Научная статья на тему 'Разработка модульных образовательных программ на примере направления подготовки 230700. 62 Прикладная информатика'

Разработка модульных образовательных программ на примере направления подготовки 230700. 62 Прикладная информатика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Ираида Григорьевна, Курзаева Любовь Викторовна, Захарова Татьяна Васильевна

В статье описаны некоторые технологические особенности и этапы разработки учебных планов подготовки ИТ-специалистов с использованием модульно-компетентностного подхода на примере направления подготовки 230700.62 Прикладная информатика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинникова Ираида Григорьевна, Курзаева Любовь Викторовна, Захарова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка модульных образовательных программ на примере направления подготовки 230700. 62 Прикладная информатика»

Овчинникова И.Г.1, Курзаева Л.В.2, Захарова Т.В.3

1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск, д.п.н., профессор кафедры прикладной информатики, [email protected]

2 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск, к.п.н., доцент кафедры прикладной информатики, [email protected]

3 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск, ведущий инженер отдела планирования образовательного процесса

Разработка модульных образовательных программ на примере направления подготовки 230700.62 Прикладная

информатика

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Компетентностный подход, модульный подход, учебный план. АННОТАЦИЯ

В статье описаны некоторые технологические особенности и этапы разработки учебных планов подготовки ИТ-специалистов с использованием модульно-компетентностного подхода на примере направления подготовки 230700.62 Прикладная информатика.

Компетентностная методология, заложенная в стандартах третьего поколения ФГОС ВПО, позволила обеспечить большую гибкость и адаптивность в управлении процессом профессиональной подготовки. Характер ФГОС ВПО задает новую логику управления качеством профессиональной подготовкой (1).

Во-первых, это связано с переходом от минимума содержания к минимуму результатов обучения, выраженных в компетентностном формате.

В ГОС ВПО первого и второго поколения основой проектирования ООП выступало содержание образования (изначально был задан перечень дисциплин федерального компонента и соответствующие дидактические единицы).

В требованиях ФГОС ВПО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных на языке компетенций.

Таким образом, смещен акцент при проектировании ООП с содержания образования (входные параметры ООП) на результаты обучения и компетенции (выходные параметры ООП).

Во-вторых, в ФГОС ВПО впервые введена логика разработки минимума результатов.

Работа с компетенциями как новой «основой» проектирования содержания ООП требует однозначного понимания: каков состав основных видов профессиональной деятельности, компетенций и в соответствии с профилизацией результатов обучения (знать, уметь, владеть). Такое определение результатов обучения через компетенции позволяет разработать более точную и диагностически выверенную систему измерителей уровня профессиональной компетентности будущего специалиста на всех этапах его подготовки.

В-третьих, введение обязательных и вариативных блоков дисциплин обеспечивает гибкую возможность задания профилей в рамках направлений подготовки.

В-четвертых, заложены возможности построения на основе стандартов модульных образовательных программ.

В российских вузах за десятилетия накоплен опыт по разработке основных образовательных программ (ООП) содержательного подхода, который тесно связан с дисциплинарным подходом построения ООП. В рамках дисциплины выделялись дидактические единицы (ДЕ) обязательные для содержания курса. Основной задачей преподавателя в рамках такого подхода являлось обязательное изложение выделенных ДЕ.

С переходом к компетентностному подходу должна была бы поменяться концепция построения как разработки ООП, так и реализации образовательного процесса. Однако в большинстве вузов поменялись только образовательные стандарты, перенос акцентов на результаты обучения при этом не произошел. Это объяснимо, поскольку изменение менталитета преподавателей, который формировался годами, длительный процесс.

Как правило, в вузах даже не задумываются о том, что переход к системе обучения с переносом акцента на его результаты требует, по крайней мере, применения их квалиметрии и реализовать такой процесс обучения в рамках дисциплинарного подхода практически невозможно. Необходим переход от дисциплинарного к модульному подходу построения ООП. Именно поэтому в новом Законе об образовании РФ, который вводится в действие с 1 сентября 2013 года, провозглашен модульный подход как основной для планирования и реализации образовательного процесса.

Таким образом, переход к модульному построению образовательных программ крайне важен. Осуществить этот переход можно двумя путями: разработать новые ООП, изначально проектируя их с позиций модульного подхода, либо адаптировать наработанный опыт в виде существующих ООП к требованиям модульного подхода.

Систему обучения, заложенную в стандартах ФГОС ВПО, логично именовать кредитно-модульно-компетентностной, т. к. три ее основных элемента — кредиты, модули и компетенции выступают как тесно взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга компоненты единого целого. При этом как система кредитов, так и введение модульно-

компетентностного обучения побуждают внести изменения в организацию учебного процесса по линии отношений между студентом, преподавателем и вузом. Если в традиционной системе обучения главной являлась связь «Госстандарт — учебный план — дисциплина — студен»т, то в новой системе модуль становится одной из важнейших единиц, регулирующих и программу обучения, и деятельность преподавателей, и сам процесс обучения студентом, и оценку его знаний вплоть до получения соответствующей квалификации.

Компетенция, рассматривается в ФГОС ВПО, как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области.

Профессиональная компетенция понимается, соответственно, как компетенция, необходимая для реализации профессиональной деятельности, т.е. готовность личности осуществлять деятельность в ИТ-области, осваивать новое содержание этой предметной области, формы и способы совершенствования своей деятельности в ней на основе интеграции приобретенных и непрерывно развиваемых знаний, умений, отношений, опыта.

Структурно компетенция представляется как интеграция трех компонентов:

1.Знаний — результата усвоения в процессе подготовки или обучения совокупности фактов, принципов, теории и практики, связанных с определенной областью деятельности.

2.Умений — освоенного способа выполнения действия, обеспечиваемого совокупностью приобретенных знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.

3.Владений — освоенных технологий и методов профессиональной деятельности (технологическая составляющая).

Сформированность первого компонента у студента предполагает наличие у него способности в дальнейшем воспринимать, понимать, видеть возникающие проблемы и задачи в ИТ-сфере и смежных с ней областях деятельности, мыслить категориями ситуации, процесса. Развитие второго компонента у будущего ИТ-специалиста предполагает способность ориентироваться, принимать решения и действовать в соответствии с принятым решением в типовых, а также в нестандартных ситуациях. Развитие третьего компонента закладывает основу для постоянного профессионального и личностного самосовершенствования, самореализации будущего ИТ-специалиста.

На сегодняшний день нет единой трактовки понятия «модуль».

В рамках данной методики модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний, умений и владений на выходе. Соответственно, модульная образовательная программа — это совокупность и

последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.

При изучении студентами модулей за каждый из них должно начисляться определенное количество кредитов (зачетных единиц), выступающих в качестве меры трудоемкости учебной работы и выражающей совокупность всех составляющих учебного процесса. При начислении кредитов за модуль в трудоемкость засчитываются: аудиторная нагрузка, самостоятельная работа студента, курсовые работы, подготовка и сдача зачетов и экзаменов, а также — практики, научно-исследовательская работа студента, написание выпускной квалификационной работы и т.п. (2, с. 28-29).

Модуль должен иметь отдельное методическое сопровождение, обеспечивающее целостность образовательного процесса на уровне модуля и всей образовательной программы в целом. Как часть образовательного процесса модуль в рамках ФГОС ВПО включает в себя совокупность дисциплин, практик, НИР.

Для каждого модуля разрабатывается спецификация, под которой понимается нормативный документ, содержащий:

• название модуля;

• цель;

• задачи;

• формируемые компетенции;

• требования к входным результатам обучающегося;

• описание ожидаемых результатов обучения;

• механизм достижения обозначенных результатов и их оценки (критерии, формы и методы оценивания);

• требования к ресурсному обеспечению модуля.

Модули в рамках методики подразделяются на: основные, поддерживающие, специализированные и модули переносимых навыков. Такой подход соотносится с пониманием модульных технологий в европейской системе образования и результатами проекта TUNING, где выделяется пять типов модулей:

• основные (модули, формирующие профессиональные компетенции выпускника);

• поддерживающие (модули, дополняющие основные модули в той степени, которая позволяет сделать ясными результаты);

• организационные и коммуникационные (модули изучения иностранных языков, формирующие навыки работы в группах, деловой переписки и т.д.);

• специализированные (необязательные модули, расширяющие и углубляющие компетенции в избранной профессиональной области; из них студент может выбрать одну или несколько областей для получения более глубоких знаний);

• переносимые (отражаемые в образовательной программе модули

различного вида практик, курсового и дипломного проектирования,

выпускных работ, стажировок и т.п.).

Такой подход приводит нас к пониманию модуля как совокупности дисциплин и всех сопровождающих организационно-методических компонентов обеспечивающих те или иные компетенции обучаемого (2).

Разные модули могут иметь различное число кредитов (но кратное трем кредитам), которые начисляются после освоения всего модуля. Если модуль имеет протяженный характер и его освоение продолжается несколько семестров, то содержание «сквозной» дисциплины модуля делится на модульные единицы. Под модульной единицей понимается автономный учебный материал, представленный в рабочей программе модуля продолжительностью не более одного семестра, который используется для самообучения или обучения под руководством преподавателя и, как правило, заканчивается формированием раздела «портфолио» (3).

Для структурированного описания профессиональной деятельности выпускников введено понятие «карта деятельности специалиста ИТ-отрасли».

Одним из основных документов ООП является карта деятельности специалиста ИТ-отрасли, которая содержит требования к результатам обучения в виде компетенций и служит основой построения модульной ООП.

Заполнение карты деятельности специалиста ИТ-отрасли, на наш взгляд, необходимо выполнять поэтапно.

На первом этапе она заполняется разработчиками модульной ООП при активном участии преподавателей выпускающей кафедры.

Вид профессиональ ной деятельности Профессиональные задачи Профессиональные компетенции

ПК-1 ПК^

Проектная деятельность Проведение обследования прикладной области в соответствии с профилем подготовки.

Моделирование прикладных и информационных процессов.

Формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов.

Технико-экономическое обоснование проектных решений, составление технических заданий на автоматизацию и информатизацию решения прикладных задач, техническое проектирование ИС в соответствии со спецификой профиля подготовки.

Программирование, тестирование и документирование приложений.

Аттестация и верификация ИС.

Производствен но- технологическа я деятельность Автоматизированное решение прикладных задач операционного и аналитического характера.

Информационное обеспечение прикладных процессов.

Внедрение, адаптация, настройка и интеграция проектных решений по созданию ИС.

Сопровождение и эксплуатация ИС.

Организационн о- управленческа я деятельность Участие в организации и управлении информационными процессами, ресурсами, системами, сервисами.

Использование функциональных и технологических стандартов.

Обучение и консультирование пользователей в процессе эксплуатации ИС.

Участие в переговорах с заказчиком.

Презентация проектов.

Аналитическая деятельность Анализ прикладных процессов, разработка вариантов автоматизированного решения прикладных задач.

Анализ и выбор методов и средств автоматизации и информатизации прикладных процессов на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

Оценка затрат и надежности проектных решений.

Научно-исследовательс кая деятельность Применение системного подхода к автоматизации и информатизации решения прикладных задач, к построению информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

Подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научно-исследовательской работе в области прикладной информатики.

Виды деятельности и задачи, представленные в таблице, взяты из федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) "бакалавр") (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975).

Компетенции в таблице проставляются экспертами-преподавателями с учетом требований стандарта ФГОС ВПО.

Представленные в стандарте задачи по видам деятельности можно дополнить с учетом специфики регионального ИТ-рынка труда. При этом отдельные задачи могут быть конкретизированы и перегруппированы между видами деятельности.

Если в ФГОС ВПО задачи сформулированы в общем виде и без отнесения к видам деятельности, то рабочей группе экспертов по проектированию модульных ООП следует выполнить аналитическую работу по обследованию сферы будущей профессиональной деятельности.

Для этих целей можно использовать результаты мониторинга трудоустройства и востребованности выпускников по данной или сопряженной специальности с учетом приказа Минобрнауки России от 17 февраля 2011 г. № 201 "Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) "бакалавр" и "магистр", перечни которых утверждены приказом Минобрнауки РФ от 17 сентября 2009 г. № 337, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1136, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-ст".

Желательно использовать результаты мониторинга за последние 5-7 лет, чтобы иметь возможность увидеть намечающиеся или имеющие место тенденции в изменении задач профессиональной деятельности.

Компетенции, внесенные экспертами в таблицу, одновременно фиксируются в карте компетенций.

Второй этап — это согласование видов профессиональной деятельности, задач профессиональной деятельности и компетенций с представителями от работодателей ИТ-сферы. В качестве экспертов на этом этапе могут быть привлечены выпускники по направлению Прикладная информатика и смежным с ней направлениям подготовки в рамках 23 укрупненной группы специальностей. Стаж работы экспертов должен быть не менее трех лет.

Важно, чтобы респонденты при заполнении табл. 2 указывали свою должность (или должности смежных профессий) и сопряженные с ней виды деятельности и профессиональные задачи. Анализ этих данных позволит увидеть востребованные виды деятельности, профессии, а также появление новых профессий. Полученные данные могут быть использованы для определения профилей бакалавриата и формирования магистерских программ, ориентированных на прикладную деятельность и запросы регионального ИТ-рынка.

Таблица 2. Шаблон разработки

Вид профессиональ ной деятельности Должность Профессиона льные задачи Профессиональ ные компетенции Опыт практической деятельности

Данные, полученные от представителей работодателей ИТ-сферы, анализируются группой разработчиков модульных учебных планов и на основании этого анализа вносятся изменения в табл.1 и карту компетенций.

В ходе анализа необходимо учесть следующие аспекты:

• требования ФГОС ВПО по рассматриваемому направлению подготовки (специальности);

• видение рабочей группы разработчиков ООП с учетом региональной специфики;

• требования профессиональных стандартов;

• международные рекомендации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• тенденции развития профессии (должности).

Кроме профессиональных компетенций должны быть обозначены надпрофессиональные компетенции. Эти компетенции определяются в соответствии с рамкой квалификации.

Точность информации, представленной в таблице, чрезвычайно важна, т.к. профессиональные задачи будут по сути определять совокупность модулей, а система профессиональных умений, знаний и владений — ожидаемые результаты освоения модулей.

Третий этап заключается в уточнении полученной сводной таблицы на основе анкетирования работодателей.

Предприятия, входящие в выборку, должны быть перспективными, востребованными среди выпускников, различными по форме собственности, количеству работающих в исследуемой ИТ-сфере труда. На данном этапе в форме анкеты респондентам предлагается проект карты деятельности специалиста ИТ-отрасли (табл. 1). Анкета должна быть составлена таким образом, что респонденты могли включать новые профессиональные и надпрофессиональные задачи.

Результаты анкетирования следует детально проанализировать, обобщить по востребованности выделенных профессиональных задач в регионе и в случае необходимости внести изменения в табл. 1, которая является основой для проектирования модульной ООП.

На следующем этапе можно сопоставить требования карты деятельности специалиста ИТ-отрасли с профессиональным стандартом (табл. 3).

Таблица 3. Сопоставление требований карты деятельности специалиста и _профессиональных стандартов в ИТ-отрасли

Перечень должностных обязанностей по профессии (на основании профессиональных стандартов) Профессиональные задачи (на основании карты профессиональной деятельности)

Профессия, квалификационный уровень

1. Должностная обязанность идентификаторы профессиональных задач

2. Должностная обязанность идентификаторы профессиональных задач

Анализ подобной таблицы позволит оценить выполнение требований, предъявляемых профессиональными стандартами. Если отдельные должностные обязанности, указанные в профессиональных стандартах, не найдут отражения в выделенных профессиональных задачах, то следует провести анализ причин данного несоответствия (устаревшие профессиональные стандарты, особенности регионального рынка труда и т.д.).

Построенная на данном этапе карта деятельности специалиста ИТ-отрасли послужит основанием и для всестороннего анализа компетенций ФГОС ВПО, их уточнения и введения новых, связанных со спецификой регионального рынка труда.

Таким образом, результатом этого этапа технологии проектирования компетентностно-ориентированных ООП будут:

• созданная и прошедшая экспертизу работодателей и работающих выпускников карта деятельности специалиста ИТ-отрасли;

• совокупность актуальных профессиональных и надпрофессиональных компетенций как результативно-целевой основы ООП.

Параллельно с выполнением этого этапа проектирования модульных ООП формируется справочник компетенций по направлению подготовки и таблица распределения компетенций по дисциплинам учебного плана, которые соотнесены с видами деятельности и профессиональными задачами.

Согласно определению модуля для его выделения необходимо определить компетенцию или родственные компетенции, за формирование которых он будет отвечать. Существует два основных требования, предъявляемых к модулю: внутри модульные связи должны быть сильными, между модулями связи должны быть слабыми. Именно из эти положения становятся исходными на следующем этапе проектирования модульных ООП.

С этой целью строится матрица соответствия профессиональных задач и компетенций ООП (табл. 4) и аналогичная матрица соответствия надпрофессиональных задач и компетенций.

Таблица 4. Матрица соответствия профессиональных задач и профессиональных ___компетенций ООП

Вид Профессио Профессиональные компетенции

профессион нальная П ПК П П ПК П П П

альной задача К 2 К К 5 К К К

деятельнос 1 3 4 6 7 8

ти

А А1 + + + +

А2 + + + +

А3 + + + +

и т.д. + +

В В1 + + + +

В2 + +

и т.д.

Анализ матрицы соответствия профессиональных задач и профессиональных компетенций позволяет решить следующие задачи:

• выявить группы родственных профессиональных компетенций;

• выявить метакомпетенции, т.е. компетенции, сформированность которых необходима будущему ИТ-специалисту для выполнения нескольких профессиональных задач из разных видов профессиональной деятельности.

В качестве примера метакомпетенций можно назвать следующие компетенции: «умение понять поставленную задачу», «умение формулировать результат», «умение извлекать полезную научно-техническую информацию из электронных библиотек, реферативных журналов, сети Интернет» и т.д. Метакомпетенции, как правило, не требуют выделения отдельных модулей, они формируются пролонгировано в ходе реализации нескольких модулей за счет образовательных технологий и различных форм аудиторных и самостоятельных занятий, в т.ч. асинхронной самостоятельной работы.

Анализируя фрагмент формально представленной табл. 4, можно заключить, что ПК1 и ПК2 — это метакомпетенции. Компетенции ПК6 и ПК8, необходимые для решения задачи А1, скорее всего родственные и тогда необходим один модуль для их формирования. Если они принципиально различны, то следует выделить 2 модуля.

Компетенция ПК7 необходима для решения нескольких задач, причем из разных видов профессиональной деятельности. Возможно, эти задачи имеют части (подзадачи), близкие по функционалу, тогда необходимо выделить модуль, отвечающий за формирование ПК7, и, вероятнее всего, что это будет поддерживающий модуль. Например, в качестве ПК7 можно привести компетенции «готовность использовать информационные технологии в профессиональной деятельности», «умение публично представлять собственные и известные научные результаты» и т.д.

Следующий этап состоит в добавлении в табл.4 еще одного столбца — дисциплина учебного плана.

Таблица 5. Матрица соответствия профессиональных задач, дисциплин учебного __плана и профессиональных компетенций ООП

Вид профессиональной деятельности Профессиональная задача Дисциплина учебного плана Профессиональные компетенции

ПК1 ПК п

А А1 Д1

Дп

Ап Д1

Дп

В В1 Д1

Дп

В2 Д1

Дп

и т.д.

Матрица соответствия профессиональных задач, дисциплин учебного плана и профессиональных компетенций ООП позволяет объединить дисциплины учебного плана в модули на основе родственных компетенций. Именно такая основа позволяет утверждать, что внутри модульные связи будут сильными.

Применение описанной технологии позволило выделить следующие модули в рамках ООП по направлению подготовки Прикладная информатика:

Основные модули:

Модуль 1 — 26 ЗЕТ

Б1.Б.1 Философия (5 ЗЕТ) Б1.Б.2 История (4 ЗЕТ) Б1.Б.3 Иностранный язык (12 ЗЕТ) Б3.Б.9 Безопасность жизнедеятельности (3 ЗЕТ) Б.4 Физическая культура (2 ЗЕТ);

Модуль 3 (ПК-4, ПК-9) — 22 ЗЕТ

Б3.Б.4 Информационные системы и технологии (8 ЗЕТ) Б3.Б.5 Проектирование информационных систем (8 ЗЕТ) Б3.Б.8 Базы данных (6 ЗЕТ);

Модуль 7 (ПК-4, ПК-9) — 9 ЗЕТ

Б2.Б.5 Информатика и программирование (9 ЗЕТ);

Модуль 13 (ПК-3, ПК-17) — 21 ЗЕТ

Б2.Б.1.1 Алгебра и геометрия (5 ЗЕТ) Б2.Б.1.2 Математический анализ (5 ЗЕТ) Б2.Б.2 Теория вероятностей и математическая статистика (4 ЗЕТ) Б2.Б.3 Дискретная математика (4 ЗЕТ) Б2.Б.6 Физика (3 ЗЕТ);

Модуль 10 (ПК-13) — 15 ЗЕТ

Б3.В.ДВ.3.1 Внедрение, сопровождение и адаптация ИС (5 ЗЕТ) Б3.В.ДВ.4.1 Проблемы автоматизированного создания и адаптации ИС (3 ЗЕТ) Б2.В.ДВ.2.2 Методологии и инструментальные средства моделирования бизнес-процессов (4 ЗЕТ) Б3.В.ОД.1 Стандартизация, сертификация и управление качеством ПО (3 ЗЕТ);

Модуль 15 (ПК-8) — 15 ЗЕТ

Б3.В.ОД.4 ИТ инфраструктура предприятия ( 6 ЗЕТ) Б3.В.ДВ.3.2 Аудит информационной инфраструктуры (5 ЗЕТ ) Б1.В.ДВ.2.1 Менеджмент (2 ЗЕТ ) Б1.В.ДВ.2.2 Маркетинг (2 ЗЕТ).

Поддерживающие модули:

Модуль 2 — 9 ЗЕТ

Б1.В.ДВ.1.1 Актуальные вопросы социологии и политологии (3 ЗЕТ) Б1.В.ДВ.1.2 Русский язык и культура речи (3 ЗЕТ) Б1.В.ОД.1 Правовые основы прикладной информатики (3 ЗЕТ);

Модуль 5 (ПК-17) — 9 ЗЕТ

Б2.В.ОД.3 Теория алгоритмов (2 ЗЕТ) Б2.В.ОД.4 Численные методы (3 ЗЕТ) Б2.Б.4 Теория систем и системный анализ (4 ЗЕТ);

Модуль 6 (ПК-4) — 21 ЗЕТ

Б2.Б.7 Программное обеспечение ЭВМ (3 ЗЕТ) Б3.Б.1 Вычислительные системы, сети и телекоммуникации (6 ЗЕТ) Б3.Б.2 Операционные системы (4 ЗЕТ) Б3.Б.3 Программная инженерия (8 ЗЕТ);

Модуль 9 (ПК-11) — 11 ЗЕТ

Б3.Б.6 Проектный практикум (6 ЗЕТ) Б3.В.ОД.2 Управление проектами (5 ЗЕТ);

Модуль 12 (ПК-15) — 17 ЗЕТ

Б1.Б.4 Экономическая теория (4 ЗЕТ) Б1.В.ОД.3 Основы бухгалтерского, управленческого и налогового учета (4 ЗЕТ) Б2.В.ДВ.2.1 Математическая экономика (4 ЗЕТ) Б3.В.ОД.6 Экономическая эффективность ИС (5 ЗЕТ);

Модуль 16 (ПК-9) — 8 ЗЕТ

Б2.В.ОД.2 Математическое и имитационное моделирование (8 ЗЕТ).

Специализированные модули:

Модуль 4 (ПК-11) -12 ЗЕТ

Б3.В.ОД.7 Управление информационными ресурсами (4 ЗЕТ) Б3.В.ДВ.1.2 Управление ИТ-рисками (4 ЗЕТ) Б3.В.ОД.8 Информационный менеджмент (4 ЗЕТ);

Модуль 8 (ПК-10) — 20 ЗЕТ

Б2.В.ДВ.3.1 Практикум по программированию (6 ЗЕТ) Б2.В.ДВ.3.2 Объектно-ориентированный анализ и программирование (6 ЗЕТ) Б3.В.ДВ.1.1 Программирование учетно-аналитических задач (4 ЗЕТ) Б3.В.ДВ.2.2 Интернет-программирование (4 ЗЕТ);

Модуль 11 (ПК-21) — 16 ЗЕТ

Б2.В.ОД.1 Исследование операций и методы оптимизации (4 ЗЕТ) Б2.В.ДВ.1.1 Интеллектуальный анализ данных (3 ЗЕТ) Б2.В.ДВ.1.2 Системы поддержки принятия решений (3 ЗЕТ) Б3.В.ОД.3 Интеллектуальные ИС (6 ЗЕТ);

Модуль 14 (ПК-8, ПК-6) — 10 ЗЕТ

Б1.В.ОД.2 Теория экономических ИС (3 ЗЕТ) Б3.В.ОД.5 Предметно-ориентированные экономические информационные системы (3 ЗЕТ) Б3.В.ДВ.2.1 Информационные системы в бухгалтерском учете и аудите (4 ЗЕТ);

Модуль 17 (ПК-6) — 7 ЗЕТ

Б3.В.ДВ.4.2 Администрирование компьютерных сетей (CISCO) (3 ЗЕТ)

Б3.Б.7 Информационная безопасность (4 ЗЕТ). Переносимые модули:

Б5.У Учебная практика (6 ЗЕТ) Б5.П Производственная практика (8

ЗЕТ).

Многое из указанного носит дискуссионный характер и здесь важно мнение экспертов. Кроме того, требования к объемам научной статьи не позволяют раскрыть такие особенности разработки учебных планов в рамках кредитно-модульно-компетентностной парадигмы как использование профессиональных стандартов, рамок квалификаций, учет требований международных образовательных стандартов.

Публикация выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем».

Литература

1. Азарова Р.Н. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция / Р.Н.Азарова, Н.М. Золотарева. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. — 56 с.

2. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н. и др. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты. М.: Университетская книга, 2010. — 248 с.

3. Караваева Е.В., Петухова ТП. Научно-методический подход модульного построения образовательных программ на основе ФГОС ВПО. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. — 35 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Курзаева Л.В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект / Л.В. Курзаева //Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7424

5. Овчинникова И.Г. Исследование уровней формирования результатов обучения в системе профессионального образования Челябинской области вуза / И.Г.Овчинникова, Л.В.Курзаева //Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Девятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (31 октября-1 ноября 2012 г.). — Кн. III. — Петрозаводск: ПетрГУ 2012. — с. 228-237

6. Овчинникова И.Г. Региональная рамка квалификаций: роль и место в системе непрерывного профессионального образования, опыт разработки: монография / И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева, Б. В. Курчатов,- Магнитогорск : МаГУ, 2010. — 143 с.

7. Чусавитина, Г.Н., Давлеткиреева, Л.З., Масленникова, О.Е. Подготовка будущих ИТ-специалистов в области обеспечения интероперабельности электронной науки и образования [Текст] / Г.Н. Чусавитина, Л.З. Давлеткиреева, О.Е. Масленникова // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: Сб. статей / под ред. Г.Н.Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2012. — С. 132-140. — Библиогр.: с. 140. — 200 экз. — ISBN 978-5-86781-982-8.

8. Петеляк В.Е. О некоторых системных недостатках программы подготовки инженерно-технических кадров в рамках объявленной политики модернизации страны [Текст] /В.Е.

Петеляк //Современные проблемы науки и образования: материалы XLIX Внутривузовской науч.конф. преподавателей МаГУ; Министерство образования и науки Российской Федерации; ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет" /под ред. З. М. Уметбаева, П. Ю. Романова, Т. В. Саляевой. Магнитогорск: изд-во Магнитогорского гос. у-та, 2011. — С. 259-260.

9. Петеляк В.Е. Структура результатов интеллектуальной деятельности вузов, вкладываемых в уставной капитал малых инновационных предприятий [Текст] /В.Е. Петеляк // Современные проблемы науки и образования: материалы LI Внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ; Министерство образования и науки Российской Федерации; ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет" /под ред. М.Г. Абрамзона,Н.И.Платонова. — Магнитогорск: изд-во Магнитогорского гос. у-та, 2013. — С. 117-118.

10. Требования к выпускной квалификационной работы студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» [Текст]: методич. реком. / под общ.ред. О.Б. Назарова — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос. ун-та, 2010. — 100 с. -500 экз. — ISBN 978-5-86781-754-1

11. Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е. Методика формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика» Гуманитарные научные исследования [Электронный ресурс]/О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова. — Декабрь 2013. — № 12. — Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/12/5375 (дата обращения: 25.12.2013).

12. Петухова, Т.П., Влацкая И.В., Осиянова О.М., Темкина В.Л. Научно-методические основы модульного проектирования компетентностно-ориентированных образовательных программ на основе ФГОС ВПО //Опыт внедрения федеральных государственных образовательных стандартов учреждениями профессионального образования: мониторинг вузов и колледжей: материалы семинара-совещания для руководящих работников учреждений профессионального образования Приволжского федерального округа. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. — С. 228 — 240

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://fgosvpo.ru/uploadfiles/npo/20130105131426.pdf/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.