Научная статья на тему 'Белорусский государственный университет: развитие партнерского сотрудничества в рамках СНГ'

Белорусский государственный университет: развитие партнерского сотрудничества в рамках СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СНГ / ГАРМОНИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONAL COOPERATION IN SCIENCE AND EDUCATION / CIS COMMON EDUCATION AREA / HARMONIZATION OF EDUCATION STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абламейко Сергей Владимирович, Самохвал Виктор Васильевич

Эффективное международное сотрудничество в сфере образования и науки позволяет высшим учебным заведениям совершенствовать качество подготовки специалистов и проведения научных исследований, осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с организациями-партнерами, оперативно обмениваться новейшей научно-технической информацией, изучать культуру и традиции других народов. В статье анализируются проблемы создания общего образовательного пространства, состояние и перспективы сотрудничества Белорусского государственного университета с образовательными и научными учреждениями в рамках СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абламейко Сергей Владимирович, Самохвал Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of international cooperation between belarus state university and its counterparts from the cis

Effective international cooperation in science and education can help higher education institutions in improving the quality of education and research, while being a part of mutually beneficial partnerships across borders, participating in science and technological exchanges, and benefiting from greater exposure to the cultures and traditions of other nations. The article explores the challenges to establishing a common education area, and describes the status of international cooperation in education and research between Belarus State University and its counterparts from the CIS.

Текст научной работы на тему «Белорусский государственный университет: развитие партнерского сотрудничества в рамках СНГ»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

)

С.В. АБЛАМЕИКО, профессор, ректор, академик НАНРеспублики Беларусь

В.В. САМОХВАЛ, доктор хим. наук, директор Центра проблем развития образования

Белорусский государственный университет

Белорусский государственный университет: развитие партнерского сотрудничества в рамках СНГ

Эффективное международное сотрудничество в сфере образования и науки позволяет высшим учебным заведениям совершенствовать качество подготовки специалистов и проведения научных исследований, осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с организациями-партнерами, оперативно обмениваться новейшей научно-технической информацией, изучать культуру и традиции других народов. В статье анализируются проблемы создания общего образовательного пространства, состояние и перспективы сотрудничества Белорусского государственного университета с образовательными и научными учреждениями в рамках СНГ.

Ключевые слова: международное сотрудничество, общее образовательное пространство СНГ, гармонизация стандартов высшего образования.

Уже более десяти лет европейскими

странами реализуется идея создания единого пространства высшего образования, ориентированного в первую очередь на повышение его международной конкурентоспособности, развитие схем мобильности и объединенных программ обучения, преподавания и исследований. В зону европейского высшего образования входят сейчас 46 европейских государств, а в 2010 г., после подписания Болонской декларации Казахстаном, положено начало единому евразийскому пространству в сфере высшего образования. Однако в настоящее время трудно говорить о возможности дальнейшего расширения его границ.

В рамках СНГ также проводится определенная работа по созданию, хотя правильнее говорить - по воссозданию на новом уровне и в новом качестве - общего образовательного пространства, существовавшего еще немногим более двух десятилетий тому назад. На это направлена в основном деятельность Совета по сотрудничеству в области образования государств -участников СНГ. Проведенная им работа

позволила подготовить целый ряд постановлений, принятых Советом глав правительств СНГ. Среди них:

• «О Межгосударственной программе реализации концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ»;

• «Об обеспечении гражданам государств-участников СНГ доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений»;

• «О координации работ в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств-участников СНГ»;

• «Об обмене информацией в сфере образования государств-участников СНГ»;

• «О порядке содержания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках СНГ»;

• «О сотрудничестве по формирова-

нию единого (общего) образовательного пространства СНГ».

Постановлениями предусматривалось, что стороны в целях формирования общего образовательного пространства создадут механизм координации интеграционных процессов в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; определят финансово-экономические параметры и механизм реализации совместных проектов в области образования; обеспечат в соответствии с национальным законодательством свободный доступ к учебной и научно-технической информации; разработают необходимую нормативно-правовую базу по вопросам взаимодействия в области образования, установления требований и механизма взаимного признания эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий. При этом решением Совета глав правительств СНГ от 25 ноября 2005 г. Белорусскому государственному университету (БГУ) был придан статус базовой организации в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений и утверждено соответствующее положение, регламентирующее данную деятельность университета.

Надо сказать, что реализация некото-рыхпунктов принятых постановлений сталкивается на текущем этапе с некоторыми трудностями. Во-первых, единое образовательное пространство предполагает, как минимум, обеспечение равных прав граждан различных государств на получение высшего образования. Эту проблему можно считать решенной лишь в рамках стран-участниц ЕврАзЭС. Их граждане имеют право участвовать в конкурсе на получение высшего образования в государственных вузах как за счет средств государственного бюджета, так и на условиях оплаты. Правда, на практике эти возможности сужаются в связи с недостаточной согласованностью национальных правил приема по итогам вступительных испытаний и зачисления

на первый курс. В Республике Беларусь планируется с 2012 г. расширить возможности приема в вузы на первый курс граждан стран-участниц ЕврАзЭС, предоставив им право поступления на платную форму обучения после успешного завершения обучения на подготовительных отделениях белорусских вузов или при представлении сертификата о владении русским языком на уровне, достаточном для освоения образовательных программ высшего образования.

Во-вторых, для обеспечения качественного высшего образования требуется согласование образовательных программ и технологий их реализации. В июне 2001 г. Конференцией министров образования государств-участников СНГ принято решение «О мерах по выполнению Межгосударственной программы реализации концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ». В соответствии с этим решением определены следующие ключевые направления деятельности, способствующие формированию единого (общего) образовательного пространства:

■ признание документов об образовании, ученых степенях и званиях;

■ стандартизация, качество образования;

■ лицензирование, аттестация и аккредитация;

■ единые учебники;

■ согласованное информационное обеспечение;

■ проведение совместных научных исследований.

Для решения вопросов стандартизации образования, на наш взгляд, целесообразно создать единые учебно-методические объединения по группам родственных специальностей, включив в них ведущих специалистов от вузов, заинтересованных в формировании и развитии общего образовательного пространства.

Федеральным законом Российской Фе-

дерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» учебно-методические объединения отнесены к государственно-общественным объединениям, имеющим право привлекать к своей работе иностранных граждан. Это позволяет создать учебно-методические объединения на базе ведущих университетов РФ без изменения законодательства. Для этого необходимо изыскать источники финансирования их деятельности и определить базовые вузы.

Действующие образовательные стандарты стран-участниц СНГ при некоторых расхождениях в макетах имеют и общие разделы, а именно: квалификационные признаки специальностей, виды профессиональных задач и профессиональной деятельности; содержание высшего образования, выраженное в близких по составу циклах учебных дисциплин и в схожей структуре учебных предметов; требования к выпускникам; сроки реализации образова-тельныхпрограмм, объемы учебной нагрузки студентов; требования к поступающим; условия реализации образовательного процесса; возможности дальнейшего образования.

Принятие отмеченного нами документа, фиксирующего основания согласия участников и определяющего первоочередные задачи на этом пути, - важный шаг на пути создания общего образовательного пространства. Однако полная технологическая цепочка, обеспечивающая социальные акции, кроме идеологической и телеологической составляющей, предполагает еще и эффективный механизм реализации декларируемых целей и ценностей, системы обратной связи, позволяющей контролировать и регулировать осуществляемые организационно-педагогические процедуры и процессы.

Формирование такого рода механизмов и систем не может быть осуществлено одномоментно, поскольку оно не только предполагает сложный механизм предваритель-

ных согласований, но и включает практическую апробацию целесообразности создаваемых нововведений.

Отрадно, что в последнее время наметилась тенденция гармонизации стандартов высшего образования в рамках СНГ. В частности, был одобрен типовой макет образовательного стандарта высшего (профессионального) образования. Макеты образовательных стандартов второго поколения Беларуси и третьего поколения Российской Федерации весьма близки к принятым для стран-участниц СНГ. Созданием же образовательных стандартов для соответствующих специальностей на базе принятых макетов, а при необходимости и корректировкой самих макетов могли бы заниматься единые учебно-методические объединения.

В-третьих, требуется разработка основ согласования критериев оценки качества образования в процессе лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации учреждений образования стран СНГ. Как упоминалось выше, БГУ является базовой организацией государств-участников СНГ в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Решение данной задачи затруднено по причинам разной степени развития национальных систем управления качеством подготовки специалистов. Большинство вузов Беларуси, в том числе БГУ, сертифицировали свои системы менеджмента качества в рамках основных положений стандартов ИСО с использованием опыта ряда российских университетов. Вместе с тем вопрос об унифицированных критериях содержания и показателях качества университетского образования в рамках СНГ пока остается открытым.

В-четвертых, определенные барьеры для признания специальностей и квалификаций высшего образования, полученного в вузах СНГ, начали возникать в связи с созданием национальных классификаторов, в ряде случаев имеющих различия

даже в применяемых терминах и обозначениях.

В-пятых, открытое для широкого доступа в Интернете информационное обеспечение деятельности министерств образования государств-участников СНГ настолько разнообразно, что зачастую затрудняет проведение сравнительного анализа как нормативно-правовой базы, так и содержания образовательного процесса для разных уровней и ступеней обучения.

Перечисленные проблемы, наряду с другими, могут и должны стать предметом обсуждения на Совете по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ.

Организация международного сотрудничества является одним из приоритетов в деятельности БГУ. Оно осуществляется по следующим основным направлениям: поиск новых зарубежных партнеров и заключение с ними договоров о сотрудничестве в образовательной и научно-технической сферах; проведение мероприятий по активизации сотрудничества с вузами-партнерами; содействие академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников; участие в международных научных конференциях, программах и проектах; привлечение иностранных граждан на учебу и обеспечение их качественной подготовки.

В настоящее время регистрационная База данных перспективных разработок БГУ содержит 335 наименований продукции в основной части и 82 - в архивной. В Базе данных международного научно-технического сотрудничества БГУ имеются информационные блоки по 48 странам. В 2005 г. создан специализированный сайт научно-технической продукции БГУ (www.bsuproduct.by). В настоящее время его объем составляет около 1500 страниц на русском и английском языках, на которых представлены структура и потенциал научно-инновационной сферы БГУ, науч-

но-техническая продукция, разработанная и производимая в БГУ, а также информация об участии университета в международных выставках в Республике Беларусь и за рубежом.

В рамках СНГ БГУ заключил 109 партнерских договоров, из них с Азербайджаном - 1, Арменией - 1, Казахстаном - 3, Россией - 74, Узбекистаном - 2, Украиной - 28. Общее же количество действующих договоров, заключенных с организациями из 50 стран евразийского региона, - около 300. В последнее время нами существенно активизирована деятельность по заключению договоров о сотрудничестве в рамках СНГ, принимаются меры по обеспечению реального сотрудничества по ранее заключенным соглашениям. В 2010 г. в БГУ выполнялось 56 проектов Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований в рамках совместных конкурсов с аналогичными фондами или организациями других стран, в том числе Молдовы, России, и Украины. Очевидно, потенциал для расширения такого сотрудничества используется не в полной мере.

В дополнение к заключенному ранее договору подписан меморандум о намерениях по взаимодействию и сотрудничеству между МГУ им. М.В. Ломоносова и БГУ в области космического образования и науки. Высокая мобильность студентов и научно-педагогических работников высшей школы стала повседневной реальностью. Подготовка специалистов в эпоху перехода к информационному высокотехнологичному обществу, равно как и научные исследования по некоторым направлениям, во многих случаях требуют кооперации вуза с другими учреждениями образования или науки. БГУ столкнулся с этим в связи с началом подготовки специалистов для космической отрасли и атомной энергетики в условиях дефицита соответствующей базы для производственной практики и стажировки будущих специалистов.

Российские вузы и научные учреждения,

такие как НОУ ИДПО «АТОМПРОФ», НОУ МИПК «Атомэнерго», ИАТЭ (Обнинск), ОИЯИ (Дубна), НОУ УМЦ «Контроль и безопасность», предоставляют возможность прохождения обучения и стажировок сотрудникам и студентам БГУ в рамках Государственной программы подготовки кадров для ядерной энергетики. Со своей стороны университет принимает представителей вузов-партнеров для повышения квалификации, ведет совместную подготовку аспирантов и докторантов.

Перспективным образовательным проектом является «Сетевой университет СНГ», осуществляемый при поддержке министерств образования Беларуси и России и финансируемый за счет средств федерального бюджета РФ, а также за счет грантов Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Сетевой университет функционирует на правах консорциума, который был создан в июне 2009 г. при самом непосредственном участии БГУ. Партнерами сетевого университета являются ведущие вузы России и других стран СНГ: Российский университет дружбы народов, выполняющий функции штаб-квартиры, Санкт-Петербургский и Новосибирский государственные университеты, университеты Украины (Донецк и Днепропетровск), а так-

же ведущие вузы Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Молдовы и Армении.

С 1 сентября 2010 г. 12 магистрантов БГУ начали обучение в РУДН и СПбГУ по направлениям «Юриспруденция» (в области международного права), «Менеджмент» (специализации «Управление международными проектами», «Международный менеджмент»), «Экономика» (специализация «Международная торговля»), «Филология» (специализация «Русский язык и литература»). В перспективе перечень направлений и специализаций, актуальных для стран СНГ (логистика, таможенное дело и др.), будет дополняться.

В тесном взаимодействии с партнерами БГУ участвует в деятельности Евразийской ассоциации университетов, активно поддерживает мероприятия, организуемые Содружеством студенческих и молодежных организаций, которое было создано 25 января 2006 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова и объединяет лидеров студенческих и молодежных организаций крупнейших вузов государств-участников СНГ, представителей межвузовских и межрегиональных студенческих общественных движений.

В 2011-2012 уч. г. в БГУ получают образование 2036 иностранных граждан (рис. 1), что составляет 8% от общего числа обучающихся. Из общего количества

2036

1892

1716

1426

586 618

420

2001г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г.

Рис. 1. Общее количество иностранных граждан, обучающихся в БГУ в 2001-2011 г.

иностранных студентов 41,3% - граждане стран СНГ, 45,9% - Азии, 8,7% - Ближнего Востока и Африки, 3,6% - Европы, 0,5% - Америки. Если еще два года назад иностранных студентов - граждан СНГ обучалось немногим более 100 человек, то сейчас их около 900.

Отметим, что если студенты из дальнего зарубежья обучаются преимущественно по экономическим или гуманитарным специальностям, то студенты из ближнего зарубежья обучаются по специальностям физического (более 20 чел.), химического и географического (по 15 чел.) профиля и по иным естественно-научным специальностям (до 10).

В БГУ создана современная материально-техническая база, сохранены лучшие традиции подготовки специалистов с высшим образованием, обладающих фундаментальными и специальными знаниями и навыками. Кроме того, статус ведущего вуза в национальной системе образования, обеспечение высокого качества образования, умеренная стоимость обучения, стабильность и безопасность проживания иностранных граждан в Беларуси - все эти факторы выгодно выделяют наш университет в глазах зарубежных потребителей образовательных услуг.

За период 2006-2010 гг. БГУ выполнил 200 контрактов с организациями СНГ на поставку научно-технической продукции на сумму 5 052,3 тыс. долл., в том числе с Россией - 169 контрактов на сумму 3 161,6 тыс. долл. С организациями Казахстана выполнено 15 контрактов, Украины - 10, Молдовы - 3, Армении, Кыргызстана, Туркменистана - по одному. В Казахстан поставлено периферийное оборудование для организации дорожного движения на сумму 1 536,2 тыс. долл.

Лаборатория радиофизических исследований НИИ ядерных проблем БГУ в 2009-2010 гг. выполнила контракт с Туркменистаном на изготовление и поставку установки для микроволновой предпосевной обработки семян хлопка.

Плодотворно развивается сотрудничество факультета радиофизики и компьютерных технологий БГУ с ОАО «Аэро-электромаш» (Москва,). За 2007-2010 гг. выполнены три контракта по исследованию и разработке измерителя электрических параметров систем электроснабжения самолетов, а также измерителя частоты вращения вала гидропривода генератора с индикатором и интерфейсом.

Унитарное предприятие БГУ «Унитех-пром» за 2009-2010 гг. поставило для ООО «Специальные водные технологии» (Москва) волокнистый ионообменный материал.

Проводились научные исследования в рамках 10 совместных проектов на сумму 272,6 тыс. долл. с организациями из Казахстана, России, Украины.

БГУ с партнерами из СНГ участвует в выполнении 23 совместных многосторонних научных проектов на сумму 777,7 тыс. долл. Среди партнеров по таким проектам наиболее часто оказываются организации и научно-исследовательские учреждения России и Франции: четыре проекта с участием России и Франции, три проекта с участием России, Франции, Германии и три проекта, где, кроме Франции и России, участвуют организации Греции, Польши, Швейцарии. В двух проектах странами-участницами выступают Швеция и Литва, ещё в одном, кроме них, участвует Азербайджан. Ведутся проекты, в которых вместе с БГУ сотрудничают организации из Азербайджана и Турции, Норвегии и Украины, Швеции и России.

В качестве примеров их реализации можно привести следующие. В 2010 г. НИИ ядерных проблем БГУ начал работу над проектом 7-й рамочной программы Европейского Союза «Компоненты и материалы на основе наноуглерода для высокочастотной электроники ». Зарубежными партнерами по данному проекту выступают Институт физики твёрдого тела (Германия), Университет Йоенсуу (Финляндия), Университет

Латвии, Институт физики твёрдого тела РАН (Россия), Институт общей физики им. А.М. Прохорова РАН, Институт общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН и Неаполитанский университет им. Фридриха II (Италия).

С 2008 г. НИЛ радиохимии химического факультета участвует в проекте НАТО «Радиоактивное загрязнение территории Беларуси в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике ». Зарубежные партнёры по данному проекту - Норвежский департамент по радиационной защите NRPA, Норвежский университет наук о жизни, Украинский институт сельскохозяйственной радиологии Нацио-

нального сельскохозяйственного университета (г. Киев).

В 2006-2008 гг. лаборатория биохимии и лекарственных препаратов НИИ физико-химических проблем БГУ работала над

проектом ИНТАС «Новые подходы синтеза стероидов с использованием стадий стериодогенеза млекопитающих в дрожжах Yarrowia Пробка ». Партнёры проекта -НИИ физико-химической биологии им. -А.Н. Белозерского МГУ им. М.В. Ломоносова (Россия), Институт микробиологии (г. Грингон, Франция), Институт микробиологии (г. Дрезден, Германия).

Факультетом философии и социальных наук в 2007-2008 гг. в рамках программы ИНТАС выполнялся проект «Организация и репрезентация посткоммунистических наций: роль столичных городов». Зарубежные партнёры по проекту - Шведская Коллегия по продвинутым социальным исследованиям, Вильнюсский институт социальных исследований (Литва), Азербайджанский университет иностранных языков (г. Баку).

Программой перспективного развития БГУ на 2011-2015 гг. предусмотрено дальнейшее наращивание международного сотрудничества, в том числе со странами СНГ (табл.. 1) [1].

Планируется также наращивание участия БГУ в реализации проектов международных программ научных исследований (табл. 2) и увеличение численности обучающихся иностранных граждан (табл. 3).

Принятой программой перспективного развития БГУ предусматривается повышение удельного веса среди обучающихся иностранных граждан из стран СНГ, а также достижение такого уровня научных разработок, материально-технического, инфраструктурного и кадрового обеспечения научно-инновационной деятельности, благодаря которому университет стал бы еще

Таблица 1

План установления новых партнерских отношений и подписания договоров о сотрудничестве

Регион мира 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока 6 5 6 6 5

и Средней Азии

Страны Западной и Восточной Европы 5 5 6 7 6

Страны СНГ 4 6 6 7 5

Всего 15 16 18 20 16

Таблица 2

План участия БГУ в реализации проектов международных программ

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Проекты в области проведения научных исследований 44 45 46 45 46

Проекты в области образования и культуры 17 18 19 20 22

Таблица 3

План приема на обучение иностранных граждан (чел.)

Уровни обучения 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Довузовская подготовка 300 315 330 340 350

Высшее образование первой ступени 300 340 373 394 400

Высшее образование второй ступени (магистратура) 90 93 96 99 102

Аспирантура 15 17 18 19 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 705 765 817 852 872

более привлекательным для сотрудничества с зарубежными партнерами.

С 2008 г. начата работа по активному позиционированию БГУ в мировой системе высшего образования, прежде всего -за счет участия в международных рейтингах. Для университета эта деятельность стала одним из направлений стратегического развития. Она позволяет эффективно включить вуз в международную образовательную среду, согласовать его образовательные и научно-исследовательские процессы с международными правилами и стандартами. Участие БГУ в процедурах рейтингования рассматривается как один из инструментов модернизации и оптимизации образовательной, научной и управленческой политики университета.

Согласно рейтингу известного британского агентства QS (QS World University Rankings) БГУ в 2011 г. впервые вошел в ТОП-700 лучших университетов мира и находится в группе вузов, занимающих 501-550-е позиции. Среди вузов СНГ БГУ в этом рейтинге занимает 9-е место, на этой же позиции он находится и среди вузов Центральной и Восточной Европы.

В июле 2011 г. БГУ поднялся на 266 позиций и занял 1208-е место из 12006 в мировом вебометрическом рейтинге университетов (Webometrics Ranking of World Universities), а по показателю «Научные публикации» университет занял высокое 529-е место. В этом рейтинге Белорусский государственный университет опередил все

отечественные вузы, а из российских пропустил вперед лишь девять вузов.

Разумеется, сложившийся к настоящему времени опыт сотрудничества БГУ с образовательными и научными учреждениями стран СНГ может и должен в дальнейшем совершенствоваться. Хороший резерв, по нашему мнению, - расширение образовательного взаимодействия. Речь идет о создании, например, совместных виртуальных кафедр и учебных лабораторий, об использовании возможностей дистанционного и Интернет-образования,обеспечении свободного взаимного доступа к базам данных учебной, учебно-методической и научной литературы. Решение этих вопросов будет способствовать расширению пространства взаимной открытости, интенсификации академической мобильности и росту профессиональной компетентности выпускников вузов наших стран.

Не меньшие возможности в повышении качества подготовки специалистов содержит в себе практика взаимного приглашения университетских преподавателей для чтения эксклюзивных спецкурсов в области их научной и педагогической компетентности. В настоящее время эта работа, вследствие финансово-экономических рассогласований, носит спорадический характер, хотя ее продуктивность бесспорна и подтверждена международным опытом.

В дополнительных стимулах нуждается и развитие совместной научной деятельности в рамках СНГ. Хорошей базой такого взаимодействия могла бы стать дифференциро-

ванная и децентрализованная система гран-товой поддержки научных разработок транснациональных исследовательских групп наших стран, дополненная системой их многопрофильной межгосударственной поддержки и экспертизы. Исходные основания для такой работы созданы, а как показал наш анализ, объективных причин, препятствующих развитию научно-образовательной коо-

перации стран СНГ, нет. Все это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

Литература

1. Программа перспективного развития Белорусского государственного университета на 2011-2015 годы / Сост.: С.В. Абла-мейко и др. Минск: БГУ, 2011. 87 с.

ABLAMEIKO S, SAMOKHVAL V. DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION BETWEEN BELARUS STATE UNIVERSITY AND ITS COUNTERPARTS FROM THE CIS

Effective international cooperation in science and education can help higher education institutions in improving the quality of education and research, while being a part of mutually beneficial partnerships across borders, participating in science and technological exchanges, and benefiting from greater exposure to the cultures and traditions of other nations. The article explores the challenges to establishing a common education area, and describes the status of international cooperation in education and research between Belarus State University and its counterparts from the CIS.

Key words: international cooperation in science and education, CIS common education area, harmonization of education standards.

Ю.Н. ПАК, профессор Д.Ю. ПАК, доцент Карагандинский государственный технический университет

Компетентностно-ориентированные образовательные программы в контексте ГОС нового поколения

Обозначены проблемные вопросы высшей школы Казахстана в связи с вхождением в Болонский процесс. Вскрыты особенности совершенствования образовательных программ в формате компетентностной модели специалиста. Актуализируется проблема корпоративного участия бизнес-сообщества в проектировании профессиональных стандартов с четко обозначенными профессиональными компетенциями. Даны рекомендации по формированию ГОС нового поколения на основе компетентностно-го подхода с учетом казахстанской действительности.

Ключевые слова: компетентностная модель специалиста, ключевые компетенции, государственный стандарт, профессиональный стандарт., Болонский процесс, качество высшего образования, образовательные программы.

В системе высшего образования Казахстана в период 1995-2010 гг. разработано четыре поколения государственных образовательных стандартов. Каждое поколение ГОС выполняло конкретные социально-экономические задачи своего времени.

В этих стандартах преобладал «знаниевый » подход, ориентированный на накопление знаний. В ГОС последних поколений прописаны элементы компетентностного подхода с обозначением ряда ключевых компетенций. Поэтому образовательные про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.