Научная статья на тему 'Реализация компетенций социально-гуманитарными дисциплинами в соответствии со стандартами ФГОСВПО, ФГОС во'

Реализация компетенций социально-гуманитарными дисциплинами в соответствии со стандартами ФГОСВПО, ФГОС во Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDOF HIGHER EDUCATION / БАКАЛАВРИАТ / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES AND FOREIGN LANGUAGES / ФГОС ВПО / ФГОС ВО / BACHELOR''S DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова Екатерина Алексеевна, Уланов Андрей Владимирович

В статье приведен сравнительный анализ стандартов ФГОС ВПО (ФГОС 3) и ФГОС ВО (ФГОС 3+) по реализуемым образовательным программам в НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий», на основании которого рассматривается реализация компетенций социально-гуманитарными дисциплинами и иностранными языками в основных образовательных программах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филимонова Екатерина Алексеевна, Уланов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCIES OF SOCIAL-HUMANITARIAN DISCIPLINES IN ACCORDANCE WITH THE STANDARDS PHOSPO, THE GEF IN

The author gives a comparative analysis of the Federal educational standard of higher professional educationand theFederal state educational standardof higher education on implemented educational programs in the NOU VPO «Siberian Institute of Business and Information Technology», on the basis of which an implementation of competencies of social and humanitarian disciplines and foreign languages in basic education programsare considered

Текст научной работы на тему «Реализация компетенций социально-гуманитарными дисциплинами в соответствии со стандартами ФГОСВПО, ФГОС во»

УДК 378 © Е.А. Филимонова

Е.А. Филимонова, A.B. Уланов РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ ФГОСВПО, ФГОС ВО

В статье приведен сравнительный анализ стандартов ФГОС ВПО (ФГОС 3) и ФГОС ВО (ФГОС 3+) по реализуемым образовательным программам в НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий», на основании которого рассматривается реализация компетенций социально-гуманитарными дисциплинами и иностранными языками в основных образовательных программах.

Ключевые слова: федеральный образовательный стандартвысшего образования, бакалавриат, компетенции, социально-гуманитарные дисциплины и иностранные языки, ФГОС ВПО, ФГОС ВО.

Пришедшие на смену Государственным образовательным стандартам второго поколения (ГОС 2) Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС 3) введены в действие с 1 сентября 2011 года. Главной отличительной особенностью ФГОС 3 был фактический отказ от описания требований к минимуму содержания образовательных программ как набору обязательных учебных дисциплин и дидактических единиц их составляющих, в пользу требований к результатам освоения образовательных программ, представленных в форме компетенций выпускников. Структура программ, установленная ФГОС 3, включала учебныециклы с указанием планируемых результатов обучения и разделы с установленной трудоемкостью освоения, выраженной в зачетных единицах. Вместо использовавшихся в ГОС 2 федерального, регионального и вузовского компонентов образовательной программы в ФГОС в каждом цикле выделены базовая и вариативная части. Результаты освоения вариативной части образовательных программ, согласно ФГОС 3, определялись вузом самостоятельно.

Введение в действие «Закона об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 обусловило необходимость внесения изменений в действующие ФГОС 3 и разработку новой редакции федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, так называемых, ФГОС 3+.

Во ФГОС 3+ сохранен акцент на компетент-ностную форму представления результатов освоения программ, расширены права образовательных организаций в формировании структуры образовательных программ. Сделан определенный шаг по систематизации, укрупнению и унификации компетенций выпускников (общекультурных и общепрофессиональных) по областям образования. Требования ФГОС 3+ к структуре образовательных программ носят исключительно рамочный характер и включают три крупных блока: Дисциплины (модули), Практики и Государственная итоговая аттестация. В блоке Дис-

циплины (модули) выделены базовая и вариативная части с указанием интервала трудоемкости для их освоения. При этом дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы и являющиеся обязательными вне зависимости от ее направленности, определяются образовательной организацией самостоятельно.

В целях повышения государственной гарантии уровня и качества образования в ФГОС 3+ были детализированы требования к условиям реализации образовательных программ, включая требования к кадровому, учебно-методическому, финансовому обеспечению, научным публикациям, учебным площадям и т.п.

В настоящее время в формате ФГОС 3+ подготовлен 691 стандарт по направлениям и специальностям бакалавриата, магистратуры, специалитета и подготовки кадров высшей квалификации.

В НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» реализуютсятри направления в соответствии со стандартами ФГОС 3 и три направления подготовки в соответствии со стандартами ФГОС 3+ (см. рис. 1).

Направления, реализуемые в НОУ ВПО "СИБИТ"

По стандартам ФГОС 3

По стандартам ФГОС 3+

38.03.02 Менеджмент (программа бакалавриата)

- профиль "Маркетинг"

- профиль "Менеджмент в торговых организаци-

ях

- профиль "Менеджмент на предприятиях НГК"

- профиль "Менеджмент организации"

- профиль "Управление малым бизнесом" профиль "Финансовый менеджмент"

38.03.03 Управление персоналом (программа бакалавриата ■ профиль "Управление персоналом организа-

40.03.01 Юриспруденция (программа бакалавриата

- профиль "Государственно-правовой"

- профиль "Гражданско-правовой" ■ профиль "Уголовно-правовой"

09.03.03 Прикладная информатика (программа бакалавриата - профиль "Прикладная информатика в эконо-

38.03.01 Экономика (программа бакалавриата

- профиль "Экономика предприятий и организаций

- профиль "Финансы и кредит"

- профиль "Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Рис. 1. Реализация образовательных программ в соответствии со стандартами

В вышеперечисленных направлениях подготовки в ФГОС 3+ по сравнению с ФГОС ВПО (бакалаврит), можно выявить следующие отличия:

1 )Объем программы по очно-заочной и заочной формам обучения, реализуемой за один учебный год, устанавливается самой образовательной организацией (возможные формы обучения по направлениям подготовки устанавливаются стандартами).

2)Объем программы по индивидуальному учебному плану, реализуемой за один учебный год, устанавливается не более 75 з.е. в год.

3)Отдельно оговариваются возможности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в том числе и при обучении инвалидов), а также сетевой формы реализации образовательных программ.

4)Поменялась структура компетенций:

а) помимо общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) добавились общепрофессиональные компетенции (ОПК);

б) ОК по ФГОС 3+ носят универсальный характер для всех направлений подготовки соот-

ветствующего уровня (для бакалавриата всего 9 общекультурных компетенций);

в) восновные образовательные программы по ФГОС 3+ включаются все ОК и ОПК, предусмотренные стандартом. Профессиональные компетенции включаются в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована ООП (зависит от профиля/направленности программы). Вуз может дополнить список ПК с учетом ориентации программ на конкретные области знаний и (или) вид(ы) деятельности.

5)Изменен раздел «требования к структуре программы бакалавриата по направлению подготовки»:

а) по ФГОС ВПО деление проводилось по циклам: гуманитарный и социально-экономический, математический и информационно-технологический цикл, профессиональный цикл, Физическая культура. Каждый цикл делился на базовую и вариативную часть. Дисциплины базовой части по каждому циклу были прописаны в стандарте.

п

п

Структура ООП по ФГОС 3+ предполагает выделение трех блоков: Дисциплины (базовая часть и вариативная часть), практики (базовая часть и вариативная часть) и государственная итоговая аттестация.

В базовую часть включаются дисциплины:

- утвержденные стандартом: Философия, История, Иностранный язык, БЖД, Физическая культура. Дисциплина «Физическая культура» по ФГОС 3+ делится на две: Физическая культура (включает лекции, семинары и прием нормативов, не менее 72 академических часов) и Прикладная физическая культура (практические занятия, не менее 328 академических часов);

- установленные вузом и направленные на формирование компетенций, предусмотренных стандартом.

В вариативную часть включаются дисциплины, установленные вузом. Они должны быть направлены на расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом (в случае установления организацией указанных компетенций), Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью образовательной программы.

б) То же самое относится и к практикам. В стандарте указываются возможные формы учебной и производственной практик. Выбор формы определяется основными видами деятельности в соответствии с профилем/направленностью программы.

По ФГОС 3+ обязательной становится преддипломная практика (для выполнения ВКР).

в) В дисциплины по выбору включаются и специализированные адаптационные дисциплины для инвалидов.

6)В разделе «Требования к условиям реализации программ бакалавриата по направлению подготовки» сохранились лишь пункты, касающиеся требований к кадровому, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, а также материальных условий реализации программы.

Все остальные условия, включая содержание программы, регламентируются Порядком организации и осуществления образовательной деятельности, Порядком проведения ГИА, Положением о практиках.

7)Изменения по кадровому обеспечению:

а) добавлено требование, чтобы доля

штатных преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50% от общего количества преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс в вузе.

б) По ФГОС ВПО доля преподавателей имеющих ученую степень и/или звание должна была составлять не менее 60%.

По ФГОС 3+ это требование звучит следующим образом: Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих высшее образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе бакалавриата, должна составлятьне менее 70%.

в) Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе бакалавриата, должна быть не менее 10%(по ФГОС ВПО было не менее 5%).

8)Изменения по материально-

техническому и учебно-методическому обеспечению:

а) В случае если доступ к необходимым в соответствии с рабочими программами дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечную систему, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочей программе, на 100 студентов (по ФГОС ВПО было не менее 25 экземпляров на 100 студентов).

б) Возраст печатных изданий остается прежним, но добавлено: за исключением дисциплин (модулей), направленных на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

в) Добавлен пункт: Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

г) По материально техническому обеспечению в ФГОС 3+ дополнительно оговаривается:

- по программам, реализуемым в сетевой форме, выполнение материально-технических и учебно-методических требований обеспечивается совокупностью ресурсов всех вузов-партнеров;

- по программам, реализуемым на базовых кафедрах, выполнение этих требований обеспечивается совокупностью ресурсов вуза и этих кафедр, созданных на базе предприятий и других сторонних организаций. Вуз, использующий материальную базу предприятий (организаций), заключает договор на ее использование;

- используемая для реализации образовательных программ общая площадь помещений должна составлять не менее 10 квадратных метров на одного обучающегося (приведенного контингента) с учетом учебно-лабораторных зданий, двухсменного режима обучения и применения электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий.

9)Дополнения к разделу о финансировании образовательных программ:

Устанавливаются параметры для определения нормативных затрат на выполнение госуслуги по реализации программы: соотношение численности преподавателей и студентов, содержание лабораторного оборудования, необходимость организации выездных практик.

10) Дополнения по оценке качества освоения программ бакалавриата:

а) Уровень качества программ бакалавриата и их соответствие требованиям рынка труда и профессиональных стандартов (при наличии) может устанавливаться с учетом профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

б) В целях приближения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к задачам их будущей профессиональной деятельности, образовательная организация должна разработать порядок и создать условия для привлечения к процедурам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также экспертизе оценочных средств внешних экспертов - работодателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), а также преподавателей смежных образовательных областей, специалистов по разработке и сертификации оценочных средств.

Для формирования прописанных в стандарте компетенций, требуется продуманный перечень дисциплин, а также организация межпредметных связей. Проанализируем компетенции, которые формируются при изучении социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков в НОУ ВПО «СИБИТ» в направлениях, реализующихся по стандарту ФГОС 3 (см.

табл.1).

Таблица 1 .Соответствие компетенции, реализуемых дисциплинами СГДиИЯ по стандарту ФГОС

3

Наименование направления подготовки

Шифр компетенции / дисциплины

Наименование компетенции/ дисциплины

40.03.01 "Юриспруденция" профиль

ОК-1

осознаниесоциальную значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального право-

сознания

Б1.Б.4

ОК-2

Б1.Б.4

Профессиональная этика

способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста

ОК-3

Б1.Б.1

ОК-4

Б1.В.ОД.1

Профессиональная этика

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору _путей ее достижения_

Философия

способность логически верно, аргументированно и ясно стро-_ить устную и письменную речь_

Б1.В.ОД.З

ОК-5

Б1.Б.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Русский язык и культура речи

.Логика

обладание культурой поведения, готовность к кооперации с _коллегами, работе в коллективе_

Профессиональная этика

Б1.Б.5

ОК-6

Б1.Б.4

Безопасность жизнедеятельности

нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное _отношение к праву и закону_

ОК-7

Б1.Б.4

Профессиональная этика

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации _и мастерства_

ОК-8

Б1.В.ОД.2

Профессиональная этика

способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении _социальных и профессиональных задач_

Социология

ОК-9

Б1.В.ОД.2

способность анализировать социально значимые проблемы и _процессы_

Социология

ОК-13

Б1.Б.2

владение необходимыми навыками профессионального обще_ния на иностранном языке_

ПК-17

Б1.В.ДВ.1.1

Иностранный язык в сфере юриспруденции

способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне

Педагогика

Б1.В.ДВ.1.2

ПК-18

Б1.В.ДВ.1.1

Основы теории воспитания

способность управлять самостоятельной работой обучающихся

Педагогика

Б1.В.ДВ.1.2

ПК-19

Б1.Б.4

Основы теории воспитания

способность эффективно осуществлять правовое воспитание

ПКГП-8

ФТД.1

Профессиональная этика

владение навыками ведения здорового образа жизни, участие _в занятиях физической культурой и спортом_

Физическая культура и спорт

38.03.03 Управление персоналом

ОК-1

знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

Б1.Б.8

ОК-2

Б1.Б.1

Б1.Б.З

ОК-3

Б1.Б.З

Б1.Б.4

ОК-4

Б1.Б.З

ОК-6

Б1.Б.9

Культурология

знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности

Философия

История

способность занимать активную гражданскую позицию

История

Политология

умение анализировать и оценивать исторические события и _процессы в их динамике и взаимосвязи_

История

умение логически верно, аргументированно и ясно строить _устную и письменную речь_

ОК-7

Б1.Б.9

Культура речи и деловое общение

способность отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения

Культура речи и деловое общение

Б1.В.ОД.1

Профессиональная этика

БЗ.Б.21

ОК-8

Б1.Б.6

ОК-11

Б1.Б.7

БЗ.В.ОД.З

Этика деловых отношений

готовность к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладание навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффек-_тивности деятельности других_

Социология

стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, умение расставлять приоритеты, ставить личные цели, способность учиться на собственном опыте и опыте других

Психология

ОК-12

Б1.Б.9

Психодиагностика в управлении персоналом

умение критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес

Культура речи и деловое общение

Б1. В-ОД. 1

ОК-15

Б1.Б.2

ОК-20

Б1.В.ДВ.2.1

Б1 .В.ДВ.2.2

Б2.Б.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БЗ.Б.21

ОК-23

Б2.Б.4

БЗ.Б.6

БЗ.Б.15

ПК-30

Б1.В.ДВ.1.1

Б1 .В.ДВ.1.2

ПК-31

Б1. В. ДВ. 1.1

Б1. В. ДВ. 1.2

ПК-32

Б1 .В.ДВ.1.1

Б1.В.ДВ.1.2

ПК-33

Б1.В.ДВ.1.1

Б1.В.ДВ.1.2

ПК-34

БЗ.Б.23

ПК-35

Б1.В.ДВ.1.1

Б1.В.ДВ.1.2

БЗ.Б.23

ПК-39

БЗ.Б.14

Профессиональная этика

владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность

Иностранный язык

способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая пере_писка, электронные коммуникации_

Межкультурные бизнес-коммуникации

Коммуникации в международном бизнесе

Концепции современного естествознания

Этика деловых отношений

владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий

Концепции современного естествознания

Безопасность жизнедеятельности

Основы безопасности труда

владение навыками разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о _командировках и пр.)_

Делопроизводство

Документационное обеспечение профессиональной деятельно-

знание основ разработки и внедрения кадровой и управленческой документации, оптимизации документооборота и схем _взаимодействия между подразделениями_

Делопроизводство

Документационное обеспечение профессиональной деятельно-

сти

владение навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (составление доку_ментов о поощрениях и взысканиях)_

Делопроизводство

Документационное обеспечение профессиональной деятельно-

знание основ разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений и сопровождающей документации

Делопроизводство

Документационное обеспечение профессиональной деятельности

владение навыками ознакомления сотрудников организации с кадровой документацией и действующими локальными нормативными актами

Документационное обеспечение управления персоналом

умение вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, знание основ кадровой статистики, владение навыками составления кад-_ровой отчетности_

Делопроизводство

Документационное обеспечение профессиональной деятельно-

сти

Документационное обеспечение управления персоналом

знание основ возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умение применять их на практике

Конфликтология

ПК-58

БЗ.Б.6

способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использование его результатов для _принятия управленческих решений_

ПК-69

БЗ.Б.14

Безопасность жизнедеятельности

умение обеспечивать соблюдение этических норм взаимоот-_ношений в организации_

Конфликтология

БЗ.Б.21

ПК-71

БЗ.Б.13

Этика деловых отношений

способность обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального _выгорания_

Психофизиология профессиональной деятельности

БЗ.Б.14

ПК-78

БЗ.Б.14

Конфликтология

способность участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям

СК-1

Б4

Конфликтология

способность придерживаться этических ценностей и здорово_го образа жизни_

Физическая культура

38.03.02 Менеджмент

ОК-1

знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

Б1.В.ОД.5

ОК-2

Б1.Б.2

ОК-3

Б1.В.ДВ.2.1

Культурология

знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности

Философия

способность занимать активную гражданскую позицию

Политология

Б1 .В.ДВ.2.2

ОК-4

Б1.Б.1

ОК-5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б1.В.ОД.З

ОК-6

Б1.В.ОД.4

Политические процессы

умение анализировать и оценивать исторические события и _процессы_

История

владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору _путей ее достижения_

.Логика

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-7

Б1.В.ДВ.1.1

Культура речи и деловое общение

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Психология управления

Б1.В.ДВ.1.2

ОК-13

Б1.Б.4

ОК-14

Б1.Б.З

Социология управления

способность анализировать социально значимые проблемы и

процессы

Социология

владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность

ОК-19

БЗ.Б.9

Иностранный язык

способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую пере_писку, электронные коммуникации_

Деловые коммуникации

annripuiip ПГИПВИМШ! ллртпг)плли япщитм прпп?впг>гтвеиип?п

БЗ.Б.8

ОК-22

персонала и населения от возможных последствий аварий,

_катастроф, стихийных бедствий_

Безопасность жизнедеятельности

способность придерживаться этических ценностей и здорово_го образа жизни_

Б4

ПК-6

Физическая культура

владение различными способами разрешения конфликтных

ситуаций

БЗ.В.ОД.7

Конфликтология

Поскольку в ФГОС 3+ выделяются универсальные для всех направлений подготовки общекультурные компетенции, то реализацию этих компетенций в СГДиИЯможно рассматривать отдельно (см. Табл. 2)

Таблица 2

Соответствие общекультурных компетенций, реализуемых дисциплинами СГДиИЯ по стандарту ФГОС 3+

Шифр компетенции / дисциплины

Наименование компетенции/ дисциплины

ОК-1

способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции_

Б1.Б.1

Философия

ОК-2

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

Б1.Б.2

История

Б1.Б.7

Политология

Б1.Б.22

История государственного управления

ОК-5

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

Б1.Б.З

Иностранный язык

ФТД.2

Деловой иностранный язык

ОК-7

способность к самоорганизации и самообразованию

Б1.Б.21

Социальная психология

Б2.Н.1

Научно-исследовательская работа

ОК-8

способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Б1.Б.5

Физическая культура и спорт

Элективные курсы по физической культуре

ОК-9

способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций_

Б1.Б.4

Безопасность жизнедеятельности

Общепрофессиональные и профессиональные компетенции ФГОС 3+индивидуальны для каждого направления подготовки (см. Табл. 3).

Таблица 3

Соответствие общепрофессиональных и профессиональных компетенций, реализуемых дисциплинами _СГДиИЯ по стандарту ФГОС 3+_

Наименование направления подготовки Шифр компетенции /дисциплины Наименование компетенции/ дисциплины

38.03.04 Прикладная информатика ОПК-4 способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации

Б1 .В.ОД.10 Риторика

Б1.В.ДВ.5.1 Ведение переговоров

Б1.В.ДВ.5.2 Переговорный процесс

ПК-6

Б1.Б.8

владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

ПК-9

Б1.Б.23

Социология

способность осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации_

Б1.В.ОД.2

-+-

Деловые коммуникации

Психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПК-10

Б1.Б.19

способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению

ПК-15

Б1.Б.26

Этика государственной и муниципальной службы

умение вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях

Основы делопроизводства

38.03.01 Экономика

ОПК-2

способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

Б1.Б.1

Философия

Б1.Б.7

Социология

Б1.Б.8

Б1.В.ОД.1

+

Психология

Культурология

38.03.04. Государственное и муниципальное управление

ОПК-4

способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации

Б1 .В.ОД.10

ПК-6

Б1.Б.8

Риторика

владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,_

ПК-9

Б1.Б.23

Социология

способность осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации_

Б1.В.ОД.2

-+-

Деловые коммуникации

Психология

ПК-10

Б1.Б.19

способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению_

ПК-15

Б1.Б.26

Этика государственной и муниципальной службы

умение вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учрежден

Основы делопроизводства

Представленный анализ наглядно демонстрирует изменения в структуре компетенцийпри реализации образовательных стандартов ФГ0СЗ+ по отношениюк ФГОС 3:

а) добавление общепрофессиональных компетенций, реализуемых при изучении СГДи-

ИЯ. А именно: способность осуществлять деловое общение и публичные выступления; вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации; способность осуществлять сбор, анализ

и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач.

б) универсальный характер общекультурных компетенций для всех направлений подготовки, реализуемых при изучении СГДиИЯ: ОК1-способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции; ОК2 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; ОК5 - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; ОК 7 - способность к самоорганизации и самообразованию; ОК 8 - способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; ОК 9 - способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

Социально-гуманитарные дисциплины и иностранные языки вносят существенный вкладв формирование профессиональных компетенций: владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ;способность осуществлять межличностные,

групповые и организационные коммуника-ции;способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведе-нию;умение вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях; владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ;способность осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуника-ции;способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведе-нию;умение вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждений.

Таким образом, подтверждаетсяважное значение социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков в формировании компетенций у выпускника по программам бакалавра, в соответствии с требованиями ФГОС 3 и ФГОС 3+.

Библиографический список

1 .Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета № 5976 от 31 декабря 2012 г.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального обра-зованияпо направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464. - Режим доступа: Ы±р://минобрнауки.рф/ (свободный).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 544.- Режим доступа: Ы±р://минобрнауки.рф/ (свободный).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального об-разованияпо направлению подготовки 080400 Управление персоналом (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2073.- Режим доступа: Ы±р://минобрнауки.рф/ (свободный).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2014 г. № 1567.- Режим доступа: Ы±р://минобрнауки.рф/ (свободный).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12марта 2015 г. № 207.- Режим доступа: Ы±р://минобрнауки.рф/ (свободный).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12ноября 2015 г. № 1327.- Режим доступа: Ы±р://минобрнауки.рф/ (свободный).

References

1. Federalnyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal Law of 29.12.2012g. № 273-FZ "On Education in the Russian Federation] // Rossijskajagazeta № 5976 ot 31.12.2012. - Rezhimdostupa: http://minobrnauki.rf/ (svobodnyj).

2.Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego professionalnogo obrazovanija ponapravleniju podgotovki 030900 Jurisprudencija (kvalifikacija (stepen) «bakalavr» )[Federa[ state educational standard of higher professional education in the direction of preparation 030900 Law (qualification (degree) "Bachelor")], utverzhdennyj prikazom Ministerstvom obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 4 maja 2010 g. № 464.- Rezhimdostupa: http://minobrnauki.rf/ (svobodnyj).

3.Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego professionalnogo obrazovanija ponapravleniju podgotovki 080200 Menedzhment (kvalifikacija (stepen) «bakalavr»)[Federal state educational standard of higher professional education in the direction of preparation 080200 Management (qualification (degree) "Bachelor")], utverzhdennyj prikazom Ministerstvom obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 20maja2010g. № 544. - Rezhimdostupa: http://minobrnauki.rf/ (svobodnyj).

4.Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego professionalnogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 080400 Upravlenie personalom (kvalifikacija (stepen) «bakalavr»)[Federal state educational standard of higher professional education in the direction of preparation 080400 Personnel Management (qualification (degree) "Bachelor")], utverzhdennyj prikazom Ministerstvom obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot24dekabrja2010 g. № 2073. - Rezhimdostupa: http://minobrnauki.rf/ (svobodnyj).

5. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 38.03.04 Gosudarstvennoe i municipalnoe upravlenie (uroven bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 38.03.04 State and municipal management (undergraduate level)], utverzhdennyjprikazomMinisterstvaobrazovanija i naukiRossijskojFederaciiot 10 dekabrja 2014 g. № 1567.- Rezhimdostupa: http://minobrnauki.rf/ (svobodnyj).

6.Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 09.03.03 Prikladnaja informatika (uroven bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 09.03.03Applied Informatics (undergraduate level)], utverzhdennyj prikazom Ministerstvom obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 12marta 2015 g. № 207.- Rezhimdostupa: http://minobrnauki.rf/ (svobodnyj).

7.Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 38.03.01Jekonomika (uroven bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 38.03.01 Economy (undergraduate level)], utverzhdennyj prikazom Ministerstvom obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 12nojabrja2015 g. № 1327.-Rezhimdostupa: http://minobrnauki.rf/ (svobodnyj).

THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCIES OF SOCIAL-HUMANITARIAN DISCIPLINES IN ACCORDANCE WITH THE STANDARDS PHOSPO, THE GEF IN

Ekaterina A. Filimonova,

associate Professor, Siberian Institute of business and information technologies

Andrew V. Ulanov,

associate Professor, Siberian Institute of business and information technologies

Abstract. The author gives a comparative analysis of the Federal educational standard of higher professional educationand theFederal state educational standardof higher education on implemented educational programs in the NOU VPO «Siberian Institute of Business and Information Technology», on the basis of which an implementation of competencies of social and humanitarian disciplines and foreign languages in basic education programsare considered.

Keywords: Federal state educational standardof higher education, bachelor's degree, competence, social and humanitarian disciplines and foreign languages.

Сведения об авторах:

Филимонова Екатерина Алексеевна - кандидат философских наук, доцент Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: fili-monova_k@mail.ru.

Уланов Андрей Владимирович - доктор филологических наук, доцент Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: kaf_gum@sano.ru.

Статья поступила в редакцию 02.02.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.