Научная статья на тему 'Особенности формирования вариативной части учебных планов по специальности "Таможенное дело" в условиях действия нового стандарта ФГОС во 3+'

Особенности формирования вариативной части учебных планов по специальности "Таможенное дело" в условиях действия нового стандарта ФГОС во 3+ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ВПО 3 / ФГОС ВО 3+ / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ОСОБЕННОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / FEATURE OF REALIZATION OF SPECIALIZATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION SYSTEMS AND CUSTOMS TECHNOLOGIES / FGOS IN 3 / FGOS IN 3 +

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитченко Инна Игоревна

В статье проведен анализ формирования учебного плана специализации «Информационные системы и таможенные технологии» по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» в условиях действия Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО 3) и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3+). Представлены основные задачи специализации, перечень дисциплин специализации и приведены критерии наполнения нового учебного плана специализированными дисциплинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования вариативной части учебных планов по специальности "Таможенное дело" в условиях действия нового стандарта ФГОС во 3+»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ

УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО» В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ НОВОГО СТАНДАРТА ФГОС ВО 3+ Никитченко И.И. Email: [email protected]

Никитченко Инна Игоревна — кандидат технических наук, доцент, кафедра информатики и информационных таможенных технологий, Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Российская таможенная академия, г. Люберцы

Аннотация: в статье проведен анализ формирования учебного плана специализации «Информационные системы и таможенные технологии» по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» в условиях действия Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО 3) и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3+). Представлены основные задачи специализации, перечень дисциплин специализации и приведены критерии наполнения нового учебного плана специализированными дисциплинами. Ключевые слова: ФГОС ВПО 3, ФГОС ВО 3+, компетенции, особенность реализации специализации, информационные системы и таможенные технологии.

FEATURES OF FORMATION OF VARIABLE PART OF CURRICULA IN THE SPECIALTY "CUSTOMS AFFAIRS" IN THE CONDITIONS OF ACTION THE NEW STANDARD FSES HE 3 + Nikitchenko I.I.

Nikitchenko Inna Igorevna — candidate of technical sciences, associate professor, DEPARTMENT OF INFORMATICS AND INFORMATION CUSTOMS TECHNOLOGIES, PUBLIC STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE HIGHER EDUCATION RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY, LYUBERTSY

Abstract: the article analyzes the formation of the curriculum of specialization "Information systems and custom technology" on the specialty 38.05.02 "Customs AFFAIRS " in the conditions of action of the Federal state educational standard of higher education (FGOS in 3) and the Federal state educational standard of the higher education (FGOS in 3+) is carried out. Presents the main objectives of the specialization, list of subjects of specialization and lists the criteria for filling the new curriculum specialized disciplines.

Keywords: FGOS IN 3, FGOS IN 3 +, competences, feature of realization of specialization, information systems and customs technologies.

УДК 378.141

В августе 2015 года Министерством образования России утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» (далее Стандарт). В нем немало важная роль отведена подготовке квалифицированных специалистов таможенного дела, которые в том числе владеют информационными технологиями.

Это направление в таможенном деле, как и любой другой профессиональной области, безусловно, является актуальным особенно в период реализации федеральной целевой программы «Информационное общество (2011 - 2020 гг.) и переходом России на электронное государство [1, с. 229].

Указанные механизмы обусловлены несколькими взаимосвязанными аспектами. С одной стороны, стремительные темпы развития информационно-коммуникационных технологий, приводят к соответствующим изменениями во всех сферах жизни общества. С другой стороны, обработка огромных массивов информации в настоящее время осуществляется посредством

быстро меняющихся поколений средств вычислительной техники и специализированного программного обеспечения [2, с. 97, 98].

В современных условиях большинство специалистов - профессионалов таможенного дела при принятии управленческих решений используют различные автоматизированные рабочие места (АРМ) или комплексы программных средств (КПС), то есть специализированное программное обеспечение.

С другой стороны, если обратиться к Стандарту специальности, то к видам профессиональной деятельности выпускника относится и информационно-аналитическая деятельность, в рамках которой обучающийся должен освоить ряд профессиональных компетенций:

- ПК-32: владение навыками применения в таможенном деле информационных технологий и средств обеспечения их функционирования в целях информационного сопровождения профессиональной деятельности;

- ПК-33: владение навыками применения методов сбора и анализа данных таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

- ПК-34: способность обеспечивать информацией в сфере таможенного дела государственные органы, организации и отдельных граждан;

- ПК-35: владение навыками использования электронных способов обмена информацией и средств их обеспечения, применяемых таможенными органами;

- ПК-36: владение методами анализа финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД;

- ПК-37: владение методикой расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов;

- ПК-38: владение навыками анализа и прогнозирования поступления таможенных платежей в федеральный бюджет государства.

С 2015 года в Российской таможенной академии (РТА) начала реализовываться специализация «Информационные системы и таможенные технологии» (ИСиТТ) в рамках специальности 38.05.02 «Таможенное дело». Она была разработана ещё в период действия предыдущей версии стандарта ФГОС ВПО 3.

Особенность этой специализации заключается в усилении теоретической и практической направленности образования в целях подготовки специалиста в области проведения таможенного контроля (ТК) при совершении таможенных операций (ТО) и помещения товаров в таможенные процедуры с применением автоматизированных информационных систем и информационных технологий (АИС и ИТ).

К основным задачам специализации относятся:

- обработка информации и управление информационными технологиями в таможенных органах с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и другими организациями, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС);

- автоматизация таможенного контроля посредством современных информационных технологий, с элементом электронного документооборота;

- обеспечение информационной безопасности передаваемых электронных документов по Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (ЕАИС ТО).

В учебный план специализации ИСиТТ специальности «Таможенное дело» по стандарту ФГОС ВПО 3 входят следующие дисциплины (см. табл. 1).

Таблица 1. Перечень дисциплин, входящих в учебный план специализации по ФГОС ВПО 3

Индекс Наименование дисциплины Семестр ЗЕТ Осваиваемые компетенции

С3.В.ОД.8 Технологии и языки программирования 7 3 ПК-2

С3.В.ОД.9 СУБД и анализ данных 8, 9 6 ПК-2, 37, 39, 40, 46, 47

С3.В.ОД.10 Информационная безопасность в таможенных органах 9 3 ПК-2, 3

С3.В.ОД.11 Моделирование таможенных информационных систем 9 2 ПК-2, 37, 39, 40

С3.В.ОД.12 Анализ и оценка рисков при проведении таможенного контроля 9 3 ПК-20

С3.В.ОД.13 Интегрированная телекоммуникационная сеть таможенных органов 8 2 ПК-2, 37, 39, 40

Подбор дисциплин, входящих в состав специализации, является результатом длительной и большой совместной работы профессорско-преподавательского состава кафедры информатики и информационных таможенных технологий Российской таможенной академии и аналогичной кафедры Ростовского филиала РТА.

В основе оценки освоения ПК лежит балльно-рейтинговая система (БРС), позволяющая определить уровень (пороговый или повышенный) освоения компетенций. Баллы, накапливаемые студентами в течение семестра, зависят от вида работы (практические занятия, выполнение и защиты лабораторных работ, контрольные работы, компьютерные тестирования, решения кейсовых ситуаций, выполнение самостоятельных работ студентами (СРС) в рамках часов, отводимых для СРС и др.)

В период разработки специализации профессорско-преподавательский состав кафедры предварительно осуществлял апробацию новых специализированных курсов в рамках факультативных часов. Дисциплины, в которых в соответствии с БРС [3, с. 171] уровень освоения компетенций был выше 70 , отбирались в качестве обязательной дисциплины (ОД) вариативной части профессионального цикла специализации. Как видно из табл. 1 таких дисциплин всего шесть.

Вступление в силу нового Стандарта ввело новые требования к формированию учебного плана специализации. В настоящих условиях специализацию должны формировать дисциплины, относящиеся к вариативной части блока Б1 учебного плана: обязательные дисциплины и дисциплины по выбору (Д/в), представленные в табл. 2.

Таблица 2. Перечень дисциплин, входящих в учебный план специализации по ФГОС ВО 3+

Индекс Наименование дисциплины Семестр ЗЕТ Осваиваемые компетенции

Обязательные дисциплины вариативной части блока Б1

Б1.В1.ОД.1 Системы обработки информации в таможенных органах 9 3 ОПК-3

Б1.В1.ОД.2 Интегрированная телекоммуникационная сеть таможенных органов 8 2 ОПК-3; ПК-32, 34

Б1.В1.ОД.3 Анализ и оценка рисков в таможенной деятельности 8 2 ПК-16

Б1.В1.ОД.4 Разработка интерактивных web-приложений 8 2 ОПК-3; ПК-35

Б1.В1.ОД.5 Технологии и языки программирования 7 4 ОПК-3

Б1.В1.ОД.6 СУБД и анализ данных 8, 9 6 ОПК-3; ПК-32, 34, 40, 41

Б1.В1.ОД.7 Информационная безопасность в таможенных органах 9 3 ОПК-1, 3

Б1.В1.ОД.8 Моделирование таможенных информационных систем 9 2 ОПК-3; ПК-32, 34

Б1.В1.ОД.9 Электронное представление сведений таможенным органам 9 4 ПК-32, 34

Дисциплины по выбору вариативной части блока Б1

Б1.В.ДВ.1.1 Архитектура ЭВМ и вычислительных сетей 7 2 ОПК-3

Б1.В.ДВ.2.1 Использование программ визуализации данных в профессиональной деятельности 9 2 ОПК-3

Б1.В.ДВ.3.1 Базы данных основных источников таможенной информации 9 2 ОПК-3, ПК-32

Б1.В.ДВ.4.1 Компьютерное моделирование 8 2 ОК-1, 7

Б1.В.ДВ.4.2 Основы системного анализа 8 2 ОК1, 7, ПК- 26, 27

Б1.В.ДВ.5.1 Основы информационной безопасности в Российской Федерации 7 2 ОПК-1

Б1.В.ДВ.6.1 Управление данными и СУБД 6 2 ОПК-3, ПК-32, 34

Б1.В.ДВ.6.2 Основы Web-технологий 6 2 ОПК-3

Б1.В.ДВ.7.1 Проектирование автоматизированных информационных систем 9 3 ОПК-1, 3, ПК-32

Б1.В.ДВ.8.1 Методы обработки и анализа данных в таможенных органах 9 3 ПК-25, 26, 32

Б1.В.ДВ.9.1 Мировые информационные ресурсы 9 2 ОПК-1, 3, ПК-32, 34

Не надо быть большим экспертом, чтобы, проанализировав подходы, реализуемые ФГОС ВПО 3 и ФГОС ВО 3+, сделать вывод, что большим количеством дисциплин, а это значит и большим количеством зачетных единиц (ЗЕ) учебного плана, отводимых на изучение компетенций Стандарта, можно достичь высоких результатов освоения информационно -аналитического вида деятельности по специальности 38.05.02 «Таможенное дело».

Список литературы / References

1. Королева Н.Л., Дудаков В.П. Содержание подготовки бакалавров прикладной информатики при переходе на стандарты третьего поколения // Вестник ТГУ. Т. 17. Вып. 1, 2012. С. 229-230.

2. Гендина Н.И. Информационная культура выпускников университета культуры и искусств: достоинства и недостатки ФГОС ВПО третьего поколения // Вестник Кем ГУКИ. 20/2012, 2012. С. 97-121.

3. Никитченко И.И. Особенности формирования профессиональных компетенций специалиста в рамках дисциплины «Информационные технологии в таможенном деле» // Информационные технологии в образовании, науке, технике и гуманитарной сфере: Межвузовский сборник трудов, выпуск № 5. Москва: МосГУ, 2014. С. 165-172.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В РАМКАХ ТЕМЫ «ЭКОЛОГИЯ» В ВУЗЕ Вуллер А.А.1, Степанова Л.В.2 Email: [email protected]

'Вуллер Анна Анатольевна - старший преподаватель; 2Степанова Лариса Валерьевна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра английского языка для машиностроительных специальностей (Л-3), факультет лингвистики, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

г. Москва

Аннотация: рассматриваются основные проблемы реализации компетентностного подхода на занятиях по обучению иностранному языку и методы формирования экологической культуры у студентов. Анализируются причины низкой экологической грамотности студентов. Показана необходимость разработки универсальных учебных материалов по теме «Экология» для широкого спектра технических специальностей, обеспечения преемственности программ данной тематики на различных этапах обучения, и использования коммуникативной методики «ESA». Ключевые слова: межкультурная коммуникация, экологическая культура, коммуникативная компетенция, методика «ESA».

REALIZATION OF COMPETENCE APPROACH AT THE FOREIGN LANGUAGE SEMINARS ON ECOLOGY IN INSTITUTES OF HIGHER LEARNING Vuller A.A.1, Stepanova L.V.2

'Vuller Anna Anatol'evna - Senior university teacher; 2Stepanova Larisa Valeryevna - PhD in Biology, Associate Professor, DEPARTMENT "ENGLISHLANGUAGE FOR MACHINE-BUILDING SPECIALITIES ", FACULTY OF LINGUISTICS, BAUMANN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: main problems of competence approach realization at the foreign language seminars and ways of students' ecological culture development are considered. The reasons of their poor ecological literacy are analyzed. The necessity to create up-to-date learning materials for the wide range of technical specialities and to provide continuous learning of ecological safety aspects through the courses of foreign languages from the first-year to magister ones is shown. ESA-method of teaching English as the most suitable means of communicative competence development is discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.