Научная статья на тему 'Русский язык в образовательной системе Таджикистана'

Русский язык в образовательной системе Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6965
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский язык в образовательной системе Таджикистана»

Оценка по буквенной системе Баллы Процентное содержание Оценка по традиционной системе

А 4,0 95-100 Отлично

А- 3,67 90-94

В+ 3,33 85-89 Хорошо

В 3,0 80-84

В- 2,67 75-79

С+ 2,33 70-74 Удовлетворительно

С 2,0 65-69

С- 1,67 60-64

Д+ 1,33 55-59

Д 1,0 50-54

F 0 0-49 Неудовлетворительно

Максимальное количество баллов (100%) складывается из следующих позиций, с учетом специфики преподаваемой дисциплины:

- работа в аудитории - 50% (посещаемость, активность на занятиях, реферат, эссе, доклад, выполнение логических упражнений, решение задач, формирование кейса и пр.);

- СРС - 20% (выполнение заданий СРС);

- два рубежных контроля (модуля) по 10% - 20%$

- экзамен - 10%.

Применяют также такой вид оценивания, при котором буквенное и цифровое оценивание совмещаются. Так, средний балл успеваемости студента в данном семестре рассчитывается по формуле:

^ к ■ й

GPA =

I *

изучаемому в данном семестре; d - оценка студента по одному предмету.

При расчете среднего балла учитываются все кредит-предметы, изучаемые в данном семестре.

По каждому предмету может определяться свой GradePoint: GPA = k ■ d.

Кредитная система обучения стимулирует активную самостоятельную работу обучающегося, обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории, мобильность, большую степень академической свободы бакалавров, магистрантов и докторантов, способствует признанию документов об образовании в мировом образовательном пространстве.

Литература

1. Козырев В.А., Шубина Н.А. Высшее образованиеи России в зеркале Болонского процесса. - СПб., 2005.

где: k - количество кредит-часов по одному предмету,

РУССКИИ ЯЗЫК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ТАДЖИКИСТАНА

Х.Д. Шамбезода, кандидат филологических наук, доцент Российско-филологического факультета, Т. В. Гусейнова,

доктор педагогических наук, профессор Российско■

2007 год объявлен годом русского языка. Конституцией Республики Таджикистан русскому языку придан статус языка межнационального общения, что предполагает меры по обеспечению условий для реального выполнения этого статуса.

Республика Таджикистан - многонациональное государство, в связи с чем в стране образование для всех на уровне получения полного среднего образования (11 классов) ведётся на пяти национальных языках: таджикском, узбекском, русском, туркменском, киргизском, что вносит определенные трудности в дело организации обучения как в общеобразовательной, так и в среднеспециальной и высшей школе. По данным на 2004-2005 учебный год, 73,7% от общего количества учащихся обучаются на таджикском языке; 25,5% - на узбекском; 2,2% - на русском; 0,8% - на киргизском; 0,2% - на туркменском и (новая тенденция, характерная для образования последних лет) 0,04 % учащихся республики обучаются на английском языке [2]. Разумеется, обучение на английском языке является платным, дорогостоящим.

Таджикского (славянского) университета, декан

Таджикского (славянского) университета

В период гражданского противостояния образовательная система всех уровней в Республике Таджикистан пострадала как в материальном, так и в кадровом отношении. Долгое время понадобилось для восстановления пострадавших школ, для обеспечения образовательных учреждений кадрами высшей квалификации, для поднятия жизненного уровня работников просвещения. Все это незамедлительно сказалось на качестве образования от начальной до высшей школы. Образование, как одна из важнейших сфер социальной жизни, требует к себе особого заботливого подхода, особенно в республике, где средний возраст жителя составляет 22,9 года. По темпам естественного прироста населения Таджикистан занимает первое место среди стран СНГ. Среднегодовой темп роста населения составил 2,1%. Дети до 15 лет составляют 44% всего населения, в связи с чем закономерной и постоянной является тенденция увеличения количества учащихся общеобразовательных школ. Только несколько последних лет количество школ увеличилось 184, а количество учащихся в них на 305818 человек (таблица 1) [4].

Таблица 1

Учебные годы Количество общеобразовательных школ всех типов Количество учащихся

1999-2000 3591 1 367 926

2004-2005 3775 1 673 745

Реформа образования, фактически начатая в 1994 году, сразу после окончания гражданского противостояния в Таджикистане, поначалу была направлена на восстановление разрушенной базы, восстановление образовательных структур, реанимацию кадров. Находясь в экстремальных условиях, таджикское образование было поставлено перед необходимостью разработки такой образовательной системы, которая бы радикально изменила положение. Реформа образования в Таджикистане началась с введения понятия «стандартизация образования» и выработки новых образовательных стандартов [3].

В республике была проведена огромная законодательная и иная нормативная деятельность: приняты Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Концепция национальной школы, Государственный стандарт общего среднего образования, Государственный стандарт высшего профессионального образования, в которых предусматривались право-

Кроме работы по совершенствованию государственных стандартов, большая работа проводится по подготовке и изданию школьных и вузовских учебников с учетом языка обучения, что свидетельствует о процессе демократизации в системе образования. Учебниками для школ и вузов с русским языком обучения обеспечивает Российская Федерация. Учебники для киргизской школы поступают из Киргизии. Школы с узбекским и туркменским языком обучения находятся в худших условиях, так как Узбекистан и Туркменистан перешли на латинскую графическую основу и учебники из этих республик в Таджикистане использовать невозможно. Эти школы пользуются учебниками, изданными до перехода на латиницу. В 2006 году в Таджикистане впервые за последние 15 лет созданы учебники русского языка для средних школ с таджикским языком обучения.

В Таджикистане наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные образовательные учреждения, расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.), параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях - от детских садов и до университетов. В последние годы в системе образования страны появились новые государственные и негосударственные типы образовательных учреждений, созданы новые учебно-воспитательные комплексы: ясли-сад-школа, школа-университет, лицей-университет.

В 2005-2006 учебном году в Таджикистане функционировало 3775 школ (где обучалось 1 673 745 учащихся), из них 53 негосударственных общеобразовательных учреждения: 10 начальных и средних школ, 29 гимназий, 14 лицеев. В республике есть средние общеобразовательные школы со специализацией на ранних этапах обучения, которые не подчиняются Министерству образования. Это 3 школы при

вые и нормативные основы кардинального изменения содержания образования и воспитания, определившие стратегические направления развития системы образования.

Государственная политика Республики Таджикистан в области образования основывается на целостности системы образования и преемственности её ступеней в государственных учебно-воспитательных учреждениях. Эта система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, дополнительное, высшее и послевузовское образование (аспирантуру, докторантуру). При сравнении уровней образования всего населения Республики Таджикистан в возрасте от 15 лет и старше за 2000 и 1989 годы выявлено, что преобладающим уровнем образования является среднее (полное) общее образование, сокращается количество лиц, имеющих начальное и основное базовое (неполное), среднее специальное образование, незначительно увеличивается количество лиц с высшим образованием (таблица 2) [4].

Таблица 2

Министерстве здравоохранения (82 учащихся), 1 школа при Министерстве культуры (714 учащихся), 1 школа при Комитете по спорту (391 учащийся) и 2 школы при Министерстве обороны (280 учащихся) [1].

В 2005-2006 учебном году в вузах республики вели научно-педагогическую деятельность 7303 педагога (основные работники). 31,8% (2325 педагогов) от общего количества составили женщины. Количество педагогов, имеющих учёную степень доктора и кандидата наук, составило 2434 человека (чуть больше 33%). Доктора наук от общего количества педагогов составляют около 5,5% (409 человек); кандидаты наук от общего количества педагогов высшей школы в Республике Таджикистан составили чуть больше 27,7% (2025 человек) [4].

Подготовка специалистов по обучению русскому языку для детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ (для начальной школы) осуществляется в средних специальных учебных заведениях (педагогические училища и колледжи), для старших классов общеобразовательных школ и вузов республики специалисты русского языка и литературы готовятся в следующих вузах: Таджикский государственный институт языков, Таджикский государственный педагогический университет им. К.Ш. Джураева, Таджикский государственный национальный университет, Российско-Таджикский (славянский) университет, Худжанд-ский государственный университет, Кулябский государственный университет им. Рудаки, Курган-Тюбинский государственный университет им. Н.Хисрава, Хорогский государственный университет им. М.Назаршоева. В этих государственных вузах действуют 14 кафедр русского языка и литературы. С 2006 года в рамках реализации правительственной программы при филологическом факультете РТСУ открыта специальность «Русский язык и литература в национальной школе» и осуществлён набор студентов в коли-

Уровни образования Показатели за 1989 год Показатели за 2000 год

Начальное образование 9,6% 5,9%

Неполное среднее (основное обязательное) 21,1% 19,2%

Среднее (полное) общее образование 42,7% 57,5%

Среднее специальное образование 11% 6,6%

Незаконченное высшее образование 1,4% 1,3%

Высшее образование 7,5% 7,6%

честве 32 человека.

Все мероприятия проводятся с тем, чтобы выправить существующее положение с русским языком в республике. Несмотря на большой отток русскоязычного населения, в 2005 году в стране функционировало 1570 классов с русским языком обучения (около 50 школ), в них обучались 36726 учащихся, что составляло 2,2 % от общего количества школьников [4]. Русский язык изучается как обязательный школьный предмет независимо от языка обучения школы на территории всей республики. Данному вопросу уделяется пристальное внимание со стороны правительства и Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова. Указ президента «О совершенствовании преподавания русского и английского языков в Республике Таджикистан» красноречиво свидетельствует о перспективной поддержке русского языка в сфере образования и развитии основного типа двуязычия в Таджикистане - таджикско-русского.

В целях реализации названного указа Министерством образования Республики Таджикистан совместно с ведущими специалистами в области преподавания русского языка, с известными учеными республики в области педагогики и методики преподавания языков, с НИИ педагогических наук Таджикистана была разработана «Государственная программа совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на 2004-2013 годы».

Предусмотренные меры по реализации данной программы свидетельствуют о том, что государство в полной мере осознаёт необходимость через систему образования в целом и через качественное языковое обучение в частности обеспечить реальные условия развития таджикско-русского двуязычия. В частности, в ней предусмотрено в течение 10 лет провести следующие мероприятия.

1. Финансовым министерствам для осуществления программы изыскать средства (привлекая бюджетные, внебюджетные, коммерческие предприятия и организации, международные финансовые институты, общественные организации, отдельных граждан и спонсоров) для осуществления поэтапного финансирования намеченных программой мероприятий.

2. Министерству образования Республики Таджикистан и Академии наук республики совместно с соответствующими министерствами и ведомствами осуществить конкретные меры по подготовке и обеспечению научно-педагогическими кадрами, совершенствованию их методической подготовки, создать систему изучения русского (и английского) языка для всех слоёв населения Республики Таджикистан.

3. Министерству культуры РТ увеличить количество культурно-массовых мероприятий для детей и молодёжи, осуществлять качественное издание учебников и учебной литературы на русском и английском языках.

4. Государственному комитету по телевидению и радиовещанию при правительстве РТ совершенствовать программы передач на русском и английском языках и увеличить эфирное время для их вещания.

5. Союзу писателей и Академии наук РТ обеспечить перевод художественной, научной и научно-популярной литературы на русский, английский и таджикский языки.

Во введении к документу отмечается, что знание русского и английского языков, повышение их статуса в современ-

ном таджикском обществе будет осуществляться не в ущерб государственному языку, поскольку «хорошее владение иностранным языком невозможно без глубокого знания родного языка...; языковая культура межнационального общения тем выше, чем выше культура национального языка, а культура языка неотрывна от общего культурного уровня населения, от воспитания общей культуры гармонично развивающейся личности». Данное видение языковой ситуации имеет консолидирующую направленность для многонационального общества Таджикистана.

В документе достаточное внимание обращено на имеющиеся недостатки в преподавании русского и английского языков, а именно: слабая материально-техническая база; недостаточное оснащение образовательных учреждений современным обучающим оборудованием; невысокое качество преподавания; низкий уровень подготовки и переподготовки педагогических кадров; отсутствие научной, методической, лексикографической и справочной литературы; недостаточное использование инновационных технологий и моделей обучения; дефицит высококвалифицированных специалистов, а также низкий уровень оплаты труда учителя.

Исходя из указанных недостатков и основной цели - совершенствование и развития двуязычия с русским языком -в документе предполагается реализовать следующие задачи [4]:

1) развитие русского языка как средства межнационального общения государств-участников СНГ, народов Республики Таджикистан;

2) введение непрерывного обучения русскому языку на всех образовательных ступенях, начиная с дошкольного обучения;

3) обновление содержания и методов обучения русскому языку в соответствии с Национальной концепцией образования в Республике Таджикистан;

4) целенаправленная подготовка и переподготовка национальных кадров по русскому языку;

5) ориентирование на качественную и практическую подготовку обучающихся русскому языку с целью его дальнейшего практического использования в профессиональной деятельности;

6) создание соответствующей материально-технической базы для обучения русскому языку;

7) создание программы по изучению русского языка для всех слоёв общества;

8) формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

9) обеспечение правовой основы обучения русскому языку в частном секторе;

10) разработка комплекса мер по пропаганде русского языка с помощью периодической печати, радио, телевидения.

Отмечается, что для реализации поставленных задач необходимо «создать предпосылки для бесконфликтного функционирования русского и английского языков в условиях существующего в стране многоязычия по обеспечению преподавания русского и английского языков на всех ступенях образовательного процесса на базе новых учебников и новейших образовательных технологий, разработанных с учётом родного языка, культуры таджикского народа».

Несмотря на то, что в целом действительно делается

много для сохранения функциональной нагрузки русского языка в системе образования и в других сферах жизни и деятельности населения Таджикистан, следует все же отметить, что в условиях изменившейся языковой ситуации в 1991-2000 годы резко снизился интерес обучаемых к русскому языку как учебному предмету в средних школах и вузах. Вызвано это прежде всего сужением общественных функций русского языка в республике, с миграцией русскоязычного населения значительно сократилась речевая среда на русском языке, у школьников исчезла объективная потребность в русскоязычном общении, мотивировавшая прежде учебную деятельность на уроках русского языка. Кроме того, русскоязычные сверстники - от дошкольников до юношей 20-25 лет - активно овладевают разговорным таджикским языком (государственным), и практика общения учащихся - таджиков и русских - на русском языке вне стен школы ограничивается до минимума.

В последние годы интерес к русскому языку стал расти за счёт того, что отношения экономического и культурного сотрудничества между Россией и Таджикистаном приобретают с каждым годом всё более реальные формы за счёт того, что молодёжь республики связывает перспективу своей дальнейшей жизни с возможностью получить работу в России. Эти факторы социальной жизни уже нашли отражение в школьной и вузовской учебной аудитории - усиливается

личностная мотивация изучения русского языка.

Одним из реальных показателей возросшего интереса к русскому языку является возрастающее с каждым годом количество таджикоязычных и узбекоязычных школьников в школах и классах с русским языком обучения. Так, в 20042005 учебном году количество учащихся в первых классах с русским языком обучения школ и гимназий г. Душанбе доходило до 36, 40, 43 и даже до 51 ребёнка (средняя школа № 20). Из них детей, для которых русский язык родной, - от 0 до 7 человек, в числе остальных есть владеющие русским языком школьники, но достаточное количество и не говорящих по-русски детей (до 30 и выше) [4]. В средних и старших классах также часто можно встретить переведённых из таджикской или узбекской школы учащихся. Этот процесс наблюдался в школах Таджикистана в 70-80-е годы ХХ века, а в настоящее время этим процессом охвачена большая часть прослойки городской интеллигенции.

Другой проблемой средней школы с русским языком обучения является сокращение учебного времени. Как отметили учителя в рамках специального опроса, проведённого нами, Министерством образования Республики Таджикистан с 2003-2004 учебного года введён новый учебный план, в соответствии с которым, начиная со 2-го класса, часы по русскому языку и чтению сократились следующим образом (см. табл. 3).

Таблица 3

Классы Предмет Прежнее Новое Предмет Прежнее Новое

кол-во часов кол-во часов кол-во часов кол-во часов

(до 2004 г.) (до 2004 г.)

1кл. Азбука 5 5 Письмо 5 5

2кл. Рус. яз. 5 4 Чтение 5 4

3кл. Рус. яз. 5 4 Чтение 5 3

4кл. Рус. яз. 5 3 Чтение 5 3

Сократился объём учебного времени и в старших классах школ с русским языком обучения (см. табл. 4). Здесь, как уже было сказано выше, уроки русского языка (родного для учащихся) и русской литературы сведены до минимума.

Таблица 4

Классы Кол-во часов по русскому языку Кол-во часов по русской литературе Всего часов

5-7 классы 3 часа 2 часа 5 часов

8 класс 2 часа 2 часа 4 часа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 класс 3 часа 2 часа 5 часов

10-11 классы 3 часа 2 часа + 1 час (этика или культура речи) 6 часов

Однако самую главную проблему представляет преподавание русского языка в школе с таджикским языком обучения и национальном вузе. Именно здесь должны укрепляться позиции русского языка в Республике Таджикистан, причём важнейшим звеном является всё-таки средняя школа, где русский язык изучается как неродной в объёме требований общего владения им.

Проблемы преподавания русского языка в средней школе с таджикским языком обучения в 2004-2005 учебном году ещё более усугубились в связи с тем, что сократилось количество часов, отводимых на изучение русского языка: во 2-6 классах - по 2 часа в неделю (вместо 3 часов), в 7-9 классах - по 2 часа в неделю (как было прежде), в 10-11 классах - по 2 часа в неделю (как было прежде). Ситуация в настоящее время (накануне 2006-2007 учебного года) показана в табл. 5.

Таблица 5

Классы По образовательному стандарту В 2004-2005 учебном году В 2005-2006 учебном году В 2006-2007 учебном году

2 класс 3 часа 2 часа 3 часа 3 часа

3 класс 3 часа 2 часа 3 часа 3 часа

4 класс 3 часа 2 часа 3 часа 2 часа

5 класс 3 часа 2 часа 2 часа 2 часа

6 класс 3 часа 2 часа 2 часа 2 часа

7 класс 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа

8 класс 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа

9 класс 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа

10 класс 3 часа 2 часа 3 часа 2 часа

11 класс 3 часа 2 часа 3 часа 2 часа

Всего в неделю 27 часов 20 часов 25 часов 22 часа

Как видно из таблицы, количество учебного времени, отводимого на изучение русского языка, колеблется, что отрицательно сказывается на работе педагогов средней школы, вносит ощущение нестабильности, отвлекает внимание учителей, не позволяет сконцентрироваться на выработке определённых методических подходов к преподаванию русского языка. Кроме того, в соответствии с новой программой (2003 г.) изучение русской литературы в школьной программе вовсе аннулировано. Русский язык преподается с помощью интегрированного принципа - на основе текстов из русской литературы, учителя самостоятельно определяют объём материала по литературе, так как в программе этот аспект не конкретизируется. В 2005-2006 учебном году предмет стал называться «Русский язык и литература», в настоящее время (накануне 2006-2007 учебного года) вернулись к прежнему наименованию - «Русский язык».

Учебные планы вузов предполагают изучение русского языка в объёмах, соответствующих приобретаемой специальности. В системе начального профессионального образования в национальных группах ещё в 2003 году предусматривалось от 50 (при получении неязыковой специальности в неязыковом СПТУ) до 200 часов (в процессе вузовской подготовки специалистов неязыкового профиля) в течение года. В неязыковых группах и на факультетах средних специальных и высших учебных заведений обучение русскому языку до 2006 года продолжалось в течение 4 семестров, т.е. двух лет обучения (в неделю - 2 часа). Однако в 2006-2007 учебном году в учебные планы национальных вузов внесены изменения: русский язык теперь будет изучаться в течение одного учебного года (2 семестра) в объёме 106 часов. На наш взгляд, этого крайне недостаточно, потому что роль русского языка в профессиональном образовании и в настоящее время остаётся значительной.

Так, в ряде высших и средних специальных учебных заведений республики спецдисциплины изучаются на русском языке. В образовательных учреждениях системы здравоохранения (медицинский университет, медицинские училища и колледжи) около 80% занятий читается на русском языке. На русском языке читаются спецдисциплины в Таджикском техническом университете, в Аграрном университете, Чкаловском горнометаллургическом институте и в других технических вузах. Многие предметы ведутся на русском языке и в образовательных учреждениях системы МВД, МБ, МО. Во многих республиканских вузах остались группы с русским языком обучения, где все предметы читаются на русском языке (ТТУ, ТГНУ, ТГПУ, ТГИЯ, ТИФК и некоторые другие), но их, естественно, мало, потому что мало русскоязычных абитуриентов. В них чаще всего учат-

ся те представители национальных меньшинств, которые не владеют в достаточной мере таджикским языком и не могут получить высшее образование на государственном языке. Степень владения русским языком для получения профессиональных знаний ими оценивается как достаточная. Только в РТСУ обучение в полном объёме осуществляется на русском языке.

Укреплению позиции русского языка в сфере образования способствует сотрудничество Таджикистана с Российской Федерацией. Ежегодно свыше 100 человек направляются на обучение по различным специальностям в РФ, и эта цифра имеет тенденцию к увеличению.

Одним из важных аспектов обучения языку на всех образовательных уровнях является наличие учебников, предусматривающих специфику обучения русскому языку в таджикоязычной аудитории. В 2005 году была создана комиссия по организации работы над школьными учебниками при Министерстве образования РТ. В обязанности комиссии входило определение авторского коллектива, подготовка учебников к публикации (написание, рассмотрение, рецензирование, редактирование рукописей). За достаточно короткий срок были представлены рукописи 10 учебников (со 2-го по 10-й классы включительно). Часть из рукописей рекомендованы к публикации и уже опубликованы - для 3, 5, 6, 8 классов; остальные находятся в процессе подготовки к публикации либо на рецензии.

Таким образом, русский язык в системе образования Республики Таджикистан существенно сократил свои функции по сравнению с советским периодом. Особенно тенденция к сокращению реального функционирования русского языка проявилась в период гражданского противостояния. Начиная с 2000 года в республике на уровне правительства и президента уделяется особое внимание проблеме обучения русскому языку, проблеме его функционирования. Связано это прежде всего с интенсивно развивающимися дружескими отношениями между Россией и Таджикистаном практически во всех областях.

Литература

1. Статистический сборник Министерства образования Республики Таджикистан / Под ред. Бокилова Б.Х. -Душанбе, 2004.

2. Статистический отчёт системы образования Республики Таджикистан. - Душанбе, 2005.

3. Хусейнзаде М.О. Народное образование Республики Таджикистан в период суверенитета (1991-2000 гг.). Дисс. ... канд. историч. наук. - Душанбе, 2002.

4. Шамбезода Х.Д., Дубовицкая И.М., Гусейнова Т. В. Проблемы функционирования русского языка в Республике Таджикистан. Душанбе, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.