничего не дает. Еще более расширены возможности по самостоятельному обучению. Студенту дается большой объем самостоятельной работы, тем самым обучаемый методом «собственных ошибок и исправлений» вникает в суть проблемы и изучаемой сферы.
Выгодным для студентов является и то, что весь объем заданий, как на промежуточный и итоговый контроль, так и на текущий, на весь курс обучения предоставляется в начале курса, что, несомненно, дает возможность обучаемому приготовиться к вышеуказанным экзаменам заранее.
Таким образом, стандарты третьего поколения уже применяются в высших учебных заведениях, а развитие информационных технологий в вузах является основной и важной задачей, которую необходимо решать.
Переход на стандарты третьего поколения имеет ряд проблем и трудностей. На сегодняшний день не все стандарты третьего поколения утверждены. К примеру, стандарты по изучению ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) для аграрных специальностей. Дисциплина «информатика» для будущих аграрных специалистов должна отличаться от информатики, преподаваемой, к примеру, будущим программистам. В ней должны содержаться специфические для специальности темы, примеры и задания. Когда будущий специалист уже в процессе обучения столкнется с проблемами, которые могут возникнуть в буцущей профессиональной деятельности, студент с большим энтузиазмом будет подходить к задаче. Это, без сомнений, повысит уровень освоения материала.
^ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 113 ~
Нужно отметить, что для реализации стандарта третьего поколения необходимо сформулировать компетенции. Компетенции зависят от отрасли, в которую готовится выпускник. Например, технология сельского хозяйства - одна из самых перспективных отраслей экономики, не может четко сформулировать требования к специалисту, который будет востребован через 3-5 лет.
На сегодняшний день по специальности 311200 предложены электронные формы учебных планов по стандартам второго поколения, они не соответствуют формированию модулей. В стандартах прописаны базовые модули. Но на данный момент не сформированы типовые программы по данным модулям. Если учебное заведение будет самостоятельно разрабатывать рабочую программу по базовому модулю, то может возникнуть отраслевое несоответствие.
Как уже отмечалось выше, в кредитной системе большая часть учебных часов отводится самостоятельной или индивидуальной работе студента, ход и выполнение которой очень трудно проконтролировать и оценить. В прежних стандартах высшего профессионального образования оценка уровня образования осуществлялась по объему пройденных дисциплин в часах. В отличие от этого в Федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения вводится понятие кредитной единицы, которая определяет общую трудоемкость учебной работы в учебных планах, включающую время на посещение лекций и семинаров, на самостоятельную работу, на подготовку к занятиям, сдачу экзаменов и зачетов.
Машникова О.В., Мирошникова Т.А. в своей статье пишут «Система кредитных единиц - это системный способ описания образовательной программы, являющийся основой ее проектирования. Учебные планы, спроектированные в зачетных единицах, позволяют осуществить переход на асинхронное планирование учебного процесса, при котором каждый студент учится по индивидуальному плану, т. е. реализуется гибкая и мобильная система подготовки с индивидуальным подходом к каждому стуценту» (3, 38).
— 114 -С НОМ АИ Д ОНИШГОХ J
Кредитная система требует перестроить учебный процесс, обеспечив освоение дисциплины в условиях ограниченного объема лекций и семинаров за счет изучения необходимого материала при выполнении индивидуальных заданий. Изменяется профессиональная позиция преподавателя, фактически он становится организатором процесса обучения студентов. Для обеспечения квалифицированной помощи студентам должна быть организована служба тьюторов (академических консультантов), в обязанности которых будет входить регулярное консультирование студентов по вопросам формирования индивидуальных учебных планов, решение задачи логического построения системы знаний, контроль своевременной подготовки и наличия необходимого для обучения методического обеспечения и многое другое.
ЛИТЕРАТУРА
1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. «Видение будущего для высшего образования (до 2017 года)» Фонд «Сорос-Таджикистан» (http://www.strategs.com/files/books/vision%20of%20 the%20edu-cation% 20.pdf)
2. Багдуева A.B. «Педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих специалистов с использованием информационных технологий». Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. Улан-Удэ, 2006г.
3. Машникова О.В., Мирошникова Т.А. О некоторых направлениях в инновационной подготовке экономистов. // Научный журнал "Современные проблемы науки и образования" №2, 2009 г.
4. http://www.kliovar.ti/index.php7option =com content&task =view&id= 13913 &Itemid= 17&bsb midx= 1
Задачи введения стандартов третьего поколения в подготовке кадров для аграрной промышленности Таджикистана
М. Усмонова
Ключевые слова: компетентности ыи подход, асинхронное планирование учебного процесса, служба тьюторов,
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 115 ~
кредитные единицы, информационно-коммуникационные технологии
В статье рассматривается вопрос перехода к стандартам третьего поколения, особенно по специальностям аграрного профиля, что недостаточно учтено в создании учебных планов. Аграрная промышленность - одна из жизненно важных отраслей, где компетентный специалист с информационно-коммуникационными знаниями является необходимым. В связи с этим, автор предлагает изменить сегодняшние учебные планы по информатике и ввести специфические для специальности темы, примеры и задания, что, несомненно, повысит интерес к будущего профессиональной деятельности.
The Goals of Introducing Third Generation Standards into the Training of Human Resources for Agrarian Industry of Tajikistan
M. Usmanova
Key words: competent approach, a synchronic planning of educational process, sen'ice of tuitors, credit units, informational-communicative technologies
The author of the article puts the question of transition to the third generation standards, it concerns especially the disciplines of agrarian slant; the problem being inadequately taken into consideration when designing curricula. Agrarian industry is one of the vitally important branches being in need of experts with informational-communicative knowledge. In view of it the author proposes to change today's curricula in informatics and to introduce themes, examples and tasks taking into account the specificities of the theme in question.