Научная статья на тему 'Академическая мобильность в странах ЕАЭС: современное состояние и перспективы развития'

Академическая мобильность в странах ЕАЭС: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1253
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОВМЕСТНАЯ ПРОГРАММА / СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / EURASIAN INTEGRATION / EURASIAN ECONOMIC UNION / ACADEMIC MOBILITY / EDUCATIONAL SPACE / JOINT PROGRAM / NETWORK UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чавыкина Мария Александровна

В настоящее время международная академическая мобильность по своим масштабам и многообразию форм является одним из наиболее значимых проявлений интернационализации образования. В статье рассматриваются основные направления, масштабы, факторы и механизмы академической мобильности на пространстве ЕАЭС. На основании опроса студентов экономического факультета РУДН и студентов Сетевого университета СНГ выявлены основные и дополнительные факторы, влияющие на выбор страны обучения. В конце статьи приводятся авторские выводы и предлагаются рекомендации по развитию академической мобильности на пространстве ЕАЭС. Предложенные рекомендации могут быть использованы национальными Министерствами образования и науки стран ЕАЭС при разработке приоритетных направлений образовательного сотрудничества, а также вузами при разработке и реализации совместных образовательных программ, в том числе в рамках Евразийского сетевого университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic mobility in the EAEU countries: current state and development prospects

Today international academic mobility in its scope and diversity of forms is one of the most significant manifestations of the internationalization of education. The article considers the main trends, scope, factors and mechanisms of academic mobility in EAEU. On the basis of the survey of students of RUDN University (the Chair of Economics) and students of CIS Network University we’ve revealed the main and additional factors affecting the choice to study abroad or in your home country. At the end of the article, the author gives conclusions and recommendations on the development of academic mobility in EAEU. These recommendations can be used by the national Ministries of Education and Science of EAUE countries in the development of priority areas of educational cooperation, and by universities when developing and implementing joint educational programs, including within the framework of the Eurasian Network University.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность в странах ЕАЭС: современное состояние и перспективы развития»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 11 • Номер 9 • сентябрь 2017 ISSN 1994-6929

>

издательство

Креативная экономика

Journal of Creative Economy

Академическая мобильность в странах ЕАЭС: современное состояние и перспективы развития

Чавыкина М.А. 1

1 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В настоящее время международная академическая мобильность по своим масштабам и многообразию форм является одним из наиболее значимых проявлений интернационализации образования. В статье рассматриваются основные направления, масштабы, факторы и механизмы академической мобильности на пространстве ЕАЭС. На основании опроса студентов экономического факультета РУДН и студентов Сетевого университета СНГ выявлены основные и дополнительные факторы, влияющие на выбор страны обучения. В конце статьи приводятся авторские выводы и предлагаются рекомендации по развитию академической мобильности на пространстве ЕАЭС. Предложенные рекомендации могут быть использованы национальными Министерствами образования и науки стран ЕАЭС при разработке приоритетных направлений образовательного сотрудничества, а также вузами при разработке и реализации совместных образовательных программ, в том числе в рамках Евразийского сетевого университета.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: евразийская интеграция, Евразийский экономический союз, академическая мобильность, образовательное пространство, совместная программа, сетевой университет

Введение

Характерной особенностью современного этапа развития общества является возрастание роли информации, знаний и интеллектуальной собственности, способствующих достижению высоких результатов экономической деятельности. В настоящее время развитие системы образования является стратегическим приоритетом большинства стран мира, поскольку именно уровень образования во многом определяет экономическое развитие, конкурентоспособность национальных экономик в мировом хозяйстве.

В XXI в. интернационализация образования выступает движущей силой продвижения национальных интересов взаимодействующих

Academic mobility in the EAEU countries: current state and development prospects

Chavykina M.A. 1

1 RUDN University, Russia

сторон на мировом рынке образования. Наиболее значимым по масштабам, многообразию форм, а также по социально-экономическим и политическим последствиям интернационализации образования является международная академическая мобильность.

В настоящее время более 90% от потока академической мобильности приходится на мобильность студентов и аспирантов [1, с. 204] (Filippov, 2015). Численность иностранных студентов стремительно возрастает с каждым годом. Если в 2000 г. общее количество иностранных студентов составляло 2,1 млн человек, то в 2015 г. - уже 4,5 млн человек [2]. Основными центрами притяжения студентов являются США и Великобритания. Однако в последние годы фокус международной студенческой мобильности все более смещается в азиатский регион. По своим масштабам притяжения азиатский регион пока уступает США и ЕС, но характеризуется более быстрыми темпами расширения. Во многом это объясняется стремительным развитием стран Азии, возрастанием конкурентоспособности образовательных систем, а также усилением экономических связей и формированием интеграционных группировок внутри региона.

В научной литературе уже сформирован определенный набор знаний по проблеме международной академической мобильности. Вопросы развития международной академической мобильности рассматриваются в работах А.Л. Арефьева, Н.А. Ватолкиной, Г.А. Красновой, А.В. Кузьмина, Н.В. Сюльковой, М.В. Токмовцевой, В.М. Филиппова,

ABSTRACT:_

Today international academic mobility in its scope and diversity of forms is one of the most significant manifestations of the internationalization of education. The article considers the main trends, scope, factors and mechanisms of academic mobility in EAEU. On the basis of the survey of students of RUDN University (the Chair of Economics) and students of CIS Network University we've revealed the main and additional factors affecting the choice to study abroad or in your home country. At the end of the rticle, the author gives conclusions and recommendations on the development of academic mobility in EAEU. These recommendations can be used by the national Ministries of Education and Science of EAUE countries in the development of priority areas of educational cooperation, and by universities when developing and implementing joint educational programs, including within the framework of the Eurasian Network University.

KEYWORDS: eurasian integration, Eurasian Economic Union, academic mobility, educational space, joint program, network university

JEL Classification: A20, I00, I21, I23 Received: 05.09.2017 / Published: 30.09.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Chavykina M.A. (mariya-chavykina0mail.ru)

CITATION:_

Chavykina M.A. (2017) Akademicheskaya mobilnost v stranakh EAES: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Academic mobility in the EAEU countries: current state and development prospects]. Kreativnaya ekonomika. 11. (9). - 931-942. doi: 10.18334/ce.1 1.9.38350

В.Н. Чистохвалова и других исследователей, однако исследованию процессов международной академической мобильности на пространстве ЕАЭС в зарубежной и российской литературе уделено недостаточно внимания, как теоретиков, так и практиков, что делает процесс изучения академической мобильности на пространстве ЕАЭС особо актуальным и интересным.

С 1 января 2015 года вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в состав которого в настоящее время входят Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и Армения. Актуальность развития системного взаимодействия образовательных организаций была подтверждена на встрече руководителей государственных органов исполнительной власти государств - членов ЕАЭС в сфере высшего образования и науки, которая состоялась на полях Московского международного салона образования (ММСО) 13 апреля 2016 года [3].

Советник Президента Российской Федерации С.Ю. Глазьев отмечает, что достижение консенсуса между государствами на основе эффективного сопряжения образовательных политик является залогом успешного функционирования единых рынков товаров, услуг и капитала и рабочей силы [4] (01агву, 2016). С.Ю. Глазьев также подчеркивает, что слабость академических связей российской высшей школы на постсоветском пространстве не позволяет в полной мере использовать экономические, культурные и образовательные программы для создания сбалансированного гражданского общества в XXI веке [5]. Последовательное наращивание усилий по гармонизации сотрудничества сфере в образования может дать новый импульс развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Таким образом, в настоящее время одним из основных факторов реализации экономического, социального и политического потенциалов Союза является развитие международного образовательного сотрудничества и академической мобильности.

Рассмотрение вопроса модернизации образовательного пространства в государствах - членах ЕАЭС предполагает широкое использование статистических методов сбора информации, логико-семантического и структурного анализа. Цель исследования - изучить современное состояние развития академической мобильности на пространстве ЕАЭС, разработать рекомендации, способствующие расширению академической мобильности на пространстве Союза.

ОБ АВТОРЕ:_

Чавыкина Мария Александровна, аспирант кафедры менеджмента экономического факультета (тапуа-chavykina0mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Чавыкина М.А. Академическая мобильность в странах ЕАЭС: современное состояние и перспективы развития // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 9. - С. 931-942. Сок 10.18334/се.1 1.9.38350

Основные направления и факторы академической мобильности

Развитие академической мобильности отражено как в национальных нормативно-правовых базах стран Союза, так и в совместных договорах и соглашениях. В России приоритетность развития экспорта образования, международной академической мобильности на основе двустороннего и многостороннего сотрудничества на пространстве ЕАЭС и СНГ отмечается в Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. [6]. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве одного из целевых ориентиров развития системы образования устанавливается увеличение доли иностранных студентов, а также создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из государств - участников СНГ [7].

В целом на пространстве ЕАЭС одним из нормативных актов, регулирующих развитие академической мобильности, является Соглашение «О сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического сообщества в области образования» (2009 г.). Указанное соглашение ставило перед странами-участницами задачи по развитию прямых связей между образовательными учреждениями; содействию развитию академической мобильности и взаимному обмену обучающимися, педагогическими и научно-педагогическими кадрами [8].

Численность студентов, прибывших из государств - членов ЕАЭС, возрастает с каждым годом, и к 2015/16 учебному году составила 102 087 (табл. 1) [9]. С 2013 г. общая численность студентов вузов, прибывших из государств - членов ЕАЭС, возросла на 18%. Студенты из Казахстана и Беларуси составляют большую часть от общей численности студентов, выезжающих на обучение в другие страны Союза. Студенты как обучаются по долгосрочным программам, так и проходят краткосрочное обучение в рамках программ академической мобильности и совместных образовательных программ. Необходимо отметить, что в настоящее время доля мобильных студентов составляет менее 10% от общей численности студентов из стран Союза.

Наибольшая доля студентов из стран ЕАЭС проходит обучение в вузах России, в то время как в других странах студенты из стран Союза представлены неравномерно. Таким образом, Россия является образовательным центром на евразийском пространстве. Большая часть (85%) студенческого потока между странами Союза составляют студенты из Беларуси и Казахстана. На фоне возрастания студенческого потока из государств - членов ЕАЭС численность российских студентов, выбирающих вузы других стран Союза, сокращается.

Государства - члены ЕАЭС входят в число основных направлений входящей и исходящей академической мобильности на пространстве Союза (табл. 2). В пятерку основных направлений обучения также входят Германия, США, Великобритания, Чехия. Основными направляющими странами являются также Индия, Туркменистан и Иран. В России наибольшее количество иностранных студентов приезжает из Казахстана, Беларуси, Туркменистана, Узбекистана и Азербайджана. Во всех государствах - чле-

Таблица 1

Численность студентов образовательных организаций высшего профессионального образования, прибывших из государств - членов ЕАЭС (на

начало учебного года;человек)

Всего В том числе прибывших из:

Армении Беларуси Казахстана Кыргызстана России

Армения

2013/14 1 243 х 13 22 - 1 208

2014/15 1 083 х 2 31 - 1 050

2015/16 1 192 х 3 24 - 1 165

Беларусь

2013/14 1 987 55 х 172 11 1 749

2014/15 1 853 44 х 214 15 1 580

2015/16 1 895 36 х 272 14 1 573

Казахстан

2013/14 2 026 15 7 х 802 1 202

2014/15 1 752 19 11 х 826 896

2015/16 1 916 14 9 х 1 049 844

Кыргызстан

2013/14 5 563 - - 4 338 х 1 225

2014/15 6 205 - - 4 828 х 1377

2015/16 6 234 - - 5 048 х 1 186

Россия

2013/14 75 110 3 264 23 848 44 896 3 101 х

2014/15 78 587 3 372 17 726 53 824 3 665 х

2015/16 90 850 3 606 14 694 66 821 5 729 х

ЕАЭС

2013/14 85 929 3 334 23 869 49 428 3 914 5 384

2014/15 89 480 3 435 17 739 58 897 4 506 4 903

2015/16 102 087 3 656 14 706 72 165 6 792 4 768

Источник:

9].

нах ЕАЭС Россия входит в число пяти основных стран, направляющих студентов на обучение. Однако большая часть российских студентов (51%) выбирает для обучения такие страны, как Германия, США, Франция, Великобритания, Чехия, в то время как государства - члены ЕАЭС занимают 8-12 места среди всех направлений обучения российских студентов [10]. Во многом это объясняется ориентированностью российской высшей школы в последние два десятилетия на Запад, что подтверждается преобладанием международных договоров российских вузов со странами Европы, США и Канады в общем объеме заключенных договоров с международными партнерами.

Таблица 2

Основные направления академической мобильности в странах ЕАЭС, 2015 г.

Страна Входящая мобильность Исходящая мобильность

Основные направляющие страны Основные направления

Армения Россия, Грузия, Индия, Сирия, Иран Россия, Франция, Германия, Украина, США

Беларусь Туркменистан, Россия, Китай, Нигерия, Иран Россия, Польша, Литва, Германия, Чехия

Казахстан Узбекистан, Россия, Кыргызстан, Туркменистан, Индия Россия, Кыргызстан, США, Великобритания, Чехия

Кыргызстан Казахстан, Индия, Россия, Таджикистан, Узбекистан Россия, Турция, Казахстан, Германия, США

Россия Казахстан, Беларусь, Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан Германия, США, Чехия, Великобритания, Франция.

Источник: составлено автором по материалам [10].

Согласно проведенному опросу в декабре 2016 г., среди обучающихся из стран ЕАЭС на 2-4 курсах программ бакалавриата и на 1-2 курсах магистратуры экономического факультета Российского университета дружбы народов (RUDN University), а также студентов Сетевого университета СНГ доминирующим фактором формирования потоков академической мобильности являются перспективы трудоустройства и карьерного роста на родине и в других странах. Следует отметить, что в настоящее время целесообразно получать образование именно в той стране, где в дальнейшем планирует работать студент. Ведь одним из важнейших факторов успешной трудовой деятельности является хорошее знание бизнес-культуры страны и наличие деловых связей. К основным факторам, влияющим на выбор страны обучение, вуза и развитие академической мобильности, по результатам опроса, также относятся факторы, определяющие условия и качество обучения, такие как: уровень профессорско-преподавательского состава, наличие крупных ведущих университетов, материально-техническая база вуза, стоимость обучения и проживания (табл. 3).

Значительная часть студентов также выделила специальности и направление обучения как один из основных факторов выбора страны обучения и вуза. Большое значение на интенсификацию потоков обмена студентами между странами Союза оказывает язык обучения. Большая часть населения владеет русским языком. В России, Казахстане, Кыргызстане и Беларуси русский язык является официальным. Поскольку русский язык также является языком межкультурного общения на пространстве Союза, то студенты могут сразу включиться в образовательный процесс, не затрачивая времени на языковую подготовку.

К дополнительным факторам, влияющим на выбор стран обучения студентов из стран ЕАЭС и формирование потоков академической мобильности, можно отнести следующие факторы: признание образования в других странах, наличие общежитий

и студенческих городков, соответствие образования международным стандартам, уровень экономического развития страны, уровень цен, государственные дотации, гранты, стипендии, материальные льготы. Согласно Договору о ЕАЭС, дипломы об образовании, полученные в одной из стран Союза, признаются в других странах ЕАЭС. Дополнительного признания требуют только дипломы медицинских, юридических и педагогических специальностей [11].

Сетевой университет как механизм развития академической мобильности

К наиболее распространенным формам академической мобильности на пространстве ЕАЭС относятся совместные программы и программы двойных дипломов. Механизмом для развития академической мобильности обучающихся и преподавателей являются сетевые университеты (СУ), ведущие подготовку специалистов по приоритетным направлениям путем реализации совместных образовательных программ.

Пи инициативе Совета по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ и Российского университета дружбы народов (РУДН) при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ (МФГС) был создан Сетевой университет СНГ (СУ СНГ). Основной целью

Таблица 3

Факторы, влияющие на выбор страны обучения студентов из стран ЕАЭС

№ п/п Основные факторы

1 Перспективы трудоустройства и карьерного роста на родине и в других странах

2 Уровень профессорско-преподавательского состава

3 Наличие крупных ведущих университетов

4 Специальности и направления обучения

5 Материально-техническая база вуза (лаборатории, учебное оборудование, библиотеки и т.д.)

6 Стоимость обучения и проживания

7 Язык обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Наличие соглашений между университетами

Дополнительные факторы

1 Признание образования в других странах

2 Наличие общежитий и студенческих городков

3 Соответствие образования международным стандартам

4 Уровень экономического развития страны

5 Уровень цен

6 Государственные дотации, гранты, стипендии, материальные льготы

Источник: составлено автором на основе проведенного опроса обучающихся на программах бакалавриата и магистратуры в Российском университете дружбы народов (RUDN University)

создания было развитие академической мобильности на пространстве СНГ, укрепление сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования, повышение качества и привлекательности высшего образования на пространстве СНГ [12]. Страны-участницы выделяют государственные стипендии на обучение за счет средств национальных бюджетов. МФГС выделяет иностранным студентам из государств -партнеров по проекту гранты на обучение. С 2011 г. на обучение студентов МФГС выделил более 400 грантов. В 2015-2016 учебном году МФГС выделил 71 грант (квоту) для обучения студентов в СУ СНГ [13].

Из 27 университетов, входящих в Сетевой университет СНГ (СУ СНГ), 16 университетов основаны в странах ЕАЭС. В настоящее время подготовка в СУ СНГ и Техническом Консорциуме СУ СНГ осуществляется по таким направлениям, как филология, экономика, менеджмент, международные отношения, юриспруденция, туризм, автоматизация технологических процессов и производств, материаловедение и технологии материалов, химическая технология органических веществ [12]. В 2016 г. состоялся уже пятый выпуск магистров СУ СНГ. Всего за период с 2010 по 2016 гг. в СУ СНГ было принято на обучение 844 студента.

Совместные магистерские программы в рамках СУ СНГ реализуются в БГУ, РУДН, МГИМО, РГУНиГ, КРСУ, КНУ им. Ж. Баласагына, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РАУ и др. Обучение проходит по следующим схемам: 1+3 семестра или 2+2 семестра в вузах-партнерах. По отдельным программам предусмотрено получение двойных дипломов.

В 2013 г. был создан Российско-Кыргызский консорциум технических университетов (РККТУ), в состав которого в настоящий момент входит 24 российских вуза и 6 кыргызских вузов. Большая часть совместных образовательных программ реализуется по программам магистратуры, также ведется подготовка по программам бакалавриата и специалитета. Например, на уровне бакалавриата успешно функционирует совместная программа МЭИ - КГТУ им. И. Раззакова: «Электроэнергетические системы и сети», «Информатика и вычислительная техника»; между КГУСТА - МГСУ -программа «Архитектура». В РККТУ используется многосторонняя система финансовой поддержки совместных образовательных программ. Часть студентов обучается на контрактной основе [14].

Необходимо отметить, что между университетами стран ЕАЭС имеется большое количество соглашений по программам двойных дипломов, однако набор студентов осуществляется не на все программы. Основными барьерами являются финансовые проблемы и трудности согласования учебных программ.

В процессе формирования совместных образовательных программ университеты согласовывают системы вступительных испытаний, учебные планы, системы оценки знаний обучающихся и организации учебного процесса, интеграции модульной структуры. Необходимо отметить, что большинство государств - членов ЕАЭС является участниками Болонского процесса (Россия - с 2003 г., Армения - с 2005 г., Казахстан -с 2010 г. и Беларусь - с 2015 г.), этот факт облегчает процедуру взаимозачета учебных

курсов и результатов обучения на основе использования системы зачетных единиц (ЕСТБ). Сопоставимость подходов в сфере образования является залогом формирования единого образовательного пространства ЕАЭС.

В настоящее время имеется объективная необходимость создания на добровольной и равноправной основе возможности подготовки кадров для ЕАЭС и повышения международной конкурентоспособности Союза в целом. В этой связи в перспективе планируется создание новых совместных программ уже в рамках Сетевого университета ЕАЭС - Евразийского сетевой университета (ЕСУ) [15]. В результате работы университета будет осуществляться текущая и опережающая подготовка необходимых специалистов в соответствии с потребностями рынка труда государств ЕАЭС и перспективами развития экономик союза [16, с. 52] (Chavykina, 2016). Согласно оценкам экспертов, на пространстве ЕАЭС к 2030 г. сформируется около 180 новых профессий и специальностей [17]. Поэтому необходимо приложить совместные усилия по подготовке и развитию кадрового потенциала на пространстве Союза. Распределение студентов по наиболее востребованным специальностям позволит в дальнейшем рационально привлекать рабочую силу и повысить эффективность управления миграционными процессами на пространстве Союза с учетом социально-экономического развития государств-членов и потребностей национальных рынков труда. Специалисты, получившие качественное образование, могут осуществлять профессиональную трудовую деятельность, реализовывать различные проекты как в целом в рамках ЕАЭС, так и в отдельных странах Союза.

Заключение

Развитие академической мобильности на пространстве ЕАЭС оказывает большое влияние на дальнейшее усиление международного образовательного сотрудничества, а также способствуют развитию национальных экономик и укреплению экономической мощи Союза в целом, взаимовыгодному развитию интеграционных процессов. Поскольку образовательная миграция в научной среде рассматривается преимущественно как миграция высококвалифицированных специалистов (реальных или потенциальных), развитие академической мобильности позволит осуществить переход от «утечки умов» к «циркуляции умов» на пространстве Союза. Однако потенциал международного образовательного сотрудничества на пространстве ЕАЭС пока не реализован в достаточной степени. Можно предположить, что в дальнейшем будут поддержаны новые совместные программы, которые будут в дальнейшем успешно реализованы на пространстве ЕАЭС. Предполагается, что получат развитие не только локальные программы по отдельным направлениям, но и общие программы по «евразийской интеграции».

В настоящее время академическая мобильность на пространстве ЕАЭС характеризуется следующими положениями:

• наибольшая доля студентов из стран ЕАЭС проходит обучение в вузах России, в то время как в других странах студенты из стран Союза представлены нерав-

номерно. Большая часть российских студентов выбирает для обучения такие страны, как Германия, США, Франция, Великобритания, Чехия;

• совместная подготовка специалистов реализуется преимущественно на уровне магистратуры, в то время как программы других уровней практически не охвачены;

• механизмом для развития академической мобильности обучающихся и преподавателей являются сетевые университеты (СУ), ведущие подготовку специалистов по приоритетным направлениям;

• важную роль в формировании потоков академической мобильности оказывают перспективы трудоустройства выпускников, однако механизмы взаимодействия с работодателями остаются непроработанными и не находят должного отражения в нормативных документах сетевых университетов;

• развитие международной академической мобильности во многом основывается на поддержке государства и межгосударственных фондов, реализующих долгосрочные программы финансирования.

Развитие академической мобильности в условиях экономической интеграции ЕАЭС должно предполагать мероприятия по трем основным направлениям. Первое -развитие сбалансированного многоуровневого международного сотрудничества, предполагающего разработку и реализацию совместных образовательных программ на уровне бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования. Второе - подготовка специалистов в соответствии со сферами экономики, обладающими максимальным интеграционным потенциалом (такими как: машиностроение, металлургия, энергетика, нефтехимия, добыча природных ископаемых, транспорт и связь, торговля), а также в таких перспективных сферах экономики, как биотехнологии, ИТ-технологии, нанотехнологии, микроэлектроника, фармацевтика и др. Третье направление - разработка механизма взаимодействия с работодателями на пространстве ЕАЭС, позволяющего осуществлять текущую и опережающую подготовку необходимых специалистов в соответствии с потребностями рынка труда ЕАЭС и перспективами развития экономик Союза.

Таким образом, мероприятия по модернизации образовательного пространства в государствах - членах ЕАЭС, развитию академической мобильности должны быть комплексными и соответствовать основным целям и перспективным направлениям развития ЕАЭС. Предложенные рекомендации по развитию академической мобильности на пространстве ЕАЭС по трем основным направлениям могут быть использованы национальными министерствами образования и науки стран ЕАЭС при разработке приоритетных направлений образовательного сотрудничества на пространстве ЕАЭС, вузами - при разработке и реализации совместных образовательных программ между университетами государств - членов ЕАЭС, а также в рамках Евразийского сетевой университета (ЕСУ).

ИСТОЧНИКИ:

1. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции,

проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. -2015. - № 3. - с. 203-211.

2. Project Atlas 2015. Global Mobility Trends. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iie.

org/ ( дата обращения: 15.01.2017 ).

3. Меморандум о сотрудничестве по вопросам образовательного и научно-техноло-

гического сотрудничества на евразийском пространстве между Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством образования и науки Республики Армения, Министерством образования Республики Беларусь, Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерством образования и науки Кыргызской Республики .

4. Глазьев С.Ю. Общее образовательное пространство ЕАЭС как залог успеха евра-

зийской экономической интеграции: интервью. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mk.ru/migrants-in-russia/2016/12/29/obshhee-obrazovatelnoe-prostranstvo-eaes-kak-zalog-uspekha-evraziyskoy-ekonomicheskoy-integracii.html ( дата обращения: 18.02.2017 ).

5. Глазьев. С.Ю. Приветственное слово участникам конференции// Расширение со-

трудничества российских высших учебных заведений на постсоветском пространстве: сборник тезисов международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 17 марта 2015 г. - Москва: РУДН, 2015. - С.5-10

6. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. Официальный сайт Национального фонда подготовки кадров. [Электронный ресурс]. URL: http://intpr.ntf.ru/DswMedia/koncepciya_draft_24_12. doc ( дата обращения: 05.02.2017 ).

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8 af09d7244d8033c66928fa27e527 ( дата обращения: 15.01.2017 ).

8. Соглашение о сотрудничестве государств - членов Евразийского экономическо-

го сообщества в области образования от 11 декабря 2009 года. Законодательство стран СНГ. [Электронный ресурс]. URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=30802 (дата обращения: 18.02.2017 ).

9. Евразийский экономический союз в цифрах: статистический ежегодник [Электронный ресурс]. Евразийская экономическая комиссия. - Москва: 2016. -412 с. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ econstat/Documents/Stat_Yearbook_2016.pdf (дата обращения: 15.01.2017)

10. UNESCO Institute for statistics [Electronic resource]. URL: http://www.uis.unesco.org/ (дата обращения: 18.02.2017)

11. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855 ( дата обращения: 15.01.2017 ).

12. Сетевой университет СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.ido.rudn.ru/ su_sng/ (дата обращения: 14.02.2017)

13. Официальный сайт Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС) [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfgs-sng.org (дата обращения: 14.03.2017)

14. Российско-Кыргызский консорциум технических университетов [Электронный ресурс]. URL: http://studyabroad.mpei.ru/rus/RKKTU/2016/Pages/default.aspx (дата обращения: 18.03.2017)

15. Меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета. Евразийская ассоциация университетов. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eau-msu.ru/ckfinder/userfiles/files/Меморандум%20текст%20о%20создании%20

ECy.pdf.

16. Чавыкина М.А. Предпосылки формирования единого образовательного пространства государств-членов ЕАЭС // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2016. - № 1. - c. 51-53.

17. Научно-техническое сотрудничество как фактор Евразийской экономической интеграции [Электронный ресурс]. Ежегодный доклад Интеграционного клуба при председательстве Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации за 2015 г. Издание Совета Федерации, 2015. - 118 с. URL: http://www. council.gov.ru/media/files/rAMxTGk00VCzWQHTXaq4AwGba6Iplopl.pdf (дата обращения: 18.02.2017)

REFERENCES:

Chavykina M.A. (2016). Predposylki formirovaniya edinogo obrazovatelnogo prostranstva gosudarstv-chlenov EAES [Prerequisites for the formation of a unified educational space for EAEU member states]. New university. Series: Economics and Law. (1). 51-53. (in Russian).

Filippov V.M. (2015). Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya: osnovnye tendentsii, problemy i perspektivy [Internationalization of higher education: main trends, problems and prospects]. Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 15 (3). 203-211. (in Russian).

Project Atlas 2015Global Mobility Trends. Retrieved January 15, 2017, from http:// www.iie.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.