Научная статья на тему 'Опыт базовой организации в области информационного обеспечения сетевого университета СНГ'

Опыт базовой организации в области информационного обеспечения сетевого университета СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БАЗОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОНСОРЦИУМ ВУЗОВ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ВУЗЫ СНГ / ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / INFORMATIONAL SUPPORT / HEAD ORGANIZATION / INTERNATIONAL COOPERATION / NETWORK UNIVERSITY / CONSORTIUM OF UNIVERSITIES / ACADEMIC MOBILITY / UNIVERSITIES OF THE CIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Гульнара Амангельдиновна, Сюлькова Наталья Владимировна

В статье представлен опыт РУДН базовой организации в области информационного обеспечения образовательных систем государств-участников СНГ. Освещается проект сетевого университета как инновационной формы межвузовского сотрудничества и развития академической мобильности студентов, исследований в области сравнительной образовательной политики, дистанционного обучения, проведения курсов повышения квалификации в рамках СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснова Гульнара Амангельдиновна, Сюлькова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of pfur in the field of information support of the network university of CIS

The experience of Peoples' Friendship University of Russia as the basic organization of the states-participants of CIS in the field of informational support of educational systems is considered. The key theme is realization of the project of Network university of CIS as innovative form of inter-university cooperation and development of the academic mobility of students of the states-participants CIS.

Текст научной работы на тему «Опыт базовой организации в области информационного обеспечения сетевого университета СНГ»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

)

Опыт базовой организации в области информационного обеспечения сетевого университета СНГ

Г.А. КРАСНОВА, проректор по международной инновационной деятельности Н.В. СЮЛЬКОВА, директор Института международных программ

Российский университет дружбы народов

В статье представлен опыт РУДН - базовой организации в области информационного обеспечения образовательных систем государств-участников СНГ. Освещается проект сетевого университета как инновационной формы межвузовского сотрудничества и развития академической мобильности студентов, исследований в области сравнительной образовательной политики, дистанционного обучения, проведения курсов повышения квалификации в рамках СНГ.

Ключевые слова: информационное обеспечение, базовая организация, международное сотрудничество, сетевой университет, консорциум вузов, академическая мобильность, вузы СНГ, обучение, повышение квалификации.

Решением Совета глав правительств го-сударств-участников Содружества независимых государств от 25 ноября 2005 г. Российскому университету дружбы народов придан статус базовой организации в области информационного обеспечения образовательных систем государств-участников СНГ. Решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 г. в Положение о базовой организации были внесены изменения и дополнения в целях расширения деятельности базовой организации в области проведения соответствующих исследований в сфере сравнительной образовательной политики, подготовки и переподготовки кадров.

Руководителем базовой организации является ректор РУДН, профессор В.М. Филиппов, заместителем руководителя -проректор по международной инновационной деятельности, профессор Г.А. Краснова. В связи с расширением сферы деятельности базовой организации был сформирован новый состав Общественного совета базовой организации (табл. 1).

С 2008 г. по настоящее время при активном участии базовой организации при под-

держке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-уча-стников СНГ (МФГС) на образовательном пространстве Содружества реализуется проект сетевого университета (СУ) - развитие академической мобильности студентов государств-участников СНГ по следующим совместным магистерским образовательным программам: «Юриспруденция» в области международного права, «Менеджмент» (специализации «Управление международными проектами» и «Международный менеджмент»), «Экономика» (специализация «Международная торговля »), «Филология » (специализация «Русский языки литература»), «Международные отношения» (специализация «Мировая политика»).

Основная цель консорциума - учреждение СУ СНГ как системы межвузовского сотрудничества, направленной на достижение следующих задач:

■ организация единого (общего) образовательного пространства вузов госу-дарств-участников путем реализации совместных образовательных программ, организации «включенного обучения», новых форм межвузовского сотрудничества;

Таблица 1

Общественный совет базовой организации

Фамилия, имя, отчество Должность Государство-участник СНГ

Али Ажимович Абишев Ректор Казахского экономического университета им. Т. Рыскулова Республика Казахстан

Арам Грачикович Симонян Ректор Ереванского государственного университета Республика Армения

Бакытжан Жарылкасынович Абдраим Ректор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Республика Казахстан

Валихан Козыкеевич Бишим-баев Ректор Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауезова Республика Казахстан

Владимир Михайлович Филиппов Ректор Российского университета дружбы народов Российская Федерация

Галимкаир Мутанович Мутанов Ректор Казахского национального университета им. аль-Фараби Республика Казахстан

Г ульнара Амангельдиновна Краснова Проректор по международной инновационной деятельности Российского университета дружбы народов Российская Федерация

Еркара Балкараевич Аймагамбетов Ректор Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза Республика Казахстан

Камал Мехтиевич Абдуллаев Ректор Бакинского славянского университета Азербайджанская Республика

Мухамадюсуф Сайдалиевич Имомов Ректор Российско-Таджикского Славянского Университета Республика Т аджикистан

Николай Викторович Поляков Ректор Днепропетровского национального университета им. О. Гончара Украина

Нуриддин Саидович Саидов Ректор Таджикского национального университета Республика Т аджикистан

Петр Владимирович Егоров И.о. ректора Донецкого национального университета Украина

Сергей Владимирович Абламейко Ректор Белорусского государственного университета Республика Беларусь

Сурен Тигранович Золян Ректор Ереванского государственного лингвистического университета им. В.Я. Брюсова Республика Армения

Татьяна Петровна Млечко Ректор Славянского университета Республика Молдова

■ создание механизмов развития академической мобильности студентов и преподавателей в рамках СНГ;

■ содействие межкультурному диалогу в студенческой среде, сохранению, развитию и взаимообогащению культур, языков, исторических и национальных традиций народов государств-участников.

В 2010-2011 учебном году на совместные образовательные программы в рамках Сетевого университета поступили 146 человек, из них:

• по направлению «Юриспруденция» в области международного права - 45 чел.;

• по направлению «Менеджмент»

(специализация «Управление международными проектами ») - 14 чел.;

• по направлению «Менеджмент» (специализация «Международный менеджмент») - 35 чел.;

• по направлению «Экономика» (специализация «Международная торговля») -20 чел.;

• по направлению «Филология» (специализация «Русский язык и литература »)

- 32 чел.

В том числе: из Республики Армения -4 чел., из Республики Беларусь - 12 чел., из Республики Казахстан - 45 чел., из Кыргызской Республики - 31 чел., из Респуб-

лики Молдова - 5 чел., из Республики Таджикистан - 27 чел., из Украины - 22 чел.

В 2Q11-2Q12 учебном году поступили 163 человека. Из них:

■ по направлению «Юриспруденция» в области международного права - 4З чел.;

■ по направлению «Менеджмент» (специализации «Международный менеджмент» и «Управление международными проектами») - 50 чел.;

■ по направлению «Экономика» (специализация «Международная торговля») -16 чел.;

■ по направлению «Филология» (специализация «Русский язык и литература »)

- 33 чел.;

■ по направлению «Международные отношения» (специализация «Мировая политика») - 21 чел.

В том числе: из Азербайджанской Республики - 3 чел., Республики Армения -20 чел., из Республики Беларусь - 12 чел., из Республики Казахстан - 48 чел., из Кыргызской Республики - 35 чел., из Республики Молдова - 4 чел., из Республики Таджикистан - 23 чел., из Украины - 18 чел.

Проведению успешных приемных кампаний способствуют согласованная работа по набору магистрантов университетов-партнеров СУ СНГ и те преимущества, которые предоставляет обучение в Сетевом университете. Обучение на каждом курсе (на первом и втором) в различных вузах-участниках, взаимное признание периодов и результатов обучения, единая совместная государственная итоговая аттестация, два документа о высшем профессиональном образовании национальных государств-участников Содружества - все это увеличивает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

В настоящее время в состав консорциума входят 22 ведущих университета из 9 государств-участников СНГ (Азербайджанской Республики,Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Рес-

публики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины). А именно:

• Бакинский славянский университет;

• Белорусский государственный университет;

• Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара;

• Донецкий национальный университет;

• Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева;

• Ереванский государственный университет;

• Ереванский государственный лингвистический университет им. В. Брюсова;

• Казахский национальный университет им. аль-Фараби;

• Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына;

• Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б.Н. Ельцина;

• Московская государственная юридическая академия;

• Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России;

• Новосибирский государственный университет;

• Российско-Таджикский (славянский) университет;

• Российский университет дружбы народов;

• Санкт-Петербургский государственный университет;

• Славянский университет (Республика Молдова);

• Таджикский национальный университет;

• Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова.

31 мая 2011 г. в Сетевой университет СНГ - в целях расширения деятельности консорциума посредством создания и развития новых совместных магистерских программ, подготовки высококвалифицирован-

ных кадров в технической сфере - вошли ведущие университеты РФ: МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГУНГ им. И.М. Губкина, УФУ им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина. На том же заседании члены консорциума приняли решение включить в учебные планы СУ магистерскую программу по туризму - в связи с тем, что 2012 г. в СНГ объявлен Годом спорта и здорового образа жизни, одно из приоритетных направлений которого - познавательный, образовательный, культурный и рекреационный туризм для молодежи Содружества.

Набор студентов в Сетевой университет СНГ в 2010 г. происходил только за счет квот РФ и грантов МФГС. В 2011 г., после того как 8 июля 2010 г. XVII Конференция Министров образования государств-участников СНГ одобрила создание сетевого университета и приняла решение о всемерном содействии дальнейшему его становлению, а также обратилась с просьбой к национальным министерствам образования (и науки) поддержать инициативу РФ и выделить квоты для обучения в СУ СНГ за счет средств национальных бюджетов, Минобрнауки Казахстан выделило для обучения в Сетевом университете СНГ на 2011-2012 учебный год за счет республиканского бюджета 27 мест по соответствующим направлениям подготовки магистров, Минобразования Республики Таджикистан - 5 мест по соответствующим направлениям подготовки магистров, Минобрнауки Кыргызской Республики - 10 мест, Минобрнауки РФ - 91 квоту, МГФС госу-дарств-участников СНГ - 72 гранта (в состав гранта входит оплата обучения, проживания, медицинской страховки и транс-портныхрасходов в рамках академической мобильности студента).

20 июня 2011 г. вопрос о сетевом университете СНГ был заслушан на XVIII Конференции министров образования госу-дарств-участников СНГ (г. Душанбе), где было принято решение всемерно содействовать дальнейшему становлению СУ

СНГ как новой формы академической мобильности и способствовать расширению подготовки в нем по гуманитарным, социально-экономическим, техническим, естественно-научным направлениям. На конференции министров было принято решение поддержать инициативу Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Кыргызской Республики и выделить квоты для обучения в Сетевом университете за счет средств национальных бюджетов.

Сетевой университет СНГ - это равноправное сотрудничество высших учебных заведений Содружества в сфере высшего профессионального образования, это кузница кадров, цель которой - подготовка молодежныхлидеров новой формации, знающих специфику экономики и права нескольких государств-участников. Реализуя междисциплинарный подход к проблемам гуманитарного сотрудничества, проект стимулирует долгосрочное системное сотрудничество в сфере образования и науки и служит сближению молодежи стран Содружества и академической общественности.

Учеба в Сетевом университете помогает студентам стать высококвалифицированными специалистами международного уровня, умеющими принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, работать в команде и выстраивать взаимовыгодное сотрудничество между го-сударствами-участниками Содружества в различных сферах деятельности.

Проживание в интернациональной среде и обучение в ведущих вузах-участниках СУ СНГ способствуют формированию у студентов толерантности, приобретению знаний о традициях и обычаях национальных культур.

28 июня 2011 г. в рамках международной студенческой конференции «Сетевое взаимодействие вузов СНГ в подготовке кадров для инновационной экономики» состоялась закладка «Аллеи дружбы СНГ»,

явившаяся демонстрацией сплоченности, свидетельством уважения к иным культурам, стремления к поддержанию добрососедских отношений, возрождению духовных ценностей, а также подарком студентов Сетевого университета в честь 20-летия создания СНГ.

Нужно сказать, что Российский университет дружбы народов развивает совместные образовательные программы и с высшими учебными заведениями государств-участников СНГ, не являющимися членами Сетевого университета (среди них: Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова, Карагандинский экономический университет им. Казпотребсою-за, Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Кыргызский аграрный университет им. К.И. Скрябина и др.), проводит курсы повышения квалификации, организует чтение обзорных лекций (Казахский экономический университет им. Т. Рыску-лова, Карагандинский экономический университет им. Казпотребсоюза, Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Российско-Таджикский (славянский) университет и др.).

В связи с большим количеством студентов из государств-участников СНГ в 2010 г. в нашем университете образовано отдельное структурное подразделение - отдел по набору иностранных студентов из госу-дарств-участников СНГ, главная задача которого - организация и осуществление приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры иностранных граждан из государств-участ-ников СНГ в пределах квоты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования», и по до-

говорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Исследования в области сравнительной образовательной политики ведет целый ряд структурных подразделений РУДН: Центр сравнительного и международного образования, Научно-образовательный центр по изучению Содружества независимых государств, Национальный информационный центр по академической мобильности и признанию квалификаций, Институт международных программ и Учебно-научный институт сравнительной образовательной политики, в состав которого входит кафедра сравнительной образовательной политики, имеющая статус кафедры ЮНЕСКО, и др.

Кафедра сравнительной образовательной политики совместно с Центром сравнительного и международного образования в течение последних лет выполняют проекты и задания Минобрнауки РФ по анализу тенденций современной образовательной политики различных стран мира; также ими был выполнен ряд научных сравнительносопоставительных исследований: «Сравнительный анализ функционирования российских и зарубежных университетов и проблемы интеграции вузов в мировую образовательную систему», «Научно-методическое обеспечение и экспериментальная апробация системы зачетных единиц (кредитов) в многоступенчатой структуре российского ВПО, совместимой с европейской системой высшего образования», «Сравнительный анализ нормативно-правовой базы модернизации и реформирования сферы образования в промышленно развитых странах мира », «Исследование рынка образовательных услуг зарубежных стран», «Поддержка справочного и рекламного обеспечения продвижения экспорта образовательных услуг», «Сравнительные исследования систем признания документов об образовании России, зарубежных стран и стран СНГ и Балтии », «Анализ опыта и социально-экономической эффективности международных молодежных обменов»,

«Мониторинг социального статуса и образовательной мобильности» и др.

Научно-образовательный центр по изучению Содружества независимых государств создан в 2008 г. Одна из задач центра - подготовка информационно-аналитических ежегодников СНГ, а также исследования миграционных процессов, правовой базы, экономики и др.

Национальный информационный центр по академической мобильности и признанию квалификаций РУДН выполняет функции базового центра Российской Федерации в рамках исполнения Россией обязательств, принятых при ратификации Лиссабонской конвенции (1997 г.) Совета Европы и ЮНЕСКО «О признании квалификаций и степеней в сфере высшего образования».

В 2006 г. в РУДН создан многоцелевой Центр дистанционного обучения для реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования и других специалистов государств-участников СНГ по вопросам информатизации образования, организации и управления дистанционным обучением, менеджменту образовательных организаций и систем и другим актуальным программам.

В 2008-2010 гг. наши специалисты принимали активное участие в разработке плана взаимодействия государств-участников СНГ по расширению применения дистанционных образовательных технологий, в соответствии с которым РУДН как базовая организация принимает участие в следующих мероприятиях:

■ разработка и утверждение Положения о взаимодействии по расширению применения дистанционных образовательных технологий образовательных организаций государств-участников СНГ в рамках единого (общего) образовательного пространства;

■ мониторинг дистанционного обучения, публикация материалов в бумажном и электронном виде;

■ разработка единых методических рекомендаций по созданию учебных материалов в электронном виде;

■ разработка модельного закона по дистанционному обучению для государств-участников СНГ;

■ разработка модельных стандартов по дистанционному обучению для государств-участников СНГ;

■ создание, ввод и информационная поддержка межгосударственного портала СНГ «Информатизация и дистанционное обучение», на котором отражается работа базовой организации (http://cis.rudn.ru/).

С 2004 г. и по настоящее время сотрудники РУДН продолжают сравнительные исследования нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы организации и ведения дистанционного обучения и применения информационных технологий в образовании государств-участников СНГ с целью ее гармонизации, с 2009 г. - в области сравнительной образовательной политики. Первые результаты исследования вместе с предложениями по гармонизации нормативно-правовой базы государств-участ-ников СНГ опубликованы в монографии Н.В. Сюльковой и М.С. Антропова «Нормативно-правовая база дистанционного обучения в содружестве независимых государств: опыт сравнительного исследования». Этот труд был одобрен депутатами парламентов стран СНГ на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию (12.10.2006).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2005 г. создана специальная серия журнала «Вестник РУДН» - «Информатизация образования», включающая следующие рубрики: «Инновационные педагогические технологии в образовании», «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов», «Правовые аспекты информатизации образования», «Дидактические аспекты информатизации образования», «Менеджмент образовательных организаций», «Образовательные электронные издания и ресурсы», «Педагогическая инфор-

матика», «Развитие сети открытого дистанционного образования», «Электронные средства поддержки обучения», «Формирование информационно-образовательной среды», «Болонский процесс и информатизация образования».

В 2008 г. издан сборник «Сотрудничество в области образования государств-уча-стников СНГ », в котором собраны документы, принятые на заседаниях Совета глав правительств Содружества независимых государств, и документы, принятые на заседаниях Конференции министров образования государств-участников СНГ. Сведения были предоставлены Исполкомом СНГ.

Ежегодно в РУДН проводится около 40 научно-технических мероприятий (симпозиумов, конференций, выставок и др.) общероссийского и международного уровня. На совещании проректоров по международной деятельности ежегодно принимают участие более 400 представителей международных служб российских высших учебных заведений. Здесь обсуждаются наиболее актуальные проблемы, среди них: довузовская подготовка иностранных граждан, признание и эквивалентность документов об образовании, международное межвузовское сотрудничество, академическая и студенческая мобильность и др.

РУДН является головным вузом по разработке и введению в российской высшей школе кредитно-модульной системы организации учебного процесса и общеевропейского приложения к диплому в рамках Болонского процесса (Приказ Минобрнауки России от 25.04.05 № 126). С целью плодотворного внедрения принципов Болонской декларации в практику образовательного процесса РУДН провел ряд семинаров и конференций совместно с Советом Европы, Европейской ассоциацией университетов, Ассоциацией студенческих организаций в Европе (в том числе «Болонский процесс и СНГ: реформирование систем высшего образования», октябрь 2007 г.) и др.

В целях подготовки высококвалифици-

рованных специалистов для сферы образования Российский университет дружбы народов ведет образовательную деятельность по двум магистерским программам на контрактной и бюджетной основе: «Менеджмент высшего образования» и «Менеджмент международного образования». Отдельно для сотрудников международных служб вузов, административно-управленческого персонала, профессорско-преподавательского состава, занимающихся вопросами международного образовательного сотрудничества, нашими специалистами был разработан целый ряд программ повышения квалификации (72 ч.). Среди них:

• Т енденции развития реформ образования в странах СНГ.

• Основные направления международной деятельности вуза на современном этапе.

• Признание академических и профессиональных квалификаций в системах высшего образования зарубежных стран.

• Международное академическое сотрудничество.

• Проблемы формирования европейского единого научного пространства.

• Международное образовательное право.

• Системы финансирования высшего образования в зарубежных странах.

• Развитие европейской сети аккредитационных агентств в рамках функционирования систем обеспечения качества высшего образования.

• Европейское Приложение к диплому как инструмент признания квалификаций.

• Система зачетных единиц (кредитов) как один из инструментов признания квалификаций.

• Создание и сопровождение программ двойных дипломов.

• Системы набора иностранных студентов в классические университеты.

• Организация и функционирование международных служб в классических университетах: современные тенденции.

• Лингво-культуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных студентов в процессе изучения русского языка.

• Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России.

• Создание толерантной среды в мультинациональных университетах.

• Медико-психологическая адаптация иностранных граждан в условиях мегаполиса.

• Тенденции развития и реформы образования в мире.

• Государственно-правовое регулирование экспорта образовательных услуг.

• Внешнеэкономические договоры на оказание образовательных услуг.

• Состояние, тенденции и проблемы академической мобильности студентов, преподавателей, научных сотрудников, административных работников в европейском пространстве высшего образования.

• Стратегическое управление международно-ориентированного классического университета.

Университет на постоянной основе участвует в проведении комплексных аналитических и социологических исследований по вопросам гуманитарного сотрудничества в СНГ с подготовкой докладов по этой тематике. В частности, подготовлен аналитический доклад о системе предоставления странами СНГ грантов, государственных стипендий и премий на получение образования в СНГ и разработаны рекомендации по координации этих программ при поддержке МФГС.

В плане поддержки русского языка в государствах-участниках СНГ только за период с 2008 по 2011 гг. проведены следующие мероприятия:

■ семинар повышения квалификации преподавателей русского языка в Ереванском государственном университете;

■ Школа молодого преподавателя русского языка (г. Душанбе);

■ семинары по вопросам использования инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы в зарубежных странах (Республика Молдова);

■ Школа молодого преподавателя русского языка в Луганском областном институте последипломного педагогического образования (Украина);

■ тестирование по русскому языку (г. Киев);

■ Школа молодого преподавателя русского языка в странах СНГ (г. Баку);

■ повышение квалификации преподавателей русского языка и литературы в странах СНГ в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева (г. Астана);

■ методические школы повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы (г. Ашхабад);

■ региональные семинары преподава-телей-русистов центрально-азиатских стран СНГ (г. Душанбе);

■ региональные семинары преподава-телей-русистов восточноевропейских стран СНГ в Белорусском государственном медицинском университете (г. Минск);

■ методические школы повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы (гг. Киев, Харьков, Одесса);

■ региональные семинары преподава-телей-русистов закавказских стран СНГ в Российско-Армянском (Славянском) университете (г. Ереван);

■ повышение квалификации преподавателей русского языка и литературы в странах СНГ (г. Астана);

■ повышение квалификации преподавателей и преподавателей-методистов русского языка из Республики Таджикистан (г. Москва, РУДН);

■ повышение квалификации учителей русского языка школ Республики Таджикистан (гг. Курган-Тюбе и Куляб).

В 2011 г. в рамках подведения итогов Года науки и инноваций в СНГ и определения перспектив дальнейшего сотрудниче-

ства в соответствии с современными реалиями и тенденциями мирового развития в РУДН проведены две конференции: международная конференция «Сетевое взаимодействие вузов СНГ в подготовке кадров для инновационной экономики» совместно с ЮНЕСКО и одноименная студенческая конференция при поддержке МФГС, а также летняя Школа молодого лидера «Меж-культурный диалог лидеров молодежных организаций стран СНГ, Балтии и Грузии». Последняя проводилась совместно с Советом Европы при поддержке МГФС и Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Ректор РУДН В.М. Филиппов

подчеркнул важность подобных мероприятий как одного из основных методов развития межкультурного диалога среди молодежи, активно способствующего развитию толерантности, соблюдению прав человека и демократизации в молодежной работе.

В заключение необходимо подчеркнуть, что работа РУДН как базовой организации в первую очередь направлена на укрепление единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ и подготовку нового кадрового состава в целях развития плодотворного сотрудничества в различных отраслях народного хозяйства между странами Содружества.

KRASNOVA G, SYULKOVA N. EXPERIENCE OF PFUR IN THE FIELD OF INFORMATION SUPPORT OF THE NETWORK UNIVERSITY OF CIS

The experience of Peoples’ Friendship University of Russia as the basic organization of the states-participants of CIS in the field of informational support of educational systems is considered. The key theme is realization of the project of Network university of CIS as innovative form of inter-university cooperation and development of the academic mobility of students of the states-participants CIS.

Key words: informational support, head organization, international cooperation, network university, consortium of universities, academic mobility, universities of the CIS.

A.М. ГАЗАЛИЕВ, академик НАН РК, ректор

B.В. ЕГОРОВ, профессор, проректор по учебной работе И.В. БРЕИДО, профессор, зав. кафедрой

Карагандинский государственный технический университет

Концепция развития Карагандинского государственного технического университета в условиях рыночной экономики базируется на эффективном сотрудничестве с промышленностью Казахстана, на государственной поддержке, взаимодействии с министерствами и ведомствами, на имеющемся научно-техническом заделе, кадровом потенциале и развивающейся инновационной инфраструктуре. На базе вуза создан первый в республике Корпоративный университет, объединивший 50 организаций, в том числе системообразующие горно-металлургические предприятия. Серьезную спонсорскую помощь в создании и развитии материальной базы университета оказывают иностранные компании, работающие на территории Казахстана. Значительное внимание в вузе уделяется воспитательной работе со студентами и стимуляции ППС к повышению качества научно-педагогической деятельности.

Развитие технического университета в условиях рыночной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.