М. Усмонова, И. Каримов
ОСНОВЫ ОВЛАДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: ннформацнонно-коммуннкацнонные технологии, компьютерная грамотность, профессиональная деятельность, уровень сформированности, сельскохозяйственный профиль
Не секрет, что совсем скоро все сферы производства и отрасли будут применять информационные технологии для повышения качества продукции и сокращения затрат на рабочую силу. В связи с этим, очень важно уже сегодня сконцентрировать внимание на подготовку не только профессиональных кадров, но и на подготовку специалистов, умеющих использовать новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в будущей профессиональной деятельности, способных устремляться в будущее и ориентированных на самостоятельное образование.
Приведем данные социологического опроса, проведенного нами со студентами и специалистами в области сельскохозяйственной отрасли. В нем участвовали по 100 человек каждой группы и давались баллы профессионально-важным качествам специалиста сельскохозяйственной отрасли. Также опрос был проведен у специалистов вышеуказанной отрасли, они также, как и студенты дали оценку профессионально-важным качествам специалиста сельскохозяйственной отрасли.
— 192 -f НОМАИ д онишгох J
Профессионально-важные качества Студенты Специалисты
Баллы Баллы
1 2 3 1 2 3
Глубокие профессиональные знания и 0 20 80 0 11 89
навыки
Исполнительность 5 16 79 1 13 86
Самообразование 9 45 46 5 60 35
Ответственность 2 19 77 0 15 85
Коммуникабельность 8 35 57 6 23 71
Компьютерная грамотность 1 19 80 2 15 83
Трудолюбие 3 17 80 3 25 72
Умение работать в команде 8 30 62 5 40 55
Умение прогнозировать результаты своей 19 31 50 2 31 67
профессиональной деятельности
Знание и умение пользования 9 32 53 11 15 74
информационными ресурсами (электронная
почта, интернет)
Навыки использования ИКТ в 2 15 83 0 21 79
профессиональной деятельности
Таб. 1. Данные социологического исследования оценки профессионально-важных качеств специалиста сельскохозяйственной отрасли
Как видно по таблице, расхождения между ответами студентов и специалистов незначительны. Также наряду с такими профессионально-важными качествами как глубокие профессиональные знания и навыки, ответственность и исполнительность стоят компьютерная грамотность, навыки использования ИКТ в профессиональной деятельности. Это еще раз доказывает тот факт, что сегодня без знания и навыков использования ИКТ невозможно добиться успеха и продвижения в профессиональной деятельности.
Применение информационных технологий в профессиональной деятельности стало предметом рассмотрения в трудах В.П. Беспалько, Ю.С. Брановского, Т.А. Левиной, Е.С. Полат, И. В. Роберт, С.Р. Удалова, Bork A., KMman G.M., Mullan А.Р и др. Ими обоснована возможность и особенности использования средств информационных технологий, раскрыты условия развития информационной культуры.
Готовность будущих специалистов к использованию ИКТ в профессиональной деятельности необходимо рассматривать с
экономического, социального-личностного развития, чего не наблюдается современных научно-практических разработках.
Анализ научной и практической разработанности темы показывает, что, несмотря на значительное расширение исследований в области формирования готовности к использованию ИКТ в профессиональной деятельности в целом, на сегодняшний день в высшей школе отсутствует целостная теоретическая и практическая концепция, позволяющая обосновать основные концептуальные подходы к проблеме формирования и реализации готовности личности к использованию информационных технологий. Кроме того, в большинстве исследований готовность к использованию ИКТ, хотя и признается неотъемлемым качеством личности современного специалиста, она по-прежнему ассоциируется преимущественно либо с технико-технологическими аспектами информатизации и приобретением навыков работы с персональным компьютером, либо с усвоением правил пользования информационными ресурсами и алгоритмами их поиска в электронных каталогах. Важность каждого из этих направлений сама по себе не вызывает сомнений, однако изолированность, автономность данных подходов не обеспечивает единой картины будущего специалиста, в нашем случае, специалиста в области сельского хозяйства. Кроме этого, многие подходы к изучению готовности студента к использованию ИКТ в различного рода деятельности (учебной, профессиональной и др.) сводятся к ее феноменологическому описанию, не раскрывая при этом системообразующих факторов данной готовности, не описывая механизм ее функционирования в целом.
В государственной программе развития и внедрения ИКТ в Республике Таджикистан говорится: «Основной целью Программы является создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, органов государственной власти и местных исполнительных органов государственной власти путем внедрения и массового распространения ИКТ». Таким образом, будущий специалист сельского хозяйства, как и любой другой, должен обладать объемом технических знаний на уровне современного научно-технического прогресса, на достаточной для этого фундаментальной основе и уметь самостоятельно решать
— 194-( НОМАИ донишгох !)
задачи научно-исследовательской, внедренческой и производственной деятельности в различных отраслях народного хозяйства» [2].
Рассматривая деятельность квалифицированного специалиста в области сельского хозяйства в современных условиях, можно выделить следующие характеристики информационной готовности будущего специалиста:
• способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для компетентного выполнения профессиональных задач;
• способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных ИКТ для достижения профессионально значимых целей;
• готовность к саморазвитию и самообразованию в сфере ИКТ, необходимых для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональной деятельности.
Работа со студентами и анализ показали, что уровень подготовки студентов сельскохозяйственной специальности к применению ИКТ в профессиональной деятельности не соответствует задачам информатизации отрасли, в частности, не формирует готовность будущих специалистов к деятельности в условиях современной информационной среды.
Г.С. Агабаян, исследуя проблему готовности к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, установила, что данное понятие характеризуется как динамично развивающаяся личностная характеристика, выражающая степень профессиональной подготовленности и объединяющая такие компоненты, как мотивационный, когнитивный, деятельностный [2].
Названные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, при этом первый из них - мотивационный - является системообразующим. Особенность каждого компонента обусловлена спецификой информатизации процесса управления, суть которого состоит в использовании информационных технологий.
В общем виде систему готовности к использованию информационных технологий можно представить в виде динамических взаимоотношений между такими компонентами как: мотива-
ционно-ценностный (побуждающий); интеллектуальный; опера-ционально-деятельностный.
Вышеуказанные компоненты не исчерпывают всех аспектов готовности к использованию информационных технологий, поэтому системообразующим компонентом данной готовности, имеющим в своей структуре мотивационно-ценностный, интеллектуальный и операционально-деятельностный компоненты, является информационная составляющая или информационный компонент.
Система критериев и показателей готовности к использованию ИКТ в профессиональной деятельности может включать:
" информационное мировоззрение, выраженное через осознание содержания и структуры информационно-компьютерной деятельности как эталонов для осознания своих качеств;
" отношение к информационно-компьютерной деятельности как к средству достижения определенного уровня профессионального и личностного развития, которое определяется через ценностные ориентации и смысловые установки;
" актуализация себя как специалиста с достаточным для своей профессиональной жизнедеятельности уровнем знаний, умений и навыков в области работы с информационными технологиями, выраженная посредством определения места информационных технологий в общем жизненном контексте человека и наличия в структуре «Я - концепции» специалиста аспектов жизни;
согласованность «Я-концепции» личности, которая определяется степенью согласованности образа «Я-субъект информационно-компьютерной деятельности» с различными аспектами Я (физическим, социальным, экономическим и т.д.).
Мы согласны с мнением С.А. Печерской, которая выделила три уровня сформированности готовности студента к использованию ИКТ [3]:
уровень начинающего пользователя - студент имеет неустойчивый интерес, несмотря на то, что осведомлен о роли и месте информационных технологий в профессиональной деятельности и значимости их в личностном развитии, их функциональных возможностях, имеет навыки выполнения отдельных
— НОМАИ донишгох У
операций в сфере технологии, недостаточные для самостоятельного решения задач;
" уровень пользователя - интерес студента к информационным технологиям имеет устойчивый характер, но не простирается за рамки, предусмотренные программой, самостоятельно справляется с типовыми задачами, аналогичными ранее решенным; деятельность в целом репродуктивная;
" уровень квалифицированного пользователя - интерес студента к информационным технологиям устойчивый и глубокий, студент решает как типовые задачи, так и новые, отличные от решенных ранее, видит возможности новых точек приложения информационных технологий; в целом деятельность продуктивная.
Таким образом, для определения готовности студентов к использованию ИКТ в профессиональной деятельности помимо критериев и показателей готовности необходимо определить уровень знания студентов по ИКТ и критерии отбора к каждому уровню.
Готовность к использованию ИКТ будущего специалиста сельскохозяйственной промышленности занимает ведущее место в формировании его профессиональной подготовки. Поэтому при преподавании системы дисциплин компьютерной подготовки на факультетах агротехнологии следует акцентировать внимание на практическую применимость информационных технологий, что достигается большим количеством учебных часов по ИКТ. Но, к сожалению, для студентов сельскохозяйственного профиля отводится очень мало часов для обучения ИКТ, например, для специальности 311200 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» их изучают всего 9 часов в неделю по Информатике, из которых 5 - самостоятельная работа.
Основы овладения студентами ИКТ закладываются в результате поэтапного, последовательного изучения основных приемов работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, системой управления базами данных, графическими редакторами и Интернет технологиями. Задания, выполненные студентами на практических занятиях, должны разрабатываться с учетом специфики будущей профессии, тем самым, они помогают понять,
где и как можно использовать ИКТ в будущей профессиональной деятельности.
Обобщив всё вышесказанное и на основе проведенного нами анализа научно-методических работ и исследования указанной проблематики в рамках анкетирования преподавателей вуза, занимающихся обучением студентов данному виду деятельности, а также студентов - будущих специалистов и работающих выпускников, можно констатировать, что их профессиональная подготовка в области информационной деятельности, осуществляемая в вузе, не вполне соответствует современным требованиям и условиям информатизации и ведется на недостаточном уровне, будущий специалист фактически не обладает фундаментальными знаниями и общими методологическими подходами к осуществлению указанного вида деятельности в своей профессиональной сфере. Научно-методическое обеспечение учебного процесса проводится на базе традиционных подходов к обучению и учебных материалов прошлого поколения. При этом информационная и математическая составляющие этой деятельности формируются при подготовке специалиста к информационной деятельности фактически в отрыве друг от друга, без опоры на единую методологическую и фундаментальную базу, с преобладанием технологической основы, а зачастую и просто в разных, не связанных между собой учебных курсах предметной и профильной подготовки специалиста. Кроме того, эта проблема как актуальная научно-методическая задача отражена в научных исследованиях и публикациях недостаточно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агабян Г. С. Формирование готовности к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности будущего менеджера: 13.00.08. Авторефератдисс. кан. пед. наук-Москва-2010.
2. Государственная программа развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан до 2015 г.
3. Печерская С.А. Теоретико-методологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий: 19.00.07 - Автореферат дисс... док. псих. наук. СОЧИ - 2007.
— ,98- НОМАИ донишгох )
Основы овладения студентами использования информационно-коммуникационных технологий в будущей профессиональной
деятельности
М.Р. Усмонова 11.11. Каримов
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компьютерная грамотность, профессиональная деятельность, уровень сформированности, сельскохозяйственный профиль
В статье рассматривается вопрос развития у студентов умений и навыков использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в будущей профессиональной деятельности. Приведены компоненты готовности к использованию ИКТ, разработана система критериев и показателей готовности. Отмечено, что при организации системы дисциплин компьютерной подготовки следует акцентировать внимание на практическую применимость информационных технологий.
The Foundations of Students Mastering of the Usage of Informational-Communicative Technologies in their Future Professional Activity
M. Usmanova I. Karimov
Key words: informational-communicative technologies, computer competence, professional activities, level of formation, agricultural slant
The article dwells on the development of habits and abilities concerned with the usage of informational-communicative technologies (ICT)in the future professional activities of today's students. The components of readiness for ICT usage are adduced, the system of criteria and indices of readiness is elaborated. It is marked that under the organization of the system of disciplines related to computer competence one should focus attention on practical appliance of informational technologies.