Научная статья на тему 'Россия и франция в мировом образовательном пространстве – сотрудничество и конкуренция'

Россия и франция в мировом образовательном пространстве – сотрудничество и конкуренция Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
816
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономические модели образовательного рынка / иностранные студенты / конкурентоспособные формы высшего образования / cовместные образовательные программы (СОП) / сетевой университет / опорный университет / economic model of the educational market / foreign students / competitive forms of higher education / joint educational program (JEP) / network University / basic University

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономаренко Елена Васильевна

Статья посвящена сравнительному анализу позиций Франции и России на мировом рынке услуг высшего образования, вызовам конкурентной борьбы в условиях интернационализации, а также анализу современных форм инновационного образования. Особое внимание уделено развитию наиболее конкурентоспособных форм международного высшего образования: программ двойного дипломирования, сетевых университетов, совместных научно-исследовательских проектов и формированию новой модели национального университета на основе кластерного подхода как образовательного, научного центра и ядра регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCE AND RUSSIA IN THE WORLD EDUCATIONAL SPACE – COOPERATION AND COMPETITION

The article is devoted to the comparative analysis of positions of France and Russia in the global market of higher education services, challenges of competition in terms of internationalization, as well as analysis of contemporary forms of innovative education. Special attention is paid to the development of the most competitive forms of international higher education: the double diploma programs, network universities, joint research projects and the formation of a new national University based on the cluster approach as an educational scientific centre and the core of regional development.

Текст научной работы на тему «Россия и франция в мировом образовательном пространстве – сотрудничество и конкуренция»

УДК 378.014.24(470+44)

Е.В. Пономаренко

РОССИЯ И ФРАНЦИЯ В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ -СОТРУДНИЧЕСТВО И КОНКУРЕНЦИЯ

Статья посвящена сравнительному анализу позиций Франции и России на мировом рынке услуг высшего образования, вызовам конкурентной борьбы в условиях интернационализации, а также анализу современных форм инновационного образования. Особое внимание уделено развитию наиболее конкурентоспособных форм международного высшего образования: программ двойного дипломирования, сетевых университетов, совместных научно-исследовательских проектов и формированию новой модели национального университета на основе кластерного подхода как образовательного, научного центра и ядра регионального развития.

Ключевые слова: экономические модели образовательного рынка; иностранные студенты; конкурентоспособные формы высшего образования; товместные образовательные программы (СОП); сетевой университет; опорный университет.

E.V. Ponomarenko

FRANCE AND RUSSIA IN THE WORLD EDUCATIONAL SPACE - COOPERATION AND COMPETITION

The article is devoted to the comparative analysis of positions of France and Russia in the global market of higher education services, challenges of competition in terms of internationalization, as well as analysis of contemporary forms of innovative education. Special attention is paid to the development of the most competitive forms of international higher education: the double diploma programs, network universities, joint research projects and the formation of a new national University based on the cluster approach as an educational scientific centre and the core of regional development.

Keywords: economic model of the educational market; foreign students; competitive forms of higher education; joint educational program (JEP); network University; basic University.

Экономические модели мирового рынка образовательных услуг высшего образования. Очевидной тенденцией на мировом рынке образовательных услуг стала следующая: несмотря на колебания в темпах роста мирового ВВП последнего десятилетия: при замедлении темпов его общего роста, изменении доли сферы услуг в целом, общим трендом стал устойчивый рост сегмента образовательных услуг высшего образования.

Причин этого явления несколько. На наш взгляд, это связано с тем, что если в ХХ веке получение высшего образования давало потенциальным получателям возможности кардинального изменения социального статуса, носило преимущественно элитарный, ограниченный характер, то в ХХ1 веке высшее профессиональное образование стало массовым, более доступным, а наличие нескольких университетских дипломов и знание иностранных языков становится реальным конкурентным преимуществом на весьма динамичномрынке труда, предъявляющим все более высокие требования к работнику. Другая причина обусловлена процессами интернационализации образования в мире и связана с ростом числа иностранных студентов, развитием новых форм высшего образования, современных моделей университетов. При том, что мировой рынок образовательных услуг динамично развивается, на нем идет весьма жесткая конкурентная борьба.

Приведем некоторые цифры. с 2000 по 2012 г. общее число иностранных студентов, стажеров, аспирантов, поступающих в вузы за пределами своей страны, увеличилось вдвое - с 2,1 до 4,53 млн человек. По прогнозу ЮНЕСКО, к 2025 г. численность иностранных студентов может достигнуть 7,2 млн человек

В настоящее время доли стран на этом рынке определяются по числу обучающихся иностранных студентов. Если 30-35 лет назад очевидными лидерами были США и Советский Союз, то в 2014 г. первое место с долей в 16 % занимали США, второе место с 13 % - Великобритания, а третье место с долей в 6 % сразу три

страны - Франция, Германия, Австралия, затем - Канада с 5 %, Россия - с 4 %, Япония, Италия, Китай, ЮАР, Австрия, Испания, Новая Зеландия с долей в 2 %, 29 % разделил весь остальной мир.

Международный рынок образовательных услуг оперирует ми-лиардными объемами продаж, растущими объемами экспорта услуг, потоков академической мобильности. Наиболее динамичный его сегмент, как уже отмечалось, представлен услугами высшего образования. По оценкам ОЭСР, в настоящее время в мире обучается около 140 млн студентов в 36000 высших учебных заведениях [1, с. 3].

Американская высшая школа зарабатывает на иностранных студентах в 15 раз больше, чем тратит на нее Правительство США. Образование - пятая по значимости статья экспорта американской экономики. Ежегодные расходы Франции на иностранных студентов составляют около 3 млрд евро. Однако ежегодные поступления в национальную казну от иностранных студентов в полтора раза больше и достигают 4,65 млрд евро, в т.ч.:

- 3 250 млн евро - на ежедневные потребительские расходы иностранных студентов;

- 563 млн евро - на оплату за обучение;

- 364 млн евро-на доходы национальных авиакомпаний;

- 466 млн евро - на посещения Франции родственниками иностранных студентов.

На мировом образовательном рынке высшего образования активно конкурируют две экономические образовательные модели: англо-саксонская, составляющие которой - высокая цена самого обучения в университете (несколько десятков тысяч долларов, фунтов стерлингов), мощные маркетинговые стратегии, основанные на обязательности участия в мировых рейтингах образования (чем выше место, например, в мировом рейтинге QS, тем престижней вуз и выше плата за обучение в нем), и контитентальная модель Франции, Германии, суть которой в предоставлении и своим, и иностранным студентам практически бесплатного обучения в государственных университетах (студент оплачивает право зачисления в университет и медицинскую страховку), наличие мощной инфраструктуры привлечения иностранных студентов (Кампюс Франс, Альянс Франсез и т.п. структуры во Франции), развитых

грантовых программ правительств стран, а также надциональных структур Евросоюза. Остальные страны-участницы мирового образовательного рынка высшего образования выбирают для себя приемлемые черты либо первой, либо второй модели, используя их сочетание.

Стратегии привлечения иностранньх студентов во Францию. Общее число студентов во французских вузах за последние 50 лет возросло более чем в 8 раз. В 2014 г. их количество составило 2 466 500 чел, из них доля иностранных студентов - 12,1 % (295,08 тыс. чел), а доля иностранных аспирантов существенно выше - 41,4 %.

Географическое представительство иностранных студентов Франции выглядит следующим образом: 43 % - представители Африки, 26 % - Европы, 19 % - Азии, 8 % - Америки и 4 % -Ближнего Восток.

Интересны изменения в предпочтениях студентов за последние 35 лет. Наиболее востребованными с во французских вузах в 1990 г. были медицинские специальности, с 1998 г. - экономические направления и бизнес-образование, а в 2013/14 гг. - бизнес и управление - 40,6 %, гуманитарные дисциплины и искусство -20,7 %, точные и естественные науки - 15,4 % и инженерные науки - 11,5 %. Все большую популярность получают программы двойных дипломов, которые предусматривают одновременное обучение сразу в двух вузах - в своей стране и во Франции, экономят трансакционные издержки для студентов и существенно повышают их конкурентоспособность на рынке труда.

Главным источником финансирования системы образования Франции является государство, бюджетные ресурсы. В 2015 г. в бюджете на развитие образования было предусмотрено 65,02 млрд евро, из которых 23,05 млрд евро были направлены в сферу высшего образования с приростом к предыдущему году в 45 млн евро1.

В среднем госрасходы на одного студента во Франции составляют 11 740 евро. Сумма варьируется в зависимости от типа высшего учебного заведения: от 10 940 евро в год в государственных

1 Ministère de l'Enseignement supérieur, de la Recherche et de l'Innovation. URL: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/

университетах до 15 020 евро в рамках двухлетних специализированных подготовительных отделений высших школ.

В 2015 году во Франции было выделено 75 000 бюджетных мест для обучения во французских вузах с ежемесячным пособием 1000 евро. (в 2013 г. - 56 000 бюдж.мест) для малоимущих студентов предусмотрено 1000 стипендий в размере от 4000 до 5000 евро. С 2008 года от одного месяца до одного года присуждается социальная стипендия студентам, оказавшимся в сложной финансовой ситуаци.

Франция располагает обширной инфраструктурой поддержки высшего образования. Для продвижения французского высшего образования в России активно действует образовательная инфраструктура КампюсФранс, Альянс Франсез, система стипендиальной и грантовой поддержки образовательной мобильности. Ведущая роль принадлежит государственному агентству КампюсФранс (CampusFrance). Его 136 зарубежных представительств играют активную роль в развитии студенческой и преподавательской мобильности, содействии двойных и совместных программ обучения1.

Во Франции широко используются собственные стипендиальные программы поддержки иностранных студентов [2], а также - средства европейских фондов для развития докторских и совместных магистерских программ с другими европейскими институтами. В 2012-2013, 97 из 131 программы Эразмус Мундус (Эразмус + с 2015 г.) свыше 74 % координировались или осуществлялись французскими вузами.

Россия на мировом рынке образовательных услуг -глобальные вызовы. Траектория и динамика привлечения иностранных студентов в вузы России довольно изменчивы. В 1990 г. СССР занимал третье место в мире по числу иностранных студентов (126,5 тыс. чел) после США и Франции, в последующее десятилетие Россия существенно утратила лидирующие позиции, отступив на 8-9 место в двухтысячных, однако в настоящее время усиленно наращивает свои позиции на мировом рынке услуг высшего образования. В 2013\14 гг. в РФ из 4,76 млн студентов 205,7 тыс.че-ловек составляли иностранные студенты, в том числе 40 тыс. чел

1 Campus France Vous Accompagne. URL: http://www.campusfrance.org.

обучались за счет российских бюджетных средств. За последние десять лет (с 2004 по 2014 г.) доходы от экспорта образовательных услуг выросли вдвое.

Географическое представительство иностранных студентов, обучающихся в России в 2013 г, было следующим: 50 % - из стран СНГ, 28 % - из Азии, 7 % - из Европы, 6 % - стран Ближнего Вос-токаи Северной Африки, 6 % - из Африки, 2 % Северной Америки и Океании, 1 % - из Латинской Америки.

На современном этапе развития мирового образовательного рынка, где присутствует жесточайшая конкуренция, Россия сталкивается с целым рядом глобальных вызовов. В их числе:

1) сокращение числа людей в мире, говорящих на русском языке;

2) жесткая конкуренция в сфере образования, особенно высшего, гонка за инновациями;

3) формирование новых форм международной кооперации в сфере образования на основе объединения вузов стран-партнеров по коалиции (ЕС, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС и т.п.), некое новое международное разделение труда в сфере образовательных услуг;

4) «цифровое неравенство», рост влияния «мягкой силы» и т.п.

Важнейший из вызовов - стремительное сокращение числа

людей в мире, владеющих русским языком - речь идет о ежегодном сокращении этого числа на 2,5 млн.чел. Если в 1990 г. в мире 312 млн чел. говорили на русском языке, то к 2010 г. их количество сократилось до 260 млн чел, а по прогноу до 2050 г.: в оптимистичном варианте число владеющих русским языком составит 290 млн чел, а в пессиместичном - всего 130 млн.чел. [3]

Ответы на этот глобальный вызов пока скромны - для поддержки русского языка за рубежом созданы портал для изучения языка в дистанционном формате Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина, оператором государственных программ продвижения русского языка и образования на русском в 2014 г., центры изучения русского языка Фонда «Русский мир», российских вузов, пункты сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) за рубежом.

Принципиальным для выживания в конкурентной борьбе становятся, на наш взгляд, во-первых, адекватные ответы на глобальные вызовы международного рынка образовательных услуг, во-вторых, выбор наиболее эффективной институциональной и экономической модели привлечения иностранных студентов в университеты России, включающей наличие разветвленной инфраструктуры поддержки государством экспорта образовательных услуг, и в третьих, внедрение наиболее конкурентоспособных образовательных продуктов,.

В этой связи огромную актуальность приобретает понимание путей разрешения новых задач, характерных для нового этапа интенсивного развития образовательных технологий. Ответами на глобальные вызовы становится необходимость модернизации образовательных программ в целом, внедрение инновационных методов и подходов. Способы разрешения конкурентных противоречий на международном образовательном рынке для стран-лидеров становятся весьма похожими.

Основными направлениями в ответ на глобальные вызовы международного рынка образовательных услуг становится поддержание конкурентоспособности российского образования на основе использования современных инновационных образовательных продуктов.

Инновационные продукты в сфере международного высшего образования, весьма востребованны на мировом образовательном рынке, мы отнесли бы к ним несколько типов:

1) рост числа и популярности совместных образовательных программ (СОП) университетов-партнеров в разных странах на основе системы зачета образовательных кредитов, реализуемых в каждом университете, развитие программ академической мобильности;

2) расширение программ двойного дипломирования, как наиболее продвинутой формы СОП, когда результатом обучения становится получение двух (нескольких) дипломов, подтверждающих полученную квалификацию;

3) активное развитие сетевых университетов - совместных межстранновых университетов, объединяющих несколько вузов

в каждой из стран, либо ряд крупных вузов целой группы стран (Французско-немецкий, французско-китайский, французско-вьетнамский и другие университеты, Университет ШОС, Университет СНГ, Университет БРИКС);

4) реализация совместных научно-исследовательских проектов, конференций, форумов с совместными публикациями в международных базах цитирования;

5) формирование новой модели национального университета на основе кластерного подхода как образовательного, научного центра и центра регионального развития.

Согласно европейскому подходу к обеспечению качества обучения, совместная программа (СОП) представляет собой интегрированный учебный план, совместно скоординированный и предлагаемый различными вузами-партнерами, по завершении которого присваивается двойная (множественная) или совместная степень. Развитие таких программ ведет к росту мобильность студентов и преподавателей, способствует координации взаимного обучения, созданию самых востребованных образовательных программ, использованию передового опыта, а также содействует трудовой миграции, особенно для высококвалифицированных специалистов.

Университеты, которые предлагают совместные программы, должны быть признаны компетентными органами своих стран и иметь право участвовать в совместных программах и присваивать совместную степень.

Положения по совместной программе формулируются в соглашении о сотрудничестве, которое включает:

1. Наименование степени (-ей), присвоенной по завершению программы.

2. Координацию и обязанности партнеров, связанных с управлением и финансовой организацией (включая финансирование, разделение затрат и дохода и т.д.).

3. Прием и отбор студентов.

4. Мобильность студентов и преподавателей.

5. Правила проведения аттестации, способы оценки студентов, процедуры признания кредитов и присуждения диплома в ВУЗах-партнерах.

СОПы реализуются, как правило, в сетевой форме.

Сетевая форма реализации образовательных программ, согласно закона «Об образовании», это возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том исле иностранных1.

В 2015 г. в России реализовывалось свыше 300 совместных образовательных программ, большинство из которых - с французскими университетами-партнерами (27 %), с университетами Германии - 25 %, Финляндии - 12 %, Великобритании - 11 % [4]. Около половины СОП реализуются по направлениям подготовки -социальные науки, бизнес и право, 23 % - инженерия, производство и конструирование, 10 % - гуманитарные науки и искусство, 9 % - естественные науки, 6 % - сфера услуг, 5 % - по другим направлениям.

Если в 2007/08 учебном году из 215 вузов России, развивающих программы с зарубежными партнерами, лишь 40 университетов реализовывали программы совместно с зарубежными вузами с получением двух дипломов по 92 программам, то в 2014 г. уже 73 вуза активно работали по 238 программам двойного дипломи-рования, из них наибольшее количество совместных программ реализуется между вузами России и Франции [5]. К концу 2015 г. между российскими и французскими университетами подписано свыше 170 соглашений по программам двойных дипломов, одной из наиболее популярных и интересных форм совместных образовательных университетских программ. По этим направлениям французские вузы опережают и немецкие, и университеты Великобритании [6; 7].

Как уже отмечалось выше, к числу новых тенденций относится создание совместных университетов, как правило, сетевых, в организационно-правовой форме консорциума. К числу наиболее известных, совместных с французскими университетами относятся:

• Французско-немецкий университет. В него входят более 65 университетов-партнеров Германии и Франции, В 2015 г. учеб-

1 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон РФ от 29 дек. 2017 г. № 273 : (в ред. от 29 дек. 2017) // СПС «КонсультантПлюс».

ном году он предлагал 130 комплексных программ, более 5 000 студентов обучаются по его программам. Университет успешно функционирует при активной финансовой поддержке Правительств Франции и Германии.

• Французско-итальянский университет - менее успешный, без государственной поддержки.

• Французско-египетский университет (преподавание на арабском, французском и английском)/

• Совместный французско-турецкий университет действует в Турции (Галатасарай).

• Вьетнамско-французский университет (не менее 50 % дисциплин читают французские преподаватели, цели этого университета достаточно амбициозны - вхождение в Т0П-200 вузов Шанхайского рейтинга в 2025-2030 г.)

• Французско-китайский университет (действует более 10 лет, наиболее крупный зарубежный в КНР).

Еще пример - строительство «оффшорных кампусов» Университета Сорбонны в Абу-Даби, Центральной школы (L>ecole centrale) в Пекине и Бейруте.

Аналогичной формой продвижения российского образования за рубеж также становится создание новых институциональных форм - сетевых университетов, причем объединяющих целый ряд вузов в странах-партнерах. Российское образование за рубежом представлено как действующим сетевым Университетами Шанхайской организации сотрудничества (УШОС), Университетом СНГ, так и вновь создаваемыми новыми университетами - в рамках БРИКС, ЕАЭС. Также за рубежом действует 4 Славянских университета, строится Российско-китайскии университет в г. Шэньчжэнь (совместный проект МГУ и Пекинского политехнического института). В мае 2015 г. создана Ассоциация университетов России и Индии. В июне 2016 г. провозглашено создание Российско-французского университета.

Помимо университетов, за рубежом действуют: российские и совместные школы (на 2013 г: более 7400 русских школ, 3882 совместных школ, в которых обучалось более 5 125 тыс. учеников); локальные центры проведения комплексного экзамена в России и

за рубежом (722); филиалы российских вузов за рубежом (36); ассоциации вузов и выпускников.

Институты государственной поддержки экспортной образовательной деятельности в РФ также в настоящее время существенно трансформируются.

Существенно выросло число структур Россотрудничества за рубежом, создаются Ресурсные центры образования и науки по группам стран. Важным инструментом государственной поддержки является ежегодное выделение бюджетных квот для иностранных студентов, а также меры их социальной поддержки. Развитие системы признания образования, полученного в зарубежных странах, становится серьезным институциональным фактором для рынка труда, который предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы.

Квоты приема за счет бюджета РФ на 2015 г. были предусмотрены для 15 000 человек, представителей 179 стран. В том числе: Китай и Вьетнам по 800 мест на каждую страну, 140 бюджетных мест для студентов из Германии, 20 мест - для студентов Бразилии. При этом, в настоящее время в РФ уже обучается свыше 18 тысяч китайских студентов. На 16-м совместном заседании российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству принято решение к 2020 г.довести объем двусторонней академической мобильности до 100 тыс.человек.

К мерам социальной поддержки иностранных студентов относятся; предоставление государственной академической стипендии вне зависимости от успехов в учебе; предоставление мест в общежитии на равных условиях с гражданами РФ; государственная социальная стипендия, материальная помощь (по решению вуза), стипендиальное обеспечение в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 18.11.2011 № 945, 2.06.2012 № 679.

Признание образования, полученного за рубежом, - важный элемент формирования единого образовательного пространства, международного рынка труда. Задача - сближение позиций по признанию иностранных квалификаций, а также разработка универсальных подходов к оценке качества образования, борьбы с плагиатом, учет лучших мировых практик.

На 2015 г. в РФ имеется более 70 действующих соглашений о взаимном признании образования, дипломов, степеней, В середине 2015 г. подписано такое соглашение с Францией, первой из развитых европейских стран. В работе находится еще 35 соглашений (по Европе - 7, Азии - 14, Америке - 7). Важный элемент в признании образования - мероприятия по проведению тестирования для подтверждения наличия квалификации.

Новая модель университетов в мире - общие тенденции. В 2012-2013 гг. в целом ряде европейских стран - Швейцарии, Норвегии, Финляндии, Германии, Франции были приняты международные стратегии для высшего образования в ответ на вызовы мирового развития. Новый закон во Франции от 22 июля 2013 г. предусматривает постоянную модернизацию (пересмотр каждые пять лет) Национальной стратегии высшего образования Франции с определением приоритетов развития на ближайшие 10 лет, а также способов их достижения.

Национальная стратегия Франции в сфере образования предполагает опору на пять стратегических приоритетов:

1. Постоянное развитие человеческого потенциала с помощью образования как ключевого фактора прогресса и рычага экономического роста;

2. Европейскую интеграцию в сфере образования и интернационализацию высшего образования.

3. Доступность образования для всех социальных слоев населения.

4. Ответ на вызовы ХХ1 века в сфере образования: в условиях ИТ- революции исчезают многие профессии, люди вынуждены менять работу и специальности. Рынок труда подвержен серьезным изменениям: исчезают многие привычные профессии, появляется спрос на абсолютно новые, многие люди вынуждены менять работу, переобучаться. В этих условиях выходом становится всеобщее высшее образование и научная деятельность, они выходят за рамки страновой специализации.

5. Удовлетворение потребностей молодежи в качественном и доступном современном образовании.

Во Франции основная часть реформы высшего образования и науки, принятой в 2013 г., направлена на формирование образовательных кластеров в рамках программы Инициативы Превосходства (Initiativesd'Excellence-Idex). В рамках программы в стране планируется сокращение общего числа университетов (на 2007 г. во Франции было 87 университетов и 225 других высших учебных заведений).

В рамках образовательных кластеров Иех объединяются финансируемые государством университеты с другими вузами на территории, а также центрами научных исследований и инноваций. Около половины запланированных на реформу средств - 11 млрд евро - должны пойти на организацию новых программ подготовки студентов, из них 7,7 млрд евро - в укрупненных университетах. Еще 5 млрд евро тратится на создание 12 новых университетских комплексов в Париже и регионах, на организацию и стимулирование научно-исследовательской деятельности выделяется 7,9 млрд евро. Организационный этап формирования кластеров Иех продлился до 2015 гг., после этого оценка деятельности университетов начинает осуществляться по количеству публикаций преподавателей, количеству выпускников, получивших дипломы и устроившихся на работу, а университеты с низкой оценкой будут получать меньше дотаций [8]. К 2015 г. во Франции было выбрано 25 территорий, в том числе - Лазурный берег для формирования университетов нового типа. В новой системе основной для университета становится работа на уровне территории, привлечение частных структур и регионального управления к трансферу технологий, решению вопросов научно-технического и регионального развития, созданию инфраструктуры для новых технополисов. Университеты становятся мультидисциплинарными центрами исследований, несут ответственность за внедрения их результатов в практику развития территории. Таким образом формируется новая модель современного университета, происходит превращение университета в инновационный центр научного, образовательного и регионального развития.

В Российской Федерации, в 2012 г., практически одновременно с европейскими странами, был принят новый закон «Об образовании в РФ». Еще ранее, с 2006 г.наряду с созданием региональных

университетов, в результате объединения нескольких вузов и филиалов, приступили к формированию более крупных учебно-научных комплексов - Федеральных университетов.

Располагая значительным потенциалом, такие учебные заведения должны стать лидерами не только отечественной, но и мировой системы образования. В 2006 году были открыты Сибирский в Красноярске (36,5 тыс. студентов в 2012 г.) и Южный в Ростовской области (46 тыс. студентов в 2010 г.) университеты. В последующие годы федеральные университеты были образованы в Казани, Екатеринбурге, Владивостоке, Архангельске, Якутске, Калининграде и Ставрополе. Федеральные университеты рассматривались как «локомотивы» регионального развития, как центры притяжения региональных и локальных научных сообществ. В 2013 г. четыре из них - Уральский, Дальневосточный, Приволжский и Южный попали в число ведущих университетов в мировом рейтинге QS World University Ranking [9].

Параллельно, согласно Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г (№ 599) была сформулирована задача о необходимости вхождения к 2020 г. не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов. Эта задача конкретизируется в проектах Министерства образования и науки РФ «5-100», «15200», а также в открытии в 2015 г. не менее 80 новых совместных программ между ведущими российскими и зарубежными университетами и исследовательскими центрами.

В 2015 г. Министерство образования и науки России приступило к дальнейшей реализации реформы высшего образования в регионах, предполагающей объединение региональных вузов в многопрофильные опорные университеты. Количественные критерии для опорного университета - наличие более 10 тысяч студентов, доходы вуза должны превышать 2 млрд.руб, а сам университет представлять многопрофильный вуз региона. Цель новшества - превращение университета в инновационный центр научного, образовательного и регионального развития. К концу 2016 г. опорных университетов будет 11, а к 2020 г. планируется увеличить их число свыше 40 вузов.

Заключение. Переходя к выводам, отметим, что анализ вызовов мирового образовательного рынка, демонстрирует рост кон-

куренции во всех его сегментах, следствием которой становится принуждение основных участников рынка к принятию серьезных усилий для сохранения позиций. Большинство европейских стран и Россия, занимающие места в первой десятке стран-лидеров, приступили к реализации масштабных реформ образования, ядром которых становится развитие международных образовательных программ, мобильности студентов и преподавателей, совместных университетов, внедрение новой модели вуза как центра научного, образовательного и территориального развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы

1. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / В. А. Галичин. - М. : Дело, 2015. - 60 с.

2. Тагирова Ш.В. Высшее образование Франции: состояние и перспективы / Ш. В. Тагирова // Партнерство Франции и России: интернационализация образования, науки, экономики / под общ. ред. Г.А. Красновой, Е.В. Пономаренко. - М. : Дело,2015. - С. 11-23.

3. Каганов В.Ш. Актуальные проблемы российского образования и науки в глобальном мире [Электронный ресурс] / В.Ш. Каганов. - Режим доступа: file/news/2575/Kaganov.pdf.

4. Кравцов С.С. Актуальные вопросы совершенствования развития высшего образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] / С.С. Кравцов. - Режим доступахоп£^се-rector-2015.. .Kravtsova.pdf.

5. Буркель Н. Инновации и изменения в транснациональном образовании [Электронный ресурс] : совместные программы между европейскими и российскими вузами / Н. Буркель, С. Творо-гова, С. Шендерова. - Режим доступа: sites...media...catalog... JOINT-PROGRAMMES.

6. Пономаренко Е.В. Модернизация международных образовательных программ двойного дипломирования российских и французских университетов: проблемы и пути решения / Е.В. По-номарерко // Партнерство Франции и России: интернационализация образования, науки, экономики / под общ.ред. Г.А. Красновой, Е.В. Пономаренко. - М. : Дело, 2015. - С. 75-84.

7. PonomarenkoE.An Innovative Form Of Inter-University Cooperation, Teaching And Learning / E. Ponomarenko, S. Ngo-Mai, V. Oddo // Государственнаяслужба. - 2015. - № 5 (97). - С. 78-81.

8. Горшкова Л.Ю.Франция на мировом рынке образовательных услуг / Л.Ю. Горшкова // Партнерство Франции и России:ин-тернационализация образования, науки, экономики / под общ. ред. Г.А. Красновой, Е.В. Пономаренко. - М. : Дело, 2015. - С. 39-45.

9. Катровский А.П. Тенденции и особенности территориального развития высшей школы на постсоветском образовательном пространстве / А.П. Катровский, В.П. Губа // Мир психологии. -2016.- № 1. - С. 220-229.

References

1. Galichin V. A. Mezhdunarodnyi rynok obrazovatel'nykh uslug: osnovnye kharakteristiki i tendentsii razvitiya [International market of educational services: main characteristics and trends of development]. Moscow, Delo Publ., 2015. 60 p.

2. Tagirova Sh. V. Higher education in France: state and perspectives In Krasnova G. A., Ponomarenko E. V. (eds). Partnerstvo Frantsii i Rossii: internatsionalizatsiya obrazovaniya, nauki, ekonomiki [Partnership of France and Russia: internationalization of education, science, economy,]. Moscow, Delo Publ., pp. 11-23. (In Russian).

3. Kaganov V. Sh. Vital problems of Russian education and science in the global world. Available at: file/news/2575/Kaganov.pdf. (In Russian).

4. Kravtsov S. S. Essential issues of improving the development of higher education in the Russian Federation. Available at: conf/vice-rector-2015...Kravtsova.pdf. (In Russian).

5. Burkel' N., Tvorogova S., Shenderova S. Innovations and changes in transnational education: joint educational programs of European and Russian universities. Available at: sites...media... catalog.. JOINT-PROGRAMMES. (In Russian).

6. PonomarenkoE. V. Modernization of international educational double diploma programs of Russian and French universities: problems and solutions. In Krasnova G. A., Ponomarenko E. V. (eds). Partnerstvo Frantsii i Rossii: internatsionalizatsiya obrazovaniya, nauki, ekonomiki

[Partnership of France and Russia: internationalization of education, science, economy]. Moscow, Delo Publ. pp. 75-84. (In Russian).

7. Ponomarenko E., Ngo-Mai S., OddoV. An Innovative Form Of Inter-University Cooperation, Teaching And Learning. Gosudarstvennaya sluzhba = Public Administration, 2015, no. 5 (97), pp. 78-81. (In Russian).

8. Gorshkova L. Yu. France in the global market of educational services. In Krasnova G. A., Ponomarenko E. V. (eds). Partnerstvo Frantsii i Rossii: internatsionalizatsiya obrazovaniya, nauki, ekonomiki [Partnership of France and Russia: internationalization of education, science, economy]. Moscow, Delo Publ., pp. 39-45. (In Russian).

9. Katrovsky A. P., Guba V. P. Tendencies and features of the territorial development of the higher education in the former Soviet educational space. Mir psikhologii = World of psychology, 2016, no. 1. pp. 220-229. (In Russian).

Информация об авторе

Пономаренко Елена Васильевна - д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой политической экономии экономического факультета, Российский университет дружбы народов. Российско-французский центр ИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы [email protected].

Author

Elena V. Ponomarenko - ScD in Economics, full professor, Head of Political Economy Chair of Economics Department, Peoples' Friendship University Russian-French Centre of State Service and Public Management Institute of Russian Academy of National Economy and State Service , Moscow, Russia, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.