Педагогические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 3 (39), с. 200-206
УДК
МЕЖДУНАРОДНОЕ СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
© 2015 г. Н.Ш. Ватолкина, О.П. Федоткина
Мордовский госуниверситет имени Н.П. Огарева, Саранск
Поступила в редакцию 22.06.2015
Рассматриваются современные тенденции глокализации в сфере международного экспорта образовательных услуг, существующие формы сотрудничества российских вузов в области образования в части академической мобильности. Данные тенденции проявляются в плюрализации и формировании «малых» образовательных пространств с помощью различных форм и инструментов сетевого международного сотрудничества вузов. Обобщены новые интеграционные механизмы сотрудничества, к которым относятся разработка и реализация совместных образовательных программ, создание сетевых университетов, проведение совместных мероприятий в области экспорта образовательных услуг, формирование международных ассоциаций и альянсов вузов, что позволяет сделать выводы о том, что партнёрство в настоящее время является важнейшим ресурсом развития образовательных систем на уровне отдельного вуза, страны, региона и всего мира в целом.
Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, международное сотрудничество, академическая мобильность, совместные образовательные программы, сетевое обучение, сетевой университет, ассоциация университетов, глокализация, образовательное пространство.
Один из ключевых вызовов, с которыми сегодня сталкивается система высшего образования России, - это расширение российского присутствия на международном рынке образовательных услуг. В Послании Президента 2013 года указывается: «Мы также должны значительно нарастить экспорт качественных образовательных услуг, создать условия для получения образования в российских вузах для иностранных граждан и наших соотечественников, прежде всего из государств СНГ. Это очень серьёзный инструмент укрепления культурного, интеллектуального влияния России в мире». Создание условий для привлечения в Россию иностранных студентов является одной из задач «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» [6]. К 2020 году доля иностранных граждан в общем контингенте студентов вузов должна составить 5%, а доходы от их обучения - не ме-неее 10% от объема финансирования системы образования. По мнению разработчиков, достижение указанных показателей будет доказательством повышения конкурентоспособности российского образования. Действительно, степень интеграции в мировое образовательное пространство учитывается для составления ведущих мировых рейтингов. В методике рейтинга Times Higher Education содержится показатель «Отношение количества иностранных студен-
тов к численности местных студентов (вес 5%)», в QS World University Rankings учитываются показатели доли иностранных студентов и доли иностранных преподавателей. При проведении мониторинга эффективности деятельности вузов Министерством образования и науки учитываются также показатели доли иностранных студентов и аспирантов, доли иностранных научно-педагогических работников, а также объём средств, полученных вузом на выполнение НИОКР от иностранных граждан и иностранных юридических лиц.
Поэтому международное сотруденичество вузов Российской Федерации в области образования связано в первую очередь с развитием экспорта образовательных услуг через систему академической мобильности и совместных образовательных программ. Наиболее развитой в мире остаётся академическая мобильность студентов в целях получения высшего образования (degree mobility), вместе с тем активно развиваются временная мобильность для освоения части образовательной программы за рубежом (credit mobility), а также нетрадиционные формы академической мобильности, часто организуемые не высшими учебными заведениями -стажировки, временная работа за рубежом, обучение на языковых курсах и в летних школах вне основной образовательной программы. Программы академической мобильности фи-
нансируются государственными программами международного или национального характера, такими как DAAD, FIRST, Erasmus Mundus; вузами в рамках двухсторонних и многосторонних межвузовских программ, а также самостоятельно оплачиваются студентами [3]. В Российской Федерации численность студентов-стажеров в общем контингенте иностранных студентов составляет в настоящее время не менее 15%, и за период с 2001 года выросла в пять раз [1]. Это связано в первую очередь с целенаправленной политикой ведущих вузов по поддержке студенческих обменов, расширением практики преподавания на иностранных языках, улучшением инфрастуркутуры и социально-бытового обеспечения университетов, повышением уровня жизни в нашей стране. Вместе с тем, нельзя не учитывать, что около 2/3 всех иностранных студентов-стажёров изучают русский язык. Не менее 75% от их числа составляют граждане Восточной и Западной Европы, Америки, Японии и Южной Кореи. В целом миграционные потоки академической мобильности имеют сильную традиционную региональную направленность. В таблице представлены данные по направлениям входящей и исходящей студенческой мобильности для ведущих стран-экспортёров в системе высшего образования.
Как показано в таблице, на межународном рынке преобладает несколько стран-экспортёров и стран-импортёров. Основными странами-экспортёрами в 2014 году, по данным ОЭСР, являлись США (16% от общего числа иностранных студентов в мире), Великобритания (13%), Германия (6%), Франция (6%), Австралия (6%) и Канада (5%). Странами-импортёрами являются Китай, Индия и Южная Корея. В то же время практически во всех странах мира сегодня обучаются иностранные студенты, равно как и все страны мира направляют часть своих студентов обучаться за границей. Более того, многие страны-импортёры сегодня разрабатывают стратегии расширения объемов входящей студенческой мобильности.
Если исключить из рассмотрения ключевые страны-поставщики и ключевые страны-экспортёры, можно отметить явную тенденцию к партнёрству между странами, которые имеют общий язык или общую историю, сильные экономические связи. Например, странами-поставщиками для Германии помимо Китая являются Турция, Российская Федерация, Польша, Австрия; в Австрию также выезжает больше всего студентов из Германии. Ещё более ярко региональные тенденции проявляются в странах, которые пока не за-
нимают заметного места на международном образовательном рынке. У Российской Федерации в сфере студенческой мобильности основными партнёрами являются страны бывшего СССР -Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Туркменистан. Исходящая академическая мобильность в России невелика и составляет не более 1,2% от общего контингента российских студентов. При этом преобладает так называемая самостоятельная мобильность, и лишь 7 тысяч российских студентов обучались за рубежом в рамках международных проектов и программ. На языковых курсах обучается около 35 тысяч российских студентов.
Приведённые данные позволяют говорить о сосуществовании тенденций глобализации и регионализации в развитии студенческой мобильности и образовательных систем в целом, что в настоящее время получило название гло-кализации. Как отмечается в работе [5], плюрализация - ведущий тренд рефрмирования образовательных систем. Она проявляется через формирование «малых» образовательных пространств с помощью различных форм и инструментов сетевого международного сотрудничества вузов. Для России потенциал развития студенческой мобильности, а также долгосрочного международного партнёрства в сфере образования заключается в локальной интеграции образовательных пространств, расширении регионального охвата вузов-партнёров, развитии модульности учебного процесса и создании конкурентоспособных семестровых программ на иностранных языках в области технических, гуманитарных и естественных наук.
Можно выделить следующие виды формирования «малых» образовательных пространств:
1. Разработка и реализация совместных образовательных программ. Данная форма реализуется преимущественно на основе двустороннего или многостороннего межвузовского сотрудничества. Под совместной образовательной программой понимается разработанная и реализуемая совместно с одним или несколькими высшими учебными заведениями образовательная программа, по окончании которой выпускнику выдаются документы об образовании одной из следующих форм:
- двойной или многосторонний диплом -дипломы вуза и вузов-партнеров;
- сертификаты со стороны вуза и со стороны вузов-партнеров;
- диплом вуза и сертификаты вузов-партнеров;
- дипломы вузов-партнеров и сертификат вуза.
Таблица
Международные потоки студенческой мобильности [8]
Страна Основные страны-поставщики Основные страны-импортёры
США Входящая мобильность - 740475 человек Исходящая мобильность - 69519 человек Китай, Индия, Южная Корея, Саудовская Аравия, Канада Великобритания, Канада, Германия, Франция, Новая Зеландия
Великобритания Входящая мобильность - 568816 человек Исходящая мобильность - 44290 человек Китай, Индия, Нигерия, Ирландия, Германия США, Новая Зеландия, Ирландия, Франция, Канада
Германия Входящая мобильность - 287353 человек Исходящая мобильность - 140553 человек Турция, Китай, Российская Федерация, Польша, Австрия Австрия, Нидерланды, Великобритания, Швейцария, США
Франция Входящая мобильность - 271399 человек Исходящая мобильность - 86185 человек Марокко, Китай, Алжир, Тунис, Сенегал Бельгия, Великобритания, Канада, США, Швейцария
Австралия Входящая мобильность - 249588 человек Исходящая мобильность - 13629 человек Китай, Малайзия, Индия, Вьетнам, Гонконг США, Великобритания, Новая Зеландия, Германия, Канада
Канада Входящая мобильность - 221406 человек Исходящая мобильность - 49310 человек Китай, Индия, Франция, США, Южная Корея США, Великобритания, Австралия, Франция, Ирландия
Япония Входящая мобильность - 150617 человек Исходящая мобильность - 36389 человек Китай, Южная Корея, Вьетнам, Таиланд, Малайзия США, Великобритания, Германия, Франция
Индия Входящая мобильность - нет данных Исходящая мобильность - 217319 человек США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия
Саудовская Аравия Входящая мобильность - 47050 человек Исходящая мобильность - 66875 человек Йемен, Сирия, Египет, Пакистан, Палестина США, Великобритания, Австралия, Канада, Новая Зеландия
Бразилия Входящая мобильность - 15226 человек Исходящая мобильность - 38511 человек Ангола, Гвинея-Биссау, Аргентина, Парагвай, Капо-Верде США, Португалия, Франция, Испания, Германия
Российская Федерация Входящая мобильность - 174711 человек Исходящая мобильность - 67384 человек Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Туркменистан Германия, Великобритания, США, Франция, Чехия
Рис. 1. Варианты реализации совместных образовательных программ [4]
Разновидностью совместных образовательных программ являются программы двойных дипломов - совместные образовательные программы, организованные и реализуемые вузом совместно с одним или более вузами (или иным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность), завершающиеся присвоением двойных или многосторонних дипломов.
Как правило, совместные образовательные программы разрабатываются в двух основных
вариантах: в рамках совместно разработанной новой образовательной программы и реализуемых интегрированных учебных планов (рис. 1).
Интегрированные учебные планы представляют собой совокупность модулей (курсов), предлагаемых студентам вузами-участниками совместной программы. Часть модулей (курсов) подлежит в обязательном порядке освоению в партнерских университетах. По завершении эти модули (курсы) взаимно зачитываются на осно-
Модели реализации совместных образовательных программ
Курсы и модули разных вузов-партнеров взаимно
—► дополняют друг друга в рамках единои
согласованной образовательной программы
Совместная
образовательная Согласованные и признаваемые всеми вузами-
программа партнерами структура и содержание
образовательных программ
Согласованные и признаваемые основные модули,
курсы программ обучения в вузах-партнерах,
но различные специализации, предоставляемые
каждым вузом-партнером
Рис. 2. Модели реализации совместных образовательных программ [4]
ве европейской системы переноса зачетных единиц (ЕС^).
В настоящее время существуют три модели совместных образовательных программ:
1) идентичная структура и содержание образовательных программ в каждом университете-партнере (параллельное изучение одних и тех же модулей (курсов), общие методы обучения и экзаменационные процедуры);
2) сравнимые основные модули (курсы) программ обучения в партнерских университетах, но различные специализации, предоставляемые каждым партнером);
3) модули (курсы) разных университетов взаимно дополняют друг друга в рамках единой согласованной образовательной программы (т.е. образовательная программа разделена на несколько частей, каждая из которых реализуется только одним партнером) (рис. 2)
Наиболее распространенной моделью реализации совместных образовательных программ (около 60%) является вторая модель.
Совместные образовательные программы позволяют интегрировать ресурсы вузов-партнёров и создать единое локальное образовательное пространство, в рамках которого генерируются долгосрочные выгоды для всех участников:
- студенты получают возможность приобретения дополнительного академического и культурного опыта за границей, что создает предпосылки для их более широкой профессиональной мобильности и востребованности на рынке труда;
- преподаватели получают новые возможности для профессионального роста, кооперации в научных исследованиях с зарубежными
коллегами, установления долговременных профессиональных контактов;
- университеты получают качественные и привлекательные образовательные программы, обмен знаниями и новыми технологиями обучения, увеличение академического потенциала, а, следовательно, прирост репутации и конкурентоспособности [4].
Однако недостаточность законодательной базы в области разработки и реализации совместных образовательных программ в Российской Федерации при общей высокой степени зарегулированности образовательного процесса в вузах, трудности в признании иностранных документов об образовании и периодов обучения пока не позволяют говорить о перспективе значительного роста числа таких программ и вовлечения большего числа вузов в их реализацию. Кроме того, создание межвузовской совместной образовательной программы является закрытой формой локального образовательного пространства.
2. Создание сетевых университетов, которые являются развитием предыдущей формы сотрудничества. Сетевые университеты созданы для развития совместных образовательных программ, академической мобильности и нередко -совместных научных исследований с вузами из стран, которые являются ведущими партнёрами РФ в политической и экономической сферах. Сетевой университет позволяет создать устойчивое региональное образовательное пространство, основанное на политическом решении руководства стран-участниц университетов. В настоящее время в России работают:
- Университет Шанхайской организации сотрудничества, который функционирует как
сеть уже существующих университетов в государствах - членах ШОС (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан) и странах-наблюдателях: (Индия, Иран, Монголия, Пакистан). Подготовка кадров высшей квалификации в рамках Университета ШОС осуществляется по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран-участниц Организации: регионоведение, экология, энергетика, 1Т-технологии, нанотехнологии;
- Сетевой Университет СНГ, который функционирует на правах консорциума ведущих вузов стран-участниц СНГ, российско-славянских университетов и высших учебных заведений, являющихся базовыми организациями по направлениям сотрудничества решениями Совета глав правительств государств-участников СНГ;
- Сеть российско-славянских университетов, которая включает Кыргызско-российский славянский университет, Российско-армянский славянский университет, Российско-таджикский славянский университет, Славянский университет Республики Молдова;
- Баренцев трансграничный университет, который был создан с целью разработки образовательных программ уровня магистратуры с выдачей двойных дипломов в рамках российско-финского сотрудничества между 10 университетами (2 университета Финляндии и 8 Северо-запада России);
- Университет Арктики, объединяет университеты, колледжи и другие организации, приоритетная деятельность которых связана с высшим образованием и исследованиями на Севере. Общая цель Университета Арктики заключается в создании сильного, устойчивого приполярного региона путем развития северян и северных сообществ посредством междисциплинарного образования, обмена знаниями и научными результатами, а также объединения усилий проживающих на Севере людей для решения уникальных проблем региона;
- Финско-российский трансграничный университет (СВи), который включает в себя десять университетов-участников: пять в Финляндии и пять в России. Университеты - члены СВи предлагают совместные магистерские программы в шести областях исследований: бизнес и управление, лесное хозяйство и инженерная экология, история, информационные и коммуникационные технологии, международные отношения, здравоохранение. Основополагающей формой научного и образовательного взаимо-
действия членов данного сетевого университета признаны тематические сети;
27 мая 2014 г. в Российском университете дружбы народов состоялась IV международная конференция «БРИКС: сотрудничество в целях развития». Одной из ключевых тем конференции стала концепция создания общего образовательного и научно-исследовательского пространства между странами-участницами этой международной организации путем создания Сетевого университета БРИКС (СУ БРИКС) -объединения в единый образовательный консорциум ведущих университетов Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Миссия Университета состоит в объединении ресурсов стран-участниц по обеспечению национальных экономик профессиональными кадрами, проведению объединенных исследований.
В настоящее время создаются совместные двусторонние университеты, в частности Российско-китайский Университет и Российско-вьетнамский университет. Данная форма сотрудничества характерна для образовательных систем наиболее развитых стран, так как позволяет выйти на рынок зарубежных стран, в которых запрещено создавать филиалы иностранных вузов или существуют иные барьеры.
3. Создание межвузовских альянсов и ассоциаций. Наиболее активно ведут работу по развитию международного сотрудничества в области образования Ассоциация восточноевропейских университетов, Ассоциация технических университетов России и Китая (АТУРК), Ассоциация финно-угорских университетов, Ассоциация азиатских университетов, Евразийская ассоциация университетов, Альянс университетов, Норвежско-русский исследовательский и образовательный консорциум для развития международного бизнеса в сфере энергетики и ряд других. Такие ассоциации развивают целый ряд направлений сотрудничества - проведение совместных научных исследований, конференций, издание учебной и научной литературы, а также развитие программ академической мобильности и проведение совместных мероприятий по продвижению российского образования за рубежом. Выгоды от создания подобных альянсов подтверждаются активным созданием новых ассоциаций. В частности, в последние два года созданы четыре новые российско-китайские ассоциации университетов.
Интересно, что интеграция осуществляется по региональному признаку, что, безусловно,
отражает общие тенденции перехода от глобальной к региональной экономике, релокали-зации социально-культурных процессов.
4. Реализация совместных проектов в области экспорта образовательных услуг и продвижения российского образования. В частности, к таким мероприятиям относятся проведение совместных олимпиад для школьников за рубежом, формирование международных ассоциаций вузов и проект продвижения русского языка под брендом «Институт Пушкина». Необходимо отметить, что подобные мероприятия проводятся при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по делам соотечественников, проживающих за рубежом, и международному гуманитарному сотрудничеству (Россо-трудничество).
Консолидация вузов по привлечению иностранных студентов осуществляется с помощью совместного проекта Россотрудничества и Министерства образования и науки Российской Федерации - Олимпиады «Время учиться в России!». В реализации данного проекта участвует более 30 российских вузов. Цикл олимпиад проводится ежегодно для школьников выпускных классов старшей школы за рубежом. В 2013, 2014 и 2015 гг. Олимпиады прошли в Армении, Вьетнаме, Казахстане, Китае, Молдавии, Монголии, Анголе, Намибии, Замбии, Абхазии.
Основные мероприятия по проведению Олимпиады включают участие представителей вузов в образовательных выставках в стране проведения Олимпиады; распространение специального справочника «Время учиться в России!» с информацией о вузах-участниках, городах России, в которых расположены вузы, о Россотрудничестве и об участвующем в данном мероприятии представительстве Россотрудни-чества - Российском центре науки и культуры в стране проведения Олимпиады; проведение информационных акций об Олимпиаде в общеобразовательных школах страны пребывания; проведение интеллектуальных соревнований, по итогам которых были распределены призовые места.
Победители Олимпиады получают возможность обучаться за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в одном из вузов-организаторов мероприятия - в рамках квот государственных стипендий, предоставляемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации.
Пилотная реализация проекта уже позволила привлечь на обучение лучших иностранных абитуриентов и повысить престиж российского образования за рубежом. В перспективе данный проект планируется расширить на другие страны.
Вместе с тем, тенденции в отношении спроса на русский язык и образование на русском языке не являются пока особенно позитивными. Это связано также с сокращением числа иностранных граждан, владеющих русским языком. За последние 20 лет число владеющих русским языком в мире сократилось более чем на 50 миллионов человек. Пик интереса к русскому языку и культуре был достигнут на рубеже 1980-1990-х гг. Так, в конце 1980-х гг. по линии Союза советских обществ дружбы - ССОДа (ныне - Россотруд-ничество) русский язык на курсах в 90 странах мира изучали 600 тысяч человек (наибольшая часть - в странах Восточной Европы и Азии). За пределами СССР работали филиалы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (ГИРЯП), в которых обучались тысячи местных русистов [2].
Изменить сложившуюся ситуацию призван федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Образование на русском», который направлен на создание новой системы продвижения российского образования и обучения русскому языку. Одним из направлений работы в этой сфере стало формирование и поддержание открытого информационного ресурса с курсами по русскому языку и предметам общего образования на русском языке, которые будут доступны в режиме онлайн всем желающим. Проект включает разработку портала и собственно бренда «Институт Пушкина», аналогичного национальным брендам «Институт Гете», «Институт Сервантеса» и «Институт Конфуция».
Программа продвижения русского языка и образования на русском языке реализуется 20 российскими вузами, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина выбран в качестве головной организации. Программа охватит жителей 27 стран ближнего и дальнего зарубежья. В перспективе - расширение географии программы по итогам мониторинга спроса на русский язык и образования на русском языке.
Реализация подобных совместных проектов направлена на развитие бренда Российской Федерации как страны, привлекательной для ино-
странного студента. Очевидно, что международный брендинг не может осуществляться разрозненно отдельными вузами не только ввиду его дороговизны, но также и ввиду того, что конкуренция между вузами одной стороны может ослабить общую конкурентоспособность страны.
Таким образом, новыми тенденциями развития международного сотрудничества вузов России в области образования является консолидация вузов и институционализация сетевых форм сотрудничества, формирование государственной политики в области продвижения российского образования на международный рынок и усиление сотрудничества со странами, которые являются ключевыми партнёрами в экономической и политической сферах, прежде всего стран СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона. Данные тенденции свидетельствуют о том, что партнёрство в настоящее время рассматривается вузами как важнейший ресурс развития, который необходимо системно развивать.
Список литературы
1. Арефьев А. Л. Подготовка кадров для зарубежных стран в России и в мире [Электронный ре-
сурс] Режим доступа: http://www.socioprognoz. ru/publ.html?id=331.
2. Арефьев А. Л. Тенденции экспорта российского образования. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. 240 с.
3. Ватолкина Н. Ш., Федоткина О. П. Академическая мобильность студентов в условиях интернационализации образования // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 2 (96). С. 17-27.
4. Ватолкина Н. Ш., Федоткина О. П. Совместные образовательные программы как форма интернационализации вузов. // О состоянии и мерах по совершенствованию межвузовских связей в рамках ЕАЭС: Сборник материалов круглого стола. М., 2015. С. 2430.
5. Ефремова Л. И. Регионализация и глобализация образовательного пространства СНГ: социально-философский анализ: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 2010.
6. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. garant.ru/
7. Опыт российских вузов по созданию и реализации различных моделей образовательных программ (материал подготовлен при участии ФГУП «Научно-исследовательский центр экономических преобразований») [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://inpro .msu. ru/PDF/opyt_vuzov.pdf
8. OECD (2014), Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD Publishing. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2014-en
INTERNATIONAL NETWORK COOPERATION OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE FIELD OF EDUCATION: SUSTAINABLE GROWTH MECHANISMS
N.Sh. Vatolkina, O.P. Fedotkina
Ogarev Mordovia State University
The article discusses the current trends of glocalization in the field of international export of education, existing forms of cooperation between Russian universities in the field of education as applied to academic mobility. These trends are manifested in the pluralization and in the formation of "small" education spaces through various forms and tools of networking within international cooperation of universities. The authors make an attempt to summarize the new integration mechanisms of cooperation, which include the development and implementation of joint education programs, the creation of network universities, joint activities in the field of export of education services, formation of international associations and alliances of universities. This brings us to the conclusion that partnership is currently the most important resource for the development of education systems at the level of the individual higher education institution, the country, the region and the world as a whole.
Keywords: export of education services, international cooperation, academic mobility, joint academic programs, education networks, glocalization, university associations, education space.