Научная статья на тему 'Особенности организации учебного процесса в условиях реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ'

Особенности организации учебного процесса в условиях реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / НОВЫЕ СТАНДАРТЫ / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / БАКАЛАВР / МАГИСТР / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевкунова Валентина Петровна

Рассматриваются основные тенденции изменений в образовательной деятельности Российской таможенной академии и её филиалов в связи с переходом в 2011 г. на федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), особенности организации учебного процесса в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации учебного процесса в условиях реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

В.П. ШЕВКУНОВА

Особенности организации учебного процесса в условиях реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ

Рассматриваются основные тенденции изменений в образовательной деятельности Российской таможенной академии и её филиалов в связи с переходом в 2011 г. на федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), особенности организации учебного процесса в новых условиях.

Ключевые слова: Болонская декларация, новые стандарты, уровневая система, бакалавр, магистр, компетентностно-ориентированные образовательные программы.

Интеграция российской высшей школы в мировое образовательное пространство повлияла на возникновение существенных изменений в сфере образования, затронув его цели и задачи, инфраструктуру, содержание, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, формы и методы преподавания, условия обучения и обеспечения качества подготовки выпускников. Среди общих изменений, которые реально воплощаются в образовательную деятельность Российской таможенной академии и её филиалов, заслуживают внимания следующие отдельные тенденции:

— введена уровневая система высшего профессионального образования (бакалавр, магистр);

ШЕВКУНОВА Валентина Петровна — доцент, заместитель директора по учебной работе Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

— предстоит внедрение системы зачетных единиц (образовательных кредитов);

— отмечается смещение акцентов в деятельности управленческих структур всех уровней при реализации образовательных программ с административно-организационных вопросов на проблемы обеспечения качества обучения, воспитательной и научно-исследовательской работы, учета быстро изменяющихся потребностей в обществе;

— расширяется мобильность студентов — доступ к возможности получения образования и практической подготовки.

Предстоит гармонизировать существующий образовательный процесс к новым условиям его планирования, организации, научно-методического и экономического регулирования. Переход учебного процесса на кредитную систему, на основе образовательных стандартов нового поколения, потребует развития всех видов учебной и научной деятельности в вузах, в том числе планирования работы профессорско-преподавательского состава для практического воплощения новой образовательной парадигмы.

Согласно федеральному законодательству прием на обучение в соответствии с действовавшими государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения прекращен. Обучение лиц, зачисленных до 2010 г., осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. Прием лиц для обучения в образовательных учреждениях по направлениям подготовки (специальностям) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) осуществился в 2011 г.

Направление подготовки граждан с высшим профессиональным образованием в филиале видоизменено. Наряду с основными образовательными программами (ООП) подготовки специалистов появились основные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров:

— специальность 036401.65 Таможенное дело (квалификация «специалист»);

— направления подготовки 080100.62 Экономика, 080200.62 Менеджмент, 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»);

— направления подготовки 080100.68 Экономика, 080200.68 Менеджмент (квалификация «магистр»).

В настоящее время в Российской таможенной академии и её филиалах сформирована уровневая система высшего профессионального образования (рис. 1).

Вышеперечисленные тенденции требуют в настоящем учебном году решения определенных задач, а именно:

— апробация основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах в соответствии с ФГОС ВПО и их совершенствование;

определение возможных форм организации учебного процесса на основе зачетных единиц и их нормативно-методическое обеспечение; научно-методическое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по новым образовательным программам; организация рационального планирования объемов нагрузки студентов и профессорско-преподавательского состава и повышение его квалификации;

эффективное использование современных форм организации учебного процесса и методов обучения;

разработка механизма формирования студентами индивидуальной траектории на основе выбора отдельных курсов; применение балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.

н н и ш н н

1-й уровень

2-й уровень

Рис. 1. Уровневая система высшего профессионального образования

Решение вышеперечисленных задач достигается путем повышения эффективности преподавания, совершенствования структуры и содержания образовательных программ, мотивации студентов к обучению, достижения максимального научно-методического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, развития инновационных технологий обучения с учетом определенных условий:

— соблюдения требований ФГОС высшего профессионального образования и федеральных государственных требований к программам послевузовского и дополнительного профессионального образования, потребностей учредителя;

— обеспечения высокого качества организации и проведения учебных занятий и усиление практической составляющей образовательного процесса;

— наращивания научного потенциала филиала, вовлечение преподавателей и студентов в проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам образования и таможенного дела.

Условия реализации основных образовательных программ актуализируют необходимость индивидуально-ориентированного взаимодействия со студентами в педагогической практике, получения конкретных результатов при формировании компетенций выпускников в процессе освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО. Решение педагогических задач усложняется, так как обучение происходит по нелинейной (асинхронной) схеме и трансформируется из формата «студента учат» в формат «студент учится». Происходит «субъективизация» студента. Возрастает значение его самостоятельной работы. Преподаватель становится тьютором, куратором и помощником.

В научных публикациях ряда авторов (Б.А. Сазонов, Е.В. Караваева, Д. Ба-дарч) отмечается, что в связи с переходом к асинхронному обучению возникают неизбежные изменения в организации учебного процесса, который в настоящее время реализуется по привычной для всех линейной (синхронной) схеме. При синхронной организации учебного процесса учебная работа профессорско-преподавательского состава осуществляется в зависимости от объема часов, видов учебных занятий, численности студентов в потоках, учебных группах и подгруппах. Внеаудиторная учебная работа по видам ее выполнения планируется согласно утвержденных нормативных значений.

При асинхронной организации учебного процесса студенты самостоятельно планируют учебную работу на основе стабильного учебного плана, информационного пакета, расписания занятий по всем открываемым на данный семестр дисциплинам. Когда и какие занятия посещать, в каком порядке изучать дисциплины, каких преподавателей выбирать — студент решает сам в рамках установленных ограничений (занятости преподавателей, закрепленных аудиторий, их вместимости, численности групп (подгрупп).

При организации учебного процесса в системе зачетных единиц происходит перенос акцента в процессе обучения на самостоятельную работу.

В учебном процессе выделяется три взаимосвязанных вида учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, которые входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:

— аудиторная работа в традиционных формах;

— самостоятельная работа студентов;

— контактные часы, в рамках которых преподаватель оказывает студентам индивидуальные и коллективные консультации, осуществляет контроль и оценивает результаты их самостоятельной работы.

Введение новой системы организации учебного процесса потребует интенсификации педагогического труда и наполнения его новым содержанием. Акцент в преподавательской работе сместится в сторону методического и консультационного обеспечения, регулярного обновления содержания учебных дисциплин, дидактических и контрольных материалов. Уровень организации самостоятельной работы студентов должен выйти на равноценный уровню при организации аудиторной учебной работы.

Для перехода на новую систему организации учебного процесса потребуется:

— все учебные дисциплины описать, оценить их трудоемкость;

— разработать эффективные методики проведения аудиторных и внеаудиторных занятий;

— полностью перейти на балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости студентов по каждой дисциплине;

— разработать и издать информационные материалы для студентов;

— создать институт консультантов по академическим вопросам (тьюторов).

Структура информационно-методического обеспечения может иметь следующий вид (рис. 2).

Рис. 2. Структура информационно-методического обеспечения учебного процесса

в системе зачетных единиц

Требования к методическому обеспечению учебного назначения являются достаточно традиционными, привычными. Примерным положением об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц установлено жесткое требование «полной обеспеченности учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах». Ответственность за полноту обеспечения возлагается на преподавателя, кафедру, вуз.

Для каждой учебной дисциплины направления (специальности) должны быть изданы и размещены на сервере электронные версии УМК дисциплин, включающие методическое обеспечение учебного назначения:

— программы учебных дисциплин;

— материалы для аудиторной работы (тексты лекций, планы семинарских и практических занятий, решения типовых задач, мультимедийное сопровождение аудиторных занятий и др.);

— материалы для самостоятельной работы студентов (домашние задания и методические рекомендации по их выполнению, рекомендации к выполнению рефератов и курсовых работ, учебные электронные материалы);

— обучающие тренинги и тестовые задания для самоконтроля знаний;

— материалы для контроля знаний (контрольные задания для письменных работ, тесты для комплексного контроля, экзаменационные билеты);

— программы практик;

— программы итоговой государственной аттестации выпускников. При этом возрастает научно-методическая составляющая в структуре информационно-методического обеспечения в системе зачетных единиц (рис. 3).

Рис. 3. Структура методического обеспечения учебного назначения

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) среди видов профессиональной деятельности бакалавров, специалистов и магистров предусмотрена научно-исследовательская, аналитическая и научно-педагогическая деятельность.

Реализация новых основных образовательных программ высшего профессионального образования предусматривается на основе индивидуально-ориентированного обучения и компетентностного подхода. Это означает, что научно-исследовательская работа студентов (НИРС) должна охватывать всех студентов, обучающихся по конкретной образовательной программе.

Целью НИРС становится системное, планомерное, последовательное формирование у них компетенций для решения профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Научно-исследовательская работа студентов в новых основных образовательных программах предусматривается не только как внеаудиторная (самостоятельная, инициативная), но и аудиторная (учебная). Основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры должны включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области аналитической и научно-исследовательской деятельности.

Формами НИРС и учебно-исследовательской работы студентов могут быть, например, выполнение реферативных и курсовых работ с методическими и практическими элементами научных исследований; участие в разработке научно-исследовательских работ в составе творческих коллективов; выявление, сбор, анализ эмпирической информации в период учебной и производственной практик; проведение всего комплекса исследовательских действий НИРС при подготовке выпускной квалификационной работы, бакалаврской работы, магистерской диссертации.

В основных образовательных программах магистратуры (специальности) предусмотрены особые виды практики: научно-исследовательская, научно-производственная — направления подготовки Менеджмент, Экономика; таможенная (научно-исследовательская) — специальность Таможенное дело.

Следует подчеркнуть, что требования ФГОС ВПО к реализации ООП предполагают организацию образовательного процесса на качественно новом уровне, обеспечивающем его научное наполнение. Необходим учет практических задач в отраслях науки и производственной деятельности; развитие умений профессорско-преподавательского состава оперативно реагировать на изменения в таможенном деле, экономике, юриспруденции; формирование компетенций обучающихся на научной основе с использованием современных методологий и методик анализа предметной сферы для достижения образовательных целей; обеспечение неразделимости учебной и исследовательской деятельности.

Нормативно-методическое обеспечение должно полностью регулировать вопросы и отношения, возникающие в учебном процессе, основные виды учебно-методического обеспечения, организацию работы структурных подразделений, планово-отчетную документацию, и пр. Разработка нормативно-методического обеспечения учебного процесса, в основном, является обязанностью вуза. Рекомендации в этой области весьма немногочисленны и носят

достаточно общий характер. В течение последних лет в Российской таможенной академии ведется работа по созданию системы качества образовательного процесса. На сегодняшний день актуальны многие элементы этой системы, важная группа которых непосредственно касается нормативно-методического обеспечения учебного процесса (положения, инструкции, регламенты и др.). Принята к реализации Программа практической реализации принципов Бо-лонского процесса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.02.2005 № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации», Российской таможенной академии от 08.04.2011 № 303 «О переходе на ведение образовательной деятельности по новым основным образовательным программам» и в целях обеспечения организованной подготовки Российской таможенной академии и филиалов к ведению образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО по реализуемым направлениям подготовки (специальности).

Разработаны, утверждены или находятся в стадии обсуждения принципиально новые нормативные документы: Положение о магистратуре и правила приема в магистратуру Российской таможенной академии (филиалов), Положение об организации и учебно-методическом обеспечении самостоятельной работы студентов при реализации компетентностно-ориентирован-ных основных образовательных программ, Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся с использованием системы зачетных единиц, и др.

Информационное обеспечение организационного назначения играет важную роль в достижении основных целей, задач и ожидаемых результатов внедрения в учебный процесс системы зачетных единиц. Из опыта работы вузов, участвовавших в эксперименте по использованию кредитно-зачетной системы обучения, можно рекомендовать минимальный комплект информационного обеспечении, включающий в себя следующее:

— каталог образовательных программ;

— методические рекомендации по оценке трудоемкости дисциплин в зачетных единицах и формированию учебных планов;

— методические рекомендации для тьютора;

— руководство студентам по формированию эффективного индивидуального учебного плана.

Каталог образовательных программ может включать в себя несколько информационных блоков, в том числе информацию о структуре вуза, правилах приема, действующих образовательных программах; аннотации учебных дисциплин по учебным планам (обязательных и дисциплин по выбору); описание

балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. Каталог может служить путеводителем и руководством студенту для построения индивидуального учебного плана.

В целях совершенствования учебной работы в 2011/2012 учебном году определен комплекс плановых мероприятий, основными из которых являются следующие:

— работа по обеспечению лицензированных и аккредитационных показателей;

— разработка и реализация ООП по направлениям подготовки (специальностям):

036401.65 «Таможенное дело» (подготовка специалиста),

080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», 030900 «Юриспруденция»

(бакалавриат, магистратура);

— издание рабочих программ учебных дисциплин с указанием конкретных практических занятий, тренингов и деловых игр;

— разработка перечня деловых игр с распределением их по курсам обучения, специальностям и направлениям подготовки, их проведение;

— проведение в феврале 2012 г. показательных занятий (лекция, семинар, практическое занятие, тренинг, деловая игра);

— создание фондов оценочных средств для проверки уровня формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

Таким образом, неукоснительное выполнение плановых мероприятий по достижению поставленных целей и задач будет способствовать дальнейшему развитию филиала, совершенствованию учебной и методической работы профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.