Научная статья на тему 'Академическая мобильность студентов в условиях интернационализации образования'

Академическая мобильность студентов в условиях интернационализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / СТИПЕНДИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / STIPENDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ватолкина Наталья Шамилевна, Федоткина Ольга Петровна

Статья является обзорной. Ее цель систематизация и анализ форм реализации студенческой мобильности и инструментов ее государственной поддержки в Российской Федерации в сравнении с общемировыми подходами. Существующие международные и национальные рейтинги, мониторинг эффективности деятельности вузов включают показатели академической мобильности. Вместе с тем она еще не идентифицирована как объект управления, требует описания и систематизации в целях упорядочения практик и развития инструментов реализации различных форм мобильности на уровне отдельного вуза. В статье предложена интегральная классификация форм международной студенческой мобильности на основе следующих критериев: цели мобильности, период образования, институционализация мобильности, степень включенности в образовательный процесс. В соответствии с ней в статье систематизируются существующие подходы к реализации студенческой мобильности и инструментов ее государственной поддержки в Российской Федерации в сравнении с международной практикой, приводится статистика. В результате проведенного обзорного исследования в статье сделана попытка сформировать целостную картину существующих в настоящее время тенденций в сфере поддержки и развития студенческой мобильности в Российской Федерации. Авторы делают вывод о том, что в России в наибольшей степени развита входящая мобильность в целях получения полного высшего образования, создан действенный механизм ее государственной поддержки. Потенциал развития краткосрочной студенческой мобильности в форме включенного обучения и совместных образовательных программ пока реализуется лишь в незначительной степени, основан на системе межвузовского сотрудничества, и требуется государственное регулирование для устранения существующих барьеров. В частности, решение этой задачи потребует расширения регионального охвата вузов-партнеров, развития модульности учебного процесса и создания конкурентоспособных семестровых программ на иностранных языках в области технических, гуманитарных и естественных наук, улучшения инфраструктуры и социально-бытового обеспечения университетов, повышения уровня жизни. Необходимы дальнейшее исследование существующих практик, барьеров и возможностей для каждого вида студенческой мобильности, систематизация международного опыта. Открытым остается вопрос о действительных результатах и эффективности студенческой мобильности для студента, вуза и страны в целом. В статье сложный социально-экономический феномен студенческой мобильности рассматривается как объект управления и инструмент достижения образовательных целей. Это связано с растущими потоками входящей и исходящей академической мобильности, необходимостью их планирования, регулирования, контроля и интеграции с образовательным процессом в вузе. Статья предназначена для специалистов университетов в области международной деятельности, а также всего профессорско-преподавательского состава вузов, вовлеченного в реализацию образовательных программ с международной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ватолкина Наталья Шамилевна, Федоткина Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students academic mobility in the context of education internationalization

The article falls under review category. Its aim is to systematize and analyze forms of student mobility and instruments of its state support in the Russian Federation in comparison with international approach. Existing international and national ratings, university performance efficacy monitoring include academic mobility. However it has not yet been identified as a management object and requires systematization and description in order to unify practice and development of various mobility implementation instruments at one educational institution. The article suggests integral classification of international student mobility forms on the basis of the following criteria: aim of mobility, period of mobility, institutionalization of mobility, inclusion into the teaching process. According to this classification the article systematizes existing approaches to student mobility implementation and instruments of its support in the Russian Federation in comparison with international practice. Relevant statistical data is provided. As a result of a review the article attempts to formulate single picture of existing trends in the field of student mobility support and development in the Russian Federation. Authors see that incoming mobility is the most developed type in Russia: it is aimed a obtaining full course of higher education and there is a working mechanism of its state support. Development potential for short -term mobility in the form of inclusive education and joint programs is implemented in a small proportion and is based on the system of agreements between separate institutions. State regulation is required to eliminate existing barriers. In particular it is necessary to broaden the network of partner institutions in the regions, develop modular teaching process, create competitive semester long programs in foreign languages in the field technical sciences, humanities and natural sciences. It is also necessary to improve infrastructure and social support at the universities and upgrade level of life. We need further research into the existing practices, barriers and opportunities for each type of student mobility and also systematization of international experience. The question of real results and effective student mobility for students, educational institution and country in general remains open. The article sees complex social and economic phenomenon of student mobility as a management object and instrument of achieving educational goals. It is related to growing incoming and outgoing academic mobility, need for its planning, regulating, control and integration into the teaching process of the institution. The article is of interest for university specialists in the field of international activities and all lecturers involved implementation of programs with international component.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность студентов в условиях интернационализации образования»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ватолкина Н. Ш., Федоткина О. П..*

Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, Саранск, Россия

академическая мобильность студентов в условиях интернационализации образования

Ключевые слова: академическая мобильность, стипендии, международное сотрудничество, государственное регулирование.

Статья является обзорной. Ее цель - систематизация и анализ форм реализации студенческой мобильности и инструментов ее государственной поддержки в Российской Федерации в сравнении с общемировыми подходами. Существующие международные и национальные рейтинги, мониторинг эффективности деятельности вузов включают показатели академической мобильности. Вместе с тем она еще не идентифицирована как объект управления, требует описания и систематизации в целях упорядочения практик и развития инструментов реализации различных форм мобильности на уровне отдельного вуза. В статье предложена интегральная классификация форм международной студенческой мобильности на основе следующих критериев: цели мобильности, период образования, институционализация мобильности, степень включенности в образовательный процесс. В соответствии с ней в статье систематизируются существующие подходы к реализации студенческой мобильности и инструментов ее государственной поддержки в Российской Федерации в сравнении с международной практикой, приводится статистика. В результате проведенного обзорного исследования в статье сделана попытка сформировать целостную картину существующих в настоящее время тенденций в сфере поддержки и развития студенческой мобильности в Российской Федерации. Авторы делают вывод о том, что в России в наибольшей степени развита входящая мобильность в целях получения полного высшего образования, создан действенный механизм ее государственной поддержки. Потенциал развития краткосрочной студенческой мобильности в форме включенного обучения и совместных образовательных программ пока реализуется лишь в незначительной степени, основан на системе межвузовского сотрудничества, и требуется государственное регулирование для устранения существующих барьеров. В частности, решение этой задачи потребует расширения регионального охвата вузов-партнеров, развития модульности учебного процесса и создания конкурентоспособных семестровых программ на иностранных языках в области технических, гуманитарных и естественных наук, улучшения инфраструктуры и социально-бытового обеспечения университетов, повышения уровня жизни. Необходимы дальнейшее исследование существующих практик, барьеров и возможностей для каждого вида студенческой мобильности, систематизация международного опыта. Открытым остается вопрос о действительных результатах и эффективности студенческой мобильности для студента, вуза и страны в целом. В статье сложный социально-экономический феномен студенческой мобильности рассматривается как объект управления и инструмент достижения образовательных целей. Это связано с растущими потоками входящей и исходящей академической мобильности, необходимостью их планирования, регулирования, контроля и интеграции с образовательным процессом в вузе. Статья предназначена для специалистов университетов в области международной деятельности, а также всего профессорско-преподавательского состава вузов, вовлеченного в реализацию образовательных программ с международной составляющей.

дин из ключевых вызовов, с которыми I I сегодня сталкивается система высшего образования России, - это расширение

российского присутствия на международном рынке образовательных услуг. Реализация данной задачи сопровождается интенсификацией процесса

* Ватолкина Наталья Шамилевна - кандидат экономических наук, доцент, начальник управления международных связей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева; 430000, Саранск, ул. Большевистская, 68; +7(8342)47-23-77; ocoletta@yandex.ru.

Федоткина Ольга Петровна - кандидат экономических наук, доцент, заместитель начальника управления международных связей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева; 430000, Саранск, ул. Большевистская, 68; +7(8342)47-23-77; fedotkina.olga@list.ru.

интернационализации, который определяется как процесс интегрирования международного, межкультурного или глобального измерения в цели, задачи или способы поставки высшего образования.

Преимуществами интернационализации в сфере образования являются: увеличение доступности высшего образования, универсализация знания, внедрение международных стандартов качества образования, выполнение совместных научных исследований, создание сетевых исследовательских проектов и образовательных программ, расширение и укрепление международного сотрудничества.

Неотъемлемую и важную часть процесса интернационализации вузов и формирования открытого образовательного пространства составляет академическая мобильность. В самом общем виде ее можно охарактеризовать как перемещение студентов и преподавателей учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания с обязательным возвращением в родной вуз или страну после завершения обучения.

Академическая мобильность, являясь одной из форм развития профессионально-интеллектуального потенциала, отражающей реализацию внутренней потребности этого потенциала в движении, в пространстве социальных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей, получила наибольшее развитие преимущественно в сфере образования. При этом ее значение с позиции интерационализации и интеграции университетов подтверждается тем фактом, что ведущие мировые и национальные рейтинги ориентируются именно на показатели академической мобильности (табл. 1).

Как видно из табл. 1, исходящая и входящая мобильность студентов являются важными характеристиками образовательных систем. Студенческая мобильность - сложный социально-экономический феномен, который можно рассматривать с разных точек зрения: как динамично растущую часть мировых миграционных процессов, как фактор изменений на рынке труда, как новую мировоззренческую ценность современной молодежи в условиях глобализации и роста возможностей самореализации, как совокупность различных форм международного сотрудничества в образовательной сфере, как сектор мировой торговой системы. Вместе с тем данный феномен остается недостаточно исследованным, и получение всего многообразия выгод от реализации его

потенциала связано с изучением и устранением барьеров для академической мобильности, обзором ее лучших практик, систематизацией и легитимизацией всех ее форм. Особенно актуально это для системы высшего образования России, так как в нашей стране студенческая мобильность пока не сформировалась в полной мере как объект управления на государственном и вузовском уровнях, неясными остаются цели и недостаточно развиты инструменты поддержки.

Формы студенческой мобильности можно систематизировать на основе различных признаков: цели мобильности, период образования, инсти-туционализация мобильности, степень включенности в образовательный процесс. Интегральная классификация основных форм студенческой мобильности представлена в табл. 2.

Наиболее развитой в мире остается академическая мобильность студентов в целях получения высшего образования (degree mobility), вместе с тем активно развиваются временная мобильность для освоения части образовательной программы за рубежом (credit mobility) и нетрадиционные формы академической мобильности, часто организуемые не высшими учебными заведениями: стажировки, временная работа за рубежом, обучение на языковых курсах и в летних школах вне рамок основной образовательной программы.

Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), число иностранных студентов в мире возросло с 800 тыс. чел. в 1975 г. до 4,5 млн чел. в 2012-м. Объем международного рынка образования составляет 150 млрд долл. ежегодно, из которых 90 млрд приходится на высшую школу. Иностранцам свои услуги предлагают тысячи вузов из 129 государств, хотя основная конкуренция происходит, как правило, между наиболее развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, а также Австралией и Японией, где обучается свыше 4/5 всех иностранных студентов. Около половины всех иностранных студентов (1,8 млн чел.) обучаются в университетах семи англоязычных стран - США, Великобритании, Австралии, Канады, Ирландии, Новой Зеландии и ЮАР. Страны-лидеры по доле иностранных студентов в общем их числе -Франция (11,9%), Австрия (14,7%), Новая Зеландия (15,6%), Великобритания (16,8%) и Австралия (19,8%). В США, которые являются мировым лидером по привлечению иностранных студентов в абсолютном выражении, этот показатель достиг лишь 3,4%. По данным ОЭСР, число иностранных студентов в России в 2012 г. составляло 172 тыс. чел., или 2,8% от общего числа студентов высших

Таблица 1

Показатели академической мобильности, используемые в рейтингах университетов

Название показателей интернационализации Весомость

Times Higher Education World University Rankings

Отношение количества иностранных студентов к численности местных 2,0 %

QS World University Rankings

Доля иностранных студентов 5 %

Доля иностранных преподавателей 5 %

Национальный рейтинг университетов по версии «Интерфакс»

Доля иностранцев от общей численности обучающихся в вузе 0,15

Рейтинг университетов по версии «Эксперт РА»

Доля иностранных студентов из стран вне СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии

Доля иностранных студентов из стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии

Процент студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом

Рейтинг вузов СНГ по версии «Эксперт РА»

Доля иностранных студентов в вузе по отношению к общему количеству студентов (в том числе из стран за пределами СНГ) 0,17

Доля привлеченных магистрантов - выпускников программ бакалавриата и специалитета других стран (% от общего количества зачисленных магистрантов)

Рейтинг вузов стран СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии

Численность иностранных НПР вуза 0,2

Число иностранных студентов вуза

Мониторинг эффективности деятельности вузов Минобрнауки РФ

Удельный вес численности иностранных студентов (отдельно - из стран СНГ и не из стран СНГ), обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов

Удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (отдельно - из стран СНГ и не из стран СНГ) (приведенный контингент)

Удельный вес численности студентов вуза, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения Не определено

Численность студентов иностранных образовательных организаций, прошедших обучение в вузе по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры не менее семестра (триместра), в расчете на 100 студентов, обучающихся по очной форме обучения

Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР

Удельный вес численности иностранных граждан из числа аспирантов вуза в общей численности аспирантов (отдельно - из стран СНГ и не из стран СНГ)

учебных заведений РФ и 4,5% от общего числа иностранных студентов в мире [7].

Рост показателей международной студенческой мобильности связан с тем, что все заинтересованные стороны данного процесса получают очевидные выгоды.

Выгоды студентов прежде всего связаны с саморазвитием, дающим понимание других культур, с возможностью изучить иностранный язык, улучшить карьерные возможности. Принимая важное решение об обучении за рубежом, студенты стараются выбирать ведущие вузы с лучшим качеством

образования и показателями трудоустройства выпускников, но выбирают при этом и страну назначения, как правило, со стабильной развитой экономикой. Например, все африканские страны в целом привлекают лишь 4% всех иностранных студентов. Также возможность обучаться на английском языке является необходимым условием для привлечения достаточного числа иностранных студентов. Указанные выгоды проявляются с разной степенью интенсивности для разных форм мобильности.

Таблица 2

Интегральная классификация форм студенческой мобильности

Цели мобильности Институционализация мобильности

Самостоятельная мобильность (free-movers) Государственные стипендиальные программы Программы межвузовского сотрудничества Поддержка агентских организаций

Долгосрочные

Мобильность в целях получения высшего образования (degree mobility) Получение высшего образования любого уровня: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура, ординатура, докторские и постдокторские программы Получение высшего образования высоких уровней: магистратура, аспирантура, докторские и постдокторские программы Получение высшего образования любого уровня: бакалавриат, магистратура, спе-циалитет, аспирантура, ординатура, докторские и постдокторские программы

Краткосрочные

Мобильность в целях получения части образования в рамках основной образовательной программы (credit mobility) - Поддержка включенного обучения (1-2 семестра) в вузах-партнерах государственной программы; поддержка мобильности в рамках совместных образовательных программ; сетевые университеты Поддержка включенного обучения и совместных образовательных программ на основе многосторонних договоров о сотрудничестве -

Мобильность для получения дополнительных компетенций (non-degree mobility) Участие в летних (зимних и др.) школах, практика, стажировка, ознакомительная поездка, языковые курсы Поддержка летних школ, ознакомительных поездок, языковых курсов Организация летних школ, стажировок и практик для студентов на основе межвузовских договоров о сотрудничестве Организация практик, языковых курсов и стажировок

Выгоды высших учебных заведений, привлекающих студентов, связаны как с экономическими (рост доходов, рост учебной нагрузки), так и с социальными факторами (формирование поликультурной образовательной среды, мотивация к развитию программ на иностранных языках, воспитание толерантности), а также с определенными имиджевыми преимуществами, поскольку значительная доля иностранных студентов является признаком (и фактором) привлекательности вуза в мировом, национальном и региональном масштабах. Кроме того, вузы получают возможность выбирать лучших выпускников школ со всего мира, добиваясь таким образом улучшения качества образования.

Выгоды государств - участников академической мобильности также очевидны. В докладе по программе Европейского союза Erasmus Mundus [6] анализируются причины заинтересованности самых развитых стран в привлечении иностранных студентов и делается вывод о том, что в качестве таковых обычно называют следующие: положительное влияние интернационализации на качество образования и ожидаемый вклад иностранных студентов в развитие экономики,

основанной на знаниях. Вместе с тем разные страны декларируют разные приоритеты: ФРГ и Канада - привлечение и закрепление в стране высококвалифицированной рабочей силы в условиях низкой рождаемости и естественной убыли населения; Великобритания и Австралия рассматривают интернационализацию образования как важнейшее экспортное направление; для Франции на протяжении десятилетий обучение иностранных студентов являлось прежде всего инструментом международной политики. Следует признать, что во всем мире все чаще говорят о привлечении иностранных студентов как об инструменте «мягкой силы», позволяющем сформировать сеть высокообразованных и лояльных к стране иностранных граждан, которые, хорошо понимая культуру и язык страны получения высшего образования, будут влиять но формирование ее благоприятного имиджа в мире и тесных международных связей в экономической, социальной, политической сферах в долгосрочном периоде [7].

С другой стороны, на государственном уровне следует говорить о выгодах не только от привлечения иностранных студентов, но также и от потоков исходящей академической мобильности.

В настоящее время многие страны инвестируют значительные средства в программы поддержки обучения своих граждан за рубежом. Например, в Австралии в 2013 г. была начата программа «Новый план Колумба» (New Colombo Plan), в рамках которой выделено 100 млн австрал. долл. на стипендии для автралийских студентов для обучения на коротких программах (стажировки, практика, включенное обучение) в странах Азиатско-Тихоокеанского региона на период 2014-2019 гг. [8].

В Республике Казахстан более 20 лет существует международная стипендия Президента РК «Болашак». «С 1994 по 2013 г. всего присуждено 9250 стипендий, выпуск составил 5714 человек, а 2796 стипендиатов проходят обучение в 33 странах мира» [4]. С 2011 г. стипендия распространяется на обучение только в магистратуре и аспирантуре.

Бразилия в 2011 г. запустила программу Brazil Science Without Borders, которая направлена на поддержку обучения в ведущих мировых университетах более 100 тыс. бразильских студентов. Программа в основном нацелена на медицину, науки о жизни и так называемые сферы STEM (естественные науки, технология, инженерия и математика). В рамках программы финансируется обучение за рубежом в течение одного года студентов бакалавриата, полное или частичное обучение в аспирантуре, постдокторские программы и стажировки, специальные стипендии для исследовательской работы. Особенностями данной программы являются прямое межправительственное сотрудничество со странами-лидерами в сфере образования (США, Канада, Великобритания и др.) и многостороннее управление программой всеми странами-участниками. В рамках программы также предоставляются стипендии зарубежным исследователям для работы в бразильских университетах.

Цели подобных государственных мер связаны с формированием критической массы хорошо подготовленных специалистов, обладающих компетенциями международного уровня. Государственная поддержка предоставляется, как правило, в приоритетных областях развития страны и охватывает верхние ступени подготовки - магистратуру, аспирантуру, постдокторские программы и исследовательские стажировки.

Таким образом, формирование и управ ле-ние встречными потоками студентов (входящая и исходящая мобильность), распределение мер и объемов государственной поддержки академической мобильности, находящихся на стыке образовательной, экономической и международной

государственной политики, являются приоритетным направлением развития любого государства.

Российская Федерация, обладая реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе, активно включается в описанные выше процессы. Создание условий для привлечения в Россию иностранных студентов является одной из задач «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.». К 2020 г. доля иностранных граждан в общем контингенте студентов вузов должна составить 5%, а доходы от их обучения - не менее 10% от объема финансирования системы образования. По мнению разработчиков Концепции, достижение указанных показателей на основе эффективного использования образовательного потенциала страны будет доказательством повышения конкурентоспособности российского образования.

В настоящее время параллельно формируется и развивается система поддержки как входящей, так и исходящей академической мобильности в целях получения высшего образования. Государственная поддержка входящей академической мобильности осуществляется в следующих формах:

1. Предоставление стипендий иностранным гражданам, лицам без гражданства, в том числе соотечественникам, проживающим за рубежом, в рамках квоты правительства Российской Федерации. Квота определена Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2013 г. № 891 и предполагает выделение 15 000 стипендий, что на 5000 больше, чем в предшествующие годы. Стипендии выделяются на все уровни образования и включают (в случае необходимости) обучение на подготовительном отделении в целях освоения русского языка. Первоначально стипендии распределяются по странам и доводятся до министерств образования и посольств иностранных государств. Дальнейшее распределение стипендий по направлениям подготовки основано на запросах лиц, получивших данные стипендии. С 2013 г. генеральным оператором распределения стипендий является Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, а также по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). За последние два года предпринят ряд мер по совершенствованию механизма распределения квот. Во-первых, ежегодно среди вузов проводится конкурс на преимущественное право приема, что позволяет вузам-победителям самостоятельно привлекать лучших, наиболее талантливых абитуриентов на бюджетные места.

Во-вторых, с 2014 г. проводится конкурс среди вузов на получение бюджетных мест для иностранных граждан на подготовительных факультетах в рамках распределения квоты правительства РФ. В-третьих, Россотрудничество повышает прозрачность и доступность стипендий для иностранных граждан и для вузов Российской Федерации. Иностранные граждане могут без ограничений подавать заявки на выделение стипендии в отделения Россотрудничества в их родной стране и получать стипендии по результатам открытого конкурса. Абитуриенты в настоящее время могут самостоятельно выбирать не только направления подготовки, но и вузы, в которых они хотели бы учиться (в заявке указывается не более шести вузов из трех федеральных округов). Вузы Российской Федерации, желающие принимать иностранных граждан на обучение в рамках квоты, могут сформировать заявку в личном кабинете с учетом доступного количества мест по конкретным направлениям подготовки. В дальнейшем распределение студентов со стипендиями по вузам осуществляется путем совместной работы вузов в рамках данной электронной системы. В-четвертых, новым общим проектом Россотрудничества и Министерства образования и науки Российской Федерации, к которому уже подключилось более 30 российских вузов, стало проведение ежегодного цикла олимпиад «Время учиться в России!» для школьников выпускных классов старшей школы за рубежом. В 2013 и 2014 гг. первые олимпиады прошли в Абхазии, Армении, Вьетнаме, Казахстане, Китае, Молдавии и Монголии. Победители олимпиады получают возможность обучаться за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в одном из вузов-организаторов мероприятия. В 2015 г. олимпиада охватывает уже тринадцать стран, среди которых впервые подключившиеся Эфиопия, Ангола, Кения, Намибия, Замбия и Индия. Пилотная реализация проекта уже позволила привлечь на обучение лучших иностранных абитуриентов и повысить престиж российского образования за рубежом. В перспективе данный проект планируется расширить на другие страны.

2. Предоставление равных прав с гражданами Российской Федерации в образовательной сфере проживающим за рубежом соотечественникам, которые могут поступать на обучение в вузы РФ на бюджетные места в рамках контрольных цифр приема. Равными правами обладают как соотечественники, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую

Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637, и члены их семей, так и соотечественники по само -определению в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

3. Предоставление равных прав с гражданами Российской Федерации в образовательной сфере гражданам ряда стран, с которыми заключены межправительственные соглашения. В частности, это относится к государствам-участникам Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения (республики Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан) и Соглашения о сотрудничестве в области образования (г. Ташкент, 15 мая 1992 г.), постоянно проживающие на территории РФ (республики Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Молдова, Азербайджан).

В настоящее время около 30% иностранных граждан в вузах РФ обучаются на бюджетной основе, и эта доля постоянно растет. Привлечение остальных 70% осуществляется вузами на коммерческой основе. К сожалению, единой маркетинговой политики в отношении продвижения российской высшей школы на международном рынке образования пока не сформировано, вузы самостоятельно и пока разобщенно осуществляют эту работу, что снижает ее эффективность и не позволяет увеличить число иностранных студентов в РФ [1].

Что касается исходящей академической мобильности, то, по экспертным оценкам, она составляет не более 1,2% от общего контингента российских студентов, или 72 тыс. чел. При этом «самостоятельную» мобильность осуществляют около 65 тыс. студентов, и лишь 7 тыс. российских студентов обучались за рубежом в рамках международных проектов и программ. На языковых курсах обучается не более 35 тыс. российских студентов. К сожалению, статистика, позволяющая судить о доле российских студентов, выезжающих для получения полного высшего образования, в общем объеме исходящей академической мобильности, отсутствует в открытом доступе [3].

Новым импульсом к развитию исходящей академической мобильности стало подписание в 2003 г. Болонской декларации, в соответствии с которой мобильность преподавателей и студентов рассматривается в качестве неотъемлемого

элемента интеграции университетов в зону европейского высшего образования. Однако за время присоединения к Болонскому процессу в России так и не было создано агентства академической мобильности и национальной программы академической мобильности. На практике организуют и реализуют академическую мобильность вузы самостоятельно, а финансируют академическую мобильность студентов - их родители. По этой причине показатели исходящей академической мобильности в России крайне низкие.

В настоящее время самым крупным проектом, направленным на развитие исходящей студенческой мобильности, является запущенная в 2014 г. программа «Глобальное образование». Цель этой программы - государственная поддержка российских студентов, поступивших в заграничные вузы. В списке иностранных университетов-партнеров программы - более 200 лучших университетов мира. Каждый российский студент, ставший участником программы, получит от государства финансовую поддержку на полную оплату всего курса обучения, проживания за рубежом, на питание и прочие нужды. Максимальная сумма стипендии - 6900 тыс. руб. Студент, в свою очередь, будет обязан вернуться на родину после окончания вуза и отработать как минимум три года в одной из российских компаний, список которых включает 526 государственных и коммерческих предприятий, среди которых не только крупные передовые предприятия и госкорпорации, но и научно-исследовательские институты, университеты и учреждения культуры. За период предполагаемого действия программы, с 2014 по 2016 г., государство планирует привлечь порядка 1500 молодых российских специалистов, получивших высшее образование

в лучших вузах мира, на работу в отечественные компании. Проект предполагает развитие экономики и конкурентоспособности России за счет увеличения числа высокообразованных кадров в составе передовых предприятий. Вместе с тем необходимо признать, что количество заявок на участие в данной программе остается низким. На февраль 2015 г. подано всего 118 заявок; 10 заявок поддержано в 2014 г. На наш взгляд, ключевой причиной является то, что программа оказывает только финансовую поддержку абитуриентам, не предлагая механизм подачи заявлений в ведущие вузы. Не ясен порядок дальнейшего трудоустройства, не налажено взаимодействие «абитуриент -программа - зарубежные вузы - работодатели». Однако учитывая, что программа фактически находится на стадии пилотирования, можно ожидать изменения ее условий в сторону более целенаправленного подбора и поддержки кандидатов.

Наиболее распространенной формой исходящей академической мобильности являются краткосрочные выезды на обучение в рамках совместных образовательных программ, программ включенного обучения на срок 1-2 семестра, летних/зимних школ, стажировок и практик. Развитие этой формы мобильности стало возможным за счет активного участия российских образовательных учреждений в реализации целого ряда государственных программ разных стран мира, из которых наиболее известны многосторонние программы Fulbright, DAAD, Chevening Program и Erasmus Mundus. В табл. 3 представлена краткая информация по указанным стипендиальным программам.

Среднее количество стипендий, которые присуждаются в год в рамках указанных программ, значительно различается, несмотря на

Таблица 3

Краткая характеристика ведущих международных стипендиальных программ для иностранных студентов

Название программы Страна Сроки Размер стипендии

DAAD ФРГ От 10 до 24 месяцев Ежемесячная стипендия и оплата транспортных расходов общим объемом до 8800 евро

Chevening Scholarship Великобритания Один академический год Оплата обучения до 10 тыс. британских фунтов в год, ежемесячная стипендия, оплата транспортных расходов и проживания

Fulbright Postgraduate Student awards США Один академический год Финансовая поддержка общим объемом до 23 тыс. евро

Erasmus Mundus Категория А Европейский союз От 10 до 24 месяцев Финансовая поддержка общим объемом до 48 тыс. евро

Erasmus Mundus Категория В Европейский союз От 10 до 24 месяцев Финансовая поддержка общим объемом до 23 тыс. евро

сопоставимые финансовые условия: по программе Fulbright присуждается до 4500 стипендий в год, по программе DAAD - до 5500, по программе Erasmus Mundus - до 2200. Стипендии охватывают все страны мира, что позволяет говорить о формировании сетевого типа образования в планетарном масштабе, о сопоставимости и универсальности компетенций, которые необходимы рынку труда в разных странах. Государственная поддержка особенно привлекательна для тех стран, где средний уровень жизни не позволяет студентам надеяться на самостоятельное финансирование академической мобильности. Существует немало двусторонних программ академической мобильности, примером является программа Центра академической мобильности Финляндии FIRST, которая оказывает финансовую поддержку двустороннему студенческому обмену между вузами Финляндии и Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.

Следует отметить, что оценить динамику академической мобильности по такого рода программам достаточно сложно, поскольку достоверная статистика по ним отсутствует в свободном доступе и, согласно данным ОЭСР, эти студенты входят в общее число иностранных студентов в мире.

Оценивая общую численность студентов-стажеров в общем контингенте иностранных студентов в Российской Федерации, А. Л. Арефьев отмечает, что она составляет в настоящее время не менее 15% и за период с 2001 г. выросла в пять раз. Около 2/3 всех иностранных студентов-стажеров изучают русский язык. Не менее 75% от их числа составляют граждане Восточной и Западной Европы, Америки, Японии и Южной Кореи [2]. Это свидетельствует о том, что студенческая мобильность недостаточно развита с другими регионами мира и охватывает очень узкий сегмент российского образования. Потенциал развития академической мобильности заключается именно в расширении регионального охвата вузов-партнеров, развитии модульности учебного процесса и создании конкурентоспособных семестровых программ на иностранных языках в области технических, гуманитарных и естественных наук.

В настоящее время в России государственная поддержка краткосрочных программ мобильности осуществляется по трем направлениям:

1) программа стипендий Президента Российской Федерации предполагает ежегодное выделение 40 стипендий студентам и 60 стипендий аспирантам для обучения за рубежом в течение 12 месяцев в зарубежном вузе;

2) Министерство образования и науки РФ проводит ежегодный конкурс для студентов, аспирантов и научно-педагогических работников на прохождение включенного обучения и стажировок в зарубежных вузах в рамках реализации международных договоров Российской Федерации и предоставляет около 300 стипендий;

3) сетевой территориально-дифференциро-ванный подход на основе сетевых университетов, которые реализуют совместные образовательные программы с вузами из стран, являющихся ведущими партнерами РФ в политической и экономической сферах. В настоящее время в России работают:

• университет Шанхайской организации сотрудничества, который функционирует как сеть уже существующих университетов в государствах-членах ШОС (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан) и странах-наблюдателях (Индия, Иран, Монголия, Пакистан). Подготовка кадров высшей квалификации в рамках университета ШОС осуществляется по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран-участниц организации: реги-оноведение, экология, энергетика, 1Т-технологии, нанотехнологии;

• сетевой университет СНГ, который функционирует на правах консорциума ведущих вузов стран-участниц СНГ, российско-славянских университетов и высших учебных заведений, являющихся базовыми организациями по направлениям сотрудничества решениями Совета глав правительств государств-участников СНГ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сеть российско-славянских университетов, которая включает Кыргызско-Российский славянский университет, Российско-Армянский славянский университет, Российско-Таджикский славянский университет, Славянский университет Республики Молдова;

• 16 июля 2014 г. на саммите стран БРИКС была достигнута договоренность о создании в ближайшем будущем сетевого университета БРИКС, в котором смогут обучаться студенты из всех стран мира.

Вместе с тем стоит признать, что государственная поддержка краткосрочной академической мобильности охватывает лишь очень небольшое число ее потенциальных участников и ведущая роль в развитии данной формы международного образовательного сотрудничества принадлежит высшим учебным заведениям, что требует формирования целенаправленной политики по поддержке студенческих обменов, расширения

практики преподавания на иностранных языках, улучшения инфраструктуры и социально-бытового обеспечения университетов, повышения уровня жизни в нашей стране. Заметный вклад в развитие академической мобильности вносит расширение практики внедрения совместных образовательных программ с зарубежными вузами. Однако отсутствие законодательной базы в данной области, трудности в признании иностранных документов об образовании и периодов обучения пока не позволяют говорить о перспективе значительного роста числа таких программ и вузов, вовлекаемых в их реализацию.

Список литературы

1. Арефьев А. Л. Подготовка кадров для зарубежных стран в России и в мире [Электронный ресурс]. URL: http:// www.socioprognoz.ru/files/File/2013/Krasnova.pdf (дата обращения 29.01.2015).

2. Арефьев А. Л. Тенденции экспорта российского образования. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. 240 с.

3. Опыт российских вузов по созданию и реализации различных моделей образовательных программ (материал подготовлен при участии ФГУП «Научно-исследовательский центр экономических преобразований») [Электронный ресурс]. URL: http://inpro.msu.ru/PDF/opyt_vuzov.pdf (дата обращения 19.02.2015).

4. Стипендия «Болашак» [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchi.kz/bolashak (дата обращения 10.02.2015).

Таким образом, новыми тенденциями развития студенческой мобильности в России в области образования являются консолидация вузов и институционализация сетевых форм сотрудничества, формирование государственной политики в области продвижения российского образования на международный рынок и усиление сотрудничества со странами, которые представляют ключевых партнеров в экономической и политической сферах, прежде всего странами СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона, формирование национальной программы академической мобильности.

5. Ткач Г. Ф, Филиппов В. М. Организационно-правовые и практические механизмы обеспечения академической мобильности и расширения экспорта образовательных услуг: монография. Москва: РУДН, 2014. 288 с.

6. Interim evaluation of Erasmus Mundus II (2009-2013): Final Report. Brussels, 9 March 2012 [Electronic resource]. URL: http://ec.europa.eu/transparency/regdoc/rep/1/2012/ EN/1-2012-515-EN-F1-1.Pdf (accessed 19.02.2015).

7. International Migration Outlook 2014. OECD Publishing, 2014. 428 p. DOI: 10.1787/migr_outlook-2014-en. [Electronic resource]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/ migr_outlook-2014-en (accessed 12.02.2015).

8. New Colombo Plan [Electronic resource]. URL: http://dfat.gov.au/new-colombo-plan (accessed 10.02.2015).

Vatolkina N. Sh., Fedotkina O. P.*

Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russian Federation

students academic mobility in the context of education internationalization

Keywords: academic mobility, stipends, international cooperation, state regulation.

The article falls under review category. Its aim is to systematize and analyze forms of student mobility and instruments of its state support in the Russian Federation in comparison with international approach. Existing international and national ratings, university performance efficacy monitoring include academic mobility. However it has not yet been identified as a management object and requires systematization and description in order to unify practice and development of various mobility implementation instruments at one educational institution. The article suggests integral classification of international student mobility forms on the basis of the following criteria: aim of mobility, period of mobility, institutionalization of mobility, inclusion into the teaching process. According to this classification the article systematizes existing approaches to student mobility implementation and instruments of its support in the Russian Federation in comparison with international practice. Relevant statistical data is provided. As a result of a review the article attempts to formulate single picture of existing trends in the field of student mobility support and development in the Russian Federation. Authors see that incoming mobility is the most developed type in Russia: it is aimed a obtaining full course of higher education and there is a working mechanism of its state support. Development potential for short -term mobility in the form of inclusive education and joint programs is implemented in a small proportion and is based on the system of agreements between separate institutions. State regulation is required to eliminate existing barriers. In

* Vatolkina Natalia Shamilevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of International Department of Ogarev Mordovia State University; Bolshevistskaya Str. 68, Saransk, 430000, Russian Federation;+7 (8342) 47-23-77; ocoletta@yandex.ru.

Fedotkina OlgaPetrovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Deputy Head of International Department of Ogarev Mordovia State University; Bolshevistskaya Str. 68, Saransk, 430000, Russian Federation; +7 (8342) 47-23-77; fedotkina.olga@list.ru.

particular it is necessary to broaden the network of partner institutions in the regions, develop modular teaching process, create competitive semester - long programs in foreign languages in the field technical sciences, humanities and natural sciences. It is also necessary to improve infrastructure and social support at the universities and upgrade level of life. We need further research into the existing practices, barriers and opportunities for each type of student mobility and also systematization of international experience. The question of real results and effective student mobility for students, educational institution and country in general remains open. The article sees complex social and economic phenomenon of student mobility as a management object and instrument of achieving educational goals. It is related to growing incoming and outgoing academic mobility, need for its planning, regulating, control and integration into the teaching process of the institution. The article is of interest for university specialists in the field of international activities and all lecturers involved implementation of programs with international component.

References

1. Arefev, A. L. Podgotovka kadrov dlya zarubezhnykh stran v Rossii i v mire [Training of Personnel for foreign countries in Russia and worldwide], available at: http://www. socioprognoz.ru/publ.html?id=331 (accessed 29.01.2015).

2. Arefev, A. L. Tendentsii eksporta rossiiskogo obra-zovaniya [Trends in export of education in Russia], Moscow, Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniya i marketinga, 2010, 240 p.

3. Opyt rossiiskikh vuzov po sozdaniyu i realizatsii razlichnykh modelei obrazovatel'nykh programm (material podgotovlen pri uchastii FGUP «Nauchno-issledovatel'skii tsentr ekonomicheskikh preobrazovanii») [The experience of Russian Universities in the field of development and realization of academic programs of dif-ferent types (the material has been prepared with the involvement of Federal State Unitar Enterprise "research center for eceonomic development"), available at: http://inpro.msu.ru/PDF/opyt_vuzov.pdf (accessed 19.02.2015).

4. Stipendiya «Bolashak» [Scholarship "Bolashak"], available at: http://www.uchi.kz/bolashak (accessed 10.02.2015).

5. Tkach, G. F., Filippov, V. M. Organizatsionno-pravovye i prakticheskie mekhanizmy obespecheniya akademicheskoi mobil'nosti i rasshireniya eksporta obrazovatel'nykh uslug: monografiya [Legal, organizational and practical arrangements for support of academic mobility and extending of education export], Moscow, RUDN, 2014, 288 p.

6. Interim evaluation of ErasmusMundus II (2009-2013). Final Report, Brussels, 9 March 2012, available at: http:// ec.europa.eu/transparency/regdoc/rep/ 1/2012/EN/1-2012-515-EN-F1-1.Pdf (ac-cessed 19.02.2015).

7. International Migration Outlook 2014, OECD Publishing, 2014, 428 p., available at: http://dx.doi.org/10.1787/ migr_outlook-2014-en (accessed 12.02.2015), DOI: 10.1787/ migr_outlook-2014-en.

8. New Colombo Plan, available at: http://dfat.gov.au/ new-colombo-plan (accessed 10.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.