Научная статья на тему 'О состоянии и перспективах международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (Европа, СНГ, ШОС, АТЭС)'

О состоянии и перспективах международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (Европа, СНГ, ШОС, АТЭС) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНСОРЦИУМ ВУЗОВ / СОВМЕСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATIVE LEARNING MASTER'S PROGRAMS / NETWORKING / CONSORTIUM OF UNIVERSITIES / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппов Владимир Михайлович, Краснова Гульнара Амангельдиновна, Сюлькова Наталья Владимировна

Рассматривается состояние и перспективы международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации совместных образовательных программ с вузами-партнерами в различных регионах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппов Владимир Михайлович, Краснова Гульнара Амангельдиновна, Сюлькова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the status and prospects of the international networking of Russian universities during in the implementation of educational programs in different regions of the world (Europe, CIS, SCO, APEC)

The article reviews the status and prospects of the international networking of Russian universities in the implementation of joint educational programs with partner universities in different regions of the world

Текст научной работы на тему «О состоянии и перспективах международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (Европа, СНГ, ШОС, АТЭС)»

РЕФОРМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ТЕНДЕНЦИИ И РЕАЛИИ

В. М. Филиппов, Г. А. Краснова, Н. В. Сюлькова

О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕТЕВОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ МИРА

(ЕВРОПА, СНГ, ШОС, АТЭС)

Рассматривается состояние и перспективы международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации совместных образовательных программ с вузами-партнерами в различных регионах мира.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, консорциум вузов, совместные образовательные магистерские программы, международное сотрудничество.

V. M. Filippov, G. A. Krasnova, N. V. Syul'kova

About the status and prospects of the international networking of Russian universities during in the implementation of educational programs in different regions of the world

(Europe, CIS, SCO, APEC)

The article reviews the status and prospects of the international networking of Russian universities in the implementation of joint educational programs with partner universities in different regions of the world.

Keywords: networking, consortium of universities, cooperative learning master's programs, international cooperation.

^ема сетевого взаимодействия в последние несколько лет активно развивается. В январе 2011 г. в Москве прошла Международная конференция ЮНЕСКО «Сетевое взаимодействие вузов СНГ в подготовке кадров для инновационной экономики», в июне 2011 г. состоялась уже Международная студенческая конференция с таким же названием. Судя по докладам участников, эта тема актуальна и своевременна. Участники обсудили приоритеты, стратегии и направления государственной политики по подготовке высококвалифицированных кадров для инновационной экономики, проблемы совершенствования образовательных и профессиональных стандартов, гармонизации правовой и институциональной базы подготовки и аттестации кад-

© Филиппов В. М., Краснова Г. А., Сюлькова Н. В., 2012

ров высшей квалификации государств — участников СНГ, а также расширения международного сотрудничества в сфере высшего образования. Были рассмотрены вопросы взаимодействия субъектов образования и производства на примере успешного сотрудничества вузов в странах СНГ; даны рекомендации по совершенствованию форм и механизмов интеграционного/сетевого сотрудничества применительно к современным реалиям и тенденциям мирового развития с учетом удачных примеров сетевого вузовского взаимодействия.

В настоящее время российские вузы реализуют сетевое взаимодействие через подписание договоров о консорциумах без создания отдельного юридического лица. Возможны следующие

варианты создания консорциумов (решение принимается на государственном и/или на межвузовском уровнях): на основании многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений государств; действующего национального законодательства государства местонахождения участника; своих уставов и локальных норм, применяемых участниками в процессе образовательной, административной и иной деятельности; соглашения о консорциуме и т. д.

Положительным моментом для развития сетевого взаимодействия вузов, на наш взгляд, станет новый Закон «Об образовании», проект которого активно обсуждается академическим сообществом.

В ст. 14 гл. 2 проекта Закона «Об образовании» — «Сетевые формы реализации образовательных программ» определяются возможные участники сетевой формы реализации образовательных программ: организации науки и культуры, физкультурно-спортивные, религиозные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (образовательные учреждения участвуют по определению).

Проект Закона предусматривает следующие сетевые формы реализации образовательных программ:

— совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов;

— зачет организацией, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной

политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В ст. 109 гл. 14 проекта Закона «Об образовании» — «Участие в международном сотрудничестве» указано, что организации и граждане РФ принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в иных формах, предусмотренных Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе и в рамках сетевого взаимодействия с иностранными организациями, осуществляющими образовательную деятельность1.

Российский университет дружбы народов (РУДН) является участником трех международных и двух российских образовательных консорциумов:

— Сетевого университета СНГ (СУ СНГ), создан 11 июня 2009 г. при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ — МФГС (Соглашение о консорциуме Сетевого университета СНГ);

— сетевого Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС), создан при поддержке ШОС в 2009 г.;

— Венецианского консорциума по правам человека при поддержке ООН, вступление состоялось 15 июля 2009 г.

Перечисленные выше международные образовательные консорциумы поддерживаются международными организациями, имеют разные направления подготовки и количество участников (табл. 1).

Хотелось бы отметить, что в СУ СНГ студенты государств — участников СНГ обучаются по следующим совместным магистерским образовательным программам: «Юриспруденция» (в области международного права), «Менеджмент» (профили «Управление международными проектами» и «Международный менеджмент»), «Экономика» (профиль «Международная торговля»), «Филология» (профиль «Русский язык и литература»), «Международные отношения» (профиль «Мировая политика»).

Основная цель консорциума — учреждение СУ СНГ как системы межвузовского сотрудничества, направленной на достижение следующих целей:

1 См. сайт Минобрнауки РФ.

В. М. Филиппов и др. Международное сетевое взаимодействие российских вузов

О

— создание единого (общего) образовательного пространства вузов государств — участников Содружества Независимых Государств путем реализации совместных образовательных программ, организации включенного обучения, новых форм межвузовского сотрудничества;

— создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей в рамках Содружества Независимых Государств;

— содействие межкультурному диалогу в студенческой среде, сохранению, развитию и взаимообогащению культуры, языков, исторических и национальных традиций народов государств — участников Содружества Независимых Государств.

Статистические данные по итогам двух приемных кампаний по набору студентов в СУ СНГ (2010/11, 2011/12 уч. гг.) представлены в табл. 2.

Приведем статистические данные по количеству студентов в странах СНГ за две приемные кампании: Республика Казахстан — 93 чел., Кыргызская Республика — 66 чел., Республика Таджикистан — 53 чел., Украина — 40 чел., Республика Беларусь — 24 чел., Республика Армения — 25 чел., Республика Молдова — 9 чел., Азербайджанская Республика — 3 чел.

31 мая 2011 г. в целях расширения деятельности Сетевого университета СНГ посредством создания и развития новых совместных магистерских программ, подготовки высококвалифицированных кадров в технической сфере в рамках СУ СНГ создан технический консорциум.

20 июня 2011 г. вопрос о Сетевом университете СНГ был заслушан на XVIII конференции

министров образования государств — участников СНГ (Республика Таджикистан, г. Душанбе), было принято решение всемерно содействовать дальнейшему становлению СУ СНГ как новой формы академической мобильности СНГ и способствовать расширению подготовки по гуманитарным, социально-экономическим, техническим, естественно-научным направлениям сетевого университета.

Говоря же о Венецианском консорциуме по правам человека, необходимо отметить, что первоначально в состав российского консорциума вошли Московский государственный институт международных отношений (университет) (МГИМО(У)), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) и Российский университет дружбы народов.

1 июня 2010 г. ректоры РУДН В. М. Филиппов, МГИМО А. В. Торкунов, РГГУ Е. И. Пивовар, Донецкого национального университета (Украина) В. П. Шевченко и Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева (Республика Казахстан, ЕНУ) Б. Ж. Абдраим подписали Соглашение о консорциуме по созданию совместной образовательной программы в области прав человека. Данное соглашение является продолжением подписанного 15 июля 2009 г. соглашения о сотрудничестве между Управлением Верховного комиссара ООН, РГГУ, РУДН и МГИМО (У) МИД России по совместной реализации программы по правам человека в Российской Федерации.

Цель данного проекта — разработка и реализация программы подготовки магистров по

Таблица 1

Характеристика международных образовательных консорциумов

Показатель СУ СНГ УШОС Венецианский консорциум по правам человека при поддержке ООН

Количество участников 22 вуза из 9 государств — участников СНГ 59 вузов из 5 стран 44 вуза Европы

Обучение Магистратура: совместные образовательные программы Магистратура: включенное обучение Магистратура: включенное обучение

Количество студентов Более 300 Более 15 59

Финансирование МФГС, бюджет РФ, национальные бюджеты государств — участников СНГ Бюджет РФ, ФЦП Бюджет РФ, ООН

Факультеты-участники Экономический, юридический, филологический, факультет гуманитарных и социальных наук Экологический Юридический

Таблица 2

Статистические данные приемных кампаний по набору студентов в СУ СНГ

Направления подготовки Гранты МФГС Квоты Российской Федерации Международная стипендия Президента Таджикистана «Дурахшандагон» Всего

2010/11 2011/12 2010/11 2011/12 2011/12 2010/11 (факт.) 2011/12 (факт.)

«Юриспруденция» (в области международного права) 14 9 31 34 1 45 44

«Менеджмент», профиль «Международный менеджмент» 10 11 19 21 1 29 33

«Менеджмент», профиль «Управление международными проектами» 14 11 6 8 1 20 20

«Экономика», профиль «Международная торговля» 12 8 8 7 — 20 15

«Филология», профиль «Русский язык и литература» 15 21 17 12 — 32 33

«Международные отношения», профиль «Мировая политика» — 12 0 9 1 — 22

Всего 65 72 81 91 4 146 167

правам человека для работы в академической сфере и в межправительственных, неправительственных организациях, а также в государственных и муниципальных органах, средствах массовой информации и иных заинтересованных организациях.

Данная программа разработана и осуществляется членами консорциума при содействии Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в рамках концептуального сотрудничества с Российской Федерацией. Учреждение программы было поддержано МИД России. Базовым вузом является РУДН.

На первоначальном этапе подготовки магистерской программы по правам человека российские вузы договорились открыть специализацию по правам человека в рамках существующих программ магистерской подготовки участвующих вузов: в МГИМО(У) МИД России специализация открыта на базе магистерской программы, реализуемой Институтом европейского права МГИМО(У); в РУДН — на базе магистерской программы, реализуемой кафедрой международного права юридического факультета; в РГГУ — на базе магистерской программы, реализуемой на кафедре политологии.

Подготовка магистров, специализирующихся по правам человека, предлагаемая участниками консорциума, обеспечивается на высоком уровне академического и профессионального обучения. Программа является инновационной по содержанию и уникальной по форме реализации — это совместная программа трех российских вузов. Длительность подготовки составляет четыре учебных семестра.

Программа предполагает изучение студентами основных курсов в университетах, в которые они были зачислены для обучения по магистерской программе, и дисциплин по выбору в университетах — членах консорциума.

В 2011 г. состоялся первый выпуск 15 магистрантов по указанной программе. Каждый студент получил диплом своего вуза.

По состоянию на ноябрь 2011 г. в магистратуре по правам человека обучается 44 студента. В 2010 г. в магистратуру поступили 11 чел., из них в магистратуру РУДН — 3 студента, РГГУ — 4, МГИМО — 4. Все они в июне 2011 г. получили сертификаты участников Московской летней школы по правам человека (РУДН), а в июле 2011 г. — сертификаты участников летней школы по правам человека ЕШС (Венеция).

В. М. Филиппов и др. Международное сетевое взаимодействие российских вузов

о

В 2011 г. в магистратуру поступили 33 чел., из них в магистратуру РУДН — 10 чел., РГГУ — 8, МГИМО — 8, Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева (Республика Казахстан) — 7 чел.

За три года магистрантами стали 59 студентов, из них из Республики Беларусь — 1 чел., Грузии — 1, Кыргызской Республики — 1, Республики Казахстан — 8, Республики Молдова — 1, Португалии — 1, России — 44, Турции — 1, Узбекистана — 1 чел.

Итак, очевидны действенные результаты деятельности консорциумов: первый выпуск по включенному обучению, прохождение студентами стажировок в рамках УШОС, подготовка к выпуску студентов по совместным образовательным магистерским программам в СУ СНГ в 2012 г.

Что же дает РУДН и другим российским вузам участие в консорциумах? Зачем это нужно?

На наш взгляд, сетевое взаимодействие имеет следующие возможности:

— использование новых образовательных технологий в учебном процессе;

— сотрудничество с международными организациями;

— увеличение академических обменов;

— преимущества многосторонних соглашений перед двухсторонними соглашениями;

— расширение номенклатуры предлагаемых образовательных программ за счет программной

интеграции с другими вузами, в том числе и с российскими;

— удовлетворение платежеспособного спроса абитуриентов на образовательные программы зарубежных вузов;

— повышение качества образования, в том числе с учетом контроля качества обучения со стороны вузов-партнеров;

— расширение возможностей международного сотрудничества;

— дополнительная рекламная акция по набору студентов;

— поддержание и дальнейшее повышение конкурентоспособности вуза на внешнем и внутренних рынках образовательных услуг;

— повышение рейтинга университета как внутри страны, так и за рубежом;

— объединение материально-технических (аудитории, библиотеки, технические средства обучения, общежития и т. д.) и человеческих (преподаватели, учебно-вспомогательный и административный персонал) ресурсов образовательных учреждений — участников сетевого взаимодействия.

Таким образом, международное сетевое взаимодействие российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (Европа, СНГ, ШОС, АТЭС и др.) имеет большие перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.