Научная статья на тему 'Межгосударственные образовательные пространства ЕС и СНГ'

Межгосударственные образовательные пространства ЕС и СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1884
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АЛЬЯНСЫ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МИГРАЦИЯ / INTERSTATE EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL ALLIANCES / LABOR MIGRATION / ACADEMIC MOBILITY / INTERNATIONAL STUDENTS / MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Г. А., Полушкина Е. А.

Статья посвящена межгосударственным образовательным пространствам ЕС и СНГ: описаны механизмы их создания и выделены их основные характеристики. Россия являлась в разное время участницей всех перечисленных образовательных пространств. С учетом того, что гуманитарное сотрудничество в области образования имеет экономические последствия, измеряемые в конкретных показателях, в статье проанализированы емкости рынка труда высококвалифицированных кадров (трудовая мобильность) и образовательного рынка (академическая мобильность) стран участниц межгосударственных альянсов. Авторами сделан вывод о нарастании тенденции регионализации образования, о чем свидетельствуют прежде всего возрастающие потоки региональной академической и трудовой мобильности. При этом если для ЕС основными региональными центрами образования стали Германия и Франция, то для СНГ Россия. Для России, впервые стоящей перед проблемой сокращения трудоспособного населения, участие в межгосударственных образовательных альянсах может принести дополнительные дивиденды, если решение этой проблемы пойдет по пути увеличения трудовой и учебной миграции из стран участниц СНГ. В этом случае существует необходимость коррекции государственной политики в области привлечения высококвалифицированных зарубежных специалистов и вопросы подготовки кадров для зарубежных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERSTATE EDUCATIONAL SPACE OF EU AND CIS

The article is devoted to interstate educational space EU, CIS: describe the mechanisms for their establishment and highlighted their main characteristics. Russia has become a party at different times of all of that interstate educational spaces. Given the fact that the humanitarian cooperation in the field of education has economic consequences, measured in concrete terms, the article analyzed the capacity of pro-labor market of highly qualified personnel (labor mobility) and the educational market (academic mobility) countries participating in intergovernmental alliances. The authors concluded that the trend of the growth of regionalization of education, as evidenced, in particular, the growing regional academic and labor mobility. Moreover, if the foundations for the EU-governmental regional centers of education were Germany and France, for the CIS Russia.For Russia, for the first time facing the challenge of working on the reduction-settlement, participation in international educational alliances can bring additional dividends if the solution to this problem will go the way of increasing labor migration and training of the participating countries of the CIS. In this case, Existing-exists the need for correction of the state policy in the field of attracting highly qualified you are, foreign experts and training issues for foreign countries.

Текст научной работы на тему «Межгосударственные образовательные пространства ЕС и СНГ»

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ЕС И СНГ

Г.А. Краснова, Е.А. Полушкина

Центр экономики непрерывного образования Российская Академия народного хозяйства и государственной с.

Проспект Вернадского, 82, Москва, Россия,11.

Статья посвящена межгосударственным образовате^ саны механизмы их создания и выделены их основ

разное время участницей всех перечисленных об; что гуманитарное сотрудничество в области обра1 измеряемые в конкретных показателях, в ст; сококвалифицированных кадров (трудовая^об: мическая мобильность) стран — учасгниЦшежго' вывод о нарастании тенденции региашлиз;

езиденте РФ

странствам ЕС и СНГ: опи-стики. Россия являлась в .ьных пространств. С учетом того, ет экономические последствия, зированы емкости рынка труда вы-ь) и образовательного рынка (акаде-(дарственных альянсов. Авторами сделан разования, о чем свидетельствуют прежде академической и трудовой мобильности. При этом трами образования стали Германия и Франция,

всего возрастающие потоки региона если для ЕС основными регион то для СНГ — Россия.

Для России, впервые стояЩкй перЛ проблемой сокращения трудосЛЬсобнок населения, участие в межгосударствънныхобрйЮвательных альянсах может прИнеCГИ^оЛOлнительные дивиденды, если реШени1||этой проблемы пойдет по пути увелиБениятрудовой и учебной миграции из стран —у^^^т^^^ СНГ В этом случае существует^еошодимость коррекции государственной политике в области привлечения высокок^1лифицир^ванных зарубежных специалистов^вопросы^одготовки кадров для зарубежных государств.

Ключеые слЯЦа.:Межгосударственное образовательное пространство, образовательные альянсы^рудоваяниграция, академическая мобильность, иностранные студенты, миграция

сы региональной интеграции образовательных систем в качестве детерминирующего основания имеют^роцесср регионализации мировой эконо-1ки1Под межгосударственнойз,коноИич*ской интеграцией понимается «процесс обобществления результатов экономической деятельности объединения гескольких государств, углубленияюбщественного разделения труда, являющийся основой глобализации^ноаротивостоящий ее угрозам, с преобладанием экономических и научно-техчвреских причин взаимодействия, ведущий в перспективе к созданию едиройвосяроизводственной системы» [1]. Различают следующие структурные составляющие межгосударственной экономической интеграции: «международное разделение труда; миграция финансовых и производственных ресурсов; международная миграция рабочей силы; либерализация торговых режимов между государствами-участниками; обеспечение экономической безопасности, совместная защита внешних границ интеграционного блока; совместное решение глобальных проблем; рост доли сферы услуг в торговле, интенсификация обмена инновациями. В территориальном аспекте локальная, межрегиональная и приграничная виды интеграции являются составляющими межгосударственной интеграции» [1].

В то же время регионализация в сфере образования, формирование «малых» образовательных пространств являются не только сложно детерминированными процессами, но и процессами, имеющими собственные, «внутренние» особенности и закономерности. Выявление этих закономерностей сегодня является значимой и актуальной научной проблемой, решаемой методами целого ряда наук: педагогики, социологии, философии, политологии, психологии, Экономики. Выявление соответствующих закономерностей позволит насытить реформы в сфере образования не только целеполагающим смыслом, но и эмпирическими основаниями. А оценка их социально-экономической эффективности позволит определить экономические эффекты, которые они дадут национальной системе образования в краткосрочной и долгосрочной памреквивах^].

В настоящее время формирование межгосударственных образовательных пространств можно считать свершившимся фактом: они развиваются, функционируют и эволюционируют и, что особенно важно, оказывают все возрастающее влияние на развитие мирового рынка труда и состояние экспорта образовательных услуг в условиях демографического спада в^едущих странах мира.

Следствием нарастающей тедденциилТионализации образования являются

егиональной академической и трудовой мо-предпочитают учиться в «своем» регионе, что

прежде всего возрастающие п бильности. Все больше ст объясняется желанием на! ми культурными традици и невысокие траняио называемые рег

поблизости от страны про она и единым языком обще ые расходы. В процессе форматов центры образования, т.е

ия, общи-аловажны ходятся так иона, которые всего из соседних

принимают наибольшее число иностранных студе стран, к призеру; Объединенные Арабские Эмираты для^тудентов из арабских стран,^Южро-Африканская Республика — длЖстудентов африканского конти-нента,Тосси& — для студентов из стран СддружествдЖезависимых Государств.

тающая межстрановая и регионалКраящрудовая мобильность стали след-виеммирового экономического к^из^са%рамедления роста экономики, ста-ния^ сокращения трудоспособногоыаселэния, с которыми столкнулись веду-страны мира. Несмотря вырокийуровень безработицы и перспектив для слабого экономического роста^вжкоторых странах, на рынке труда существуют незаполненные вакансиилаж в странах, находящихся в рецессии, безработица

ми вакансиями, указывающими на структурные анием и спросом, которые могут быть решены, в й и трудовой миграции.

Совершенно очевидно, что России, впервые стоящей перед проблемой сокращения трудоспособного населения (1), придется искать собственные пути решения и адаптировать уже имеющийся опыт в других странах. Если основными путями станут также трудовая и учебная миграция, то необходимо пересмотреть взгляды на участие России прежде всего в межгосударственных образовательных альянсах, скорректировать государственную политику в области привлечения высококвалифицированных зарубежных специалистов и вопросы подготовки кадров для зарубежных государств.

сосуществует с незапол диспропорции между о том числе, с помо

нного об-ости стран-

К настоящему времени Россия является участницей нескольких образовательных альянсов, так называемых межгосударственных образовательных пространств, а именно Европейского Союза, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, которые, в свою очередь, явились следствием создания международных организаций с одноименными названиями. Сотрудничество в области инфор мена, науки и образования является далеко не основным в членов этих организаций. На первом плане остается сотоуд экономики, политики, безопасности между странами-уча

Процесс формирования межгосударственных об (таких как образовательные пространства Европы-ЕА' лен прежде всего необходимостью сделать образование более адекватным современным экономическим требованиям, динамике^ад1ития рынка труда. Соответственно, многие тенденции в образовамии^воГратегиях модернизации национальных образовательных систем базируются на «реформах экономической эффективности».

В то же время уже сейчас можа^ говорить о неоднозначности полученных ре зультатов в области многостороннего образовательного сотрудничества в связи с разным уровнем развития национальных систем образования и их активностью в реализации целей образовательных пространств и др.

Образовательное сотрудничество в многостороннем фдполагает

о в области

цам

ных пространств и ШОС) обуслов-

преференции для г это признание до ное поступление в мобильность об же трудоустройс

ан стран, входящих в тот или ино ^в об образовании, позволяю зовательные учреждения стр Цихся и профессорско-препода ; полученными документами^ об са. Так^д^сй и?1лавных целей Болонского процесса понятных и легко сопоставимых ступенеййвясо;

к правило, льно свобод-астнШ', академическую ельского состава, а так азотании в странах альян-ляется принятие системы вия трудоустройству граж-

ль достигнута европейскими енасыщению, а в условиях кризиса измы для преимущественного тру-

ан на европейском рынке труда в цело странами: европейский рынок близится к п

ельные страны включают за доустройства своих граждан.

Можно говорить о назреаШеинеобходимости осознания того, что даже гума ' нитарное сотрудничествароб^астиюбразования имеет экономические последствия, измеряемые в к^цк^итных^оказателях и требуется анализ социально-экономической эффективности участия России в межгосударственных образовательных пространствах^С'^НГ, ЕАЭС, ШОС прежде всего для национального рынка труда высококвалифицированных кадров, трудовой мобильности.

Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей показал, что в целом тенденция регионализации прослеживается на разных уровнях: «на макроуровне она выражается в стремлении локальных цивилизаций оградить себя от воздействия извне. На мезоуровне она проявляется в интеграции отдельных территорий, входящих в состав различных государств современного мира. На микроуровне процессы регионализации разворачиваются внутри национальных государств» [3]. Что касается процесса регионализации образования, то он также осу-

ществляется на двух уровнях: на макроуровне — это интеграция национальных образовательных систем в межгосударственное образовательное пространство; на микроуровне — это сотрудничество образовательных организаций по различным направлениям деятельности, к примеру, в области содержания образования, сетевого взаимодействия, совместных программ и проектов и др.

С учетом результатов исследований отечественных и зарубежных^сследова-телей сформулируем отличительные характеристики межгосударственных образовательных пространств, целей их создания на международРом\ националь ном уровнях.

Формально создание межгосударственных образовательных пространств на ходится в компетенции государств, входящих в межгосударственные организации сотрудничества.

Межгосударственные образовательные совокупности национальных систем образ ональной интеграции национальных образоват

Создание и функционирование м^жгос странств закреплено в соответствующих м;

нства не сводятся к простой вляются следствием реги-ных систем. арственных образовательных про-госторонних соглашениях, подписанных главами государств и правительств. В правовую базу региональной образовательной интеграции входят документы, обязательные для исполнения и рекомендуемые, которые можно^словно разделить на следующие^рорни: международный уровень, включающийдокументы, принятые на международном уровне, выходящем за ирейелыреТиональных образовательных альянсов межгосударственный уроврнъЗсюда относятся документы, подпЬсанныеглавами государств и руководитеярмиминистерств образованияинаунижран, входящих в межгосударственные объединения; национальный уровень содержит документы, приняты!^ с1ранажв рамках обязательств, налагаемых участием в межгосударственных образовательных объединениях.

Содержанке правовой базы региональной^вравовательной интеграции каса-тся вопросов признания документов об образовании, доступа к образованию и рынку труда граждан стран, входящих* межгосударственные объединения, ви-ога^и миграционного законодатшьсНЯ^ия студентов, исследователей, высококвалифицированных специалистов

Результативность межгосударственной образовательной интеграции зависит от целого ряда факторов^кономических, политических, географических, исторических и др. ^^^^ Л

Под межгосударотвеякыМ^0азовательным пространством авторы понимают интеграционное обЪединЗЙие национальных систем образования с целью создания особых условий (преференций) для граждан и образовательных организаций, стран входящих в межгосударственное образовательное объединение, для доступа к национальным образовательным рынкам и рынкам труда.

Нормативно-правовая база региональной образовательной интеграции сложна и даже противоречива. В нее входят документы обязательные для исполнения и рекомендуемые, которые можно условно разделить на следующие уровни.

1. Документы международного уровеня. Его составляют нормативные документы, принятые на международном уровне, выходящем за пределы региональ-

ных образовательных альянсов, прежде всего ЮНЕСКО (2). ЮНЕСКО является единственной международной организацией по вопросам образования, в которой участвует все мировое сообщество (3).

2. Нормативные документы, принятые и подписанные на межгосударственном уровне глав государств стран, входящих в межгосударственные объединения.

3. Нормативные документы, принятые и подписанные на межгосударственном уровне руководителями министерств образования и науки стран, входящих в межгосударственные объединения.

4. Национальный уровень нормативно-правового регулирования в странах — участницах межгосударственных образовательных объединений, учитывающий участие в том или ином региональном объединении.

В нашей статье мы рассмотрим межгосударственные образовательные пространства ЕС и СНГ. 1

Европейский союз. Формально существов^Яие^Европейского пространства высшего образования (далее — ЕПВО^верНт на§ало 1 июля 2010 г. Общеевропейская правовая база осуществления признания зарубежных документов об образовании в настоящее время получила самое передовое, по сравнению с другими регионами мира, развитие. Принятая в 1997 г. в Лиссабоне Конвенция о признании квалификаций, относящихся квжсшему образованию в Европейском регионе, занимает особое, базовое место в системе международных правовых актов, разработанных Советом Европы® ЮНЕСКО. Конвенцияшцопвлнярщие ее документы впервые вмиГовой практике создали уникальной и^ейственный механизм академического и профессионального признания для максимально широкого спектра дипломов (квалификаций) и являетсяFДИцствеMньIм правовым актом, лежашЯм^^с^ове формирования Европейскош^ространства высшего образования. Конвенция впервые в истории права сопрягает все национальные системы образования Европы через сопоставлениерсновных уровней (дипломов) ного признания. К Лиссабонской конвенции присоединилось по-большинство стран — учаИницшолонского процесса (4). шейская Директива 2005/3б/ЕС^^|лизнании профессиональных квали-1 контексте отмены барьеровдля свободного передвижения предусматривает, что государства-участники «несоздают препятствия» процедурам, посредством которых компетентный орган признает, что сертификат профессиональной квалификации^и^ученный за пределами Европейского Союза, юридически идентичен сертификату, полученному на национальном уровне в соответствии с наЦИрнаЛв>кми правилами [4].

Интенсивность конкуренции за учебные места различна в разных странах ЕС [4]. В большинстве стран Евросоюза иностранные студенты не оказывают на нее влияние, так как правила приема абитуриентов из стран ЕС и Европейской экономической зоны и других стран различны. Так, например, происходит во Франции, где высшее образование не основано на системе квот, а следовательно, подобной конкуренции и вовсе не существует. Тем не менее конкуренция может существовать для определенных направлений подготовки. Например, в Германии число абитуриентов превышает число учебных мест. Но и там есть исключения,

например, по отдельным специальностям, в частности медицине и фармации, 5% мест бронируются для иностранных студентов.

В большинстве стран ЕС, а именно в Австрии, Бельгии (фламандская община), Чешской Республике, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Польше, Словакии, Испании, Швеции и Великобритании стоимость обучения для иностранных студентов из стран ЕС такая же, как и у отечественных студентов.

Для европейских стран-экспортеров увеличение иностранныхстудентов неразрывно связано со стратегией привлечения высококвалифицированных иностранных кадров в связи со старением населения Евросыш^удущим дефицитом кадров на рынке труда, поэтому важная часть мемвриятий связана с ослаблением миграционного и трудового законодательства, созданием привлекательных условий для проживания и карьеры для иноатраннСх выпускников национальных университетов и членов их семей, а также вопросами признания степеней, дипломов и квалификаций. Цели нациоHаЯlfcых^Tратегий включают привлечение высококвалифицированных мигрантов для заполнения существующих пустот в образовании и на рынке труда,а#акжешазвитие международной торговли и сотрудничества с третьими страшмиШесмотря на наличие некоторых сходств национальных стратегий и политики, существующие различия в образовательных системах и роль, которую 1ачастую играют государственные университеты, делают политику каждой^траны^тносительно иностранных мигрантов уникальной.

Миграционные^ерспективы иностранных студентов^ирокооб^уждаются на международном политическом уровне, например, на^орумахБвропейского союза и ОЭСР в академических кругах, в средствах массовой информации и гражданским обществом^. Иностранные студентылвииютсщотдельной группой лиц международноймиграции. В рамках Европейской директивы по вопросам студентов 200Ч/Л4/ЕС, где ставятся задачи по увеличению мобильности студентов в Европейский союз и установлены основныеушндарты миграционной полити-нодательные изменения идут в той или иной степени во всех странах вроп|йского союза. ^ ^^^^

ля студентов из третьих стран, приезжающих учиться в Европейский союз, условия для въезда и пребывания на срок свыше трех месяцев изложены в Ди-^рективе 2004/114/ЕС, услови^их передвижения также весьма ограничены. Иммиграционные правила Злц^их значительно более строгие, чем те, которые применяются к гражданам Европейского союза, подпадающим под общие правила для граждан, которые могут въезжать и проживать в целях обучения без необходимости в получении*?! или вида на жительство.

Условия передвижения иностранных граждан из стран, не входящих в Европейский союз, в период обучения регулируются положениями ст. 6 и 8 [5], (предъявление действительного проездного документа, разрешения родителей, если это несовершеннолетний ученик, страхование на случай болезни, отсутствие намерений, представляющих угрозу общественному порядку, безопасности или здоровью, документ, подтверждающий оплату регистрационного сбора), и положениями ст. 7 (подтверждение принятия высшим учебным заведением, наличие

минимальных средств, позволяющих покрыть расходы на время обучения, и возвращения, минимальные ресурсы, чтобы покрыть исследование и достаточное владение языком и подтверждение оплаты обучения).

В соответствии с Директивой 2005/71/ЕС исследователи из числа мигрирующих граждан третьих стран обладают правами облегченного въезда и могут оставаться во второй стране — члене ЕС, если период пребывания в цйлом^е превышает трех месяцев. Однако для периодов пребывания свыше||рех^ссяцев применяются национальные миграционные правила и условия, которые могут существенно варьироваться в зависимости от стран. Некоторые страны — члены ЕС предоставляют более благоприятный режим для вЪздц^^ребывания исследователей из числа граждан третьих стран, приезжающихв'Европейский союз впервые. В большинстве случаев заявление на такое пребывание может быть заполнено на территории второго государства-участник! ЕС. Однако право на передвижение, применяемое в отношении исследователей из числа граждан третьих стран, менее благоприятно, нежели право, которое применяется к исследователям из числа граждан Европейского сою|а, в отношении которых правилами передвижения предусмотрена только обязанность регистрации. Спектр сфер занятости, который открыт для гражданЕвропейского союза во втором государстве-участнике, остается широким^огда^ак для исследователей из третьих стран они весьма ограничены и специфичны.

Мобильность исследовИел|й^з третьих стран регулиру тивы 2005/71/ЕС исследователь остается во второ

нике ЕС только на^рок^отрех месяцев (краткосрочн дование может проводиться на основании договора, заклю сударстве-участкик^.^сли продолжительность** прео^ания превышает три месяцаж.государство-участник может потребовать заключения нового договора, при заключении которого граждане третьих стран сталкиваются с выполне-нием^еьже условий, которые им надо было^овлюсти при первичном признании ^х исследователями в государстве-участнике Европейского союза. Директива |дает д^а дополнительных преимуществаЩадеремещения исследователей из чис-ла^раждан третьих стран, которые применяются к исследователям, прибывшим з-за пределов Европейскош^оюза. Во-первых, в странах, где требуется виза или вид на жительство для осуществления права на свободу перемещения, исследователям из числа гражданиретьих^тран должна быть предоставлена возможность обращения за визой^л» видо^^а жительство с территории государства-участника. Во-вторых, виц^ля^ид на жительство должны быть предоставлены своевременно в течение периода времени, который не препятствует проведению исследования.

В настоящее время права на свободу передвижения, которыми пользуются исследователи из третьих стран в соответствии с Директивой 2005/71/ЕС гораздо менее благоприятны, чем те, которые применяются к гражданам Европейского союза. Последним необязательно обращаться за визой, за видом на жительство для проведения исследований в другом государстве-участнике. Национальные правила и процедуры в отношении виз и видов на жительство исследователей

атьей 13 Дирек-сударстве-участ-льность), то иссле-ного в первом го-

третьих стран в большинстве случаев отражают положения Директивы, за исключением Великобритании и Дании, которые не участвуют в Директиве. В Финляндии правила въезда, установленные в результате применения Директивы по исследователям, не применяются, так как есть альтернативы, предусмотренные Законом об иностранцах Финляндии, которые считаются более простыми и благоприятными для исследователей из третьих стран. ^^^^

В большинстве государствах-участниках национальное законодательство не требует от исследователей, осуществляющих свое право щ^вободуПгредвижения в соответствии со статьей 13 Директивы 2005/71/ЕСдопо1нительно получать разрешение на работу (например, Чешская Республика, Нидерланды, Венгрия, Италия, Польша, Швеция). Тем не менее в ряде^осударств-членов (например, Бельгии, Кипре, Эстонии, Ирландии и ЛатвииГнетявных требований того, что исследователи могли бы работать на их территории -без дополнительного разрешения на работу, если таковое разрешение быловИдано в другом государстве-участнике. ^^^^ ^^

Во всех государствах — членах ЕСшностдвнным студентам разрешен доступ к рынку труда в соответствии с положениями-Директивы 2004/114 / ЕС. В статье 17 указанной Директивы описываются возможности для осуществления трудовой деятельности иностранными^тудентами, в том числе в качествегаемных работников, устанавливается минимально допустимое количество часов работы в неделю: не менее десяти часов в неделю с учетом ситуации на национальном рынке труда [4]. ^г^к

После завершения обучения иностранные студенты могут остаться в стране для последующегрус|ройства на работу и проживаЩия^4]. Выделяют две основные группы стран с различными подходами на получение разрешения на работу после завершения обучения иностранцами:

1) страны^которые позволяют иностраннымЧиускникам остаться при усло-вииратоони уже трудоустроены либо имеюттВ|д|ожения от работодателей (Бель-гя, Кипр -(6), Испания, Эстония, Италия, Латвия, Литва, Польша (7), Словакия еция и Великобритания); государства, позволяющиерноскранным выпускникам оставаться на тер-итории страны для поиска работы (Австрия, Германия, Финляндия, Франция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Словения, Норвегия) (9).

Цели стран, разрешающихиностранным выпускникам оставаться после завершения обучения, могут быть следующими:

— увеличить привлекательность страны для учебы путем предоставления доступа к рынку труда (например, Ирландия) и к прохождению профессиональной практики до возвращения студента на родину (Франция, Люксембург);

— заполнить существующие на рынке труда пустоты за счет привлечения высококвалифицированных кадров (Италия, Нидерланды, Великобритания).

В большинстве стран заявление на разрешение работать должно быть подано до истечения срока учебной визы. Существуют различные требования относительно документации и административных процедур, и в некоторых странах предусмотрены довольно сложные бюрократические процедуры, например, в Латвии,

в 1,5 раза выше ус ежегодная мини стерлингов соответс Принятие Студе

вакансия должна быть зарегистрирована в Государственном Бюро по трудоустройству, и она может быть предоставлена иностранному студенту при условии, что на нее не претендует гражданин ЕС.

Для обеих групп стран, названных выше, существуют определенные требования в области изменения статуса визы с учебной на рабочую. К ним относятся:

— оконченная академическая программа (Австрия, ФранцияСТевмания);

— минимальная заработная плата (Австрия, Бельгия, Эсто^я,^1ранция, Нидерланды, Швеция (10), Великобритания); ж

— доступ к капиталу и инвестициям (для индивидуальной^редприниматель-ской деятельности) (Эстония, Словакия, Швеция);

— соответствие ежегодным квотам, ограничивающимвыдачу разрешений или сосредоточенных на определенных областях экономик^Эстония, Италия, Великобритания);

— заключенный трудовой договор с работодателем (Австрия, Германия, Латвия, Польша, Швеция, Великобритания)^ ^^г

В Люксембурге и Франции огранИlения'^| сферы деятельности: иностранные студенты должны работать по специа

В некоторых странах установлены минимальные требования по заработной плате (Австрия, Бельгия, Эстония, Франция, Нидерланды, Швеция, Великобритания). В Австрии должна^ыплЦиваться сумма не менее установленной минимальной заработнойплатещцране. Во Франции месячнаяаарплата должна быть

енной минимальной. В Нидерландах^ Великобритании аяЦцрплата должна составить 20 тыс. фунтов

енно.

ской директивы 2004/114/ЕС сталоЦражным шагом на пути к облегчвЬию иммиграции граждан третьих стран в ВС. Она гарантирует общие условия принятия граждан в страны ЕС, соблюдени^тах прав (таких, как доступ к рынку труда) и прозрачность всех проводимых процедур. В соответствии с по-ожениями Директивы у иностранных студентов есть доступ к рынку труда во емя обучения, часто студент имеет право работать даже большее количество часов, чем это указано в ДирекЦив^^Мало кто из стран разрешил студентам неограниченный доступ к рынку труда, наоборот, многие страны допускают студентов к работе только в определенных секторах экономики в соответствии с национальными потребностями. Так как иностранные студенты рассчитывают во многих случаях н^^^з^о^^^а^ть совмещать учебу и работу, государство с гибкой политикой можно отнести к более привлекательным.

Таким образом, после завершения обучения возможность остаться с целью работы зависит от проводимой государством политики: часть государств для привлечения высококвалифицированных студентов облегчает условия получения вида на жительство, другие, наоборот, предоставляют лишь временную возможность студентам пройти практику как часть международного сотрудничества. Возможность получить образование в странах ЕС предоставляется в рамках международного сотрудничества в форме двусторонних и многосторонних соглашений с целью решения стратегических задач, например, удовлетворить потреб-

ности рынка труда или содействовать развитию торговли. Программы мобильности в станах ЕС дали студентам возможность не только учиться в одной из стран Евросоюза, но и продолжить свое обучение в другой. Для иностранных студентов эта возможность, в основном, предоставлена программой Эразмус Мундус, которая облегчила им въезд в страны ЕС, упростив административные процедуры, позволив университетам и правительственным ведомствам выступать в качестве спонсора. Однако остаются препятствия, которые отражают^пецифику национального законодательства и неэффективность системы работы с видами на жительство. Вне программы мобильности ЕС страны реализуют/ряднациональных программ, поощряя мобильность иностранных студея|ов|ко5орые желают продолжить или дополнить свое обучение в различных странах ЕС в соответствии с национальными целями.

Содружество Независимых Государств. По^ис|н сяти входивших в СНГ государств Соглашения о с разования в 1992 г. явилось началом пройессалаимодействия образовательных систем стран Содружества. В решении о формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ-было^афиксировано одно из приоритетных галенов Содружества — формирование едино-гва и-определены цели, которымдолжна спо-I Содружества, среди кот^рых^^сширение Гфицированных специалистов-аттестации на-гческих кадров для различных ойраслейэкономики, на-^анвия и социальной сферы.

грования единого (общего) образовательного пространства [ основные направления формирования единого образова-нства, в том числе правовое» организационное обеспечение знания эквивалентности документов обобразовании и документов

главами правительств де-йрудничестве в области об-

правлений политики государс го образовательного про собствовать интеграци%стра возможностей подготов учных и научно-п уки, культуры, о! В Концепции фор

снг был^акоепл

тельно взаимного

: степенях и званиях, выдаваемыхвыпускникам образовательных уч-1й -в государствах-участниках^одружества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образова-юго пространства Содружаства^езависимых Государств было подписано в кМоскве 17 января 1997 г. главами^равительств восьми государств: Азербайджанской Республики, Респуб^иккАрм1ния, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики^Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан. В^лях формирования единого образовательного пространства Стороны-Соглашения взяли на себя обязательства разработать необходимую правовую базу по вопросам взаимодействия в области образования, установления требований и механизма взаимного признания документов об образовании, степенях и ученых званиях (ст. 2), создать необходимую правовую базу и предпринять соответствующие организационные меры в целях предоставления гражданам Сторон равных прав на получение образования с гражданами Сторон, на территории которых проходит обучение (ст. 7).

Кроме того, страны Содружества дали согласие на создание единой информационной системы по вопросам образования, подготовки и аттестации научных и

научно-педагогических кадров и на принятие мер по сближению норм национального законодательства Сторон в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров (ст. 4, 5).

Под единым (общим) образовательным пространством Содружества Независимых Государств понимается общность принципов государственной политики в сфере образования, согласованность государственных образовательных стандартов, программ, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, сочетаемых с равными^озможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях на территориях государств — участников*Содружества.

Необходимо отметить, что если в ЕС формальновыделено Европейское пространство высшего образования, то в СНГ в единое общее пространство подразумевает все уровни образования, и сотрудничество в области высшего образования является одной из составляющих. С уч|тов|шявленных целей исследования ниже рассматриваются только направления интеграции, имеющие отношение к высшему и послевузовскому образованию

Правовое и организационное обеспечение взаимного признания эквивалентности документов об образовании и документов об ученых степенях и званиях, выдаваемых выпускникам рбваgрвl^ельных учреждений в государствах-участниках Содружества НезависимыхГосударств, впервые было обозначено в Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства в 1997 г. как

одно из основных странства.

В соответстви государства^уча! ях докумен ском пр

авлений формирования единого

ьного про-

т. 5 Соглашения о сотрудничестве в области образования гарантируют «бессрочное признание на своих территори-арственного образца о среднем, профессионально-техниче-ем специальном, высшем образовании, переподготовке кадров, о енииученых степеней и ученых званий^ыданных в государствах-участ-1енту заключения» СоглашениЯНO%Pпросы признания документов ^зовании, об ученых степеняхР^ченых званиях будут решаться по взаим-[ договоренности, то есть в рамкЦшвухвторонних соглашения между странами. ■ настоящему времени нормативно-правовой базой регулирования вопросов ризнания квалификаций и документов в СНГ являются:

— Соглашение государства членов Содружества Независимых Государств о взаимном признании документов о высшем/высшем профессиональном образовании от 31 мая 2^13 П(1]

— Соглашение о^Цимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании от 15 сентября 2004 г. (12);

— Модельный Образовательный кодекс для государств — участников Содружества Независимых Государств (Общая часть)») от 29 ноября 2013 г. (13).

Основы взаимного признания документов о высшем/высшем профессиональном образовании/документов государственного образца о высшем/высшем профессиональном образовании, а также документов о высшем/высшем профессиональном образовании, признаваемых на уровне государственных документов о

высшем/высшем профессиональном образовании (документы об образовании), и документов/справок/академических справок установленного образца об обучении в образовательных учреждениях/организациях, выданных лицам, не завершившим освоения образовательных программ высшего/высшего профессионального образования (документы/академические справки) определены в Соглашении государств — участников Содружества Независимых-Государств о взаимном признании документов о высшем/высшем профессионжЪномобразо-вании (14). Вышеперечисленные документы выдаются в образовательных учреждениях/организациях государств — участников данного Соглашения, прошедших государственную/институциональную/специализированную аккредитацию/аттестацию по аттестованным/аккредитованным образовательным программам.

Таким образом, фактически признание докуменТовобообразовании в СНГ регламентируется не многосторонними соглашеннями-Ирамках СНГ, которые носят в большей части декларативный характер, а двухсторонними соглашениями между странами. Приходится констатировать, что единой позиции в отношении признания документов в СНГ нет, о чем свидетельствует отсутствие единодушного подписания соглашений по признанию документов об образовании. И это несмотря на то, что все национальныесйстемы Содружества имеют один исторический корень — советскую^истЯку образования. Особо нужно отметить позицию Республики Узбекистан, которая фактически не принимает участие в образовательном сотрудничестве СНГ и не является участником соглашений по признанию документов об образовании любого уровня. ( ^Чу^у

В соответствии^ Соглашением о сотрудничестве вабластиобразования СНГ государства-участники гарантируют всем лицам, подживающим на их территории, равные-праваЧа образование и его доступностунезависимо от национальной принадлежности или иных различий. Лица, постоянно проживающие на территории одного из-государств-участников и имеющие^ражданство другого государства-участника, получают образованиена^с1х|уровнях, а также ученые сте-тении^вания, на условиях, установленныждля^раждан государства-участника, та территории которого они постоянно!троживают.

.В сЯЬтветствии с Соглашением-обобСспчении гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств доступа в общеобразовательные чреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений»от16|.|4.2004 г. государства, подписавшие Соглашение (15), Стороны обеспечивают доступ в общеобразовательные учреждения гражданам Сторон для образоBаHнЯвflр!делах государственных образовательных стандартов на равных правах с гражданами Стороны, на территории которой осуществляется образование. Порядок приема граждан Сторон в общеобразовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные программы, определяется законодательством Стороны, на территории которой осуществляется образование, настоящим Соглашением и уставами общеобразовательных учреждений. На настоящий момент доступ к высшему образованию граждан СНГ, по сути, регламентируется двухсторонними соглашениями между странами Содружества и национальными законодательствами. Анализ

последних показал, что преференции устанавливаются для граждан стран СНГ крайне избирательно, в целом ряде случаев иностранные граждане из стран, не входящих в СНГ, имеют больше преференций, чем граждане стран Содружества.

Число граждан Содружества, обучающихся в вузах государств-участников СНГ можно оценить примерно в 157 тыс. человек (табл. 1). Наибольшее число граждан, обучающихся в вузах Содружества, это граждане Казахстана. И наименьшее число — граждан Кыргызской Республике выезжает на обучение^арвйежЯЬе вузы.

Число граждан Содружества, обучающихся за пределаи страны происхождения, в одном из государств—ч

>ч/Тг

тличифт ЕС в СНГ

отсутствуют ме обильности, поддерживающие нагрузка ложится на студентов и 2011 г. Межгосударствен

венные программы акаде-тов, вследствие этого вся фи-стично на национальные бюджеты анитарного сотрудничества госу-

тв—участников СодружеаГнаНез|висимых Государств инициативно выде-яет гранты на обучение в Сетевомуниверситете СНГ (16), всего около 300 грантов за весь период времени.

Основными факторамявыбара вузов Содружества для граждан государств-участников являютсяГязыкпреподавания, низкие транспортные расходы, близость к стране происхождения. Как показал анализ, преференции для предоставления бюджетных месГ^квот) предоставляются соотечественникам, проживающим за рубежом. Для граждан СНГ преференции устанавливаются национальным законодательством, а двухсторонними международными договорами, в которых может оговариваться предоставление определенного числа мест, обычно незначительного.

Студенты и исследователи стран Содружества не выделяются в отдельную категорию мигрирующих граждан. В период их обучения на территории другого государства СНГ на них действуют общие правила миграционной политики СНГ

и никаких особых условий по их передвижению нет. А вот на уровне иммиграционных правил в странах существуют различия. К примеру, в одних странах студенты и исследователи попадают под общие правила для граждан: они могут въезжать и проживать в целях обучения без необходимости в получении визы. В других они должны получить учебную визу в посольстве России за рубежом, к примеру, это распространяется на граждан Туркменистана, въезжающих в Российскую Федерацию с целью обучения. Кроме того, ряд странвводяГ^ребования к въезду на территорию своих стран по заграничным паспорта»^замен внутренних, чтобы более эффективно контролировать миграционные поГЬки.

При въезде в страну Содружества иностранный стРдшт^аполняет миграционную карточку, на которую ставится отметка о пересете^ии^раницы. И затем в течение нескольких дней он должен встать на учет в уполномоченном органе на миграционный учет. В целом, для студентов и исследователей трудностей с передвижением в целях получения образовани^в ^ЦГнт.

Численность экономически активнодон&селенуя в СНГ оценивалась в 2013 г. — 136,5 млн человек (табл. 2), а численность занятого населения в 128,9 млн человек (табл. 2).

Таблица 2

Численность экономичного населения (в среднем за год; по данным обсЛрабочей силы; тысяч человек)

состояния национальных рынков труда стран Содру-рств 2010—2013 гг.». Межгосударственный ста-5ужества Независимых Государств [7. С. 30]

Таблица 3

Численность занятого населения (в среднем за год; по данным обследований рабочей силы; тысяч человек) [7. С. 31]

Страна СНГ Год

2010 2011 2012 2013

Азербайджан 4329,1 4375,2 4445,3 4521,2

Армения 1185,2 1175,1 1172,8 163,8

Беларусь(19) 4665,9 4654,5 4577,1 4545,6

Окончание табл. 3

Страна СНГ Год

2010 2011 2012 2013

Казахстан 8114,2 8301,6 8507,1 8570,6

Кыргызстан 2243,7 2277,7 2286,4 2263,0

Молдова 1143,4 1173,5 1146,8

Россия 69934 70857 71545

Таджикистан (20) 2233,0 2249,3 2291,5 230,3

Узбекистан 11628 11919 12224^ Г 12523

Украина 20266 20324 20404

СНГ, млн человек 125,7 127,3 128,9

Источник: «Мониторинг состояния националь жества Независимых Государств 2010—2013 тистический комитет Содружества Неза1

'уда стран Содру-ежЮсударственный ста-арств.

Ряд стран Содружества уже столкнулся сокращением численности населения (табл. 4) и низкой рождаемостью^ можно1редположить, что эти факторы окажут отрицательное влияние на^к-национально-экономическое развитие, речь идет о России, Украине, Республике Беларусь, Республике Армения.

Таблица 4

Численность постоянного населения (на начало года, миллионе ) [8]

Источник: Население, 2012: статистический

Ловия жизни в странах Содружества Независимых Государств (государственный статистический комитет СНГ

Очевидно, что проблемы нехватки рабочей силы на национальных рынках этих стран будут оказывать воздействие на рынок труда СНГ в целом (см. табл. 3). Фактически впервые экономики четырех стран будут функционировать в условиях старения населения, сокращения трудоспособного населения, низкой рождаемости.

Численность экономически активного населения Республики Беларусь с 2010 г. по 2013 г. сократилась с 4 705,1 млн до 4 569,0 млн человек. Естественный прирост

населения остается отрицательным с конца 90-х годов прошлого века. Можно предположить, что уменьшение числа трудоспособного населения оказало влияние на увеличение числа трудовых мигрантов из стран Содружества. В 2010 г. в Беларусь по данным Статкомитета СНГ число граждан, получивших право заниматься трудовой деятельностью в Республики Беларусь было 3 729 человек, в 2011 г. — 4 944, а в 2013 г. — 9 688 человек [8]. ^^^

В России численность населения в возрасте экономическойактивности (15— 72) начиная с 2009 г. уменьшается на 0,3—0,7% в год [9]_ «На^на%ло 2013 г., в сравнении с 2009 г., число молодежи в возрасте 15—29^^ уменьшилось на 3,2 млн человек, численность возрастной группы 30—49ÍMiHЬшkлась на 0,7 млн че-

ась на 0,8 млн че-на уже вошла в период озом Росстата в ближай-аселения будет сокращать-

ловек. Численность населения в возрасте 50—59 ловек, в возрасте 60—72 года — на 0,7 млн че. воздействия "ямы" 1990-х гг.»[9]. В соответс шие десять лет численность экономически ся в среднем на 1% в год.

Можно предположить, что с улучшением экономической ситуации и преодолением экономического кризиса, затронувшего все национальные экономики стран Содружества, потребность экономик в трудовых кадрах в Республики Беларусь, Российской ФедераpнH,РеCПублики Армения и Украине будет решаться за счет трудовой миграции из Республики Казахстан, Республики Таджикистан и др.

ИносТраннЫеКраждане, получившие право на ностью в государствах — участ Тленность работающих иностран : численности занятых в экономике) [

зликиТэджи

^Цабд0ца 5

V С/ Страна !Г°д 1

2010 2013

«Беларусь(21) 0,08 ► 0,10 0,21

Казахстан 0,04 у 0,02 0,03

Молдова (22) 0,01 0,01

Россия А V 1,212 1,352 1,332

Таджикистан (23) 0,01 0,02 0,01

Украина (24) А * ^073 ^ 0,042 0,042 —

Источник: «Мон жества Незащсик тистический

^инщсодтояния национальных рынков труда стран Содру-осуйарств 2010—2013 гг.». Межгосударственный ста-'етСйружества Независимых Государств.

Таким образом, можно предположить, что в ближайшие десять лет основные усилия в области рынка труда и миграционных процессов СНГ будут направлены на решение проблем согласованного регулирования трудовой миграции на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков, которые будут инициировать отдельные государства-участники Содружества, столкнувшиеся у себя с сокращением трудоспособного населения. В связи с этим можно ожидать смягчение миграционного законодательства и создание

будет меняться в со-

привлекательных условий для квалифицированных и высококвалифицированных мигрантов, выпускников вузов СНГ и предоставление трудящимся-мигрантам равных с постоянным населением страны пребывания прав при приеме на работу и расторжении трудовых соглашений, а также на социальное и медицинское обеспечение.

В заключение хотелось бы отметить, что влияние европейскоТопррстранства высшего образования усиливается на образовательное пространство СНГ, что объясняется отчасти тем, что семь из десяти государств участников СНГ в разное время подписали Болонскую декларацию и приступили кнционайьным реформам в рамках своих обязательств стран-участниц БолоМ|ко£о^роцесса. В других странах Содружества тенденция «европеизации» образ1ванЯя>также развивается, и можно предположить, что со временем законодательная база межгосударственного сотрудничества в области образования^. Содружестве буд ответствии с Болонскими принципами.

В рамках СНГ сохраняются тенденцищысокй! потоков академической и трудовой мобильности в Россию. В рамках Етовнювные потоки студентов, исследователей и квалифицированных специалистов сосредоточены на Германии и Франции, что объясняется смягчением миграционного и трудового законодательства для этих категорий иностранных граждан, высоким уровнем немецких и французских университ^Гов,^ациональными политиками привлечения иностранных студентов и квалифицированных специалистов. £ ^^

Сложившаяся в настоящее время политическая и экономическая ситуация требуют уточнить подходы к определению основных направлений и масштабов России в межгосударственных образовательных простран-Г и выявлению экономических эффектов, которые все они, е в отдельности, дадут системе образования в краткосроч-перспективах.

Оценка^оциально-экономической эффективности сотрудничества России в рамках перечисленных межгосударственных образовательных пространств по-олит выстроить долгосрочную стратегию этого сотрудничества со странами вро»1 и СНГ и ШОС, а также пойож1М|формулировать подходы к формирую !щимся новым образовательным пространствам в рамках БРИКС, АСЕАН.

дальнейшего уча ствах Европы и вместе взяты ной и долгосро

В соответствии со сред: доспособного населен» Росс в возрасте от 18 до29^е||Юк ленность трудоспособного на ЮНЕСКО предоставлены пол

ариантом прогноза Росстата, до 2024 г. численность тру-будет сокращаться на 1% в год, а численность молодежи атится на треть. И только в период с 2024 по 2031 гг. численность трудоспособного населения стабилизируется. (2) ЮНЕСКО предоставлены полномочия разрабатывать и принимать международные нормативные акты универсального характера в области образования. Основными Конвенциями ЮНЕСКО, обязательными для стран, подписавших их, являются: Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960 г.; Протокол об учреждении Комиссии примирения и добрых услуг для разрешения разногласий, которые могут возникнуть между государствами, участвующими в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 10.12.1962 г.; Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна от 19.07.1974 г.

О

(3) Другие организации либо включают меньшее число государств-членов (например, ОЭСР — лишь индустриально развитые страны), либо занимаются узким кругом образовательных проблем (Всемирный банк, к примеру, работает лишь с проектами, напрямую связан-ными с развитием образования).

(4) Россия в 2000 г. ратифицировала Лиссабонскую конвенцию о признании (Закон от 4 мая 2000 № 65-ФЗ), а с 2001 г. является ее участником. В Российской Федерации отработаны, утверждены и применяются на практике процедуры осуществления признания документов об образовании.

(5) Ирландия принимает участие в Директиве 2005/71/ЕС; Дания и Великобритания — нет.

(6) В случае если студент трудоустроен с целью проведения исследования

(7) В Польше и Литве предполагается предоставить студентам^озможность для поиска работы в течение шести месяцев в Литве и 12 месяцев в Польше после окончания обучения.

(8) Получение разрешения на работу также является обяШтелМъш условием.

(9) Нет информации по поводу условий трудоустройствадовле^вершения обучения в Болгарии.

(10) Не смотря на то, что в Швеции законодательнвн^учтановлен минимальный уровень заработной платы, работодатель обязанпЕедложии такие условия трудового договора, которые бы соответствовали нормам ^риняГымШведским рабочим профсоюзом либо стандартные для данной профессии и1и отраЖи производства.

(11) Подписано Советом глав правитерьствО^Минск.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(12) Подписано Советом глав правительств г. Астана.

(13) Впервые принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ от 16.11. 2006 года (далее Кодекс). Новая ршакцияжьша утверждена 15.09.2004 г.

(14) Соглашение не подписали^уркм|нистан, Республика Узбекистан,^£спубД||ка Молдова, Украина.

(15) Не вошли в Соглашение Туркменистан, Республика Казахстан, ук^аинаГАзербайджан-ской РеспубликЬ^ырказада особое мнение. Грузия подписалзНюговоркой.

(16) Сетевой университЦ СНГ (СУ СНГ) как консорциум^едущихвузов был создан в 2008 году при^оддерМкеРМежгосударственного фондагуманиГарного сотрудничества госу-дарсуучам&ико! СНГ (МФГС) Основная цель^онсорциума — учреждение СУ СНГ какРсиспмымжвузовского сотрудничества, направленной на достижение следующих целей: создание единого (общего) образовательногоЦвостранства вузов государств-участ-

«иковСодружества Независимых Государс^в^утемреализации совместных образова-^ ^ельных программ, организации «вклюшново'обучения», новых форм межвузовского сотрудничества; создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей в рамках Содружества Независимых Государств; содействие меж-^культурному диалогу в студенческой среде сохранению, развитию и взаимообогащению культуры, языков, исторических^национальных традиций народов государств-участников Содружества Независимых Государств. В состав Консорциума вошли ведущие университеты из 9 государств-участников Содружества Независимых Государств: Азербайджанской Респ^бЯики^есйуолики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, кыргызскойЛ1|нйгики, Республики Молдовы, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.

(17) По данным баланса трудовых ресурсов, включая зарегистрированных безработных.

(18) По данным баланса трудовых ресурсов, включая зарегистрированных безработных.

(19) По данным баланса трудовых ресурсов.

(20) По данным баланса трудовых ресурсов.

(21) Численность работающих иностранных граждан — прибывших за год.

(22) Численность работающих иностранных граждан — прибывших за год.

(23) Численность работающих иностранных граждан — на конец года.

(24) Показатель определяется как сумма численности работающих иностранных граждан по состоянию на начало года и прибывших за год.

ЛИТЕРАТУРА

[1] [2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

Гвозденко Д.В. Межгосударственная торгово-экономическая интеграция как фактор экономического роста: на примере стран СНГ: автореф. дисс. ... канд. экон. наук, 2004. Краснова Г.А., Полушкина Е.А. Перспективы образовательных альянсов / Методические вопросы оценки реализации проекта 5-100 по рейтингам университетов» / под ред. Ф.Э. Шереги и А.Л. Арефьева. М.: Центр социологических исследований|2014. ЕфремоваЛ.И. Регионализация и глобализация образовательного прос*ая11ваСНГ: социально-философский анализ: автореф. дисс. ... канд. филос. наук^М-., 1010. Immigration of International Students to the EU. European Migration^Hwprk. URL: http:// emn.intrasoftintl.com/Downloads/prepareShowFiles.do;jsessionid=3^D7752C2A14A9182DC8 C624EF3CC 166?entryTitle = 06_Immi gration%20of%20NTERNATI0NAL%20 STUDENTS%20to%20EU%20Member%20States (дата обраЩеыи1||4.03.2015) Annual Policy Report 2013 by the German National Ca^SCi P^Et for the European Migration

Network (EMN). URL: http://www.bamf.de/EN/ Berichte/nationale-berichte-node.html(дата обр Global flow of tertiary-level students. UNESC1 unesco.org/Education/Pages/international Мониторинг состояния национальных рын

Государств 2010—2013 гг. / Межгос Независимых Государств. М., 20., Население, занятость и услов] 2012: статистический сбор 2013.

Флоринская Ю.Ф., Мкртч^нН.В., М., 2015.

N/Downloads/Nationale-2015).

Statistics. URL: http://www.uis. iz.aspx.

стран Содружества Независимых

й статистический комитет Содружества

и в странах Содружества Независимых Государств ^дарственный статистический комитет СНГ. М.,

ынок труда.

'алеева Т.М., Кириллова М.К. М:

EDUCATIONAL SPAC

CIS

G.A. Krasnova, E.A.

Center for Economics of n Academy of national economvand

Prospect VernadskoaO^%Mo)

ducation serVce under the President of RF ow, Russia, 119571

he article is devoted to interstat&^dUcatioflaLspace EU, CIS: describe the mechanisms for their establishment and highlighted thejamainchfiracteristics. Russia has become a party at different times rof all of that interstate educational spaces. Given the fact that the humanitarian cooperation in the field of education has economillconBequflnces, measured in concrete terms, the article analyzed the capacity of pro-labor markOWfrftiHy qualified personnel (labor mobility) and the educational market (academic mobility) countriQiiiartiCpating in intergovernmental alliances. The authors concluded that the trend of the growth^fregionalization of education, as evidenced, in particular, the growing regional academic and labor^pbility. Moreover, if the foundations for the EU-governmental regional centers of education were Germany and France, for the CIS — Russia.

For Russia, for the first time facing the challenge of working on the reduction-settlement, participation in international educational alliances can bring additional dividends if the solution to this problem will go the way of increasing labor migration and training of the participating countries of the CIS. In this case, Existing-exists the need for correction of the state policy in the field of attracting highly qualified you are, foreign experts and training issues for foreign countries.

Key words: interstate educational space, educational alliances, labor migration, academic mobility, international students, migration

REFERENCES

[1]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

Gvozdenko D.V. Mezhgosudarstvennaya torgovo-e'konomicheskaya integraciya kak faktor e'konomicheskogo rosta: na primere stran SNG: avtoref. diss. ... kand. e'konomicheskix nauk, 2004. Special'nost': E'konomicheskaya teoriya 08.00.01.

Krasnova G.A. Polushkina E.A. Perspektivy obrazovatel'nyx al'yansov/ Metodicheskie voprosy ocenki realizacii proekta 5-100 po rejtingam universitetov» / Pod redakciejÄE'.Sheregi i A.L. Arefeva / Mini-sterstvo obrazovaniya i nauki RF — M.: Centr sociologicheskiXPllsledo-vanij, 2014.

Efremova L.I. Regionalizaciya i globalizaciya obrazovatel'nogo pro-straÄtvi SNG: social'no-filosofskij analiz. Avtoreferat disserta-cii na soiskanie uchenoj stepenl^indidara filosofskix nauk. Speci-al'nost' 09.00.11 — social'naya filosofiya. Moskva — 201 Immigration of International Students to the EU. European Mkr0tmNetwork. URL: http:// emn.intrasoftintl.com/Downloads/prepareShowFiles.d||jJ|l|sionii=33D7752C2A14A9182DC8 C624EF3CC 166?entryTitle = 06_Immi gratio«yW%2llNTERNATI0NAL%20 STUDENTS%20to%20EU%20Member%20States(|aTiCbp|peHHH: 21.03.2015) Annual Policy Report 2013 by the German National Contact Point for the European Migration Network (EMN). URL: http://www.bamf^e/EN/DaslAMF/EMN/Downloads/Nationale-Berichte/nationale-berichte-node.html(gaTa odpwieHBH: 15.03.2015).

Global flow of tertiary-level students^UNESCOlbstitute for Statistics. URL: http://www.uis. unesco.org/Education/Pages/interнa^na]—Hudent-flow-viz.aspx.

Monitoring sostoyaniya nacional^yxrynkov truda stran Sodruzhestva Nezavisimyx Gosudarstv 2010—2013 gg./. Mezhgosudar!tl|nnУ^atisti-cheskij komitet Sodruzhestva Nezavisimyx Gosudarstv. Moskva, 2014. rn ^

Naselenie, zanyatost' i uslowa zhijii v stranax Sodruzhestva Nezavisdarstv 2012:

statisticheskij sborni. Yu.F. Florinskay; Moskva, RANXi

Mezhgoiudarstvennyj statisticheskij komitetj krtchan, T.M. Maleeva, M.K. Kirillo

13.

i rynok truda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.